СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторские про-граммы. программа элек-тивного курса по химии для учащих-ся 11 классов. «Способ решения расчётных задач по химии. Подготовка к ЕГЭ.»

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Авторские программы.программа элективного курса по химии для учащихся 11 классов. «Способ решения расчётных задач по химии. Подготовка к ЕГЭ.»

Просмотр содержимого документа
«Авторские про-граммы. программа элек-тивного курса по химии для учащих-ся 11 классов. «Способ решения расчётных задач по химии. Подготовка к ЕГЭ.»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №20 г. МИНЕРАЛЬНЫЕ ВОДЫ



Утверждено.

Приказ № от 31августа 2023г.


Руководитель ОУ ________ Н.М. Дегтярева






Рабочая программа

внеурочной деятельности

кружка “ Химия понятно и занятно.“


для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей- инвалидов ( может быть использована как пропедевтика для учащихся 4-7 классов)

Усановой Елены Николаевны , учителя химии


2023 /2024 учебный год


























Пояснительная записка

Создание кружка «Химия понятно и занятно.» (можно использовать для 4-7 классов) было вызвано рядом причин. 11-13 лет- это возраст, наиболее подходящий для формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов. Это время развития продуктивных приемов и навыков учебной работы, раскрытия индивидуальных особенностей и способностей, выработки навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции. Довольно позднее изучение химии (8-й класс) снижает интерес к этому предмету, что делает его сложным и непонятным для большого числа учеников. Естественно - научная база школьников постоянно пополняется новыми фактами вещественного мира при участии средств массовой информации, книг, школьных предметов и другими способами. Для ребенка 11-13 лет очень важен уровень личных достижений. Если он не почувствует радость познания, не приобретет умение учиться, уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее. В перспективе, продолжая работу с мотивированными учащимися создать в дальнейшем профильный химический класс на базе нашей школы. Данная рабочая программа рассчитана на учащихся специального (коррекционного) обучения. Для таких детей характерны низкая работоспособность и повышенная утомляемость, неорганизованность и склонность к нарушениям дисциплины (вследствие повышенной импульсивности и гиперреактивности), ослабленная память, низкий образовательный уровень. Практика показывает, что школьникам требуется определённый период времени, чтобы адаптироваться к новому предмету, почувствовать интерес к нему, осознать его современном мире.

Курс кружка «Химия понятно и занятно.» для детей с ограниченными возможностями здоровья призван, используя интерес обучающихся к экспериментам, сформировать умение наблюдать, делать выводы на основе наблюдений. Решать расчётные задачи на основе имеющихся знаний по математике. Много внимания обращается на технику эксперимента, умение правильно и чётко описывать результаты эксперимента, признаки реакций. Изучаются правила техники безопасности. Эксперимент включается в творческие проверочные работы. Предпочтение в курсе отводится формированию представлений и понятий как первооснове, а не теории. Хотя усилие той или иной стороны определяется психологическими особенностями обучающихся и практическую реализацию данного курса решает учитель.

При проведении занятий учитывается физическое здоровье учащихся. Во время занятий проводится 3-х минутная физкультминутка с применением специализированных упражнений. 


Содержание занятий подбиралось сведущим образом:

  • Обеспечение успеха и психологического комфорта каждому члену кружка путем развития его личностных качеств посредством эффективной и интересной для него деятельности, постоянного наблюдения за динамикой его развития и соответствующего поощрения.

  • Интеграция учебного содержания (использование не только химического содержания, но и введение в него элементов биологии, физики, литературы, истории и т.д.); частая смена видов деятельности (за 1 час до 3 раз);

  • Использование самых разнообразных организационных форм, в том числе игровых;

  • Акцент на практические виды деятельности;

  • Проведение во время занятий физкультурной лечебной зарядки (3 мин)

Цель: воспитание личности, имеющей развитое естественнонаучное восприятие мира. Развитие творческого потенциала учащихся. формирование знаний, умений и навыков самостоятельной экспериментальной и исследовательской деятельности, развитие индивидуальности творческого потенциала ученика; обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности: решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.



Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  • Познакомить учащихся с основными химическими понятиями;

  • Научить наблюдать химические превращения в лаборатории и окружающем мире;

  • Привить первоначальные навыки проведение простейшего химического эксперимента; навыки работы с методами, необходимыми для исследований - наблюдением, измерением, экспериментом, мониторингом и др.;

  • Увлечь учащихся химией, показать уникальность химической науки. Выработать потребность самостоятельно приобретать химические знания;

  • Развить творческие и коммуникативные способности учащихся; правильно оформлять результаты работы.

  • привить учащимся развить умение проектировать свою деятельность (учебную, исследовательскую.

Основными объектами изучения в курсе являются:

  • Химические вещества;

  • Химические превращения.

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

  • Характеризовать физические и химические свойства веществ

  • Наблюдать химические превращения

  • Выполнять простейший химический эксперимент по получению различных веществ, определению их качественного состава и изучению свойств; применять методы качественного и количественного анализа;

  • работать самостоятельно и в группе; работать в коллективе.

  • владеть химической терминологией;

  • Работать со справочной и учебной литературой, в том числе с электронными базами данных и Интернет - ресурсами.

В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ№ 20 на занятия внеурочной деятельностью отводится 1 час в неделю – 34 занятия за учебный год. Все занятия проводятся в кабинете химии, оборудованном согласно санитарным правилам.

Срок реализации программы: 1 год Число часов в неделю: 1 час

Число часов в год: 34 ч.

Требования к знаниям и умениям учащихся

В ходе выполнения исследовательской работы школьники приобретают следующие навыки:


  • видеть проблему;

  • самостоятельно ставить задачи;

  • работать с литературными источниками;

  • планировать, учитывать, контролировать, оценивать свою работу;

  • овладевать навыками конструктивного общения, что включает: умение выступать перед публикой, связно излагать свои мысли, аргументировано говорить, выслушивать других, задавать вопросы по проблемам выступления.

Основные методы:

Проведение химических опытов, чтение химической научно – популярной литературы, подготовка рефератов или презентаций, выполнение экспериментальных работ, проектов

Основные формы: Беседы, дискуссии, лабораторные работы, викторины, игры, химические вечера.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

«Химия понятно и занятно.»


Занятия дают возможность достичь личностных результатов:

  1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважению к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за российскую химическую науку;

  2. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;

  3. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;

  4. формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  5. формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

  6. формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;

  7. формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  8. развитие готовности к решению творческих задач, умения находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и внеурочной деятельности, способности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности (учебная поисково-исследовательская, клубная, проектная, кружковая и т. п. )


Метапредметными результатами освоения программы являются:

Регулятивные УУД:

  1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.

  2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных средств и искать самостоятельно средства достижения цели.

  3. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы.

  4. Работая по предложенному и (или) самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными средствами и дополнительные: справочная литература, компьютер.

  5. Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

  6. Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства.

  7. Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

  8. Уметь оценивать степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.

  9. Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).

Познавательные УУД:

  1. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать изученные понятия.

  2. Строить логичное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

  3. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.

  4. Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации.

  5. Использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания.

  6. Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать правила информационной безопасности.

  7. Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задачи, программно-аппаратные средства и сервисы.

Коммуникативные УУД:

  1. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

  2. В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль. Учиться критично относиться к своему мнению, уметь признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

  3. Различать в письменной и устной речи мнение (точку зрения), доказательства (аргументы, факты), гипотезы, аксиомы, теории.

  4. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.


Предметными результатами освоения являются:

  1. формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии;

  2. осознание объективно значимости основ химической науки как области современного естествознания, химических превращений органических и неорганических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о материальном единстве мира;

  3. овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сбережения здоровья и окружающей среды;

  4. формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств;

  5. приобретения опыта использования различных методов изучения веществ; наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;

  6. умение оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием;

  7. овладение приемами работы с информацией химического содержания, представленной в разной форме (в виде текста, формул, графиков, табличных данных, схем, фотографий и др.)

  8. создание основы для формирования интереса к расширению и углублению химических знаний и выбора химии как профильного предмета при переходе на ступень среднего (полного) общего образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности;

  9. формирование представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф.


Содержание курса «Химия понятно и занятно.»

  1. год обучения (34 часа)

  1. Введение. (2 часа)

Химия-наука о веществах, их свойствах и превращениях.

Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила безопасности при проведении опытов.

Практическая работа № 1. Лабораторное оборудование и посуда. Изучение строения пламени.

  1. Химия в природе. (3 часа)

Сообщения учащихся о природных явлениях, сопровождающимися химическими процессами. Проведение занимательных опытов по теме «Химия в природе».


Демонстрация опытов. Химическая змея. Дым без огня. Хамелеон.


  1. Химия на кухне. (14 часов)

Из чего состоит пища. Основные компоненты пищи: жиры, белки, углеводы, витамины, соли. Жиры. Какие продукты питания содержат жиры? Белки. Где в продуктах питания искать белки? Распознавание белков. Белки растительного и животного происхождения. Свойства белков. Углеводы. Крахмал. В каких продуктах содержится крахмал? Как распознать крахмал? Как распознать глюкозу? Сахароза. Что такое сахар и откуда он берется? Сахар и сахарозаменители. Мед. Вырабатывают ли пчелы сахар? Проверка меда на наличие крахмала, мела, сахарозы. Получение искусственного меда. Домашние леденцы. Шоколад-вред или польза? Напиток Кока – кола новые вопросы старой проблемы Определение глюкозы в овощах и фруктах. Почему неспелые яблоки кислые? Получение крахмала и опыты с ним. Съедобный клей.

Чипсы – лакомство или яд? Индексы пищевых добавок. Поваренная соль-кристаллы жизни или белая смерть? Что полезнее – чай или кофе? Жевательная резинка –польза или вред? Зубные пасты.

Майонез-знакомый незнакомец. Витамины. В каких продуктах содержатся витамины? Значение витаминов для человека.

Определение жесткости воды. Получение мыла. Домашняя химчистка.


Демонстрационные опыты: Превращение железа в ржавчину под действием воздуха и влаги.

Лабораторные опыты: Определение жиров в семенах и в орехах. Растворение жиров в воде, в бензине. Удаление жирных пятен с ткани. Как удалить пятна? Как удалить накипь? Чистим посуду. Кукурузная палочка – адсорбент. Удаление ржавчины. Определение белка в курином яйце, молоке, сыре. Сворачивание белка куриного яйца при нагревании. Сворачивание белков молока при добавлении лимонной кислоты. Получение крахмала из свежего картофеля. Определение при помощи йода крахмала в картофеле, в зеленом яблоке, в белом хлебе. Определение глюкозы в виноградном соке, в яблоке, в варенье, изюме, в инжире. Получаем леденцы. Горит ли сахар? Определение глюкозы в меде. Волшебные действия пищевой соды. Свойства перекиси водорода.

Практическая работа 2: «Определение качества меда.»

Практическая работа 3: «Определение витаминов А, С, Е в растительном масле»

Практическая работа 4: «Изготовление безопасных освежителей воздуха»

  1. Химия – помощница садовода. (4 ч)

Почва. Состав почвы. Известь, кислота. Минеральные удобрения. Элементы питания растений. Зола - простое и ценнейшее удобрение. Кристаллы.

Практическая работа 5: Изучение состава почвы.

Практическая работа 6: Выращивание кристаллов поваренной соли и медного купороса. Работа с цифровым микроскопом. Создание фотографий выращенных кристаллов.

  1. Химическая радуга (4 часа)

Химическая радуга (Определение реакции среды). Знакомый запах нашатырного спирта. В мире красок и карандашей. Графит. Состав цветных карандашей. Пигменты.  Виды красок. Процесс изготовления красок. Воски и масла, применяющиеся в живописи.

Лабораторные опыты:

Получение меди. Окрашивание пламени. Обесцвеченные чернила. Получение красителей. Получение хлорофилла. Химические картинки. Секрет тайнописи

  1. Интеллектуальные чудеса химии. (5 часов)

Сбор материала для проектной работы

Практикум - исследование «Чипсы». Защита проекта «Пагубное влияние чипсов на здоровье человека».

Практикум - исследование «Мороженое». Защита проекта «О пользе и вреде мороженого».

Практикум - исследование

«Опасная химия в доме»

Занимательные опыты и их объяснение.

  1. Подведение итогов занятий кружка. (2 ч)

Игра «Что мы знаем, что мы умеем». Химические ребусы, шарады.

Посвящение в химики.

Награждение членов кружка

Региональный компонент

Во время выполнения практических работ на занятиях в системе будет использоваться региональный компонент (например, проектная работа «Природные индикаторы» (получение индикаторов из растений, произрастающих на территории Ставропольского края); определение жесткости воды в Минеральные Воды; приготовление красителей из отваров местных трав: опыт по получению ингибитора из стеблей и листьев картофеля (помидоров, тысячелистника, алтея лекарственного, чистотела); опыт по приготовлению красного красителя (стеблей зверобоя, корней конского щавеля);

- опыт по приготовлению желтого красителя (стеблей и листьев чистотела);

- опыт по приготовлению зеленого красителя из листьев трилистника, листьев и стеблей манжетки);

- опыт по приготовлению коричневого красителя (шелухи репчатого лука);

в разделе «Интеллектуальные чудеса химии» объектом исследования является продукция предприятий Ставропольского края: чипсы, газированные напитки, молоко, мороженое, моющие средства, определение нитратов в овощах, произрастающих в Ставропольские края.



Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

В предметах естественнонаучного цикла ведущую роль играет познавательная деятельность и соответствующие ей познавательные учебные действия. Основные виды учебной деятельности ученика на уровне учебных действий включают умения характеризовать, объяснять, классифицировать, овладевать методами научного познания и т. д

В приведенном ниже тематическом плане представлено содержание тем внеурочного курса «Химия понятно и занятно. «и характеристика деятельности учащегося в рамках данной темы. Вся деятельность условно делится на познавательную и практическую. Тематическое планирование ориентировано на расширение общеобразовательного курса химии. Материал курса позволяет сформировать основные представления о практической направленности химии, раскрыть межпредметные и метапредметные возможности химии. Внеурочный курс призван раскрыть межпредметные связи химии с физикой, биологией, экологией, кулинарией, информатикой.




Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности

«Химия понятно и занятно.»


№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения

планируемая

фактическая

ТЕМА 1. Введение. (2 часа)

1


Знакомство с курсом внеурочной деятельности «Химия понятно и занятно.»”

Организационное занятие

(Т.Б. знакомство с оборудованием, кабинетом)

1




2

Практическая работа № 1. Лабораторное оборудование и посуда. Изучение строения пламени.


1



ТЕМА 2. Химия в природе. (3 часа)

3-5

О природных явлениях, сопровождающимися химическими процессами. Проведение занимательных опытов по теме «Химия в природе»


3




Демонстрация опытов. Химическая змея. Дым без огня. Хамелеон.




ТЕМА3. Химия на кухне. (14 часов)

6-19

Химия на кухне.

14




Демонстрационные опыты:

Превращение железа в ржавчину под действием воздуха и влаги.





Лабораторные опыты: Определение жиров в семенах и в орехах. Растворение жиров в воде, в бензине. Удаление жирных пятен с ткани. Как удалить пятна? Как удалить накипь? Чистим посуду. Кукурузная палочка – адсорбент. Удаление ржавчины. Определение белка в курином яйце, молоке, сыре. Сворачивание белка куриного яйца при нагревании. Сворачивание белков молока при добавлении лимонной кислоты. Получение крахмала из свежего картофеля. Определение при помощи йода крахмала в картофеле, в зеленом яблоке, в белом хлебе. Определение глюкозы в виноградном соке, в яблоке, в варенье, изюме, в инжире. Получаем леденцы. Горит ли сахар? Определение глюкозы в меде. Волшебные действия пищевой соды. Свойства перекиси водорода.





Практическая работа 2: «Определение качества меда.»





Практическая работа 3: «Определение витаминов А, С, Е в растительном масле»





Практическая работа 4: «Изготовление безопасных освежителей воздуха»




ТЕМА4. Химия – помощница садовода. (4 ч)

20-23

Химия – помощница садовода. Почва. Состав почвы. Известь, кислота. Минеральные удобрения. Элементы питания растений. Зола - простое и ценнейшее удобрение. Кристаллы.

4




Практическая работа 5: «Изучение состава почвы.»





Практическая работа 6: «Выращивание кристаллов поваренной соли и медного купороса. Работа с цифровым микроскопом. Создание фотографий выращенных кристаллов.»




ТЕМА 5. Химическая радуга (4 часа)

24-27

Химическая радуга Химическая радуга (Определение реакции среды). Знакомый запах нашатырного спирта. В мире красок и карандашей. Графит. Состав цветных карандашей. Пигменты.  Виды красок. Процесс изготовления красок. Воски и масла, применяющиеся в живописи.

4




Лабораторные опыты: Получение меди. Окрашивание пламени. Обесцвеченные чернила. Получение красителей. Получение хлорофилла. Химические картинки.

Секрет тайнописи





ТЕМА 6. Интеллектуальные чудеса (5 часов)

28-32

Внутришкольная конференция исследовательских проектов. Сбор материала для проектной работы


5




Практикум - исследование «Чипсы». Защита проекта «Пагубное влияние чипсов на здоровье человека». Практикум - исследование «Мороженое».

Защита проекта «О пользе и вреде мороженого».

Практикум - исследование

«Опасная химия в доме»

Занимательные опыты и их объяснение.





ТЕМА 7. Подведение итогов занятий кружка. (2 ч)

33-34

Игра «Что мы знаем, что мы умеем». Химические ребусы, шарады.

Посвящение в химики.

Награждение членов кружка.

2






Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса


Технические средства обучения.

Специализированный программно-аппаратный комплекс педагога (СПАК):

  • персональный компьютер;

  • интерактивная доска;

  • мультимедийный проектор;

  • колонки;

  • DVD – комплекс

Наглядные пособия по курсу.

  • видеоуроки по темам курса;

  • ЭОРы по темам курса;

  • инструкционные карты для выполнения всех практических заданий курса;

  • раздаточный материал для освоения разделов курса.

  • диски с занимательными опытами и обучающие мультфильмы по химии

  • химическое оборудование для проведения опытов

  • химические реактивы

Набор оборудования для проведения лабораторных работ по физике.

Лаборатория для физико-химического анализа воды.

Набор для оценки чистоты воздуха методом биоиндикации.

Комплекты для лабораторных работ по переменному току, постоянному току, электростатике, гидростатике и плавание тел, магнитным полям, звуковым волнам, квантовой физике.

Плитка электрическая.

Штатив лабораторный химический.

Занятия проводятся в кабинете химии, снабженном вытяжным шкафом, мойкой с горячей и холодной водой, аптечкой для оказания первой медицинской помощи.




Список литературы


для учителя:


  1. Груздева Н.В, Лаврова В.Н.,. Муравьев А.Г. Юный химик, или занимательные опыты с веществами вокруг нас: иллюстрированное пособие для школьников, изучающих естествознание, химию, экологию.- СПб: Крисмас+, 2006.- 105 с.

  2. Ольгин О.М. Опыты без взрывов - 2-е изд.-М.: Химия,1986.- 147с

  3. Ольгин О. Давайте похимичим! Занимательные опыты по химии. – М.: «Детская литература», 2001.- 175с

  4. Смирнова Ю.И. Мир химии. Занимательные рассказы о химии. Санкт-Петербург, "МиМ-экспресс",1995 год.- 201с

  5. Чернобельская Г.М. Введение в химию. Мир глазами химика: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учебных заведений. 7 класс Г.М.Чернобельская, А.И. Дементьев. – М.: ВЛАДОС, 2003-256с.

  6. http://www.sev-chem.narod.ru/opyt.htm

  7. http://kvaziplazmoid.narod.ru/praktika/

  8. http://www.edu.yar.ru/russian/cources/chem/op/op1.html

  9. http://znamus.ru/page/etertainingchemistry

  10. http://www.alhimikov.net/op/Page-1.html

1. Линия учебно-методических комплектов «Школа Олега Габриеляна».

  1. Энциклопедия «Химия». М., «Аванта плюс», 2004г.

  2. Габриелян О.С. «Методическое пособие», Дрофа, 2015г.

  3. Габриелян О.С. «Настольная книга учителя химии» - комплект, Дрофа, 2008г.

  4. Ольгин О. Опыты без взрывов. М.: Химия,1993.

  5. 10.Жилин Д.М.Юный химик.130 опытов с веществами для детей от 11 до 15 лет.: МГИУ,2001.

  6. Малышкина В. Занимательная химия. СПб.: Тригон,1993

  7. Энциклопедический словарь юного химика,М.,Педагогика-Пресс,2009

  8. «Хочу быть химиком», Иванова Г.А., учитель химии МБОУ ООШ № 5 города Белово Кемеровской области,

  9. «В мире интересного», Иванова И.В., учитель химии и биологии Курмашской ООШ Вурнарского района Чувашской республики.


для учащихся:


    1. Ола Ф, Дюпре Ж.-П., Жибер А.-М, Леба П., Лебьом. Дж. Внимание: дети! Занимательные опыты и эксперименты.- М.: Айрис Пресс, 2007.- 125с

    2. Рюмин В. Азбука науки для юных гениев. Занимательная химия- 8-е изд.- М.: Центрполиграф, 2011.- 221с.

    3. Чернобельская Г.М. Введение в химию. Мир глазами химика: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учебных заведений. 7 класс Г.М.Чернобельская, А.И. Дементьев. – М.: ВЛАДОС, 2003-256с.

    4. Энциклопедия для детей. Химия. М.: Аванта +, 2003.

    5. Электронное издание. Виртуальная химическая лаборатория.

































п/п

Тема раздела

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Введение

3

Познавательная деятельность:

  • познакомиться с новой наукой

  • наблюдать за постановкой и проведением химических опытов

  • определять последовательность выполнения действий, составлять простейшую инструкцию из двух-трех шагов

Практическая деятельность:

  • ориентироваться в многообразии химического оборудования

  • освоить простейшие приемы работы с химическим оборудованием.


Занимательная химия

1


Оборудование и вещества для опытов

1


Правила безопасности при проведении опытов

1







Как устроены вещества?

2

Познавательная деятельность:

  • наблюдать за каплями воды, за каплями валерианы.

  • наблюдать и анализировать процесс растворения перманганата калия в воде и поваренной соли в воде

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, свойствах, связях

Регулятивная деятельность:

  • принимать и сохранять учебные цели и задачи;

  • осуществлять контроль над ходом эксперимента

  • планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Практическая деятельность:

  • проводить эксперимент согласно инструкции (опыты по растворению перманганата калия и поваренной соли в воде)

  • соблюдать правила техники безопасности


Наблюдения за каплями воды? Наблюдения за каплями валерианы.

1


Растворение перманганата калия и поваренной соли в воде

1




Чудеса для разминки

5

Познавательная деятельность:

  • анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, свойствах, связях

Практическая деятельность:

  • проводить эксперимент согласно инструкции (получение природных индикаторов);

  • соблюдать правила техники безопасности;

  • использовать экспериментальный материал для создания проекта (природные индикаторы и их применение; содержание крахмала в продуктах питания)

Регулятивная деятельность:

  • принимать и сохранять учебные цели и задачи;

  • планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

  • осуществлять контроль над ходом эксперимента

  • оценивать правильность выполнения действия


Признаки химических реакций

1


Природные индикаторы

1


Крахмал. Определение крахмала в продуктах питания

1


Знакомство с углекислым газом

1


Проектная работа «Природные индикаторы»

1




Разноцветные чудеса

9

Познавательная деятельность:

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, свойствах, связях

  • определять последовательность выполнения действий, составлять простейшую инструкцию из двух-трех шагов

Практическая деятельность:

  • соблюдать правила техники безопасности при работе с химическими реактивами и огнем;

  • проводить эксперименты согласно инструкции

  • определение реакции среды различных бытовых растворов с помощью любого индикатора;

  • получение природных красителей путем экстракции (из луковой кожуры, из моркови, из зеленых листьев.

  • приготовление раствора медного купороса;

  • реакция взаимодействия раствора медного купороса с железным гвоздем

  • проведение опыта поглощения чернил из раствора активированным углем;

  • проведение опытов поглощения красящих и ароматических веществ мелом, кукурузными палочками;

  • проведение опыта тайнописи раствором крахмала с йодом;

  • проведение опыта по тайнописи молоком, луковым соком.

Регулятивная деятельность:

  • принимать и сохранять учебные цели и задачи;

  • планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

  • осуществлять контроль над ходом эксперимента

  • оценивать правильность выполнения действия


Химическая радуга (Определение реакции среды)

1


Знакомый запах нашатырного спирта

1


Получение меди

1


Окрашивание пламени

1


Обесцвеченные чернила

1


Получение красителей

1


Получение хлорофилла

1


Химические картинки

1


Секрет тайнописи

1

Полезные чудеса

8

Познавательная деятельность:

  • анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков

  • сравнивает по заданным критериям два три объекта, выделяя два-три существенных признака

  • проводит классификацию по заданным критериям

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте

Практическая деятельность:

  • соблюдать правила техники безопасности при работе с химическими реактивами;

  • проводить эксперименты согласно инструкции

  • проведение опыта по определению реакции среды раствора мыла;

  • проведение опыта по получению мыла из растительного масла и из стеариновой свечи;

  • проведение опыта по вспениванию мыльного раствора в мягкой и жесткой воде;

  • проведение опыта по очистке ткани от травяной зелени спиртом;

  • проведение опыта по очистке ткани от чернил с помощью спирта и мела;

  • проведение опыта по очистке ткани от пятен сока с помощью перекиси водорода и нашатырного спирта;

  • проведение опыта по чистке фаянсовых предметов от налета "марганцовки" смесью перекиси водорода и лимонной кислоты;

  • проведение исследовательской работы по определение жесткости воды в различных источниках.

Регулятивная деятельность:

  • принимать и сохранять учебные цели и задачи;

  • планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

  • осуществлять контроль над ходом эксперимента

  • оценивать правильность выполнения действия


Друзья Мойдодыра. Почему мыло моет?

1


Определение жесткости воды

1


Домашняя химчистка. Как удалить пятна?

1


Как удалить накипь?

1


Чистим посуду

1


Кукурузная палочка - адсорбент

1


Удаляем ржавчину

1


Домашняя химчистка. Как удалить пятна?

1

Поучительные чудеса

3

Познавательная деятельность:

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, свойствах, связях

  • определять последовательность выполнения действий, составлять простейшую инструкцию из двух-трех шагов.

Практическая деятельность:

  • соблюдать правила техники безопасности при работе;

  • проводить эксперименты согласно инструкции

  • проводить эксперимент по приготовлению студня из желатина;

  • проводить опыт по растворению в желатиновом студне крупинки окрашенной соли (марганцовки);

  • проводить опыт по выращиванию кристаллов различных веществ;

Регулятивная деятельность:

  • принимать и сохранять учебные цели и задачи;

  • планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

  • осуществлять контроль над ходом эксперимента

  • оценивать правильность выполнения действия


Кристаллы

1


Опыты с желатином

1


Каучук.

1




Летние чудеса

5

Познавательная деятельность:

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, свойствах, связях

  • определять последовательность выполнения действий, составлять простейшую инструкцию из двух-трех шагов.

Практическая деятельность:

  • соблюдать правила техники безопасности при работе;

  • проводить эксперименты согласно инструкции

  • проводить опыт по получению ингибитора из стеблей и листьев картофеля (помидоров, тысячелистника, алтея лекарственного, чистотела);

  • проводить опыт по снятию ржавчины с железного предмета и предотвращение его ржавления с помощью полученного раствора.

  • Проводить опыт по приготовлению красного красителя (стеблей зверобоя, корней конского щавеля);

  • Проводить опыт по приготовлению желтого красителя (стеблей и листьев чистотела);

  • Проводить опыт по приготовлению зеленого красителя из листьев трилистника, листьев и стеблей манжетки);

  • Проводить опыт по приготовлению синего красителя из цветов жимолости (корней птичей гречишки);

  • Проводить опыт по приготовлению коричневого красителя (шелухи репчатого лука);

  • Выполнять проектную работу по изготовление акварельных красок и окрашивание тканей;

Регулятивная деятельность:

  • принимать и сохранять учебные цели и задачи;

  • планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

  • осуществлять контроль над ходом эксперимента

оценивать правильность выполнения действия


Акварельные краски

1


Окрашиваем нити

1


Катализаторы и природные ингибиторы

1


Игра – квест «Путешествие в страну Химию»

2
























Поурочно-тематическое планирование


№ п./п

Названия тем и уроков

Лабораторные опыты

Демонстрации


1.




2.



3.



4.





5.




6.




7.


8.


9.








10.



11.






12.





13.



14.



15.



16.




17.



18.



19.



20.



21.



22.



23.



Водород - самый легкий газ



Твердые вещества. Кристаллы. Выращивание кристаллов поваренной соли и медного купороса.


Работа с цифровым микроскопом. Создание фотографий выращенных кристаллов.


Чудесная жидкость – вода. Агрегатное состояние воды при обычных условиях. Вода в природе. Круговорот воды в природе. Агрегатные состояния воды при разных условиях.



Лабораторный опыт:13. «Изучение строение пламени свечи».



Лабораторные опыты:14. «Получение кислорода из перекиси водорода»,15. «Воспламенение тлеющей лучины в кислороде».


Лабораторный опыт: 16.«Получение углекислого газа из минеральной воды и

лимонада».


Демонстрационный опыт:4. «Сбор водорода и углекислого газа в воздушный шар»,

5.«Надувание воздушных пузырей водородом».



24.



25.



26.

Тема 5.Растворы.(3 ч)



Лабораторный опыт:17. «Выпаривание капли воды на предметном стекле».

Демонстрационный опыт: 6. «Перегонка воды».




27.



28.



29.

Тема 6.Смеси в жизни человека.(3 ч)


Воздух, молоко, гранит - смеси веществ.


Способы разделение смесей. Разделение воды и растительного масла, соли и воды, песка и железных опилок.


Практическая работа 2: «Очистка воды фильтрованием и выпариванием».




Лабораторный опыт:18. «Осаждение веществ, содержащихся в молоке, раствором лимонной кислоты».





30.



31.



32.


33.









Лабораторный опыт:19. «Определение среды в растворах лимонной кислоты и питьевой соды».






Демонстрационные опыты:7. « Действие кислоты на скорлупу яиц»,8. «Действие кислот на мрамор и мел».





34.



35.



36.




37.


38.


39.




Тема 8.Химия стирает, чистит и убирает.(6 ч)


Да здравствует мыло душистое. Мягкая и жесткая вода. Как устранить жесткость воды.


Практическая работа 3.«Определение среды в моющих средствах». Заполнение таблицы.


Как оценить качество мыл и шампуней. Практическая работа4 «Определение среды в мылах и шампунях».


Почему стиральным порошком и хозяйственным мылом нежелательно мыть руки и стирать шерстяные вещи?

.

Отбеливатели. «Выведение пятен от фруктов, соков, чая».


Ржавчина, извольте удалиться. Ржавчина - химическое изменение вещества




Лабораторный опыт:20. «Растворение жидкого мыла в жесткой и дистиллированной воде».










Лабораторный опыт:21. «Определение среды при помощи индикаторной бумаги.»






Демонстрационный опыт:9. «Превращение железа в ржавчину под действием воздуха и влаги»,

Лабораторный опыт:22. «Удаление ржавчины с ткани».




40.



41.


42.



43.



44.


45.


46.


47.


48.



49.


50.



51.



52.

Тема 9.Съедобная химия.(13 ч)


Из чего состоит пища. Основные компоненты пищи: жиры, белки, углеводы, витамины, соли.


Жиры. Какие продукты питания содержат жиры?


Как удалить жирные пятна?


Белки. Где в продуктах питания искать белки? Распознавание белков.


Белки растительного и животного происхождения. Свойства белков.


Углеводы. Крахмал. В каких продуктах содержится крахмал?


Как распознать крахмал?

Как распознать глюкозу?


Сахароза - обычный сахар.


Мед. Вырабатывают ли пчелы сахар?


Практическая работа 5. «Определение качества меда». Проверка меда на наличие крахмала, мела, сахарозы.


Витамины. В каких продуктах содержатся витамины? Значение витаминов для человека.


Практическая работа 6. «Определение витаминов А, С, Е в растительном масле»







Лабораторный опыт:23. «Определение жиров в семенах и в орехах».


Лабораторные опыты:24. «Растворение жиров в воде, в бензине», 25.«Удаление жирных пятен с ткани».

Лабораторный опыт:26. «Определение белка в курином яйце, молоке, сыре».



Лабораторные опыты:27 «Сворачивание белка куриного яйца при нагревании», 28.«Сворачивание белков молока при добавлении лимонной кислоты».


Лабораторный опыт:29. «Получение крахмала из свежего картофеля».


Лабораторный опыт:30.Определение при помощи иода крахмала в картофеле,в в зеленом яблоке,в белом хлебе.


Лабораторные опыт:31. «Определение глюкозы в виноградном соке, в яблоке, в варенье, изюме, в инжире».


Лабораторные опыты:32. «Получаем леденцы»,33. «Горит ли сахар?».


Лабораторный опыт:34. «Определение глюкозы в меде».




53.


54.



55.


56.


57.



58.



59.

Тема 10.Химия- хозяйка домашней аптечки(7 ч)


Многогранный иод


Как выделить иод из настойки высаливанием.


Перманганат калия отдает кислород.


Свойства перекиси водорода.


Лекарство от простуды. Самодельные лекарства. Почему болеет человек? Микробы.


Практическая работа 7 «Определение витаминов в препаратах поливитаминов».


Активированный уголь.




Лабораторные опыты: 35. «Какого цвета пары иода»,36. «Как вывести пятно иода».


Лабораторный опыт: 37. «Взаимодействие раствора тиосульфата натрия с иодом».



Лабораторный опыт: 38.«Разложение перманганата калия нагреванием».


Лабораторный опыт: 39. «Разложение перекиси водорода».


Лабораторный опыт: 40. «Изготовление напитков для лечения простуды» (чай с лимоном или с малиновым вареньем, молоко с медом, шипучий напиток из пищевой соды, лимонной кислоты, сахара и аскорбиновой кислоты).





Лабораторный опыт: 41. « Адсорбция зеленки, одеколона, чернил углем».




60.


61.


62.


63.

Тема 11.Химия – помощница садовода.(4 ч)


Почва. Состав почвы. Известь, кислота.


Практическая работа «Изучение состава почвы».


Минеральные удобрения. Элементы питания растений.


Зола - простое и ценнейшее удобрение.




64.


65.


66.


67.


68.


69.


70.



71.


72.



Тема 12.Подведение итогов занятий кружка.

Экскурсия-лекция в Политехнический музей.


Экскурсия-лекция в Политехнический музей.


Экскурсия в Тимирязевский музей


Экскурсия в Тимирязевский музей


Урок занимательной химии.


Урок занимательной химии


Игра « Что мы знаем, что мы умеем».



Посвящение в химики.


Награждение членов кружка.











Занимательные опыты.


Занимательные опыты






Содержание курса «Химия понятно и занятно.»




1.




Химия-наука о веществах, их свойствах и превращениях.


Ее величество – Химия: кто она и где с ней можно встретиться? Химия – творение природы и рук человека. Химик – преданный и послушный ученик химии.


Знать понятия: «химия», «вещество».

Правила ТБ.


Презентация «Химия вокруг нас», диск «Химия.8».




2.



. Знакомство с лабораторным оборудованием.

Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности.

Знать правила ТБ
Уметь обращаться с лабораторной посудой и оборудованием, оказывать первую медицинскую помощь.

Практическая работа № 1. Лабораторное оборудование и посуда. Изучение строения пламени.

Какие предметы домашнего обихода можно использовать в качестве химической посуды.





Азбука химчистки. Химия в быту. (5 часов)


Азбука химчистки. Техника выведения пятен. Пятновыводители. Удаление жировых пятен, пятен от ягод и фруктов, овощей и соков, пищевых продуктов, крови, краски и т.д.

Иметь представление об удалении жировых пятен, пятен от ягод и фруктов, овощей и соков, пищевых продуктов, крови, краски.

Практическая работа №15. "Выводим пятна".


Презентация.














































Требования и результаты к уровню подготовки учащихся

к концу 5 класса

обучающиеся должны знать:

- что все окружающие нас предметы называют телами, которые состоят из веществ;

- о ряде химических веществ и их свойствах (например, уксусная кислота, мел, сода, углекислый газ, перманганат калия, гашеная известь, медный купорос, железный купорос, крахмал, сахар и др.);

- некоторые химические термины, используемые в быту и литературе (например, кислота, основание, щелочь, нейтрализация, молекула, химическая реакция, адсорбция и др.);

- ответы на многие бытовые вопросы (Что такое накипь и как с ней бороться? Как удалять пятна? Что такое тайнопись? и др.)

обучающиеся должны уметь:

- приводить примеры различных тел и веществ, окружающих нас в повседневной жизни;

– определять виды деятельности человека, связанные с изучением природы (методы познания: наблюдение и эксперимент);

- искать и находить сущность простейших явлений бытовой жизни (например, изменение цвета пищевых продуктов);

- проводить элементарный качественный анализ продуктов (например, определение крахмала, определение реакции среды);

- проводить несложные манипуляции на основе элементарных химических знаний и умений (например, выведение пятен путем экстракции и адсорбции, уменьшение жесткости воды, получение растительных красителей, и др.).

– проводить несложные опыты и наблюдения за ними.

к концу 6 класса

обучающиеся должны знать:

- некоторые химические термины, используемые в быту и литературе (например, кислота, основание, щелочь, нейтрализация, молекула, химическая реакция, адсорбция , индикаторы и др.);

- ответы на многие бытовые вопросы ( Почему неспелые яблоки кислые? Почему чай светлеет от лимона? Почему чернеют ножи от фруктов? Почему мыло плохо мылится в жесткой воде? и др.)

- агрегатные состояния веществ, их физические свойства;

обучающиеся должны уметь:

- проводить элементарный качественный анализ продуктов (например, осуществлять качественную реакцию на крахмал с йодом, качественную реакцию на белки, жиры, углеводы и др)

- проводить исследования по определению содержания глюкозы в соках различных овощей и фруктов, содержание нитратов в овощах и др.)

-проводить исследование продуктов питания (например, чипсы, шоколад, газированные напитки, молоко, мороженое, чай и др.)

– проводить несложные опыты и наблюдения за ними.

- отбирать информацию и создавать проекты по темам исследования

- создание презентаций и их защита

Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса или выполнением практических заданий. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются выполнением практических работ. Итоговая аттестация учащихся проходит в форме защиты выпускной проектной работы.




Литература для учащихся.

Учащиеся должны знать:

  • место химии среди естественнонаучных дисциплин;

  • основные методы изучения естественных наук: наблюдение, моделирование, эксперимент;

  • признаки химических реакций и условия их протекания;

  • вещества, наиболее часто используемые человеком в различных областях (быту, медицине, сельском хозяйстве, строительстве, парфюмерии и др.), и экологические последствия их применения.

Учащиеся должны уметь:

  • обращаться с лабораторным оборудованием, соблюдать правила техники безопасности при выполнении практических работ и домашнего эксперимента;

  • проводить простейшие исследования свойств веществ;

  • использовать метод наблюдения при выполнении различных видов практических заданий;

  • оформлять результаты наблюдений и проведенного эксперимента;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

  • работать индивидуально, в парах, группах, используя полученные знания;

  • обладать навыками работы с различными видами источников информации: литературой, средствами Интернета, мультимедийными пособиями.








































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!