СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Бактерии. Значение бактерий в природе и для человека

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Бактерии. Значение бактерий в природе и для человека»



Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Красновосходская средняя общеобразовательная школа»

Кизлярского района Республики Дагестан








Разработка открытого урока по биологии в 5 «а» классе на тему:

« Бактерии. Значение бактерий в природе и для человека»



Автор разработки: Базаева Асият Юсуповна, учитель биологии





























с. Красный Восход

2024г.




Цель урока: создать условия для формирования у учащихся знаний об еще одном царстве живой природы – бактериях.

Задачи:

образовательные: научить формулировать признаки живых организмов применительно к бактериям;

развивающие: научить отличать бактериальную клетку от эукариотической;

воспитательные: следовать правилам гигиены, чтобы не болеть.

Планируемые результаты:

предметные: знать строение бактериальной клетки и процессы жизнедеятельности в ней;

метапредметные: уметь сравнивать клетки бактерий и эукариот;

личностные: понимать роль бактерий в природе и жизни человека. Развивать критическое мышление.

Основные понятия: бактерии, полезные, вредные, споры.

Ресурсное обеспечение: плакаты или слайд-презентации клеток бактерии и эукариот



Ход урока:

Мотивация к деятельности.

Актуализация знаний учащихся по вопросам:

1) Чем живая система отличается от неживой?

2) Что лишнее: камень, астра, муха, бабочка?

3) Придумать примеры «4-го» лишнего.

4) Заполнить схему предложенными понятиями (можно использовать учебник на стр. 27-30):











Слова для схемы: клетка, лизосома, наружная мембрана, ядро, цитоплазма, митохондрии, сеть каналов.

Вопрос урока: Бактерии живые или нет? Обсуждение цели урока

Изучение новой темы

Заполнить таблицу

что известно вам о бактериях

что хотели бы узнать

что узнали


1. Строение бактерий

2. Бактерии живые или нет

3. Есть ли полезные бактерии




Выслушиваются ответы учащихся, что они знают о бактериях. По наводящим вопросам учителя формулируют «Что хотели бы узнать» и записывают.

Т.к. чаще всего детям известны болезнетворные бактерии, то можно задать следующие вопросы:

1) Как бактерии попадают в организм? (после кашля, чихания больного, через грязные руки)

2) Какие условия в организме? (тепло, много питательных веществ)

Вывод: Бактерии в условиях организма быстро размножаются. Размножение – одно из свойств живых систем. Чтобы размножаться, они должны питаться и расти, значит: бактерии – живые.



Самостоятельная работа с учебником (по плану)

1. Рассмотреть рисунок «Схема строения бактериальной клетки» на стр. 60.

2. Сравнить этот рисунок с рисунком на стр. 30 или таблицей, на которой изображена клетка животного.

3. Заполнить таблицу:

признак

клетка животного

клетка бактерий

1. Оболочка

2. Мембрана

3. Цитоплазма

4. Ядро

5. Митохондрии

6. Лизосомы

7. Ворсинки

8. Жгутик

-

+

+

+

+

+

-

-

+

+

+

-

-

-

+

+



4. Сделать вывод: какая клетка устроена сложнее.

Обобщение учителя о строении жизнедеятельности и многообразии форм бактериальных клеток, образовании спор при неблагоприятных условиях.

Сообщение учителя о роли бактерий в природе и жизни человека.



Заполнить таблицу:

польза от бактерий

вред от бактерий





Рассказ учителя об использовании бактерий в биотехнологии.

Применение знаний: составить памятку или плакат для младших классов “Как уберечься от болезнетворных бактерий».

Рефлексия и Задание на дом:

1. Ответить на вопросы в конце параграфа.

2. Выполнить задания:

1) Налить свежее молоко в стакан (немного) и поставить в теплое место на 2 дня. Что произошло с молоком через 2 дня? Кто «виноват»? Почему молоко прокисло не сразу, а спустя какое-то время?

2) Разворошить кучу опавших листьев. Посмотреть, что стало с ними? Кто «постарался» их преобразить?

3) Куда деваются опавшие листья, ведь их так много.

4) Для чего продукты держат в холодильнике? и даже в морозильнике?







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!