СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие по Окружающему миру для младших школьников:«Путешествие в город Светофорово в гости к дорожным знакам».

Нажмите, чтобы узнать подробности

                  Авторская разработка занятия по окружающему миру

                                            для младших школьников

                         «Путешествие в город Светофорово в гости к дорожным знакам».

(Изучение младшими школьниками правил дорожного движения и дорожных знаков)

Автор: Чевокина Елена Анатольевна.

Классный руководитель 2 класса

ГОУ ЛНР «Артёмовская средняя школа №8».

    Образовательная деятельность по окружающему миру:  Занятие для младшего школьного возраста «Путешествие в город Светофорово в гости к дорожным знакам».

Просмотр содержимого документа
«Занятие по Окружающему миру для младших школьников:«Путешествие в город Светофорово в гости к дорожным знакам».»

ГОУ ЛНР «Артёмовская специализированная школа №8»







Авторская разработка занятия

по окружающему миру для младших школьников

«Путешествие в город Светофорово в гости к дорожным знакам»

(Изучение младшими школьниками правил дорожного движения и дорожных знаков)


Автор разработки:

Чевокина Елена Анатольевна

Классный руководитель 2 класса

ГОУ ЛНР «Артемовская

средняя школа № 8»



2020

Авторская разработка занятия по окружающему миру

для младших школьников

«Путешествие в город Светофорово в гости к дорожным знакам».

(Изучение младшими школьниками правил дорожного движения и дорожных знаков)

Автор: Чевокина Елена Анатольевна.

Классный руководитель 2 класса

ГОУ ЛНР «Артёмовская средняя школа №8».

Образовательная деятельность по окружающему миру: Занятие для младшего школьного возраста «Путешествие в город Светофорово в гости к дорожным знакам».

Пояснительная записка. В младшем школьном возрасте, когда у ребёнка формируются основы правильного образа жизни и культуры поведения, он должен получить элементарные сведения о правилах дорожного движения и безопасного поведения на улице.

Незнание детьми элементарных правил дорожного движения, равнодушное отношение к их поведению со стороны взрослых, недостаточная воспитательная работа – вот что является причинами дорожно-транспортных происшествий.

Да и статистика свидетельствует о том, что количество случаев детского дорожно-транспортного травматизма неуклонно возрастает. Маленькие дети играют на проезжей части, перебегают дорогу в неположенных местах.

По дорогам наших городов мчатся машины – грузовые,  легковые. И с каждым годом их становится всё больше и больше. Делается всё возможное для того, чтобы дороги были безопасными: постоянно обновляется их покрытие, они оснащаются дорожными знаками, «лежачими полицейскими».

Достичь наиболее эффективного результата усвоения школьниками материала на занятии, у меня получается с помощью игровых технологий, которые я использую для формирования умений и навыков. Что является темой моего самообразования: «Использование игровых технологий для формирования метапредметных умений и навыков».

Использование игровых приемов на занятиях со школьниками младших классов – это способ совместного сотрудничества (педагога и детей, детей друг с другом), развития сюжетно- игрового замысла путем постановки игровых задач и выполнения соответствующих игровых действий, направленных на обучение и развитие детей.

Целью игровой технологии является не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации, при полном внимании и сопереживании взрослого.

Основными задачами изучения правил дорожного движения и поведения на улице являются:

  - повышение уровня знаний правил дорожного движения среди детей младшего школьного возраста;

  - развитие психофизических качеств ребенка;

  - формирование культуры общественного поведения в процессе «общения» с дорогой.

Цель:

  1. дать детям понятие о правилах дорожного движения, о дорожных знаках и их значении в жизни человека;

  2. формировать навыки безопасного поведения на улицах города, в транспорте, в общественных местах.

Задачи:

1. Познакомить детей с понятием «дорожные знаки» и их разновидностями.

2. Развивать логическое и ассоциативное мышление, память, речь.

3. Продолжать формировать чувство ответственности за свою жизнь.

Методическое обеспечение: таблицы с дорожными знаками, тетради по ПДД, фломастеры, цветные карандаши, план - карта, дорожные знаки.

Мотивация: личная заинтересованность детей.

Программное содержание:

1. Закрепить  знания детей о правилах дорожного движения и безопасного поведения на улице.

2. Закрепить знания детей о разных видах транспорта, дорожных знаках.

3. Способствовать развитию познавательного интереса.

4. Упражнять в правильном построении предложений, обогащать  словарный запас.

5. Развивать зрительное и слуховое внимание, логическое мышление.

6. Учить ориентироваться в пространстве и на плоскости с помощью плана - карты, схем, словесной установки.

7. Совершенствовать координацию движений,  помочь снять мышечное напряжение.

8. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми, отзывчивость, умение согласовывать свои действия

Словарная работа:

1. Существительные: транспорт – автомобиль, грузовик, экскаватор, автобус, подъёмный кран, пожарная машина, велосипед, легковая машина, трамвай, поезд, троллейбус.

2. Прилагательные: пассажирский, грузовой, легковой, специальный, красный, жёлтый, зелёный.

3.  Глаголы: ехать, идти, стоять, переходить, ждать, бегать, смотреть.

Методы и приёмы: игровой момент, сюрпризный момент, вопросы и ответы детей, наглядный материал, метод отрицания, эксперимент.

Предварительная работа:

Работа с наглядными материалами;

Работа со схемами, план - картой;

Дидактические игры: «Доскажи словечко», «Найди пару», «Найди свой гараж», «Угадай знак»; «Волшебная коробочка».

Чтение художественной литературы;

Рассматривание иллюстраций;

Беседы с детьми (индивидуальные, коллективные);

Прогулки и экскурсии.

Оборудование: иллюстрации «транспорт», иллюстрации «неприятные истории», карточки с дорожными знаками, «пешеходный переход» и светофор, план - карта, 10 квадратов с машинками, цветы из бумаги с дорожными знаками по количеству детей, письмо в конверте, «чудесная коробочка» с машинками, обозначения на подставках («автобус», «загадка», знаки «остановка», «неприятности», «гараж», «цветок»).

Ход занятия:

Дети входят в классную аудиторию. Здороваются.

Учитель обращает внимание на внешний вид детей, на подготовленный материал и атрибуты к занятию.

Учитель с помощью наводящих вопросов об обстановке в классной комнате спрашивает у обучающихся, чем же они будут сегодня заниматься.

Методика проведения: Беседа о знаках дорожного движения.


Вступительная часть

Учитель: Мы с вами уже рассматривали разные знаки и значки. Посмотрите на доску, что там изображено на картинках? (таблицы с дорожными знаками)

Учитель: Правильно, это — дорожные знаки. Давайте вспомним, для чего нужны человеку эти знаки? (ответы детей)

Учитель: Давайте внимательно рассмотрим дорожные знаки (дети рассматривают)

Учитель: В каких геометрических фигурах нарисованы знаки? (треугольники, квадраты, прямоугольники, круги).

Учитель: Откройте свои тетради и давайте при помощи фломастеров или цветных карандашей нарисуем знак «СТОП» (дети рисуют, учитель помогает тому, кто нуждается в помощи).

Учитель: Давайте еще раз внимательно посмотрим на таблицу. Есть между всеми дорожными знаками сходство? (ответы детей)

Учитель: А какое различие вы видите между ними? (ответы детей)

Учитель: Давайте попробуем посчитать, сколько дорожных знаков здесь нарисовано (дети считают вместе с ребенком, который стоит у таблицы)

Учитель: Да, знаков очень много, и водителям, и пешеходам их надо знать, чтобы не было на дорогах аварий. И мы с вами будем дальше изучать знаки дорожного движения, для того чтобы соблюдать правила дорожного движения и сохранить свою жизнь.


Основная часть

Учитель: Ребята, к нам в школу пришло письмо мне неизвестно от кого. А чтобы угадать, загадку нужно отгадать:

Загадка: Разных три имеет глаза, но откроет их не сразу,

                    Если глаз откроет красный. Стоп!

Идти нельзя, опасно!

                    Желтый глаз – погоди!

А зеленый – проходи!  (светофор)

Учитель: Вот значит от кого к нам пришло письмо. От нашего старшего друга инспектора Светофорова. Он нам пишет: «Здравствуйте, дорогие школьники! Вы, знатоки дорожных правил! Приглашаю вас посетить наш город Светофорово. Я сам не смогу вас встретить, у меня много работы, поэтому присылаю план - карту, по которой вы сможете ориентироваться в городе «Светофорово». Ребята, если вы внимательно посмотрите вокруг, то непременно догадаетесь, на каком именно транспорте мы с вами отправимся в Светофорово. (стоит знак «автобус»).

Вы догадались? Как? (ответы детей). Молодцы детишки, девчонки и мальчишки!

Учитель: Но наши автобусы не совсем обычные, они представляют собой геометрические фигуры. А теперь – задание: девочки садятся не в синий, и не в круглый (стоит: квадрат жёлтый), а мальчики не в жёлтый, и не в квадратный (стоит: круг синий). Все заняли свои места в автобусах? Девочки, ваш автобус имеет какую форму? (ответы: квадрат). Мальчики, а ваш автобус какой формы? (ответы: круг). Как вас в транспорте теперь можно назвать? (ответ: пассажирами).

Учитель: Каждый воспитанный и культурный пассажир должен знать, что разрешается, а что запрещается в транспорте. Пока мы едем, поиграем с вами в речевую игру. Будьте очень внимательны!

Я начну фразу – вы её закончите:

Ехать зайцем, как известно….(запрещается)

Уступить старушке место….(разрешается)

Всех расталкивать, кричать…(запрещается)

А тихонечко стоять….(разрешается)

Брать мороженое в автобус…(запрещается)

Ну, а яблоки в пакете….(разрешается)

В мяч играть на остановке…..(запрещается)

Обходить автобус сзади…(разрешается)

Ну, а спереди, конечно……..(запрещается)

Учитель: Молодцы, ребята, знаете правила культурного и безопасного поведения на дороге и в транспорте. Вот мы и приехали в Светофорово. Выходите из автобуса; город  нам незнакомый, а чтобы нам не заблудиться - будем пользоваться план - картой. Я предлагаю выбрать хранителя карты, с помощью волчка. И поможет мне в этом  Диана. Давайте посмотрим, куда нам идти  (дети рассматривают план - карту).

Наш путь лежит на улицу Загадок.

Улица «Загадок»                                     

Учитель: Здесь находятся разные виды транспорта. Я буду вам загадывать загадку, если вы отгадаете, то на экране появиться иллюстрация транспорта.

Загадки о транспорте:

1. Не летает, но жужжит -                                                      

Жук по улице бежит,

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька (автомобиль)

2. Их видно повсюду, их видно из окон,            

По улице движутся быстрым потоком.

Они перевозят различные грузы -

Кирпич и железо, зерно и арбузы (грузовик)

3. Что за чудо – синий дом!

Ребятишек много в нём!

Ноги, обувь – из резины

И питается бензином (автобус)

  1. Удивительный вагон!?

Посудите сами:

Рельсы в воздухе, а он

Держит их руками (троллейбус)

  1. Этот конь не ест овса.

Вместо ног – два колеса.

Сядь верхом и мчись на нём

Лучше только справа (велосипед)

6. Мчится огненной стрелой

Мчится вдаль машина.

И зальёт пожар любой

Смелая дружина (пожарная машина)

7. Носит хобот, а не слон,

Но слона сильнее он,

Сотни рук он заменяет:

Без лопаты, а копает (экскаватор) 

8. Длинной шеей поверчу,

Груз тяжёлый подхвачу.

Где прикажут – положу,

Человеку я служу (подъёмный кран)

Учитель: Ребята, я вам предлагаю поиграть в игру «Чудесная коробочка». В коробке находится  транспорт, который вам нужно разделить на три группы: легковой, грузовой и специальный. Каждый подходит, берёт по одной машинке и находит для неё нужное место. Давайте посмотрим, куда теперь лежит наш путь?

Улица «Дорожные знаки»

Игра «Найди пару»

Учитель: Ребята, здесь у нас находятся дорожные знаки. Не совещаясь, друг с другом, каждый должен взять знак и найти себе партнера, то есть пару с такой же картинкой. Пары берутся за руки и становятся в круг (выполнение задания).

Учитель: А теперь посовещайтесь друг с другом и решите, кто будет рассказывать о своем знаке из каждой пары.(Ответы детей)

Физкультурная минутка: «Машина»

На улице нашей машины, машины - (идут по кругу, останавливаются)

Машины – малютки (приседают)

Машины – большие (встают, поднимают руки вверх)

Эй, машины, полный ход (быстро идут по кругу, останавливаются)

Я – примерный пешеход (прижимают ладони к груди)

Торопиться не люблю (поворачивают голову вправо - влево)

Вам дорогу уступлю (разводят руки в стороны, наклоняясь вперёд)

Улица «Неприятностей»

Учитель: Здесь изображены дети, которые не знают правил дорожного движения и поэтому с ними могут произойти неприятности. Что дети делают неправильно? (ответы детей)

Сюрпризный момент: Заходит Незнайка.

Незнайка: Здравствуйте ребята!

Учитель: Ребята, кто это к нам пришёл? (Незнайка). А почему ты такой невесёлый, грустный.

Незнайка: Сегодня меня все ругают, кричат. А я не пойму почему?

Учитель: Незнайка, расскажи нам с ребятами, что с тобой случилось? Может мы, сможем, тебе, чем-нибудь помочь?

Незнайка: Я вышел из дома сегодня и решил поиграть в футбол, но во дворе никого не было. И я пошёл на улицу. Кинул мяч, а он укатился на дорогу. Меня начали ругать прохожие, но я ведь ничего такого не сделал?..

Вместе с детьми Незнайка разбирает дорожную ситуацию. Дети объясняют Незнайке правила безопасности.

Незнайка: Потом я хотел перейти улицу, но завизжали тормоза машин и водители начали на меня кричать. Почему они кричали – не знаю?.. Дети объясняют, как нужно переходить улицу.

Незнайка: А когда я сел в автобус, меня вообще наказали и посадили рядом с кондуктором. За что? – я не знаю. Я ведь ничего не делал, только встал на сиденье и высунул голову в окно. Дети объясняют Незнайке правила поведения в общественном транспорте.

Незнайка: Ребята, у меня ещё одна проблема. Друг мой Знайка дал мне 2 задания выполнить, а у меня никак не получается. Помогите мне, пожалуйста.

1 задание – «Собери цвета». Расставить цветные магниты так, чтобы в каждом ряду и в каждом столбике цвета не совпадали. Незнайка делит детей – 3 ребёнка с одной стороны, 3 - с другой стороны (собирают цвета светофора).

2 задание – «Найди геометрические фигуры». Используя схему фигур найти правильно геометрические фигуры (по контуру фигур – схем).

Незнайка: Спасибо вам, ребята. Я теперь понял, как играть в эти игры.

Физкультурная минутка: «Гимнастика для глаз»

Учитель: Незнайка, скоро тебе идти в 1 класс и если ты не выучишь ПДД, будешь всё время попадать в нелепые истории. Мы тебе их сейчас напомним.

Учитель: дети, первое, что должен знать Незнайка, это как правильно переходить дорогу по цветам лампочек на светофоре.

Если свет зажегся красный,

Значит, двигаться опасно!

Свет зеленый говорит:

«Проходите, путь открыт!»

Желтый свет – предупрежденье,

Жди сигнала для движенья! (С. Михалков)

Учитель: Ребята, давайте напомним Незнайке и его друзьям правила дорожного движения:

1.«Знаешь правила движения -

Можешь смело, друг, гулять!

А не знаешь, сиди дома,

Чтоб собой не рисковать!» 

2. «Чтоб улицу перейти,

О правиле помни простом:

Сначала налево, дружок, посмотри,

Направо взгляни потом.»

3. «Дорогу при зелёном свете

Вы не успели перейти?

На островке чудесном,

Пережди на полпути»

4. «Объяснить надо запросто,

Будь ты юн или стар:

Дорога, мой друг, - для транспорта,

Для тебя – тротуар.

5. «Полосатая лошадка,

Её зеброю зовут.

Но не та, что в зоопарке, -

По ней люди все идут. 

6. «Самый малый знак дорожный,

Он стоит не просто так.

Будьте, дети, осторожны,

Уважайте каждый знак.

Незнайка: Какие вы молодцы, ребята! Вы хорошо знаете правила дорожного движения! Теперь я за вас спокоен. Я знаю точно, что с вами ничего не случится. И я всё понял и обещаю выучить правила дорожного движения и поведения. И никогда их больше не нарушать. До свидания!

Учитель: Давайте все, вместе произнесём девиз!   

Девиз: Чтоб жить, не зная огорчения,

Чтоб бегать, плавать и летать,

Ты должен правила движения

Всегда и всюду соблюдать.

Учитель: Ребята, чтобы попасть на следующую станцию, нам надо правильно перейти дорогу. Что нам поможет правильно перейти дорогу (пешеходный переход, светофор).

Дети переходят дорогу подходят к столам.

Игра: «Гаражная зона»

Учитель: Ребята, каждый подошёл к своему гаражу. Вы были пассажирами, пешеходами, теперь будите водителями. Поставьте машину на середину дороги (машина поехала вверх, влево, вниз на одну клеточку, вниз, вправо на одну клеточку, вправо - гараж).

Улица «Волшебная»

Учитель: Посмотрите, ребята, здесь какие-то цветы. Давайте попробуем их опустить в воду и понаблюдать, что же произойдет (эксперимент: цветы раскрываются, дети называют дорожные знаки которые изображены в сердцевинах цветов).


Обобщение

Учитель: Посмотрите на план – карту. Мы с вами везде побывали. Все задания выполнили? Вам понравился город Светофорово? Дети делятся своими впечатлениями.


Учитель:

Пусть движутся потоками машины,

Водители спокойствие хранят

Ведь правила дорожного движения едины-

Для взрослых пешеходов и ... (ответ детей: Ребят)

Учитель: А пришлось ли вам столкнуться с какими-нибудь трудностями при выполнении заданий? Какие задания были для вас лёгкими? (ответы детей).

Я хочу вам предложить в свободное время нарисовать рисунки, в которых вы изобразите свои впечатления от нашего путешествия.

Учитель: Садимся в автобусы и возвращаемся в школу, в наш 2 класс.


Итог.  Рефлексия

Учитель: Ребята, вам понравилось путешествие? Что вам запомнилось больше всего? Где на практике можно применить полученные знания? (краткий опрос по занятию).

Учитель: Молодцы! Все были находчивыми, внимательными пешеходами, водителями.

Спасибо за урок!

Краткий анализ занятия: В ходе образовательной деятельности было достигнуто главное – дошкольники не только закрепили правила дорожного движения и основные правила личной безопасности, но и смогли объяснить необходимость их применения в экстремальных ситуациях.

Данное мероприятие с младшими школьниками на практике показывает своё преимущество и эффективность.


Список используемой литературы

  1. Авдеева Н. Н, Князева О. Л, Стеркина Р. Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей школьного возраста. – М. : ООО «Изд. АСТ - ЛТД», 1998.

  2. Голицина Н.С., Люзина С.В., Бухарова Е.Е. «ОБЖ для младших школьников». Изд. «Мозаика-Синтез», М., 2012.

  3. Горбатенко. О.Ф. «Комплексные занятия с детьми 7 - 8 лет», Изд.2-е. доп. Учитель 2012.

  4. Детский сборник Пони Машка. «Изучаем правила дорожного движения», 2008.

  5. Добряков В.А. «Три сигнала светофора», М. Просвещение, 1978.

  6. Извекова Н. А, Медведева А.Ф. «Правила дорожного движения для детей младшего школьного возраста», под ред.  Е.А. Романовой, А.Б. Малюшкина. - М.:ТЦ Сфера, 2007.

  7. Майорова Ф.С. «Изучаем дорожную азбуку», М.; 2006.

  8. Саулина Т.Ф. «Три сигнала светофора. Ознакомление с правилами дорожного движения». Библиотека Программы «От рождения до школы» Изд. «Мозаика-Синтез», М., 2011.

  9. Степаненкова Э. Я. Школьникам - о правилах дорожного движения. - М. :1978.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!