СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Беседа "Наши пернатые друзья"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание чувства любви к природе,пернатым друзьям

Просмотр содержимого документа
«Беседа "Наши пернатые друзья"»

«Наши пернатые друзья»



Цель:

- обобщить и систематизировать знания о  птицах, показать  значение птиц в природе и жизни человека; раскрыть роль охраны птиц и окружающей природы; воспитывать у детей чувство жалости, сострадания  к братьям нашим меньшим.

Задачи:

- развивать интерес к различным видам птиц, их среде обитания;

- повторить и закрепить знания учащихся об отличительных особенностях птиц;

- осуществлять экологическое воспитание, воспитывать любовь к родной природе,     бережному отношению к ней; воспитывать культуру поведения в природе.

- учить доброте, отзывчивости, помогать друг другу;

- содействовать воспитанию чувства доброты, сопереживания к верным друзьям человека – птицам;

- развивать речь и умение представлять информацию перед слушателями;   

- развивать память, мышление, внимание.

Оборудование:

компьютер, проектор, интерактивная доска, иллюстрации с изображением птиц, плакаты с загадками, ребусами, книги о птицах.



Ход мероприятия.

I. Актуализация знаний.

Учитель: - Отгадайте загадку:

Снится ночью пауку
Чудо - юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла.
Прилетит - плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это…(птица)

Учитель: - Сегодня мы с вами будем говорить о птицах.

- А каких птиц мы больше всего встречаем в наших краях?

(вороны, голуби, воробьи и т.д.)

-А еще есть синички, которые не улетают от нас зимой. А красавец снегирь прилетает к нам перед первым снегом. Птиц очень много и все они разные.

Вот, например, ворона большая, а воробей … (маленький),

голуби ходят, а воробьи … (прыгают),

воробьи чирикают, а голуби … (воркуют).

И все они нам очень дороги.

- А знаете, почему дороги? Потому что птицы - наши друзья, красота нашей природы, а еще птиц называют лесными Айболитами.

- А почему называют их все-таки Айболитами?

  (они спасают наши деревья)

- Как же мы должны к ним относиться?

(заботиться о них)

- Какую пользу приносят птицы?

(они поедают вредных насекомых, спасают нашу природу, лечат её).

Учитель: - Они охраняют наши леса, сады, огороды. Их надо беречь, кормить. Если мы спасем одну птицу, мы спасем десятки деревьев.

II. Беседа с учащимися о зимующих птицах.

Учитель: - Ребята, давайте вспомним, легко ли было птицам зимой?

Ученик читает стихотворение А. Яшина «Покормите птиц»:

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех сторон

К вам слетятся, как домой

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,

Горсть зерна одна нужна.

Горсть одна – а не страшна,

Будет им зима.

Сколько гибнет их – не счесть.
Видеть тяжело!

А ведь в нашем сердце есть

И для них тепло.

Приучите птиц в мороз к своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Вам встречать весну.

Учитель: - А чего птицы боятся холода или голода?

(Ответы детей:

Боятся голода, потому что всё, чем они питались зимой, сейчас под снегом: это семена растений, жучки-червячки, которые спрятались на зиму)

Учитель: - Действительно, для птиц зимой страшнее голод. За короткий зимний день птицы не успевают утолить голод. Мы знаем, что есть птицы, которые остаются с нами, не улетают в теплые края.  Этим птичкам зимой становится трудно с добычей корма. Особенно трудно находить корм  во время снегопадов, метелей, в сильные морозы. Тогда для наших пернатых друзей наступают голодные дни. В это время им просто необходима наша помощь.

- А теперь расскажите, как вы зимой помогали птицам.

(Ученики рассказывают о том, как зимой, дома с родителями, делали кормушки для птиц и подкармливали их. Дети рассказывают, каким кормом подкармливали птиц, что им можно давать и что нельзя)

На доске появляется таблица:

№ п/п

Название птиц

Чем можно кормить

Что нельзя давать

1.

ВОРОБЬИ

Хлебные крошки (белый хлеб), пшено

Любые солёные, жареные, острые, кислые продукты.

Очень опасен черный хлеб. Он закисает в зобу птиц, плохо переваривается, особенно в мороз.

Птицам вредны цитрусовые, кожура бананов, пряности.

2.

СИНИЦЫ

Семена подсолнуха,

арбузные семечки,

несолёное свежее сало

3.

ГОЛУБИ

Семена подсолнуха,

хлебные крошки (белый хлеб)

4.

СНЕГИРИ

Ягоды рябины,

семена подсолнуха

III. Беседа с учащимися о перелётных птицах.

Учитель: - Наши птицы пережили зиму. И многие из них благодарны ребятам за заботу. Теперь настала пора приготовиться к встрече пернатых друзей, которые после долгой зимы летят к себе на родину. А теперь давайте подумаем, каких птиц мы встречаем весной.

(Ответы детей)

Учитель: - Первый весенний месяц... Прекрасная пора для всего живого. Пробуждается природа. И мы с нетерпением ждем наших друзей - пернатых странников. А они появятся вот-вот. Скворцы, грачи, жаворонки, ласточки, стрижи и другие. Именно в это время проводится День птицТрадиция развешивать специальные скворечники для привлечения птиц имеет в России глубокие корни. Уже во второй половине XVIII века устройство деревянных скворечников было в России старинным народным обычаем. Причем, даже тогда, в отличие от стран Западной Европы, русские крестьяне развешивали скворечники для привлечения и охраны скворцов, а не для поимки птиц с целью употребления их в пищу.

Если зимой для птиц делают кормушки, то весной мастерят и вывешивают скворечники. Летом птицам достаточно корма, но мы всё равно должны о них заботиться и бережно к ним относиться.

-  Мы с вами говорим, что птички наши друзья. Что же не нужно делать, чтобы не навредить птичкам, как мы можем им помочь. Давайте составим правила поведения при виде птичьих гнёзд, правила поведения в лесу.

Правила поведения при общении с птицами.

  • Никогда не трогайте птичьи гнезда, а уж тем более не вынимайте из них яйца и птенцов. Если ты нашёл птичье гнездо, не прогоняй птицу, если она там есть. Не трогайте дупло, там могут оказаться гнёзда птиц. Птицу можно напрасно спугнуть, и она забросит своё гнездо.

  • Не берите птенцов домой, вы все равно не сможете их выкормить.

  • Не считайте кукушку вредной птицей и не позволяйте убивать её. Она полезна тем, что уничтожает громадное количество вредных насекомых и в том числе мохнатых гусениц, которых почти не едят другие птицы.

  • Не считайте всех хищных птиц вредными для человека. На самом деле все эти птицы полезны человеку, так как истребляют множество различных видов мышей.

  • Берегите птиц. Зимой, когда им особенно тяжело подкармливайте их. Не забывайте счищать снег с кормушки.

  • В начале лета не берите в лес собаку, она может найти гнездо и съесть птенцов.

IV. Игра – соревнование «Юные знатоки птиц».

Конкурс 1. «Отгадайте загадки»

1.Эта птичка никогда

Для птенцов не вьет гнезда.

Сядет где-то на суку

И кричит: «Ку-ку! Ку-ку!» (Кукушка.)

 2.Скачет птичка по дорожке,

Собирает шустро крошки,

А потом на ветку прыг

И чирикнет: «Чик-чирик!» (Воробей.)

 3.Стрекотунья, белобока

Наша сплетница... (сорока).

4.Как лиса среди зверей,

Эта птица всех хитрей.

Прячется в зеленых кронах,

А зовут ее... (ворона).

5.Прилетают к нам зимой,

Им не нужен летний зной.

Грудка ярче, чем заря,

У красавца... (снегиря).

 6. Маленький певец лесной,

Как прекрасен голос твой! (Соловей.)

Конкурс 2. «Узнай птиц по описанию».

  • Это маленькая подвижная птичка, с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твёрдый к концу заостренный.

(Воробей. Воробьи спокойно переносят холод. Когда им холодно, они прячут лапку в пушистое оперенье своего брюшка. Воробьи чистоплотные, постоянно охорашиваются, охотно купаются в снегу.)

  • Это красивая птица. У неё на голове чёрная шапочка, щёки белые, на горле чёрная полоса - галстучек. Крылья и хвост серые, спина жёлто-зеленая, а брюшко - жёлтое.

(Синица. Очень подвижная птица. Перепархивая с одной ветки на

ветку они подвешиваются к ним вниз головой, качаются держась на самых тонких ветках).

  • Нарядная птица. У этой птицы верх головы, крылья, хвост чёрные, спинка голубовато - серая, брюшко - красное. Клюв короткий, толстый, чёрного цвета.

(Снегирь. У самочек наряд более скромный. Снегири держатся небольшими стайками. Чем сильнее мороз тем спокойнее сидит стайка. С приходом темноты вся стайка улетает на кусты).

  • У этой птицы красивое пестрое оперение: верх тела чёрный, на голове и шее белые пятна на сложенных крыльях белые полосы подхвостье и темя красные.

(ДятелЧаще всего встречается большой пёстрый дятел. Он украшение нашего леса. Дятел труженик леса.)

Конкурс 3. «Собери и объясни пословицу о птицах»

(Дети получают написанную на листочке бумаги пословицу, в которой перепутаны все слова. Нужно восстановить пословицу и объяснить ее смысл)

1. Лес без птиц и птицы без леса не живут.

2. Всякая птица своим клювом сыта.

3. Увидел грача - весну встречай.

Конкурс 4. «Ну-ка, прочитай».

(Ребята, вы должны прочитать название птиц. Для этого в каждом горизонтальном ряду надо зачеркнуть одинаковые буквы.)

ОЗУДЯНБАОЛДАИНКУ (зяблик)

БИВХЕРАВСХАКСУТИ (беркут)

КАГРЛКНУРОПОАНЫШ (глупыш)

Конкурс 5. «Угадай птицу по голосу».

(В записи звучат голоса птиц. Дети должны отгадать птицу по голосу.)

1 ворона

2 кукушка

3 сова

4 сорока

5 воробей

6 петух

7 синица

8 дятел

Конкурс 6. «Барометр погоды»

- Как по поведению, птиц определить, какая будет погода?

Знаете ли вы какие-нибудь приметы?

  1. Ласточки задевают крыльями поверхность воды

(к дождю)

  1. Ласточки летают то вверх, то вниз

(жди бурю)

  1. Стрижи летают низко и с криком

(к дождю)

  1. Чайки ходят по песку, моряку судят тоску, села чайка на воду, жди…

(хорошую погоду)

V. Значение птиц в природе и жизни человека.

- Какую пользу приносят птицы садам, огородам, лесу?

Сейчас ваши товарищи расскажут о том, какую пользу приносят птицы человеку?

(Подготовленные ученики делают сообщения):

- Синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама.

- Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков, улиток.

- Грач, следуя за плугом способен уничтожить за день 400 червей.

- Семья ласточек за лето уничтожает около миллиона различных вредителей.

- Сова способна съесть за день 10 полевых, а сова съедает в год около 1200 грызунов.

- Кукушка за лето съедает до 270 тысяч крупных гусениц.

- Многие птицы - санитары. Вороны, галки, коршуны, сороки и некоторые другие, питаясь на свалках и помоях, способствуют оздоровлению местности.

VI. Рефлексия (Итог мероприятия).

1. Подводятся итоги конкурсов.Награждение.

2. Заключительная беседа.

-Почему птиц надо охранять?

-Почему птицам нужно помогать зимой?

- Как летом надо относиться к птицам?

3.-Сейчас на доске мы с вами немного порисуем. Если вам понравилось мероприятие, то нарисуйте солнышко, а если нет, то - тучку.

- Мероприятие окончено. Спасибо за работу.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!