СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Байкаловедение внеурочная деятельность

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5, 6, 7 классов

Просмотр содержимого документа
«Байкаловедение внеурочная деятельность»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение



НОВОИЛЬИНСКИЙ АГРОТЕХНИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ


Согласовано

Руководитель ЕНЦ «Планета»

___________Зубакин С.М.

Протокол № ___ от

«____»_________2022г.

Согласовано

Заместитель директора по УВР МАОУ НАТЛ

___________ Зубарева Н.И.

«____»____________2022 г.

Утверждаю

Директор МАОУ НАТЛ

__________Ардаева Г.С

Приказ № ___ от

«___»____2022 г.




Рабочая программа

«Байкаловедение»

внеурочный курс для 5,6-7 класса

срок реализации 2 года





Составитель : Мункуева Зинаида Борисовна

учитель географии

МАОУ Новоильинский агротехнический лицей


Учебное пособие «Байкальский сундучок»

Авторы: В. Бабиков, Н. Дагбаева

Издательство Бурятского госуниверситета


2022– 2023 г.г.

с. Новоильинск



.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Программа "Байкаловедение", 5 - 6,7 классы



В соответствии со статьями 71 и 72 Закона Российской Федерации «Об охране окружающей среды» (2002г.), в содержании государственного образования России происходит ориентация на развитие регионального компонента экологического образования, на сохранение природы и улучшение качества окружающей среды и на устойчивое развитие регионов, что, в конечном итоге, является основой устойчивого развития России. Важным аспектом устойчивого развития является формирование природоохранного сознания, экологически ориентированных жизненных установок, традиций и навыков у молодежи, которая через 10-20 лет будет принимать решения, связанные с экономическим развитием государства. В связи с тем, что крупнейшим природным объектом не только российского, но и мирового масштаба является озеро Байкал, а современные экологические знания должны преподаваться с учетом региональных особенностей, не вызывает сомнения необходимость введения внеурочного курса «Байкаловедение».

Программа дает возможность в течение двух лет сформировать у учащихся 5, 6 и 7 классов комплекс теоретических и практических знаний о возникновении и функционировании уникальной байкальской природы, о проблемах хозяйственной деятельности на берегах Байкала и о методах гармонизации отношений «человек-природа». Внимание школьников привлекается к особенностям и чувствительности биологического разнообразия Прибайкалья и озера Байкал к хозяйственной деятельности, к проблемам взаимодействия человека и природы. Программа направлена на усиление эмоциональности восприятия материала и на формирование личной заинтересованности учащихся в сохранении уникальной природы родного края.

Цель Программы: подготовка детей к природоохранному и ресурсосберегающему поведению, формирование природоохранного мировоззрения и осознания уникальности озера Байкал как Участка всемирного природного наследия.

Задачи Программы:

  • формирование знаний об уникальном биологическом разнообразии и качестве природной среды Байкальского региона и озера Байкал;

  • формирование знаний и умений по оценке состояния озера Байкал и прибрежных территорий;

  • формирование понятий и представлений о способах и результатах отрицательного и положительного влияния человека на байкальскую природу;

  • воспитание природоохранного и ресурсосберегающего поведения у школьников.



Структура Программы



Программа курса «Байкаловедение» построена в соответствии с уровнем знаний, преподаваемым по предметам «Окружающий мир», «Биология», «География» с 1 по 7 класс. Значительное место в курсе отведено практическим работам, экскурсиям, которые позволяют закреплять теоретические знания наблюдениями на природе, выполнением простейших исследований свойств, явлений и закономерностей живой природы.

Программа рассчитана на 2 года обучения и состоит из 2 разделов:

I раздел. «Байкаловедение: География. Гидрология. Методы исследования Байкала», 1 год обучения, 34 часа;

II раздел "Байкаловедение: Живой мир Байкала. Человек на Байкале", 2 год обучения, 34 часа.

В первом разделе Программы «Байкаловедение: География. Гидрология. Методы исследования Байкала» предусмотрено формирование знаний, умений и навыков использования знаний на практике по географии, гидрологии и методам исследования озера Байкал.

Во втором разделе Программы "Байкаловедение: Живой мир Байкала. Человек на Байкале" учащиеся познакомятся с биологическим разнообразием и условиями обитания растений и животных Байкала и Байкальского региона, приобретут знания о природоохранных проблемах озера Байкал и познакомятся с современными методами решения таких проблем.

Планируемые результаты

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ результаты 

Личностные УУД:

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.

Регулятивные УУД:

- способность к самостоятельному приобретению  новых знаний и практических умений;

- умения управлять своей познавательной деятельностью;

- умение организовывать свою деятельность; - определять её  цели и задачи;

- выбирать средства   и применять их на практике;

- оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов,  интеллектуальных и творческих результатов;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие

Тематическое планирование составлено с учетом программы воспитания

«Гражданское становление личности» МАОУ «Новоильинский агротехнический лицей»



В соответствии с Концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников, современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной школе, – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания в лицее – личностное развитие школьников.

Данная программа реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности по основным направлениям воспитания в соответствии с ФГОС:

- Патриотическое воспитание — воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение, формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности;

1.Патриотического воспитания:

1.1. Осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе,

1.2. Понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;

1.3. Проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края,

1.4. Ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;

1.5. Уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.

- Гражданское воспитание — формирование российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры;

2.Гражданского воспитания:

2.1. Готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;

2.2. Активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; – неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;

2.3. Представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе;

2.4. Готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи;

2.5. Активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтёрство).

- Духовно-нравственное воспитание — воспитание на основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков;

3. Духовно-нравственного воспитания:

3.1. Ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;

3.2. Готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;

3.3. Активное неприятие асоциальных поступков;

3.4. Свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства

- Эстетическое воспитание — формирование эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства;

4. Эстетического воспитания:

4.1. Восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

4.2. Понимание эмоционального воздействия искусства; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства

Ценности научного познания — воспитание стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учётом личностных интересов и общественных потребностей.

5. Ценности научного познания:

5.1. Ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;

5.2. Закономерностях развития языка; овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира;

5.3. Овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного языкового образования; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

- Физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия — развитие физических способностей с учётом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях;

6. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

6.1. Осознание ценности жизни;

6.2. Ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);

6.3. Осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;

6.4. Соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного образования;

6.5. Способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

6.6. Умение принимать себя и других, не осуждая;

6.7. Умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния;

6.8. Сформированность навыков рефлексии;

6.9. Признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;



- Трудовое воспитание — воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентация на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности;

7. Трудового воспитания:

7.1. Установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности,

7.2. Способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

7.3. Интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода;

7.4. Уважение к труду и результатам трудовой деятельности;

7.5. Осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей;

- Экологическое воспитание — формирование экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды;

8. Экологического воспитания:

8.1. Ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;

8.2. Умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;

8.3. Повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;

8.4. Активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;

8.5. Активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;

8.6. Осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;

8.7. Готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.







Основные требования к знаниям и умениям учащихся

к разделу I Программы «Байкаловедение: География.

Гидрология. Методы исследования Байкала»



Учащиеся должны знать:

  • особенности географического положения озера Байкал (широта, высота над уровнем моря);

  • основные притоки озера (перечислять, приводить примеры);

  • острова (перечислять, кратко характеризовать);

  • особенности климатических и погодных условий на озере (перечислять, приводить примеры);

  • возникновение и геологическое происхождение Байкала, причины землетрясений (перечислять, кратко характеризовать);

  • горные породы, минералы, полезные ископаемые (приводить примеры, кратко характеризовать);

  • современное строение котловины озера Байкал (кратко характеризовать);

  • водный баланс озера, водообмен, химические свойства байкальской воды (характеризовать на уровне общих представлений);

  • температурный режим, течения, ледовый режим (на уровне общих представлений);

  • история открытия озера Байкал, современные исследователи и защитники Байкала ( приводить примеры, кратко характеризовать);

современные методы изучения озера Байкал (перечислять, кратко характеризовать)

Учащиеся должны уметь:

  • показывать на карте место расположения озера Байкал;

  • определять по карте широту и высоту над уровнем моря расположения озера;

  • показывать по карте основные притоки озера Байкал, острова и заливы;

  • находить на карте максимальную глубину озера Байкал;

  • показывать направления основных течений на карте озера;

  • работать с литературой в библиотеке и составлять небольшие рефераты по темам урока.





Основные требования к знаниям и умениям учащихся

к разделу II Программы «Байкаловедение:

Живой мир Байкала. Человек на Байкале»

Учащиеся должны знать:



  • разнообразие растительного и животного мира в Байкале и на его побережье (перечислять, приводить примеры редких, особо охраняемых и эндемичных видов);

  • основные высотные пояса в Прибайкалье и Забайкалье (перечислять и кратко характеризовать);

  • основные особо охраняемые природные территории в Прибайкалье и Забайкалье (перечислять и кратко характеризовать);

  • основные жизненные функции важнейших групп растений и животных озера Байкал (питание, развитие, размножение); особенности пищевых отношений;

  • как и когда человек появился на Байкале (на уровне представлений);

  • изменения на побережье Байкала и в озере Байкал, вызванные деятельностью человека (на уровне общих представлений);

  • виды загрязнений, источники загрязнений (перечислить и кратко охарактеризовать);

  • законы об охране природы и озера Байкал (на уровне общих представлений);

  • важнейшие природоохранные проблемы на Байкале (перечислить и кратко характеризовать);

  • понятие об устойчивом развитии и путях его достижения.


Учащиеся должны уметь:


  • выполнять несложные наблюдения и практические работы, фиксировать их в рабочих тетрадях;

  • пользоваться простейшими измерительными приборами и лабораторным оборудованием (лупой, учебным микроскопом и др.);

  • рассматривать мельчайшие объекты живой природы под микроскопом;

  • показывать на карте Прибайкалья и Забайкалья основные высотные пояса;

  • составлять простейшие цепи питания байкальских организмов;

  • оценивать по определенным критериям степень воздействия человека на озеро Байкал и его побережье;

  • составлять небольшие рефераты на основе собственных наблюдений за природными процессами и явлениями, практической работы, материалов учебника и дополнительной литературы, порекомендованной педагогом и подобранной самостоятельно.



содержание теоретических разделов программы



РАЗДЕЛ I (34 часа)

« Байкаловедение: География. Гидрология.

Методы исследования Байкала»



Введение – 1 час

Предмет, изучаемый в курсе, его уникальность. Байкал – участок всемирного природного наследия. Легенды и сказания о Байкале.

География Байкала – 11 часов

Особенности географического положения озера Байкал. Водный бассейн Байкала. Притоки. Ангара. Заливы, бухты, соры. Названия островов, их расположение, особенности геологии. Ландшафтное разнообразие побережья Байкала.

Климатические условия на Байкале. Температура воздуха и воды. Атмосферные осадки. Туманы. Ветры, шторма. Легенды и сказки о ветрах.

Продолжительность сезонов года, их особенности. Ледовые явления.



Практическая работа № 1. Тема: Географическое положение озера Байкал.

Практическая работа № 2. Тема: Климат озера Байкал.

Практическая работа № 3. Тема: Ветры Байкала.



Происхождение Байкала – 7 часов

Возникновение и формирование Байкала. Землетрясения и вулканы. Причины землетрясений, сейсмические зоны Байкала. Прогнозирование землетрясений. Действия во время землетрясения.

Современное геологическое строение Байкальской котловины. Горные породы, минералы, полезные ископаемые.

Вертикальный разрез Байкала. Глубины. Береговые склоны, подводные рельефы, каньоны, террасы. Рельеф дна. Связь с мантией Земли. Породная структура берегов и дна Байкала. Полезные ископаемые байкальского дна.



Практическая работа № 4. Тема: Землетрясения.

Практическая работа № 5. Тема: Полезные ископаемые.

Воды Байкала – 9 часов

Водный баланс и водообмен озера Байкал. Физические свойства воды. Прозрачность воды. Связь прозрачности с внешними факторами среды. Уникальные химические характеристики байкальской воды. Сравнение воды Байкала с водами других озёр мира.

Температурный режим байкальских вод. Сезонная динамика температурных изменений. Вертикальный обмен тепла. Тепловой режим и жизнь в Байкале.

Течения в Байкале. Поверхностные течения. Влияние крупных рек (Селенга, Баргузин, Верхняя Ангара). Подлёдные течения. Присклоновые течения. Течения в придонном слое.

Связь движения водных масс и пространственных изменений температуры с жизнью в толще вод Байкала.

Ледовый режим. Время замерзания, толщина льда, период таяния льда на Байкале. Ледовые явления – трещины (становые щели), торосы, полыньи, сокуи и др.



Практическая работа № 6. Тема: Свойства байкальской воды.

Практическая работа № 7. Тема: Температурный режим байкальских вод.

Практическая работа № 8. Тема: Течения Байкала.



Исследования озера Байкал – 6 часов

История открытия озера Байкал. Первые учёные, изучавшие Байкал, их вклад в исследования Байкала. Д.Г. Мессершмидт, И.Г. Гмелин, П.С. Паллас, И.Г. Георги, И.Д. Черский, Б.И. Дыбовский, В.А. Годлевский, Г.И. Верещагин.

Современные исследователи и защитники Байкала. М.М. Кожов, О.М. Кожова, Г.И. Галазий.

Лимнологический институт Сибирского отделения Российской академии наук, его вклад в изучение Байкала.

Современные методы изучения Байкала. Методы наблюдения. Методы оценки численности обитателей Байкала. Методы изучения биологии, поведения обитателей Байкала. Подводные методы исследований. Аппарат для глубоководного погружения. Подводные съёмки. Эхолоты. Методы изучения прошлого Байкала.



Практическая работа № 9 Тема: Методы исследования Байкала.







Раздел II



«Байкаловедение: Живой мир Байкала.

Человек на Байкале»

Введение – 1 час

Предмет, изучаемый в курсе. Его уникальность. Биологическое разнообразие, проблемы загрязнения и охраны озера Байкал.





Жизнь на байкальских берегах – 11 часов

Биологическое разнообразие Прибайкалья и Забайкалья. Высотная поясность. Альпийский пояс. Альпийские луга и горная тундра. Горные леса. Темнохвойная и светлохвойная тайга. Степи. Луга и болота. Растительный и животный мир. Редкие, исчезающие виды и эндемичные виды растений, наземных животных и птиц.

Особо охраняемые природные территории (ООПТ). Задачи ООПТ. Охрана редких, исчезающих и эндемичных растений и животных. Красные книги. Прибайкальский и Забайкальский национальные парки. Сходство и различие растительного и животного мира. Байкало-Ленский, Байкальский и Баргузинский заповедники. Особенности растительного и животного мира заповедников и их охраны. Памятники природы на побережье Байкала.



Практическая работа № 1. Вертикальная поясность Прибайкалья.

Практическая работа № 2. Альпийский пояс.

Практическая работа № 3. Горные леса. Сравнение растительного и

животного мира темнохвойной и светлохвойной тайги.

Практическая работа № 4. Степи.

Практическая работа № 5. Болота.

Практическая работа № 6. Птицы Байкала.





Жизнь в озере Байкал - 14 часов

Биологическое разнообразие озера Байкал. Эндемики Байкала. Условия, формирующие эндемизм.

Растительный мир. Высшие водные растения, водоросли. Донные водоросли, поясность и сезонность развития донных водорослей. Доминирующие виды. Эндемичные виды донной растительности.

Фитопланктон. Видовое разнообразие. Доминирующие виды. Особенности развития фитопланктона в разные сезоны года и в разные годы. Роль фитопланктона в пищевых отношениях.

Бактерии. Роль бактерий в Байкале. Простейшие. Коловратки. Пищевое поведение, сезонное развитие.

Донные животные. Губки. Видовое разнообразие. Строение и питание. Размножение.

Моллюски Байкала. Видовое разнообразие. Строение, жизнедеятельность, роль в самоочищении Байкала.

Гаммариды. Разнообразие. Представители, особенности биологии развития и поведения.

Байкальские черви. Турбеллярии, олигохеты, полихеты. Особенности их строения и жизнедеятельности.

Планктонные животные. Байкальская эпишура. Макрогектопус. Строение Питание, особенности поведения.

Водные насекомые. Хирономиды, ручейники. Особенности строения, развития. Роль в пищевых отношениях обитателей Байкала.

Общая характеристика рыб. Сибирский, сибирско-байкальский, байкальский комплексы.

Омуль. Осетр. Особенности обитания, строения. Коммерческий вылов, браконьерство. Желтокрылка, длиннокрылка, голомянка. Особенности строения, питания, размножения. Значение в пищевых взаимоотношениях.

Нерпа. Биология развития. Особенности жизнедеятельности. Состояние популяции нерпы.

Зоны жизни. Байкальские сообщества. Роль прибрежной зоны в жизнедеятельности обитателей Байкала. Пищевые связи. Роль живых организмов, обитающих в Байкале, в круговороте органического вещества.



Практическая работа № 7. Высшие водные растения и водоросли Байкал.

Практическая работа № 8. Байкальские губки.

Практическая работа № 9. Моллюски.

Практическая работа № 10. Гаммариды.

Практическая работа № 11. Зоопланктон.

Практическая работа № 12. Байкальские черви (турбеллярии, олигохеты,

полихеты).

Практическая работа № 13. Рыбы Байкала.

Практическая работа № 14. Нерпа.



Человек на Байкале - 8 часов

Как люди появились на Байкале. Стоянки древнейших людей. Как люди заселяли Прибайкалье. Курыканы. Монголы. Буряты.

Занятия охотой, сельским хозяйством, рыболовством. Русские землепроходцы. Строительство острогов. Взаимодействие с местными жителями.

Развитие торговых отношений. Добыча полезных ископаемых. Хозяйственное освоение озера. Туризм.

Загрязнители. Загрязнения. Источники загрязнений. Точечные и распределенные источники загрязнений. Виды загрязнителей. Химические, биологические, тепловые загрязнения.

Российские законы по охране окружающей среды. Проблема хозяйственных и бытовых отходов. Общественное движение по охране окружающей среды. Правила поведения на природе.

Влияние человека на озеро Байкал. Источники загрязнения Байкала. Сравнение уровня загрязнения Байкала и озера Мичиган в США.

Понятие биологического загрязнения. Элодея канадская, ротан-головешка.

Влияние туристов и отдыхающих на озеро Байкал. Классификация отходов. Влияние отходов. Количество отходов. Правила поведения на Байкале.

Государственная система охраны озера. Закон об охране озера Байкал. История его создания. Зонирование территории вокруг Байкала. Виды деятельности, запрещенные в «центральной экологической зоне».

Что такое «устойчивое развитие». Как человек нарушает устойчивое развитие. Что необходимо делать для устойчивого развития на Байкале.

Практическая работа № 15. Экологические проблемы и пути их решения на Байкале.

Практическая работа № 16. Влияние туризма на Байкале.

Практическая работа № 17. Устойчивое развитие.



Тематическое планирование составлено с учетом программы воспитания

«Гражданское становление личности» МАОУ «Новоильинский агротехнический лицей»



В соответствии с Концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников, современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной школе, – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания в лицее – личностное развитие школьников.



Воспитательный потенциал учебного курса Байкаловедение на уровне основного общего образования обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания: создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений:

- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;

- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;

- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;

- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;

- к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;

- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;

- к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;

- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;

- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;

- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.



Реализация воспитательного потенциала курса Байкаловедения предполагает следующее:

 организация и раскрытия творческих способностей обучающихся с разными образовательными потребностями и индивидуальными возможностями на уроках;

 проведение учебных и учебно-развлекательных занятий (урок - деловая игра, урок – путешествие, урок-исследование и др.) ;

 привлечение внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизацию их познавательной деятельности через использование занимательных элементов, историй из жизни современников; использование ИКТ и дистанционных образовательных технологий обучения, обеспечивающих современные активности обучающихся;

 использование воспитательных возможностей учебного предмета через демонстрацию примеров ответственного, гражданского поведения, перевод содержания с уровня знаний на уровень личностных смыслов, восприятие ценностей через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

 применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников (брейн-ринга, игра-эксперимент, игра- демонстрация, игра-состязание,); дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога в атмосфере интеллектуальных, нравственных и эстетических переживаний, столкновений различных взглядов и мнений, поиска истины и возможных путей решения задачи или проблемы, творчества учителя и учащихся; групповой работы или работы в парах, с целью обучения командной работе и взаимодействию с другими детьми, постановки общей цели, для достижения которой каждый должен внести индивидуальный вклад, распределению ролей, рефлексией вклада каждого в общий результат;

 использование визуальных образов, производимые видеоролики, видеоуроки по темам;

 включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока (сотрудничество, поощрение, доверие, поручение важного дела, создание ситуации успеха);

 инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы.




Тематическое планирование

Наименование разделов

тема

Количество часов

Проектные работы

Практические работы

1

География. Гидрология. Методы исследования

Введение

1



География Байкала

11

1

3

Происхождение Байкала

7

1

2

Воды Байкала

9

1

3

Исследование Байкала

6


1


итого


34

3

9

2

Живой мир Байкала

Введение

1



Жизнь на Байкальских берегах

11

1

6

Жизнь в озере Байкал

14

1

8

Человек на Байкале

8

1

3


итого


34

3

17

















Календарно-тематическое планирование

тема

часы

дата

Виды форма занятия,контроль

Практические работы

примечание


Раздел 1. География. Гидрология. Методы исследования



Введение

1

сентябрь

киноурок




География Байкала 11 ч



Географическое положение.

Водный бассейн

3

сентябрь

Работа с к.к

ГП озера Байкал



Побережье Байкала

1

октябрь

Выполнение модели озера из бумаги, картона, пластилина




Климат Байкала

3

Октябрь

Работа с климатической картой

Климат озера Байкал



Легенды и сказки о ветрах

3

ноябрь

Литературное чтение

Ветры Байкала



Сезоны года на Байкале

1

ноябрь

Киноурок




Происхождение Байкала 7 ч



Геологическое возникновение Байкала

3

декабрь

Путешествие во времени

Землетрясения



Горные породы и полезные ископаемые

3

Декабрь

январь

Экскурсия в музей

Полезные ископаемые



Рельеф дна

1


Путешествие в подводный мир




Воды Байкала 9 ч



Характеристика вод Байкала

2

февраль

Практикум «Вода»

Свойства байкальской воды



Химические свойства вод

2

февраль

Практикум «Вода»




Тепловой режим и жизнь Байкала

1

март


Температурный режим



Течения в Байкале

3

март


Течения Байкала



Лед на Байкале

1

апрель

Сочинение «жизнь подо льдом»




Исследования озера Байкал 6 ч



История открытия

3

апрель





Современные исследователи

1

май

конференция




Лимнологический институт

1

Май

киноурок




Современные методы изучения Байкала

1

май

тест

Методы изучения



















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!