Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Красновосходская средняя общеобразовательная школа»
Кизлярского района Республики Дагестан
Разработка открытого урока по биологии в 5 «а» классе на тему:
« Бактерии. Значение бактерий в природе и для человека»
Автор разработки: Базаева Асият Юсуповна, учитель биологии
с. Красный Восход
2024г.
Цель урока: создать условия для формирования у учащихся знаний об еще одном царстве живой природы – бактериях.
Задачи:
образовательные: научить формулировать признаки живых организмов применительно к бактериям;
развивающие: научить отличать бактериальную клетку от эукариотической;
воспитательные: следовать правилам гигиены, чтобы не болеть.
Планируемые результаты:
предметные: знать строение бактериальной клетки и процессы жизнедеятельности в ней;
метапредметные: уметь сравнивать клетки бактерий и эукариот;
личностные: понимать роль бактерий в природе и жизни человека. Развивать критическое мышление.
Основные понятия: бактерии, полезные, вредные, споры.
Ресурсное обеспечение: плакаты или слайд-презентации клеток бактерии и эукариот
Ход урока:
Мотивация к деятельности.
Актуализация знаний учащихся по вопросам:
1) Чем живая система отличается от неживой?
2) Что лишнее: камень, астра, муха, бабочка?
3) Придумать примеры «4-го» лишнего.
4) Заполнить схему предложенными понятиями (можно использовать учебник на стр. 27-30):
Слова для схемы: клетка, лизосома, наружная мембрана, ядро, цитоплазма, митохондрии, сеть каналов.
Вопрос урока: Бактерии живые или нет? Обсуждение цели урока
Изучение новой темы
Заполнить таблицу
что известно вам о бактериях | что хотели бы узнать | что узнали |
| 1. Строение бактерий 2. Бактерии живые или нет 3. Есть ли полезные бактерии | |
Выслушиваются ответы учащихся, что они знают о бактериях. По наводящим вопросам учителя формулируют «Что хотели бы узнать» и записывают.
Т.к. чаще всего детям известны болезнетворные бактерии, то можно задать следующие вопросы:
1) Как бактерии попадают в организм? (после кашля, чихания больного, через грязные руки)
2) Какие условия в организме? (тепло, много питательных веществ)
Вывод: Бактерии в условиях организма быстро размножаются. Размножение – одно из свойств живых систем. Чтобы размножаться, они должны питаться и расти, значит: бактерии – живые.
Самостоятельная работа с учебником (по плану)
1. Рассмотреть рисунок «Схема строения бактериальной клетки» на стр. 60.
2. Сравнить этот рисунок с рисунком на стр. 30 или таблицей, на которой изображена клетка животного.
3. Заполнить таблицу:
признак | клетка животного | клетка бактерий |
1. Оболочка 2. Мембрана 3. Цитоплазма 4. Ядро 5. Митохондрии 6. Лизосомы 7. Ворсинки 8. Жгутик | - + + + + + - - | + + + - - - + + |
4. Сделать вывод: какая клетка устроена сложнее.
Обобщение учителя о строении жизнедеятельности и многообразии форм бактериальных клеток, образовании спор при неблагоприятных условиях.
Сообщение учителя о роли бактерий в природе и жизни человека.
Заполнить таблицу:
польза от бактерий | вред от бактерий |
| |
Рассказ учителя об использовании бактерий в биотехнологии.
Применение знаний: составить памятку или плакат для младших классов “Как уберечься от болезнетворных бактерий».
Рефлексия и Задание на дом:
1. Ответить на вопросы в конце параграфа.
2. Выполнить задания:
1) Налить свежее молоко в стакан (немного) и поставить в теплое место на 2 дня. Что произошло с молоком через 2 дня? Кто «виноват»? Почему молоко прокисло не сразу, а спустя какое-то время?
2) Разворошить кучу опавших листьев. Посмотреть, что стало с ними? Кто «постарался» их преобразить?
3) Куда деваются опавшие листья, ведь их так много.
4) Для чего продукты держат в холодильнике? и даже в морозильнике?