8 класс История православной культуры земли Смоленской
Беседа по теме: «Святые – кто они?»
Цель: ознакомление учащихся с понятием святости, раскрытие многообразия типов святости на примере жизни и подвигов русских святых.
Содержание беседы
Раскрытие понятия святости.
Прием: Ассоциация. Учащимся предлагается выстроить ассоциативный ряд (произнесение по очереди слов и словосочетаний, ассоциативно связанных со словом «святость», к примеру: вера в Бога, икона, нимб, монастырь, подвиг и т. п.). Ответы записываются маркером на большом листе бумаги, резюмируются.
Итак, святых изображают на иконах, их головы окружены нимбом, который символизирует свет, исходящий от святого. Отсюда и понятие «святость», однокоренное слову «свет». Значит, святой – это светлый, просвещенный человек, просвещенный верой в Бога и жизнью по Божьим заповедям.
Черная монашеская одежда – да, но всегда ли? (См. репродукции икон свв. Ксении Пб., Анны Кашинской, …) Нет, не всегда. Жизнь и подвиги святых различны. Кто-то жил в монастыре, кто-то в миру (вел семейный образ жизни, занимал высокое социальное положение). Следовательно, типы святости различны.
Типы святости на примере жизни и подвигов русских святых
Смысловой анализ слова «подобие». Поиск учащимися ответа на вопрос: «Кому уподобляются святые, относимые к этому типу?». Ответ: Богу, достигая высшего подобия.
Перечисление некоторых наиболее известных русских святых преподобных. Повествование о Сергии Радонежском
Кто такие юродивые? Они кажутся людям душевнобольными, однако, это лишь маска, скрывающая подвиг святого. Юродивые Христа ради (обладающие даром прорицания). Недаром таких людей называют блаженными. Блаженный – человек, который отказался от всех мирских ценностей, житейской мудрости и рассудочной ясности в общении
«Блаженны нищие духом, блаженны плачущие…». Блаженные = счастливые.
Повествование о св. блж. Ксении Петербургской.
Жили в миру, проповедовали Бога своей праведной жизнью. Полководец, государственный деятель – св. благоверный великий князь Александр Невский. Семейная пара – св. князья Петр и Феврония Муромские.
Вывод: итак, святость разнолика. К святым причислены и монахи, и семейные люди, богатые и нищие, занимающие высокое общественное положение и пустынники, удалившиеся от мирской суеты. Их объединяет одно – вера в Бога и жизнь по Божьим заповедям.
Использованная литература:
Г.П. Федотов. Святые Древней Руси (X-XVII ст.), YMCA-PRESS, PARIS, 1985. – 246с.
Иеромонах Иоанн (Кологривов). Очерки по Истории Русской Святости, ISTINA. – 424с.
Святая молодость. М.: Издательство храма Святой мученицы Татианы, 2002. – 240с.
Раба Божия блаженная Ксения. Курск: Издательство Курского обкома КПСС.- 88с.
Н.С. Борисов. И свеча бы не угасла… М.: Молодая гвардия, 1990. – 304с.