СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Беседа-рассуждение «Иметь друга - великое благо.»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Беседа-рассуждение «Иметь друга - великое благо.»»

 Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Крым «Чеботарская специальная школа-интернат»









Беседа-рассуждение

«Иметь друга - великое благо.»











Подготовила и провела воспитатель:

Шкребель М.В.







Март 2023г.


Цель: Воспитание культуры  чувств у воспитанников интерната

Задачи:

1.Раскрыть личностную и социальную значимость дружбы и товари­щества как высших человеческих чувств;

2. Формировать умение различать дружбу и товарищество.

.

Ход занятия

Валера:

Для истинных друзей

Ты жизни не жалей,

Но отличить умей,

От недругов друзей.

М. Джалил.

Дима:

Друзей познаешь лишь тогда

Когда к тебе придет беда.

Н. Хосраев.

Владик:

Береги, щади неприкосновенность, уязвимость, ранимость, другого че-ловека. Не причиняй людям зла, обиды, боли, тревог и беспокойства.

В.А. Сухомлинский.

В крепкой дружбе наша сила

Дружбе – слава и хвала.

Истинные друзья ничего не требуют один от другого во имя дружбы, но делают друг для друга все, что могут.

В. Г. Белинский

Педагог: Ребята, сегодня мы с вами поговорим об этике человеческих отношений, а именно о дружбе и товариществе. Товарищество и дружба – самые удивительные отношения, возникающие между людьми. У всех у вас есть друзья, приятели, товарищи. Так давайте разберемся, чем отличаются эти понятия.

Вопросы на доске:

1.     Что называется дружбой?

2.     Чем отличаются  понятия «друг», «товарищ», «приятель»?

3.     Какими качествами должен обладать настоящий друг?

4.     Каким другом (подругой) являешься ты?

5.     Почему распадается дружба и даже переходит во вражду?

6.     Существуют ли законы дружбы?

Итак:

1.     Что называется дружбой?

Дети дают определение дружбы, при затруднении обращаются к Тол­ковому словарю Ожегова.

Дружба – это единство в чувствах, отношениях к окружающему, оцен­ках людей и поступков.

Дружба означает близость и взаимное тяготение людей друг к другу. Настоящий друг лучше, чем кто-либо другой поймёт ваше настроение, ваши переживания, разделит радость и огорчение, проявит сочувствие в трудную минуту, поддержит и окажет бескорыстную помощь.

Если это необходимо, он ради вас даже поступится своим благополу­чием, пойдёт на какие угодно жертвы.

Товарищеские отношения строятся на основе взаимопонимания и уважения друг к другу.

Педагог: В.И. Даль в Толковом словаре приводит такое определение дружбы – «бескорыстная, стойкая приязнь». На первое место знаменитый ученый ставит  бескорыстие.

- Что такое, по-вашему, бескорыстие? (Бескорыстие – дружба, без ко­рысти,  не из-за выгоды, когда человек близок тебе, близки его интересны, взгляды, его внутренний мир.)

Воспитатель читает стихотворение А. Барто «Требуется друг» с после­дующим анализом ситуации:

Все живут не тужат, а со мной не дружат.

Предлагаю Ильиной: «Ты дружи со мной одной».

Есть разряд у Ильиной и девчонок свита.

Подружусь я с Ильиной – стану знаменита.

Все пятерки до одной у Светловой Нади.

Я прошу: «Дружи со мной, подружись хоть на день.

Будешь ты меня спасать – дашь контрольную списать».

А девчонка на дыбы! Говорит: «Молчала бы!»

Не вставать же на колени, уговаривать подруг…

Напишу я объявленье: «Срочно требуется друг!

2. Что имеют общего и чем отличаются понятия «друг», «това­рищ», «приятель»? Дети дают определения, анализируя близкое по смыслу значение и его оттенки.

Товарищ – человек близкий с кем-нибудь общностью взглядов.

Друг – тот с кем могут быть близкие отношения, основанные на взаим­ном доверии.

Друг – это человек, с которым тебе интересно

Друг – это человек (девочка или мальчик), с которым можно посекретни­чать о чем-то

Друг – это любимая книга, которую ты читаешь

Друг – это твоя мама, которая поможет в любую минуты

Друг– это учитель, который научит  познавать мир

Друг – это соседский мальчишка, с которым ты играешь, ходишь на речку, в лес и т. д.

Иметь друга и самому быть другом очень большое счастье для каждого из нас.

- Какие примеры из жизни, художественной литературы, фильмов, вы можете привести в качестве примера товарищеских и дружеских взаимоот­ношений?

3.     Какими качествами должен обладать настоящий друг

Друг – это человек, которому веришь, который не бросит в трудную минуту, поможет, подскажет, выручит. Давайте запишем на доске качества настоящего друга  (Он надёжный, добрый, верный, не предавать, умеет  хра­нить секреты, умеет прощать и сочувствовать, поможет в беде и т.д.)

Послушайте такую ситуацию и скажите. Была ли эта дружба настоя­щей?

Отец девушки счел, что юноша, с которым подружилась дочь, ей «не пара». Конечно, бывает, что люди не подходят друг другу по уровню разви­тия, воспитанности. Юноша, по просьбе отца Лиды перестал с ней дружить. И вот через месяц она познакомилась с другим и подружилась, но пережи­вает: говорить ли о своем новом друге родителям.

Каково ваше мнение? Стоит ли винить здесь только отца Лиды? (Лида не пыталась бороться за право встречаться со своим другом).

Можно ли дружить с человеком, которого ты считаешь хорошим, а твои родители так не считают?

Педагог: Такую дружбу нельзя назвать настоящей, а друга, который не готов к испытаниям верным. Может быть, отец Лиды хотел испытать их дружбу. Иногда девушки называют другом тех, с кем ходят в кино, проводят свободное время. Но уже давно известно, что дружба проверяется испыта­ниями, а не развлечениями.

Послушайте следующую ситуацию и скажите, как вы оцениваете по­ступок Даши?

Даша сказала: «Костя, я не выучила басню Крылова «Стрекоза и мура­вей».  Скажи учительнице, что и ты не выучил». Я опешил и не успел сказать свое мнение, потому что прозвенел звонок и меня первым вызвали к доске. Пришлось мне с выражением прочитать басню и получить пятерку. Даша сказала:  «Как тебе не стыдно! – и отвернулась к окну».

Итак, ваше мнение. Можно ли обижаться в данном случае на Костю? Можно ли в дружбе диктовать свои требования?

Педагог: этот случай следует рассматривать как проявление лжетова­рищества. Ведь по отношению друг другу недопустимо потребительство. Прежде всего, человек должен быть требовательным к себе, а не диктовать свои требования.

Педагог: А можно ли критиковать друг друга?

Есть ребята, которые закрывают глаза на самые неблаговидные по­ступки только потому, что их совершает друг. Такую дружбу нельзя назвать верной, а друга, который не готов сказать в глаза горькую правду, - предан­ным. Есть хорошее высказывание В.Г.Белинского по этому вопросу. «Кто мне скажет правду обо мне, если не друг, а слышать о себе правду от другого – необходимо».

Если мы говорим о классе, группе как о дружном коллективе: кто здесь вы – друзья или товарищи?

Итог: Значит, есть дружба личная и коллективная. Личная– основана на чувствах друг друга, а коллективная на общем деле.

Как же добиться, чтобы в классе были товарищи и друзья? Что для этого необходимо?

Итог: Помогать друг другу, знать друг друга хорошо, быть искренним, честным по отношению другому.

4. Каким другом (подругой) являешься ты? (высказывание детей).

Приводится высказывание Сухомлинского: «Иметь друга - великое благо. А жизнь устроена так, что блага не сваливаются на нас с неба – ради него нужно потрудиться душой…»

- Что значит трудиться душой? Воспитанники делятся мнениями. Педа­гог завершает суждение, дочитывает мысль Сухомлинского до конца: «Есть мудрое правило: хочешь иметь друга – будь им. Иначе: потрудись душой для рядом находящегося человека, восприми его горести и радости как свои и понимай, как сделать его жизнь счастливой. Не пожалей для друга ни вре­мени, ни своих сил».

Решение проблемных ситуаций:

- товарищ не сделал домашнее задание;

- товарищ не умеет играть в волейбол и подводит команду;

-друг приглашает тебя совершить неблаговидный поступок;

- другу досталось то, что предназначалось тебе.

5. Почему распадается дружба и даже переходит во вражду (друг предал, подвел, не помог в трудную минуту, не смог справиться с завистью, просто не захотел с тобой дружить и т. д.) Важно дружбу сохранить, уметь признать свои ошибки, извиниться.

Педагог: Понятие противоположное дружбе – эгоизм. Если человек эгоист, у него не может быть настоящего друга. Докажите это. Дети дают объяснение понятию «эгоизм» и приводят свои точки зрения на данную про­блему.

Итог: Если ты настоящая подруга, в твоем сердце не должно быть за­висти. Хотите иметь друга, подругу – будьте и сами другом на равных, без оглядки. Воспринимайте радости и горести подруги, друга как собственные и помогите ему стать счастливее.

Педагог: Существуют ли правила (законы)  дружбы? Что если нам их создать! (Воспитанники формулируют законы дружбы). Педагог предлагает воспитанникам сравнить созданные детьми законы дружбы с теми, что вывел Сухомлинский.

Законы дружбы.

·                   Не оставляй друга в беде. Отвернуться от друга в тяжелую для него  минуту – значит нравственно готовить себя к предательству.

·                   Дружба – это нравственное обогащение человека. Обретая надеж­ного друга, ты умножаешь свои силы, становишься морально чище, богаче, красивее.

·                   Быть требовательным в дружбе – значит иметь мужество разо­рвать ее, если друг предает то, во имя чего построена дружба. Беспринцип­ность опустошает дружбу.

·                   Уметь сделать так, чтобы вас с другом объединяло единство духа, идеалов. Подлинная дружба предохраняет от эгоизма, учит презирать коры­столюбие.

6. Рефлексия занятия.

- Мы создали правила дружбы, которым постараемся следовать. Наши правила – это позиция нашей группы. Это единственный взгляд на проблему. Он сложился в результате диалогов, который мы постараемся донести до всех своих приятелей и одноклассников в школе.

Предлагаю опробовать наше дружелюбие в игре «Ты мне нравишься»

Инструкция: Сядьте, пожалуйста, все в один общий круг. Пару раз об­мотайте свободный конец шерстяной нити вокруг своей ладони и покатите клубок в сторону одного из детей, проговаривая фразу «Коля (Маша, Петя)! Ты мне нравишься, потому что…» Выслушав обращенные к нему слова, Коля обматывает нитью свою ладонь так, чтобы «паутина» была более-менее натянута.

Ребенок, получивший клубок последним, начинает сматывать его в об­ратном направлении. При этом каждый ребенок наматывает свою часть нити на клубок и произносит сказанные ему слова и имя сказавшего, отдавая ему клубок обратно.

Анализ упражнения:

— Легко ли тебе говорить приятные вещи другим детям?

Упражнение «Спасибо за прекрасный день»

Инструкция: Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, кото­рая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу.

Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятный день!» Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки.

Затем подходит третий, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятный день!»

Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки.

Когда к вашей группе присоединится последний ребенок, замк­ните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекрат­ным пожатием рук. Этим игра и завершается.

А в заключение хочу пожелать, чтобы у каждого из вас был настоящий друг.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!