СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторская статья "Культура речи в функциональном аспекте"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В авторской статье содержится  программа  совершенствования культуры речи, сложившаяся  в процессе  многолетней практической деятельности

Просмотр содержимого документа
«Авторская статья "Культура речи в функциональном аспекте"»

4


КУЛЬТУРА РЕЧИ В ФУНКЦИОНАЛЬНОМ АСПЕКТЕ.


Хасанова А.З., учитель

русского языка и литературы

МОУ СОШ № 5 п.Айхал.


Язык живёт в речи, поэтому она должна быть не просто правильной, но и совершенной по форме и содержанию. А действительность такова. Во-первых, в СМИ и в среде политиков правильность речи не является показателем положительного имиджа. Во-вторых, в погоне за свободой творческие люди не включают в достоинства своих книг, фильмов культуру речи. В-третьих, в связи с введением в школе новой формы итоговой аттестации (ЕГЭ) большая часть урока волей-неволей отводится на «натаскивание» по тестам. В-четвёртых, работа по развитию речи сводится к написанию изложений и сочинений. Совершенствование же устной речи остаётся за «бортом» как социума, так и преподавания языка в школе и в лучшем случае представляет собой эпизодические орфоэпические разминки, а работа по предупреждению самых сложных синтаксических ошибок практически игнорируется. В итоге многие выпускники не владеют навыком построения грамотного устного монологического высказывания. А это необходимо им в современном информационном обществе для дальнейшего обучения как будущих специалистов и успешного продвижения на рынке труда. Между тем ресурсы уроков русского языка в данном направлении не используются. Один из них – функциональный подход. Каждая единица языка имеет свою функцию, полноценное раскрытие которой осуществляется при её использовании в речи. Особенно важен такой подход применительно к синтаксису, так как единицы других уровней именно через него участвуют в формировании мысли и коммуникативной её передаче.

В связи с этим представляю программу, сложившуюся в практической деятельности и позволяющую на основе текста (единицы синтаксиса) совершенствовать культуру устного высказывания в процессе изучения разных тем. Она реализуется мною четвёртый год, окончательные итоги будут подведены через год (по окончании учащимися 9 класса).

В основе программы - диагностика культурно-речевого уровня пятиклассников (28 учащихся). Данные собирались путём наблюдения над устной речью детей на уроках и переменах. Результаты показали наличие следующих наиболее типичных недочётов:

1. Неумение устанавливать правильные смысловые и грамматические отношения между предложениями, что проявляется в отсутствии между ними связи и логической последовательности.

  1. Использование предложений, не относящихся к теме высказывания.

  2. Неумение использовать для соединения предложений в высказывании сино-нимическую, местоимённую, глагольную, наречную, союзную связь, а также связь на основе лексического повтора.

  3. Неумение строить предложения с однородными членами, незнание структуры сложного предложения.

  4. Невыразительность, бедность и однообразие синтаксических конструкций.

Данные нарушения характерны для обеих форм речи: устной и письменной. Тем важнее выявление причин их появления для совершенствования культуры речи. Думаю, их две. 1. Незнание литературной нормы. Методическая задача – ознакомление с нормами языка и речи. 2. Несформированность речевого самоконтроля при переходе письменной речи в устную. Методическая задача – формирование и развитие умения осуществлять самоконтроль.

Перспективная программа совершенствования культуры речи.

№ п/п

Класс

Тема


Синтаксис высказывания.


1. 

 5

Лексика. Синонимы. 

Синтаксические функции синонимов как средства связи двух самостоятельных предложений и частей монологического высказывания. 

 2.

 5

Морфология. Имя существительное. 

 Уместное использование лексического повтора (существительного) как средства связи двух и более законченных предложений.

 3.

 5

Глагол. Виды глагола. 

Соотнесённость видо-временных форм глаголов-сказуемых как средство связи предложений при их параллельном соединении. Умение употреблять глагол в форме настоящего и будущего времени при сообщении о прошлых событиях в устном высказывании.

 4.

 6

Имя существительное. 

Лексический повтор (существительного) как средство цепной связи предложений при точном наименовании предметов, использовании имён собственных или от-сутствии синонимов. Условия использования лекси-ческого повтора как средства межфразовой связи.

 5.

 6

Местоимение в роли различных членов предложения.

 Местоимение как средство цепной и параллельной связи предложений. Использование отрицательных, относительных и определительных местоимений для оформления зачинов и концовок высказываний.

 6.

 6

Глагол 

Построение высказывания с единым временным планом; умение сочетать, не прерывая связности, разные видо-временные глагольные формы. 

 7.

 7

Наречие в роли обстоятельства и сказуемого. 


Синтаксическая функция наречия в связном высказывании. Наречие как средство оформление зачина и концовки высказывания.

 8.

 7

Употребление сочинительных и подчинительных союзов в речи. 

 Использование сочинительных союзов для связи однородных членов и частей сложносочинённого предложения.

 9.

 8

Словосочетание и предложение. 

Порядок слов и порядок предложений, синтаксический параллелизм и синтаксическая инверсия  как средство связи предложений в высказывании.

 10.

 8

Главные и второстепенные члены предложения. 

Подлежащее, сказуемое, обстоятельства места и вре-мени как средства межфразовой связи при выражении отношений между предметами, действиями, при выражении пространственных и временных значений. 

 11.

 8

 Предложения с однородными членами.

 Однородные предложения. Функция обобщающих предложений в качестве зачина и концовки высказывания.

 12.

 8

Неполные предложения. 

Роль неполных предложений в высказывании. Обусловленность использования неполных предложений в высказывании круга мыслей, дополняющих и поддерживающих друг друга. 

 13.

Предложения с вводными словами. 

Модальная функция вводных слов. Вводные слова, выражающие порядок в развитии мыслей, логические взаимоотношения между ними, присоединяющие противоположную или добавочную мысль, как средство связи отдельных предложений в высказывании. 

 14.

Бессоюзные сложные предложения. 

 Бессоюзное сложное предложение в функции зачина определённого типа высказывания.

Культура речи подростков совершенствуется не только в связи с изучением перечисленных тем. В своей практической деятельности по обозначенной проблеме придерживаюсь принципов системности, непрерывности, создания соответствующей речевой среды. В рамках небольшой статьи невозможно показать конкретные методы и формы работы на уроке. Результаты же повторных наблюдений над речью тех же учащихся в 8 классе в сравнении с 5 представлены ниже. ( Нумерацию типичных ошибок см. выше в диагностике).

%




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!