СЕРЬЕЗНОЕ ИСКУССТВО, КАК И ВСЯКОЕ СЕРЬЕЗНОЕ ДЕЛО, ТРЕБУЕТ ВСЕЙ ЖИЗНИ.
И. Гончаров
- Писатель родился в 1812 г. В Ульяновске в семье богатого сибирского купца.
- Отец умер рано, оставив семье крупное состояние
- «Дом у нас был, что называется, полная чаша… Большой двор, даже два двора…Свои лошади, коровы, даже козы и бараны, куры и утки – все это населяло оба двора….словом, целое имение, деревня…»
Дом-музей Гончарова в Ульяновске
Горжусь… что имел подобную мать, ни о чем и ни о ком у меня мысль так несветла, воспоминание так не свято, как о ней.
И. Гончаров – сестре А.А. Кирмаловой, 5 мая 1851г.
Авдотья Матвеевна Гончарова
По смерти нашего отца он более и более привыкал к нашей семье, потом принял участие в нашем воспитании… добрый моряк окружил себя нами, принял нас под свое крыло, а мы привязались к нему детскими сердцам, забыли о настоящем отце. Он был лучшим советником нашей матери и руководителем нашего воспитания.
И. Гончаров. Воспоминания
Николай Николаевич Трегубов
Так купеческие дети получили типично дворянское воспитание
Московское коммерческое училище
(1822)
Частный пансион священника Троицкого
Московский университет (1831)
Н. П. Огарев
В.Г. Белинский
М.Ю. Лермонтов
Мы, юноши… смотрели на университет, как на святилище, и вступали в его стены со страхом и трепетом
И. Гончаров. Воспоминания
К.С. Аксаков
В 1834 г, переехав в Петербург, поступает на службу в Министерство финансов переводчиком иностранной переписки.
Активно готовит себя к писательской деятельности
Сближается с семьей известного художника Майкова, сыновьям которого преподает словесность и латынь.
Участвует в издании рукописного альманаха «Подснежник», являясь автором романтических стихов.
Майков Николай Аполлонович
Л.Н. Толстой
Д.В. Григорович
А.В. Дружинин
И.С. Тургенев
И.А. Гончаров
А.Н. Островский
Редакция «Современника», 1856
1846 г . - знакомство В. Г. Белинским и начало сотрудничества с журналом «Современник», которое не стало, однако, дружбой, так как по своим политическим взглядам Гончаров был весьма умеренным либералом.
1849 г. - в «Литературном сборнике журнала «Современник» появилась глава из будущего романа – «Сон Обломова», которая пострадала от цензорского карандаша. Это омрачило настроение Гончарова и надолго приостановило его работу над романом.
1856 г. – переходит из министерства финансов в министерство просвещения на должность цензора
1865 г. – член Главного управления по делам печати
1867 г. – выходит в отставку в чине генерала
В последние годы жизни часто выезжает за границу на лечение
Фото 1861 г.
«Обыкновенная история»
1847
«В «Обыкновенной истории» показана «ломка старых понятий и нравов – сентиментальности, карикатурного преувеличения чувств дружбы и любви, поэзии и праздности»
И. А. Гончаров
В 1852 г. Гончаров в качестве секретаря адмирала Путятина отправляется на фрегате «Паллада» в кругосветное плавание. Вернувшись из путешествия, писатель оформляет свои впечатления в книге очерков «Фрегат «Паллада »
«Обломов»
1847 - 1859
«История о том, как лежит и спит добряк-ленивец Обломов и как ни дружба, ни любовь не могут пробудить и поднять его, - не бог весть какая важная история. Но в ней отразилась русская жизнь, в ней предстает перед нами живой, современный русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью…»
Н. Добролюбов «Что такое обломовщина?»
«Обрыв»
1869
РОМАН «ОБРЫВ» РОДИЛСЯ У МЕНЯ В 1849 ГОДУ НА ВОЛГЕ, КОГДА Я, ПОСЛЕ 14-ЛЕТНЕГО ОТСУТСТВИЯ , ПЕРВЫЙ РАЗ ПОСЕТИЛ СИМБИРСК, СВОЮ РОДИНУ .
И.А. Гончаров
Эти романы отражают существенные стороны жизни русского общества 40 - 60-х годов. Они объединены чертами характера персонажей, проблематикой.
ДВА УКЛАДА
БУРЖУАЗНЫЙ
ПАТРИАРХАЛЬНЫЙ
Крепостнические порядки, инертность и однообразие помещичьей жизни
Активное отношение к жизни, проявление откровенного эгоизма
Илья Ильич Обломов
дворянин капитулирует перед действительностью
Александр Райский
дворянин уходит от жизни, увлекаясь искусством
Александр Адуев
дворянин приспосабливается к жизни и перерождается в буржуа
1891 г. 27 сентября – скончался от воспаления легких.
Памятник Гончарову в Симбирске
Памятник-бюст Гончарову
Диван и тапочки Обломова
Создание
Роман вышел в 1859г, когда Россия стояла на пороге экономических перемен, вызванных необходимостью отмены крепостного права. Оно тормозило развитие страны. Одним из его порождений стало явление, которое называют «обломовщиной». Изображая судьбу своего героя, писатель анализирует причины возникновения в русской жизни этого типичного социального явления.
Главная тема романа – судьба поколения, ищущего своё место в обществе, истории, но не сумевшего найти правильный путь
1848 год – первый вариант «Сна Обломова»
Март 1849 г. – первая публикация «Сна Обломова»
1852 год – работа прервана из-за путешествия
29 ноября 1855 г. – почти закончена первая часть романа
Июнь – июль 1857 г. – «мариенбадское чудо» (запад Чехии): роман практически завершен
Январь – апрель 1859 г. – журнал «Отечественные записки» знакомит читателей с новым романом И. А. Гончарова
Замысел романа
- Этим романом писатель показал, как условия помещичьего быта и дворянского воспитания порождают в герое апатию, безволие, равнодушие.
Главная тема романа
- Главная тема романа – судьба поколения, ищущего свое место в обществе, истории, но не сумевшего найти правильный путь.
Идейная направленность
- «Я старался показать в «Обломове», как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в ... кисель — климат, среда захолустья, дремотная жизнь и еще частные, индивидуальные у каждого обстоятельства».
- И.А.Гончаров
В романе поставлены вопросы
- о подлинной дружбе, любви,
- о гуманизме,
- о равноправии женщины,
- о настоящем счастье,
- осуждает дворянский романтизм.
Идейный стержень романа
- «Обломовщина» – это прежде всего отсутствие высокой цели жизни, пренебрежение к труду, стремление к покою, подмена живого дела мечтами, равнодушное отношение к общественной жизни .
Место действия романа
Петербург
(только в IX главе «Сон Обломова» действие перенесено в Обломовку).
Композиция романа
- показать условия, порождающие лень и апатию, проследить, как постепенно гаснет человек, превращаясь в мертвую душу. Все действия происходят вокруг главного героя — Ильи Ильича Обломова. Он объединяет вокруг себя всех действующих лиц. Действия в романе мало (особенно в первой части). Все внимание писателя сосредоточено на тончайшей отделке характеров.
Экспозиция романа
- Экспозицию составляют первая часть романа и две первые главы второй части. Такая большая экспозиция нужна писателю для того, чтобы полнее показать условия, в которых формировался Обломов как личность, чтобы проследить его эволюцию.
Завязка романа
- В III и V гл. второй части завязывается узел события — знакомство Обломова с Ольгой, зарождающаяся любовь и составляет завязку.
Развитие действия
- VI - XI главы этой части - развитие действия . Чувство Обломова к Ольге крепнет, но он сомневается, сможет ли он отрешиться от лени, о чем мы узнаем из его письма к Ольге.
Кульминация романа
- Кульминация — XII глава третьей части. Илья Ильич объяснился в любви Ольге. Но он не может пожертвовать своим покоем, что приводит к быстрому разрыву.
Развязка романа
- Этому посвящены XI - XII главы третьей части, которые составляют развязку . В них показана несостоятельность и банкротство Обломова.
Постпозиция романа
- В четвертой части - дальнейшее угасание героя. Он находит идеальные условия жизни в доме Пшеницыной. Он снова в халате целыми днями лежит на диване. Герой терпит окончательное крушение. Это постпозиция . Параллельно показаны взаимоотношения Ольги и Штольца.
Эпилог романа
- В эпилоге ( XI гл. четвертой части) Гончаров говорит о смерти Обломова, судьбе Захара, Штольца, Ольги. Эта глава объясняет смысл «обломовщины». Таким образом, показывая последовательное увядание Обломова, превращение его в «мертвую душу», Гончаров показал главного героя в моменты взлетов и в дни падения, раскрыв его борьбу с самим собой. И все это дано в ярких картинах жизни, авторские рассуждения же сведены до минимума.
Сюжет романа
- По поводу сюжета существуют две точки зрения.
Сюжет романа
- Первая утверждает, что в романе две сюжетные линии: Обломов — Ольга и Штольц – Ольга . Ольга связывает обе линии воедино, но идейное противопоставление героев остается.
- Вторая точка зрения профессора А.Г. Цейтлина, считающего, что в романе одна сюжетная линия. В романе все события подчинены одной цели — показать постепенное превращение Обломова в «мертвую душу». Главы же, в которых воссоздаются отношения Штольца и Ольги, призваны оттенить судьбу Обломова.