Просмотр содержимого документа
«Авторская статья "Культура речи в функциональном аспекте"»
4
КУЛЬТУРА РЕЧИ В ФУНКЦИОНАЛЬНОМ АСПЕКТЕ.
Хасанова А.З., учитель
русского языка и литературы
МОУ СОШ № 5 п.Айхал.
Язык живёт в речи, поэтому она должна быть не просто правильной, но и совершенной по форме и содержанию. А действительность такова. Во-первых, в СМИ и в среде политиков правильность речи не является показателем положительного имиджа. Во-вторых, в погоне за свободой творческие люди не включают в достоинства своих книг, фильмов культуру речи. В-третьих, в связи с введением в школе новой формы итоговой аттестации (ЕГЭ) большая часть урока волей-неволей отводится на «натаскивание» по тестам. В-четвёртых, работа по развитию речи сводится к написанию изложений и сочинений. Совершенствование же устной речи остаётся за «бортом» как социума, так и преподавания языка в школе и в лучшем случае представляет собой эпизодические орфоэпические разминки, а работа по предупреждению самых сложных синтаксических ошибок практически игнорируется. В итоге многие выпускники не владеют навыком построения грамотного устного монологического высказывания. А это необходимо им в современном информационном обществе для дальнейшего обучения как будущих специалистов и успешного продвижения на рынке труда. Между тем ресурсы уроков русского языка в данном направлении не используются. Один из них – функциональный подход. Каждая единица языка имеет свою функцию, полноценное раскрытие которой осуществляется при её использовании в речи. Особенно важен такой подход применительно к синтаксису, так как единицы других уровней именно через него участвуют в формировании мысли и коммуникативной её передаче.
В связи с этим представляю программу, сложившуюся в практической деятельности и позволяющую на основе текста (единицы синтаксиса) совершенствовать культуру устного высказывания в процессе изучения разных тем. Она реализуется мною четвёртый год, окончательные итоги будут подведены через год (по окончании учащимися 9 класса).
В основе программы - диагностика культурно-речевого уровня пятиклассников (28 учащихся). Данные собирались путём наблюдения над устной речью детей на уроках и переменах. Результаты показали наличие следующих наиболее типичных недочётов:
1. Неумение устанавливать правильные смысловые и грамматические отношения между предложениями, что проявляется в отсутствии между ними связи и логической последовательности.
Использование предложений, не относящихся к теме высказывания.
Неумение использовать для соединения предложений в высказывании сино-нимическую, местоимённую, глагольную, наречную, союзную связь, а также связь на основе лексического повтора.
Неумение строить предложения с однородными членами, незнание структуры сложного предложения.
Невыразительность, бедность и однообразие синтаксических конструкций.
Данные нарушения характерны для обеих форм речи: устной и письменной. Тем важнее выявление причин их появления для совершенствования культуры речи. Думаю, их две. 1. Незнание литературной нормы. Методическая задача – ознакомление с нормами языка и речи. 2. Несформированность речевого самоконтроля при переходе письменной речи в устную. Методическая задача – формирование и развитие умения осуществлять самоконтроль.
Перспективная программа совершенствования культуры речи.
№ п/п | Класс | Тема | Синтаксис высказывания. |
1. | 5 | Лексика. Синонимы. | Синтаксические функции синонимов как средства связи двух самостоятельных предложений и частей монологического высказывания. |
2. | 5 | Морфология. Имя существительное. | Уместное использование лексического повтора (существительного) как средства связи двух и более законченных предложений. |
3. | 5 | Глагол. Виды глагола. | Соотнесённость видо-временных форм глаголов-сказуемых как средство связи предложений при их параллельном соединении. Умение употреблять глагол в форме настоящего и будущего времени при сообщении о прошлых событиях в устном высказывании. |
4. | 6 | Имя существительное. | Лексический повтор (существительного) как средство цепной связи предложений при точном наименовании предметов, использовании имён собственных или от-сутствии синонимов. Условия использования лекси-ческого повтора как средства межфразовой связи. |
5. | 6 | Местоимение в роли различных членов предложения. | Местоимение как средство цепной и параллельной связи предложений. Использование отрицательных, относительных и определительных местоимений для оформления зачинов и концовок высказываний. |
6. | 6 | Глагол | Построение высказывания с единым временным планом; умение сочетать, не прерывая связности, разные видо-временные глагольные формы. |
7. | 7 | Наречие в роли обстоятельства и сказуемого. | Синтаксическая функция наречия в связном высказывании. Наречие как средство оформление зачина и концовки высказывания. |
8. | 7 | Употребление сочинительных и подчинительных союзов в речи. | Использование сочинительных союзов для связи однородных членов и частей сложносочинённого предложения. |
9. | 8 | Словосочетание и предложение. | Порядок слов и порядок предложений, синтаксический параллелизм и синтаксическая инверсия как средство связи предложений в высказывании. |
10. | 8 | Главные и второстепенные члены предложения. | Подлежащее, сказуемое, обстоятельства места и вре-мени как средства межфразовой связи при выражении отношений между предметами, действиями, при выражении пространственных и временных значений. |
11. | 8 | Предложения с однородными членами. | Однородные предложения. Функция обобщающих предложений в качестве зачина и концовки высказывания. |
12. | 8 | Неполные предложения. | Роль неполных предложений в высказывании. Обусловленность использования неполных предложений в высказывании круга мыслей, дополняющих и поддерживающих друг друга. |
13. | 8 | Предложения с вводными словами. | Модальная функция вводных слов. Вводные слова, выражающие порядок в развитии мыслей, логические взаимоотношения между ними, присоединяющие противоположную или добавочную мысль, как средство связи отдельных предложений в высказывании. |
14. | 9 | Бессоюзные сложные предложения. | Бессоюзное сложное предложение в функции зачина определённого типа высказывания. |
Культура речи подростков совершенствуется не только в связи с изучением перечисленных тем. В своей практической деятельности по обозначенной проблеме придерживаюсь принципов системности, непрерывности, создания соответствующей речевой среды. В рамках небольшой статьи невозможно показать конкретные методы и формы работы на уроке. Результаты же повторных наблюдений над речью тех же учащихся в 8 классе в сравнении с 5 представлены ниже. ( Нумерацию типичных ошибок см. выше в диагностике).
%