Тема урока: Безличные предложения (8 класс)
Учитель: Мишарова В.Н.
Цель урока:
- знакомство учащихся с безличными предложениями и способами выражения в них сказуемого;
- формирование умения применять полученные знания на практике;
Задачи:
- повторить изученное об односоставных предложениях;
-познакомить обучающихся со способами выражения сказуемого в безличных предложениях;
- закрепить полученные знания и провести их первичный контроль.
Результаты освоения учебного материала урока.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
распознавание безличных предложений в тексте;
классификация односоставных предложений по их значению и структурным особенностям;
построение речевых высказываний с употреблением односоставных предложений разного вида.
Личностные УУД:
испытывать гордость за богатство и выразительность русского языка;
уметь видеть прекрасное в природе, языке, художественном творчестве;
осознавать роль односоставных предложений в устной и письменной речи;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сопереживать;
обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей .
Средством достижения этих результатов служат тексты различных стилей речи, фольклорный материал.
Регулятивные УУД:
самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать;
владеть приёмами языкового анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации.
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД;
находить ответы на вопросы ;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую:
Средством формирования познавательных УУД служат художественные тексты и тексты учебников, их методический аппарат, обеспечивающий формирование функциональной грамотности.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме ;
выразительно читать и пересказывать текст;
умение работать в паре, группе;
умение слушать товарищей, принимать коллективное решение.
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология сотрудничества и организация работы в парах группах.
Тип урока: урок открытия новых знаний с применением технологии интеллект- карт
Ход урока.
Организационный момент.
Доброе утро, ребята. Сегодня нам предстоит большая работа. Чтобы она была результативной, необходим соответствующий настрой. Давайте обратимся к словам, которые станут эпиграфом нашего урока. «Не стыдно не знать, Стыдно не учиться».
-Вы согласны с этим высказыванием? Как вы его понимаете? Давайте проведём сегодняшний урок под этим девизом. Для работы на уроке разделимся на группы.
II. Актуализация знаний
1.Проверка домашней работы ( упр.197)
Индивидуальная работа у доски по карточке.
2. Беседа с классом и практическая работа.
-Объектом изучения в 8 классе является простое предложение. Что нового вы узнали о простом предложении на уроках? На какие группы по наличию главных членов их делят? (Простые предложения бывают двусоставными и односоставными)
Давайте вспомним это на примере предложений. (Определение вида односоставных предложений). Каждая группа получает карточки с предложениями.
Группы 1 ,3 находят определённо-личные предложения, определяет, чем выражено сказуемое. (2,5,10)
Группа 2,4 находят неопределённо-личные предложения, называет формы выражения сказуемого. (3,7,12)
Группа 5,6 находят назывные предложения, называет формы выражения главного члена(1,11,16)
Предложения для работы.
Раннее утро.(наз)
Еду ли ночью по улице тёмной, бури заслушаюсь в пасмурный день… (о-л)
В траншее его уже ожидали.(н-л)
Сегодня его с утра знобит.
Приучайте себя к сдержанности и терпению. (о-л)
Нет ни ржи, ни тропки.
В лес дров не возят. (н-л)
Не позволяй душе лениться! (об-л)
Сегодня же меня здесь не будет.
Шумим, братец, шумим…(о-л)
Вот заводская улица.(наз.)
А там, далеко, из-за чащи лесной, какую-то песню поют. (н-л)
В небесах торжественно чудно.
Из песни слов не выкинешь. (об-л)
В холле покрашено.
Шепот, легкое дыханье, трели соловья.(наз.)
(Участники групп зачитывают выбранные предложения, обосновывают условия выбора).
-Какие предложения имеют обобщённое значение? (8,14 об.-л) Какие предложения вы не выписали? Почему? Можем ли мы назвать лицо, выполняющее действие в этих предложениях?
3. Определяется тема урока, и ставятся цели. Запись числа, темы.
III. Изучение нового материала.
1.Работа с текстами для анализа
- Что вы уже знаете о безличных предложениях? (Это односоставные предложения с главным членом сказуемым).
- Прочитайте текст. Определите его тему, основную мысль. Что отражает заголовок? Как вы считаете, к какому стилю речи можно отнести этот текст – к языку художественной литературы или к публицистическому? (Работа в группах)
Как хлеб ищут
(1) В детстве я терял свои вещи. (2) Искал их, не находил и сердился.
(3)- А ты ищи, как хлеб ищут, - говорила бабушка, - обязательно найдёшь.
(4) Бабушкин совет я не понимал. (5) Хлеб лежит в шкафу.(6) Найти его проще простого. (7) Вообще искать не нужно.
(8) Я был подростком. (9) Началась война. (10) Продуктов не хватало. (11) Всё время хотелось есть. (12)Полученный по карточкам хлеб поровну делили между членами семьи. (13) Давали корочку и Джеку.
(14) В обед от пайка почти уже ничего не было. (15) Вечером я осматривал все ящики в столе, все уголки на полках шкафа – не осталась ли где хлебная крошка…
(16) Тогда – то я понял, как хлеб ищут. (А.Митяев)
Тема текста - цена хлеба, хлеб – это жизнь.
Словарная работа. Выражение ищи, как хлеб ищут в толковый словарь современных разговорных фразеологизмов и присловий означает призыв искать лучше.
Что отражает заголовок?
Тема текста - как хлеб ищут - призыв искать лучше. Откуда пошло выражение "ищи, как хлеб ищут!"? Почему хлеб, а не воду, не золото, не воздух? И вообще хлеб не ищут (в отличие от воды или клада), а делают: выращивают, мелют в муку и выпекают. Чего его искать и где?
Наше поколение живет в мирное время. Мы не знаем, что такое война, что такое голод. Но рядом с нами живут люди, которые испытали все ужасы Великой Отечественной войны. Настоящую цену хлеба знают наши бабушки и дедушки. Эти люди помнят, что в блокадном Ленинграде от голода погибло почти в 40 раз больше людей, чем от бомб и снарядов. Хлеб во время войны был не только главным продуктом питания, но и мерилом жизни. В блокадном Ленинграде между хлебом и жизнью стоял знак равенства. Хлеб нужно беречь, чтобы никто не знал голода. Пусть во всех домах мира будет мир и будет хлеб. Ведь хлеб – это жизнь.
- Найдите в тексте сложные предложения, в составе которых есть односоставные предложения, определите их вид.
- Укажите количество грамматических основ в этих предложениях. Какие виды односоставных предложений встретились? Где предложения без подлежащего, чем выражено сказуемое?
Обобщите свои заключения в виде интеллект - карты по способам выражения безличного сказуемого. (н.ф глагола, безлич. гл,катег.сост, р.п. с не)
2.Работа с учебником и добавление карты примерами из проверочной работы
3.Для закрепления давайте заполним таблицу, где даны предложения, определив форму сказуемых безличных предложений(в группах)
Чем выражено сказуемое в безличном предложении | Безличные предложения |
1. Безличный глагол ( с –ся и без –ся) | 1.Думается в основном о конце света. Мне с детства очень повезло. |
2.Личный глагол в безличном значении. | 2. Каплет с черёмух. Завыло, запело вдали густо, пронзительно. |
3. Инфинитив | 3. Идти дальше некуда. Слов не понять. |
4. Слово категории состояния на –о (наречие) | 4. За окном мутно. На душе было легко и грустно. |
5. Сочетание глагола или слова категории состояния на –о с инфинитивом | 5. Не часто приходится просыпаться от тишины. О медведях, как о чертях, можно рассказывать бесконечно. |
6. Несклоняемым словом, по форме совпадающим с существительным, в сочетании с инфинитивом | 6. Пора уж разводить костёр и варить уху. |
7. Отрицательное слово или конструкция, выражающая отрицание. | 7. Нет сна, есть видимость его. Не стало гармонии. В небе ни одного облачка. |
8. Краткое страдательное причастие среднего рода с суффиксами -н-, -ен-, -т-. | 8. В номере было накурено. |
4.По итогам заполнения карты и таблицы составляем схему в тетради-справочники
Способы выражения сказуемого в безличном предложении
Безличная безличный слово безличная слова краткое
форма глагол нет форма категории причастие
личного глагола состояния в форме
глагола быть среднего рода
в отрицательных
предложениях
- Обратимся к эпиграфу нашего урока. Какое это предложение? Чем в нём выражено сказуемое?
III. Физкультминутка
IV. Закрепление нового материала.
1.Беседа по теме урока
-Что обозначают сказуемые в безличных предложениях? (Состояние природы, состояние окружающей среды, состояние человека, волеизъявление)
Справка. В безличных предложениях мы сталкиваемся с интереснейшим явлением – с сохранением в языке архаичных представлений, с отражением в нём наивного, донаучного мышления, согласно которому некие высшие силы активно вмешиваются в нашу жизнь. В языке сохранились выражения: От сердца отлегло. И принесло ж его в такое время.
--Как вы понимаете эти выражения?
2. Творческая работа
- Предложения бывают безличными, а может ли человек быть без лица?- Когда это происходит?
-Когда человека можно назвать личностью? С помощью безличных предложений можно дать выразительную характеристику физического или нравственного состояния человека. Часто безличные предложения используют для описания пейзажей, обстановки, где происходят события, для выражения различных оттенков – необходимости, возможности
Вам необходимо составить небольшой текст, содержащий безличные предложения. Составьте безличные предложения или связные тексты по предложенным картинкам.
3.Тренировочные упражнения
1).Работа с упражнениями 201-203 по группам (у доски)
2).Работа с текстами по нахождению безличных предложений (в парах) запишите б-л предл.
Курение опас(?)но для здоровья. О вреде курения стоит задумат(?)ся каждому. В древности уличённых в курении наказывали 60 ударами палок по стопам и отрезали нос и уши. Было страшно. Жестоко? Но зато как эффективно! Нужно береч(?) здоровье с детства!
Закрепление материала. Контрольные раздаточные карточки.
Определите вид предложений и запишите номера в таблицу.
Двусоставное предложение | 2,4 |
Определённо–личное предложение | 1 |
Неопределённо-личное предложение | 6 |
Безличное предложение | 3,5,7 |
1.) Едем бором, тёмными лесами. (И.А.Бунин)
2) Красны, ясны и тихи стояли короткие зимние дни (С.Аксаков)
3) От её голоса повеяло теплотой.
4) Косые лучи солнца пронизывают весь лес.
5) В ту ночь никому не спалось.
6) В избе жарко натопили.
7) В воздухе пахнет сосновой смолой.
V. Итог урока.
ИГРА «ДА – НЕТ»
1) Изменяются ли безличные глаголы по лицам и числам? (НЕТ)
2) Есть ли подлежащее, т.е. лицо, выполняющее действие, в предложении с безличными глаголами? (НЕТ)
3) Связаны ли понятия безличный глагол и безличное предложение? (ДА)
4) Безличное предложение – это односоставное предложение?(ДА)
5) Можно ли восстановить подлежащее в безличном предложении? (НЕТ)
VI.Рефлексия. Толстые вопросы.
- Что узнали об односоставных предложениях?
- Что вы делали для того, чтобы узнать новое о них?
(Этапы:1) вспомнили то, что известно, сами формулировали вопросы, требующие решения; 2) при помощи работы с учебником самостоятельно находили ответы на вопросы, сформулированные на первом этапе; 3) закрепляли знания через применение их на практике.)
- Что было легко? - Что вам помогало в работе? - Как оцениваете свои действия?
Д.з. § 35. Напишите сочинение – рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста «Тогда – то я понял, как хлеб ищут» или исследование «Роль односоставных предложений в худож. тексте» («Капитанская дочка»)
Лист оценивания по 5-бальной шкале
№ | Ф.И.уч-ся | Виды односост. предл. | Работа с текстом и интеллект-картой | Тренировочные упражнения | Творческая работа | Контрольные вопросы | итог |
1 | | | | | | | |
2 | | | | | | | |
3 | | | | | | | |
4 | | | | | | | |