Всероссийская олимпиада школьников
«Россия – Беларусь: историческая и духовная общность»
в 2017 году
(школьный этап)
Тема Авторский замысел в сказке Л.С.Петрушевской «Мастер».
Работу выполнил обучающийся 10-б класса
МОУ СОШ №3 С УИОП г. Егорьевска
Желанный Кирилл Вадимович.
Адрес эл. почты [email protected]
Тел. 8 (999)-771-22-80
г.Егорьевск
Авторский замысел сказки Л.С. Петрушевской «Мастер».
Человек – есть не что иное, как ряд его поступков.
Георг Гегель
Человечество – «единственная и неповторимая группа биологических существ, наделенная разумом» - по крайней мере, такую трактовку я встретил в научной энциклопедии. Попытаюсь объяснить это понятным литературным языком. По-моему, все просто: люди - это культура, и без нее нет человечества. Именно человек и есть тот венец природы, который уже с малых лет начинает преображать мир вокруг себя. Вот о творчестве и мастерстве как важнейшей составляющей жизни homo sapiens и идет речь в произведении Людмилы Петрушевской.
Не могу отнести себя к поклонникам таланта Л.С. Петрушевской, но с некоторыми рассказами этого автора я знаком не понаслышке. Помню, зацепили лингвистические сказки «Пуськи бятые» и другие, не оставил равнодушным и «Глюк» (рассказ про наркоманию). И вот теперь «Мастер»...
Жанр сказки, вообще, популярен у Людмилы Стефановны. Он помогает писательнице достаточно просто и непринужденно говорить о серьезных вещах. Как и в любой сказке, в «Мастере» есть изрядная доля вымысла (перекрашенный паук правит целым городом), традиционно зло наказано (паука смывают в канализацию), присутствует символика (маляр изо дня в день разрисовывает богача в розовый цвет, чтобы никто не узнал истину – как тут ни вспомнить розовые очки). Но назвать сказку обычной нельзя хотя бы потому, что образ протагониста (главным героем наречь его как-то язык не поворачивается) достаточно неоднозначен. С первых строк автор пытается вызвать у нас двойственное отношение к маляру. С одной стороны, его все горожане уважали за мастерство, с каким он всегда брался за дело. И отдадим должное – нужно иметь великий талант, чтобы из ветоши и руин создать иллюзию красоты и совершенства! С другой стороны – люди недолюбливали этого художника, потому что он был угрюм, неразговорчив, а главное - за то, что он за чем-то «каждое утро ходил к толстому богачу». Настоящей причины никто не знал, поэтому догадки в основном не оправдывали, а наоборот, осуждали маляра. Действительно, что может быть общего между честным и порядочным мастером и толстым богачом (последнего в городе уж точно не любили и не уважали)? Если первый был одаренный и преданный своему делу человек, который жизни своей не мыслил без кисти и ведра краски, не особо заботясь о достатке, но в то же время адекватно оценивая свое мастерство, то второй не мог жить без толстого бумажника и был ненасытен в своих мечтах. Толстый богач весьма равнодушен, хитер и прагматичен, ему в голову приходит план о невероятной сделке с самим людоедом, в которой объектом интересов становится весь город – владелец решил его выгодно продать. Эгоисту нет дела до своих жителей, он лишь озабочен собственным материальным обогащением. (Здесь сразу приходят на ум мысли об истинных намерениях властьимущих и их красивых словах-обещаниях, лишь бы соблюдались внешние приличия!) Вернемся к маляру. Постепенно читатель начинает понимать, что мастер выполняет заказы богача за хорошую плату, не зря же он убеждает своего постоянного клиента в том, что может любую вещь раскрасить так, чтобы она сияла. Ему все равно, что красить. «Хоть вас, хоть луну, хоть дубовый шкаф», - поясняет маляр. И действительно, профессионал берется покрыть каждый листочек у яблони золотой краской, и не важно, что это погубит дерево. Герой хвалится своей работой и называет себя великим мастером. Здесь от него попахивает чванством и тщеславием: гонорар обещанный греет душу и усыпляет совесть, он не обращает внимание на то, что простые люди называют его работу глупой и вредной. Мастер здесь даже не задумывается о том, что будет с горожанами, а значит и с ним, если их купит людоед. Но вот условия сделки меняются: людоед готов купить город, если в нем будут не золотые яблоки, а золотые люди. «…Надо выбрать самую красивую девочку в городе - хотя бы твою дочь, чтобы она, раскрашенная золотой краской, встречала людоеда…»,- размышляет вслух богач. «Своя рубаха ближе к телу» - только тут горе-художник осознает, что безропотно подчиняется отпетому негодяю, постепенно оставляя в залог свою честь. Угроза жизни собственной дочери встряхивает маляра, заставляя переоценить обстановку и пока не поздно исправить ситуацию. Соглашаясь лично разукрасить свое дитя в золотую краску, наш герой идет на хитрость. Урок добрым молодцем выучен: зря он пускал пыль в глаза, приукрашая страшную действительность, надо было вместо этого строить новые добротные дома и приносить людям счастье; давно уже надо было расставить все точки над «i» и указать богачу его истинное место. Маляр сумел исправить свою ошибку, и уверен, что люди ему ее простили, ведь все человеческое им не чуждо – плакали же они, когда думали, что маляр обливает из шланга золотой краской свою дочь. Богач-паук низвергнут – одной проблемой меньше. Вранью и равнодушию положен конец.
«Сказка – ложь, да в ней намек», - гласит русская поговорка. Л.С.Петрушевская ненавязчиво заставила меня в очередной раз задуматься над такими серьезными вопросами, как смысл жизни и собственное предназначение, выстраивание диалога с начальниками и подчиненными, активная гражданская позиция и сделка с совестью. Человеку свойственно ошибаться и свойственно учиться на своих ошибках. Так пусть эта сказка будет еще одним напоминанием для нас о том, что в жизни нужно каждый свой шаг осмысливать, а к своему таланту относиться бережно и развивать его во благо окружающих, а не ради наживы.