СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Беседа для обучающихся дошкольного возраста на тему: «Профессии «Журналист, писатель»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обычно дети рано начинают интересоваться темой работы, они часто спрашивают, кем работает папа и мама, начинают задумываться о том, кем хотят стать. Задача взрослых, педагогов и родителей, познакомить поближе детей с профессиями и помочь в дальнейшем выборе. Уже с двухлетнего возраста можно вполне рассказывать детям о профессиях. Ведь знакомство с профессиями - это расширение словарного запаса, возможность узнать о важности различных профессий, понять, кем хочется стать в будущем каждый ребенок, будущий гражданин.

Просмотр содержимого документа
«Беседа для обучающихся дошкольного возраста на тему: «Профессии «Журналист, писатель»»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр дополнительного образования детей «ЮНИТЭР»

Рузаевского муниципального района






Беседа для обучающихся дошкольного возраста на тему: «Профессии «Журналист, писатель»




Подготовила и провела:

Заведующая структурным подразделением,

педагог дополнительного образования –

И.Э. Приказчикова








г. Рузаевка, 2024 год


Цель: формировать у дошкольников представление о социальной роли труда взрослых и значимости отдельных профессий в жизни общества (писатель, журналист).


Задачи:

*учить обучающихся построению самостоятельных высказываний, умению излагать свои мысли развернуто, связно, логично, со смысловой завершенностью, грамматической оформленностью, выразительностью;

*расширять и активизировать словарный запас дошкольников;

*развивать жизненно необходимые умения: справляться с волнением, исходить из своих возможностей, делать выбор и принимать решение;

*развивать у обучающихся любознательность, наблюдательность, активность, умение выступать публично;

*воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий и их труду;

*формировать у детей самостоятельность, уверенность в себе.


Словарная работа: писатель, журналист, редакция, репортаж, диктофон, целеустремленный, печатная продукция, картинки-символы, типография и т.д.


Предварительная работа: беседы о профессии писателя, журналиста, чтение литературы, дидактические и сюжетно-ролевые игры «Я фотограф» и «Интервью», разучивание стихов и рассматривание иллюстраций о людях разных профессий и результатах их труда, выполнение рисунков.


Ход беседы

Просмотр интерактивного развивающего журнала «Профессии»

  1. Организационный момент.

Педагог: Здравстуйте, ребята! Мы только сейчас просмотрели фильм. О чем он? Ответы

Правильно!

С какими профессиями мы с вами уже познакомились в этом году? Ответы

Молодцы! Вы все правильно запомнили и правильно перечислили.

Мы продолжаем с вами говорить о труде, о профессиях, которых огромное количество и все они очень необходимы людям!

А сегодня мы поговорим о двух профессиях, котрые непосредственно связаны с печатью, газетами, журналами…

Как вы думаете, что это за профессии?! Ответы


  1. Основная часть.

Педагог: В первом месяце года – январе - в нашей стране отмечается День Российской печати. Все вы, конечно, видели газеты и яркие глянцевые нарядные журналы, книги. Все это называется печатной продукцией. Газеты, журналы и книги бывают как для взрослых, так для детей.

Детские журналы цветные, с красивыми нарядными картинками, сказками, загадками, рассказами, играми, шарадами, кроссвордами. Очень хороши журналы «Мурзилка», для самых маленьких: «Веселые картинки», «Свирель» и многие другие.

Наверняка в каждом доме есть полки или шкафы с книгами. В разные времена и в разных странах первые книги писали на деревянных и глиняных дощечках, папирусе, бересте, на шелке и коже. Такие книги были редкостью. В каждом доме книги появились только после того как изобрели бумагу и специальные станки для печатания. Работали на таких станках печатники. Первым русским печатником был Иван Федоров. Ему в Москве поставлен памятник.

- Кто же отмечает свой профессиональный праздник в январе? Ответы

Правильно, те, кто создает книги, газеты, журналы.

Это издатели, писатели и редакторы, верстальщики и корректоры, наборщики и типографские рабочие. После типографий и склада печатная продукция оказывается на прилавках книжных магазинов.

Сначала книгу или статью пишут писатели и журналисты. Затем над текстами работают наборщики, они набирают текст на компьютере. Над готовым текстом работают редакторы. Они проверяют, все ли заголовки в рукописи на месте и не закралась ли в текст какая-либо досадная ошибка. После этого рукопись читают знатоки русского языка - корректоры. Они очень внимательны, следят, чтобы все запятые, точки, двоеточия и другие знаки препинания были на своих местах.

Трудно представить газету, журнал, детскую книгу без иллюстраций художников. Эти талантливые люди украшают печатную продукцию рисунками.

Нравится ли вам, дорогие ребята, рассматривать яркие нарядные книжки с картинками? Художников, которые украшают детские книжки иллюстрациями, называют художниками-иллюстраторами.

Дальше за работу принимаются верстальщики. С помощью специальных компьютерных программ они делают макет будущей книги и располагают текст и рисунки на ее страницах.

Послушайте стихотворение «Книжка с картинками».


Букв не знает мой братишка -

Не умеет он читать.

Но очень любит книжки

Интересные листать.


Мама-курица в сережках

За собой ведет цыплят.

Уложила спать в лукошко

Кошка маленьких котят.


Вот забавная картинка -

Мыши водят хоровод,

Вот сметану ест из кринки

Полосатый толстый кот.


Хороши картинки в книжке,

Говорят они без слов.

И часами мой братишка

Их рассматривать готов!


На чем же и где в наши дни печатают книги, газеты и журналы? Ответы

- Конечно, на специальных машинах в типографии. Но, машины это делают не сами. Печатной машиной управляют печатники.

Готовые книги, газеты и журналы машины, поезда, самолеты, пароходы развозят во все концы нашей необъятной страны.

По домам газеты и журналы разносят почтальоны.


Педагог: Внимание на экран.

Просмотр мультфильма «Работа журналиста»


Журналист первым узнает обо всех новостях, обо всем, что происходит в городе, стране, мире. Журналисты берут интервью у известных политиков, бизнесменов, спортсменов, артистов, путешественников. Кроме того, журналисты беседуют с инженерами, учеными, космонавтами, учителями, путешественниками - словом, с интересными и знающими людьми. Они пишут статьи и помещают их в газетах или журналах.

О чем только не пишут журналисты!

О новых местах, дорогах, городах, людях. Журналисты не только пишут статьи и заметки в газетах и журналах, они также выступают по телевидению, рассказывают самые последние новости по радио.


А кто пишет книги, ребята? Ответы

Верно, писатели.

Вы все любите читать или слушать увлекательные интересные стихи и рассказы? Ответы


Педагог: Вспомните, пожалуйста, какие самые первые сказки читала вам мама? «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Маша и медведь»…

Млодцы! Это самые простые, короткие сказки, легко запоминающиеся. Вы ведь помните их и сейчас, так? Но время шло, вы подрастали и вместе с вами «подрастали» сказки, которые вам читали родители. Они становились длиннее, сложнее, наполнялись удивительными приключениями. Многие из вас полюбили сказки: «Василиса Премудрая», «Царевна-лягушка», «Сивка-бурка», «Снегурочка».

- Кто же сочинил эти сказки? Ответы


Представьте себе долгий зимний вечер в небольшой деревушке, затерянной среди густых лесов и бесконечных снежных равнин.

В избе тлеет лучина (ведь электричества в те далекие времена еще не было!). При свете ее женщины и девушки занимаются рукоделием: вышивают, шьют, вяжут, а на теплой печи вокруг бабушки собрались ребятишки, которые, затаив дыхание, слушают очередную сказку.

Бывали в русских деревнях замечательные сказительницы. Послушать их собирались и стар и млад. За сказкой незаметно пролетал зимний темный долгий вечер, не таким монотонным казался ручной труд. Некоторые сказки сказительница сочиняла сама, другие слышала еще от своей матери или бабушки.

Так и передавались сказки из уст в уста - от бабушки к внукам и правнукам. Каждая сказительница рассказывала сказку немного по-своему, что-то добавляла от себя, что-то, наоборот, пропускала. Поэтому мы и не знаем, кто нее на самом деле является автором всех этих сказок. Их мы называем русскими народными.

Переходя из поколения в поколение, от рассказчика к рассказчику, подобные сказки незаметно шлифовались людьми, и, в конце концов, обрели законченную и совершенную форму, где нет ни одного лишнего слова, все на месте, точно, ярко, красиво, образно и, главное, очень интересно!

У каждого народа свои сказки, свои излюбленные герои.


Знаете ли вы, кто главный герой многих русских народных сказок? Ответы

Правильно! Иванушка-дурачок - удачливый, находчивый и пригожий собой. Дурачком же его только люди считают, а он и не против.

Любимый герой белорусских сказок - неунывающий и смекалистый Климка, болгарских - хитрый Петр, немецких - простодушный Ганс.

Во многих сказках главными героями являются животные: заяц, волк, медведь, лиса. У каждого зверя свой характер. Давайте вспомним какой. Серенький зайчик - боязливый и робкий. Волк - глупый и злой. Медведь - добродушный увалень. Лиса - хитрая плутовка, любого старается обмануть.

Среди множества сказок есть и написанные для детей писателями и поэтами. Они называются литературными или авторскими.

Трудно представить себе детство без сказок Александра Сергеевича Пушкина.

Какие сказки А.С. Пушкина вы знаете? Ответы

- Верно! Это «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане...».

Педагог: Послушайте стихотворение «Сказки Пушкина».


Снег ложился под окном

Белым покрывалом,

Мама тихо перед сном

Сказку мне читала.


Сказка речкою лилась

Светлой, тихоструйной,

Тонким кружевом вилась,

Пела лирой струнной.


Лунный свет стоял в окне,

Серебрил подушки,

И с тех пор звучит во мне

Дивной сказкой Пушкин.


То вставали предо мной

Древний терем в чаще,

То в пещере ледяной

Гроб с царевной спящей.


Согревал меня теплом

Лад ее сердечный.

Сказка пела о былом,

Но живом и вечном.


Сказки и стихи пришли к нам из глубокой древности. Пожалуй, раньше всего возникли былины. Их передавали из уст в уста, и они веками хранились в народной памяти.

С появлением письменности былины, сказки, легенды люди стали записывать, тогда и возникли первые литературные произведения.

Со временем они стали разделяться не только на поэзию и прозу, но и на различные жанры. И с тех пор стали писать различные литературные произведения люди профессий, которые связаны с печатной деятельностью, в числе которых журналисты и писатели.


Педагог: И снова, внимание на экран.

Просмотр мультфильма «Три кота» серии «Писатели»


  1. Завершающая часть.

Педагог: Ребята, ответьте, пожалуйста, на вопросы:

  • Какие сказки и стихи читают самым маленьким детям? Почему?

  • Какие сказки называются народными? Назовите и опишите героев русских народных сказок.

  • Какие русские народные сказки о животных вы знаете?

  • Какими характерами наделены животные в русских народных сказках?

  • Как вы думаете, что легче запомнить: стихотворение или рассказ? Почему?

  • Какие вы знаете прфессии, связанные с литературой, книгами, печатной деятельностью?


Молодцы!

В завершении предлагаю вам поиграть в сюжетно-ролевую игру «Интервью» (2 ученика)

Приветствие: - Здравствуйте! - Добрый день (утро, вечер)!

- Мы рады встрече с вами!

Вопросы интервью: - Разрешите задать Вам несколько вопросов?

- Мы хотим побеседовать с Вами о…

- Расскажите нам, пожалуйста, о…

- Чем Вы занимаетесь?

- Что Вы делаете?

- Что Вы можете рассказать о своей профессии?

- Любите ли Вы свою профессию? и т.д.




Список литературы:

  1. Краснощекова Н.В. «Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста». «Феникс»: - Ростов–на–Дону, 2007г.

  2. Потапова Т.В. «Беседы с дошкольниками о профессиях». «Сфера»: - Москва, 2003г.

  3. Шорыгина Т.А. «Профессии. Какие они?». «Гном»: - Москва, 2004г.

  4. Карпова С.И. «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников». - СПб.: «Речь», 200г.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!