СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторская сказка. А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная сказка способна формировать в детях понятие добра и зла, ответственность за свои поступки.

Просмотр содержимого документа
«Авторская сказка. А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»»



Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гусевская средняя общеобразовательная школа»














Предмет: литературное чтение

Урок № 43

Тема: Авторская сказка. А.С.Пушкин

«Сказка о рыбаке и рыбке»

2 класс













Шикунова Галина Александровна

Учитель начальных классов

т. 89055239925












2015 г.


Пояснительная записка

  С каждым десятилетием всё дальше от нас пушкинская эпоха, а великий поэт всё более приближается к нам как добрый наставник, учитель и друг - спутник всей нашей жизни, от рождения до старости. Сказки Пушкина представляют собой совокупность мудрости и духовного наследия русского народа, богатства оригинальных сюжетов. «Сказка о рыбаке и рыбке» является не исключением. Она оказывает огромное влияние на эмоциональное развитие детей, развивает их воображение и эрудицию, расширяет словарный запас ребенка, воспитывает лучшие морально-нравственные качества. Данная сказка способна сформировать в детях понятие добра и зла, ответственность за свои поступки, сказка учит детей искать различные способы решения той или иной проблемы.

1.

Образовательное учреждение

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гусевская средняя общеобразовательная школа»

2.

Учитель

Шикунова Галина Александровна, учитель начальных классов, т. 89055239925

3.

Предмет

Литературное чтение

4.

Предметная программа и её автор

УМК «Развивающая система А.В. Занкова»

В.Ю.Свиридова. Литературное чтение: Учебник для 2 класса, В 2 ч.- Самара: Издательство « Учебная литература»: « Издательский дом «Федоров», 2012 г.

5.

Раздел

Глава 4 «Идём по невиданным следам»

6.

Тема урока

Авторская сказка. А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

7.

Место в системе уроков

Первый урок по теме А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

8.

Класс

2 класс

9.

Цель урока:

Ознакомление учащихся с литературной сказкой А. С. Пушкина « Сказка о рыбаке и рыбке»

10.

Задачи:

1. Образовательные: расширять читательский кругозор учащихся, формировать способность у учащихся к полноценному восприятию литературного текста; обучать анализу художественного текста; эмоциональное вовлечение детей в нравственную проблему, поставленную текстом; продолжить работу над формированием навыка правильного сознательного чтения целыми словами.

2. Развивающие : способствовать развитию речевой культуры учащихся: развитию связной речи учащихся, выразительному чтению, работать над уточнением значения слов и выражений.

3. Воспитательные: способствовать воспитанию нравственных качеств учащихся, эмоционально- ценностному отношению к действительности; воспитанию устойчивого желания и стремления читать доступную возрасту литературу.

11.

Тип урока

урок открытия нового знания.

12.

Вид урока

Комбинированный.

13.

Форма проведения урока.

Классический комбинированный урок, включающий элементы игры, индивидуальную, коллективную, парную (групповую) и самостоятельную работу.

14.

Технологии


Игровая, личностно – ориентированная, проблемного обучения, информационно-коммуникационные, групповые (работа в парах и четвёрках).

15.

Методы обучения

Словесные (диалог, монолог, слушание). Наглядные (демонстрация слов, которые нужно объяснить; презентация; выставка книг) Практические (применение знаний в ходе выполнения упражнений из учебника и заданий учителя).

Метод стимулирования мотивации учения

16.

Формы обучения


Игровые ( проверка выполненных заданий работы над выразительностью: перевоплощение в образы героев, физкультминутка, отрабатывающая содержательный материал).

Обсуждение и обобщение (выполнение упражнений, проверка, исправление ошибок) Фронтальная беседа (диалог учителя и ученика развивает быстроту реакции, активизирует внимание, позволяет опросить максимальное количество учеников, выяснить истину, исправить ошибки). Индивидуальная работа (позволяет организовать работу на уроке с учётом личностных качеств ученика). Групповая работа парами (активизирует внимание, включает в работу весь класс, ребята учатся общаться, слушать и слышать друг друга, формируя в себе чувство взаимопомощи).

Самостоятельная работа (создаёт для ученика ситуацию выбора решения задания, формирует определённые качества личности).

17.

Термины и понятия

Зачин, присказка, сказочные превращения, сказочные предметы, троекратные повторы

18.

Необходимое оборудование

Учебник, тетрадь, выставка  книг; «Толковый словарь» С.И. Ожегова., картинки рыбок с заданиями, запись на доске

19.

Перечень используемых на уроке ЭОР:

1.Презентация к уроку.

2.Видеофрагмент из мультфильма «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина





Ожидаемые результаты

Личностные УУД:


Метапредметные УУД


Предметные УУД


Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Познавательные УУД

1. Проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

2. Освоить  роль  ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

3. Оценивать  жизненные ситуации  и поступки  героев.


1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

2. Определять цель выполнения заданий на уроке под руководством учителя.

3. Определять план выполнения задания на уроке под руководством учителя., определяют тему




1. Участвовать в диалоге на уроке.

2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

3. Слушать и понимать речь других.

4. Участвовать  в группе.



1.Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы. Ориентироваться в других источниках информации.

2. Овладевать навыками смыслового чтения.


1.Понимание значения нравственности в жизни человека и общества.


2.Развить умение анализировать характер героев, доказывать свой ответ, основываясь на тексте произведения.


3.Развивать умение чувствовать и передавать своё отношение через цвет, эмоции.




ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этапы урока

Формы, методы, методические приёмы



Деятельность учителя



Деятельность

учащихся

Планируемые

результаты

(личностные, метапредметные, предметные)

1.Самоопре-деление к деятельности

Цель.

Включение детей в деятель-

ность на личностно-значимом уровне. Создание ситуации успеха.

Фронтальная

Словесный

Беседа


Прозвенел звонок для нас

Стали все у парт красиво

Поздоровались учтиво ,

Тихо сели, спинки прямо

Все легонечко вздохнем, улыбнемся и урок начнем

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Регулятивные: самоопределение


2.Речевая разминка

Цель.

Развитие речи

Фронтальная

Словесный

Коллективный

Наглядный

Работа с толковым словарём

-Прочитайте скороговорку сначала, медленно, чётко произнося слова, затем наращивая темп: (слайд 2)

Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

-Что значит слово «лавировали»?

-Давайте найдём значение слова в толковом словаре Ожегова)

ЛАВИРОВАТЬ, -рую, -руешь; несов. 1. О парусном судне, лодке: двигаться против ветра по ломаной линии, а также (о судне, самолете) вообще двигаться с частыми переменами курса. 2. перен. Двигаться, действовать не прямо, искусно обходя препятствия. Л. между прохожими. Л. в политике.

Выполняют речевую зарядку.

Работают с толковым словарём

Познавательные: работают с дополнительной литературой.

Регулятивные: оценивают правильность выполнения действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Коммуникатив-ные: умение сотрудничать с учителем,

сотрудничают в совместном решении проблемы


3. Подготовка к восприятию произведе-ния.

Знакомство с биографией автора.

Сообщение темы и цели урока

Цель.

Проявлять интерес к изучению темы, желание читать волшебные сказки.

Формулирова-ние темы урока. Целеполага-ние.

Фронтальная,

Индивидуаль-ная, Коллективный

Проблемный

Наглядный

Словесный

рассказ учителя











Метод стимулирова-ния мотивации учения

-Каждый урок мы исследуем секреты литературы и открываем тайны текстов, а что необходимо для этого настоящему исследователю?

(Внимание, наблюдательность, смекалка, воображение)

- На какие две группы делятся все известные вам сказки?

Сказки бывают народные, а бывают авторские.

- Чем авторская сказка отличается от народной?

-Авторы народных сказок неизвестны, сказки передаются из поколения в поколения с возможными изменениями. У авторской сказки есть свой сочинитель, автор, который раскрывает свой замысел, делает сказку неповторимой.

-Догадайтесь, о ком идёт речь, прочитав ключевые слова из одного очень известного его произведения: (слайд 3)

Дуб зелёный, цепь, кот, песнь, сказка, чудеса, леший, русалка.

- Сможете ли вы восстановить строки? Какому автору они принадлежат?

-Конечно же, это знаменитый на весь мир поэт и писатель, гордость нашей русской литературы - Александр Сергеевич Пушкин.

-Давайте познакомимся с его жизнью и творчеством подробнее. (слайд 4)

-А.С.Пушкин родился в Москве, в богатой семье. Первым маленький Пушкин выучил французский язык, так было принято в то время. Все разговаривали на французском языке. Русскому языку его научил немец – Шиллер. В доме отца было много книг. И страсть к чтению развилась в нём рано – лет с восьми или девяти. Будучи воспитан на французском языке, Пушкин принялся за французские книги, которых у отца было очень много.  Он с жадностью бросался на книги, читал без  устали день и ночь. В 9 лет Александр уже сочинял стихи, но на французском языке. Только лишь, учась в лицее, Пушкин начал писать стихи по – русски.

(слайд 5)

- С самого рождения большим другом была няня Арина Родионовна. Очень любил её Пушкин. И одно из первых стихотворений он посвятил няне. Няня  знала  много сказок и песен. Саша часами слушал, как она пела и рассказывала сказки. Многие сказки и песни своей няни Пушкин пересказал в стихах.
-Но его любознательность, страсть к чтению сохранилась до конца жизни. Потому и не удивительно, что он был одним из самых образованнейших людей своего времени.
- Я просила вас вспомнить сказки Пушкина и принести книги из домашних библиотек. У нас получилась прекрасная выставка книг.

-А вы знаете сколько всего сказок написал А.С. Пушкин? (6 из них одну не закончил)

-Давайте их перечислим:
1. «Сказка о рыбаке и рыбке»
2. «Сказка о царе Салтане…»
3. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
4. «Сказка о золотом петушке»
5. «Сказка о попе и его работнике Балде»
6. «Сказка о Медведихе» ( не закончена)

-Посмотрите на слайд и определите, какую сказку мы сегодня будем исследовать?

( Просмотр фрагмента) (слайд 6)

-Отрывок, из какого произведения вы просмотрели? (А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)

-Назовите тему урока? (слайд 7)

-Какие же задачи перед собой поставим? Чему будем учиться?

(Исследовать текст, выразительно читать, отвечать на вопросы, узнаем что- то новое)

-Сегодня мы будем исследовать «Сказку о рыбаке и рыбке», проследим за сюжетом, попробуем найти сходство этой сказки и народных, поговорим о главных героях сказки.


Воспроизводят информацию









Вспоминают отличия народных и авторских сказок.








Восстанавливают строки произведения по словам и вспоминают автора.

По одному ученику от группы декламируют стихотворение, остальные слушают.

Слушают, смотрят слайды презентации.





























Называют, показывая книги с выставки.


Вступают в диалог.








Воспринимают видеофрагмент.

Формулируют тему урока и определяют задачи.


Личностные: осознают свои возможности в учении.

Познавательные: работают с дополнительной литературой, сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям

Регулятивные: определяют тему и цели урока; составляют план и последовательность действий

4.Первичное восприятие текста

Цель.

Познакомить с текстом

Индивидуаль-ная, фронтальная

Словесный

Коллективный

Наглядный

Работа с толковым словарём

-Откройте учебник стр. 116. Давайте прочитаем сказку

По ходу чтения идёт словарная работа

Землянка - дом, вырытый в земле, очень старый. (слайд 8, анимация 1,2)

Ветхая – очень старая.

Невод –(слайд 9, анимация 1,2)

Корыто – открытая продолговатая ёмкость (слайд 10, анимация 1,2)

Светёлка - светлая комната, отделённая сенями от кухни. (слайд 11, анимация 1,2)

-Как вы понимаете слова:

Невежа - грубый, невоспитанный человек

Простофиля - глуповатый человек, разиня.

Откуп – плата

Кликать - звать

Пуще – больше

-А сейчас давайте заглянем в словарик (слайд 12)

Столбовая дворянка - дворянка старинного и знатного рода.

Тесовыми воротами - ворота, сделанные из тонких обработанных досок.

Душегрейка - старинная женская одежда в виде короткой женской кофты без рукавов.

Парчовая на маковке кичка- кичка - старинный русский праздничный головной убор замужней женщины, который полностью скрывал волосы, сделанный из парчи (шёлка, расшитого золотой нитью) и надетый на макушку.

Чупрун - чуб.

Была на посылках - исполнять чьи-либо мелкие поручения.

Пряник печатный - пряник с выдавленными знаками, узорами.

Сварливая - устраивающая ссоры, свары.

Корысть - выгода, польза.

Следят за чтением учеников по учебнику, осознают текст.

Обсуждают, полученное задание. Пользуются толковым словарём и сносками на страницах учебника.

Зачитывают значение слов, записывают в тетради




Личностные: проявлять интерес к героям сказки.

Познавательные: овладевать навыками смыслового чтения,

умение осуществлять информационный поиск, сбор информации.

Коммуникати-ные: взаимодейство-вать с партнёром в рамках учебного диалога.

Регулятивные: работать с текстом сказки

4.Работа над содержанием.

Цель.

Включение нового
знания в систему изученного материала.

Фронтальная, индивидуальная.

Проблемный

Наглядный

-Назовите героев данного произведения.

-Вы познакомились со сказкой. Что понравилось в сказке? Что не понравилось?

- Давайте вспомним русские народные сказки.

-Что у них в сюжете общего? В процессе обсуждения открывается запись: (слайд 13)


Волшебство,

волшебный помощник

Повтор-

ние сюжета

Магическое число


-Есть ли в сказке Пушкина волшебство или волшебный помощник? (Да, это золотая рыбка и все, что она делает)

-В чём её особенности? (Рыбка золотая, умеет говорить человечьим голосом, исполняет желания)

Учащиеся высказывают свои мнения.

Участвуют в диалоге.



Личностные: оценивать  жизненные ситуации  и поступки  героев.

Познавательные: определяют признаки волшебной сказки и обосновывают своё мнение

Регулятивные: определяют план выполнения заданий на уроке; соотносят выполненное задание с образцом, предложенным учителем; выполняют оценку своего задания.

Коммуникатив-ные: умение сотрудничать с учителем, умение слушать и слышать…

Предметные: дают характеристику героям сказки

5.Музыкаль-ная физкультми-нутка для глаз

Цель.

снятие зрительного напряжения и утомления глазных мышц.

игра

Демонстрирует (слайд 14)

Дети выполняют движения

Личностные: умение применять правила охраны своего здоровья

6.Мотивация к анализу и перечитыва-нию текста

Цель.

Проводить исследование текста

Работа в группах

Проблемный

Наглядный

Игра

-Чтобы проверить, как внимательно вы читали и слушали сказку, проведём игру. Распределитесь на три группы. Каждая группа по очереди «вылавливает» рыбку «золотую» и отвечает на вопрос, номер которого записан на обороте рыбки. За правильный ответ рыбку забирают. У кого улов будет больше?

1.Где жили старик и старуха? ( В ветхой землянке)

2.С чем первый раз пришёл невод? (С тиной)

3.С чем второй раз пришёл невод? (С травой морской)

4.Какая труба была на новой избе старика и старухи? (Кирпичная, беленая)

5.Какие ворота были в новой избе? (Дубовые, тесовые)

6.В чём стояла старуха-дворянка на крыльце? (На ней была соболья душегрейка, парчовая кичка)

7.Что сделала старуха в гневе, когда пожелала стать царевной? (Ударила мужа по щеке)

8.Что держит стража царицы на плечах? (Топорики)

9.Что ела за столом старуха-царица? (Пряник)

10.Куда отправила старуха-дворянка старика работать? (На конюшню)

11.Как встретила старика старуха-царица? (Выгнала)

12. Какое было первое желание вредной старухи? (новое корыто)

Аргументируют свою точку зрения. Проявляют интерес к высказываниям товарищей. Отвечают на вопросы.

Познавательные: ориентируются в учебнике, отвечают на вопросы учителя.

Регулятивные: определяют план выполнения заданий на уроке; соотносят выполненное задание с образцом, предложенным учителем.

Коммуникатив-ные: участвуют в диалоге; сотрудничают в совместном решении проблемы, умение оформлять свои мысли в устной форме, умение сотрудничать с учителем, умение слушать и слышать…



7.Физкультми-нутка

Цель.

Снять утомление, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособ-ность учащихся.

Игра

-А сейчас пришло время отдохнуть.

«А над морем чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем - мы с тобою!

(машут руками)

Мы теперь плывем по морю.

И резвимся на просторе.
Веселее загребай.
И дельфинов догоняй.

(плавательные движения руками)

Поглядите: чайки важно.
Ходят по морскому пляжу.

(ходьба на месте)

Сядьте, дети на песок,
Продолжаем наш урок.»

Дети выполняют движения

Личностные: умение применять правила охраны своего здоровья

8. Повторное чтение и анализ произведе-ния

Цель.

Актуализировать умение работать с текстом,

работать с пословицами, раскрывая их смысл.

Фронтальная, индивидуаль-ная, Коллективная.

Проблемный

Наглядный

Практический































Работа по алгоритму.

Работа в парах.


-Чтобы выяснить, есть ли повторение сюжета в сказке Пушкина, перечитаем ещё раз части сказки, выделенные цветом. Чем они похожи? (Во всех идёт разговор старика и рыбки).

-Чем отличаются? (Меняются желания старухи и её обращения к старику, меняется состояние моря.)

-Проследим за этими изменениями.(слайды 15-18)

В процессе обсуждения открываются на доске записи:

Корыто


Разбранила старуха

Слегка разыгралось

Изба

Пуще бранится

Помутилося

Быть дворянкой

Пуще прежнего вздурилась

Не спокойно

Быть царицей

Бунтует

Почернело

Стать владычицей морскою

Что делать с проклятою бабой?

Чёрная буря


-Как происходит смена состояния моря? (В худшую сторону.)

-Почему? Какой цвет вы выбрали бы для каждой части? Почему? Как просит старуха? А меняется ли манера поведения старика возле моря? (Нет, «молвит ласковое слово, с поклоном».)

Как вы думаете, почему старик не отказывается ходить с просьбами к морю?

Давайте составим словесный портрет литературного героя.

- Вспомним алгоритм составления словесного портрета литературного героя.

1 группа составляет словесный портрет старика.

2 группа составляет словесный портрет старухи.

(слайд 19) На экране запись: жадный, злобный, сварливый, добрый, уважительный, бесхитростный, покорный, ненасытный, властный, безвольный (одновременно выясняют различия упрямства и настойчивости, гордыни и гордости.)

-Существует ли повторение сюжета в «Сказке о рыбаке и рыбке»? (Да, но постоянно меняется эмоциональная окраска.)

-Какие магические числа присутствуют в сказке Пушкина? (30 лет и 3 года, 3 раза закинул невод). Есть ли сходство сказки Пушкина с народными сказками? Как вы думаете, почему? Какая есть другая русская народная сказка, где рыбка исполняет желания? («По щучьему велению, по моему хотению»).

-(слайд 20) В пословицах, написанных на экране, измени текст так, чтобы они приобрели привычный вид. (Без труда не вытащишь золотую рыбку из пруда. Не все то золотая рыбка, что блестит Мала золотая рыбка, да дорогая). Объясните смысл новых пословиц.

1.Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. (Говорит о том, что если ты чего-то хочешь, то одного желания очень мало, надо обязательно что-то для этого)

2.Не всё то золото что блестит. (Помогает нам сделать правильный выбор в разных жизненных ситуациях, советует обращать внимание не на внешний вид, а на внутреннее содержание человека или предмета.

3.Мал золотник да дорог (Смысл в том, что дело не в размере, а в его ценности, неважно насколько большой или дорогой предмет а то насколько он важен.

Как вы думаете, почему в конце сказки рыбка не стала помогать, а просто молча уплыла? А вы бы в такой ситуации отпустили бы рыбку или загадали желание? Если отпустили бы, то почему? Если загадали бы желание, то, если не секрет какое?

Самостоятельное чтение.

Участвуют в коллективной беседе и дискуссии. Корректируют, изменяют свою точку зрения. Определяют главную мысль произведения под руководством учителя. Работают с иллюстрацией к произведению.




























- Для того, чтобы представить литературного героя, надо:

-назвать, кто герой;

-описать его внешность;

-назвать самые яркие черты его характера;

-кратко рассказать о главных поступках героя.

Выполняют творческое задание в парах.













Рассуждения детей, вспоминают пословицы





Личностные: осознают свои возможности в учении, способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; выполняют оценку жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

Познавательные: свободно ориентируются в учебном словаре и быстро находят нужную словарную статью; ориентируются в учебной книге, выделенный фрагмент текста,

определяют смысл пословицы и обосновывают своё мнение.

Регулятивные: работают с текстом сказки, используя алгоритм, выполняют взаимопроверку и взаимооценку учебного задания

Коммуникатив-ные: взаимодействуют с партнёром в рамках учебного диалога, излагают для партнёра содержание сказки

Предметные: дают характеристику героям сказки


9. Рефлексия. Анализ и оценка итогов урока.

Цель.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

10.Дифференцированное домашнее задание

Фронтальная, индивидуаль-ная.

Беседа

Проблемный.

Самооценка

-Что нового узнали на уроке? Исследование какой темы вели? Какие понятия разобрали? Удалось ли решить поставленную задачу? Оцените свою работу.

Продолжите предложение:

1.Я для себя на уроке узнал (а)…

2.Мне понравилось…

3.Мне не понравилось…

4.Я испытывал трудности…

(слайд 21)

Выберите Смайлика и нарисуйте в тетрадь.

-На следующем уроке продолжим исследование сказки и выясним, почему она так легко читается.

Отвечают на вопросы.

Осмысливают свою деятельность,

проводят самооценку.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Коммуникатив-ные: выполняют осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме,

умение сотрудничать с учителем, умение слушать и слышать…

Регулятивные: выполняют оценку результата работы

Индивидуаль-ная

Подготовить выразительное чтение стр.116-124

-Предлагаю выбрать домашнее задание из предложенных на выбор:

Выучить наизусть отрывок сказки. Нарисовать волшебного помощника изучаемой сказки.

Спасибо всем за урок!

Слушают.

Записывают задание


Используемая литература:

1. Гатаулина О.И. «Проектирование современного урока в начальной школе с позиций системно- деятельностного подхода: учебно-методическое пособие/ Калуга: ООО ИРА «Ваш Дом», 2013

2.Литературное чтение. 2 класс: поурочные планы по учебнику В.Ю. Свиридовой. I полугодие / авт.-сост. И..Г.Смирнова. – Волгоград : Учитель, 2010. – 297 с.

3.Ресурсы Интернет.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!