Павел Петрович Бажов
Многим гордятся уральцы. И чудесной природой этих могучих гор, и их богатствами, и историей своего края, и заводами, которые были построены на Урале больше двухсот лет назад еще по приказу Петра Первого. Но гордятся они и своим земляком Павлом Петровичем Бажовым - уральским сказочником, прославившим свой край, его людей, его легенды и предания на весь мир.
Мудрый сказочник
Насупленные брови, добрые, внимательные глаза, большая седая борода — на фотографиях Павел Петрович Бажов выглядит старым, мудрым сказочником. Он и был сказочником. Только герои его сказок жили, казалось, в самых не подходящих для сказок местах: в горных шахтах, среди заводского шума. Словом, там, где родился и прожил свою долгую жизнь этот замечательный писатель и человек.
Колдунков
«Колдун уральский бородатый», — сказал о Павле Петровиче Бажове Демьян Бедный. В самом деле, даже фамилия Бажов происходит от местного слова «бажить» — то есть ворожить, предвещать. У Бажова и прозвище мальчишечье уличное было — Колдунков, и один из многих литературных псевдонимов — Колдунков Егорша . А без бороды — что за колдун?
- П.П.Бажов родился 15 января 1879 года в уральском городке Сысерть в семье горного мастера Петра Васильевича Бажова. Детство мальчик провел среди горнорабочих и старателей. Урал в то время был краем легенд.
- Семья часто переезжала с завода на завод, что позволило будущему писателю хорошо узнать жизнь обширного горного округа и отразилось в творчестве – в частности, в очерках «Уральские были» (1924).
- Бажов учился в Екатеринбургском духовном училище (1889–1893), затем в Пермской духовной семинарии (1893–1899) , где обучение было гораздо дешевле, чем в светских учебных заведениях .
- До 1917 работал школьным учителем в Екатеринбурге и Камышлове. Каждый год во время летних каникул путешествовал по Уралу, собирал фольклор.
После Февральской и Октябрьской революций, Бажов ушел в работу общественных организаций. С начала открытых военных действий вступил добровольцем в Красную Армию и принимал участие в боевых операциях на Уральском фронте.
- Работал журналистом в дивизионной газете «Окопная правда», в камышловской газете «Красный путь», а с 1923 – в свердловской «Крестьянской газете».
- Работа с письмами читателей-крестьян окончательно определила увлечение Бажова фольклором. По его позднейшему признанию, многие из выражений, найденных им в письмах читателей «Крестьянской газеты», были использованы в его знаменитых уральских сказах.
Прошли годы… Стал Павел Петрович учителем, обучал ребятишек грамоте, а в летнюю пору путешествовал по родному краю, что видел да примечал, что слышал-записывал.. А когда стал писателем, рассказал об этом в своих сказах.
Он раздвинул железные скалы.
Глянул в душу дремучих лесов.
И оправлены в мудрые сказы
Самоцветы немеркнущих слов.
Взял цветы на таинственном камне,
Что невидимы нам до поры,
И устлал к нам тропу лепестками,
Пред Хозяйкою Медной горы.
- Это удалось ему в середине 1930-х годов, когда он начал публиковать свои первые сказы. В 1939 Бажов объединил их в книгу Малахитовая шкатулка (Государственная премия СССР, 1943 ), которую впоследствии дополнял новыми произведениями. Малахит дал название книге потому, что в этом камне, по Бажову, «радость земли собрана».
Был Павел Петрович уже немолод, подросли его дети, серебряной стала борода, поэтому и назвали его сразу ласково «дедушка Бажов»
День и ночь работал старый сказочник: крупица к крупице, слово к слову, искра к жемчужине – лист за листом оживали
сказы Бажова.
- Главная тема бажовских сказов – простой человек и его труд, талант и мастерство. Связь с природой, с тайными основами жизни осуществляется через могущественных представителей волшебного горного мира. Один из самых ярких образов такого рода – Хозяйка Медной горы, с которой встречается мастер Степан из сказа Малахитовая шкатулка.
- «Серебряное копытце» впервые напечатано в
- 1938 г . в альманахе «Уральский современник».
- П. Бажовым в соавторстве с Евгением Пермяком написана пьеса "Серебряное копытце" для детей младшего возраста. Опубликована она в журнале "Затейник"
- «Серебряное копытце» – один из удивительнейших сказов Павла Петровича Бажова. Как любой сказ, он основан на народных преданиях и легендах Урала, издавна славившегося добычей драгоценных камней.
- В этой истории, главным стержнем является дух доброты, взаимопомощи, веры в удивительное чудо, детской чистоты, сохранить и пронести через всю жизнь которую, мало кому удается.
- Сказка «Каменный цветок» имеется в сборнике под названием «Малахитовая шкатулка». Этот сборник вышел в свет в 1939 году .
Есть на свете сила, которая вмещает в себя и красоту, и любовь.
Сила эта мастерством прозывается и не каждому дается. А если овладел мастерством,
дело с любовью делаешь, тут и красота придет, и неважно, цветок ли ты из камня делаешь, конька ли крылатого на сабле чеканишь или уголь обжигаешь, главное, чтобы в каждом деле душа живая была.
Найдешь свою живинку, и тогда ничто, даже смерть не страшна: « Работа она штука домовская. Человек умрет, а дело его останется.»
Любимые герои Бажова - мастера, которые стремятся познать тайны своего ремесла. Не случайно именно Даниле-мастеру открывает свои секреты Медной горы Хозяйка, хранительница подземных богатств, хранительница тайн мастерства и красоты.
- Главная тема сказов Бажова - это радость творчества, умение жить в гармонии с природой, находить счастье в самой жизни. Счастье для героев Бажова не в богатстве (хотя добрых и трудолюбивых ждет награда по заслугам), а в творчестве, труде, познании природы, в простых житейских радостях.
- Скончался Павел Петрович Бажов
- 3 декабря
- 1950 года
- в Москве, похоронен в Екатеринбурге.
Пересказ биографии П.П. Бажова по тетради