Постановка учебных целей и задач Узнать, какими качествами должен обладать настоящий друг, который умеет сопереживать в трудные минуты, брать часть трудностей на себя, уступать другому; будем учиться замечать и ценить положительное в окружающих людях, друзьях и в конце мероприятия мы должны будем вывести законы дружбы | Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи | Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва. Знакомство. Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались! А значит, у нас появилась возможность поговорить о чем-то интересном. А тему нашей встречи, я думаю, нам подскажет стихотворение: (у каждой группы и на слайде) Слово это серьёзное Главное важное То, что значит оно Очень нужно для каждого. В нём отношения, основанные на доверии, На тепле и радости, На заботе и привязанности, На верности и преданности. В нём стремленье Другому быть нужным. Что же это? Конечно - Вы согласитесь, что любой человек хочет, чтобы его любили и уважали, ценили и понимали, и очень часто нам просто необходимо слышать добрые слова и поддержку? ТЕМА сегодняшнего занятия: «БЕЗ ДРУЖБЫ НЕ ПРОЖИТЬ И ДНЯ» (на слайде) | Читают стихотворение по группам Отвечают Дружба |
Актуализация Актуализация опорных знаний по прошлой теме | регулятивные: -формируют учебную задачу вместе с учителем -осуществлять само-контроль; - овладевать умением прогнозировать Предметные: -давать правильные ответы по ранее изученному материалу | - Ребята, а что вы знаете о дружбе? Сегодня мы вновь будем говорить о дружбе и думаю, разговор этот не последний. Ребята! Представьте, что Вас с нетерпением дожидается Следопыт. Он приготовил для нас очень важные, интересные вопросы, над которыми обязан задуматься хоть раз в жизни каждый человек. КАК вы думаете какие? После беседы на слайде появляются вопросы Выберите, пожалуйста, тот вопрос, который вас больше всего заинтересовал, вопрос, на который вам бы очень хотелось получить ответ. Хорошо, что вам захотелось задуматься, поразмышлять над такими важными вопросами. Ведь именно поиск ответов на эти вопросы, позволит человеку совершенствовать себя, свои мысли, поступки. А чтобы ответить на поставленные вопросы , в ходе встречи мы должны будем вывести законы дружбы ЗАДАЧИ: мы должны будем вывести законы дружбы | Отвечают (доверить тайну, общаться, помощь, не подводит…) - Кого можно назвать настоящим другом? - Как ты думаешь, для чего человеку нужен настоящий друг? - Должен ли друг всегда делать то, что хочешь делать ты? - На твой взгляд, легко ли быть настоящим другом? - Нужна ли дружба? - Может ли быть много друзей?
|
4. Этап решения частных задач Работа с понятием дружба | коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, подтверждая их фактами, уметь работать в группе регулятивные: планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации | А начнем мы с чего?- послушайте стих-е Что такое дружба? Каждый знает. Может быть, и спрашивать смешно. Ну а всё же, что обозначает Это слово? Значит что оно?
По толковому словарю С.Ожегова: «Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов» – «Самый прекрасный подарок после мудрости, которым могла бы одарить нас природа, - это дружба». «Дружба – это взаимная привязанность двух и более людей, бескорыстная, основанная на любви и уважении» Даль Дружба-готовность помочь кому-нибудь из сострадания, человеколюбия «Дружба – это доверие, которое невозможно ни обмануть, ни придать» | Рассказывает ребенок Ответ дружба Дружба является одной из важнейших жизненных ценностей в судьбе каждого человека. Именно дружба, дружеские связи между людьми помогают выстоять нам в самых трудных жизненных ситуациях. - А как вы понимаете, что такое дружба? |
Мозговой штурм | | Настоящий друг, какой он? Классный руководитель. А теперь мы проведем с вами операцию, которая называется «Мозговой штурм». Эту операцию проводят, когда нужно быстро решить какую-нибудь проблему. Мы решаем следующую проблему: настоящий друг, какой он? Вы можете говорить слова, предложения, словосочетания - все, что приходит вам в голову в связи с этой проблемой. Я буду записывать ваши слова на доске. Ну а теперь попробуем ответить на вопрос, кого можно назвать настоящим другом | В течение 1 минуты дети называют слова: помогает, уважает, доверяет, защищает, говорит правду, бескорыстный, поддерживает в беде, откровенный и т. п. Примерные ответы детей: - Настоящий друг - тот, кто тебя уважает, кто помогает в трудную минуту. - Настоящий друг - тот, что не льстит тебе, а говорит правду о твоих недостатках. - Настоящий друг - тот, кто помогает бескорыстно. - Настоящий друг - тот, кому ты доверяешь, с кем ты можешь быть откровенным. - Настоящий друг - тот, на кого можно положиться, кто не бросит в беде. - Настоящий друг - тот, кто умеет хранить тайны. |
Применение общего способа действия для решения частных задач – Школьная дружба – замечательное испытание юной души на искренность, честность, верность, самоотверженность, терпимость, то есть на самые важные для хорошего человека свойства. Трудно представить себе человека, который не стремился бы обрести искреннего, идеального друга. Он, конечно, чуткий, честный, все понимающий с полуслова, безоглядный в помощи, щедрый в удаче, кому всё доверишь и на кого можно во всем положиться. Надо уметь видеть людей рядом с собой, оценивать их, разбираться, настоящие ли они друзья и не учат ли они тебя плохому | , уметь работать в группе коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Законы дружбы: Не выдавать чужие секреты; Всегда быть откровенным с другом; Не бойся попросить прощения; Не груби; Не надо менять друзей; Надо быть постоянным в дружбе; Не ябедничай. Если друг в чем-то не прав, скажи сразу об этом, останови, если он занимается чем-то плохим; Если ты за что-то обиделся на своего друга, постарайся поскорее забыть об этом и простить ему свою обиду. Не злись! Не жадничай! Помогай другу в беде; Умей разделить с другом радость; Не смейся над недостатками друга; Умей принять помощь, совет; Не обманывай и не предавай друга; Умей признавать свои ошибки. | Чтобы вывести законы дружбы, давайте разберем несколько ситуаций. Посмотрите внимательно и послушайте, как ведут себя ребята в разных ситуациях, и дайте оценку их поступкам. Ситуация первая. Знакомьтесь: Даша и Маша. К доске выходят два ученика. Даша уже 2 часа делает уроки, и тут к ней приходит ее подруга Маша. Маша. Гулять пойдешь? Даша. Да я еще задачу по математике не решила. Никак не получается! Еще и сочинение по русскому писать! Маша. Да не переживай! Я все решила, как всегда, дам списать! Даша. О! Ее! Ты настоящая подруга! Классный руководитель. Как вы считаете, можно ли назвать Машу настоящей подругой? Как бы вы поступили на месте Маши? Итак, ПЕРВЫЙ закон настоящий друг думает не о своих интересах, а о том, как помочь товарищу. Еще одна ситуация. В ней участвуют Сергей и Антон. К доске выходят 2 мальчика. На самостоятельной по математике Сергей обнаружил, что у него закончилась паста. Сергей. Ой, паста закончилась! Антон. А у меня запасная ручка есть! Сергей. Будь другом, дай, а то мне Татьяна Николаевна пару влепит! Антон. А что ты мне за это дашь? Сергей. Ну, денег дам, сколько ручка стоит? Антон. Да зачем мне твои копейки? Будешь за меня дежурить всю неделю! Годится? Сергей. Да ладно, давай уж! Классный руководитель. Как вы считаете, Антон поступил, как настоящий друг? Как бы вы поступили на его месте Классный руководитель. Ребята, хотели бы вы иметь такого друга, как Антон? 2 закон что настоящий Друг должен быть бескорыстным. Не жадничай!
А теперь рассмотрим третью ситуацию. В ней участвуют Гриша и Вова. Гриша и Вова - друзья. Вова сидит возле окна, а Гриша - возле Двери. Они любят играть в футбол на переменках. Для этого Гриша Приносит из дома мячик для тенниса. Так случилось и в этот раз. Прозвенел звонок с урока. К доске выходят 2 мальчика. Один становится возле окна, другой отходит к двери. Вова. Гришка, мячик принес? Гриша. Конечно! Вова. Давай пас! Гриша. Лови! Гриша размахивается и делает вид, что бросает мячик. Вова. К сожалению, я не смог поймать мяч и он угодил в окно. Классный руководитель. Так-так! Кто разбил стекло? Вова. Это он бросил. Я тут ни при чем! Классный руководитель. Ты бросил мяч? Гриша. Ну, я. Классный руководитель. Давай дневник! Получишь выговор! Еще и родителей твоих приглашу, чтобы они вставили стекло! Безобразие! (Поворачивается, отходит в сторону.) Вова. Ну, что в футбол играть будем? Гриша. Да нет, что-то не хочется! Участники сценки садятся на место. Классный руководитель. Как вы думаете, ребята, почему Грише расхотелось играть в футбол? Как бы вы поступили на месте Вовы? 3 закон Друг приходит на помощь – А сейчас, я бы хотела, чтобы вы послушали старую мудрую притчу. 4 закон Помогай другу в беде; БЕСЕДАо других правилах из жизненного опыта детей ФИЗКУЛЬТМИНУТКА | Примерные ответы детей: - Маша настоящая подруга. Она не жадная, дает списать. - Машу нельзя назвать настоящей подругой, она думает только о своих интересах - сейчас хочется гулять. - Я бы сделал так: зашел бы к Даше, помог бы ей все решить, чтобы она сама во всем разобралась. А потом с чистым сердцем пошел бы с ней гулять. Примерные ответы детей: - Конечно, он же мог скрыть, что у него есть ручка. - Он выручил Сергея, но и про себя не забыл. - Если бы Антон был настоящим другом, он дал бы ручку просто так и ничего бы за это не потребовал. - Сергей просил ручку не насовсем, а только на один урок, и даже из такой мелочи Антон захотел извлечь выгоду. - Я не хотел бы иметь такого друга, как Антон. Он воспользовался тем, что Сергей оказался в безвыходной ситуации. - Антона нельзя назвать другом, он жадный, из всякой мелочи хочет получить выгоду. - Я бы дал ручку просто так, а потом бы Сергей меня выручил - так поступают настоящие друзья. Дети отвечают хором, что не хотели бы.
Примерные ответы детей: - Он расстроился из-за выговора. - Ему было обидно, что друг его выдал. - Вова повел себя не по-товарищески, он выдал Гришу, поэтому Гриша обиделся. - Гриша обиделся, потому что он один понес наказание, а ведь его друг тоже виноват. - Вова тоже виноват. Если бы он был настоящим другом, он бы взял часть вины на себя, тогда бы Грише не было так обидно. - Вова даже больше виноват: это он попросил бросить ему мячик, а сам не смог поймать. Из-за него стекло разбилось. А у него не хватило мужества признаться. Классный руководитель. Хотели бы вы, ребята, чтобы у вас бал такой друг, как Вова? Дети дружно отвечают, что нет. Рассказывает ученица Называют |