Просмотр содержимого документа
«Беседа с родителями на родительском собрании»
Ребёнок больше всего нуждается в вашей
любви как раз тогда, когда он меньше все-
го её заслуживает.
Э.Бомбек
Проблемы поощрения и наказания являлись злободневными всегда. В настоящее время они волнуют всех: учителей, родителей, психологов и самих воспитанников. Неумелое применение поощрений и наказаний не только не даёт ожидаемых результатов, но и играет отрицательную роль в формировании личности. Пренебрегая мнением специалистов, родители воспитывают детей по принципам: «Чужая семья – потёмки.» «Мой ребёнок и мне решать как наказывать.»
Можно выделить следующие виды наказаний:
● словесное наказание (угрозы, оскорбления, унижения и т.д.)
● физическое наказание (шлепки, порка ремнём, подзатыльники и т.д.)
● наказание изоляций (стояние в углу, запирание в комнате, ванной, отказ от контакта
и прочее)
● наказание трудом (или, ещё парадоксальнее уроками, чтением)
● наказание лишением (прогулок, сладостей, компьютера)
Все эти методы не доброжелательны.
Какой же вид наказания не нанесёт морального вреда детям? Известный учёный – психолог Ю.Гиппенрейтер советует родителям следующее. Когда наказания не избежать, придерживайтесь одного очень важного правила: «наказывать ребёнка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое». Ю.Гиппенрейтер называет это «золотым фондом радости». Если ребёнок совершает какой то проступок, то удовольствие на этой недели или в этот день отменяются. Выбирая наказания, всегда спрашивайте себя: «А какую цель я преследую?»
Итак, рекомендации родителям в выборе методов воспитания:
При выборе метода наказания, контролируйте свои эмоции и действия: если вы считаете возможным в качестве дисциплинарной меры причинить боль ребёнку, то возможно и сами на заметите, как переступите черту и перейдёте к жестокости.
Ни в коем случае не стоит наказывать ребёнка чтением, музыкальными занятиями, физическими упражнениями, трудовыми обязанностями – тем, что он должен делать добровольно, от чего может и должен получать радость. Будьте справедливы к детям. Не злоупотребляйте наказаниями, применяйте их, только если совершён проступок действительно серьёзный, по настоящему вас огорчивший.
Прежде чем применить наказание, останавливайтесь и спрашивайте себя о целях, прогнозируйте возможный результат ( насколько это наказание будет эффективным)
Стимулирующий метод желательного поведения ребёнка - поощрение. Дети обычно учатся и ведут себя лучше, если их поощряют за хорошее поведение, а не наказывают за плохое. Простейшей формой поощрения является похвала. Похвала может быть простой или сложной. Простое – «спасибо» или улыбка. Более сложный вариант: «я так рада что ты добился успеха» действенная похвала должна быть конкретной. Нужно оценить усилия ребёнка, его действия, а не его самого. Действенная похвала должна быть незамедлительной. Хвалить нужно искренне. Не заигрывать с ребёнком – дети чувствуют фальшь. За одинаковый результат разных детей и хвалить надо по разному. И, конечно же, похвала будет эффективной, когда звучит не слишком часто. Поощрение может быть незначительным (улыбка, похвала), может быть выражено материально, а может быть проявлением внимания к успехам детей. Родители сами придумывают формы поощрения в зависимости от склонностей и предпочтений сына или дочки.