СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Баллада В.А. Жуковского "Светлана"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Баллада В.А. Жуковского "Светлана"»

Баллада В. А. Жуковского «Светлана».

Баллада

В. А. Жуковского

«Светлана».

Дайте определение понятию баллада. Назовите основные характеристики жанра баллады. БАЛЛАДА — это художественное стихотворение лиро-эпического характера, которое имеет хороший и насыщенный сюжет. Он повествует читателю как об исторических событиях, так и о бытовой жизни героев. Какие виды баллад вы знаете? героические; бытовые; любовные.

Дайте определение понятию баллада. Назовите основные характеристики жанра баллады.

БАЛЛАДА — это художественное стихотворение лиро-эпического характера, которое имеет хороший и насыщенный сюжет. Он повествует читателю как об исторических событиях, так и о бытовой жизни героев.

Какие виды баллад вы знаете?

героические; бытовые;

любовные.

Поэтом, который проложил дорогу балладе в русской литературе, был Василий Андреевич Жуковский. Не случайно В.Г.Белинский назвал его “Литературным Колумбом Руси”. Василий Андреевич Жуковский (1783-1852)

Поэтом, который проложил дорогу балладе в русской литературе, был Василий Андреевич Жуковский. Не случайно В.Г.Белинский назвал его “Литературным Колумбом Руси”.

Василий Андреевич

Жуковский

(1783-1852)

В девятом номере журнала «Вестник Европы» за этот год было напечатано стихотворение под названием «Людмила». Это было первое произведение в жанре баллады уже прославившегося к тому времени своими элегиями, такими как «Вечер» или «Сельское кладбище», Василия Андреевича Жуковского. Русские читатели встретили новое произведение восторженно. Православной России в те времена нравился конец произведения, где, благодаря вере в Бога, девушка спасается от злых сил. Это и есть основная идея произведения: религиозность оберегает человека от скверны и является залогом счастливой жизни. Белинский впоследствии отмечал: Виссарион Григорьевич Белинский (1811-1848) « Тогдашнее общество бессознательно почувствовало в этой балладе новый дух творчества, новый дух поэзии. И общество не ошиблось».

В девятом номере журнала «Вестник Европы» за этот год было напечатано стихотворение под названием «Людмила». Это было первое произведение в жанре баллады уже прославившегося к тому времени своими элегиями, такими как «Вечер» или «Сельское кладбище», Василия Андреевича Жуковского.

Русские читатели встретили новое произведение восторженно. Православной России в те времена нравился конец произведения, где, благодаря вере в Бога, девушка спасается от злых сил. Это и есть основная идея произведения: религиозность оберегает человека от скверны и является залогом счастливой жизни. Белинский впоследствии отмечал:

Виссарион Григорьевич

Белинский

(1811-1848)

« Тогдашнее общество бессознательно почувствовало в этой балладе новый дух творчества, новый дух поэзии. И общество не ошиблось».

«Людмила» Жуковского была переводом на русский язык баллады знаменитого немецкого поэта Готфрида Августа Бюргера «Ленора». Готфрид Август Бюргер (1747-1794 Эта баллада является литературной обработкой мистического сюжета о том, как к девушке является мёртвый жених. Русская читающая публика XVIII века была воспитана на просветительской литературе, а в Просвещении существовал культ разума, то есть исключалось всё мистическое, необъяснимое. Всяческий иррационализм просто изгонялся из литературы.

«Людмила» Жуковского была переводом на русский язык баллады знаменитого немецкого поэта Готфрида Августа Бюргера «Ленора».

Готфрид Август Бюргер

(1747-1794

Эта баллада является литературной обработкой мистического сюжета о том, как к девушке является мёртвый жених. Русская читающая публика XVIII века была воспитана на

просветительской литературе, а в Просвещении существовал культ разума, то есть исключалось всё мистическое, необъяснимое. Всяческий иррационализм просто изгонялся из литературы.

«Светлана» была всего лишь третьей балладой, написанной Василием Андреевичем Жуковским. До неё он написал уже упомянутую «Людмилу» и балладу «Кассандра», которая являлась переводом произведения великого немецкого поэта Шиллера, и речь в ней шла о событиях античной истории.

«Светлана» была всего лишь третьей балладой, написанной Василием Андреевичем Жуковским.

До неё он написал уже упомянутую «Людмилу» и балладу «Кассандра», которая являлась переводом произведения великого немецкого поэта Шиллера, и речь в ней шла о событиях античной истории.

 Работа над «Светланой» продолжалась на протяжении четырёх лет (с 1808 по 1812 гг.).  Изменился не только сюжет, но и имя героини, что не случайно и очень важно. Дело в том, что в православных святцах нет имени Светлана. Вместе с тем Жуковский хочет придать новой своей балладе русский колорит, а в имени Светлана отчётливо слышен тот же корень, что и в слове  светлый . И этот необыкновенный свет, это сияние, которое исходит от баллады и от её героини, очень ощущались читателями того времени и ощущаются сейчас.  Кроме того, выбор имени Светлана мог быть связан и с характером прототипа героини этой баллады – Александры Андреевны Протасовой-Воейковой.

Работа над «Светланой» продолжалась на протяжении четырёх лет (с 1808 по 1812 гг.).

Изменился не только сюжет, но и имя героини, что не случайно и очень важно. Дело в том, что в православных святцах нет имени Светлана. Вместе с тем Жуковский хочет придать новой своей балладе русский колорит, а в имени Светлана отчётливо слышен тот же корень, что и в слове  светлый . И этот необыкновенный свет, это сияние, которое исходит от баллады и от её героини, очень ощущались читателями того времени и ощущаются сейчас.

Кроме того, выбор имени Светлана мог быть связан и с характером прототипа героини этой баллады – Александры Андреевны Протасовой-Воейковой.

Воейкова Александра Андреевна. (d1825.ru) Прототип Светланы Александра Протасова была племянницей Василия Жуковского, дочерью его единокровной сестры Екатерины Афанасьевны Протасовой. Все знавшие Сашу Протасову отзывались о ней как о человеке необыкновенного обаяния и привлекательности. Такой она была с самого детства, и повзрослевшей Сашей восхищались знаменитые русские поэты:  Они посвящали ей стихи. Алекса́ндра Андре́евна Вое́йкова (урожд. Протасова; 20 авг.1795-16 фев.1829) племянница и крестница В. Жуковского «Очарованье красоты В тебе на страшно нам: Не будишь нас, как солнце, ты К мятежным суетам; От дольней жизни, как луна, Манишь за край земной, И при тебе душа полна Священной тишиной». «Она меня очаровала, Я в ней нашёл все красоты, Все совершенства идеала Моей возвышенной мечты». Николай Михайлович Языков Евгений Абрамович Баратынский

Воейкова Александра Андреевна. (d1825.ru)

Прототип Светланы

Александра Протасова была племянницей Василия Жуковского, дочерью его единокровной сестры Екатерины Афанасьевны Протасовой.

Все знавшие Сашу Протасову отзывались о ней как о человеке необыкновенного обаяния и привлекательности. Такой она была с самого детства, и повзрослевшей Сашей восхищались знаменитые русские поэты:

Они посвящали ей стихи.

Алекса́ндра Андре́евна Вое́йкова (урожд. Протасова;

20 авг.1795-16 фев.1829) племянница и крестница В. Жуковского

«Очарованье красоты

В тебе на страшно нам:

Не будишь нас, как солнце, ты

К мятежным суетам;

От дольней жизни, как луна,

Манишь за край земной,

И при тебе душа полна

Священной тишиной».

«Она меня очаровала,

Я в ней нашёл все красоты,

Все совершенства идеала

Моей возвышенной мечты».

Николай

Михайлович

Языков

Евгений Абрамович

Баратынский

Однако в жизни Александра Андреевна Протасова оказалась человеком несчастным. В возрасте восемнадцати лет она вышла замуж за известного литератора Александра Фёдоровича Воейкова, который оказался домашним тираном. Эти обстоятельства свели Александру в могилу. Она скончалась в возрасте 34-х лет о чахотки. Но осталась навсегда увековеченной в пленительном образе Светланы Василия Андреевича Жуковского.

Однако в жизни Александра Андреевна Протасова оказалась человеком несчастным. В возрасте восемнадцати лет она вышла замуж за известного литератора Александра Фёдоровича Воейкова, который оказался домашним тираном.

Эти обстоятельства свели Александру в могилу. Она скончалась в возрасте 34-х лет о чахотки. Но осталась навсегда увековеченной в пленительном образе Светланы Василия Андреевича Жуковского.

Просмотр видеоролика https://www.youtube.com/watch?v=M3_dtBCMKVU

Просмотр видеоролика

https://www.youtube.com/watch?v=M3_dtBCMKVU

Проблематика баллады Проблематика «Светланы» достаточно многогранна и оригинальна даже для нашего времени. Также затронута проблема суеверия – культурного наследия язычества. Люди охотно верят всяким преданиям и приметам, ритуалам и снам, но в упор не видят реальной жизни, где имеет значение система морально-нравственных норм, которую может выстроить только подлинная религиозность. В балладе «Светлана» Жуковский поднимает проблему восприятия и принятия человеком своей судьбы. Поэт показывает, что возможно преодолеть свое горе и жизненные трудности достойно, кротко. Смиренная и благодарная Богу Светлана молит его о спасении и не обвиняет его в смерти любимого.

Проблематика баллады

Проблематика «Светланы» достаточно многогранна и оригинальна даже для нашего времени.

  • Также затронута проблема суеверия – культурного наследия язычества. Люди охотно верят всяким преданиям и приметам, ритуалам и снам, но в упор не видят реальной жизни, где имеет значение система морально-нравственных норм, которую может выстроить только подлинная религиозность.
  • В балладе «Светлана» Жуковский поднимает проблему восприятия и принятия человеком своей судьбы. Поэт показывает, что возможно преодолеть свое горе и жизненные трудности достойно, кротко. Смиренная и благодарная Богу Светлана молит его о спасении и не обвиняет его в смерти любимого.
Почему баллада называется «Светлана»?  Светлана – русское имя, из сочетания двух слов: «свет» и «лан». Значение понятия «свет» не изменилось на сегодняшний день, а «лан» у древних русичей означало «земля».  Таким образом, можно считать, что имя Светлана означает «Свет Земли».    Также имеет вторая трактовка именоформы — «светлая», это может к внутренним данным — «светлая, чистая душа». Особую популярность это имя приобрело в России после опубликования баллады Жуковского.

Почему баллада называется

«Светлана»?

Светлана – русское имя, из сочетания двух слов: «свет» и «лан». Значение понятия «свет» не изменилось на сегодняшний день, а «лан» у древних русичей означало «земля».  Таким образом, можно считать, что имя Светлана означает «Свет Земли».  

Также имеет вторая трактовка именоформы — «светлая», это может к внутренним данным — «светлая, чистая душа».

Особую популярность это имя приобрело в России после опубликования баллады Жуковского.

Когда происходит действие баллады? О чем мы узнает в самом начале произведения? Что это за народная традиция и что вы о ней можете рассказать? Юрий Сергеев

Когда происходит действие баллады?

О чем мы узнает в самом начале произведения? Что это за народная традиция и что вы о ней можете рассказать?

Юрий Сергеев "Ночное гадание Святки".

Маковский Константин Егорович

«Святочные гадания»

Раз в крещенский вечерок… 18 января заканчивается один из самых весёлых русских праздников — Святки, и наступает христианский праздник Крещения. Много лет назад в Крещенский сочельник ряженые в последний раз ходили по деревне, звучали последние колядки, а под вечер девушки собирались погадать о замужестве.

Раз в крещенский вечерок…

18 января заканчивается один из самых весёлых русских праздников — Святки, и наступает христианский праздник Крещения. Много лет назад в Крещенский сочельник ряженые в последний раз ходили по деревне, звучали последние колядки, а под вечер девушки собирались погадать о замужестве.

Что вы знаете о гаданиях?  Как гадали девушки в балладе? Раз в крещенский вечерок  Девушки гадали:  За ворота башмачок,  Сняв с ноги, бросали;  Снег пололи; под окном  Слушали; кормили  Счетным курицу зерном;  Ярый воск топили;  В чашу с чистою водой  Клали перстень золотой,  Серьги изумрудны;  Расстилали белый плат  И над чашей пели в лад  Песенки подблюдны.

Что вы знаете о гаданиях?

Как гадали девушки

в балладе?

Раз в крещенский вечерок Девушки гадали: За ворота башмачок, Сняв с ноги, бросали; Снег пололи; под окном Слушали; кормили Счетным курицу зерном; Ярый воск топили; В чашу с чистою водой Клали перстень золотой, Серьги изумрудны; Расстилали белый плат И над чашей пели в лад Песенки подблюдны.

Но самым отчаянным и самым, по всеобщему мнению, действенным было гадание с зеркалом и свечою, потому что зеркало ассоциировалось с потусторонним миром: темным и враждебным.

Не случайно героиня баллады Жуковского решается на него после года разлуки с милым другом, когда от него нет никаких вестей.

Для данного гадания выбирали какое-нибудь темное, уединённое помещение, в котором на стол ставили зеркало, а перед ним зажженную свечу. Гадающая девушка садилась за стол и смотрела через свечу в зеркало, где старалась увидеть своего суженого, произнося:  «Суженый, ряженый покажись мне в зеркале!»

Иногда для этих целей применяли не одно, а два зеркала: стоящее на столе и стенное зеркало. Направленные друг на друга они образовывали нечто, напоминающее длинный коридор, освещенный огнями. Зеркала должны были быть безукоризненной чистоты, без пузырей и других изъянов. Затем из комнаты выгоняли кошек, собак и птиц, а также просили удалиться посторонних людей. Оставшиеся, соблюдая тишину и глубокое молчание, стояли в стороне. От них требовалось не смотреть в зеркало, не подхо­дить к гадающему лицу и не разговаривать. Гадающая девушка должна была смотреть в зеркало пристально и неподвижно, направляя свой взор в конец представившегося ей коридора.

Нередко суженого приглашали разделить трапезу со своей любезной, поставив на стол всё необходимое кроме вилок и ножей: два прибора, хлеб, соль и ложки. Все окружающие выходили, а девушка, оставшись одна, запирала двери и окна, садилась за стол и начинала ждать суженого, произнося:  «Суженый, ряженый приди ко мне поужинать!» Вот в светлице стол накрыт  Белой пеленою;  И на том столе стоит  Зеркало с свечою;  Два прибора на столе.  «Загадай, Светлана;  В чистом зеркала стекле  В полночь, без обмана  Ты узнаешь жребий свой:  Стукнет в двери милый твой  Легкою рукою;  Упадет с дверей запор;  Сядет он за свой прибор  Ужинать с тобою». Найдите в тексте подтверждение В балладе «Светлана» идет переплетение двух тем: темы «света» (счастья) и темы «тьмы» (несчастья). Сюжет произведения построен по принципу движения от тьмы к свету, от страшного ночного сна к солнечному утру.

Нередко суженого приглашали разделить трапезу со своей любезной, поставив на стол всё необходимое кроме вилок и ножей: два прибора, хлеб, соль и ложки. Все окружающие выходили, а девушка, оставшись одна, запирала двери и окна, садилась за стол и начинала ждать суженого, произнося:  «Суженый, ряженый приди ко мне поужинать!»

Вот в светлице стол накрыт Белой пеленою; И на том столе стоит Зеркало с свечою; Два прибора на столе. «Загадай, Светлана; В чистом зеркала стекле В полночь, без обмана Ты узнаешь жребий свой: Стукнет в двери милый твой Легкою рукою; Упадет с дверей запор; Сядет он за свой прибор Ужинать с тобою».

Найдите в тексте подтверждение

В балладе «Светлана» идет переплетение двух тем: темы «света» (счастья) и темы «тьмы» (несчастья). Сюжет произведения построен по принципу движения от тьмы к свету, от страшного ночного сна к солнечному утру.

Кто является главной героиней баллады? О каких чертах характера героини мы можем сказать, прочитав отрывок поэмы?

Тускло светится луна

В сумраке тумана —

Молчалива и грустна

Милая Светлана.

«Что, подруженька, с тобой?

Вымолви словечко;

Слушай песни круговой;

Вынь себе колечко.

Пой, красавица: „Кузнец,

Скуй мне злат и нов венец,

Скуй кольцо златое;

Мне венчаться тем венцом,

Обручаться тем кольцом

При святом налое*“».

«Как могу, подружки, петь?

Милый друг далёко;

Мне судьбина умереть

В грусти одинокой.

Год промчался — вести нет;

Он ко мне не пишет;

Ах! а им лишь красен свет,

Им лишь сердце дышит...

Иль не вспомнишь обо мне?

Где, в какой ты стороне?

Где твоя обитель?

Я молюсь и слёзы лью!

Утоли печаль мою,

Ангел-утешитель».

Героиня Жуковского находится в атмосфере народного деревенского быта, с теми праздниками, обычаями, гаданиями, которые существовали в то время. Он считает, что счастье героини зависит не от каких-то вмешательств реальных и нереальных, а от нее самой. Именно нравственные ценности, которые в ней заложены, способности к сопротивлению жизненным невзгодам и вера в благую волю Провидения, сделают ее счастливой.

*Лейтмотив – ведущий, иногда повторяющийся мотив. В литературоведение этот термин пришёл из музыки. В данной балладе светлый мотив беспечной юности, которая радуется жизни, которая заглядывает в будущее, противостоит, противоположный мотив печального знания жизни, «горькой судьбины» «тайного мрака грядущих дней». Баллада носит драматичный характер. Её лейтмотивом* является тревожный вопрос, обращённый к судьбе: «Что сулишь душе моей,/ Радость иль кручину?» В произведении читатель оказывается в другом мире – мире мистики. С помощью какого литературного приема это происходит? (Героиня погружается в сон). Какие изобразительно-выразительное средства использует автор в своей балладе? Антитеза

*Лейтмотив – ведущий, иногда повторяющийся мотив. В литературоведение этот термин пришёл из музыки.

В данной балладе светлый мотив беспечной юности, которая радуется жизни, которая заглядывает в будущее, противостоит, противоположный мотив печального знания жизни, «горькой судьбины» «тайного мрака грядущих дней». Баллада носит драматичный характер. Её лейтмотивом* является тревожный вопрос, обращённый к судьбе: «Что сулишь душе моей,/ Радость иль кручину?»

В произведении читатель оказывается в другом мире – мире мистики. С помощью какого литературного приема это происходит?

(Героиня погружается в сон).

Какие изобразительно-выразительное средства использует автор в своей балладе?

Антитеза

Является ли сон Светланы мистическим? Сцена скачки с мертвым женихом описана автором очень подробно. Почему?  Для нагнетания страха Что еще помогает Жуковскому увеличить ощущение чувства страха? Какие образы помогают Светлане спастись? Образ «белоснежного голубка», по церковным канонам это Святой Дух

Является ли сон Светланы мистическим?

Сцена скачки с мертвым женихом описана автором очень подробно. Почему? 

Для нагнетания страха

Что еще помогает Жуковскому увеличить ощущение чувства страха?

Какие образы помогают Светлане спастись?

Образ «белоснежного голубка», по церковным канонам это Святой Дух

Эпизод в избушке, когда Светлана находится одна с угрожающим ей мертвецом, имеет сходство с сюжетом некоторых северных русских сказок, где героине в подобной ситуации помогает петух. Правда, Жуковский ввёл в повествование более «поэтичную» птицу —  голубя .

Эпизод в избушке, когда Светлана находится одна с угрожающим ей мертвецом, имеет сходство с сюжетом некоторых северных русских сказок, где героине в подобной ситуации помогает петух. Правда, Жуковский ввёл в повествование более «поэтичную» птицу —  голубя .

«Села (тяжко ноет грудь)  Под окном Светлана;  Из окна широкий путь  Виден сквозь тумана;  Снег на солнышке блестит,  Пар алеет тонкий…  Чу!.. в дали пустой гремит  Колокольчик звонкий;  На дороге снежный прах;  Мчат, как будто на крылах,  Санки кони рьяны;  Ближе; вот уж у ворот;  Статный гость к крыльцу идет…  Кто?.. Жених Светланы». Упование на милосердие божие спасает Светлану. Всё страшное и трагическое в этой балладе оказывается лишь сном, а наяву героиня познаёт счастье. Найдите подтерждение в тексе баллады.

«Села (тяжко ноет грудь) Под окном Светлана; Из окна широкий путь Виден сквозь тумана; Снег на солнышке блестит, Пар алеет тонкий… Чу!.. в дали пустой гремит Колокольчик звонкий; На дороге снежный прах; Мчат, как будто на крылах, Санки кони рьяны; Ближе; вот уж у ворот; Статный гость к крыльцу идет… Кто?.. Жених Светланы».

Упование на милосердие божие спасает Светлану. Всё страшное и трагическое в этой балладе оказывается лишь сном, а наяву героиня познаёт счастье.

Найдите подтерждение в тексе баллады.

Попытайтесь объяснить «баллады толк» Как будто спеша успокоить читателя, Жуковский заканчивает балладу нравоучительной нотой:  Баллада «Светлана» учит преданности, вере и кротости, а также терпеливости и стойкости. Героиня предана своему любимому человеку и Богу, в которого искренне верит и в трудные минуты не забывает. Она попадает в беду, но девушку спасают ее смиренность и почитание Творца, пославшего ей голубка-хранителя.  В конце произведения Жуковский прописывает мораль: «Слава – нас учили – дым…». Таким образом, он призывает читателя соблюдать божьи законы и остерегаться ненастоящих ценностей и иллюзий. «Улыбнись, моя краса,  На мою балладу;  В ней большие чудеса,  Очень мало складу.  Взором счастливый твоим,  Не хочу и славы;  Слава – нас учили – дым ;  Свет – судья лукавый.  Вот баллады толк моей:  «Лучший друг нам в жизни сей  Вера в провиденье.  Благ зиждителя закон:  Здесь несчастье – лживый сон;  Счастье – пробужденье».

Попытайтесь объяснить «баллады толк»

Как будто спеша успокоить читателя, Жуковский заканчивает балладу нравоучительной нотой:

Баллада «Светлана» учит преданности, вере и кротости, а также терпеливости и стойкости. Героиня предана своему любимому человеку и Богу, в которого искренне верит и в трудные минуты не забывает. Она попадает в беду, но девушку спасают ее смиренность и почитание Творца, пославшего ей голубка-хранителя.

В конце произведения Жуковский прописывает мораль: «Слава – нас учили – дым…». Таким образом, он призывает читателя соблюдать божьи законы и остерегаться ненастоящих ценностей и иллюзий.

«Улыбнись, моя краса, На мою балладу; В ней большие чудеса, Очень мало складу. Взором счастливый твоим, Не хочу и славы; Слава – нас учили – дым ; Свет – судья лукавый. Вот баллады толк моей: «Лучший друг нам в жизни сей Вера в провиденье. Благ зиждителя закон: Здесь несчастье – лживый сон; Счастье – пробужденье».

Средства выразительности Здесь также присутствует большое количество средств художественной выразительности  эпитеты  метафоры  сравнения  гиперболизация  олицетворения «милый», «белоснежный», «приятный», «мирный» «свет-судья лукавый», «слава – дым» «в ней душа, как ясный день», «мчат, как будто на крылах» «тьма людей во храме» «ноет грудь», «крикнул сверчок» Подобные приемы помогают Жуковскому добиться образности текста, которая на интуитивном уровне понятна русскому читателю.

Средства выразительности

Здесь также присутствует большое количество средств художественной выразительности

эпитеты

метафоры

сравнения

гиперболизация

олицетворения

«милый», «белоснежный», «приятный», «мирный»

«свет-судья лукавый», «слава – дым»

«в ней душа, как ясный день», «мчат, как будто на крылах»

«тьма людей во храме»

«ноет грудь», «крикнул сверчок»

Подобные приемы помогают Жуковскому добиться образности текста, которая на интуитивном уровне понятна русскому читателю.

Домашнее задание 1. Проведите сравнительную характеристику баллад Жуковского «Светлана» и «Людмила». 2. Выучите отрывок из баллады «Светлана» наизусть .

Домашнее задание

1. Проведите сравнительную характеристику баллад Жуковского «Светлана» и «Людмила».

2. Выучите отрывок из баллады «Светлана» наизусть .

ИСТОЧНИКИ Анализ баллады «Светлана» (В. А. Жуковский) | Литрекон (litrekon.ru) Крещенский сочельник. Баллада Жуковского «Светлана» | Русские песни. История. Культура. Современность (norma40.ru) https://uchebnik.mos.ru/material_view/books/23813?menuReferrer=catalogue

ИСТОЧНИКИ

Анализ баллады «Светлана» (В. А. Жуковский) | Литрекон (litrekon.ru)

Крещенский сочельник. Баллада Жуковского «Светлана» | Русские песни. История. Культура. Современность (norma40.ru)

https://uchebnik.mos.ru/material_view/books/23813?menuReferrer=catalogue


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!