СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Бенефис одного экспоната (урок 1)

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Музейный урок

«Великая Отечественная война: бенефис одного экспоната» Работа на базе музея (или при использовании музейных технологий на уроках) позволяет собрать на одном пространстве самые разнообразные источники: письменные памятники, вещественные реликвии, изобразительные материалы, фотографии, предметы археологии, нумизматики, бонистики, филателии, этнографии и многие другие материалы. Все это позволяет не только показать многообразие источников, но и обучать детей языку музейных предметов, давать им основы  самостоятельной исследовательской работы с источниками. Кроме того, социологи отмечают, что многие дети до посещения музея (соприкосновения с предметным миром истории) никогда не имели опыт изучения старинных предметов, никогда не сталкивались с вещами, принадлежавшими их предкам. В современных семьях хранится мало вещей, которые бы олицетворяли «связь поколений». Поэтому одна из задач данного занятия  не просто привлечь внимание к музейному предмету, но и раскрыть его характер, особенности, свойства. Данный урок рассчитан на группу детей, среднего и старшего школьного возраста, имеющую уже определенные знания в области музееведения. 

Просмотр содержимого документа
«Бенефис одного экспоната (урок 1)»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5

городского округа Железнодорожный Московской области




МАТЕРИАЛЫ К АТТЕСТАЦИИ




ПРОДУКТИВНОСТЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



Городской семинар «Методология использования образовательных технологий

в образовательном процессе»


28.02.2013 г.






Урок истории в 9 классе

«Великая Отечественная война: бенефис одного экспоната»










Составитель: Галицкий Сергей Александрович

учитель истории и социальных дисциплин первой категории












2013


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 5

г.о. Железнодорожный Московской области

Составил: Галицкий С.А. – учитель истории и социальных дисциплин первой категории.



Музейный урок

«Великая Отечественная война: бенефис одного экспоната»


Пояснительная записка

Музейный предмет – одно из ключевых понятий в музееведении. Классическое определение музейного предмета обозначает его, как извлеченный из реальной действительности предмет музейного значения, включенный в музейное собрание и способный длительное время сохраняться. Это, прежде всего, предмет подлинный, обладающий научной, исторической, мемориальной и художественной ценностью, результат деятельности человека. Музейный предмет является носителем социальной или естественно – научной информации – аутентичным источником знаний и эмоций, культурно– исторической ценностью – частью народного достояния.

Любой музейный предмет обладает определенными свойствами и качествами. Основными из которых, являются подлинность, информативность, аттрактивность, экспрессивность. Специальные исследования показали, что дети, попадая в музейную среду, часто не воспринимают экспозицию как единое целое, как выражение определенных идей, а осматривают ее по принципу кунсткамеры, выделяя наиболее зрелищные, привлекательные вещи. Эти исследования позволили многим музейным педагогам прийти к выводу, что через самые различные вещи ребенок может осваивать красоту и богатство предметного мира. Но для этого нужно научить ребенка понимать значимость предмета, познакомить с его свойствами.

Работа на базе музея (или при использовании музейных технологий на уроках) позволяет собрать на одном пространстве самые разнообразные источники: письменные памятники, вещественные реликвии, изобразительные материалы, фотографии, предметы археологии, нумизматики, бонистики, филателии, этнографии и многие другие материалы. Все это позволяет не только показать многообразие источников, но и обучать детей языку музейных предметов, давать им основы самостоятельной исследовательской работы с источниками. Кроме того, социологи отмечают, что многие дети до посещения музея (соприкосновения с предметным миром истории) никогда не имели опыт изучения старинных предметов, никогда не сталкивались с вещами, принадлежавшими их предкам. В современных семьях хранится мало вещей, которые бы олицетворяли «связь поколений». Поэтому одна из задач данного занятия не просто привлечь внимание к музейному предмету, но и раскрыть его характер, особенности, свойства. Данный урок рассчитан на группу детей, среднего и старшего школьного возраста, имеющую уже определенные знания в области музееведения.

Цель урока:

– Познакомить детей с понятием «музейный предмет», его основными свойствами

– Научить детей видеть в предметах знаковые символы эпохи (в данном случае – Великой Отечественной войны)

– Развивать творческую активность и фантазию детей

– Прививать бережное отношение к памятникам истории и культуры

– Воспитывать музейную культуру

– Обучать навыкам коллективной работы

- Систематизировать и обобщить знания детей по теме «Великой Отечественная война» средствами музейной педагогики.

Методы и приемы:

Объяснение, беседа, вопросно-ответный метод, демонстрация музейных предметов, творческое задание: самостоятельная поисково-исследовательская деятельность, музейная технология «Бенефис одного экспоната», ИКТ.

Оборудование:

Используются отдельные предметы музейных коллекций, типовые предметы, паспорта предметов музейного значения (по возможности), мультимедийное оборудование. Важно: обеспечение выхода в Internet.

План урока:

  1. Организационный момент

  2. Подведение теоретической базы по плану:

– Какой предмет является музейным?

– Предмет типовой, уникальный, мемориальный

– Свойства музейного предмета

  1. Практическое задание

  2. Проверка задания, обсуждение

  3. Подведение итогов, домашнее задание.


Ход урока:

1. Здравствуйте, ребята. Тема нашего занятия сегодня: «Великая Отчественная война: бенефис одного экспоната». Мы с вами уже рассматривали некоторые основные вопросы, связанные с главной функцией музеев: сохранением культурного наследия нашей цивилизации, говорили о том, каким образом вещи попадают в музей и что с ними происходит в дальнейшем. Сегодня мне хотелось бы вернуться к одному из ключевых понятий в музееведении – «музейный предмет». Мы вспомним, какие же предметы имеют музейное значение, поговорим о свойствах этих предметов их ценности в освещении событий прошлого и, надеюсь, что после нашего практического занятия, вы уже сможете самостоятельно ощутит себя в роли музейщика-исследователя.


2. Ежедневно мы с вами встречаемся с миром вещей, вокруг себя мы видим множество предметов, созданных человеком. Это предметы, которые люди используют в повседневном быту, различные приспособления, сложнейшие механизмы, а также предметы, созданные для удовлетворения эстетических потребностей человека. (В таком случая мы говорим о произведениях искусств). Каждый предмет был создан в определенный промежуток времени, и каждый предмет это время каким – то образом отражает. Некоторые предметы являются своеобразными символами определенной эпохи, т.к. существовали именно в определенный промежуток времени. Например, каменные топоры существовали в эпоху каменного и бронзового веков, стеклянные браслеты носили женщины на Руси в XI – XIII веах. Какие еще примеры мы можем привести?

(Вместе с детьми придумываем примеры).

Таким образом, можно сказать, что музейный предмет – это памятник материальной культуры, отражающий историю, культуру человеческого общества, среду обитания человека.

Какие бывают музейные предметы? Различают типовые, уникальные и мемориальные музейные предметы. Музейный предмет может нести информацию о явлениях, типичных для определенного исторического периода. Это очень важно при документировании исторического процесса. Для музеев, однако, имеет значение, насколько распространен источник информации в настоящее время: в музеях, частных коллекциях, в повседневной жизни. Музейный предмет, отражающий типичное явление и обладающий свойствами, характерными для большого числа предметов, существующих в настоящее время, называется типовым музейным предметом. Примером типовых предметов могут служить изделия, изготовленные в массовом количестве на предприятии. Такой предмет, хранящийся в музее даже в единственном экземпляре, будет типовым, так как в повседневной жизни существуют идентичные ему предметы. Типовыми будут также предметы, которые уже исчезли из повседневной жизни, представляющие собой типичные явления и сохранившиеся в достаточно большом количестве. Например, такие предметы, как духовые утюги, деревянные ступы, безмены, поневы и др. (Придумываем вместе с ребятами примеры).

Если предмет, отражающий типичное явление, сохранился в одном или очень небольшом числе, то он уникален, так как информация, которую он несет, приобретает характер исключительности. Например, повседневная крестьянская одежда древнерусского периода. В свое время это были распространенные предметы, в настоящее время – исключительная редкость. Редкие предметы, особой ценности, называют еще раритетами.

(Ребята приводят свои примеры).

Другие предметы представляют сами по себе выдающиеся явления. Это произведения изобразительного и декоративно – прикладного искусства высокой художественной ценности и предметы, несущие особо ценную информацию. Например, сделанные с натуры изображения выдающихся событий и личностей, памятники древнерусской письменности и тому подобное.

(Ребята приводят свои примеры).

Таким образом, уникальные музейные предметы – это предметы, существующие в настоящее время в единственном или очень ограниченном числе и обладающие особой научной и культурной ценностью.

Определенной разновидностью уникальных предметов являются предметы мемориальные. Это предметы, связанные с особо значимыми событиями, выдающимися людьми и обладающие особой силой эмоционального воздействия. К таким предметам можно отнести оружие, найденное на поле битвы, личные вещи известных политических, общественных деятелей, ученых, писателей, художников.

(Приводим вместе с детьми конкретные примеры).

Теперь давайте рассмотрим свойства музейного предмета. Подумаем, какими качествами он должен обладать.

Каждый предмет обладает таким свойством, как информативность. Что это такое? Допустим мы смотрим на старинную керосиновую лампу (можно использовать любой другой предмет), какие вопросы у нас возникают? Кто и когда сделал этот предмет? В какой обстановке он находился? Из чего он сделан? Кому он принадлежал? Как его использовали и можно ли им пользоваться сейчас? Отвечая на все эти вопросы, мы получаем ценную информацию о прошлом, а сам предмет становится вещественным историческим источником. Ведь каждый предмет взят не из какого-то изолированного замкнутого пространства, а был изготовлен и существовал в определенном историческом процессе. С этим свойством связана очень важная и объемная работа, проводимая в любом музее. Прежде, чем предмет будет включен в музейное собрание, нужно тщательно его изучить, составить ясное представление о нем.

(Можно привести любые конкретные примеры атрибуции и описания предмета, продемонстрировать его детям или, в целях экономии времени подготовить карточки предметов музейного значения).

Каждый предмет имеет определенную форму, цвет, устройство, материал, вес, размер, фактуру. Все эти признаки присущи любому предмету, но в первую очередь привлекают наше внимание такие предметы, которые по своим признакам отличаются от предметов, окружающих нас каждый день. Таким образом, способность привлекать к себе внимание – это одно из свойств музейного предмета и называется это свойство – аттрактивность.

Еще одним из важнейших свойств предмета, является его подлинность. Внешне предметы очень похожи. Но один предмет подлинный, другой – копия.

(Рассматриваем и сравниваем вместе с детьми два предмета, обращаем внимание на материал, цвет, форму, сохранность предметов).

Чем они отличаются? Какой из двух будет иметь музейную ценность? Подлинный предмет имеет историческую ценность, является историческим источником. Вещь – это не только то, что мы видим, но и то, что чувствуем к ней. Это чувство благоговения перед свидетелем эпохи. Подлинник всегда вызывает более глубокие чувства и переживания, чем его точная копия. Копии не хватает такой правдивости. Копия – это точное воспроизведение предмета, но не сам предмет.

Зачем нужны копии? Чем отличается копия от подделки? Варианты ответов детей. (Подделка – это копия, сознательно выдаваемая за подлинник).

И здесь мы уже коснулись еще одного свойства музейного предмета– его способности вызывать волнение, определенные эмоции. Это свойство называется – экспрессивность. Свойство связано с нашими мыслительными способностями, нашим воображением и миром эмоций.

(Дети приводят свои примеры. Можно напомнить о военных письмах, детской игрушке XIX века, других предметах, поговорить какие эмоции эти предметы могут вызывать).


3. А теперь, ребята, выполним практическое задание. Все участники делятся на 3-4 группы (можно по заранее спланированной посадке). Каждой группе дается задание и экспонат музея. Дети осуществляют заполнение паспорта предмета музейного значения на примерах (уже заполненные карточки).

Главный вопрос к группам: в чем может быть его информативность и экспрессивность относительно темы «Великая Отечественная война».

Возможно только при условии, что школьники уже знакомы с технологией.

Таким образом, осуществляется первичный научный учет с применением ИКТ (справочные сайты необходимо подобрать заранее)


4. Проверка задания. Представитель каждой группы зачитывает названия предметов, объясняет и дает их краткую характеристику. При необходимости подключаются все из данной группы. Ребята из двух других групп могут поправить в случае ошибки, высказать свое мнение. Идет обсуждение результатов.


5.Подведение итогов. Домашнее задание. Педагог обобщает результаты самостоятельной работы, подчеркивая положительные результаты и наиболее удачные ответы детей. Ребята, дома я предлагаю вам продолжить исследование и подготовить бенефис того экспоната, с которым вы сегодня работали.

Обратите внимание на памятки по подготовке бенефиса.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!