Цикл бесед по теме «Моя семья»
| утро ( I, III нед ) | 2 пол.дня (IV нед. ) |
сентябрь | «Это моя семья» | Дидактическая игра “Назови правильно”- формировать представление детей о родственных отношениях в семье: каждый из них одновременно сын, дочь , внук, брат, сестра и д.р. Учить правильно называть своих ближайших родственников. |
«У нас в семье» |
октябрь | «Моя большая семья» | Беседа: «Моя семья». Рассматривание фотографий - Закрепить представление о своей семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге, воспитывать интерес к другим семьям, желание узнавать то, кто кем кому приходится. |
«Мои родные люди» |
ноябрь | «А у нас в семье» | Дидактическая игра «Сравни - кто старше? Кто младше?» Папа - дедушка: /Дедушка старше, а папа младше/; Мама - бабушка: /Бабушка старше, а мама младше/; Дедушка - внук; /Дедушка старше, а внук младше/; Бабушка - внучка; /Бабушка старше, а внучка младше/; Брат - сестренка; /Брат старше, а сестренка младше/. |
«Наш семейный альбом» |
декабрь | «На кого я похож» | Дидактическая игра «Чей я ребенок, угадай?» /Найти на выставленных фотографиях маму и папу названного ребенка, опираясь на внешнее сходство/ |
«Это вся моя семья» |
январь | «Как мы дома отмечали праздник» | Беседа: «Родословная семьи, герб семьи»- раскрыть эти понятия детям, объяснить значение для семьи знаний о своих родственников, развивать интерес к созданию герба семьи, воспитывать положительный образ семьи |
«Семейные праздники» |
февраль | «Моя родословная» | Дидактическая игра «Расскажи о своем генеалогическом древе» /начиная с бабушек, дедушек, папы, мамы, братьев, сестер, назвать их имена, чем занимаются: на пенсии, работают или учатся/ |
«О моем любимом папе» |
март | «Моя мама» | Дидактическая игра «Герб моей семьи» - учить детей презентовать герб своей семьи, который нарисовали со своими родителями. Воспитывать у детей уважение, гордость за свою семью |
«Едем в гости к бабушке» |
апрель | «Пословицы о семье» | Беседа о взаимоотношениях в семье. У каждого человека есть семья: папа, мама, Брат, сестра. В семье все заботятся друг о друге, друг другу помогают. Чтобы в семье все было хорошо, члены семьи выполняют обязательные правила: желают доброго утра и спокойной ночи, приятных снов, просят прощения за предоставленные неудобства, благодарят за заботу. Семья состоит не только из тех, кто живет в одном доме (квартире), тети, дяди, дедушки, бабушки могут жить в других домах и даже городах. |
«Закончи пословицу» |
май | «Семейные традиции» | Беседа «Кто живет в моей квартире?»- продолжать закреплять умение у детей интересно рассказывать о своей семье, как зовут родителей по имени, отчеству, где и кем они работают? |
«15 мая - День семьи» |
«Это моя семья»
Цель: Закрепить представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге (дети должны знать имена всех членов своей семьи), воспитывать желание заботиться о близких.
Материал: фотоальбомы с семейными фотографиями
Словарь: семья, родители, счастливая, заботливая, дружная, веселая
Воспитатель:
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг, и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
– Скажите, ребята, куда вы торопитесь вечером после детского сада? Правильно, домой.
- А почему? Да, вас ждет ваша семья!
– Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы – самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу. Семья может быть и маленькой – например, мама и ребенок, но если они любят друг друга – это настоящая семья. Хорошо, если семья большая.
- А кто живет в ваших семьях?
– Скажите самые хорошие слова про маму, какая она? (заботливая, трудолюбивая, нежная, ласковая…)?
«У нас в семье»
Цель: Закрепить представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге (дети должны знать имена всех членов своей семьи), воспитывать желание заботиться о близких.
Материал: фотоальбомы с семейными фотографиями
Словарь: семья, родители, счастливая, заботливая, дружная, веселая
Воспитатель:
– А что мама умеет делать? (шить, готовить, стирать, мыть…)
– А папа какой? (сильный, смелый, трудолюбивый…)
– А папа что умеет делать? (мастерить, пилить, копать, пылесосить…)
- А вы, что дома делаете, помогаете маме, папе?
- Здорово, что каждый из вас старается для семьи, что вы помогаете друг другу.
-А если кому-то бывает грустно, то что вы делаете?
- Да, если кому-то из вас грустно, то можно обнять, и сказать добрые, хорошие слова. Или можно помочь сделать нужное дело для семьи. Какие важные дела бывают в вашей семье? (помыть посуду, почистить обувь, убрать вещи на место…).
«Моя большая семья»
Цель: Закрепить представление о семье, воспитывать желание заботиться о близких.
Материал: фотоальбомы с семейными фотографиями, кастрюля, ботинок
Словарь: семья, родители, родные, близкие, дедушка, бабушка, сестра, брат, счастливая, заботливая, дружная, веселая.
Воспитатель: В доме жила большая семья, всех назову вам, детишки, я:
Мама-красавица в доме жила, своей добротой и умом слыла.
Папа-силач, спортсмен-удалец, опора семьи – настоящий отец!
Бабушка с ними – старушка – жила, целыми днями вязать могла!.
Дедушка старенький в доме том жил, летом на даче рыбку удил.
Ну а еще был в семействе сынишка – бойкий и шустрый такой шалунишка.
Утром и днем, даже вечером мальчик прыгал, как будто резиновый мячик.
Бегал сынок, по лужам скакал, а вечерами пейзаж рисовал:
Солнце, и тучка, и дождик идет… Но и малыш иногда устает.
В семье той большой не умели скучать – вечером пили с вареньем чай.
Вкусный чаек, объеденье – варенье… Пора и заканчивать стихотворенье!
Только одно лишь добавлю я – Дружная очень это семья!
- Расскажите, а кто с вами живет?
- Как зовут?
- Чем занимаются?
- Бабушка (Дедушка) какая?
- Брат (сестра) какой?
– Вечером вся семья собирается дома – а это значит, что можно поиграть в веселую игру: Давайте подумаем, а чем же может оказаться мамина кастрюля? А папин ботинок?
«Мои родные люди»
Цель: Закрепить о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге Материал: фотоальбомы с семейными фотографиями
Словарь: семья, родители, родные, близкие, дедушка, бабушка, сестра, брат, счастливая, заботливая, дружная, веселая.
Воспитатель:
Послушай, вот моя семья:
Дедуля, бабушка и брат.
У нас порядок в доме, лад
И чистота, а почему?
Две мамы есть у нас в дому,
Два папы, два сыночка,
Сестра, невеста, дочка,
А самый младший – я,
Какая же у нас семья?
(6 человек: брат и сестра, их родители, бабушка и дедушка)
- С помощью этой шуточной задачки мы коснулись интересной темы – темы родственных отношений. Вокруг каждого из нас много людей, родственников с которыми мы связаны одной кровью. Наши родные, близкие люди, которые не живут с нами в одной квартире, но все равно, это наши родственники. И каждый из нас – продолжатель своего рода.
- А какие у вас есть родственники?
«А у нас в семье»
Цель: Закрепить представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге (дети должны знать имена всех членов своей семьи), воспитывать желание заботиться о близких.
Материал: картинки, фото с изображением разных семенных событий, сцен
Словарь: семья, родители, родные, близкие, бабушка, сестра, брат, счастливая, заботливая, дружная, веселая.
Воспитатель:
Знаю я, что у меня дома дружная семья:
Это – мама, это – я,
Это – бабушка моя.
Это – папа, это – дед.
И у нас разлада нет.
(поднять руку ладонью к себе и в соответствии с текстом стиха в определенной последовательности пригибать пальцы, начиная с безымянного, затем мизинец, указательный палец, средний и большой.)
Воспитатель показывает детям картинки, на которых изображены семейные сцены из жизни.
- Расскажите, что вы видите на картинке, кто изображен?
- Во что одеты? Что делают?
- А как вы думаете, а что они могут говорить друг другу? Оживите картинку!
- В вашей семье так бывает? Что вы делаете?
–Что же такое семья? (ответы детей)
- Да, семья – это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге.
«Наш семейный альбом»
Цель: продолжать формировать у детей представление о семье, развивать умение рассказывать о своих близких
Материал: подборка детьми своих семейных любимых фотографий
Словарь: моя семья, все вместе, родные, родственники
Воспитатель:
Семья
Очень люблю, когда все собираются.
Белою скатертью стол накрывается.
Бабушка с мамою,
Папа и я,
Мы называемся вместе – семья.
(О. Высотская)
- Вот у вас есть фотографии, расскажите, кто на них изображен?
- Что вы делаете?
- Какое настроение у вас?
- Почему эти фотографии любимые?
«На кого я похож»
Цель: продолжать формировать у детей представление о семье, развивать умение рассказывать о своих близких
Материал: подборка детьми своих семейных любимых фотографий
Словарь: моя семья, все вместе, родные, родственники
Воспитатель: Родственники могут жить в других домах, других городах и даже странах, но все равно они ваши родные – это ваш род, ваша большая семья. Родственники немного похожи друг на друга. Кто-то из вас похож на маму, кто-то на папу, а кто-то на бабушку или тётю. Прочитаю вам стихотворение «На кого же он похож?»
У нас сегодня праздник, довольна вся семья,
У нас родился братик, вернее, у меня!
До чего же он хорош, на кого же он похож?
Папа говорит: На маму, очень славненький с лица.
Мама говорит: На папу, вид смешливый у мальца.
Обе бабушки друг дружке уступают битый час:
- Внук похож на вас, не спорьте,
- Что вы душенька, на вас.
Я одна сижу, как мышка: пусть потешится родня!
Я-то знаю, что братишка уродился весь в меня!
- Кто нам брат, кто нам друг, становись скорее в круг! Друг друга за руки возьмем и играть сейчас начнем.
Проводится игра «А ты мне кто?». Дети становится в круг, воспитатель подходит к любому ребенку и спрашивает: «Я – мама, а ты мне кто?» (Дочка, сын). Кто ответил, становится ведущим и задает другому вопрос: я – папа, я – брат, я сестра, я – бабушка и т.д., а ты мне кто?
«Это вся моя семья»
Цель: продолжать формировать у детей представление о семье, развивать умение рассказывать о родителях
Материал: фотографии
Словарь: моя семья, все вместе, родные, родственники, имя, отчество, домашний адрес
Воспитатель: Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик я, вот и вся моя семья
- Папа, мама и дети – это ваша маленькая семья. У вас есть и большая семья, в нее входят ваши бабушки, дедушки, тети и дяди. Расскажите о своих родных.
Дети рассказывают о своих семьях, показывают фотографии своей семьи. План рассказа:
- Меня зовут…(полное имя);
- Мою маму зовут …, она заботливая, любимая, красивая…, умеет делать…
- Моего папу зовут…; он трудолюбивый, сильный, добрый…, умеет делать…
- ФИО бабушек, дедушек, других членов семьи, которые есть на фото.
«Как мы дома отмечали праздник»
Цель: Закрепить представление о семейных праздниках, воспитывать уважение к членам своей семьи, бережное отношение к семейным реликвиям.
Материал: рисунки, новогодние открытки
Словарь: семья, семейный праздник, счастливый, дружный, веселый, все вместе
Воспитатель:
- Как вы устраивали Новогодний праздник в своей семье?
- Как вы оформляли квартиру или комнату к празднику?
- Какие подарки вам подарили?
Дети поочередно рассказывают свои впечатления о проведении домашнего праздника. Рассказывать им помогают открытки, фотографии, рисунки.
«Семейные праздники»
Цель: продолжать закреплять у детей представление о семейных праздниках, воспитывать уважение к членам своей семьи, бережное отношение к семейным реликвиям.
Материал: рисунки, фотографии
Словарь: семья, семейный праздник, счастливый, дружный, веселый, все вместе
Воспитатель: Послушай, вот моя семья:
Дедуля, бабушка и брат.
У нас порядок в доме, лад
И чистота, а почему?
Две мамы есть у нас в дому,
Два папы, два сыночка,
Сестра, невеста, дочка,
А самый младший – я.
- А кто в вашей семье есть?
- Любите ли вы праздники? Какие?
- Какие вы устраиваете праздники в своей семье?
- Вы оформляете квартиру или комнату к праздникам?
- Устраиваете ли вы игры, развлечения, аттракционы, конкурсы, концерт?
- Любите ли вы дарить подарки своим родным? Что вы дарите?
Дети поочередно рассказывают свои впечатления о проведении домашних праздников. Рассказывать им помогают открытки, фотографии, рисунки.
«Моя родословная»
Цель: Продолжать знакомить детей с понятиями «родословная» и «генеалогическое древо». Закрепить и расширить представления детей о своих родственниках, их обязанностях в общем семейном хозяйстве.
Материал: Семейные фотографии детей и родителей, карточки с изображением «генеалогического древа»
Словарь: генеалогического древо, родословная, родственные связи, родственники близкие и дальние
Воспитатель: Что же такое «родословная»? Это перечень поколений одного рода. Род – ряд поколений, происходящих от одного предка. Предок – это древний предшественник по роду. Для того чтобы составить родословное древо, нужно хорошо знать своих предков. Вы свои генеалогические древа уже приготовили.
- А можете ли вы назвать имя своей прабабушки? - Ребята, начиная с бабушек, дедушек, папы, мамы, братьев, сестер, назовите их имена, чем занимаются: на пенсии, работают или учатся.
«О моем любимом папе».
Цель: формировать у детей доброе отношение к своему папе, вызывать чувство гордости и радости за благородные поступки родного человека.
Материал: рисунки, фотографии
Словарь: семья, семейный праздник, папа, счастливый, веселый, добрый, сильный
Воспитатель: - Ребята, вы всегда были такими большими, как сейчас? (Нет).
- Какими вы были? (Маленькими).
- А когда вы были маленькие, какие вы были по характеру, по поведению? (Несмышленые, забавные, смешные, непоседливые, глупые, очаровательные, милые ...)
- Когда вы были маленькими, вы многое не умели делать. Что вы не умели делать? (родить, бегать, есть ложкой, разговаривать, одеваться, умываться, говорить и т. д.).
- А кто же вас всему этому научил? (Мама, папа, бабушка, дедушка, воспитатели).
- Кто вас носил на руках? (Мама, папа и т. д.).
- А кто вас носил на плечах? (Папа).
- А какие у папы руки? (Сильные, твердые, уверенные, ласковые, добрые, большие...)
- Какой ваш папа? Придумайте много слов, чтобы охарактеризовать вашего папу. (Добрый, сильный, веселый, трудолюбивый, смелый, умный и т. д.).
- Ребята, подумайте и вспомните случаи из вашей жизни, когда папа был смелым, сильным, мужественным? (Ответы детей).
- А теперь вспомните случаи из жизни, кош папа был веселым и добрым?
-А когда ваш папа был трудолюбивым, ловким? (Ответы детей).
- Ребята, какие замечательные у вас папы. А какие дела в доме может делать только папа? А мамы не умеют. (Пилить, рубить, строгать, чинить телевизор, машину водить, ремонтировать машину, чинить пылесос и утюг, стеклить окно, пылесосить и т. д.).
«Моя мама»
Цель: дать детям представление, что у всех есть мамы. Развивать добрые, нежные чувства к своим родным людям и уважение к своим семьям.
Материал: рисунки, фотографии
Словарь: семья, семейный праздник, мама, счастливая, веселая, добрая, заботливая
Воспитатель: - Ребята, кто вас сегодня привел в детский сад? (Мама, папа, бабушка и т. д.). И все-таки большинство детей привели мамы. Ребята, а как зовут ваших мам? (Ответы детей).
Какие красивые имена у ваших мам.
Ребята, а вы своих мам любите? (Да).
Хотите сделать мамам подарок? (Да).
- Когда мама обнимает вас, гладит по голове, целует. Она какая? (Ласковая)
- Когда мама модно одевается? Какая она? (Красивая).
- Когда мама улыбается, смеется? Какая она? (Веселая).
- Когда мама не ругает, когда вы шалите. Какая она? (Добрая).
- А если вы маму любите, то она какая? (Любимая).
Молодцы, Как хорошо, когда у каждого ребенка есть своя мама. Ребята! А кто хочет про свою маму рассказать всем ребятам? (Рассказы детей).
«Едем в гости к бабушке»
Цель: учить детей проявлять заботу о своей бабушке, относиться к ней с нежностью и любовью. Воспитывать культуру поведения
Материал: рисунки, фотографии
Словарь: семья, семейный праздник, мама, счастливая, веселая, добрая, заботливая
Воспитатель: Ребята, у кого из вас есть бабушка? А вы ее любите? (Да).
- А если она живет далеко от вас, вы ее все равно любите? (Да).
- Кто скучает по своей бабушке? (Ответы детей).
- Давайте представим, что ваша бабушка живет далеко, в деревне.
- На чем мы можем к ней поехать? (нa машине, на автобусе, на поезде и т. д.).
- Хорошо, едем на поезде. На поезде быстрее.
- Но с пустыми руками в гости никто не едет! Давайте повезем нашей бабушке много разных гостинцев. (Дети соглашаются).
- Вот представьте у нас большая корзина. Что захотим, то и положим в корзину.
- Придумывайте, ребята, и кладите в корзину, что хотите (игра-имитация).
(Бананы, пряники, шоколад, лимоны, леденцы, яблоки, апельсины, колбасу и т. д.).
- Молодцы! Вот сколько гостинцев в корзине. Теперь можно ехать! Поехали (имитируют движение поезда).
Бабушке не оказалось дома, но она оставила нам письмо:
«Дорогие внучата! Очень жаль, что не смогла вас встретить. У меня очень много дел: корову подоить, кур покормить и во дворе порядок навести... Ваша бабушка».
- Ребята, может быть, мы бабушке тоже что-нибудь напишем? Передайте много хороших слов, а я запишу все ваши ласковые, добрые слова для бабушки (воспитатель пишет).
- Мы оставим на столе записку и оставим корзину с гостинцами, пусть нашей бабушке будет приятно!
(Отправляются в обратный путь).
«Пословицы о семье»
Цель: формировать у детей старших дошкольников представление о семье как о людях, которые живут вместе, умение объяснять смысл пословиц
Материал: коллажи с фотографиями семей детей
Словарь: пословицы, поговорки, смысл, народная мудрость, согласие да лад, матушка
Воспитатель: Семья – самое дорогое, что есть у человека. Не случайно в русском языке так много поговорок и пословиц о семье, ведь семью почитали ещё с древних времён.
- А какие вы знаете пословицы о семье?
(воспитатель вместе с детьми называет пословицы)
В семье дружат – живут не тужат.
В семье разлад – так и дому не рад.
На что и клад, когда дети идут в лад.
Где любовь да совет, там и горя нет.
В недружной семье добра не бывает.
Сердце матери лучше солнца греет.
Родители трудолюбивы – дети не ленивы.
Жалей отца с матерью, других не найдешь.
Согласие да лад – в семье клад.
При солнышке тепло, при матери – добро
Нет милее дружка, чем родная матушка
– А как вы понимаете смысл этих пословиц?
- Что бы вы хотели пожелать своей семье?
«Закончи пословицу»
Цель: формировать у детей старших дошкольников представление о семье как о людях, которые живут вместе, умение объяснять смысл пословиц
Материал: коллажи с фотографиями семей детей
Словарь: пословицы, поговорки, смысл, народная мудрость, согласие да лад, матушка
Воспитатель: С давних пор о доме и семье всегда говорили с любовью и уважением. Из далеких времен до нас дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки о семье.
Давайте попробуем их вспомнить. Я начинаю, а вы – заканчиваете.
- Объясните смысл этих пословиц и поговорок.
«Семейные традиции»
Цель: продолжать формировать понятие «семейные традиции», способствование сплочению семейного коллектива, способствовать соблюдению имеющихся семейных традиций и появлению новых
Материал: картинки, фото с изображением разных семенных событий, сцен
Словарь: семенные традиции, семья, родители, родные, близкие, бабушка, сестра, брат, счастливая, заботливая, дружная, веселая.
Воспитатель: - Вспомните, что такое традиции? А что такое семенные традиции?
- Да, Семейные традиции – это могут быть праздники, которые отмечаются всеми членами семьи и, конечно же, день рождения, торжественные обеды по выходным, когда вся семья в сборе. Это может быть традиция сажать деревце или под Новый год выезжать за город, чтобы украсить живую елку. Это традиция вместе ходить в кино, на выставки, театры, музеи. Это и совместные игры. Традиционные походы, прогулки и пикники на природу. Составление своей родословной и семейных альбомов. Коллекционирование и проведение семейных концертов.
- Какие семейные традиции есть в вашей семье?
«15 мая - День семьи»
Цель: способствование сплочению семейного коллектива, развитие чувства ответственности
Материал: картинки, фото с изображением разных семенных событий, сцен
Словарь: семья, родители, родные, близкие, бабушка, сестра, брат, счастливая, заботливая, дружная, веселая.
Воспитатель: - Какой сегодня месяц?
- Правильно, май. 15 мая 1993 года назван международным днём семьи. Этот день не только праздник родителей, но и всей семьи. И сегодня мы с вами поговорим о семье.
- Ребята, что такое семья?
- Семья – это самое дорогое, что у вас есть. Это ваши мама и папа, бабушка и дедушка , братья и сёстры – самые близкие вам люди, которые вас любят, заботятся о вас, делают всё, чтобы жизнь ваша была счастливой.
- Ребята расскажите о своих семьях:
1. Как зовут тебя и членов твоей семьи?
2. Это редкие или хорошо известные имена?
3. Как обычно дома вы называете друг друга?
4. Какие ласковые обращения звучат в вашем доме?
5. Ты любишь свою семью?
- Вы знаете, что семья живёт в доме. Так помните, что ваши родители – это ваше богатство. Они построили семью, дом, в котором вы живёте, окружили вас теплом, заботой и любовью.
- Мы с вами построим дом. Представьте себе, что мы с вами – семья. Чтобы всем в нашем доме было хорошо, что нам для этого необходимо? Мне например, нужна в семье любовь. А Вам? (доброта, внимание, понимание, уют, забота, уважение и т. д.)
(Воспитатель размещает на доске «брёвна», на которых написаны слова,
- Вот мы с вами построили дом, в котором тепло. У каждого из нас есть свой дом и мне хотелось бы, чтобы в каждом доме всегда было тепло.Берегите свои семьи и тепло вашего дома.