Раздел «Лексика» 7 часов.
Тема 1 «К словам разнообразным, одинаковым, но разным» 1 час.
Кроссворд:
Главный член предложения, который называет того, кто действует, отвечает на вопросы: кто? что?
Главный член предложения, который называет действие, состояние или признак подлежащего и отвечает на вопросы: что делать? Что сделать?
Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание и предложение, правила их построения?
Самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, но не называет их?
Разговор двух или нескольких лиц называется…?
Раздел науки о языке, изучающий правильную постановку знаков препинания?
Знак препинания, который ставится между однородными членами.
с | к | а | з | у | е | м | о | е |
с | и | н | т | а | к | с | и | с |
м | е | с | т | о | и | м | е | н | и | е |
д | и | а | л | о | г |
п | у | н | к | т | у | а | ц | и | я |
з | а | п | я | т | а | я |
Тема 2 «В театре близнецов (омонимы)» 1 час
Задание: Найдите в стихотворении омонимы, объясните их значения.
1. Собирала Маргаритка
Маргаритки на горе.
Растеряла Маргаритка
Маргаритки во дворе.
2. Возвращаясь под вечер с поля,
Потеряла сережку Поля.
Ту сережку нашел Сережка.
Прибежал, постучал в окошко:
Отыскалась твоя сережка.
3. На виду честного люда
Трусит с горки ехать Люда.
А у Сани, а у Сани
С горки сами мчатся сани.
4. Молоко покрыла пеночка,
Варится в котле овсянка.
За окном щебечет пеночка,
Подпевает ей овсянка. (Я. Козловский)
5. Потеряла Алёнушка ключ.
На опушке искала — не видно.
Вдруг журчащий увидела ключ,
Да не этот ей нужен, как видно.
Тема 3 «Фразеологические сочетания» 2 часа
Карточки для парной работы
Задание: Подберите необходимое слово и запишите фразеологизм. Объясните значение фразеологизмов.
Дружнее этих двух ребят
На свете не найдёшь
О них обычно говорят
Водой …
Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь…
Мы исходили городок
Буквально вдоль и поперёк
И так устали мы в дороге,
Что еле …
Тема 4 «Синонимы»
Карточка с тестовыми заданиями.
1. Отметь галочкой слово с непроверяемой орфограммой.
холод
стужа
мороз
2. Отметь галочкой, каким словом лучше всего назвать учеников 2-3 класса.
дети
ребята
малыши
3. Отметь галочкой синоним к слову друг.
ученик
сосед
приятель
4. Отметь галочкой синоним к слову одежда.
пальто
наряд
ткань
5. Отметь галочкой синоним к слову дом.
здание
театр
кухня
Тема 5 «Антонимы» 1 час
Игра «Продолжи предложение»
Скажу я слово высоко,
А ты ответишь… (низко)
Скажу я слово далеко,
А ты ответишь …(близко)
Скажу я слово потолок,
А ты ответишь.(пол)
Скажу я слово потерял,
И скажешь ты… (нашел)
Скажу тебе я слово трус,
Ответишь ты …(храбрец)
Теперь начало я скажу,
Ну, отвечай…(конец).
Тема 6 «Красна речь пословицей» 1 час
Карточки с заданиями.
1. Объясните, какая пословица самая древняя? Почему вы так решили?
А) Человек без друзей, что дерево без корней;
Б)Любишь тепло-терпи дым;
В) Человек без Родины, что соловей без песни;
2. Петя-петушок принёс какие-то слова. Всё понятно? Наверное, их нужно поставить на свои места.
Делу кончил гуляй время
Час потехе дело смело
3. Составьте пословицы и объясните их смысл.
А) Труд-……..,лень…….
(Труд лечит, лень портит)
Б) Языком………, торопись ……..
(Языком не спеши, торопись делом)
4. Какие пословицы подходят к данным ситуациям:
А) Дома у Саши не работает компьютер. Брат повозился и ничего не смог исправить. Пришёл мастер и быстро устранил неполадку. (Дело мастера боится)
Б) Девочка хотела получать «4» и «5», а сама лишний раз книжку не откроет, домашние задания делает кое-как. Вот ей подруга и говорит:…..(Без труда не вытащишь и рыбку из пруда)
В)Несколько дней Петя не выполнял домашние задания и получал «2». Все ребята от него отвернулись. А Сергея все учителя хвалили, так как он всегда был готов отвечать на уроке.(По труду и честь)
5. Доскажите конец пословиц . Как вы их понимаете?
-Кто много читает-…..
-Не плюй в колодец-…
-С кем поведёшься- …..
-Лучше хорошо поступить-…..
-Где труд-……..