СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Бинарный урок литературы и географии по теме "Как живой с живыми говоря..."

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Бинарный урок литературы и географии "Как живой с живыми говоря..." основан на художественных произведениях А.И.Солженицына, показывающие красоту и неповторимость русской природы, развивает в детях бережное отношение к историческому наследию большой и малой родины.

Просмотр содержимого документа
«Бинарный урок литературы и географии по теме "Как живой с живыми говоря..."»

Управление образования и науки Тамбовской области

Отдел образования Уваровский район

Образовательная организация

Павлодарский филиал
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Моисеево-Алабушская средней общеобразовательной школы
Уваровского района Тамбовской области



Региональный конкурс на лучшую воспитательную практику

среди образовательных организаций Тамбовской области

«Ориентиры воспитания»


Номинация

«Воспитательный потенциал школьного урока/занятия»



Тема бинарного урока

«Как живой с живыми говоря…»

Подготовили:

Боярская Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы,

Камнева Вероника Ивановна, учитель географии и истории,

Павлодарского филиала
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Моисеево-Алабушская средней общеобразовательной школы,

393487 Тамбовская обл, Уваровский р-он, с. Павлодар,

ул Центральная 106з,

контактный телефон:89204784430,

e-mail: [email protected]

[email protected]





Павлодар 2023




1.Название воспитательной практики: Бинарный урок «Как живой с живыми говоря…»

2. Цели:

Образовательная: знакомство и расширение знаний обучающихся о художественном мире крохоток А. И. Солженицына, углубление знаний о природе Центральной России;

Развивающая: совершенствование читательской и культуроведческой компетенций обучающихся;

Воспитывающая: воспитание любви к Родине, ее богатствам, чувства гордости за свою страну, бережного отношения к культурным святыням страны.

3. Задачи:

- проследить взаимосвязь природы с развитием географии народных промыслов;

- выяснить основную мысль, своеобразие рассказа «Путешествуя вдоль Оки»;

- формировать навыки анализа произведения,

- развивать познавательный интерес, речь, ассоциативное мышление.

4. Участники Практики: обучающиеся 9 класса Павлодарского филиала МБОУ Моисеево-Алабушской сош.

5. Оригинальная идея воспитательной практики:

Воспитательная практика «Как живой с живыми говоря..» строится на основе бинарного урока, что позволяет детям полностью погрузиться в атмосферу художественного мира крохотки «Путешествуя вдоль Оки». Деятельность обучающихся является одним из элементов, способного действенным образом влиять на духовную сферу подрастающего поколения. Она направлена на развитие творческих способностей и духовно-нравственных качеств обучающихся, что является одной из основ патриотического воспитания. Значимость воспитательной практики придает то, что урок проходит в тесном содружестве «Ученик –учитель».

6. Ценностно-смысловое наполнение воспитательной практики:

Бинарный урок позволяет вовлечь обучающихся в художественный мир крохотки и историческое наследие нашего Отечества. Урок способствует формированию культурной идентичности и чувства любви к своему Отечеству, позволяет достучаться до сердца каждого ребенка, развивает позитивное отношение к базовым ценностям воспитания.

7. Описание основных этапов реализации воспитательной практики:

Средства оснащения урока: дидактический материал, иллюстрации, таблички c терминами, музыка: трель жаворонка, звуки цикад, колокольный звон, презентации, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Добро, любовь, красота …венчают путь каждого из нас, если мы шли правильно.

М. М. Пришвин

Ход урока

1.Организационный момент

Урок ведут учитель литературы и учитель географии.

Учитель литературы: Сегодня у нас необычный урок и начнем мы его необычно.

2. Мотивация

1) Уч-ся слушают аудиозапись со звуками: трели жаворонка, цикады кузнечика.

Учитель литературы:

- Что за звуки вы услышали?

- Какое настроение они у вас вызывают?

- Какие ассоциации вызывают?

2) Подбор ассоциаций к словам наследие, необъятность, ценность,

- Подумать, какие образы, предметы, действия могут помочь выразить эти чувства, с чем эти слова у вас ассоциируются. (Одним словом)

3.Переход к теме урока.

Учитель географии: Ребята, сегодня на уроке мы обратимся к истокам нашей истории и совершим путешествие вместе с Солженицыным и его героем рассказа «Путешествуя вдоль Оки» по Центральной России.

Учитель литературы: Композиционной основой его рассказа является дорога. Силой великого писателя мы почувствуем горечь и страдание за поругание нашей культуры и его веру в духовное и нравственное возрождение нашей родины.

Учитель географии: Тема нашего урока – «Как живой с живыми говоря…».

- Ребята, какие цели мы поставим перед собой?

Углубить знания о природе Центральной России, проследить взаимосвязь природы с развитием географии народных промыслов.

Учитель литературы:

- Еще какие? Зачем нам крохотка Солженицына?

А также расширим знания о художественном мире крохоток А. И. Солженицына, выясним основную мысль, своеобразие рассказа «Путешествуя вдоль Оки».

4. Объяснение нового материала

Учитель географии: Специфика Центральной России выражена в его названии. На протяжении столетий территория была центром Русского государства. Этому способствовало географическое положение района – в центре Восточно-Европейской равнины. Уже издавна эта область служила центром, вокруг которого совершалось объединение Русской земли и утвердилось политическое могущество России. Население этого пространства расширяло пределы Русского государства и связывало отдельные части в единое целое во главе с русским центром – Москвой. Состав Центральной России очень сложен. В её состав входит 18 областей. Это: Москва и Московская область, Смоленская, Тверская, Ярославская, Владимирская, Рязанская, Тульская, Калужская, Костромская, Ивановская, Нижегородская, Брянская, Тамбовская, Белгородская, Воронежская, Курская, Липецкая, Орловская области. Особенность рельефа Центральной России – равнинность, климат умеренный, увлажнение достаточное и избыточное.

В Центральной России преобладают лесные ландшафты: от темнохвойной тайги до широколиственных лесов, а южнее - это лесостепи и степи. Лес – сложное многоярусное растительное сообщество. Деревья, кустарники, кустарнички, травы, мхи, грибы находятся в непрерывной взаимосвязи и взаимозависимости. Леса Центральной России – это глухомань ельников, величие дубов, солнечные сосновые боры и белоствольные березняки. Леса занимают менее 30% площади территории. В их составе значительна доля вторичных мелколиственных пород – березы, осины, ольхи. Лес издревле является источником множества разнообразных материальных ценностей и продуктов, без которых человечество обойтись не может и вряд ли сможет в необозримом будущем. Лес является источником древесины и продуктов её переработки, многочисленных пищевых и лекарственных ресурсов. 34% с лесов используется для заготовки древесины.

На месте сведенных лесов достаточно широко распространяются луговые массивы. Испокон веков луга используются как сенокосы и пастбища, поэтому человек всегда стремился расширить площадь луговых угодий. Сами по себе, без постоянного воздействия покосов и выпаса скота луга существовать не могут. Особенно много их возникло по поймам рек.

С территории Центральной России берут своё начало все крупные реки Восточно-Европейской равнины. Река Ока является самым большим и многоводным из правых притоков Волги. Длина Оки - 1480 км. Ока – это Великая река, ведь на её берегах лежит почти вся Центральная Россия. Чужестранцы называли Оку «рекой Рус».

По реке Оке в 16 веке проходил важный оборонительный рубеж. В Центральной России есть природная достопримечательность, которая называется «пояс Богородицы», проходит по лесным полосам вдоль реки Оки.

Учитель литературы: Послушайте, текст рассказа перед вами.

Путешествуя вдоль Оки

Пройдя проселками Средней России, начинаешь понимать, в чем ключ умиротворяющего русского пейзажа.

Он - в церквах. Взбежавшие на пригорки, взошедшие на холмы, царевнами белыми и красными, вышедшие к широким рекам, колокольнями стройными, точеными, резными поднявшиеся над соломенной и тёсовой повседневностью - они издалека-издалека кивают друг другу, они из сел разобщенных, друг другу невидимых, поднимаются к единому небу.

И где бы ты в поле, в лугах ни брел, вдали от всякого жилья, - никогда ты не один: поверх лесной стены, стогов наметанных и самой земной округлости всегда манит тебя маковка колоколенки то из Борок Ловецких, то из Любичей, то из Гавриловского.

Но ты входишь в село и узнаешь, что не живые - убитые приветствовали тебя издали. Кресты давно сшиблены или скривлены; ободранный купол зияет остовом поржавевших ребер; растет бурьян на крышах и в расщелинах стен; редко еще сохранилось кладбище вокруг церкви; а то свалены и его кресты, выворочены могилы; заалтарные образы смыты дождями десятилетий, исписаны похабными надписями.

На паперти - бочки с соляркой, к ним разворачивается трактор. Или грузовик въехал кузовом в дверь притвора, берет мешки. В той церкви подрагивают станки. Эта - просто на замке, безмолвная. Еще в одной и еще в одной - клубы. "Добьемся высоких удоев!" "Поэма о море". "Великий подвиг".

И всегда люди были корыстны, и часто недобры. Но раздавался звон вечерний, плыл над селом, над полем, над лесом. Напоминал он, что покинуть надо мелкие земные дела, отдать час и отдать мысли - вечности. Этот звон, сохранившийся нам теперь в одном только старом напеве, поднимал людей от того, чтоб опуститься на четыре ноги.

В эти камни, в колоколенки эти, наши предки вложили все свое лучшее, все свое понимание жизни. ( "Крохотки 60-х". 1958-1960 годы.)

Звучит колокольный звон.

- Ребята, а что означает колокольный звон на Руси?

- Что тревожит автора, о чём болит его душа?

- Сколько частей можно выделить в рассказе? Почему?

- Назовите микротему каждой части.

- Какова основная мысль произведения? Подтвердите словами из текста.

Учитель географии: Меняется время, эпохи, ценности, но культурное и духовное наследие является важным для развития современного поколения. История народа отражается в памятниках, традициях, занятиях населения. Мы должны помнить выдающегося писателя, мыслителя, лауреата Нобелевской премии Александра Исаевича Солженицына. В Ростове был открыт первый памятник-барельеф в России А. И. Солженицыну. На его родине, в Кисловодске, идет подготовка к открытию музея.

А. И. Солженицын 18 лет прожил в Америке. Городской совет принял решение признать Солженицына почётным гражданином г. Кавендиша, идет переоборудование бывшей церкви под музей памяти писателя.

Учитель литературы: Вернёмся к рассказу.

- Что значит «умиротворяющего»? (До урока поработать со словарем)

Умиротворить – привести к миру, успокоить.

- Перечитаем первое предложение. Как теперь, зная значение слова, вы его понимаете?

- В чем же его секрет русского пейзажа, его ключ? (Он – в церквах)

- Какими Солженицын показывает церкви, колоколенки? (зачитать)

- С каким чувством говорит об этом?

Давайте посмотрим на русский пейзаж глазами художника.

Рассказ подготовленного ученика о картине И. Левитана «Над вечным покоем»

В картине «Над вечным покоем» поэзия ненастного дня выражена с ещё большей силой. Картина была написана на берегу озера в Тверской губернии. С косогора, где темные берёзы гнутся под порывистым ветром, стоит среди этих берёз сгнившая бревенчатая церковь, открывается даль глухой реки, потемневшие от ненастья луга, громадное облачное небо. Тяжёлые тучи, напитанные холодной влагой, висят над землёй. Косые холстины дождя закрывают просторы.

Никто из художников до Левитана не передавал с такой печальной силой неизмеримые дали русского ненастья. Оно так спокойно и торжественно, что ощущается как величие.

Учитель литературы:

- Ребята, что общего между картиной Левитана и крохоткой Солженицына?

(Мир огромен и мрачен, а жизнь человеческая тяжела и так коротка, так беззащитна перед силами мрака и хаоса, но теплится свеча в крохотной церквушке над обрывом.. И её свет согревает душу человека, дает силы выстоять.)

Работа над рассказом.

- Что же случилось с церквями, с русской душой в 20 веке после революции 17 года в рассказе?

- Как говорит об этом писатель?

Учитель географии: Горькие слова отчаяния и боли звучат в устах писателя оттого, что сделали с церквями.

Сообщение подготовленного ученика о Храме Христа Спасителя.

Кафедральный Соборный Храм Христа Спасителя является Кафедральным Собором Русской православной церкви. Он располагается на левом берегу реки-Москвы. Был построен по проекту архитектора Константина Тона. Храм был воздвигнут в память о наполеоновском нашествии. Строительство продолжалось почти 44 года, с 1839-1883гг.

13 июля 1931 года было принято решение о разрушении Храма с целью расширения необходимой площади. Несколько месяцев продолжались спешные работы по разборке здания, однако разобрать до основания не удалось, и тогда было решено взорвать его.

5 декабря 1931 года было произведено два взрыва – после первого взрыва храм устоял. По воспоминаниям потрясенных свидетелей, мощные взрывы содрогнули близстоящие здания и чувствовались на расстоянии нескольких кварталов. Для разборки обломков храма, оставшихся после взрыва, понадобилось почти полтора года.

С конца 80-х возникло общественное движение за восстановление Храма Христа Спасителя. 5 декабря 1990 года на месте будущего строительства был установлен гранитный «Закладной камень». 19 августа 1996 года патриарх всея Руси Алексий II совершил чин освящения и первую литургию в нем.

Храм Христа Спасителя – крупнейший в Русской церкви, рассчитан на 10 тысяч человек, высота храма – 103м, роспись внутри храма занимает 22 тысячи м кв. В храме проходят литургии, всенощные бдения, отпевание известных деятелей культуры, массовые паломничества к предметам святых людей.

Учитель литературы: Какую характеристику Солженицын давал людям?

- А какие дела мелкие и что значит мысли о вечном?

(Мысли о милосердии, о любви, о смерти, о смысле человеческой жизни; о том, зачем пришли мы в этот мир)

- Как понимаете эту строку рассказа: Этот звон…поднимал людей от того, чтоб опуститься на четыре ноги.

(Солженицын считает, что именно душевный труд, стремление человека стать лучше и делают его человеком, а не просто биологическим существом)

- Как считает автор, что значили церкви для русского человека?

(Они несли красоту, радость, озаряли будни, придавая повседневным заботам глубокий смысл. Они дарили чувство общности со всем миром, поддерживали в минуту отчаяния: «Никогда ты не один»)

Учитель географии: По всей стране идет возрождение духовных ценностей, традиций, возрождение промыслов. Промыслы – одна из наиболее ярких форм народного искусства, непреходящая ценность культурного наследия народа. За ними несколько веков традиций, приёмы ручного труда передаются из поколения в поколение.

Сообщение подготовленного ученика о промыслах Тамбовской области.

Тамбовская область расположена на территории Центральной России. Я хочу познакомить вас с промыслами нашей области.

Ткачество – традиционный вид народного искусства. Различными видами узорного ткачества владели мастерицы только сельской местности.

Домашнее ковроткачество

Кружевоплетение, узороплетение – известно на Руси 17 века. Мода на кружево, которое дополняло европейского типа одежду, привела к созданию мастерских и фабрик по производству кружева.

Прядение

Вышивка – один из наиболее распространенных видов народного искусства. Орнаменты уходят своими корнями в глубокую древность. Помещая на своей одежде изображение солнца, древа жизни, птиц, верили, что они принесут в дом благополучие.

Узорное вязание на спицах – старинный и своеобразный вид художественного ремесла. Греют душу теплом и красотой легкие, ажурные, как снежинки, пуховые платки-паутинки.

Гончарное дело

Деревянное зодчество – вид народного искусства, который обусловлен наличием лесных ресурсов. Строили деревянные дома, колодцы, церкви, занимались резьбой по дереву, изготавливали домашнюю утварь, плели корзины.

Изготовление иконостасов

Иконостас - перегородка с иконами в православном храме, отделяет основную часть интерьера от алтарной. Иконостас  соединяет два мира — небесный и земной. Иконостас обыкновенно украшен иконами в несколько рядов. Символика иконостаса очень сложная, состоит из пяти рядов. В нижнем ряду крайний образ справа – храмовая икона, вывешивается в честь праздника или святого. Изготавливаются только в Моршанском районе, распространяются по всей Центральной России.

Деревянная церковь построена в Мучкапском районе, близ села Чащино.

Деревянная Русь:

Колокольни шатровые,

Колыханье лесов,

Деревеньки в снегу,

Вой метельных ветров

Да закаты багровые,

И дрожанье ракит

На родном берегу.

(Л Полякова)

Учитель географии: Русская земля славилась мастерами. Мастер вложил в эти вещи свою душу, свое тепло, свою фантазию, творчество, желание передать умения своим потомкам. Руки мастера…они творят красоту и пишут историю народа. Эти вещи можно встретить в музеях, на ярмарках и на нашей выставке. Я предлагаю вам прикоснуться к этим предметам и почувствовать тепло человеческой души и тепло рук мастера.

5. Закрепление материала. Творческая работа учащихся

1) Спроектировать символический знак (герб), исходя из промыслов Тамбовской области, и дать рекламу одному из промыслов Тамбовской области.

2) Письменный ответ на вопрос на тему: «Над чем меня заставила задуматься крохотка «Путешествуя вдоль Оки»?

6 .Итог урока.

Учитель географии: Природа Центральной России богата и красива. Развитие промыслов, культуры неразрывно связано с природными ресурсами. Прошлое живет с нами, открывает нам путь в будущее. Наше прошлое в нашей культуре, в наших промыслах и забывать мы это не вправе.

Учитель литературы: Вдумаемся в такие слова М. Пришвина:

Добро, любовь, красота …венчают путь каждого из нас, если мы шли правильно.

- Как вы их понимаете?

Жить в гармонии с собой, любить и быть любимым, быть гуманным, видеть красоту окружающей природы, беречь свои духовные ценности, культурное наследие призывают нас к этому великие люди М. Пришвин и А. Солженицын.

7. Рефлексия.

Сегодня на уроке я узнал …

Я думаю, что…

Мне понравилось…

Сегодня я задумался…

- Закончите предложение теми словами, с которыми ассоциируется у вас чувство, оставшееся от урока.

Оценки.

8. Домашнее задание

Написать сочинение-размышление на тему: «Какое значение для современного россиянина имеет прошлое нашей Родины?»

Учитель литературы: Наш урок называется «Как живой с живыми говоря..»

- Почему?

Писатель не умер, он живет в своих книгах. Читая их, мы ведем разговор с автором, спорим, соглашаемся. В своих произведениях Солженицын не только беседует с читателями, но и обращается к Богу с просьбой помочь нам, нашей стране стать лучше, чище, добрее. Каждая книга известных нам крохоток (их две) заканчивается молитвой. И сейчас мы услышим «Молитву о России», которую читает сам Солженицын.

Звучит «Молитва о России» Солженицына

Отче наш Всемилостливый!

Россиюшку Твою многострадную

не покинь в ошеломлении нынешнем,

в её израненности, обнищании

и в смутности духа.

Господи Вседержитель!

Не дай ей, не дай пресечься:

не стать больше быть.

Сколько прямодушных сердец

и сколько талантов

Ты поселил в русских людях.

Не дай им загинуть, погрузиться во тьму,-

не послуживши во имя Твоё!

Из глубин Беды –

вызволи народ свой неукладный.

Урок окончен.

8. Результаты воспитательной практики (полезные эффекты для участников образовательных отношений)

Бинарный урок «Как живой с живыми говоря…» имеет большое образовательное и воспитательное значение.

Личностные результаты:

- формирование патриотических ценностей; чувства гордости за свою Родину, родной край;

- формирование бережного отношения к культурному наследию своей большой и малой Родины.

Метапредметные результаты:

- освоение способов решения проблем исследовательского, творческого и поискового характера;

- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

Предметные результаты:

- формирование уважительного отношения к России, родному краю, природе, истории, культуре нашей страны;

- развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи;

- воспитывать сознание духовно-нравственных качеств обучающихся.

Урок имеет большую познавательную направленность, оказал нравственное и эмоциональное воздействие на детей.

9. Место воспитательной практики в системе воспитания образовательной организации.

Бинарный урок реализован в рамках урочной деятельности образовательной организации. Урок способствовал формированию духовно- нравственных качеств личности обучающихся. Учителя разных предметных областей нашей образовательной организации начали применять данную практику. У обучающихся расширяются границы мышления, кругозор. Они учатся взаимодействовать в группе и социуме, выполнять групповые проектные работы, развивают творческие способности и креативное мышление.

10. Фото материалы, иллюстрирующие реализацию воспитательной практики

11. Ссылки на актуальную информацию о воспитательной практике в сети Интернет.



12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!