Урок химии в 9 классе
Я – человек. Я – девятиклассник. Я – творческая личность, исследователь. Я исследую, думаю, размышляю. Я хочу знать.
Пять знаменитых химиков XVIII в. дали некоему неметаллу, который в виде простого вещества представляет собой газ и состоит из двухатомных молекул, пять разных имен.
- «ядовитый воздух»
- «дефлогистированный
воздух»
- «испорченный воздух»
- «удушливый воздух»
- «безжизненный воздух»
В 1772 году шотландский химик,
ботаник и врач Даниел Резерфорд
В 1772 году английский химик
Джозеф Пристли
В 1773 году шведский химик-
аптекарь Карл Шееле
В 1774 году английский химик
Генри Кавендиш
В 1776 году французский химик
Антуан Лавуазье
О каком неметалле
идет речь?
« Положение азота и фосфора в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Азот: свойства и применение.»
Парадоксы названия
Что означает в переводе с греческого «азот»?
«альфа» - не, «зоэ» - жизнь, азот – «безжизненный»
Каково латинское название азота?
Что оно означает в переводе на русский язык?
нитрогениум – рождающий селитру
Каково содержание азота в атмосфере?
78%
Почему же азот называют «безжизненным»?
Непригодный для дыхания. Азот не ядовит, а просто инертен. В его атмосфере можно погибнуть не от отравления, а вследствие отсутствия кислорода.
N 2
Физические свойства:
бесцветный газ, немного легче воздуха, малорастворимый в воде ( в 100 объемах воды при обычной температуре растворяется около 2 объемов азота), твердый азот имеет молекулярную кристаллическую решетку (кристаллы имеют малую прочность); t кип = -196 0 C ( а кислорода -183 0 С), поэтому для технических целей азот получают при испарении жидкого воздуха, азот улетучивается первым.
Азот как простое вещество
N 2
- Почему азот химически инертен при обычных условиях?
- При каких условиях и с какими веществами он взаимодействует?
Оксидов у азота – пять.
И нам давно пора уж знать,
Их нравы, вкусы, настроенье,
Манеру жизни, поведенье.
Роль азотных соединений в жизни человека и общества велика, а применение разнообразно.
- Азот – основа жизни на земле.
- На Земле постоянно происходят процессы превращения веществ живой и неживой природы. В результате этих превращений неорганические вещества неживой природы – соли аммония, нитраты, могут превращаться в сложные органические вещества – белки. А белки – это основа всего живого. В белках содержится 18% азота.
«Жизнь – есть способ существования белковых тел» Ф. Энгельс
Без азота → нет белка → без белка → нет жизни.
Применение азота:
1. синтез аммиака; 2. инертная среда в химических и металлургических процессах, при сварке металлов; 3. в вакуумных установках, электрических лампах, газовых термометрах; 4. жидкий азот используется в холодильных установках как хладагент.
Ответы: карточка №1
1. e) французский химик Антуан Лавуазье.
2. b) Нитрогениум;
3. c) рождающий селитру;
4. a) tкип = -196 0 C;
5. 3Mg + N 2 → Mg 3 N 2 + Q
магний азот нитрид магния
Ответы: карточка №2
1. d) английский химик Генри Кавендиш;
2. a) Безжизненный;
3. a) Не помогает жизни;
4. a) 78%;
5. N 2 + 3H 2 → 2NH 3
азот водород аммиак
Итог урока
Азот
Какой? 2 лова
Что делает? 3 слова
Предложение из 4 слов
Вывод
Азот Газообразный, прозрачный. Окисляет, восстанавливает, синтезирует. Без азота – нет жизни. Белок.
Домашнее задание
§23 – читать, выучить понятия и свойства.
Стр. 82 №2, 3*
* Для тех кто хочет получить оценку 5
Спасибо за сотрудничество