СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Бинарный урок по предмету "Культура добрососедства", тема "Музеи - хранители памяти"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сравнительная характеристика и презентации Ливадийского дворца - музея и школьного краеведческого музея. Выступления учащихся 6 и 3 классов.

Просмотр содержимого документа
«Бинарный урок по предмету "Культура добрососедства", тема "Музеи - хранители памяти"»

Бинарный урок в 3 и 6 классах

Курс «Культура добрососедства».



Учитель МБОУ «Ливадийская средняя школа» Запорожец Василиса Николаевна





Тема урока: «Музеи – хранители памяти»

Цели:

обучающие: ознакомить детей с понятиями «память», «памятник», «музей», выяснить, почему музеи – хранители памяти;

углубить знания детей о Ливадийском дворце, о памятниках археологии, этнографии, истории и архитектуры;

развивающие: развивать умения учащихся комментировать и описывать экспонаты музея, представленные в мультимедийной презентации, развивать память, речь, кругозор, логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, делать выводы; прививать интерес к истории своего региона, народа;

воспитывающие: воспитывать любовь к родной земле, толерантное отношение ко всем народам, уважение к их культуре, чувство патриотизма, ответственности, бережного отношения к памятникам.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация, таблицы с вопросами, опорными словами, экспонаты школьного музея.

План урока:

1.Организационный момент, знакомство с учащимися методом «Микрофон».

2. Сообщение темы, целей и задач урока.

3. Рассказ учителя.

4. Актуализация опорных знаний.

5. Рассказ учителя.

6. Презентация (6 класс)

7. Беседа с учащимися 3 класса.

8. Презентация (3 класс)

9. Закрепление.Беседа с учащимися 3 и 6 классов.

10 Итог урока.

11.Домашнее задание.

Ход урока:


1.Организационный момент. «Микрофон».

Учитель 3 класса

Здравствуйте, ребята и уважаемые гости!

Перед тем, как начать нашу совместную работу, давайте познакомимся друг с другом.

Представьте, что это микрофон. Каждый из вас громко и чётко должен представиться, включая гостей, назвать своё имя и самое лучшее, на ваш взгляд, качество своего характера.

Вот и хорошо. Вы все познакомились друг с другом, и мы можем начинать работу.

2. Сообщение темы, целей и задач урока.

Сегодняшний урок очень необычный для всех нас уже потому, что проводить его буду я и учитель истории нашей школы (представляю), а ещё – на уроке присутствуют ученики 3 и 6 классов. Нам предстоит узнать и увидеть много нового и интересного из истории нашего посёлка, города, полуострова, попробовать себя в роли ведущих и зрителей, совершить увлекательные экскурсии в музеи нашего посёлка, выяснить что такое память и памятники, ответить на вопрос: почему музеи являются хранителями памяти?

Итак, тема нашего урока: «Музеи – хранители памяти».

3.Рассказ учителя, беседа

Учитель истории:

-Что такое память, памятники?

Память – это способность нашего мозга сохранять различные сведения и воспроизводить их.

Без памяти невозможно не только учение, но и вся человеческая жизнь. Память справедливо называют хранительницей разума человека, сокровищницей его знаний и умений.

Но только ли затем дана нам память, чтобы помнить своих родственников, прочитанную книгу, имя, дату рождения, название улицы, что вчера было на уроке?

- А что по этому поводу думают ребята 6 класса?

Ответы учащихся. (Память нам нужна, чтобы помнить многовековую мудрость народа, его исторический опыт и традиции, всё то, что объединяется в понятии «историческая память человечества»).

Учитель:

От слова «память» происходит слово «памятник». Памятники – это зарубки, знаки, вехи человеческой памяти то, что нужно сохранить, запомнить навсегда. Нет ни одного города, посёлка, села без памятников. Их оберегают, стараются сохранить для последующих поколений.

4. Актуализация опорных знаний.

Учитель 3 класса:

-Ребята, давайте вспомним, какие виды памятников бывают? (Слайды с названием памятников после ответов учащихся).

Виды памятников:

  1. Природные

  2. Археологические

  3. Архитектурные

  4. Памятники истории

  5. Памятники искусства

  6. Документальные

5.Рассказ учителя

Учитель истории:

-Что такое музей?

Слово музей в Древней Греции - «мусейон», означало «храм муз». Греки называли музами богинь – покровительниц историков, астрономов, поэтов, певцов, танцоров и других представителей творческих профессий. Современный музей – это учреждение, которое занимается сбором, изучением, хранением и экспонированием (показом) предметов – памятников истории и культуры.

6.Презентация. (6 класс). Ливадийский дворец.

7.Беседа с учащимися 3-го класса.

- Кто построил Ливадийский дворец?

- К какому виду памятников относится Ливадийский дворец?

- Чем знаменит Ливадийский дворец?

8.Презентация экспонатов школьного музея

Учитель 3-го класса:

Конечно, Ливадийский дворец – знаменитый памятник и как музей, и как архитектурное сооружение. Но у нас в школе есть свой музей. Он тоже хранитель памяти.

Сейчас дети 3-го класса расскажут о нём и покажут всем нам некоторые экспонаты из музея школы. А для ребят 6-го класса задание: приготовьтесь ответить на вопрос:

-Чем отличаются эти два музея, два памятника?

Презентация экспонатов школьного музея.

1.)Археологические памятники. (черепок из Херсонеса, фрагмент вазы из крепости Иссары, турецкая секира).

1 школьник

В нашем школьном музее есть памятники археологии. Это черепок, кусочек разбитого глиняного сосуда из древнегреческого города Херсонеса Таврического, который располагался на месте нынешнего Севастополя. Ему 2 тысячи 300 лет.

2 школьник

Перед вами фрагмент вазы из крепости Иссары. В этой крепости в 8 веке обитали тавры – жители древней Ливадии.

3 ученик

А эту секиру оставил турецкий солдат в 15 веке при завоевании крепости.

2.)Исторические военные и документальные памятники. (Каска советского солдата, каска и сапог немецкого солдата, фотографии).

Ученик

Фото №1(о концлагере)

Ученик

Следующая экспозиция школьного музея посвящена Великой отечественной войне. Этот стенд рассказывает об узнице Освенцима, Анне Польщиковой, которая жила в нашем городе. Она попала в этот страшный фашистский лагерь, где убивали людей, вместе с маленьким сыном. Анна рассказывала о зверских, издевательствах над пленными со стороны гестаповцев, о мучениях узников, расстрелах, казнях, пытках и т.д. Чудом она осталась жива благодаря советским воинам, которые освободили пленников.

Ученик

Фото № 2. (фотокорреспондент)

Очень большую работу во время войны проводили военные корреспонденты. Они фотографировали бойцов, военные действия, технику и рассказывали людям о войне. В этой витрине хранятся работы военного корреспондента Андрея Лубенко.

Ученик

Фото №3. (трофеи)

Великая Отечественная война не обошла стороной и Крым. Ожесточённые бои за каждый клочок земли велись под городом Севастополем.

В мирное время на месте этих боёв были найдены оружие и вещи, принадлежащие погибшим воинам. О некоторых из них мы сейчас расскажем.

Ученик

Перед вами лежит каска советского воина, она пробита пулей. Это говорит о том, что он сражался за свою Родину и погиб в бою. Имени этого героя мы не знаем, но мы знаем о том, что он отдал свою жизнь за наше с вами мирное будущее и мы благодарны ему за это. Память о погибшем солдате всегда будет жить в наших сердцах.

Учение

А это сапог немецкого солдата, который топтал нашу родную землю. Он тоже погиб в сражении под городом Севастополем. На месте гибели этого солдата было найдено письмо, из которого узнали, что ему было всего 19 лет. Своё письмо родным немец отправить не успел, но в нём он рассказывал, как ему трудно во время боёв и страшно, как в аду.

3.)Этнографические памятники. ( домотканое платье, прялка, татарский национальный костюм, лапти, рушник, марама).

Фото №4. (костюмы)

Ученик

Следующий раздел музея посвящён культуре народов Крыма.

В Крыму проживает очень много людей с различной культурой, языком, вероисповеданием. Это греки, немцы, болгары, армяне, караимы и многие другие. Но самыми многочисленными народами нашего полуострова являются русские, украинцы и татары. Перед вами русский и украинский народные костюмы, сорочки – вышиванки, кокошники и другие элементы национальных костюмов, рушники, вышитые кисеты, полотенца, а также татарский национальный костюм. В культуре всех этих народов много общего, а главное – их Родина – Крым и поэтому все население этого цветущего края должно жить в мире и согласии и беречь его.

Фото №5 (икона, самовар)

Ученик

Издавна, в русской избе и украинской хате, красный угол украшался иконами, потому, что и украинцы, и русские люди были глубоко верующими людьми. Перед иконами они обращались с молитвами к Богу, прося о прощении, заступничестве, помощи, молясь о болящих и тех, кто находился вне дома по самым разным причинам.

Фото №6,7 (деревянная, глиняная посуда, платки, вышивки)

Ученик

Когда-то в городах нашего полуострова были развиты различные ремёсла и о талантах крымских мастеров знали далеко за его пределами. Вы видите изделия ремесленников: самовар, шкатулка, деревянная и глиняная посуда, лапти, платки. Посмотрите к, такими красивыми платками покрывали свои головы и плечи русские, украинские и татарские женщины. Только вот у украинок платок – хутына, а у татарок – марама.

Прялка.

Это механическое устройство называется прялкой. С его помощью люди издавна из волокон шерсти или льна скручивали, пряли пряжу, т.е. нитки, из которых потом ткали ткани для пошива одежды и других нужд, а также вязали многие необходимые изделия. Этим, в основном, занимались женщины и девушки долгими зимними вечерами. Вот это платье соткано и сшито вручную ещё до войны бабушкой учительницы нашей школы. Посмотрите, как оно сделано! Какой искусной мастерицей была женщина, изготовившая его!

У этого платья есть своя история. Чтобы уберечь его от немцев, сохранить для семьи, платье положили в горшок и закопали в землю, а после войны достали. Это платье для нашей учительницы – память, ценная семейная реликвия и потому его так бережно хранят до сих пор, а чтоб и мы увидели это изделие, дали нам на урок.

Фото№8,9,10,11,12 (стена хаты, тын, аист, подсолнух, лапоть, яйца, рушники)

Ученик

А это фрагмент быта украинской семьи: часть хаты, аист – птица, которая считалась оберегом жилища украинцев, тын – забор, сплетённый из тонких веточек, подсолнух, одно их любимых растений народа Украины. Подсолнух тоже служил оберегом, украшающим элементам жилища, а также растением-кормильцем, дающим душистое и вкусное растительное масло, корм животным и многое другое.

Посмотрите на эти изделия русских и украинских мастеров. Лапти – обувь, плетёная из соломы, бересты. Есть различие в этих изделиях? В чём они, кто ответит?

А вот писанки, крашенки – разноцветные яйца, которые с великим мастерством и любовью изготавливали украинские женщины к Пасхе. Какие они красивые! Нет ни одного одинакового!

А рядом – вышитые полотенца, рушники. Удивительно талантливые люди сделали всё это своими руками!

4.)Иторические памятники (Греция: портрет и фотографии)

Ученик

Познакомившись с материалами нашего школьного музея, мы узнали и об истории нашего посёлка. Вот она. Ливадию основал в конце 18 века греческий морской офицер Ламброс Кацонис (портрет). Эти земли пожаловал ему в награду за хорошую службу Павел I. Ламброс Кацонис назвал свои земли Ливадией в честь своего родного города в Греции.

Ежегодно в Ливадию приезжает делегация из Греции и оставляет на память сувениры, книги, фотографии и подарки, которые рассказывают о греческом городе Ливадия. Так наладилась дружба между жителями крымского посёлка Ливадия и греческим городом с таким же названием – Ливадия.

9.Закрепление полученных знаний.

Учитель истории:

Сегодня на уроке вы, ребята, узнали очень много нового. Давайте вспомним, о чём шла речь на нашей встрече.

- С какими музеями нашего посёлка вы познакомились?

- Чем они отличаются?

- Что такое память?

- А что такое памятник?

- Какие бывают памятники?

- Музей – это…

- Какие экспонаты школьного музея были представлены на нашем уроке?

- Как надо относится к памятникам?

Молодцы, вы все правильно отвечали на вопросы и запомнили всё, о чём мы говорили на уроке.

10.Итог урока.

Учитель 3-го класса

Сегодняшний урок заканчивается.

- Какие впечатления остались у вас от урока? Понравился ли он вам?

Дети, вы сегодня узнали много нового и интересного. Большое вам спасибо за участие, активную работу на уроке и подготовку к нему.

Урок окончен.

11.Домашнее задание.

Узнать у родителей и родственников о реликвиях, памятных вещах, которые остались от предков и которые берегутся и являются ценностями семьи.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!