СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Банк заданий для формирования функциональной грамотности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для развития функциональной грамотности у младших школьников важно, чтобы задачи соответствовали их практическому опыту. Задания должны быть не только привязаны к реальности, но и соответствовать возрасту детей и их когнитивным особенностям.

Просмотр содержимого документа
«Банк заданий для формирования функциональной грамотности»


Создание банка заданий по функциональной грамотности

для обучающихся начальной школы

  1. Задания для формирования функциональной грамотности можно найти в Интернете на следующих сайтах:

  • https://infourok.ru/

  • https://урок.рф/

  • https://nsportal.ru/

  • https://multiurok.ru/

  1. Для развития функциональной грамотности у младших школьников важно, чтобы задачи соответствовали их практическому опыту. Задания должны быть не только привязаны к реальности, но и соответствовать возрасту детей и их когнитивным особенностям. Они должны быть системными, содержать много фактов – в том числе и тех, которые, возможно, не понадобятся ребенку для ее решения, но будут интересны в принципе. Например, Близкая тема вдохновляет ребенка узнавать, потому что знания могут быть сразу применены в реальной жизни – в той же игре. Например, недавно, решая задачу про 3D-принтеры, мы с классом начали фантазировать: сколько пластика нужно для изготовления разных предметов. Ребята с интересом вычисляли.

  2. Задания по функциональной грамотности могут использоваться на уроках окружающего мира, математике, русского языка, литературного чтения и в рамках курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность».

  3. Представляю вашему вниманию фрагменты самых удачных заданий:

  1. Задание «Магазин «Скрепка»

Тема урока: Единицы времени.

Умения читательской грамотности

  • Находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста.

  • Определять место, где содержится искомая информация.

  • Понимать фактологическую информацию.

  • Оценивать достоверность информации.

  • Использовать информацию из текста для решения практической задачи без привлечения фоновых знаний.

Умения математической грамотности:

  • Применять знания о единицах времени при решении практической задачи.

  • Заполнять таблицу.

  • Интерпретировать данные, приведенные в тексте.


Дима увлекается рисованием. Он хочет нарисовать картину, чтобы украсить свою комнату. Ему нужно сходить в магазин «Скрепка» и купить всё необходимое. На двери магазина Дима увидел вывеску:

Магазин «Скрепка»

Часы работы:

Понедельник - Пятница 9.00 - 18.00

Перерыв на обед: 12.00 - 13.00

Суббота: 9.00 - 14.00

Без перерыва на обед

Воскресенье: выходной


Ответь на вопросы. Обведи букву выбранного ответа.

Вопрос 1: В какой день недели магазин работает без перерыва на обед?

А. Суббота Б. Воскресенье В. Пятница


Вопрос 2: В какой день недели Дима НЕ сможет посетить магазин?

А. Суббота Б. Вторник В. Воскресенье


Вопрос 3: В каком ещё магазине можно купить всё, чтобы нарисовать картину?

А. «Картинные рамы» Б. «Пятерочка» В. «Художник»


Вопрос 4: Запиши в таблицу подходящую букву ответа.

1

2

3

Начало работы

Перерыв на обед

Конец работы






А) 12.00-13.00 Б) 18.00 В) 9.00


Вопрос 5: Прочти утверждения в таблице. Правдивы ли они?

Отметь крестиком «Да» или «Нет» по образцу.


А – «Да»

Б – «Нет»

Образец

Х


Магазин начинает работу в 9 часов утра.



Обеденный перерыв длится 2 часа.



  1. Задание «Бабочки»

Тема урока: Насекомые.

Умения читательской грамотности

  • Находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста.

  • Определять место, где содержится искомая информация.

  • Соотносить визуальное изображение с вербальным текстом.

  • Использовать информацию из текста для решения практической задачи без привлечения фоновых знаний.

Умения естественнонаучной грамотности

  • Преобразовывать одну форму представления данных в другую.


Саша интересуется бабочками. Чтобы знать всё об их жизни, он обратился к энтомологу. Ученый подробно рассказал Саше о бабочках, а потом предложил написать тест. Помоги Саше справиться с заданием.

Справка.

Энтомолог – учёный, который изучает насекомых. Личинка бабочки называется гусеницей.



Вопрос 1: Ответь на вопросы в таблице.

Отметь крестиком «Да» или «Нет» по образцу.



А – «Да»

Б – «Нет»

Образец

Х


Гусеница – это личинка бабочки?



Энтомолог – это учёный, который изучает птиц?



Вопрос 2: Как называется каждая часть тела бабочки. Заполни вторую строку таблицы подходящими буквами ответа.


1

2

3




А) Крылья

Б) Усики

В) Брюшко

Ответь на вопросы. Обведи букву выбранного ответа.

Вопрос 3: В какой период своей жизни бабочка неподвижна?

А. Гусеница Б. Куколка В. Бабочка

Вопрос 4: Какова последовательность роста бабочки?

А. Бабочка Куколка Личинка

Б. Куколка Личинка Бабочка

В. Личинка Куколка Бабочка











Вопрос 5: На каких континентах можно встретить бабочек?

Обведи буквы выбранных ответов.

А. Африка Б. Евразия В. Антарктида

3. Задание «Объявление»

Тема урока: Развитие речи. Правила написания объявлений.

Умения читательской грамотности

  • Находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста.

  • Определять место, где содержится искомая информация.

  • Использовать информацию из текста для решения практической задачи без привлечения фоновых знаний.

  • Оценивать достоверность информации.

  • Понимать мотивы, характер героя.


Саша любит читать журнал «Покупай-ка». В рубрике «Переписка» он прочитал объявление:

Меня зовут Губан, я продавец из Африки. Мой магазин расположен на каменистом берегу Индийского океана. Здесь я работаю уже 7 лет. В магазине продаются креветки, кораллы и водоросли.

Моё хобби – рисование. Хочу переписываться с торговцами. Пишите по адресу: Индийский океан, остров Маэ, город Виктория, Альбер-стрит,5.


«Хобби» – это любимое занятие.

Ответь на вопросы. Обведи букву выбранного ответа.

Вопрос 1: Какое любимое занятие у Губана?

А. Плавание Б. Музыка В. Рисование


Вопрос 2: Как мог бы называться магазин Губана?

А. Игрушки Б. Спорттовары В. Морепродукты


Вопрос 3: Как Саша может начать ответное письмо Губану?

А. Как погода в Африке? Я еду, встречай.

Б. Здравствуй, Губан! Меня зовут Саша.

В. Как идёт торговля? Отправь мне пару креветок!


Вопрос 4: Зачем Губан написал объявление в журнал?

А. Чтобы рассказать о себе

Б. Чтобы найти новых друзей

В. Просто так


Вопрос 5: Какой характер у Губана?

А. Он жадный Б. Он сладкоежка В. Он общительный


Вопрос 6: Определи, правдивы ли утверждения.

Отметь крестиком «Да» или «Нет» по образцу.


А – «Да»

Б – «Нет»

Образец

Х


Губан живёт в Африке



Губан хочет переписываться только с жителями Австралии




  1. Задание «Черничный торт»

Умения читательской грамотности

  • Оценивать полноту информации.

  • Высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте.

  • Использовать информацию из текста для решения практической задачи без привлечения фоновых знаний.



Мама решила испечь черничный пирог. Но все картинки, вырезанные из кулинарного журнала, перепутаны! Помоги маме восстановить порядок приготовления пирога.


А ) Б) В)







Г) Д)

Задание 1. Расставь картинки в нужной последовательности. Для этого

заполни вторую строку таблицы подходящими буквами.

1

2

3

4

5









Задание 2. Достаточно ли сведений в рецепте для того, чтобы приготовить черничный пирог?

Обведи букву верного ответа.

А. Да Б. Нет

Объясни, почему ты так считаешь _______________________________________

_____________________________________________________________________

  1. Задание «Полив комнатных растений»

Тема урока: Комнатные растения.

Умения читательской грамотности

  • Находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста.

  • Использовать информацию из текста для решения практической задачи без привлечения фоновых знаний.

  • Определять место, где содержится искомая информация.

  • Понимать фактологическую информацию.


Марина получила в подарок от родственников много комнатных растений. Но она совсем не знает, как за ними ухаживать. Старшая сестра решила помочь Марине и рассказала, как часто нужно поливать растения:


Частота полива: азалия – раз в 4 дня; роза – каждый день; фиалки – раз в 2 дня.

Сегодня понедельник, и все цветы уже политы.


Задание 1. Помоги Марине разобраться, в какой день недели нужно будет полить растения в следующий раз.

1) Азалия А) Среда

2) Роза Б) Пятница

3) Фиалка В) Вторник


Заполни вторую строку таблицы нужными буквами.

1

2

3







  1. Закончить свое выступление хотелось бы следующей притчей: «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?». А сам думает: «Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

В наших руках возможность создать такую атмосферу на уроке, чтобы каждому было интересно, чтобы дети ушли с урока с запасом знаний и помнили, что «Не ошибается только тот, кто ничего не делает».

А я всегда говорю своим детям: «Мы не волшебники, мы только учимся».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!