СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторский замысел сказки Л.Петрушевской "Мастер"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это отзыв, своего рода критическая статья или рецензия, на произведение Петрушевской

Просмотр содержимого документа
«Авторский замысел сказки Л.Петрушевской "Мастер"»





Всероссийская олимпиада школьников

«Россия – Беларусь: историческая и духовная общность»

в 2017 году

(школьный этап)





Тема Авторский замысел в сказке Л.С.Петрушевской «Мастер».





Работу выполнил обучающийся 10-б класса

МОУ СОШ №3 С УИОП г. Егорьевска

Желанный Кирилл Вадимович.

Адрес эл. почты [email protected]

Тел. 8 (999)-771-22-80











г.Егорьевск



Авторский замысел сказки Л.С. Петрушевской «Мастер».

Человек – есть не что иное, как ряд его поступков.

Георг Гегель

Человечество – «единственная и неповторимая группа биологических существ, наделенная разумом» - по крайней мере, такую трактовку я встретил в научной энциклопедии. Попытаюсь объяснить это понятным литературным языком. По-моему, все просто: люди - это культура, и без нее нет человечества. Именно человек и есть тот венец природы, который уже с малых лет начинает преображать мир вокруг себя. Вот о творчестве и мастерстве как важнейшей составляющей жизни homo sapiens и идет речь в произведении Людмилы Петрушевской.

Не могу отнести себя к поклонникам таланта Л.С. Петрушевской, но с некоторыми рассказами этого автора я знаком не понаслышке. Помню, зацепили лингвистические сказки «Пуськи бятые» и другие, не оставил равнодушным и «Глюк» (рассказ про наркоманию). И вот теперь «Мастер»...

Жанр сказки, вообще, популярен у Людмилы Стефановны. Он помогает писательнице достаточно просто и непринужденно говорить о серьезных вещах. Как и в любой сказке, в «Мастере» есть изрядная доля вымысла (перекрашенный паук правит целым городом), традиционно зло наказано (паука смывают в канализацию), присутствует символика (маляр изо дня в день разрисовывает богача в розовый цвет, чтобы никто не узнал истину – как тут ни вспомнить розовые очки). Но назвать сказку обычной нельзя хотя бы потому, что образ протагониста (главным героем наречь его как-то язык не поворачивается) достаточно неоднозначен. С первых строк автор пытается вызвать у нас двойственное отношение к маляру. С одной стороны, его все горожане уважали за мастерство, с каким он всегда брался за дело. И отдадим должное – нужно иметь великий талант, чтобы из ветоши и руин создать иллюзию красоты и совершенства! С другой стороны – люди недолюбливали этого художника, потому что он был угрюм, неразговорчив, а главное - за то, что он за чем-то «каждое утро ходил к толстому богачу». Настоящей причины никто не знал, поэтому догадки в основном не оправдывали, а наоборот, осуждали маляра. Действительно, что может быть общего между честным и порядочным мастером и толстым богачом (последнего в городе уж точно не любили и не уважали)? Если первый был одаренный и преданный своему делу человек, который жизни своей не мыслил без кисти и ведра краски, не особо заботясь о достатке, но в то же время адекватно оценивая свое мастерство, то второй не мог жить без толстого бумажника и был ненасытен в своих мечтах. Толстый богач весьма равнодушен, хитер и прагматичен, ему в голову приходит план о невероятной сделке с самим людоедом, в которой объектом интересов становится весь город – владелец решил его выгодно продать. Эгоисту нет дела до своих жителей, он лишь озабочен собственным материальным обогащением. (Здесь сразу приходят на ум мысли об истинных намерениях властьимущих и их красивых словах-обещаниях, лишь бы соблюдались внешние приличия!) Вернемся к маляру. Постепенно читатель начинает понимать, что мастер выполняет заказы богача за хорошую плату, не зря же он убеждает своего постоянного клиента в том, что может любую вещь раскрасить так, чтобы она сияла. Ему все равно, что красить. «Хоть вас, хоть луну, хоть дубовый шкаф», - поясняет маляр. И действительно, профессионал берется покрыть каждый листочек у яблони золотой краской, и не важно, что это погубит дерево. Герой хвалится своей работой и называет себя великим мастером. Здесь от него попахивает чванством и тщеславием: гонорар обещанный греет душу и усыпляет совесть, он не обращает внимание на то, что простые люди называют его работу глупой и вредной. Мастер здесь даже не задумывается о том, что будет с горожанами, а значит и с ним, если их купит людоед. Но вот условия сделки меняются: людоед готов купить город, если в нем будут не золотые яблоки, а золотые люди. «…Надо выбрать самую красивую девочку в городе - хотя бы твою дочь, чтобы она, раскрашенная золотой краской, встречала людоеда…»,- размышляет вслух богач. «Своя рубаха ближе к телу» - только тут горе-художник осознает, что безропотно подчиняется отпетому негодяю, постепенно оставляя в залог свою честь. Угроза жизни собственной дочери встряхивает маляра, заставляя переоценить обстановку и пока не поздно исправить ситуацию. Соглашаясь лично разукрасить свое дитя в золотую краску, наш герой идет на хитрость. Урок добрым молодцем выучен: зря он пускал пыль в глаза, приукрашая страшную действительность, надо было вместо этого строить новые добротные дома и приносить людям счастье; давно уже надо было расставить все точки над «i» и указать богачу его истинное место. Маляр сумел исправить свою ошибку, и уверен, что люди ему ее простили, ведь все человеческое им не чуждо – плакали же они, когда думали, что маляр обливает из шланга золотой краской свою дочь. Богач-паук низвергнут – одной проблемой меньше. Вранью и равнодушию положен конец.

«Сказка – ложь, да в ней намек», - гласит русская поговорка. Л.С.Петрушевская ненавязчиво заставила меня в очередной раз задуматься над такими серьезными вопросами, как смысл жизни и собственное предназначение, выстраивание диалога с начальниками и подчиненными, активная гражданская позиция и сделка с совестью. Человеку свойственно ошибаться и свойственно учиться на своих ошибках. Так пусть эта сказка будет еще одним напоминанием для нас о том, что в жизни нужно каждый свой шаг осмысливать, а к своему таланту относиться бережно и развивать его во благо окружающих, а не ради наживы.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!