СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Бинарный урок "Нравственный выбор: месть или милосердие?"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Бинарный урок в 10 классе (история + литература) с целью углубления знаний по истории и нравственного развития обучающихся

Просмотр содержимого документа
«Бинарный урок "Нравственный выбор: месть или милосердие?"»

Бинарный урок нравственный выбор: месть или милосердие?

Цель: рассмотреть феномен мести как одного из сложнейших противоречивых явлений в жизни человеческого общества в сравнении с таким противоположным явлением как гуманизм, человеколюбие, милосердие

Задачи:

Обучающие:

продолжить знакомство учащихся с особенностями становления Древнерусского государства, характеристикой его системы управления, с внутренней и внешней политикой первых русских князей;

продолжить знакомство и анализ произведения Загоскина «Матерь человеческая»

Развивающие:

развивать умение выявлять и анализировать авторскую позицию;

развивать умение прослеживать причинно-следственные связи исторических событий;

развивать монологичную речь учащихся, умение аргументировано отстаивать свою точку зрения;

развивать умение анализировать исторический источник, художественный текст;

развивать связную грамотную речь;

развивать память, внимание, логическое и образное мышление

Воспитывающие:

формирование у обучающихся морально – этического восприятия сложных жизненных ситуаций;

воспитание интереса и уважения к истории России;

воспитание любви к художественному слову;

воспитание чувства патриотизма

Оборудование: ПК, телевизор

Ход урока

Звучит клип «Песня старого монаха»

Т.: сегодняшний наш урок мы начали с песни Валерии Стебловской «Молитва старого монаха»

Ж.: Ребята, скажите, о чем данная песня, как вы понимаете смысл данных слов?

Ответ: о жестокости, раскаянии

Т.: сегодняшний наш урок будет посвящен именно этой теме «Нравственный выбор: месть или милосердие?», в конце урока мы попытаемся ответить на вопрос, как может, как должен поступать человек в критических ситуациях по отношению к врагу: месть или милосердие? Как поступить: подчиниться ли желанию отомстить и вступить в бесконечный порочный круг, дать поглотить, себя этому разрушающему чувству или разорвать порочный круг, сумев простить? На примере двух героинь княгини Ольги и простой русской женщины Марии мы попробуем разобраться в этом непростом вопросе.

Ж.: вы разделены на группы, у каждой из которых свои задания по истории и по литературе. «Предание нарекло Ольгу Хитрою, церковь Святою, история Мудрою, – писал Н. М. Карамзин. – Великие князья до времен Ольгиных воевали – она правила государством…»

Давайте вспомним, что известно нам о жизни Ольги – краткая историческая справка.

Ученик: Родилась княгиня Ольга около 890г., умерла 11 июля 969г. Про происхождение княгини Ольги. Существует три версии:

  • Ольга была крестьянкой из-под Пскова;

  • Ольга - уроженка знатного новгородского рода Гостомысла;

  • Ольга варяжского происхождения, дочь варяга из дружины князя Олега (имя Ольга - Хельга).

Позднейшая легенда (XVI в.) передает сказание о том, как однажды киевский князь Игорь охотился в лесах у Пскова. Здесь он встретил на своем пути реку и, увидев стоявший у берега челн, попросил перевезти его. Перевозчиком оказалась крестьянская девушка Ольга. Игорь был поражен ее умом. Когда же он, «некие глаголы претворяше к ней», получил отпор на свои «стыдные словеса», то, согласно легенде, тогда же и посватался к ней. Сообщения летописи о происхождении Ольги имеют мало общего с бесхитростным народным повествованием. По летописной традиции Ольга была «приведена» в 903 году в Киев в качестве будущей жены Игоря его родственником («от рода ему сущий» сказано в летописи) князем Олегом из «Плескова» (Пскова), то есть когда ей уже исполнилось 12 лет. И была она из варяжского рода.

Первая группа – предварительное задание по исследованиям ученых историков о положении женщин в Древней Руси, вопросы:

  1. Условия возникновения брака? Ответ: умыкание, купля, привод - договор

  2. Формы брака? Ответ: многожёнство только у знатных, затем у богатых, наложничество

  3. Положение женщин в семье. Ответ: положение жены приравнивалось к положению рабыни, но все зависело от условий возникновения брака.

  4. Как должна была поступить по обычаю жена умершего или убитого мужа? Ответ: справлялась тризна и жена должна была быть убита и похоронена путём сожжения и насыпания кургана вместе с мужем, обеспечивая ему и себе место в раю. Выход замуж второй раз не приветствовался, это расценивалось как прелюбодеяние. Если же случался второй брак, то она становилась собственностью мужа. Если жена оставалась живой после победы одного знатного воина над другим, то она считалась добычей победителя, и он решал, как с ней и ее детьми поступить.

  5. Почему Ольга не последовала древнему обычаю и не убила себя на тризне? Могла ли она так поступить и почему? Ответ: нет, т.к. сын был ещё мал и это означало бы распад государства, новые смуты, и что стало бы с сыном неизвестно.

Вторая группа изучает летопись на уроке и отвечает на вопросы:

  1. Как Нестор относится к мести Ольги? Из чего можно сделать такой вывод? Ответ: не высказывается никак, беспристрастно описывает события, но подробно

  2. Какая участь ждала ее сына и Ольгу в случае нового замужества? Ответ: она должна была бы подчиняться власти мужа, а ее сына убили бы, Мал стал бы правителем Киевской Руси.

  3. Каким правом воспользовалась Ольга, мстя за смерть мужа? Ответ: правом кровной мести

  4. Почему Ольга поступает так жестоко? Ответ: чтобы не допустить распада государства, наказать так, чтобы другим было неповадно, чтобы дружина и бояре увидели в ней достойного правителя, своего предводителя, т.к. институт княжения во многом держался на силе оружия и авторитете правителя.

  5. Раскаялась ли Ольга в содеянном в конце жизни? Ответ: да, приняла христианство, строила храмы и замаливала в них свои грехи, не считаясь с тем, что от нее после этого отвернулась и дружина и сын.

Третья группа – предварительное задание по источнику летописи «Повесть временных лет» Нестора, узнать и показать месть Ольги

Ж.: давайте обратимся к истории и послушаем и посмотрим, как же осуществила свою месть Ольга Нестор на гуслях (музыка гуслей):

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

И про эту старину

Я рассказывать начну,

Чтобы люди знать могли

О делах родной страны…

клип Мельницы Хельга, слова Нестора под музыку


Нестор: В 945 г. убили древляне киевского князя Игоря мужа Ольги за то, что он попытался собрать дважды с них дань. И пришли к Ольге в Киев послы древлян. и призвала их Ольга к себе, и сказала им:

Ольга: "Гости добрые пришли. Так говорите же, зачем пришли сюда?"

Послы: "Послала нас Деревская земля с такими словами: "Мужа твоего мы убили, так как муж твой, как волк, расхищал и грабил, а наши князья хорошие, потому что берегут Деревскую землю, - пойди замуж за князя нашего за Мала"

Ольга: "Любезна мне речь ваша, - мужа моего мне уже не воскресить; но хочу воздать вам завтра честь перед людьми своими; ныне же идите к своей ладье и ложитесь в ладью, величаясь, а утром я пошлю за вами, а вы говорите: "Не едем на конях, ни пеши не пойдем, но понесите нас в ладье", - и вознесут вас в ладье".

Нестор: Ольга приказала выкопать яму великую и глубокую на теремном дворе, куда и сбросила послов вместе с ладьей. И, склонившись к яме, спросила их Ольга:

Ольга: "Хороша ли вам честь?".

Послы: "Горше нам Игоревой смерти".

И повелела Ольга засыпать их живыми.

И послала Ольга к древлянам, и сказала им:

Ольга: "Если вправду меня просите, то пришлите лучших мужей, чтобы с великой честью пойти за вашего князя, иначе не пустят меня киевские люди".

Услышав об этом, древляне избрали лучших мужей, управлявших Деревскою землею, и прислали за ней. Когда же древляне пришли, Ольга приказала приготовить баню, и натопили баню, и вошли в нее древляне, и заперли за ними баню, и повелела Ольга зажечь ее от дверей, и тут сгорели все.

И послала к древлянам со словами:

Ольга: "Вот уже иду к вам, приготовьте меды многие в городе, где убили мужа моего, да поплачусь на могиле его и сотворю тризну по своем муже".

Они же, услышав об этом, свезли множество меда и заварили его. Ольга же, взяв с собою небольшую дружину, отправилась налегке, пришла к могиле своего мужа и оплакала его. И повелела людям своим насыпать высокий холм могильный, и, когда насыпали, приказала совершать тризну. После того сели древляне пить, и когда они опьянели, приказала дружине рубить древлян, и иссекли их 5000. А Ольга вернулась в Киев и собрала войско. В год 946 Ольга с сыном своим Святославом собрала много храбрых воинов и пошла на Деревскую землю к городу Искоростеню. И стояла Ольга все лето и не могла взять города, и замыслила так: послала она к городу со словами:

Ольга: "До чего хотите досидеться? Ведь все ваши города уже сдались мне и согласились на дань и уже возделывают свои нивы и земли; а вы, отказываясь платить дань, собираетесь умереть с голода".

Древляне: "Мы бы рады платить дань, но ведь ты хочешь мстить за мужа своего".

Ольга: "я уже мстила за обиду своего мужа, когда приходили вы к Киеву, и во второй раз, а в третий - когда устроила тризну по своем муже. Больше уже не хочу мстить, - хочу только взять с вас небольшую дань и, заключив с вами мир, уйду прочь".

Древляне: "Что хочешь от нас? Мы рады дать тебе мед и меха".

Ольга: "Нет у вас теперь ни меду, ни мехов, поэтому прошу у вас немного: дайте мне от каждого двора по три голубя да по три воробья. Я ведь не хочу возложить на вас тяжкой дани, как муж мой, поэтому-то и прошу у вас мало. Вы же изнемогли в осаде, оттого и прошу у вас этой малости".

Древляне же, обрадовавшись, собрали дань и послали к Ольге. Ольга же приказала привязывать каждому голубю и воробью тлеющий трут и отпустила их. Голуби же и воробьи полетели в свои гнезда, и не было двора, где бы не горело. И побежали люди из города, и приказала Ольга воинам своим хватать их, городских же старейшин забрала в плен, а прочих людей убила, а иных отдала в рабство мужам своим, а остальных оставила платить дань.


Ж.: так, по – язычески, жестоко отомстила Ольга своим врагами.

Т.: Более 10 веков отделяют нас от событий, с которыми познакомил нас автор Повести временных лет. Но и в наши дни вопросы, связанные с таким явлением как месть, по-прежнему волнуют людей. Своё представление, как может вести себя человек в подобной ситуации предлагает нам Виталий Закруткин автор повести «Матерь человеческая».


1. Краткое содержание повести.


2. Беседа по вопросам

Перечитаем вместе начало повести до слов: « Спустя много лет, я не могу не рассказать о ней людям…»


Вопросы к учащимся.

  • Почему автор говорит, что не имеет право забывать «эту женщину»?

  • Почему он вспоминает о ней, глядя на скульптуру Мадонны?

  • Почему Мария напомнила ему Богоматерь?

(На глазах Марии убиты муж и сын, соседка Феня, девочка Саня Зименкова, односельчане угнаны в Германию: от полной, яркой жизни не осталось ничего и ни кого, кроме нее самой. Зачем жить? И Мария молится:


« Я не могу жить, Господи, я не хочу жить. Может, Ты все-таки есть, Господи? Сделай так, чтоб я скорее отмучилась… Если Ты есть, Господи, видишь мое горе! Разве можно так жить? У меня все отняли, удавили любимого моего Ваню, и сыночка Васеньку удавили, дите ни в чем не повинное… И хаты наши все спалили, одна зала от них осталась. И Саню, девчонку, как звери убили. И людей всех угнали, никого не оставили… Не хочу я жить, Господи! Пошли мне смерть! Забери меня с этой земли…»

Общее: обе лишись своих детей, жестокая судьба, но и та, и другая нашли в себе силы жить после трагедии, чтобы сохранить память о погибших


  1. Работа с текстом.

Почему, глядя на скульптуру Мадонны, автор вспоминает именно эту женщину? Почему он не имеет права ее забыть?

Скульптура Мадонны будит его воспоминания о земной страдающей женщине и выпавшей на ее долю жестокой судьбе. Они обе пережили мученические казни своих детей, лишились самого святого для любой женщины, хоть Богоматери, хоть грешной земной. Они обе выжили после этого, чтобы сохранить свою любовь и память.

Писатель не стремится отождествить земную Марию и мраморную Мадонну. Их различает боль и сострадание одной и безразличие второй, человеческие приметы одной и приметы раскрашенной куклы у другой (бледно-желтое лицо, кукольные глаза). Автор стремится создать как бы живую икону женщины-матери, сохраняя ей имя Марии, Матери Человеческой. В конце повести Мария как бы «приобретает незримый нимб святости», и сама заключительная сцена напоминает икону. Символический образ материнства – образ мадонны с младенцем на руках, воплощенный в мраморе неизвестным художником, - оживил в памяти писателя то, что нельзя забыть: «Она стояла на покатом холме с младенцем на руках, босая, с распущенными волосами. Вокруг нее сгрудились дети, коровы, овцы, куры. Заметив нас, звонко заржали рыжие кони. Вверху носились белокрылые голуби. Командир полка снял фуражку, опустился перед Марией на колени и молча прижался щекой к ее безвольно опущенной маленькой жесткой руке…».

В повествовании мы видим страшную картину опустошения, хаоса и смерти, которая несет конец миру. Его избежала только одна женщина, женщина по имени Мария, которая хочет населить хоть кем-то этот опустевший и жестокий мир. Именно она станет той Матерью Человеческой, которая должна сохранить связь ушедшего и пришедшего ему на смену поколения. Именно она станет Матерью Человеческой всего людского рода.

Мы не знаем, случайно или неслучайно писатель дал этой женщине имя Мария, но видим, что она действительно достойна называться единой Матерью для всех нас.

Налицо почти библейский сюжет сотворения жизни из мрака разрушения и хаоса. Слабая женщина изо дня в день сражается с грозным враждебным миром. Она стала как бы центром мироздания, первым человеком на земле, который все видит и оценивает.

Автор показывает нам ту повседневность, которая приобретает историческое значение. Скромная доярка затерявшегося в степях, сожженного фашистами хутора, потеряв всех родных, оказалась без крова и пищи с сентября по апрель одна, да еще она ждет ребенка. Эта «слабая» женщина хранила в себе неимоверные силы: она перенесла роды, выходила ребенка, согрела любовью найденных сирот; она одна (!) работала за целую бригаду на брошенном поле. Она не одичала, не ожесточилась, а выжила и осталась человеком.

Жизнь родится заново. Это ли не христианский подвиг? Но… Земная Мария не верит в Бога, нельзя было верить в то время. Тогда была другая идеология, заставлявшая насильно отрекаться от веры, от церкви, от истины. Но внутренняя духовная жизнь человека не умерла, как бы ни желала этого советская система. Люди не могут забыть того, что сидело в них веками, и в подсознании человека вера живет, она не может умереть сразу. Пример этому - обращение Марии к Богу в самые трудные минуты.

«Я помру с голода, и так будет лучше… Скорей бы и мой конец пришел. Кому я теперь нужна? Не осталось у меня никого на свете, и я не хочу жить».

Оставшись одна, Мария молит Господа забрать ее к себе: «Я не могу жить, я не хочу жить. Если Ты есть, Господи, видишь мое горе! Разве можно так жить? У меня все отняли. Не хочу я жить, Господи! Пошли мне смерть! Забери меня с этой земли…».


Какие эпизоды приводит нам писатель, чтобы показать великую миссию этой женщины?

«…Там, в Германии, годами будет слезы лить, выплакивать свое горе твоя осиротевшая, потерявшая сына мать … и никто ей не скажет, и никогда она не узнает, кому нужна была твоя смерть на чужой земле… И Мария поняла, не могла не понять, что она – последний человек, которого обреченный на смерть немец видит в своей жизни, что в эти горькие и торжественные часы его прощания с жизнью в ней, в Марии, заключено все, что еще связывает его с людьми, - мать, отец, небо, солнце, родная немецкая земля, деревья, цветы, весь огромный и прекрасный мир, который медленно уходит из сознания умирающего. И его протянутые к ней худые, грязные руки и полный мольбы и отчаяния угасающий взгляд – Мария и это поняла – выражают надежду, что она в силах отстоять его уходящую жизнь, отогнать смерть…».

«… Перед смертным концом проснулась его совесть, и он плакал горькими слезами, и меня, чужую русскую женщину, называл мамой, и руки мне целовал, и в тот последний час его жизни, наверное, все женщины, которые живут на земле, показались ему одной матерью, которая всех любит, жалеет, голубит, и плачет, и терзается, и места себе не может найти, когда убивают ее родных мальчиков, деток ее любимых…».

Так оно и было. Всех, кого нашла Мария, и живых, и мертвых, стала считать она своими детьми. Матерь человеческая оплакивает всех, кого любит, жалеет, зовет. Умирающего немецкого мальчика она тоже назвала своим сыном. «И все, что пережила Мария в эти страшные дни, все потери, горе сдавили ей сердце, прорвались хриплым рыданием. И она запричитала, будто сама прощалась с жизнью:

- Сыночек мой, Васенька! Песчиночка моя бедная! Не уходи от меня, поживи хоть немножечко… Не бросай меня одну…».

Умирающую девочку Саню она просит: «Санечка, деточка моя, открой глазки, дите мое бедное, сиротиночка моя…».

Хороня молодого политрука, Мария причитает: «Милое ты мое дитя…».

Она находит чужих, измученных войной детей: «Голубяточки мои… Деточки родные…» и слышит от них тоже это святое великое слово – «мама». «А я и есть ваша мама. Был у меня один-единственный сыночек, а теперь вон вас сколько, и все славные, хорошие деточки…».

И, наконец, родив собственного ребенка, зубами разорвав «горячий плодный пузырь, она подумала: «В сорочке родился, счастливым будет».

После родов она ясно поняла, что «родила не только сына, родила всех детей истерзанной земли, требующих от нее, матери, защиты и ласки». Мы видим, что Мария уже не может не жалеть, не сострадать, не любить всех в ней нуждающихся. Она становится Матерью для всех.

«За ней послушно шли спасенные ею животные. Должно быть, их согревала любовь и привязанность к единственному живому человеку, к ласковой женщине, у которой были нежные руки и такой грудной, спокойный голос». Борьба с голодом, холодом, усталостью, долгое одиночество не сломили душу Марии, не иссушили ее сердца. Именно чувство близости к обездоленным, связь с родной землей и народом возвысили эту женщину до символа материнства – до Матери человеческой, а ее жизнь – до уровня жития.


  1. Самостоятельный анализ эпизода ( просмотр отрывка фильма «Матерь человеческая» Режиссер: Леонид Головня).

Осознать свою миссию помогают Марии не только мертвые, но и живые. И один из них-солдат Вернер Брахт.

1)Обратившись к тексту, опиши, кого увидела Мария в погребе?

2)Какое чувство к раненому солдату хотел вызвать у читателей автор повести? Как он этого добивается?

3)Мария решилась на убийство. Чем было вызвано это решение? Почему потом вдруг «мстительная решимость» покинула Марию и она «выронила вилы, ноги ее подкосились»? Что остановило женщину? Что предпринимает Мария? Почему она так поступает?

« Ненависть и горячая и слепая злоба захлестнули Марию, сдавили сердце…» : « убей убийцу». За «полураздавленным недобитым гадёнышем» она увидела «раскачивающегося на тополевой ветке Ивана, и босые ножки повисшей на тополе Фени, и чёрную удавку на детской шее Васятки…». Но жизнь повернула всё по- своему.

Раненый мальчишка успел сдавленно выкрикнуть единственное слово «мама»… «Слабый крик … пронзил её сердце, а короткое слово «мама» заставило содрогнуться от нестерпимой боли. Она упала на колени и, прежде чем потерять сознание, близко- близко увидела светло- голубые , мокрые от слёз мальчишеские глаза…»

Милосердие победило злобу, погасило чувство мести. И как награда за эти сострадание и мудрость к Марии возвращаются голуби, невольно напоминая читателям о христианском символе Святого Духа. «Вдруг старый красный голубь…, напугав Марию хлопаньем крыльев, сел ей на колени, завертелся и, надув прекрасную, отливавшую перламутром шею, стал ворковать, призывая свою стаю. И вся стая опустилась у ног Марии, доверчиво окружила руку и просительно встряхивала крыльями».

Мария стала названой матерью своего врага и, сама того не ведая, вступила

На путь утешительницы, помощницы, заступницы…


Почему Мария остается жить, пересиливая все?

Жизнь напоминает ей, что в ней есть новая, маленькая, слабая пока жизнь ее неродившегося ребенка.


В чем находит Мария силы? Кто дает ей силы?

Хороня погибших, Мария разговаривает с каждым из них, обращается к ним. Она плачет о каждом, будь это свой или чужой:

о девочке Сане - «…учительницей быть хотела, не довелось тебе выучиться»;

о молодом немецком солдате Вернере Брахте - «Вот и отгулял ты на земле. Когда вам, детям, плохо да больно становится, вы все матерей вспоминаете… Может, и лучше, что ты помер и остался чистым…»;

все достойны слова доброго, а особенно свои. Но вот как раз, дойдя до своих, Мария поняла, что плакать уже не может – выплакала все свои слезы: «Теперь вот своих хороню, а сердце мое стало как камень, потому что сил уже нет…».

Описание кладбища наводит на мысль, что силы дает Марии не только ее неродившийся ребенок, но и память о мертвых.

Мы не может не помнить своего родства, своего единения с народом. Мария ищет выхода. Сердцем она понимает, что нужно беречься, хотя бы для ребенка, но разум указывает ей на неубранные поля.

Что помогло Марии не совершить страшный грех – убийство немецкого мальчика-солдата?

Работа по тексту (образ Вернера, образ Марии)

Инсценирование.

«Знакомые с детства слова: «Смертию смерть поправ…». Ей казалось, что именно они властно требуют: убей убийцу…», ведь Вернер – это враг, убийцу надо карать. Она вспомнила Ивана, Феню, удавку на шее Васятки. Помогло, спасло жизнь немцу одно слово, святое на все времена слово – «мама». Мария услышала ту мольбу, «которую вложил этот несчастный мальчик в свой тихий, захлебывающийся крик». «Слабый крик … пронзил ее сердце, а короткое слово «мама» заставило содрогнуться… Мария выронила вилы, ноги ее подкосились. Она упала на колени и … близко-близко увидела светло-голубые, мокрые от слез мальчишеские глаза…»

  1. Заключительное слово учителя.

Материнское сердце, милосердие победило чувство мести. И как христианский символ святого Духа к Марии возвращаются голуби: «Вся стая опустилась у ног Марии, доверчиво окружила ее руку…». Господь простил ее за минутное зло, за желание лишить жизни того, кто лишал жизни ее сородичей. Он поставил ее на дорогу заступничества, утешительства, призвал ее стать матерью своего врага.


Именно эта материнская любовь, чувство страха и ответственность за всех и помогло выжить Марии и всем, кто ее окружал. Автор не делает Марию слепо верующей, но само действие приближает нас к Всевышнему: Мария становится Мадонной, мы слышим голоса предков, видим командира, преклонившего перед ней свои колена. Сама того не зная, героиня становится последовательницей Богоматери и превращается в символ всего святого и вечного – в Единую для всех Матерь Человеческую.

Произведение дает нам возможность задуматься о каждодневном материнском труде, который часто совершенно нами не оценивается.


Т.: Так каков же нравственный выбор этих двух столь разных женщин: месть или милосердие? Каждая из них проживала в трудное время для своей страны, каждая из них по-своему защищала свое материнское право – право жизни для своих детей, и каждая из них сделала выбор по – своему, почему?

Ответ:

Ж.: Был ли альтернативный выход у Ольги или нет, насколько оправдана та жестокость, с которой она расправилась над древлянами? Ведь она была княгиней, хозяйкой, главным судьей, олицетворением закона, и чтобы удержаться женщине у власти (неслыханное до этого явление) ей необходимо было быть жестокой и коварной?

Ответ: Вероятно, мы не можем судить Ольгу по меркам сегодняшнего дня, современного права. Ольга дитя своего времени и поступить иначе, не отомстить за мужа по обычаям того времени не могла. Но она могла отомстить убийцам, но не всему народу – старикам, женщинам, детям, невинным людям. В этом проявилась ее жестокосердие, из – за которого она, приняв христианство, замаливала грехи до самой своей смерти.


Т.: про марию


Кто же из героинь вам ближе, понятнее, кого вы бы поддержали и назвали действительно великой женщиной? Я хочу подчеркнуть именно женщиной. Вот чаша весов – момент истины, отдайте свои голоса Марии или Ольге. Каждый из вас сейчас сделает для себя свой выбор: месть или милосердие? мы увидим с вами, удалось ли вам разорвать вам порочный круг.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!