СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Безработица, ее причины и последствия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок в 8 классе по учебнику Боголюбова

Просмотр содержимого документа
«Безработица, ее причины и последствия»

Обществознание. 8 класс В пользе безработицы больше всего уверены те, кто не знаком с ней по личному опыту Джон Гелбрэйт Михайлова Надежда Михайловна

Обществознание. 8 класс

В пользе безработицы больше всего уверены те, кто не знаком с ней по личному опыту

Джон Гелбрэйт

Михайлова Надежда Михайловна

Вспомним Командная экономика Рыночная экономика 100% занятость, гарантированный труд на государственных предприятиях, распределение после ВУЗА Безработица, труд -свободное волеизъявление, нет принуждения к труду и выбору работы, частные предприятия Безработица — спутник рыночной экономики Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Вспомним

Командная

экономика

Рыночная

экономика

100% занятость, гарантированный труд на государственных предприятиях, распределение после ВУЗА

Безработица, труд -свободное волеизъявление, нет принуждения к труду и выбору работы, частные предприятия

Безработица — спутник рыночной экономики

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Труд – это право, а не обязанность. Закон закрепляет свободу распоряжения своими способностями к труду «1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.  2. Принудительный труд запрещён»  Статья 37 Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Труд – это право, а не обязанность. Закон закрепляет свободу распоряжения своими способностями к труду

«1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2. Принудительный труд запрещён»

Статья 37

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Население страны Нетрудоспособные граждане Трудоспособные граждане Занятые трудоспособные, имеющие работу Дети до 16 лет Пенсионеры (мужчины старше 65 лет, женщины старше 60 лет) Инвалиды Безработные трудоспособные, не имеющие работу, но стремятся найти Добровольно незанятые трудоспособные люди, не занятые в общественном производстве и не стремящиеся получить работу  Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Население страны

Нетрудоспособные граждане

Трудоспособные граждане

Занятые трудоспособные, имеющие работу

  • Дети до 16 лет
  • Пенсионеры (мужчины старше 65 лет, женщины старше 60 лет)
  • Инвалиды

Безработные

трудоспособные, не имеющие работу, но стремятся найти

Добровольно незанятые

трудоспособные люди, не занятые в общественном производстве и не стремящиеся получить работу

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

 Рабочая сила – население обоего пола в трудоспособном возрасте занятое в экономике или которое найти работу для себя не может Рабочая сила Экономически неактивное население (добровольно незанятые) Экономически активное население Безработные Занятые Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Рабочая сила – население обоего пола в трудоспособном возрасте занятое в экономике или которое найти работу для себя не может

Рабочая сила

Экономически

неактивное население

(добровольно незанятые)

Экономически

активное население

Безработные

Занятые

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Безработный Не имеет работы Хочет найти работу Ищет работу и готов приступить к работе Зарегистрирован на бирже Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Безработный

Не имеет работы

Хочет найти работу

Ищет работу и

готов приступить

к работе

Зарегистрирован

на бирже

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

 Безработица - положение в экономике, когда часть трудоспособного населения, желающего трудиться, не может найти себе работу В развитых странах  6% Уровень безработицы Безработные Занятые + Безработные  Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Безработица - положение в экономике, когда часть трудоспособного населения, желающего трудиться, не может найти себе работу

В развитых странах

6%

Уровень безработицы

Безработные

Занятые + Безработные

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Безработица  – социально-экономическое явление, характеризующееся отсутствием работы для части населения. Виды безработицы С точки зрения причин и условий возникновения безработицы С точки зрения характера вытеснения работника с производства Сезонная Фрикционная Добровольная Структурная Циклическая Вынужденная Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Безработица – социально-экономическое

явление, характеризующееся

отсутствием работы для части населения.

Виды безработицы

С точки зрения причин

и условий возникновения

безработицы

С точки зрения характера

вытеснения работника

с производства

Сезонная

Фрикционная

Добровольная

Структурная

Циклическая

Вынужденная

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Фрикционная безработица может быть вызвана: географическим перемещением человека; сменой профессиональных интересов, переобучение, переквалификация ; наступлением новых этапов в персональной жизни человека: учеба, рождение детей и т.п. несовершенством информации географическим перемещением человека; сменой профессиональных интересов, переобучение, переквалификация ; наступлением новых этапов в персональной жизни человека: учеба, рождение детей и т.п. несовершенством информации К фрикционным безработным относятся люди ожидающие восстановления  на прежней работе уволившиеся по  собственному желанию сезонные рабочие (не в сезон) нашедшие работу,  но еще не приступившие к ней уволенные с работы по приказу администрации Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
  • Фрикционная безработица может быть вызвана:
  • географическим перемещением человека; сменой профессиональных интересов, переобучение, переквалификация ; наступлением новых этапов в персональной жизни человека: учеба, рождение детей и т.п. несовершенством информации
  • географическим перемещением человека;
  • сменой профессиональных интересов, переобучение, переквалификация ;
  • наступлением новых этапов в персональной жизни человека: учеба, рождение детей и т.п.
  • несовершенством информации

К фрикционным безработным относятся люди

ожидающие

восстановления

на прежней работе

уволившиеся по

собственному желанию

сезонные рабочие

(не в сезон)

нашедшие работу,

но еще

не приступившие к ней

уволенные с работы

по приказу

администрации

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Фрикционная безработица ЖЕЛАТЕЛЬНА НЕИЗБЕЖНА СПОСОБСТВУЕТ  более рациональному размещению  рабочей силы и более высокой производительности СВЯЗАНА с естественными тенденциями в движении рабочей силы Особенности: Работу ищут уже  готовые специалисты  с определённым уровнем профессиональной подготовки и квалификации. Безработица этого вида обычно продолжается короткий период времени . Способствует более рациональному размещению рабочей силы и более высокой производительности. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Фрикционная безработица

ЖЕЛАТЕЛЬНА

НЕИЗБЕЖНА

СПОСОБСТВУЕТ

более рациональному

размещению

рабочей силы и более

высокой

производительности

СВЯЗАНА

с естественными

тенденциями

в движении рабочей силы

Особенности:

  • Работу ищут уже готовые специалисты с определённым уровнем профессиональной подготовки и квалификации.
  • Безработица этого вида обычно продолжается короткий период времени .
  • Способствует более рациональному размещению рабочей силы и более высокой производительности.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Сезонная безработица  Безработица, связанная с непостоянным количеством рабочих мест в зависимости от времени года. Например , работа в сельскохозяйственном секторе экономики. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Сезонная безработица

Безработица, связанная с непостоянным количеством рабочих мест в зависимости от времени года. Например , работа в сельскохозяйственном секторе экономики.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Структурная безработица  Безработица, вызванная изменениями в структуре спроса и технологии производства. Такие изменения ведут к необходимости новых профессий, а работники, не владеющие этими профессиями, высвобождаются и вынуждены переучиваться. Обусловлена структурными сдвигами в экономике Причина несоответствие структуры рабочей силы структуре рабочих мест Особенность  более продолжительна и дорогостояща, чем фрикционная; исчезновение и появление профессий Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Структурная безработица

Безработица, вызванная изменениями в структуре спроса и технологии производства.

Такие изменения ведут к необходимости новых профессий, а работники, не владеющие этими профессиями, высвобождаются и вынуждены переучиваться.

Обусловлена

структурными сдвигами

в экономике

Причина

несоответствие структуры рабочей силы структуре рабочих мест

Особенность

более продолжительна и дорогостояща, чем фрикционная;

исчезновение и появление профессий

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Изменение структуры спроса на продукцию разных отраслей Изменения отраслевой структуры экономики  Структурная безработица ЕСТЕСТВЕННОЕ НЕИЗБЕЖНОЕ

Изменение структуры

спроса на

продукцию разных отраслей

Изменения отраслевой

структуры экономики

Структурная безработица

ЕСТЕСТВЕННОЕ

НЕИЗБЕЖНОЕ

Циклическая безработица  Безработица, вызываемая циклическими спадами производства Представлена работниками, уволенными в период, когда вся экономика страдает от экономического спада. Считается, что при улучшении положения в экономике такие работники снова находят работу. Особенность Причина рецессия (спад) в экономике недостаточность совокупных расходов в экономике сокращением совокупного предложения Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Циклическая безработица

Безработица, вызываемая циклическими спадами производства

Представлена работниками, уволенными в период, когда вся экономика страдает от экономического спада.

Считается, что при улучшении положения в экономике такие работники снова находят работу.

Особенность

Причина

рецессия (спад) в экономике

  • недостаточность совокупных расходов в экономике
  • сокращением совокупного предложения

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Виды безработицы БЕЗРАБОТИЦА ЕСТЕСТВЕННАЯ ВЫНУЖДЕННАЯ Носит полностью добровольный характер Фрикционная Циклическая Структурная Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Виды безработицы

БЕЗРАБОТИЦА

ЕСТЕСТВЕННАЯ

ВЫНУЖДЕННАЯ

Носит полностью добровольный характер

Фрикционная

Циклическая

Структурная

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Естественный уровень безработицы такой ее уровень, при котором существуют только фрикционная и структурная безработица Полная занятость - такое положение на рынке труда, когда безработица не превышает естественного уровня  Социализм «Кто не работает, тот не есть» сверхзанятость Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Естественный уровень безработицы

такой ее уровень,

при котором существуют

только фрикционная и

структурная безработица

Полная занятость

- такое положение на рынке труда, когда безработица не превышает естественного уровня

Социализм

«Кто не работает, тот не есть»

сверхзанятость

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Скрытая безработица Скрытая безработица – человек официально числится работающим, но находится в вынужденном отпуске и не получает денежного дохода.   Форма безработицы, характеризующаяся неполной занятостью людей, имеющих возможность работать в полную силу: неполная рабочая неделя, сокращенный рабочий день.  Чаще всего возникает в условиях, когда для сохранения персонала компании хозяева или управляющие, не имея возможности занять работников на полный рабочий день, идут на сокращение рабочего времени. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Скрытая безработица

  • Скрытая безработица человек официально числится работающим, но находится в вынужденном отпуске и не получает денежного дохода.

Форма безработицы, характеризующаяся неполной занятостью людей, имеющих возможность работать в полную силу: неполная рабочая неделя, сокращенный рабочий день.

Чаще всего возникает в условиях, когда для сохранения персонала компании хозяева или управляющие, не имея возможности занять работников на полный рабочий день, идут на сокращение рабочего времени.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Виды безработицы по продолжительности безработицы Краткосрочная - продолжительность до 4 месяцев Продолжительная - продолжительность 4-8 месяцев Длительная - продолжительность 8-18 месяцев Застойная - продолжительность более 18 месяцев Застойная безработица, к ней относится та часть незанятых, которая потеряла работу, утратила право на получение пособия по безработице, отчаялась найти работу и уже приспособилась жить на социальные подачки. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Виды безработицы

по продолжительности безработицы

  • Краткосрочная - продолжительность до 4 месяцев
  • Продолжительная - продолжительность 4-8 месяцев
  • Длительная - продолжительность 8-18 месяцев
  • Застойная - продолжительность более 18 месяцев

Застойная безработица, к ней относится та часть незанятых, которая потеряла работу, утратила право на получение пособия по безработице, отчаялась найти работу и уже приспособилась жить на социальные подачки.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

  Последствия безработицы Позитивные Негативные Снижение уровня жизни населения Моральная травма, ведущая к алкоголизму, наркомании, самоубийствам, росту преступности Потеря профессиональных знаний и навыков Снижение уровня ВВП страны и обеспеченности домохозяйств Рост социальной напряженности, вплоть до политических переворотов усиливается трудовая мотивация работающих,  из-за опасение потерять работу Рузвельт, объясняя причину проведения им политики «Нового курса», писал, что хотел «предотвратить революцию отчаяния». Рузвельт, объясняя причину проведения им политики «Нового курса», писал, что хотел «предотвратить революцию отчаяния». Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Последствия безработицы

Позитивные

Негативные

  • Снижение уровня жизни населения
  • Моральная травма, ведущая к алкоголизму, наркомании, самоубийствам, росту преступности
  • Потеря профессиональных знаний и навыков
  • Снижение уровня ВВП страны и обеспеченности домохозяйств
  • Рост социальной напряженности, вплоть до политических переворотов
  • усиливается трудовая мотивация работающих,

из-за опасение потерять работу

Рузвельт, объясняя причину проведения им политики «Нового курса», писал, что хотел «предотвратить революцию отчаяния».

  • Рузвельт, объясняя причину проведения им политики «Нового курса», писал, что хотел «предотвратить революцию отчаяния».

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Государственная политика в области занятости Формы регулирования: экономические, административные, законодательные, организационные Государство Активная политика занятости Пассивная политика занятости Меры, способствующие снижению безработицы до естественного уровня - Подготовка и переподготовка кадров - Общественные работы - Поддержка предпринимательской активности Меры, направленные на сглаживание безработицы - Материальная поддержка безработных - Подбор работы через государственные органы Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21» 20

Государственная политика в области занятости

Формы регулирования:

экономические, административные, законодательные, организационные

Государство

Активная политика занятости

Пассивная

политика занятости

Меры, способствующие снижению безработицы до естественного уровня

- Подготовка и переподготовка кадров

- Общественные работы

- Поддержка предпринимательской активности

Меры, направленные на сглаживание безработицы

- Материальная поддержка безработных

- Подбор работы через государственные органы

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

20

Закрепление № 1. Граж­да­не стра­ны Z обыч­но долго ищут ра­бо­ту по специаль­но­сти, не со­гла­ша­ясь ни на какую дру­гую. Государ­ствен­ная служ­ба за­ня­то­сти пред­ла­га­ет различные ва­ри­ан­ты пе­ре­обу­че­ния с по­сле­ду­ю­щим трудоустрой­ством, од­на­ко эта услу­га мало вос­тре­бо­ва­на. 1) се­зон­ная 2) скры­тая 3) фрик­ци­он­ная 4) доб­ро­воль­ная 5) цик­ли­че­ская 6) от­кры­тая Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Закрепление

№ 1. Граж­да­не стра­ны Z обыч­но долго ищут ра­бо­ту по специаль­но­сти, не со­гла­ша­ясь ни на какую дру­гую. Государ­ствен­ная служ­ба за­ня­то­сти пред­ла­га­ет различные ва­ри­ан­ты пе­ре­обу­че­ния с по­сле­ду­ю­щим трудоустрой­ством, од­на­ко эта услу­га мало вос­тре­бо­ва­на.

1) се­зон­ная

2) скры­тая

3) фрик­ци­он­ная

4) доб­ро­воль­ная

5) цик­ли­че­ская

6) от­кры­тая

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

№ 2. Если численность безработных в стране равна 5 млн. человек, численность занятых — 45 млн. человек, то уровень безработицы равен  1) 10%  2) 11%   3) 15%   4) 20% № 3. В 2006 г. экономически активное население в РФ составляло 74 187 тыс. человек, а количество людей, занятых в экономике, составляло 69189 тыс. человек. Уровень безработицы в РФ в 2006 году был равен: 1) 8,5% 2) 7,9% 3) 7,1% 4) 6,7% Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

№ 2. Если численность безработных в стране равна 5 млн. человек, численность занятых — 45 млн. человек, то уровень безработицы равен

1) 10% 2) 11%

3) 15% 4) 20%

3. В 2006 г. экономически активное население в РФ составляло 74 187 тыс. человек, а количество людей, занятых в экономике, составляло 69189 тыс. человек. Уровень безработицы в РФ в 2006 году был равен:

1) 8,5%

2) 7,9%

3) 7,1%

4) 6,7%

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

№ 4. Укажите, кто из персонажей является фрикционным, структурным или циклическим безработным, а кто вообще не включается в рабочую силу 1. Евгений Онегин – «молодой повеса» и «наследник всех своих родных» Не включён в рабочую силу Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

№ 4. Укажите, кто из персонажей является фрикционным, структурным или циклическим безработным, а кто вообще не включается в рабочую силу

1. Евгений Онегин – «молодой повеса» и «наследник всех своих родных»

Не включён в рабочую силу

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

2. Кондуктор автобуса, потерявший работу после того, как в автобусах установили турникеты Структурный безработный Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

2. Кондуктор автобуса, потерявший работу после того, как в автобусах установили турникеты

Структурный безработный

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

3. Менеджер по продажам, уволенный из-за общего спада в экономике Циклический безработный Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

3. Менеджер по продажам, уволенный из-за общего спада в экономике

Циклический безработный

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

4. Выпускник технического вуза, который получил диплом в июне и сейчас отдыхает в деревне у бабушки, потому что на свою первую работу собирается выйти только осенью. Фрикционный безработный Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

4. Выпускник технического вуза, который получил диплом в июне и сейчас отдыхает в деревне у бабушки, потому что на свою первую работу собирается выйти только осенью.

Фрикционный безработный

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Домашнее задание Параграф 27 Письменно  «В классе и дома»  задания 1,2  Видео урок https://interneturok.ru/lesson/obshestvoznanie/8-klass/ekonomika/bezrabotitsa Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Домашнее задание

Параграф 27

Письменно

«В классе и дома»

задания 1,2

Видео урок

https://interneturok.ru/lesson/obshestvoznanie/8-klass/ekonomika/bezrabotitsa

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Информационные источники: Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др./ под редакцией Боголюбова Л.Н. Обществознание учебник для 8 класса. М., «Просвещение» 2017 Баранов П.А. Обществознание. Полный справочник для подготовки к ГИА 9 класс М. АСТ. Астрель 2016 А.Ю. Лазебникова, Т.В. Коваль, Е.Н. Калачёва. Обществознание. ОГЭ. КИМ. 2020. Издательство Экзамен. 2020. В презентации использованы материалы и иллюстрации из открытого банка иллюстраций Яндекс и Гугл: https://yandex.ru/images/ ; https://www.google.ru/imghp; https://ru.wikipedia.org/wiki/ Автор данной работы выражает благодарность истинным владельцам графических, анимированных изображений и иных материалов, которые были использованы в работе. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Информационные источники:

  • Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др./ под редакцией Боголюбова Л.Н. Обществознание учебник для 8 класса. М., «Просвещение» 2017
  • Баранов П.А. Обществознание. Полный справочник для подготовки к ГИА 9 класс М. АСТ. Астрель 2016
  • А.Ю. Лазебникова, Т.В. Коваль, Е.Н. Калачёва. Обществознание. ОГЭ. КИМ. 2020. Издательство Экзамен. 2020.
  • В презентации использованы материалы и иллюстрации из открытого банка иллюстраций Яндекс и Гугл: https://yandex.ru/images/ ; https://www.google.ru/imghp; https://ru.wikipedia.org/wiki/

Автор данной работы выражает благодарность истинным владельцам графических, анимированных изображений и иных материалов, которые были использованы в работе.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!