СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Библейские мотивы в живописи (на основе картины И.Н.Крамского «Христос в пустыне»).

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Библейские и христианские мотивы в творчестве И.Н.Крамского

Просмотр содержимого документа
«Библейские мотивы в живописи (на основе картины И.Н.Крамского «Христос в пустыне»).»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Нарышкинская средняя общеобразовательная школа»








Конспект урока мировой художественной культуры в 11 классе


Библейские мотивы в живописи

(на основе картины И.Н.Крамского

«Христос в пустыне»).






Подготовила учитель

мировой художественной культуры

Клементьева Мария Алексеевна


МБОУ «Нарышкинская СОШ»


Вознесенского района


Нижегородская область

Вознесенский район


с. Нарышкино, ул. Школьная д.6а




Март 2021 год


Тип урока: комбинированный урок


Цели урока:


Образовательная: познакомить учащихся с особенностями библейской темы, научить делать обоснованный вывод, подчинять отбор языковых единиц замыслу, типу и стилю речи; строить текст на основе осмысления картины.


Развивающая: развивать чувство прекрасного через произведения живописи на библейские темы; интеллектуальное развитие учащихся; обогащать словарный запас учащихся.


Воспитательная: воспитывать интерес к творчеству русских живописцев; гордость за национальное наследие; духовную, эстетическую культуру учащихся.


Задачи: помочь учащимся глубже проникнуть в мир живописи через анализ картины; учить выражать собственное отношение к обсуждаемым проблемам; давать оценку произведениям живописи на основе личностного восприятия и осмысления художественных особенностей.

Оборудование:

компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал - картина Н.М.Крамского «Христос в пустыне» , иллюстрации Александра Вячеславовича Щелокова из книг Нины Ивановна Телешевой «За неделю до нового года»;-Н.Филатова«На родине огнеопального Аввакума»,«Житие Серафима Саровского».

Презентация















Ход урока

Эпиграф к уроку:


По правде сказать,

нет трех человек, согласных между собой…

У картины толпа горячится, разговаривает, жестикулирует.

И.Н.Крамской



1.Организационный момент


2.Вступительное слово преподавателя. ( Слайды)

Произведения живописи на религиозные и библейские темы несут духовную, эстетическую, эмоциональную информацию об общечеловеческих ценностях , заключают в себе огромный нравственный потенциал и, следовательно, дают большие возможности для интеллектуального развития учащихся, для обучения их построению высказываний, предполагающих размышления о нравственных, социальных и философских проблемах.

Нет ни одного вида искусства, в котором не разрабатывались бы библейские мотивы. Писатели, поэты, композиторы, художники искали ответы на многие вопросы бытия в истории Христа и отражали это в своем творчестве.

-(Учащиеся называют произведения на библейские сюжеты)

3.Выступление уч-ся об А.В.Щелокове (бывшем настоятеле храма нашего села)-слайды

Александр Вячеславович Щелоков – иллюстратор книг, изданных в Нижнем Новгороде.

-Нина Ивановна Телешева «За неделю до нового года»;

-Н.Филатов «На родине огнеопального Аввакума»»

-«Житие Серафима Саровского»

В его жизни В 1993 году произошел крутой поворот, когда он объявил о своем решении стать священником. Даже отец, у которого был большой стаж члена коммунистической партии, опешил, услышав решение сына. Александр же был непреклонен. На вопрос, как же вы пришли к богу отвечает: «Во время институтских каникул ездил с друзьями на практику по северу страны, поколесив по Вологодчине и Архангельской области. Для курсовых работ и дипломной работы надо было рисовать натуру. Монастыри и церкви так и просились на бумагу. К тому же в институте довольно глубоко изучали историю религии и пробовали себя в написании картин на религиозные сюжеты. Так исподволь пришел к вере»

В его творчестве много офортов на библейские мотивы. Это такие известные сюжеты, как вход Господень в Иерусалим или Вознесение Господа. Преподобного Серафима Саровского художник изобразил молящимся на камне, но не летом, как мы привыкли видеть, а среди снегов, уточнив, при этом, что старец беспрестанно молился 1000 дней и ночей.

4.Рассказ учителя о художнике И.Н.Крамском. (слайды)

И.Н.Крамского волновали главные вопросы человеческой жизни. Как жить? Идти на сделку с неправдой, кривить душой или вступать в неравную борьбу со злом? На протяжении всей своей жизни художник размышляет о стремлении человека к подвигу и самопожертвованию. В поисках смысла жизни И.Н.Крамской обращается к истории Иисуса Христа. 26 декабря 1872 года, в Петербурге, на второй передвижной выставке, появилась картина «Христос в пустыне» ( Показ картины)

5.Беседа учителя по картине И.Н.Крамского «Христос в пустыне».

-Что означает библейский сюжет?

-Знаете ли вы, кого христиане называют Христом?

-Что значит его имя-Иисус?

Записи в тетради.

–Христос означает «Сын Бога, мессия, посланный на Землю для спасения людей.

-Мессия-избавитель

Иисус в переводе с греческого означает «сын Божий»

-Как называли Иисуса Христа на Руси? (Спаситель, Спас)

-Знаете ли вы, какой эпизод из жизни Христа, описанный в Евангелии, лег в основу сюжета картины Крамского «Христос в пустыне»?

6.Чтение учителем отрывка из Евангелия от Матфея, где рассказывается об искушении Христа дьяволом во время сорокадневного одиночества.(Текст выведен на электронную доску и роздан заранее в печатном виде на каждую парту)

-Лексический анализ.

Объяснение смысла незнакомых слов и запись их в тетрадь:

Взалкал- испытал, почувствовал голод;

сии- эти;

святой город- Иерусалим;

поставляет-ставит;

заповедает- предпишет, велит;

не преткнешься- не споткнешься, не ударишься;

падши – упав;

се- вот;

приступили – появились и подошли.

7.Беседа по прочитанному отрывку.

-Как выдумаете, почему художник обратился именно к этому библейскому сюжету? (Христос возвращается к людям и начинает проповедовать добро и служение Богу)

8.Обобщение сюжета картины и отрывка (беседа с учащимися)

- Интересна ли вам картина? Понятна?

- Какими мыслями и чувствами откликаются ваш ум и сердце на картину «Христос в пустыне»?

- Какие композиционные и художественные средства использует Крамской, чтобы показать человека, погруженного в мучительные раздумья?

- Какой композиционный прием усиливает соотношение фигуры Христа с пространством пустыни?

- Как вы думаете, почему так выразительны руки Христа?

- Помогает ли пейзаж, изображенный на картине, понять одиночество человека перед главным выбором в жизни?

- Как вы думаете, с какими нравственными поисками, страданиями самого Крамского могла быть связана картина?

- Что нового может принести в вашу жизнь знакомство с этим произведением живописи?

9. Чтение и анализ искусствоведческого текста Н. Машковцева.

(текст у каждого учащегося на партах)

-Как вы думаете, какова основная мысль этого текста? В какой части текста она содержится? (1 абзац)

-Найдите в тексте фрагмент, в котором подтверждается мысль о смелой трактовке евангельского сюжета? (2 абзац)

-Прочитайте пятый абзац текста. Как вы понимаете это высказывание Крамского? Нет ли здесь противоречия с названием картины?

-Как вы считаете, по принципам какого смыслового типа речи построен данный текс? Что в нем преобладает: описание, повествование или рассуждение? Докажите свою точку зрения.

- прочитайте еще раз текст. Чувствуете ли вы авторскую позицию, отношение искусствоведа к сообщаемому? В каких словах это выражается?

-Какое место в тексте Машковцева занимают рассуждения Крамского о своей картине?

-Как вы думаете, почему Машковцев включает в свой текст такую большую цитату из Крамского, которая сама по себе может существовать как текст?

- Можем ли мы сказать, что в данном отрывке присутствуют два автора?

-Какой вывод на основе проведенного анализа можно сделать?

10 . Выводы по уроку

11.Домашнее задание:

подготовить мини-сочинение( рассуждение) на одну из тем (по выбору)

  1. Согласны ли вы с представлением И.Н.Крамского о Христе «как воплощенной совести и долге человека»?

  2. Чем привлекает образ Христа, созданный И.Н.Крамским?

  3. Есть ли противоречие между названием картины и высказыванием Крамского: «Это не Христос»?

  4. Что нового принесло в вашу жизнь знакомство с картиной И.Н.Крамского « Христос в пустыне»?

Приложения



Рассказ учителя о художнике

Крамской родился 27 мая (8 июня1837 год в городе Острогожск Воронежской губернии в семье писаря.

Увлекался рисованием, в возрасте пятнадцати лет поступил учеником к иконописцу[1]. После окончания Острогожского уездного училища Крамской был писарем в Острогожской думе. С 1853 года стал ретушировать фотографии. Земляк Крамского М. Б. Тулинов в несколько приёмов обучил его «доводить акварелью и ретушью фотографические портреты», затем будущий художник работал у харьковского фотографа Якова Петровича Данилевского[2]. В 1856 году Крамской переехал в Петербург, где занимался ретушированием в известном в то время фотографическом ателье И. Ф. Александровского.

В 1857 году Крамской поступил в Санкт-Петербургскую Академию художеств учеником профессора А. Т. Маркова.

В 1863 году Академия художеств присудила ему малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы». До окончания учёбы в Академии оставалось написать программу на большую медаль и получить заграничное пенсионерство. Совет Академии предложил ученикам конкурс на тему из скандинавских саг «Пир в Валгалле». Все четырнадцать выпускников отказались от разработки данной темы и подали прошение о том, чтобы им позволили каждому выбрать тему по своему желанию. Последующие события вошли в историю русского искусства как «Бунт четырнадцати». Совет Академии им отказал, а профессор К. А. Тон отметил: «Если бы это случилось прежде, то всех бы вас в солдаты!» 9 ноября 1863 года Крамской от лица товарищей заявил совету, что они, «не смея думать об изменении академических постановлений, покорнейше просят совет освободить их от участия в конкурсе». В числе этих четырнадцати художников были: И. Н. Крамской, Б. Б. ВенигН. Д. Дмитриев-ОренбургскийА. Д. ЛитовченкоА. И. КорзухинН. С. ШустовА. И. МорозовК. Е. МаковскийФ. С. ЖуравлёвК. В. ЛемохА. К. ГригорьевМ. И. ПесковВ. П. Крейтан и Н. П. Петров. Ушедшие из Академии художники образовали «Петербургскую артель художников», просуществовавшую до 1871 года.

В 1865 году Марков пригласил его в помощники по расписыванию купола храма Христа Спасителя в Москве. Из-за болезни Маркова, всю главную роспись купола сделал Крамской вместе с художниками Б. Б. Венигом и Н. А. Кошелевым.

В 1863—1868 годах он преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художников. В 1869 году Крамской получил звание академика.


В 1870 году образовалось «Товарищество передвижных художественных выставок», одним из основных организаторов и идеологов которого был Крамской. Под влиянием идей русских демократов-революционеров Крамской отстаивал созвучное им мнение о высокой общественной роли художника, основополагающих принципах реализма, моральной сущности искусства и его национальной принадлежности.

Иван Николаевич Крамской создал ряд портретов выдающихся русских писателей, артистов и общественных деятелей (таких как: Л. Н. Толстой, 1873; И. И. Шишкин, 1873; П. М. Третьяков, 1876; М. Е. Салтыков-Щедрин, 1879 — все находятся в Третьяковской галерее; портрет С. П. Боткина (1880) — Государственный Русский музейСанкт-Петербург).

Одна из известнейших работ Крамского — «Христос в пустыне» (1872, Третьяковская галерея).

Продолжатель гуманистических традиций А. А. Иванова, Крамской создал религиозный перелом в морально-философском мышлении. Он придал драматическим переживаниям Иисуса Христа глубоко психологическую жизненную интерпретацию (идея героического самопожертвования). Влияние идеологии заметно в портретах и тематических картинах — «Н. А. Некрасов в период „Последних песен“», 1877—1878; «Неизвестная», 1883; «Неутешное горе», 1884 — все в Третьяковской галерее.

Демократическая ориентировка работ Крамского, его критические проницательные суждения об искусстве, и настойчивые исследования объективных критерий оценок особенностей искусства и их влияния на него, развило демократическое искусство и мировоззрение на искусство в России в последней трети XIX века. Популярность Крамского-портретиста росла, у него становилось все больше сторонников, в том числе среди членов императорской фамилии. Это обеспечило художнику довольно безбедное существование. Всего им создано более 700 полотен в этом жанре[1].

В последние годы Крамской был болен аневризмой сердца[3]. Художник скончался от аневризмы аорты 24 марта (5 апреля1887 года[4] во время работы над портретом доктора К. А. Раухфуса, когда он внезапно наклонился и упал. Раухфус попытался оказать ему помощь, но было уже поздно. И. Н. Крамской был похоронен на Смоленском православном кладбище[5]. В 1939 году прах был перенесён на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры с установкой нового памятника.

В Царском Селе установлена скульптурная композиция «Крамской и Неизвестная» скульптора Александра Таратынова[6]




Евангелие от Матфея, глава 4, стихи 1–11


Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола,

и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал.

И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами.

Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих.

Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма,

и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею.

Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего.

Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их,

и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне.

Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи. Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему.

























Искусствоведческий текст текст Н.Машковцева


Художник в картине «Христос в пустыне» своеобразно и смело трактовал евангельский сюжет

По-видимому, он представлял своего Христа  как дальнейшее развитие образа, данного Ивановым. Но он начисто лишил Христа всех атрибутов божественности и даже величия. Это совершенно обыкновенный человек, более того, это современник Крамского, с мыслями и чувствами, порожденными той эпохой, свойственными каждому и прежде всего самому Крамскому.

Саму картину Крамской описывает следующими словами: «На утро, усталый, измученный, исстрадавшийся, сидит один между камнями, печальными холодными камнями; руки судорожно и крепко, крепко сжаты, пальцы впились, ноги поранены и голова опущена. Крепко задумался, давно молчит, так давно, что губы даже как будто запеклись, глаза не замечают предметов. Ничего он не чувствует, не чувствует, что  холодно немножко»

«Я вижу ясно,— писал Крамской,— что есть один  момент в  жизни каждого  человека, мало-мальски созданного по образу и подобию божию, когда на него находит раздумье — пойти ли направо или налево? Мы все знаем, чем обыкновенно кончается подобное колебание.

Итак, это не Христос. То есть я не знаю кто это. Это есть выражение моих личные мыслей».

Крамской разъяснял свое понимание долга художника перед собой, и этот порядок мыслей неразрывно связывается с представлением Крамского о Христе как воплощенной совести и долге человека.

Так изображена Крамским драма человека, предоставленного самому себе, одинокого, окруженного немой и неприветливой природой, драма человека, перед которым расстилается жизнь и в этой жизни нужно сделать выбор, раз и навсегда определив свой путь, бесповоротно выбрать одно из двух: служение своей идее и отказ от всего личного и эгоистического или, наоборот, обслуживание только самого себя, самоугождение, забота об удобствах и приятности личной жизни. Наша живопись не знает другого образа, в котором с такой силой был бы показан человек, раздираемый сомнениями и соблазнами, мучительное раздумье, внутренняя борьба между велениями высокого долга соблазном жить только для себя.

Работа над «Христом» сопутствовала Крамскому на столь продолжительном отрезке его жизни, образ картины так значителен и интимен и выражает собою такие заветные мысли художника, что картину эту с полным правом можно счищать автобиографической.






11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!