Беседа “Права человека: Всеобщая декларация прав человека”.
Все мы разные, у нас разные вкусы, неодинаковая внешность, у каждого человека есть что-то своё, что отличает его от всех остальных людей. Все мы понимаем друг друга, у нас есть что-то общее, что нас объединяет. Это общее и есть права человека.
Права человека есть у всех людей. Права человека никто не даёт, человек получает права от рождения. Все мы люди, и мы все равны, а значит у всех одинаковые, равные права.
Все основные права записаны в документе – Всеобщей декларации прав человека.
Все люди имеют право на то, что указано в документе, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, на котором они говорят, религии, политических и иных убеждений.
Вот некоторые статьи из Декларации:
- Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу.
- В каких известных вам сказках было нарушено это право?
(Приключения Буратино. Чиполлино. Царевна-лягушка. Гуси-лебеди.)
- Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища, защиту от вмешательства в личную и семейную жизнь, посягательства на честь и репутацию.
- В каких известных вам сказках было нарушено это право?
(Волк и семеро козлят. Три поросёнка.)
- Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии, а также имеет право менять свою религию и убеждения и распространять их среди других людей.
- Каждый человек имеет право на труд, свободный выбор работы, справедливые условия труда и защиту от безработицы. Каждый человек имеет право на равную оплату труда за равный труд.
- Каждый человек имеет право на отдых и досуг, в том числе разумное ограничение рабочего дня и оплачиваемый отпуск.
- В каких известных вам сказках было нарушено это право?
(Ленивица и Рукодельница.)
- Каждый человек имеет право на образование. Начальное и общее образование должны быть бесплатными.
- В какой сказке герой не захотел воспользоваться этим правом?
(Буратино.)
Образование должно содействовать полному развитию личности, а также взаимопониманию и дружбе между народами. Родители имеет право выбирать вид образования для своих малолетних, детей.
- В случае нарушения основных прав, предоставляемых Конституцией и законом, каждый имеет право на защиту своих прав и свобод с помощью суда.
Тестовая работа по иллюстрациями к сказкам.
- К какой сказке относится эта иллюстрация? (“Гадкий утёнок”)
- Все ли герои сказки “Гадкий утёнок” относятся друг к другу по-братски?
- Кто из обитателей двора пользуется самым большим авторитетом и почему?
- Должны ли все герои иметь равные права независимо от своего происхождения?
- Почему обитатели двора обижали гадкого утёнка? Выберите правильный ответ. (ответы заполняют на листах в таблице, решение принимают двое сидящих за партой)
а) Он был самый умный.
б) Он был совсем не похож на других.
в) Он был самый красивый.
г) Он был самый вежливый.
- Поступают ли ребята твоего класса как обитатели двора?
- Узнай героев этой сказки? (“Лиса и заяц”)
- Выберите право, нарушение которого изображено на рисунке:
а) право на жизнь;
б) право на неприкосновенность жилища;
в) право на справедливый суд;
г) право на труд.
- Кто нарушает это право?
- Кто защитил зайца и помог ему восстановить свои права?
- Нарушение каких прав изобразил художник?
- Назовите номер рисунка около нужной буквы:
а) право на владение личным имуществом;
б) право на свободу;
в) право на неприкосновенность жилища;
г) право на жизнь.
- Рассмотрите следующую иллюстрацию. Кто написал эту сказку? Как она называется? (А.С.Пушкин “Сказка о попе и работнике Балде”)
- Кто из персонажей сказки воспользовался своим правом на труд? За какое вознаграждение и на какой срок поп нанял работника? Получил ли работник вознаграждение, которое могло обеспечить достойное существование его самого и его семьи? Какое право было нарушено? Запишите на последней строчке таблицы
6. Подведение итогов.
- Какие документы защищают ваши права?
- Куда вы можете обратиться, если будут нарушены ваши права?
- О каких правах мы сегодня говорили?
- Если вам было комфортно на занятии, нарисуйте в таблице улыбающийся смайлик; если вам было не очень комфортно, нарисуйте смайлик без улыбки; если было не комфортно, смайлик будет печальным.
Источники.
1. http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml
2. http://ru.wikipedia.org/wiki/