УДК 377
ИННОВАЦИОННО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ СРЕДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПОЛЕ КРАСНОДАРСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА
Бабаян Эмма Гарниковна,
Заслуженный учитель Кубани
ГБПОУ КК «Краснодарский педагогический колледж»,
г. Краснодар, Россия
Аннотация: статья посвящена инновационно-исследовательской деятельности инициативной группы студентов в рамках педагогической мастерской «Открывая мир», формированию компетентности будущих учителей начальной школы в области использования современных средств обучения: мобильного класса, учебно-лабораторных модулей и информационно-коммуникационных технологий.
Ключевые слова: инновационно-исследовательская среда, элементарное экспериментирование, системно-деятельностный подход, проектная деятельность, педагогическая мастерская, учебно-лабораторные модули, мобильный класс, цифровой микроскоп.
Новые стандарты среднего профессионального образования определяют научно-исследовательскую деятельность обучающихся как неотъемлемую часть реализации инновационного подхода в воспитательно-образовательном процессе Краснодарского педагогического колледжа.
Исследовательский подход в обучении – это путь знакомства обучающихся с методами научного познания, важное средство формирования у них научного мировоззрения, развития мышления и познавательной самостоятельности.
В современной педагогической литературе отмечено, что решение учебно- исследовательских задач преимущественно должно осуществляться путём создания специальной развивающей среды, в которой обучающийся находил бы стимулы для самообучения и развития [3, с. 321].
Анализ образовательной среды нашего колледжа позволил выделить такую подсистему, как инновационная исследовательская среда колледжа. Инновационно-исследовательская среда колледжа, спроектированная как открытая система, аккумулирует программно-методические и технические ресурсы и содействует подготовке педагогических кадров к профессиональной деятельности в современных условиях.
Основными элементами исследовательской среды Краснодарского педагогического колледжа являются Ресурсный центр «Созвездие», инициативные группы студентов, предметно-цикловые комиссии, педагогическая мастерская педагога и студентов «Открывая мир».
В основе ФГОС начального общего образования лежит системно-деятельностный подход, и реализация его невозможна без создания развивающей образовательной среды. В соответствии с требованиями к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования неотъемлемой частью этой среды должно быть современное интерактивное, цифровое и учебно-наглядное оборудование.
В образовательном поле Краснодарского педагогического колледжа в рамках ресурсного центра создан кабинет-лаборатория «Начальная школа».
Начальная школа – это особый мир, в котором обучение, воспитание и игра составляют единое целое, поэтому современная образовательная среда кабинета - лаборатории «Начальная школа» предусматривает учебное пространство для индивидуальной и групповой работы и игровое пространство для подвижных занятий.
Новое учебное оборудование способствует выполнению современных видов практических и лабораторных занятий, а именно:
- погружение в реальную образовательную среду с элементами модерации, игровых, деятельностных, интерактивных технологий;
- элементарное экспериментирование и опыты, виртуальные лаборатории;
- конструктивные действия с применением элементов робототехники.
Образовательно-развивающая среда кабинета позволяет реализовать основные направления Федерального государственного образовательного стандарта:
- осуществление системно-деятельностного подхода;
- формирование универсальных учебных действий;
- развитие аналитических умений и исследовательского поведения обучающихся;
- включение студентов в проектно-исследовательскую деятельность посредством внеурочной работы;
- оказание методической помощи в повышении уровня педагогического профессионализма учителям начальных классов.
Доступность и мобильность современных информационных технологий позволяет оперировать простыми в использовании мультимедиа средствами для развития естественнонаучной и информационной грамотности, понятийного мышления, развития проектной деятельности и творчества обучающихся.
Программа педагогической мастерской «Открывая мир» предполагает, посредством мобильного класса и выполнения большого числа практических заданий, детальное изучение десяти комплектов мобильных лабораторных модулей, которые дают наиболее общее и широкое представление о физическом устройстве окружающего мира, а также знакомство с практической реализацией деятельностного подхода в обучении.
В образовательном стандарте начальной школы подчеркивается важность самостоятельной исследовательской и практической деятельности обучающихся, направленной, в том числе, и на освоение базовых понятий, необходимых для успешного освоения естественных наук в начальной школе. Школьник, завершивший обучение начальной ступени образования, должен уметь проводить эксперименты с помощью учебного лабораторного оборудования, включающего как привычные традиционные, так и современные цифровые измерительные приборы. Поэтому очень важно, чтобы педагог с самого начала мог предложить ребенку не только удобные инструменты для наблюдений и измерений, но и научил работать с ними, получать экспериментальные данные, анализировать результаты и делать выводы.
Определяя содержание программы педагогической мастерской и работы в кабинете-лаборатории «Начальная школа», была создана инициативная группа студентов. Студенты в педагогической мастерской заняты разработкой какой-либо одной, общей для всей группы проблемы. Как правило, педагогическая мастерская состоит из 10-15 человек и функционирует под руководством педагога. В педагогической мастерской могут заниматься студенты разных курсов и специальностей.
Основной целью работы педагогической мастерской явилось формирование компетентности будущих учителей начальной школы в области использования современных средств обучения и ИКТ при реализации ФГОС начального общего образования.
Основная цель достигается путем решения следующих задач:
- подготовка студентов к использованию в образовательной деятельности цифровых микроскопов, переносных естественнонаучных и цифровых лабораторных модулей при организации познавательной и экспериментально-исследовательской деятельности обучающихся;
- формирование компетентности студентов в области использования в урочной и внеурочной деятельности интегрированной, инновационной среды;
- подготовка студентов к использованию в образовательной деятельности интерактивных технологий, создание условий для формирования осознанного отношения к применению информационных технологий на этапе начального общего образования;
- формирование компетентности студентов в области организации учебного процесса в ИКТ-насыщенной среде на основе системно-деятельностного подхода.
Организация работы с переносными лабораторными модулями и цифровыми микроскопами позволяет школьникам знакомиться с окружающим миром путём практических опытов, что способствует успешному усвоению навыков экспериментальной деятельности и повышению качества образования.
Проектная деятельность становится интегрированным компонентом современной системы образования. Она стимулирует интерес обучающихся к определенным проблемам, позволяет реально соединить академические знания с практическим опытом их применения [2, с. 56].
В основе проектов лежит развитие познавательных и исследовательских навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проект способствует актуализации знаний, умений, навыков ребёнка, их практическому применению. Тематика, выполненных под руководством инициативной группы студентов, проектно-исследовательских работ младших школьников:
- Почему вода в небольших водоемах зеленая?
- Как работает метеоцентр?
- Почему высохла лужа?
- Почему корабли не тонут?
- Почему море солёное?
- Путешествие водяной капельки.
- Цифровой микроскоп и его возможности.
- Что у нас в солонке и в сахарнице?
- Кто красит листья в зеленый цвет?
В основе проектов лежит развитие познавательных и исследовательских навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проект способствует актуализации знаний, умений, навыков ребёнка, их практическому применению.
Подводя итог, отметим, что развивающая среда кабинета – лаборатории «Начальная школа» открывает уникальные возможности для индивидуализации процесса обучения и достижения каждым студентом высокого образовательного результата на основе системного, комплексного продвижения его по образовательной траектории.
Эффективность разработанной системы организации учебно-исследовательской работы студентов в колледже может быть подтверждена следующими результатами: качество защиты курсовых и выпускных квалификационных работ с использованием инновационных технологий; участие в научно-практических конференциях различного уровня, активная проектно-исследовательская деятельность студентов, отмеченная дипломами и грамотами [1, с. 233].
Список литературных источников
1. Ольховая Т.А. Развитие студентов как субъектов научно-исследовательской деятельности/ А.Т. Ольховая // Международный журнал экспериментального образования. 2010. №11.С. 122.
2. Савенков А.И.Методика исследовательского обучения младших школьников. - Самара: Издательство «Учебная литература», 2004. - 80с.
3. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию - М.: Смысл, 2001. — 365 с.