СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторский план работы внеурочной деятельности для 5-9 классов учащихся с ЗПР.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа  внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению разработана для обучающихся 5-9 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО, ФГОС ООО УО (ИН). 

Просмотр содержимого документа
«Авторский план работы внеурочной деятельности для 5-9 классов учащихся с ЗПР.»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

"Мошковская общеобразовательная школа – интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья"

Мошковского района



Пояснительная записка


Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению разработана для обучающихся 5-9 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО, ФГОС ООО УО (ИН).

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.

Программа духовно-нравственного развития и воспитания направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально-значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуемого в совместно социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни. Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед родителями, обществом и государством в целом.

Планирование духовно-нравственной работы является значимым звеном в общей системе образовательной деятельности образовательного учреждения. Продуманное планирование обеспечивает ее четкую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определенной системы воспитания. Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства

Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.

Актуальность программы заключается в усилении внимания на развитие и воспитание личности обучающихся, обеспечивающих формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа, воспитания нравственности ребенка, освоения основных социальных ролей, норм и правил. Новизна Программы состоит в том, что она обеспечивает овладение ключевыми компетенциями школьников в воспитательном аспекте необходимых для гармоничного развития личности


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ


Цель программы:

- социально-педагогическая и социально-культурная поддержка собственных усилий подростка, связанных со становлением своей гражданской и индивидуальной личности, духовного наследия и достижения родного народа, народов России и всего человечества.



Поставленная цель Программы реализуется через решение следующих задач:

  1. Создание комфортной обстановки, благоприятных условий для социализации и успешного развития индивидуальных способностей каждого ученика с учётом интересов и имеющегося жизненного опыта.

  2. Формирование толерантности, подготовка обучающихся к бесконфликтному, конструктивному взаимодействию с другими людьми.

  3. Создание условий для нравственного самовыражения личности.

  4. Развитие духовно-нравственных ценностей и утверждение их в сознании и поведении учащихся через духовное возрождение народных обычаев, семейных традиций.


В ходе реализации Программы ведущими являются следующие методы работы с детьми:

  • личностно-направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка;

  • стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения;

  • развивающие нравственное сознание;

  • активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную сферу.

Перспективность программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания школьника.

Место курса в учебном плане


Курс рассчитан на обучающихся 5-9 классов.

Программа рассчитана на 5 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

В 5 «А» классе 35 часов, в 5 «Б» классе 34 часа, в 6 «А» классе 35 часов, в 6 «Б» классе 34 часа, в 7 «А» классе 35 часов, в 8 «А» классе 35 часов, в 9 «А» классе 34 часа. Общее количество часов:5 «А» - 9 «А» классы – 174 часа. 5 «Б» - 6 «Б» 68 часов.



ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Программа духовно-нравственного развития и воспитания реализуется по нескольким направлениям:

• воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

• воспитание нравственных чувств и этического сознания;

• воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

• формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;

• воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде;

• воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

Каждое направление раскрывает одну из сторон развития личности и основано на системе базовых национальных ценностей.

1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

• элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;

• представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;

• представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;

• представления о правах и обязанностях гражданина России;

• интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;

• ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;

• начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;

• элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;

• интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, своей области, города.

• стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего города;

• любовь к образовательному учреждению, своему городу, народу, России;

• уважение к защитникам Родины;

• умение отвечать за свои поступки;

• негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

2) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

• представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования,

• представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

• уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

• элементарные представления об основных профессиях;

• ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;

• роль знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;

• навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;

• умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;

• умение соблюдать порядок на рабочем месте;

• бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

• отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.

3) Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

• представления о базовых национальных российских ценностях;

• различение хороших и плохих поступков;

• представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;

• элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;

• уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

• установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

• бережное, гуманное отношение ко всему живому;

• знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;

• стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и анализировать его;

• представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;

• отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.

4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

• ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;

• элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);

• элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;

• понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

• знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровье сберегающего режима дня;

• интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;

• первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека;

• первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;

• отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.

5) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде:

• развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

• ценностное отношение к природе и всем формам жизни;

• элементарный опыт природоохранительной деятельности;

• бережное отношение к растениям и животным.

6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях:

• представления о душевной и физической красоте человека;

• формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;

• интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;

• интерес к занятиям художественным творчеством;

• стремление к опрятному внешнему виду;

• отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.


Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся 5- 6 классов (первый уровень результатов) Формирование универсальных учебных действий:

Личностные универсальные учебные действия:

У обучающихся будут сформированы:

- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

- Метапредметные универсальные учебные действия:

• Регулятивные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, в том числе во внутреннем плане;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учѐта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата;

• Познавательные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета; - строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

• Коммуникативные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- Предметные результаты:

1) Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

• начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения; •нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; •неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

• способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

• уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;

• знание традиций своей семьи, бережное отношение к ним.

2)Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

• первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

• потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребѐнка видах творческой деятельности;

3) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни: •ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей; •элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, и психического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека.

4)Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

• первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей;

• первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе; •первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества.

Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся 7 класса (второй уровень результатов)

Формирование универсальных учебных действий: Метапредметные универсальные учебные действия:

• Регулятивные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, в том числе во внутреннем плане;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата;

• Познавательные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета; - строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;


• Коммуникативные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

Личностные универсальные учебные действия:

У обучающихся будут сформированы:

- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

- Предметные результаты:

1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

• ценностное отношение к России, своему народу, отечественному культурно- историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;

• опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции; •начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

2)Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

• начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями;

• нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; •неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

• способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

• уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;

• знание традиций своей семьи, бережное отношение к ним.

3)Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

• первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

• потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребѐнка видах творческой деятельности;

4)Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

• элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, и психического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека.

5)Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

• первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей;

• первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.


Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся 8 класса (второй уровень результатов)


Формирование универсальных учебных действий: Личностные универсальные учебные действия:

У обучающихся будут сформированы:

- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им; -Метапредметные универсальные учебные действия:

• Регулятивные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, в том числе во внутреннем плане;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учѐта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата;

• Познавательные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников, в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета; - строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять анализ объектов;

• Коммуникативные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнѐра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- Предметные результаты:

1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

• ценностное отношение к России, своему народу, русскому языку, народным традициям, старшему поколению;

• начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

2)Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

• начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

• неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

• способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

• уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;

• знание традиций своей семьи, бережное отношение к ним.

3)Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

• ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие; • ценностное и творческое отношение к учебному труду;

• первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

• первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

• потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;

4)Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

• ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей; •элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, и психического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;

• первоначальный личный опыт здоровье сберегающей деятельности.


Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся 9 класса (третий уровень результатов)

Формирование универсальных учебных действий: Метапредметные универсальные учебные действия:

• Регулятивные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, в том числе во внутреннем плане;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учѐта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата;

• Познавательные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

• Коммуникативные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнѐра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

Личностные универсальные учебные действия:

У обучающихся будут сформированы:

- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

- Предметные результаты:

1)Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

• начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

• нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

• способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей.

2)Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

• ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

• первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

• потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребѐнка видах творческой деятельности;

3)Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

• ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей; •элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, и психического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;

• первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

4)Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

• первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей;

• первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе; •первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества.



СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



  1. класс-34 часа (35ч.)

1.Я и моя семья – формирование гражданского отношения к своей семье, положительного отношения к себе, учить ориентироваться в родственных отношениях и пополнять знаний о близких людях. Генеалогия как наука. Теория семейного родства. Дом и семейный быт. Род, очаг, поколение, предки. Подготовительная работа к составлению родословной семьи. Что такое генеалогическое древо семьи.

2. Я и моя школа  – формирование гражданского отношения к школе, работникам школы и педагогам, воспитание чувства гордости за достижения школы. История возникновения образования в селе. Учителя и ученики разных лет. Путешествия по воспоминаниям ветеранов-педагогов. Школьные традиции.

3.Земля - наш общий дом  – формирование общих познавательных способностей детей, расширение знаний об окружающем мире, развитие любознательности и стремления к изучению и сохранению природы Земли. Наше природное наследие. Экологические проблемы региона - как их решать? Охраняемые объекты. Красная книга.

4. Защитники Отечества – формирование у детей патриотических чувств, основанных на ознакомлении с боевыми традициями и памятниками боевой славы, воспитание любви и уважения к защитникам Родины.

Есть такая профессия - Родину защищать. Военная слава земляков. Выпускники школы - в рядах Российской Армии. Служба в армии - почетная обязанность. Имена героев в названии улиц нашего района. Города-герои. День Победы - великий праздник.



  1. класс- 34 часа (35ч. )

1. Я и я - формирование гражданского отношения к себе, членам своей семьи, другим людям. Мое окружение. Как я к ним отношусь? Чем интересны люди, живущие на моей улице? Что для меня в жизни главное. Здоровый образ жизни. Культура поведения.

2. Я и моя семья - формирование знаний о прошлом своих предков, побуждение интереса к своим родовым корням. Методические основы составления родословной. Знакомство с генеалогическим древом знаменитостей (Сталин, Жуков, Суриков). Родословная роспись своей семьи. Фотогалерея родных.

3.Я и культура - формирование потребностей к изучению русской народной культуры, сохранению культурной самобытности каждого народа. Объекты культурного наследия моего села. Района. Области. Предметы материальной культуры (Национальные костюмы. Полотенца. Платки. Фартуки). Старинное ткачество.

4. Я и школа - формирование гражданского отношения к школе, работникам школы и педагогам, воспитание чувства гордости за достижения школы. Роль учителя в школе. Учительские династии и их семейные традиции. След выпускников в истории школы. Летопись школы. Школьный музей и архив.

5. Я и мое Отечество - формирование у молодых граждан страны высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности служить Родине. Листаем великой истории строки: Полководцы Великой Отечественной войны. Поэты, писатели и художники о войне. Самые значимые битвы войны. Награды войны. Книга памяти. Вклад моей семьи в дело Великой победы.

  1. класс-35 часов

1. Моя родная сторона - формирование любви к родному краю, к своей малой родине. Мой населенный пункт. История возникновения. Мой пункт на карте района, области, страны.

2. Возникновение и развитие науки в России - побуждение к осознанию причастности к жизни народа, более глубокое проникновение в познание действительности. Просвещение. Образование. Становление славянской письменности. Культы славян. Язычество. История возникновения книги в России. Русские толковые словари.

3. Я и мое Отечество - формирование у молодых граждан страны высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности служить Родине. Листаем великой истории строки: Полководцы Великой Отечественной войны. Поэты, писатели и художники о войне. Самые значимые битвы войны. Награды войны. Книга памяти. Вклад моей семьи в дело Великой победы.

4. Я и школа - формирование гражданского отношения к школе, работникам школы и педагогам, воспитание чувства гордости за достижения школы. Роль учителя в школе. Учительские династии и их семейные традиции. След выпускников в истории школы. Летопись школы. Школьный музей и архив.





  1. класс - 35 часов

1. Россия – родина моя - воспитание любви к своей Родине, формирование патриотических и гражданских качеств. Наша родина – Россия, наш язык – русский. Традиционная народная культура русского народа. Календарные обряды и обрядовая поэзия. От истоков народной культуры к осмыслению духовной жизни своего народа.

2. Защитники Отечества – Изучение военной истории краеведческими средствами, воспитание на биографиях замечательных военных начальников и героев войны. Полководцы и герои Великой Отечественной войны. Продолжить изучение биографий земляков. Дети войны. Уроки мужества. Уроки памяти.

3. Любить и знать свое Отечество - помочь осмыслить и осознать молодому поколению подвиг народа в Великой Отечественной войне и локальных войнах, понять и воспринять события прошлых лет, формировать глубинные патриотические чувства привязанности к своим предкам, к отеческим ценностям, пропагандировать героические подвиги своих земляков.

4. Моральные ценности человека и общества

 Круглый стол «Школа этикета». Деловая игра «Суд над пороками людей». Этические беседы и викторины по темам «Мир моих друзей», «Мир моих интересов», «Мир общих дел».









  1. класс – 34часа

1.Моя родная сторона - Завершение курса обучения по формированию потребностей к изучению родного края, стремлению внести свой вклад в развитие региона, воспитанию патриотических чувств и качеств школьников, духовно-нравственное воспитание.

2. Возникновение и развитие науки в России - побуждение к осознанию причастности к жизни народа, более глубокое проникновение в познание действительности. Просвещение. Образование. Становление славянской письменности. Культы славян. Язычество. История возникновения книги в России. Русские толковые словари.

3. Защитники Отечества – Изучение военной истории краеведческими средствами, воспитание на биографиях замечательных военных начальников и героев войны. Полководцы и герои Великой Отечественной войны. Продолжить изучение биографий земляков. Дети войны. Уроки мужества. Уроки памяти.

4. Любить и знать свое Отечество - помочь осмыслить и осознать молодому поколению подвиг народа в Великой Отечественной войне и локальных войнах, понять и воспринять события прошлых лет, формировать глубинные патриотические чувства привязанности к своим предкам, к отеческим ценностям, пропагандировать героические подвиги своих земляков.

4.Вред и польза привычек человека

 Час общения «Моральные привычки». Дискуссии на темы «Моральная оценка личности», «Нравственная культура человека». Этическая беседа и диспут «Воспитание привычек нравственного поведения».





КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

внеурочной деятельности для 5 «А» класса (всего 35 часов, 1 час в неделю)


п/п

Тема

Кол-во часов

Всего

Теория

Практика

1


«Здравствуй, школа!»

1

1


2

«Наши классные дела. Выбор классного коллектива»

1

1


3

«Пожарная безопасность в школе и дома»

1


1

4

«Воспитать себя непросто, но возможно»

1

1


5

«Наше поведение в ЧС»

1


1

6

«Экология и энергосбережение»

1



7

«Не выбрасывайте книги! Подарите их библиотеке!»

1



8

«Я и социальные сети»

1

1


9

«Когда мы едины, мы непобедимы»

1



10

«Слова - паразиты»

1



11

«Жизнь, ставшая легендой!»

1



12

«Материнское сердце»

1



13

«Права и обязанности ребёнка»

1



14

«Алексей, Алёшенька, сынок…»

1



15

«Люди, сильные духом»

1



16

«Наши классные дела. Безопасные каникулы»

1



17

«Как выполнять домашнее задание и не уставать?»

1



18

«Наши классные дела. Отмечаем вместе святки»

1



19

«Девятьсот героических дней»

1



20

«Никто не создан для войны»

1



21

«Язык- живая душа народа»

1



22

«Нашим мальчикам- будущим защитника Отечества посвящается…»

1



23

«Женский день – 8 Марта»

1



24

«Человек читающий»

1



25

«В сердцах и книгах память о войне»

1



26

«О вкусах не спорят»

1



27

«Наполним музыкой сердца»

1



28

«Кладовая здоровья»

1



29

«День здорового смеха»

1



30

Гагаринский урок «Космос- это мы»

1



31

«Лучший способ найти друга- самому стать другом»

1



32

«Семейные традиции»

1



33

«Через века несущие свет»

1



34

«Помните! Через века, через года…»

1



35

«Наши классные дела. Здравствуй, лето! »

1




Итого

35

4

2





КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

внеурочной деятельности для 5 «Б» класса (всего 34 часа, 1 час в неделю)


п/п

Тема

Кол-во часов

Всего

Теория

Практика

1


«Здравствуй, школа!»

1

1


2

«Наши классные дела. Выбор классного коллектива»

1

1


3

«Пожарная безопасность в школе и дома»

1


1

4

«Воспитать себя непросто, но возможно»

1

1


5

«Наше поведение в ЧС»

1


1

6

«Экология и энергосбережение»

1



7

«Не выбрасывайте книги! Подарите их библиотеке!»

1



8

«Я и социальные сети»

1

1


9

«Когда мы едины, мы непобедимы»

1



10

«Слова - паразиты»

1



11

«Жизнь, ставшая легендой!»

1



12

«Материнское сердце»

1



13

«Права и обязанности ребёнка»

1



14

«Алексей, Алёшенька, сынок…»

1



15

«Люди, сильные духом»

1



16

«Наши классные дела. Безопасные каникулы»

1



17

«Как выполнять домашнее задание и не уставать?»

1



18

«Наши классные дела. Отмечаем вместе святки»

1



19

«Девятьсот героических дней»

1



20

«Никто не создан для войны»

1



21

«Язык - живая душа народа»

1



22

«Нашим мальчикам - будущим защитника Отечества посвящается…»

1



23

«Женский день – 8 Марта»

1



24

«Человек читающий»

1



25

«В сердцах и книгах память о войне»

1



26

«О вкусах не спорят»

1



27

«Наполним музыкой сердца»

1



28

«Кладовая здоровья»

1



29

«День здорового смеха»

1



30

Гагаринский урок «Космос - это мы»

1



31

«Лучший способ найти друга- самому стать другом»

1



32

«Семейные традиции»

1



33

«Через века несущие свет»

1



34

«Помните! Через века, через года…»

1




Итого

34

4

2






КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

внеурочной деятельности для 6 «А» класса (всего 35 часов, 1 час в неделю)


п/п


Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

«Здравствуй, школа!»

1

1


2

«Наши классные дела. Выбор классного коллектива»

1

1


3

«Пожарная безопасность в школе и дома»

1


1

4

«Воспитать себя непросто, но возможно»

1

1


5

«Моим друзьям - учителям»

1


1

6

«Как стать волонтёром прията для животных», «Зоопарк и цирк с животными- зло?», «Заповедь Маленького принца»

1



7

«Экология и энергосбережение»

1



8

«Не выбрасывайте книги! Подарите их библиотеке!»

1

1


9

«Вдохновляющая сила слова»

1



10

«Когда мы едины, мы непобедимы»

1



11

«Жизнь, ставшая легендой!»

1



12

«Материнское сердце»

1



13

«Люди, сильные духом»

1



14

«От героев былых времён не осталось порой имён…»

1



15

«День Конституции РФ»

1



16

«Наши классные дела. Безопасные каникулы»

1



17

«Как выполнять домашнее задание и не уставать?»

1



18

«Почему мы ленимся»

1



19

«Дети – учёные»




20

«Никто не создан для войны»

1



21

«Язык - живая душа народа»

1



22

«Нашим мальчикам - будущим защитника Отечества посвящается…»

1



23

«Женский день – 8 Марта»

1



24

«Крым и Россия: наши дни»

1



25

«О вкусах не спорят»

1



26

«Кладовая здоровья»

1



27

«День здорового смеха»

1



28

Гагаринский урок «Космос - это мы»

1



29

«Лучший способ найти друга - самому стать другом»

1



30

«Семейные традиции»

1



31

«Помните! Через века, через года…»

1



32

«Что делать если устал»

1



33

«Через века несущие свет»

1



34

«Помните! Через века, через года…»

1



35

«Наши классные дела. Здравствуй, лето! »

1




Итого

35

4

2





КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

внеурочной деятельности для 6 «Б» класса (всего 34 часа, 1 час в неделю)


п/п


Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

«Здравствуй, школа!»

1

1


2

«Наши классные дела. Выбор классного коллектива»

1

1


3

«Пожарная безопасность в школе и дома»

1


1

4

«Воспитать себя непросто, но возможно»

1

1


5

«Моим друзьям - учителям»

1


1

6

«Как стать волонтёром прията для животных», «Зоопарк и цирк с животными- зло?», «Заповедь Маленького принца»

1



7

«Экология и энергосбережение»

1



8

«Не выбрасывайте книги! Подарите их библиотеке!»

1

1


9

«Вдохновляющая сила слова»

1



10

«Когда мы едины, мы непобедимы»

1



11

«Жизнь, ставшая легендой!»

1



12

«Материнское сердце»

1



13

«Люди, сильные духом»

1



14

«От героев былых времён не осталось порой имён…»

1



15

«День Конституции РФ»

1



16

«Наши классные дела. Безопасные каникулы»

1



17

«Как выполнять домашнее задание и не уставать?»

1



18

«Почему мы ленимся»

1



19

«Дети – учёные»




20

«Никто не создан для войны»

1



21

«Язык - живая душа народа»

1



22

«Нашим мальчикам - будущим защитника Отечества посвящается…»

1



23

«Женский день – 8 Марта»

1



24

«Крым и Россия: наши дни»

1



25

«О вкусах не спорят»

1



26

«Кладовая здоровья»

1



27

«День здорового смеха»

1



28

Гагаринский урок «Космос - это мы»

1



29

«Лучший способ найти друга - самому стать другом»

1



30

«Семейные традиции»

1



31

«Помните! Через века, через года…»

1



32

«Что делать если устал»

1



33

«Через века несущие свет»

1



34

«Наши классные дела. Здравствуй, лето! »

1




Итого

34

4

2










КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

внеурочной деятельности для 7 «А», 7 «Б» классов (всего 35 часов, 1 час в неделю)


п/п


Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

«Здравствуй, школа!»

1

1


2

«Безопасный путь в школу»

1

1


3

«Пожарная безопасность в школе и дома»

1


1

4

Наши классные дела. Выбор классного коллектива»

1

1


5

« Я и закон»

1

1

1

6

« Я и закон»

1

1


7

«Наше поведение в ЧС»

1

1


8

«Как стать волонтёром прията для животных», «Зоопарк и цирк с животными- зло?», «Заповедь Маленького принца»

1

1


9

«Моим друзьям - учителям»

1

1


10

«Экология и энергосбережение»

1

1


11

«Не выбрасывайте книги! Подарите их библиотеке!»

1

1


12

«Кибербуллинг»

1

1


13

«Кибербуллинг»

1

1


14

Любимые стихи С. Есенина

1

1


15

«Когда мы едины, мы непобедимы»

1

1


16

« Что такое мат?»

1

1


17

«Жизнь, ставшая легендой!»

1

1


18

«Жизнь, ставшая легендой!»

1

1


19

«День Конституции РФ»

1

1


20

«День Конституции РФ»

1

1


21

«Чем опасно курение»

1

1


22

«Алексей, Алёшенька, сынок…»

1

1


23

«Люди, сильные духом»

1

1


24

«Нашим мальчикам - будущим защитника Отечества посвящается…»

1

1


25

Гагаринский урок «Космос - это мы»

1

1


26

«Семейные традиции»

1

1


27

«Наши классные дела. Безопасные каникулы»

1

1


28

«Наши классные дела. Безопасные каникулы»

1

1


29

«Как выполнять домашнее задание и не уставать?»

1

1


30

«Почему мы ленимся?»

1

1


31

«Дети – учёные»

1

1


32

«Через века несущие свет»

1

1


33

«Красны девицы – умны м и мастерицы»

1

1


34

«Кладовая здоровья»

1

1


35

«Наши классные дела. Здравствуй, лето! »

1

1



Итого

35

28

7





КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

внеурочной деятельности для 8 «А» классе (всего 35 часов, 1 час в неделю)


п/п


Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Тайное всегда становится явным

1

1


2

Зачем человеку быть честным?

1

1


3

Лгать нельзя, но если…?

1

1


4

Совесть – нравственная ответственность.

1

1


5

Делано наспех – сделано на смех.

1

1


6

В каждой крошке хлеба – труд.

1


1

7

Быть занятым – быть счастливым.

1

1


8

Мои жизненные ценности.

1

1


9

Мои жизненные ценности.

1

1


10

Просмотр фильма «Сто дней после детства»

1

1


11

Просмотр фильма «Сто дней после детства»

1

1


12

Анализ и обсуждение фильма «Сто дней после детства»

1

1


13

Эссе и обсуждение фильма «Сто дней после детства»

1

1


14

Любовь- это желание жить.

1

1


15

Мальчики и девочки.

1

1


16

Всё к лучшему, поверь!

(о взаимодействии детей и родителей)

1

1


17

Личность как член общества.

1

1


18

О дайте, дайте, мне свободу! Свобода личная и национальная. Свобода и ответственность.

1

1


19

Человек рождён для счастья!

1

1


20

Что такое толерантность.

1

1


21

Все мы разные, но все мы равные.

1

1


22

Важно не то, кто ты, а какой ты.

1

1


23

Найди своё место в мире.

1

1


24

Внешний облик- внутренний мир.

1

1


25

В здоровом теле- здоровый дух.

1

1


26

Разговор о важном.

1

1


27

О героизме наших воинов в годы ВОВ

1

1


28

Просмотр фильма «Правнуки!

1

1


29

Анализ и обсуждение фильма «Правнуки»

1

1


30

Эссе и обсуждение фильма «Правнуки»

1

1


31

Соблазнов в мире много – жизнь одна.

1

1


32

Роскошь человеческого общения

1

1


33

Стихи о войне в исполнении авторов. Аудиокниги.

1

1


34

Поэты о ВОВ. Выбор стихов

1

1

1

35

Конкурс чтецов стихов о ВОВ

1

1

1


Итого

35

32

3






КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

внеурочной деятельности для 9 «А» классе (всего 34 часа, 1 час в неделю)


п/п


Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

«Здравствуй, школа!»

1

1


2

«Безопасный путь в школу», «Безопасная среда», «Пожарная безопасность в школе и дома»

1

1


3

Наши классные дела. Выбор классного коллектива.

1



4

« Я и закон»

1


1

5

«Наше поведение в ЧС»

1

1


6

«Профессионально- техническое образование – кузница рабочих кадров

1

1


7

«Экология и энергосбережение»

1

1


8

«Скрытые опасности интернета»

1


1

9

«Когда мы едины, мы непобедимы»

1

1


10

«Поговорим о молодёжном сленге»

1

1


11

«Легко ли быть матерью»

1

1


12

Спайсы, снюсы, - реальная угроза жизни»

1

1


13

«Правда и мифы о СПИДе»

1

1


14

«Я - волонтер»

1

1


15

«Новогодний огонёк»

1

1


16

«Наши классные дела. Отмечаем вместе Святки»

1


1

17

«Экзамены без стрессов»

1

1


18

«Девятьсот героических дней»

1

1


19

«Российские учёные- жизнь во благо человечества»

1

1


20

«Никто не создан для войны»

1

1


21

«Язык - живая душа народа»

1

1


22

«Нашим мальчикам - будущим защитника Отечества посвящается…»

1

1


23

«О женщинах с любовью»

1

1


24

«Крым и Россия: наши дни»




25

«Человек читающий», «В сердцах и книгах память о войне», «Книги, которые вдохновляют», «Кладезь народной мудрости»

1

1


26

«О вкусах не спорят?», «Наполним музыкой сердца», «Музыкальная мозаика»

1

1


27

«О вкусах не спорят?», «Наполним музыкой сердца», «Музыкальная мозаика»

1

1


28

«День здорового смеха»

1

1


29

Гагаринский урок «Космос - это мы»

1

1


30

«Как Эффективно готовиться к экзамену»

1

1


31

«Помните! Через века, через года…»

1

1


32

«Если б я был главой семьи»

1

1


33

«Что делать, если устал»

1


1

34

«Наши классные дела. Здравствуй, лето! »

1

1



Итого

34

27

7





































Список используемой литературы.



1.Воспитать человека. Сборник нормативно-правовых, научно-методических, организационно-практических материалов по проблемам воспитания. Под ред. В.А. Березиной, О.И. Волжиной, И.А. Зимней. – М.: Вентана-Графф, 2003г.

2.Л.Ю.Кобелева. Дневник профессионального самоопределения «Я и моя будущая профессия». Портфолио: раб.тетрадь для учащихся 7-9 кл. Челябинск: Издательство «СИМАРС», 2008. – 64с.

3Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М., Творческий центр «Сфера»,2005г.

4.Воспитательная система класса: теория и практика. Методические рекомендации под ред. Степанова Е.Н.. - М., Творческий центр «Сфера»,2005г.

5Маленкова Л.И.. Классный руководитель (воспитатель): практические материалы. Учебно- методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005г. – 227с.

6Новое в воспитательной работе школы / Сост. Н.Е.Щуркова, В.Н.Швырёва. М.,1991г.

7Планирование воспитательной работы в классе. Методическое пособие под ред. Степанова Е.Н.. - М., Творческий центр «Сфера»,2005г.

8Классные дела. Методические разработки воспитательных дел в классе под ред. Степанова Е.Н., Александровой М.А. - М., Творческий центр «Сфера»,2006г.

9Щуркова Н.Е. Классный час: поговорим о жизни…Материалы для воспитателей и классных руководителей- М., Аркти, 2005г.

10Савченко М.Ю., Обухова Л.А. Формирование коллектива класса (5-8 кл.). Методкнига классному руководителю.- .М.2006г.

11Дериклеева Н.И.Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе. Методкнига классному руководителю.- .М.2005Спутник классного руководителя .5-7кл.,8-9 кл.,10-11кл. –Волгоград. Учитель

12Страничка Интернета http://www.gmn44.ru/index.php

13Страничка Интернета http://1september.ru/

14Страничка Интернета http://schools.keldysh.ru/sch1008/index.htm





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!