Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Крым «Чеботарская специальная школа-интернат»
Беседа-рассуждение
«Иметь друга - великое благо.»
Подготовила и провела воспитатель:
Шкребель М.В.
Март 2023г.
Цель: Воспитание культуры чувств у воспитанников интерната
Задачи:
1.Раскрыть личностную и социальную значимость дружбы и товарищества как высших человеческих чувств;
2. Формировать умение различать дружбу и товарищество.
.
Ход занятия
Валера:
Для истинных друзей
Ты жизни не жалей,
Но отличить умей,
От недругов друзей.
М. Джалил.
Дима:
Друзей познаешь лишь тогда
Когда к тебе придет беда.
Н. Хосраев.
Владик:
Береги, щади неприкосновенность, уязвимость, ранимость, другого че-ловека. Не причиняй людям зла, обиды, боли, тревог и беспокойства.
В.А. Сухомлинский.
В крепкой дружбе наша сила
Дружбе – слава и хвала.
Истинные друзья ничего не требуют один от другого во имя дружбы, но делают друг для друга все, что могут.
В. Г. Белинский
Педагог: Ребята, сегодня мы с вами поговорим об этике человеческих отношений, а именно о дружбе и товариществе. Товарищество и дружба – самые удивительные отношения, возникающие между людьми. У всех у вас есть друзья, приятели, товарищи. Так давайте разберемся, чем отличаются эти понятия.
Вопросы на доске:
1. Что называется дружбой?
2. Чем отличаются понятия «друг», «товарищ», «приятель»?
3. Какими качествами должен обладать настоящий друг?
4. Каким другом (подругой) являешься ты?
5. Почему распадается дружба и даже переходит во вражду?
6. Существуют ли законы дружбы?
Итак:
1. Что называется дружбой?
Дети дают определение дружбы, при затруднении обращаются к Толковому словарю Ожегова.
Дружба – это единство в чувствах, отношениях к окружающему, оценках людей и поступков.
Дружба означает близость и взаимное тяготение людей друг к другу. Настоящий друг лучше, чем кто-либо другой поймёт ваше настроение, ваши переживания, разделит радость и огорчение, проявит сочувствие в трудную минуту, поддержит и окажет бескорыстную помощь.
Если это необходимо, он ради вас даже поступится своим благополучием, пойдёт на какие угодно жертвы.
Товарищеские отношения строятся на основе взаимопонимания и уважения друг к другу.
Педагог: В.И. Даль в Толковом словаре приводит такое определение дружбы – «бескорыстная, стойкая приязнь». На первое место знаменитый ученый ставит бескорыстие.
- Что такое, по-вашему, бескорыстие? (Бескорыстие – дружба, без корысти, не из-за выгоды, когда человек близок тебе, близки его интересны, взгляды, его внутренний мир.)
Воспитатель читает стихотворение А. Барто «Требуется друг» с последующим анализом ситуации:
Все живут не тужат, а со мной не дружат.
Предлагаю Ильиной: «Ты дружи со мной одной».
Есть разряд у Ильиной и девчонок свита.
Подружусь я с Ильиной – стану знаменита.
Все пятерки до одной у Светловой Нади.
Я прошу: «Дружи со мной, подружись хоть на день.
Будешь ты меня спасать – дашь контрольную списать».
А девчонка на дыбы! Говорит: «Молчала бы!»
Не вставать же на колени, уговаривать подруг…
Напишу я объявленье: «Срочно требуется друг!
2. Что имеют общего и чем отличаются понятия «друг», «товарищ», «приятель»? Дети дают определения, анализируя близкое по смыслу значение и его оттенки.
Товарищ – человек близкий с кем-нибудь общностью взглядов.
Друг – тот с кем могут быть близкие отношения, основанные на взаимном доверии.
Друг – это человек, с которым тебе интересно
Друг – это человек (девочка или мальчик), с которым можно посекретничать о чем-то
Друг – это любимая книга, которую ты читаешь
Друг – это твоя мама, которая поможет в любую минуты
Друг– это учитель, который научит познавать мир
Друг – это соседский мальчишка, с которым ты играешь, ходишь на речку, в лес и т. д.
Иметь друга и самому быть другом очень большое счастье для каждого из нас.
- Какие примеры из жизни, художественной литературы, фильмов, вы можете привести в качестве примера товарищеских и дружеских взаимоотношений?
3. Какими качествами должен обладать настоящий друг
Друг – это человек, которому веришь, который не бросит в трудную минуту, поможет, подскажет, выручит. Давайте запишем на доске качества настоящего друга (Он надёжный, добрый, верный, не предавать, умеет хранить секреты, умеет прощать и сочувствовать, поможет в беде и т.д.)
Послушайте такую ситуацию и скажите. Была ли эта дружба настоящей?
Отец девушки счел, что юноша, с которым подружилась дочь, ей «не пара». Конечно, бывает, что люди не подходят друг другу по уровню развития, воспитанности. Юноша, по просьбе отца Лиды перестал с ней дружить. И вот через месяц она познакомилась с другим и подружилась, но переживает: говорить ли о своем новом друге родителям.
Каково ваше мнение? Стоит ли винить здесь только отца Лиды? (Лида не пыталась бороться за право встречаться со своим другом).
Можно ли дружить с человеком, которого ты считаешь хорошим, а твои родители так не считают?
Педагог: Такую дружбу нельзя назвать настоящей, а друга, который не готов к испытаниям верным. Может быть, отец Лиды хотел испытать их дружбу. Иногда девушки называют другом тех, с кем ходят в кино, проводят свободное время. Но уже давно известно, что дружба проверяется испытаниями, а не развлечениями.
Послушайте следующую ситуацию и скажите, как вы оцениваете поступок Даши?
Даша сказала: «Костя, я не выучила басню Крылова «Стрекоза и муравей». Скажи учительнице, что и ты не выучил». Я опешил и не успел сказать свое мнение, потому что прозвенел звонок и меня первым вызвали к доске. Пришлось мне с выражением прочитать басню и получить пятерку. Даша сказала: «Как тебе не стыдно! – и отвернулась к окну».
Итак, ваше мнение. Можно ли обижаться в данном случае на Костю? Можно ли в дружбе диктовать свои требования?
Педагог: этот случай следует рассматривать как проявление лжетоварищества. Ведь по отношению друг другу недопустимо потребительство. Прежде всего, человек должен быть требовательным к себе, а не диктовать свои требования.
Педагог: А можно ли критиковать друг друга?
Есть ребята, которые закрывают глаза на самые неблаговидные поступки только потому, что их совершает друг. Такую дружбу нельзя назвать верной, а друга, который не готов сказать в глаза горькую правду, - преданным. Есть хорошее высказывание В.Г.Белинского по этому вопросу. «Кто мне скажет правду обо мне, если не друг, а слышать о себе правду от другого – необходимо».
Если мы говорим о классе, группе как о дружном коллективе: кто здесь вы – друзья или товарищи?
Итог: Значит, есть дружба личная и коллективная. Личная– основана на чувствах друг друга, а коллективная на общем деле.
Как же добиться, чтобы в классе были товарищи и друзья? Что для этого необходимо?
Итог: Помогать друг другу, знать друг друга хорошо, быть искренним, честным по отношению другому.
4. Каким другом (подругой) являешься ты? (высказывание детей).
Приводится высказывание Сухомлинского: «Иметь друга - великое благо. А жизнь устроена так, что блага не сваливаются на нас с неба – ради него нужно потрудиться душой…»
- Что значит трудиться душой? Воспитанники делятся мнениями. Педагог завершает суждение, дочитывает мысль Сухомлинского до конца: «Есть мудрое правило: хочешь иметь друга – будь им. Иначе: потрудись душой для рядом находящегося человека, восприми его горести и радости как свои и понимай, как сделать его жизнь счастливой. Не пожалей для друга ни времени, ни своих сил».
Решение проблемных ситуаций:
- товарищ не сделал домашнее задание;
- товарищ не умеет играть в волейбол и подводит команду;
-друг приглашает тебя совершить неблаговидный поступок;
- другу досталось то, что предназначалось тебе.
5. Почему распадается дружба и даже переходит во вражду (друг предал, подвел, не помог в трудную минуту, не смог справиться с завистью, просто не захотел с тобой дружить и т. д.) Важно дружбу сохранить, уметь признать свои ошибки, извиниться.
Педагог: Понятие противоположное дружбе – эгоизм. Если человек эгоист, у него не может быть настоящего друга. Докажите это. Дети дают объяснение понятию «эгоизм» и приводят свои точки зрения на данную проблему.
Итог: Если ты настоящая подруга, в твоем сердце не должно быть зависти. Хотите иметь друга, подругу – будьте и сами другом на равных, без оглядки. Воспринимайте радости и горести подруги, друга как собственные и помогите ему стать счастливее.
Педагог: Существуют ли правила (законы) дружбы? Что если нам их создать! (Воспитанники формулируют законы дружбы). Педагог предлагает воспитанникам сравнить созданные детьми законы дружбы с теми, что вывел Сухомлинский.
Законы дружбы.
· Не оставляй друга в беде. Отвернуться от друга в тяжелую для него минуту – значит нравственно готовить себя к предательству.
· Дружба – это нравственное обогащение человека. Обретая надежного друга, ты умножаешь свои силы, становишься морально чище, богаче, красивее.
· Быть требовательным в дружбе – значит иметь мужество разорвать ее, если друг предает то, во имя чего построена дружба. Беспринципность опустошает дружбу.
· Уметь сделать так, чтобы вас с другом объединяло единство духа, идеалов. Подлинная дружба предохраняет от эгоизма, учит презирать корыстолюбие.
6. Рефлексия занятия.
- Мы создали правила дружбы, которым постараемся следовать. Наши правила – это позиция нашей группы. Это единственный взгляд на проблему. Он сложился в результате диалогов, который мы постараемся донести до всех своих приятелей и одноклассников в школе.
Предлагаю опробовать наше дружелюбие в игре «Ты мне нравишься»
Инструкция: Сядьте, пожалуйста, все в один общий круг. Пару раз обмотайте свободный конец шерстяной нити вокруг своей ладони и покатите клубок в сторону одного из детей, проговаривая фразу «Коля (Маша, Петя)! Ты мне нравишься, потому что…» Выслушав обращенные к нему слова, Коля обматывает нитью свою ладонь так, чтобы «паутина» была более-менее натянута.
Ребенок, получивший клубок последним, начинает сматывать его в обратном направлении. При этом каждый ребенок наматывает свою часть нити на клубок и произносит сказанные ему слова и имя сказавшего, отдавая ему клубок обратно.
Анализ упражнения:
— Легко ли тебе говорить приятные вещи другим детям?
Упражнение «Спасибо за прекрасный день»
Инструкция: Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу.
Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятный день!» Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки.
Затем подходит третий, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятный день!»
Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки.
Когда к вашей группе присоединится последний ребенок, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук. Этим игра и завершается.
А в заключение хочу пожелать, чтобы у каждого из вас был настоящий друг.