Тип урока:
- По ведущей дидактической цели: комбинированный урок;
- По способу организации деятельности: индивидуально-групповой;
- По ведущему методу обучения: проблемно-поисковый.
Средства обучения:
- Учебник И.Н. Пономаревой, И.В. Николаева, О.А. Корниловой, Биология. 5 класс. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2015.
- Дополнительный текстовый материал;
- Презентация «Бактерии: строение и жизнедеятельность»;
- Рабочий лист.
- Карточки с названиями видов живых организмов.
Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, экран, компьютер, 8 листов бумаги формата А3, свежие и гнилые яблоки, нож, фигурки яблок из самоклеящейся цветной бумаги красного, желтого и зеленого цветов для самооценки, плакат «Дерево успеха».
Просмотр содержимого документа
««Бактерии: строение и жизнедеятельность»»
Биологические науки
животные
растения
ботаника
зоология
микология
грибы
Вирусо -
логия
вирусы
бактерии
бактерио-
логия
. Тема: «Бактерии: строение и жизнедеятельность»
Ключевые слова урока:
Бактерии
Микробы
Микроорганизмы
Бактериология
Формы бактериальных клеток
Строение бактериальной клетки
Размножение
Образование спор у бактерий
Интересный факт
В организме человека живут бактерии,
общий вес которых составляет два килограмма.
Одни из них находится в нашем кишечнике. Численность этих бактерий на много больше, чем клеток в человеческом теле.
Во рту человека насчитывается почти 40 тысяч бактерий разного типа.
Во время поцелуя люди могут передать друг другу 278 видов бактерий .
Безопасными из их числа являются 95%.
Приспособленность бактерий к выживанию
в неблагоприятных условиях
В настоящее время бактерий можно встретить практически везде. Даже там, где другие живые организмы выжить не могут. Их находят в струях гейзеров с температурой около 105° С, в вечной мерзлоте Арктики, где они пробыли 2-3 млн лет. В океане, на глубине 11 км; на высоте 41 км в атмосфере; в недрах земной коры на глубине в несколько километров. Бактерии прекрасно себя чувствуют в воде, охлаждающей ядерные реакторы; остаются жизнеспособными, получив дозу радиации, в 10 тыс. раз превышающую смертельную для человека. Они выдерживали двухнедельное пребывание в глубоком вакууме; не погибали в открытом космосе, помещённые туда на 18 ч, под смертоносным воздействием солнечной радиации.
Но как и любые живые организмы они предпочитают определённые условия:
- влажность,
- небольшое количество света,
- высокие температуры,
- нестерильные условия.
Для чего могут пригодиться вам знания об условиях обитания бактерий?
Как сохранить яблоко свежим?
Домашнее задание
§ 9-10, с. 39-45
Используя дополнительные источники литературы, ответьте на вопрос :
- Какие пищевые продукты получают люди с помощью бактерий ?
- Предложите области применения светящихся бактерий.
Рефлексия
ДЕРЕВО УСПЕХА
РЕШИЛ ПОСТАВЛЕННЫЕ ЗАДАЧИ,
АКТИВНО РАБОТАЛ НА УРОКЕ
ДОПУСКАЛ НЕТОЧНОСТИ,
БЫЛ НЕ ОЧЕНЬ АКТИВЕН
НЕ СМОГ ДОСТИЧ ПОСТАВЛЕННЫХ
ЗАДАЧ, НЕ СТАРАЛСЯ