СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Бинарный урок на тему: «Серебряный век культуры. Поэзия Серебряного века» (урок литературы и истории)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Бинарный урок-путешествие в 9 классе на тему: "Серебряный век культуры. Поэзия Серебряного века", урок литературы и истории

Просмотр содержимого документа
«Бинарный урок на тему: «Серебряный век культуры. Поэзия Серебряного века» (урок литературы и истории)»

Бинарный урок на тему:

«Серебряный век культуры. Поэзия Серебряного века».

(урок литературы и истории)

Тип урока: вводный урок

Форма проведения: урок-путешествие

Оборудование: учебники, компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Постановка целей. Мотивация учебной деятельности.

Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами сегодня отправляемся в интереснейшее путешествие. Прежде всего, обозначим цели урока: обучающие (познакомить учащихся с таким понятием, как «Серебряный век», основными направлениями, новаторскими идеями, художественными особенностями Серебряного века, с представителями Серебряного века и подготовить учащихся к восприятию поэзии А.Блока, А.Ахматовой, С.Есенина, В.Маяковского; показать, как значимые исторические события рубежа 19-20 веков повлияли на культурную жизнь России; развивающие (развивать у учащихся навыки работы с поэтическими текстами, умение анализировать, сравнивать, обобщать, обогатить лексикон новыми литературоведческими терминами); воспитывающая (воспитывать эмоциональную отзывчивость на поэтическое слово; способствовать формированию интереса к историческому прошлому страны, создание активной жизненной позиции).

- Мы с вами закончили говорить о 19 веке. Как принято называть то время? Почему?

- Молодцы! Наше путешествие сегодня будет по новому веку, «веку Серебряному». Сегодня мы узнаем историю возникновения этого термина, познакомимся с представителями различных поэтических течений. А поможет нам в этом машина времени и историк - экскурсовод Кот Ученый. Садитесь поудобнее, пристегните ремни. Полетели! (3,4 слайд)

3. Актуализация знаний.

Были святки кострами согреты,

И валились с мостов кареты,

И весь траурный город плыл

По неведомому назначенью,

По Неве или против теченья, -

Только прочь от своих могил.

На Галерной чернела арка,

В Летнем тонко пела флюгарка,

И серебряный месяц ярко

Над серебряным веком стыл ...

А.А.Ахматова

Кот Учёный: «Пока длится наш полет, немного экскурса в историю»

Точной даты начала Серебряного века нет.Термин этот возник по аналогии с выражением «золотой век», а поэзия «серебряного века» своими корнями уходит в гениальное творчество Пушкина, Баратынского, Фета.

Сергей Маковский в своих воспоминаниях «На Парнасе Серебряного века» настаивает, что он начался с выходом в 1899 году журнала «Мир искусства». Некоторые историки считают, что у Серебряного века была другая точка отсчета – выход в 1894 году «Критических заметок к вопросу об экономическом развитии России» Петра Струве.

20 октября 1894 года скончался император Александр III. Этот «богатырь» и «исполинский мужик» держал Россию в крепкой узде. Власть перешла к слабовольному Николаю II – и все сразу ослабло, потекло по разным направлениям. Подняла голову экономика. Проснулись от тяжелого сна все виды культуры. Все засверкало и забурлило... Как выразился наш современник Вадим Крейд: «После смерти Александра III медленно занялась заря свежей, скоротечной, трагически колоритной эпохи». «Время тысячи вер» – определил его Николай Гумилев:

Кот Учёный: «И так, добро пожаловать в « Серебряный век»(5-6 слайд)

В конце 19 века в обществе появилось стремление забыть суровую реальность и обратиться к мечте. Отсюда интерес к философии Ницше, драмам Ибсена, парадоксам Оскара Уайльда. Русские поэты, писатели и философы стали искать новые выходы и прорывы. Не случайно в статьях запестрели такие выражения, как «новый трепет», «новая литература», «новое искусство» и даже «новый человек». В этих исканиях и создавался пласт культуры именуемый Серебряным веком. «Век мятежный, богоищущий, бредящий красотой» (Сергей Маковский).

Образно говоря, Россия на рубеже XIX и XX веков стала примерять на себя западные одежды. Но это западничество носило ярко выраженную русскую специфику

Вот, что поэт Николай Оцуп писал об этом в 1933 году: «Запоздавшая в своем развитии Россия силой целого ряда исторических причин была вынуждена в короткий срок осуществить то, что в Европе делалось в течение нескольких столетий. … то, что мы назвали «веком серебряным», по силе и энергии, а также по обилию удивительных созданий, почти не имеет аналогии на Западе: это как бы стиснутые в три десятилетия явления, занявшие, например, во Франции весь девятнадцатый и начало двадцатого века...» «В серебряном веке русской поэзии есть несколько главных особенностей: Меняется русская действительность. Меняется состав, так сказать, классовый, социальный русских писателей. Меняется сам писатель как человек..»

4. Первичное усвоение новых знаний.

- А сейчас мы с вами познакомимся с представителями каждого направления «Серебряного века»

Первая станция: «Мы называем себя символистами и считаем целью искусства - постижение мира через символы. Символ - это окно в бесконечность! Единственно верный путь поэзии - уход от скуки повседневности в мир фантазий и предчувствий. Искусство для искусства! - вот главный принцип нашей эстетики».

Вторая станция: «Мы – акмеисты, что означает вершина, острие. Мы хотим вернуть слову его изначальный, не символический смысл. Долой мистику! Нас интересует реальный, а не потусторонний мир. Мы хотим, чтобы затуманенное стекло поэзии было тщательно протерто и заиграло яркими красками реального мира».

Третья станция: «Мы, молодые поэты футуристы, заявляем: только мы – лицо нашего времени! Прошлое тесно – нужно «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и прочих с парохода современности». Искусство должно будить и будоражить!»

Четвёртая станция: «Мы, имажинисты, выражаем идеи и эмоции с помощью образов, выявляем жизнь через ритмику образов. Используйте неожиданные и непривычные метафоры, выражайте непривычный взгляд на вещи!»

- Очень хорошо. Ребята, мы познакомились с вами с представителями новой литературы. Каждый из них кратко, но точно дал небольшую характеристику определённого течения «Серебряного века». Давайте запишем ключевые понятия и определения направлений Серебряного века.

Серебряный век - термин, которым, по сложившейся в русской критике 20 в. традиции, обозначают искусство (поэзию модернизма, т.е. новую, современную) России рубежа 19–20 вв. или начала 20 в.

Символизм – выражение идей посредством символов; поэзия намёков, иносказаний. Способствовали утверждению Пушкина как национального поэта, открыли значение Достоевского для русской культуры. Впервые провозгласили субъектом истории человеческую личность, приучили объёмнее, глубже воспринимать поэзию, освежили и обновили поэтический язык, обогатив формы стиха, его ритмику, словарь, метафоричность и музыкальность речи (К. Бальмонт, В. Брюсов, А. Белый, А. Блок и др.)(13-15слайды)

Акмеизм (от греч. «акме» высшая степень чего-то) возник на отрицании мистического, полного туманных намёков искусства символистов. Акмеисты хотели воспеть земной мир во всём его многообразии, провозгласив высокую ценность земного, реального мира. Освободившись от символики, акмеисты увлеклись красочными, порой экзотическими деталями, филигранной отделкой стиха, поиском ярких эпитетов (Н. Гумилёв, А. Ахматова, О. Мандельштам)(16-18 слайды)

Футуризм – (от лат. «футурум» - будущее). Футуристы объявили классику и всю предшествующую литературу отжившим явлением, не соответствующим современности, выдвинув идею искусства, способного словом преобразовать мир. Они добивались обновления языка (поэтического), вели поиски новых ритмов, рифм, жанровых форм поэзии, делать ставку на лозунговость творчества (И. Северянин, В. Маяковский, В. Хлебников и др.)(7-9 слайды)

ИМАЖИНИ́ЗМ (от франц. image — образ) — литературное течение в русской поэзии, появившееся в рамках такого направления, как модернизм. Существовало с 1919 по 1927 год. Утвердило самоценность образа над смыслом. Если символисты рассматривали слово как символ, акмеисты — слово в его прямом значении, то для имажиниста главное — это образность, метафоричность, поэтому главное средство выразительности — метафора (В. Г. Шершеневич, Р. Ивнев, А. Б. Мариенгоф, А. Б. Кусиков, С. А. Есенин) (10,11,12).

 Вновь Исакий в облаченье

Вновь Исакий в облаченье
Из литого серебра.
Стынет в грозном нетерпенье
Конь Великого Петра.

Ветер душный и суровый
С чёрных труб сметает гарь…
Ах! своей столицей новой
Недоволен государь. (Акмеизм, А. А. Ахматова, реальность, мир вещей, красочность, наличие ярких эпитетов)

Гой ты, Русь, моя родная…

Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты — в ризах образа…
Не видать конца и края —
Только синь сосет глаза.

Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.

Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс. (Имажинизм, С. Есенин, используются метафоры и образность)

О, весна без конца и без краю…

О, весна без конца и без краю —
Без конца и без краю мечта!
Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!

Принимаю тебя, неудача,
И удача, тебе мой привет!
В заколдованной области плача,
В тайне смеха — позорного нет!

Принимаю бессонные споры,
Утро в завесах темных окна,
Чтоб мои воспаленные взоры
Раздражала, пьянила весна! (Символизм, А. Блок, наличие символов, иносказаний, тайны и грёзы)

Послушайте!

Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — кто-то хочет, чтобы они были?
Значит — кто-то называет эти плево́чки жемчужиной? (Футуризм, В.В.Маяковский, призыв, бунт, новая форма стиха, новый ритм)

Наряду с этим были поэты, стоящие вне групп и направлений: И. Бунин, А. Толстой, М. Цветаева и др.

 Однако в равной мере нельзя измерять, например, Блока только символизмом, а Маяковского – футуризмом, хотя их индивидуальный облик приобретён именно на том пути, который они прошли, особенно в начале своего творчества.

На примере стихотворения М.Цветаевой найти признаки того или иного направления.(«Стихи о Москве»)

Итог по направлениям….

КУ:-Революция расколола русское общество – и народ, и интеллигенцию, и поэтов, и писателей

Серебряный век закончился революцией? И да, и нет. Одно можно сказать точно, что раскололась русская литература: меньшая часть осталась на родине (Блок, Брюсов, Маяковский, Есенин, Клюев, Ахматова, Мандельштам...), большая часть эмигрировала (Бунин, Бальмонт, Мережковский, Зинаида Гиппиус, Ремизов, Шмелев, Аверченко, Тэффи...). Уехали доживать свой «серебряный век». Тосковать по родине. Вспоминать. Болеть душой

Кроссворд



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!