СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Беседы по теме «Моя семья»

Нажмите, чтобы узнать подробности

перспективное планирование в течении года с детьми старшего дошкольного возраста по теме "Моя семья"

Просмотр содержимого документа
«Беседы по теме «Моя семья»»

Цикл бесед по теме «Моя семья»



утро

( I, III нед )

2 пол.дня

(IV нед. )

сентябрь

«Это моя семья»

Дидактическая игра “Назови правильно”- формировать представление детей о родственных отношениях в семье: каждый из них одновременно сын, дочь , внук, брат, сестра и д.р. Учить правильно называть своих ближайших родственников.

«У нас в семье»

октябрь

«Моя большая семья»

Беседа: «Моя семья». Рассматривание фотографий - Закрепить представление о своей семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге, воспитывать интерес к другим семьям, желание узнавать то, кто кем кому приходится.

«Мои родные люди»

ноябрь

«А у нас в семье»

Дидактическая игра «Сравни - кто старше? Кто младше?»

Папа - дедушка: /Дедушка старше, а папа младше/; Мама - бабушка: /Бабушка старше, а мама младше/; Дедушка - внук; /Дедушка старше, а внук младше/; Бабушка - внучка; /Бабушка старше, а внучка младше/; Брат - сестренка; /Брат старше, а сестренка младше/.

«Наш семейный альбом»

декабрь

«На кого я похож»

Дидактическая игра «Чей я ребенок, угадай?»

/Найти на выставленных фотографиях маму и папу названного ребенка, опираясь на внешнее сходство/

«Это вся моя семья»

январь

«Как мы дома отмечали праздник»

Беседа: «Родословная семьи, герб семьи»- раскрыть эти понятия детям, объяснить значение для семьи знаний о своих родственников, развивать интерес к созданию герба семьи, воспитывать положительный образ семьи

«Семейные праздники»

февраль

«Моя родословная»

Дидактическая игра «Расскажи о своем генеалогическом древе»

/начиная с бабушек, дедушек, папы, мамы, братьев, сестер, назвать их имена, чем занимаются: на пенсии, работают или учатся/

«О моем любимом папе»

март

«Моя мама»

Дидактическая игра «Герб моей семьи» - учить детей презентовать герб своей семьи, который нарисовали со своими родителями. Воспитывать у детей уважение, гордость за свою семью

«Едем в гости к бабушке»

апрель

«Пословицы о семье»

Беседа о взаимоотношениях в семье. У каждого человека есть семья: папа, мама, Брат, сестра. В семье все заботятся друг о друге, друг другу помогают. Чтобы в семье все было хорошо, члены семьи выполняют обязательные правила: желают доброго утра и спокойной ночи, приятных снов, просят прощения за предоставленные неудобства, благодарят за заботу. Семья состоит не только из тех, кто живет в одном доме (квартире), тети, дяди, дедушки, бабушки могут жить в других домах и даже городах.

«Закончи пословицу»

май

«Семейные традиции»

Беседа «Кто живет в моей квартире?»- продолжать закреплять умение у детей интересно рассказывать о своей семье, как зовут родителей по имени, отчеству, где и кем они работают?

«15 мая - День семьи»







«Это моя семья»

Цель: Закрепить представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге (дети должны знать имена всех членов своей семьи), воспитывать желание заботиться о близких.

Материал: фотоальбомы с семейными фотографиями

Словарь: семья, родители, счастливая, заботливая, дружная, веселая

Воспитатель:

Собрались все дети в круг.
Я – твой друг, и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.

– Скажите, ребята, куда вы торопитесь вечером после детского сада? Правильно, домой.

- А почему? Да, вас ждет ваша семья!

– Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы – самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу. Семья может быть и маленькой – например, мама и ребенок, но если они любят друг друга – это настоящая семья. Хорошо, если семья большая.

- А кто живет в ваших семьях?

– Скажите самые хорошие слова про маму, какая она? (заботливая, трудолюбивая, нежная, ласковая…)?


«У нас в семье»

Цель: Закрепить представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге (дети должны знать имена всех членов своей семьи), воспитывать желание заботиться о близких.

Материал: фотоальбомы с семейными фотографиями

Словарь: семья, родители, счастливая, заботливая, дружная, веселая

Воспитатель:

– А что мама умеет делать? (шить, готовить, стирать, мыть…)

– А папа какой? (сильный, смелый, трудолюбивый…)

– А папа что умеет делать? (мастерить, пилить, копать, пылесосить…)

- А вы, что дома делаете, помогаете маме, папе?

- Здорово, что каждый из вас старается для семьи, что вы помогаете друг другу.

-А если кому-то бывает грустно, то что вы делаете?

- Да, если кому-то из вас грустно, то можно обнять, и сказать добрые, хорошие слова. Или можно помочь сделать нужное дело для семьи. Какие важные дела бывают в вашей семье? (помыть посуду, почистить обувь, убрать вещи на место…).






«Моя большая семья»

Цель: Закрепить представление о семье, воспитывать желание заботиться о близких.

Материал: фотоальбомы с семейными фотографиями, кастрюля, ботинок

Словарь: семья, родители, родные, близкие, дедушка, бабушка, сестра, брат, счастливая, заботливая, дружная, веселая.

Воспитатель: В доме жила большая семья, всех назову вам, детишки, я:
Мама-красавица в доме жила, своей добротой и умом слыла.
Папа-силач, спортсмен-удалец, опора семьи – настоящий отец!
Бабушка с ними – старушка – жила, целыми днями вязать могла!.
Дедушка старенький в доме том жил, летом на даче рыбку удил.
Ну а еще был в семействе сынишка – бойкий и шустрый такой шалунишка.
Утром и днем, даже вечером мальчик прыгал, как будто резиновый мячик.
Бегал сынок, по лужам скакал, а вечерами пейзаж рисовал:
Солнце, и тучка, и дождик идет… Но и малыш иногда устает.
В семье той большой не умели скучать – вечером пили с вареньем чай.
Вкусный чаек, объеденье – варенье… Пора и заканчивать стихотворенье!
Только одно лишь добавлю я – Дружная очень это семья!

- Расскажите, а кто с вами живет?

- Как зовут?

- Чем занимаются?

- Бабушка (Дедушка) какая?

- Брат (сестра) какой?

– Вечером вся семья собирается дома – а это значит, что можно поиграть в веселую игру: Давайте подумаем, а чем же может оказаться мамина кастрюля? А папин ботинок?

«Мои родные люди»

Цель: Закрепить о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге Материал: фотоальбомы с семейными фотографиями

Словарь: семья, родители, родные, близкие, дедушка, бабушка, сестра, брат, счастливая, заботливая, дружная, веселая.

Воспитатель:

Послушай, вот моя семья:

Дедуля, бабушка и брат.

У нас порядок в доме, лад

И чистота, а почему?

Две мамы есть у нас в дому,

Два папы, два сыночка,

Сестра, невеста, дочка,

А самый младший – я,

Какая же у нас семья?

(6 человек: брат и сестра, их родители, бабушка и дедушка)

- С помощью этой шуточной задачки мы коснулись интересной темы – темы родственных отношений. Вокруг каждого из нас много людей, родственников с которыми мы связаны одной кровью. Наши родные, близкие люди, которые не живут с нами в одной квартире, но все равно, это наши родственники. И каждый из нас – продолжатель своего рода.

- А какие у вас есть родственники?


«А у нас в семье»

Цель: Закрепить представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге (дети должны знать имена всех членов своей семьи), воспитывать желание заботиться о близких.

Материал: картинки, фото с изображением разных семенных событий, сцен

Словарь: семья, родители, родные, близкие, бабушка, сестра, брат, счастливая, заботливая, дружная, веселая.

Воспитатель:

Знаю я, что у меня дома дружная семья:
Это – мама, это – я,
Это – бабушка моя.
Это – папа, это – дед.
И у нас разлада нет.

(поднять руку ладонью к себе и в соответствии с текстом стиха в определенной последовательности пригибать пальцы, начиная с безымянного, затем мизинец, указательный палец, средний и большой.)

Воспитатель показывает детям картинки, на которых изображены семейные сцены из жизни.

- Расскажите, что вы видите на картинке, кто изображен?

- Во что одеты? Что делают?

- А как вы думаете, а что они могут говорить друг другу? Оживите картинку!

- В вашей семье так бывает? Что вы делаете?

–Что же такое семья? (ответы детей)

- Да, семья – это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге.

«Наш семейный альбом»

Цель: продолжать формировать у детей представление о семье, развивать умение рассказывать о своих близких

Материал: подборка детьми своих семейных любимых фотографий

Словарь: моя семья, все вместе, родные, родственники

Воспитатель:

Семья

Очень люблю, когда все собираются.

Белою скатертью стол накрывается.

Бабушка с мамою,

Папа и я,

Мы называемся вместе – семья.

(О. Высотская)


- Вот у вас есть фотографии, расскажите, кто на них изображен?

- Что вы делаете?

- Какое настроение у вас?

- Почему эти фотографии любимые?

«На кого я похож»

Цель: продолжать формировать у детей представление о семье, развивать умение рассказывать о своих близких

Материал: подборка детьми своих семейных любимых фотографий

Словарь: моя семья, все вместе, родные, родственники

Воспитатель: Родственники могут жить в других домах, других городах и даже странах, но все равно они ваши родные – это ваш род, ваша большая семья. Родственники немного похожи друг на друга. Кто-то из вас похож на маму, кто-то на папу, а кто-то на бабушку или тётю. Прочитаю вам стихотворение «На кого же он похож?»

У нас сегодня праздник, довольна вся семья,
У нас родился братик, вернее, у меня!
До чего же он хорош, на кого же он похож?
Папа говорит: На маму, очень славненький с лица.
Мама говорит: На папу, вид смешливый у мальца.
Обе бабушки друг дружке уступают битый час:
- Внук похож на вас, не спорьте,
- Что вы душенька, на вас.
Я одна сижу, как мышка: пусть потешится родня!
Я-то знаю, что братишка уродился весь в меня!

- Кто нам брат, кто нам друг, становись скорее в круг! Друг друга за руки возьмем и играть сейчас начнем.
Проводится игра «А ты мне кто?». Дети становится в круг, воспитатель подходит к любому ребенку и спрашивает: «Я – мама, а ты мне кто?» (Дочка, сын). Кто ответил, становится ведущим и задает другому вопрос: я – папа, я – брат, я сестра, я – бабушка и т.д., а ты мне кто?

«Это вся моя семья»

Цель: продолжать формировать у детей представление о семье, развивать умение рассказывать о родителях

Материал: фотографии

Словарь: моя семья, все вместе, родные, родственники, имя, отчество, домашний адрес

Воспитатель: Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик я, вот и вся моя семья

- Папа, мама и дети – это ваша маленькая семья. У вас есть и большая семья, в нее входят ваши бабушки, дедушки, тети и дяди. Расскажите о своих родных.
Дети рассказывают о своих семьях, показывают фотографии своей семьи. План рассказа:
- Меня зовут…(полное имя);
- Мою маму зовут …, она заботливая, любимая, красивая…, умеет делать…
- Моего папу зовут…; он трудолюбивый, сильный, добрый…, умеет делать…
- ФИО бабушек, дедушек, других членов семьи, которые есть на фото.


«Как мы дома отмечали праздник»

Цель: Закрепить представление о семейных праздниках, воспитывать уважение к членам своей семьи, бережное отношение к семейным реликвиям.

Материал: рисунки, новогодние открытки

Словарь: семья, семейный праздник, счастливый, дружный, веселый, все вместе

Воспитатель:

- Как вы устраивали Новогодний праздник в своей семье?

- Как вы оформляли квартиру или комнату к празднику?

- Какие подарки вам подарили?

Дети поочередно рассказывают свои впечатления о проведении домашнего праздника. Рассказывать им помогают открытки, фотографии, рисунки.



«Семейные праздники»

Цель: продолжать закреплять у детей представление о семейных праздниках, воспитывать уважение к членам своей семьи, бережное отношение к семейным реликвиям.

Материал: рисунки, фотографии

Словарь: семья, семейный праздник, счастливый, дружный, веселый, все вместе

Воспитатель: Послушай, вот моя семья:

Дедуля, бабушка и брат.

У нас порядок в доме, лад

И чистота, а почему?

Две мамы есть у нас в дому,

Два папы, два сыночка,

Сестра, невеста, дочка,

А самый младший – я.

- А кто в вашей семье есть?

- Любите ли вы праздники? Какие?

- Какие вы устраиваете праздники в своей семье?

- Вы оформляете квартиру или комнату к праздникам?

- Устраиваете ли вы игры, развлечения, аттракционы, конкурсы, концерт?

- Любите ли вы дарить подарки своим родным? Что вы дарите?

Дети поочередно рассказывают свои впечатления о проведении домашних праздников. Рассказывать им помогают открытки, фотографии, рисунки.









«Моя родословная»

Цель: Продолжать знакомить детей с понятиями «родословная» и «генеалогическое древо». Закрепить и расширить представления детей о своих родственниках, их обязанностях в общем семейном хозяйстве.

Материал: Семейные фотографии детей и родителей, карточки с изображением «генеалогического древа»

Словарь: генеалогического древо, родословная, родственные связи, родственники близкие и дальние

Воспитатель: Что же такое «родословная»? Это перечень поколений одного рода.  Род – ряд поколений, происходящих от одного предка. Предок – это древний предшественник по роду. Для того чтобы составить родословное древо, нужно хорошо знать своих предков. Вы свои генеалогические древа уже приготовили.

- А можете ли вы назвать имя своей прабабушки? - Ребята, начиная с бабушек, дедушек, папы, мамы, братьев, сестер, назовите их имена, чем занимаются: на пенсии, работают или учатся.


«О моем любимом папе».

Цель: формировать у детей доброе отношение к своему папе, вызывать чувство гордости и радости за благородные поступки родного человека.

Материал: рисунки, фотографии

Словарь: семья, семейный праздник, папа, счастливый, веселый, добрый, сильный

Воспитатель: - Ребята, вы всегда были такими большими, как сейчас? (Нет).

- Какими вы были? (Маленькими).

- А когда вы были маленькие, какие вы были по характеру, по поведению? (Несмышленые, забавные, смешные, непоседливые, глупые, очаровательные, милые ...)

- Когда вы были маленькими, вы многое не умели делать. Что вы не умели делать? (родить, бегать, есть ложкой, разговаривать, одеваться, умываться, говорить и т. д.).

- А кто же вас всему этому научил? (Мама, папа, бабушка, дедушка, воспитатели).

- Кто вас носил на руках? (Мама, папа и т. д.).

- А кто вас носил на плечах? (Папа).

- А какие у папы руки? (Сильные, твердые, уверенные, ласковые, добрые, большие...)

- Какой ваш папа? Придумайте много слов, чтобы охарактеризовать вашего папу. (Добрый, сильный, веселый, трудолюбивый, смелый, умный и т. д.).

- Ребята, подумайте и вспомните случаи из вашей жизни, когда папа был смелым, сильным, мужественным? (Ответы детей).

- А теперь вспомните случаи из жизни, кош папа был веселым и добрым?

-А когда ваш папа был трудолюбивым, ловким? (Ответы детей).

- Ребята, какие замечательные у вас папы. А какие дела в доме может делать только папа? А мамы не умеют. (Пилить, рубить, строгать, чинить телевизор, машину водить, ремонтировать машину, чинить пылесос и утюг, стеклить окно, пылесосить и т. д.).






«Моя мама»

Цель: дать детям представление, что у всех есть мамы. Развивать добрые, нежные чувства к своим родным людям и уважение к своим семьям.

Материал: рисунки, фотографии

Словарь: семья, семейный праздник, мама, счастливая, веселая, добрая, заботливая

Воспитатель: - Ребята, кто вас сегодня привел в детский сад? (Мама, папа, бабушка и т. д.). И все-таки большинство детей привели мамы. Ребята, а как зовут ваших мам? (Ответы детей).

Какие красивые имена у ваших мам.

Ребята, а вы своих мам любите? (Да).

Хотите сделать мамам подарок? (Да).

- Когда мама обнимает вас, гладит по голове, целует. Она какая? (Ласковая)

- Когда мама модно одевается? Какая она? (Красивая).

- Когда мама улыбается, смеется? Какая она? (Веселая).

- Когда мама не ругает, когда вы шалите. Какая она? (Добрая).

- А если вы маму любите, то она какая? (Любимая).

Молодцы, Как хорошо, когда у каждого ребенка есть своя мама. Ребята! А кто хочет про свою маму рассказать всем ребятам? (Рассказы детей).


«Едем в гости к бабушке»

Цель: учить детей проявлять заботу о своей бабушке, относиться к ней с нежностью и любовью. Воспитывать культуру поведения

Материал: рисунки, фотографии

Словарь: семья, семейный праздник, мама, счастливая, веселая, добрая, заботливая

Воспитатель: Ребята, у кого из вас есть бабушка? А вы ее любите? (Да).

- А если она живет далеко от вас, вы ее все равно любите? (Да).

- Кто скучает по своей бабушке? (Ответы детей).

- Давайте представим, что ваша бабушка живет далеко, в деревне.

- На чем мы можем к ней поехать? (нa машине, на автобусе, на поезде и т. д.).

- Хорошо, едем на поезде. На поезде быстрее.

- Но с пустыми руками в гости никто не едет! Давайте повезем нашей бабушке много разных гостинцев. (Дети соглашаются).

- Вот представьте у нас большая корзина. Что захотим, то и положим в корзину.

- Придумывайте, ребята, и кладите в корзину, что хотите (игра-имитация).

(Бананы, пряники, шоколад, лимоны, леденцы, яблоки, апельсины, колбасу и т. д.).

- Молодцы! Вот сколько гостинцев в корзине. Теперь можно ехать! Поехали (имитируют движение поезда).

Бабушке не оказалось дома, но она оставила нам письмо:

«Дорогие внучата! Очень жаль, что не смогла вас встретить. У меня очень много дел: корову подоить, кур покормить и во дворе порядок навести... Ваша бабушка».

- Ребята, может быть, мы бабушке тоже что-нибудь напишем? Передайте много хороших слов, а я запишу все ваши ласковые, добрые слова для бабушки (воспитатель пишет).

- Мы оставим на столе записку и оставим корзину с гостинцами, пусть нашей бабушке будет приятно!

(Отправляются в обратный путь).

«Пословицы о семье»

Цель: формировать у детей старших дошкольников представление о семье как о людях, которые живут вместе, умение объяснять смысл пословиц

Материал: коллажи с фотографиями семей детей

Словарь: пословицы, поговорки, смысл, народная мудрость, согласие да лад, матушка
Воспитатель: Семья – самое дорогое, что есть у человека. Не случайно в русском языке так много поговорок и пословиц о семье, ведь семью почитали ещё с древних времён.

- А какие вы знаете пословицы о семье?

(воспитатель вместе с детьми называет пословицы)

В семье дружат – живут не тужат.
В семье разлад – так и дому не рад.
На что и клад, когда дети идут в лад.
Где любовь да совет, там и горя нет.
В недружной семье добра не бывает.
Сердце матери лучше солнца греет.
Родители трудолюбивы – дети не ленивы.
Жалей отца с матерью, других не найдешь.
Согласие да лад – в семье клад.

При солнышке тепло, при матери – добро

Нет милее дружка, чем родная матушка

– А как вы понимаете смысл этих пословиц?

- Что бы вы хотели пожелать своей семье?


«Закончи пословицу»

Цель: формировать у детей старших дошкольников представление о семье как о людях, которые живут вместе, умение объяснять смысл пословиц

Материал: коллажи с фотографиями семей детей

Словарь: пословицы, поговорки, смысл, народная мудрость, согласие да лад, матушка

Воспитатель: С давних пор о доме и семье всегда говорили с любовью и уважением. Из далеких времен до нас дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки о семье.

Давайте попробуем их вспомнить. Я начинаю, а вы – заканчиваете.

  • В гостях хорошо, а … (дома лучше).

  • Не красна изба углами, … (красна пирогами).

  • Каково на дому, таково и … (самому).

  • Дети не в тягость, а … (в радость).

  • Когда семья вместе, и …(сердце на месте).

  • Всякой матери свое … (дитя мило).

  • На свете все найдешь, кроме … (отца и матери).

  • Мать кормит детей, как … (земля людей).

  • Нет человека добрее… (отца с матерью).

  • Нет дороже… (отца с матерью).

  • Семья – это …(семь я).

- Объясните смысл этих пословиц и поговорок.


«Семейные традиции»


Цель: продолжать формировать понятие «семейные традиции», способствование сплочению семейного коллектива, способствовать соблюдению имеющихся семейных традиций и появлению новых

Материал: картинки, фото с изображением разных семенных событий, сцен

Словарь: семенные традиции, семья, родители, родные, близкие, бабушка, сестра, брат, счастливая, заботливая, дружная, веселая.

Воспитатель: - Вспомните, что такое традиции? А что такое семенные традиции?

- Да, Семейные традиции – это могут быть праздники, которые отмечаются всеми членами семьи и, конечно же, день рождения, торжественные обеды по выходным, когда вся семья в сборе. Это может быть традиция сажать деревце или под Новый год выезжать за город, чтобы украсить живую елку. Это традиция вместе ходить в кино, на выставки, театры, музеи. Это и совместные игры. Традиционные походы, прогулки и пикники на природу. Составление своей родословной и семейных альбомов. Коллекционирование и проведение семейных концертов.

- Какие семейные традиции есть в вашей семье?


«15 мая - День семьи»

Цель: способствование сплочению семейного коллектива, развитие чувства ответственности

Материал: картинки, фото с изображением разных семенных событий, сцен

Словарь: семья, родители, родные, близкие, бабушка, сестра, брат, счастливая, заботливая, дружная, веселая.

Воспитатель: - Какой сегодня месяц?

- Правильно, май. 15 мая 1993 года назван международным днём семьи. Этот день не только праздник родителей, но и всей семьи. И сегодня мы с вами поговорим о семье.

- Ребята, что такое семья?

- Семья – это самое дорогое, что у вас есть. Это ваши мама и папа, бабушка и дедушка , братья и сёстры – самые близкие вам люди, которые вас любят, заботятся о вас, делают всё, чтобы жизнь ваша была счастливой.

- Ребята расскажите о своих семьях:

1. Как зовут тебя и членов твоей семьи?

2. Это редкие или хорошо известные имена?

3. Как обычно дома вы называете друг друга?

4. Какие ласковые обращения звучат в вашем доме?

5. Ты любишь свою семью?

- Вы знаете, что семья живёт в доме. Так помните, что ваши родители – это ваше богатство. Они построили семью, дом, в котором вы живёте, окружили вас теплом, заботой и любовью.

- Мы с вами построим дом. Представьте себе, что мы с вами – семья. Чтобы всем в нашем доме было хорошо, что нам для этого необходимо? Мне например, нужна в семье любовь. А Вам? (доброта, внимание, понимание, уют, забота, уважение и т. д.)

(Воспитатель размещает на доске «брёвна», на которых написаны слова,

- Вот мы с вами построили дом, в котором тепло. У каждого из нас есть свой дом и мне хотелось бы, чтобы в каждом доме всегда было тепло.Берегите свои семьи и тепло вашего дома.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!