Цели:1)Познакомить учащихся с произведением Л.Н. Толстого “Акула», его сюжетом (формирование умений устанавливать последовательность событий в тексте).
2)Совершенствование навыка выразительного, осознанного чтения, пробуждение познавательной активности.
Задачи :
- формировать умение работать с текстом;
- развивать речь, эмоциональную сферу, воображение, умение работать в парах, группах.
- воспитывать чувства сопереживания, умения оценивать свои поступки и других людей.
Планируемые результаты:
Предметные:
· овладение элементарными навыками анализа содержания литературного произведения (умение воспроизвести сюжет, оценить роль изобразительных средств в раскрытии идейно-художественного содержания);
· формирование умения анализировать. Оценивать прочитанное с целью подготовки к пересказу;
Метапредметные:
· формирование умения выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией;
· строить монологическое доказательное высказывание;
· формирование способности принимать учебную цель и задачу, планировать её реализацию;
· совершенствование работы в парах, группах.
Личностные:
формирование нравственных чувств, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
формирование умения понимать авторский замысел, раскрывать и формулировать тему и основную идею художественного произведения.
2.
Орг. Момент
Речевая разминка
Сообщение темы, постановка целей
Подготовка к первичному восприятию
Работа с текстом до чтения
Чтение и анализ произведения
Подведение итогов, рефлексия
Дз
Повторное чтение. Анализ содержания рассказа
а) Чтение первой части.
-Где стоял корабль? ( у берегов Африки)
-Как Толстой описывает погоду в этот день? (День был прекрасный).
-С чем автор сравнивает погоду?
- Как вы считаете, в этой части Толстой как-то показывает, что что-то предвещает беду?
- Какие авторские слова предвещали этот момент? (душно, несло горячим воздухом).
-Как бы вы озаглавили эту первую часть?
-«Корабль у берегов Африки».
б) Чтение второй части.
-Где матросы устроили купальню? (в парусе).
-Как бы мы озаглавили эту часть?
- «Купание в парусе».
в) Чтение третьей части 3 абзац –(про себя).
- Кто же был с матросами на корабле? (два мальчика).
-Почему дети решили сплавать в открытое море?( им тесно было в парусе).
- Как вы думаете, как автор относится к тому, что мальчики стали плавать в открытом море? (Он пишет, что вздумали).
- Что это значит? Почему не решили, не стали, а именно вздумали? (необдуманность поступка).
- Прочитайте, какими пловцами были дети, и какое слово об это говорит
-Как отнесся старый артиллерист к забавам сына и его товарища?
(Старый артиллерист, стоял на палубе и любовался на своего сынишку. Когда сын стал отставать, отец крикнул ему: «Не выдавай! понатужься!»)
-Что значит «Не выдавай! понатужься!». Как он это крикнул? (Это означит не сдаваться, постараться победить ).
-Что выражает лицо артиллериста? ( радость, он гордился сыном).
-Как мы озаглавим эту часть?
- «Плавание наперегонки в открытом море».
г) Чтение четвертой части 4 абзац –вслух.
-С какого слова автор начинает эту часть? (со слова «Вдруг…»)
-Почему?
- Как автор передает неожиданность, внезапность появления акулы? (вдруг....)
-Что увидели матросы с палубы? ( акулу).
-Какими словами автор называет акулу? Почему?
(-Морское чудовище, потому что акула - хищница.)
-Да, автор называет так акулу за тем, чтобы мы могли почувствовать страх за мальчиков. Над ними нависла беда.
-Какие действия предприняли люди для спасения мальчиков? (стал артиллерист кричать, чтоб мальчики вернулись).
- Насколько эффективно было это решение?
-Как отреагировали дети на его слова? ( не слышали его, плыли дальше, смеялись и кричали еще веселее и громче).
-С чем сравнивает автор артиллериста? Почему автор использует это сравнение?
(с полотном, потому что артиллерист от испуга стал бледный как белая ткань).
- Какие слова говорят о пережитых им чувствах? (артиллерист, бледный как полотно, не шевелясь, смотрел на детей.)
-Как матросы решили помочь мальчикам?( спустили лодку, бросились в нее и поплыли к мальчикам.)
-Найдите глаголы, которые описывают действия матросов. Как действуют матросы?
(спустили, бросились, понеслись, они действуют быстро).
-Как мы будем читать? ( быстро и с чувством волнения).
-На каком расстоянии от мальчиков акула? Успеют ли матросы спасти ребят?
(акула уже была не дальше 20-ти шагов от мальчиков, матросы не успеют их спасти).
-Как озаглавим эту часть?
«Появление морского чудовища».
д) Чтение пятой части. 5 абзац – 1 ученик
-Как отреагировали ребята, увидев акулу?
- Что означает фраза «пронзительный визг»? Почему автор употребил именно это сочетание слов? В чем разница между словами визг и крик?
-ВИЗГ - это пронзительный, резкий крик. Представьте, что чувствовали ребята…
-Как озаглавим эту часть?
- «Пронзительный визг».
-Как вы думаете, к какому эпизоду рассказа художник нарисовал эту иллюстрацию? (когда раздался выстрел)
- Почему вы так решили? (на первом плане акула, мальчики плывут в разные стороны, виден дым от выстрела)
е)Чтение шестой части). Чтение «цепочкой» (до слов «Но когда дым разошелся…»)
-Как подействовал визг мальчика на отца?
- «Сорвался», «побежал».
-Как он все делал?
-Он делал все быстро.
-Какое решение принимает артиллерист?
-Какой будет темп чтения? Какое чувство?
-Чувство страха, отчаяния, волнения. (Чтение эпизода о действиях отца)
-Как действует команда? Почему все замерли от страха?
-Как ведет себя артиллерист после выстрела? Почему чего он боялся?
-Он упал, закрыл лицо руками. Он боялся, что убил своего сына.
- На стр.153 изображена иллюстрация к рассказу. Подходит ли она к этой части, почему? Докажите.
Что художник на ней изобразил?
- Как бы мы озаглавили эту часть?
-«Выстрел».
ж)Чтение рассказа до конца.
-Что привело старого артиллериста в чувства? Что он сделал?
(со всех сторон раздался громкий, радостный крик, он открыл лицо, поднялся и посмотрел на море.)
- Какое он сейчас он испытывает чувство? (чувство счастья, успокоения).
- Как бы мы озаглавили эту часть?
-« Мальчики на корабле».