СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Безличные предложения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок  открытия новых знаний с применением технологии  "Интеллект-карт". Ученики самостоятельно знакомятся с материалом, работая в группах и создавая интеллект-карты для  дальнейшего объяснения темы классу. 

Просмотр содержимого документа
«Безличные предложения»

Тема урока: Безличные предложения (8 класс)

Учитель: Мишарова В.Н.

Цель урока:

- знакомство учащихся с безличными предложениями и способами выражения в них сказуемого;

- формирование умения применять полученные знания на практике;

Задачи:

- повторить изученное об односоставных предложениях;

-познакомить обучающихся со способами выражения сказуемого в безличных предложениях;

- закрепить полученные знания и провести их первичный контроль.

Результаты освоения учебного материала урока.

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:

  • распознавание безличных предложений в тексте;

  • классификация односоставных предложений по их значению и структурным особенностям;

  • построение речевых высказываний с употреблением односоставных предложений разного вида.

Личностные УУД:

  • испытывать гордость за богатство и выразительность русского языка;

  • уметь видеть прекрасное в природе, языке, художественном творчестве;

  • осознавать роль односоставных предложений в устной и письменной речи;

  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

  • понимать эмоции других людей, сопереживать;

  • обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей .

Средством достижения этих результатов служат тексты различных стилей речи, фольклорный материал.

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать;

  • владеть приёмами языкового анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации.

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД;

  • находить ответы на вопросы ;

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую:

Средством формирования познавательных УУД служат художественные тексты и тексты учебников, их методический аппарат, обеспечивающий формирование функциональной грамотности.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме ;

  • выразительно читать и пересказывать текст;

  • умение работать в паре, группе;

  • умение слушать товарищей, принимать коллективное решение.

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология сотрудничества и организация работы в парах группах.

Тип урока: урок открытия новых знаний с применением технологии интеллект- карт





Ход урока.

  1. Организационный момент.

Доброе утро, ребята. Сегодня нам предстоит большая работа. Чтобы она была результативной, необходим соответствующий настрой. Давайте обратимся к словам, которые станут эпиграфом нашего урока. «Не стыдно не знать, Стыдно не учиться».

-Вы согласны с этим высказыванием? Как вы его понимаете? Давайте проведём сегодняшний урок под этим девизом. Для работы на уроке разделимся на группы.

II. Актуализация знаний

1.Проверка домашней работы ( упр.197)

Индивидуальная работа у доски по карточке.

2. Беседа с классом и практическая работа.

-Объектом изучения в 8 классе является простое предложение. Что нового вы узнали о простом предложении на уроках? На какие группы по наличию главных членов их делят? (Простые предложения бывают двусоставными и односоставными)

Давайте вспомним это на примере предложений. (Определение вида односоставных предложений). Каждая группа получает карточки с предложениями.

Группы 1 ,3 находят определённо-личные предложения, определяет, чем выражено сказуемое. (2,5,10)

Группа 2,4 находят неопределённо-личные предложения, называет формы выражения сказуемого. (3,7,12)

Группа 5,6 находят назывные предложения, называет формы выражения главного члена(1,11,16)

Предложения для работы.

  1. Раннее утро.(наз)

  2. Еду ли ночью по улице тёмной, бури заслушаюсь в пасмурный день… (о-л)

  3. В траншее его уже ожидали.(н-л)

  4. Сегодня его с утра знобит.

  5. Приучайте себя к сдержанности и терпению. (о-л)

  6. Нет ни ржи, ни тропки.

  7. В лес дров не возят. (н-л)

  8. Не позволяй душе лениться! (об-л)

  9. Сегодня же меня здесь не будет.

  10. Шумим, братец, шумим…(о-л)

  11. Вот заводская улица.(наз.)

  12. А там, далеко, из-за чащи лесной, какую-то песню поют. (н-л)

  13. В небесах торжественно чудно.

  14. Из песни слов не выкинешь. (об-л)

  15. В холле покрашено.

  16. Шепот, легкое дыханье, трели соловья.(наз.)

(Участники групп зачитывают выбранные предложения, обосновывают условия выбора).

-Какие предложения имеют обобщённое значение? (8,14 об.-л) Какие предложения вы не выписали? Почему? Можем ли мы назвать лицо, выполняющее действие в этих предложениях?

3. Определяется тема урока, и ставятся цели. Запись числа, темы.

III. Изучение нового материала.

1.Работа с текстами для анализа

- Что вы уже знаете о безличных предложениях? (Это односоставные предложения с главным членом сказуемым).

- Прочитайте текст. Определите его тему, основную мысль. Что отражает заголовок? Как вы считаете, к какому стилю речи можно отнести этот текст – к языку художественной литературы или к публицистическому? (Работа в группах)

Как хлеб ищут

(1) В детстве я терял свои вещи. (2) Искал их, не находил и сердился.

(3)- А ты ищи, как хлеб ищут, - говорила бабушка, - обязательно найдёшь.

(4) Бабушкин совет я не понимал. (5) Хлеб лежит в шкафу.(6) Найти его проще простого. (7) Вообще искать не нужно.

(8) Я был подростком. (9) Началась война. (10) Продуктов не хватало. (11) Всё время хотелось есть. (12)Полученный по карточкам хлеб поровну делили между членами семьи. (13) Давали корочку и Джеку.

(14) В обед от пайка почти уже ничего не было. (15) Вечером я осматривал все ящики в столе, все уголки на полках шкафа – не осталась ли где хлебная крошка…

(16) Тогда – то я понял, как хлеб ищут. (А.Митяев)


Тема текста - цена хлеба, хлеб – это жизнь.

Словарная работа. Выражение ищи, как хлеб ищут в толковый словарь современных разговорных фразеологизмов и присловий означает призыв искать лучше.


Что отражает заголовок?

Тема текста - как хлеб ищут - призыв искать лучше. Откуда пошло выражение "ищи, как хлеб ищут!"? Почему хлеб, а не воду, не золото, не воздух? И вообще хлеб не ищут (в отличие от воды или клада), а делают: выращивают, мелют в муку и выпекают. Чего его искать и где?


Наше поколение живет в мирное время. Мы не знаем, что такое война, что такое голод. Но рядом с нами живут люди, которые испытали все ужасы Великой Отечественной войны. Настоящую цену хлеба знают наши бабушки и дедушки. Эти люди помнят, что в блокадном Ленинграде от голода погибло почти в 40 раз больше людей, чем от бомб и снарядов. Хлеб во время войны был не только главным продуктом питания, но и мерилом жизни. В блокадном Ленинграде между хлебом и жизнью стоял знак равенства. Хлеб нужно беречь, чтобы никто не знал голода. Пусть во всех домах мира будет мир и будет хлеб. Ведь хлеб – это жизнь.

- Найдите в тексте сложные предложения, в составе которых есть односоставные предложения, определите их вид.

- Укажите количество грамматических основ в этих предложениях. Какие виды односоставных предложений встретились? Где предложения без подлежащего, чем выражено сказуемое?

Обобщите свои заключения в виде интеллект - карты по способам выражения безличного сказуемого. (н.ф глагола, безлич. гл,катег.сост, р.п. с не)

2.Работа с учебником и добавление карты примерами из проверочной работы

3.Для закрепления давайте заполним таблицу, где даны предложения, определив форму сказуемых безличных предложений(в группах)

Чем выражено сказуемое в безличном предложении

Безличные предложения

1. Безличный глагол ( с –ся и без –ся)

1.Думается в основном о конце света. Мне с детства очень повезло.

2.Личный глагол в безличном значении.

2. Каплет с черёмух. Завылозапело вдали густо, пронзительно.

3. Инфинитив

3. Идти дальше некуда. Слов не понять.

4. Слово категории состояния на –о (наречие)

4. За окном мутно. На душе было легко и грустно.

5. Сочетание глагола или слова категории состояния на –о с инфинитивом

5. Не часто приходится просыпаться от тишины. О медведях, как о чертях, можно рассказывать бесконечно.

6. Несклоняемым словом, по форме совпадающим с существительным, в сочетании с инфинитивом

6. Пора уж разводить костёр и варить уху.

7. Отрицательное слово или конструкция, выражающая отрицание.

7. Нет сна, есть видимость его. Не стало гармонии. В небе ни одного облачка.

8. Краткое страдательное причастие среднего рода с суффиксами -н-, -ен-, -т-.

8. В номере было накурено.



4.По итогам заполнения карты и таблицы составляем схему в тетради-справочники

Способы выражения сказуемого в безличном предложении



Безличная безличный слово безличная слова краткое

форма глагол нет форма категории причастие

личного глагола состояния в форме

глагола быть среднего рода

в отрицательных

предложениях

- Обратимся к эпиграфу нашего урока. Какое это предложение? Чем в нём выражено сказуемое?



III. Физкультминутка

IV. Закрепление нового материала.

1.Беседа по теме урока

-Что обозначают сказуемые в безличных предложениях? (Состояние природы, состояние окружающей среды, состояние человека, волеизъявление)

Справка. В безличных предложениях мы сталкиваемся с интереснейшим явлением – с сохранением в языке архаичных представлений, с отражением в нём наивного, донаучного мышления, согласно которому некие высшие силы активно вмешиваются в нашу жизнь. В языке сохранились выражения: От сердца отлегло. И принесло ж его в такое время.

--Как вы понимаете эти выражения?



2. Творческая работа

- Предложения бывают безличными, а может ли человек быть без лица?- Когда это происходит?

-Когда человека можно назвать личностью? С помощью безличных предложений  можно дать выразительную характеристику физического или нравственного состояния человека. Часто безличные  предложения используют для описания пейзажей, обстановки, где происходят события, для выражения различных оттенков – необходимости, возможности

Вам необходимо составить небольшой текст, содержащий безличные предложения. Составьте безличные предложения или связные тексты по предложенным картинкам.

3.Тренировочные упражнения

1).Работа с упражнениями 201-203 по группам (у доски)

2).Работа с текстами по нахождению безличных предложений (в парах) запишите б-л предл.

Курение опас(?)но для здоровья. О вреде курения стоит задумат(?)ся каждому. В древности уличённых в курении наказывали 60 ударами палок по стопам и отрезали нос и уши. Было страшно. Жестоко? Но зато как эффективно! Нужно береч(?) здоровье с детства!

  1. Закрепление материала. Контрольные раздаточные карточки.

Определите вид предложений и запишите номера в таблицу.

Двусоставное предложение

2,4

Определённо–личное предложение

1

Неопределённо-личное предложение

6

Безличное предложение

3,5,7

1.) Едем бором, тёмными лесами. (И.А.Бунин)

2) Красны, ясны и тихи стояли короткие зимние дни (С.Аксаков)

3) От её голоса повеяло теплотой.

4) Косые лучи солнца пронизывают весь лес.

5) В ту ночь никому не спалось.

6) В избе жарко натопили.

7) В воздухе пахнет сосновой смолой.

V. Итог урока.

ИГРА «ДА – НЕТ»

1) Изменяются ли безличные глаголы по лицам и числам? (НЕТ)

2) Есть ли подлежащее, т.е. лицо, выполняющее действие, в предложении с безличными глаголами? (НЕТ)

3) Связаны ли понятия безличный глагол и безличное предложение? (ДА)

4) Безличное предложение – это односоставное предложение?(ДА)

5) Можно ли восстановить подлежащее в безличном предложении? (НЕТ)



VI.Рефлексия. Толстые вопросы.

 Что узнали об односоставных предложениях?

- Что вы делали для того, чтобы узнать новое о них?

(Этапы:1) вспомнили то, что известно, сами формулировали вопросы, требующие решения; 2) при помощи работы с учебником самостоятельно находили ответы на вопросы, сформулированные на первом этапе; 3) закрепляли знания через применение их на практике.)

- Что было легко? - Что вам помогало в работе? - Как оцениваете свои действия?

Д.з. § 35. Напишите сочинение – рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста «Тогда – то я понял, как хлеб ищут» или исследование «Роль односоставных предложений в худож. тексте» («Капитанская дочка»)









Лист оценивания по 5-бальной шкале

Ф.И.уч-ся

Виды односост. предл.

Работа с текстом и интеллект-картой

Тренировочные упражнения

Творческая работа

Контрольные вопросы

итог

1








2








3








4











































Просмотр содержимого презентации
«безличное предложение»

Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

Не стыдно не знать,

стыдно не учиться.

Проверь себя Определенно-личные- 2,5,10 Неопределенно-личные- 3,7,12 Назывные-1,11,16

Проверь себя

Определенно-личные- 2,5,10

Неопределенно-личные- 3,7,12

Назывные-1,11,16

Без личные предложения

Без личные предложения

Цели урока Формировать умение определять безличное предложение и характеризовать его. Научиться использовать безличные предложения в речи

Цели урока

  • Формировать умение определять безличное предложение и характеризовать его.
  • Научиться использовать безличные предложения в речи

Проблемный вопрос Какие предложения называют безличными?

Проблемный вопрос

Какие предложения называют безличными?

25.06.18

25.06.18

Это интересно  Выражение ищи, как хлеб ищут в толковом словаре  современных разговорных фразеологизмов и присловий означает призыв искать лучше.

Это интересно

Выражение ищи, как хлеб ищут в толковом словаре современных разговорных фразеологизмов и присловий означает призыв искать лучше.

25.06.18

25.06.18

Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

Не стыдно не знать,

стыдно не учиться.

25.06.18

25.06.18

Безличные предложения  Курение опас(?)но для здоровья. О вреде курения стоит задумат(?)ся каждому. В древности уличённых в курении  наказывали 60 ударами палок по стопам и отрезали нос и уши. Было страшно. Жестоко? Но зато как эффективно! Нужно береч(?) здоровье с детства! 25.06.18

Безличные предложения

Курение опас(?)но для здоровья. О вреде курения стоит задумат(?)ся каждому. В древности уличённых в курении наказывали 60 ударами палок по стопам и отрезали нос и уши. Было страшно. Жестоко? Но зато как эффективно! Нужно береч(?) здоровье с детства!

25.06.18

Контрольный тест. Проверь себя!

Контрольный тест. Проверь себя!

  • Двусоставное предложение- 2,4
  • Определённо–личное предложение-1
  • Неопределённо-личное предложение-6
  • Безличное предложение- 3,5,7
Рефлексия - Что было легко? - Что вам помогало в работе? - Как оцениваете свои действия?

Рефлексия

- Что было легко?

- Что вам помогало в работе?

- Как оцениваете свои действия?

Цели урока Формировать умение определять безличное предложение и характеризовать его. Научиться использовать безличные предложения в речи 25.06.18

Цели урока

  • Формировать умение определять безличное предложение и характеризовать его.
  • Научиться использовать безличные предложения в речи

25.06.18

Домашнее задание «3»- § 35, упр.199  «4»-§ 35Напишите сочинение – рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста «Тогда – то я понял, как хлеб ищут» «5»-§ 35 исследование «Роль односоставных предложений в художественном тексте» («Капитанская дочка») 25.06.18

Домашнее задание

«3»- § 35, упр.199

«4»-§ 35Напишите сочинение – рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста «Тогда – то я понял, как хлеб ищут»

«5»-§ 35 исследование «Роль односоставных предложений в художественном тексте» («Капитанская дочка»)

25.06.18

Спасибо за урок! 25.06.18

Спасибо за урок!

25.06.18


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!