СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Басня как жанр литературы. И.А. Крылов. «Стрекоза и Муравей»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по литературному чтению на тему : И.А.Крылов "Стрекоза и муравей"

Просмотр содержимого документа
«Басня как жанр литературы. И.А. Крылов. «Стрекоза и Муравей»»

Класс: 6Г

Урок: Литературное чтение

Тема урока: Басня как жанр литературы. И.А. Крылов. «Стрекоза и Муравей»

Цели урока:

1.дать учащимся понятие о басне как жанре художественной литературы, особенностях этого жанра на примере басни «Стрекоза и Муравей»;

2. развивать устную и письменную речь, выразительное чтение;

3.воспитывать уважение к труду

Тип урока: изучение нового материала

Методы: Слово учителя, беседа,репродуктивный

Дидактическое обеспечение урока: учебное пособие, аудиозапись басни, тетради, портреты Крылова и Абая, иллюстрации к басне

Межпредметная связь: казахская литература,естествознание



Ход урока:



1.Организационный момент.

- Литературное чтение – прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк,

Стих это будет, сказка, рассказ –

Вы учите их – они учат вас!

- Сегодня у нас необычный урок.  Давайте познакомимся. К нам пришли гости, поприветствуйте  их.

-Улыбнитесь друг другу. 

Подарите и мне вашу улыбку. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение  радости.

Подарите каждому

По кусочку солнышка,

Пусть добром наполнятся

Души их до донышка.



2. Побуждение к действию Ребята, на прошлом уроке мы с вами читали сказку, а сегодня будем читать басню. Басни пишет баснописец (слово “басня”, “баснописец” написано на доске). И.А.Крылов – известный русский баснописец (портрет И.Крылова на доске).

Слово учителя:

-Что же такое БАСНЯ и в чём ее особенности? Давайте запишем и запомним.

Басня – небольшой рассказ в стихах, в котором должны быть иносказание, аллегория и мораль

Иносказание – замаскированный способ выражения мыслей.

Аллегория – когда под животными подразумеваются люди.

Мораль - краткое нравоучительное заключение 

На уроках казахской литературы вы знакомились с баснями Крылова. Кто переводил их на казахский язык? Правильно, Абай Кунанбаев. Прочитайте басню «Шегіртке мен құмырсқа»(на доске басня )

3. Работа над загадками.

А теперь внимательно послушайте загадки и отгадайте название басни, которую мы будем сегодня читать

А) Чтение загадки:
Дни стали короче,
Длинней стали ночи,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
Учитель: - Назовите отгадку.
Дети: - Это осень
Учитель: - Какие изменения происходят в природе осенью?
Ответы учащихся.
Учитель: - Как животные готовятся к зиме?
Ответы учащихся.
Учитель: - Что происходит с насекомыми осенью?
Ответы учащихся.
Б) Работа с загадками:
Учитель: - Назовите насекомых, которых вы знаете.
Учитель: - Отгадайте загадки и вы узнаете, о ком мы будем сегодня говорить.
Самолётик лёгкий быстрый
Над цветком летит душистым.
Крылья, хвостик и глаза.
Это чудо …(Стрекоза)

Он - трудяга, не бездельник,
Строит целый муравейник.
Догадайся же скорей:
"Кто строитель?" - "(Муравей)!"
Учитель: - Ребята, кто такие Стрекоза и Муравей?
Дети: - Это насекомые.
Учитель: - Почему слова Стрекоза и Муравей написаны с большой буквы?
Дети: - Потому что это герои произведения.


Итак, басня И.Крылова называется “Стрекоза и муравей”, это тема нашего урока

4.Выразительное чтение учителя басни И.Крылова “Стрекоза и муравей”.

Послушайте басню и мысленно представляйте ту картину, о которой я читаю.

Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол, и дом.
Все прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает;
Стрекоза уж не поет:
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
«Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!» —
«Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?» —
Говорит ей Муравей.
«До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило». —
«А, так ты...» — «Я без души
Лето целое все пела». —
«Ты все пела? это дело:
Так поди же, попляши!»






5.Устный опрос по теме

После прочтения задается вопрос: “О чем эта басня?”

Назовите главных героев басни И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей», определите черты характера главных героев.

Как жила Стрекоза летом?

Как изменилась жизнь Стрекозы с наступлением зимы?

К кому пошла Стрекоза за помощью?

С какой просьбой она обратилась к Муравью?

Что ей сказал Муравей?

6.Чтение басни по ролям



7.Работа
Учитель - Герои басни обладают разными чертами характера, как и все люди. Подберите характеристики для наших героев.


Слова для справок: трудолюбивый, веселый, злой, добрый, справедливый, спокойный, ленивый, жадный, беспечный, отчаянный, несерьезный, бесшабашный, хитрый.
Проверка выполнения.Ученики защищает свои ответы.

8.Словарная работа.Чтение слов справа налева.

Аджун, долог, мук, голубчик, аварум.

9.Рефлексия.

1)Кто из героев басни вам понравился больше?

2)Чему научила вас эта басня?



8. Домашнее задание: выучить басню наизусть

9. Заключительное слово учителя. Крылов учит людей узнавать самих себя, помогает обнаруживать недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться. Крылов учит мудрости жизни. Чтение его басен обогащает нас знанием жизни, родного языка. Познакомиться с басней Крылова - значит, стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и людях.
И мне хочется пожелать вам, ребята, идти рядом с баснями Крылова, перечитывать их, задумываться о себе, поступках других и тогда, я думаю, ваша жизнь будет лучше, богаче, интереснее.

Желаем успехов!










Скачать

© 2018, 300 3

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!