Беседа – размышление «Мир моих интересов»
Цель: раскрытие самобытности каждого ребёнка, знакомство с миром его увлечений.
Задачи:
познакомить детей с увлечениями их сверстников;
способствовать осознанию значимости своей личности;
способствовать сплочению классного коллектива.
Ход:
В жизни каждого человека есть увлечение. Люди рисуют, поют, собирают марки, часами просиживают за компьютером, разводят рыбок или слушают музыку, читают или выращивают кактусы. У каждого своё хобби. Слово «хобби» в переводе с английского означает «увлечение».
Увлечение - это занятие для души. Оно помогает скрасить трудные минуты жизни, сближает человека с миром природы, науки, искусства, с миром людей, помогает найти смысл жизни.
Увлечения были у многих великих людей. Например, знаменитый хирург Николай Васильевич Склифосовский увлекался садоводством и даже вывел новые сорта яблонь и груш. Ещё один врач, Сергей Петрович Боткин, увлекался игрой на виолончели и до 50 лет брал уроки музыки.
Некоторые люди прославились именно своими увлечениями. Например, прекрасный врач Владимир Иванович Даль любил собирать русские слова, пословицы, поговорки, сказки. И прославился он своим толковым словарём, который всем известен сейчас как словарь Даля.
Великий русский композитор Александр Порфирьевич Бородин, автор оперы «Князь Игорь», по профессии был химиком.
А у некоторых великих людей увлечение стало профессией. Известный русский поэт Александр Блок с ранних лет сочинял стихи, а великий Вольфганг Амадей Моцарт с 3-х лет уже был влюблён в музыку. Известная женщина-математик Софья Ковалевская с детства увлекалась формулами и числами.
Для начала выясним, чем отличаются интересы и увлечения.
Интерес – это эмоция или желание достичь определенного душевного состояния; отношение субъекта к явлениям или предметам, что представляют собой душевную ценность.
Увлечения – способ достичь гармонии в личном внутреннем мире методом выражения своей индивидуальности, успешная попытка понять и принять свое призвание.
Хобби - это слово английского происхождения. «Hobby» переводится как «увлечение», «любимое дело».
Значение интересов в жизни человека велико: они побуждают овладевать знаниями, расширять кругозор, помогают преодолевать трудности, препятствия.
Как вы думаете, какие у человека бывают интересы?
Интересы различаются:
по содержанию (например, музыкальные, технические и т. п.),
по широте (широкие, т. е. разносторонние, или узкие, направленные только на один предмет или его сторону),
по глубине (глубокие или поверхностные),
по длительности (устойчивые и неустойчивые).
Об устойчивости интересов судят по способности человека преодолевать трудности на пути удовлетворения этих интересов.
Как влияют личные интересы человека на его жизнь
Свои увлечения и интересы каждый пытается реализовать в жизни по-своему. Кому-то удается сделать из этого успешный бизнес, в остальных случаях увлечения переходят в хобби. Когда личность систематично уделяет внимание своей потребности, у нее появляется стимул достичь чего-то нового, работать над собой и, тем самым, улучшить свой уровень жизни, а такие действия влекут новое, не менее важное качество – уверенность в себе.
Из интересов, формирующихся в подростковом возрасте, большое значение имеют интересы, играющие существенную роль при выборе профессии и определении дальнейшего жизненного пути человека.
Изучение познавательных интересов школьников Эта анкета позволяет изучить доминирующие интересы как проявления направленности личности.
Нравится ли вам:
На уроках математики?
Обсуждать прошедшие и современные политические события?
Читать художественные произведения?
Собирать грибы, ягоды?
Слушать игру на музыкальных инструментах, пение?
Посещать выставки и художественные галереи?
Читать книги, журналы о путешествиях?
Наблюдать, как строят дом, прокладывают дорогу, ремонтируют водопровод?
Посещать спортивные соревнования?
После уроков встречаться с товарищами, играть в разные игры?
Принимать участие в школьных олимпиадах по математике?
Заниматься историей на уроках в школе?
Сочинять стихи?
Наблюдать за жизнью птиц, насекомых?
Учиться петь и играть на музыкальных инструментах?
Рисовать карандашами, красками?
Смотреть телевизионные передачи о путешествиях?
Рассматривать модели планеров, кораблей, игрушки?
Смотреть по телевизору спортивные передачи?
Организовывать в школе интересные дела?
Читать книги о выдающихся математиках?
Посещать выставки, которые рассказывают об истории?
Рассказывать о разных случаях, которые произошли с тобой или другими людьми?
Сажать кусты и деревья и присматривать за ними?
Изучать ноты?
Собирать цветы и компоновать букеты и композиции из цветов?
Ходить в турпоходы с целью изучения родного края?
Заниматься в школе на уроках труда?
Читать книги и статьи спортивного содержания?
Проводить школьные перерывы в общении с товарищами?
Листок ответов.
Фамилия, имя.
Прочитав внимательно каждый вопрос, поставьте в клеточке с тем же номером ответ: «++» - очень нравится, «+» - нравится, «-» - не нравится.
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. | 8. | 9. | 10. |
11. | 12. | 13. | 14. | 15. | 16. | 17. | 18. | 19. | 20. |
21. | 22. | 23. | 24. | 25. | 26. | 27. | 28. | 29. | 30. |
Подсчитайте баллы. За каждый «+» - 5 баллов, если в клеточке «++» - 10 баллов. Количество баллов подсчитывается по каждой колонке.
Столбики, которые соответствуют интересам:
1 - математике, 2 - истории, 3 - лингвистике и литературе, 4 - природе, 5 - музыке,
6 - изобразительному искусству, 7 -путешествиям, 8 – ручному труду, 9 – спорту,
10 - общению.
Кроссворд «Виды увлечений». Воспитатель зачитывает вопросы, дети обсуждают ответы и записывают их в кроссворд.
| | | | | | | 10ф | |
| | | | | | О |
2м | | 4Р | 5в | | | | Т |
У | Ы | О | 7т | | | | 9р | | О | |
З | 3с | Б | К | | 6р | У | О | Г |
Ы | П | А | а | У | Р | | 8р | Б | Р | | 11т |
1к | О | Л | л | е | К | ц | И | о | н | Ии | р | О | в | А | н | и | Е |
а | Р | К | | О | | З | | | С | | Т | | Ф | | А |
| т | а | Д | м | О | О | И | Т |
| Е | | В | Т | Р | | р |
Л | А | Е | О | |
И | Н | Х | В |
Е | | И | Н | А |
| | | | | | Е | И | Н |
| | | | | | | К | И |
| | | | | | а | е |
Собирание различных предметов (марок, монет, пуговиц и т.д.) (Коллекционирование);
Занятия на музыкальных инструментах (фортепиано, скрипка, гитара, баян и т.д.) (Музыка);
В таком увлечении развивают физические качества (быстрота, выносливость и т.д.) (Спорт);
Любимое хобби мужчин, когда они ловят рыбу (Рыбалка);
Занятия по развитию красоты голоса (Вокал);
Увлечение шитьём, вышиванием, вязанием (Рукоделие);
Путешествия, походы, покорение горных вершин (Туризм);
Создание рисунков красками, карандашами, мелками и т.д. (Рисование);
Собирание роботов из специального конструктора (Робототехника);
Работа с фотоаппаратом (Фотографирование);
Создание образов несуществующих людей (Театр).
-Какое из увлечений вам показалось интересным, неожиданным и захватывающим?
-Какие увлечения могут помочь в жизни, пригодиться в будущем?
-Итак, сегодня мы узнали друг о друге гораздо больше и узнали о том, как важно иметь любимое дело, ценить время.
Фамилия имя__________________________________________
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. | 8. | 9. | 10. |
11. | 12. | 13. | 14. | 15. | 16. | 17. | 18. | 19. | 20. |
21. | 22. | 23. | 24. | 25. | 26. | 27. | 28. | 29. | 30. |
Фамилия имя__________________________________________
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. | 8. | 9. | 10. |
11. | 12. | 13. | 14. | 15. | 16. | 17. | 18. | 19. | 20. |
21. | 22. | 23. | 24. | 25. | 26. | 27. | 28. | 29. | 30. |
Фамилия имя__________________________________________
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. | 8. | 9. | 10. |
11. | 12. | 13. | 14. | 15. | 16. | 17. | 18. | 19. | 20. |
21. | 22. | 23. | 24. | 25. | 26. | 27. | 28. | 29. | 30. |
Фамилия имя__________________________________________
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. | 8. | 9. | 10. |
11. | 12. | 13. | 14. | 15. | 16. | 17. | 18. | 19. | 20. |
21. | 22. | 23. | 24. | 25. | 26. | 27. | 28. | 29. | 30. |
Фамилия имя__________________________________________
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. | 8. | 9. | 10. |
11. | 12. | 13. | 14. | 15. | 16. | 17. | 18. | 19. | 20. |
21. | 22. | 23. | 24. | 25. | 26. | 27. | 28. | 29. | 30. |
Кроссворд «Виды увлечений»
Собирание различных предметов (марок, монет, пуговиц и т.д.)
Занятия на музыкальных инструментах (фортепиано, скрипка, гитара, баян и т.д.)
В таком увлечении развивают физические качества (быстрота, выносливость и т.д.)
Любимое хобби мужчин, когда они ловят рыбу
Занятия по развитию красоты голоса
Увлечение шитьём, вышиванием, вязанием
Путешествия, походы, покорение горных вершин
Создание рисунков красками, карандашами, мелками и т.д.
Собирание роботов из специального конструктора
Работа с фотоаппаратом
Создание образов несуществующих людей