Тема | Религия |
Цель | Раскрыть сущность религии, познакомиться с особенностями религиозных верований |
Задачи | Узнать о функциях, признаках и роли религии в жизни общества. Дать определение религии, его сущности Раскрывать основные термины и понятия по теме Дать оценочные суждения о религии и атеизму |
Формируемые УУД | Личностные: Уметь правильно и осознанно планировать и составлять свою познавательную деятельность Проявление эмоционального отношения к учебно- познавательной деятельности Мотивировать учащихся на продуктивное участие в жизни общества; Способность анализировать различные жизненные ситуации по теме и находить способы их решения. Владение навыками рефлексии как осознания уровня своего знания и незнания Предметные: Осознавать в чем заключается сущность религии Иметь представления о понятиях «вера», «религия» Способность сформулировать учебные цели и задачи с помощью учителя Планировать и прогнозировать свои действия Уметь решать познавательные задачи, извлекать нужную информацию по заданной теме Уметь выявлять область знания и незнания Метапредметные: Развитие навыков продуктивного сотрудничества с учителем и сверстниками в различных учебных ситуациях, учитывать их позиции Формирование готовности к саморазвитию Умение планировать свою деятельность Умение следовать нормам и правилам ведения диалога Умение четко излагать свою точку зрения |
Методы и формы обучения | Методы: поисковый, частично- поисковый; стратегия смыслового чтения «Знаю. Хочу узнать. Узнал» Формы работы: дискуссия; групповая, парная, фронтальная, самостоятельная работа; работа с учебником; взаимопроверка; самооценка. |
Основные понятия | Религия, мировые религии, теизм, атеизм, тотемизм, фетишизм, анимизм, мифология, культ |
Ресурсы: 1.Основные 2. Дополнительные | Обществознание: Рабочие программы: Предметная линия учебников под ред. Боголюбова Л.Н.: 8-9 классы /Боголюбов Л.Н., Городецкая И.И..- М.: Просвещение, 2019.- (ФГОС) Обществознание. 8 класс; учебник для общеобразвательных учреждений / Боголюбов Л.Н., Городецкая И.И..- М.: Просвещение, 2019 Словарь для религиозных терминов Ширяев В.Л. |
Оборудования. Организация пространства | Компьютер, проектор, экран, слайд - презентация «Религия», оценочные листы, рабочие листы |
Структура урока | Самоопределение к деятельности (2 мин) Актуализация знаний (3 мин) Постановка учебной задачи (4 мин) Решение учебной задачи (открытие нового знания) (18 мин) Первичное закрепление (4 мин) Включение новых знаний в систему знаний и повторение (4 мин) Рефлексия (3 мин) Домашнее задание (2 мин) |
План урока | Что такое религия и его сущность Мировые религии Функции религии Формы религии Признаки религии |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
Самоопределение к деятельности Цель. Вовлечение обучающихся в учебную деятельность | Проверка к готовности к уроку Свой урок начинаю с эпиграфа: « К Богу приходят не экскурсии с гидом, а одинаковые путешественники» В. Набоков Проверяю у обучающихся наличие учебных принадлежностей; Раздаю в начале урока детям оценочные листы, где указаны баллы за каждое задание на уроке, рабочие листы, где находятся задания для выполнения и карточки (Приложение 1) (слайд 2) Желаю каждому успехов в работе на уроке, чтобы каждый смог для себя понять, что нового он узнал, что понял, что его заинтересовало (слайд 3) | Оценка готовности к уроку учащиеся отмечают свою готовность к уроку | Знания, умения ориентиры, которые необходимы для выполнения учащимся различных социальных ролей | Умение анализировать различные жизненные ситуации. Способность находить оптимальные способы деятельности и модели поведения на основе социальных ролей. Способность анализировать свои учебные достижения и давать им оценку |
Актуализация знаний Цель. Передача знаний и воспроизводство способов действий, необходимых для открытия новых знаний. Выявление своего уровня знания и незнания | Создаю ситуацию для организации учащимся деятельности, направленную на открытия нового знания Заранее дала одному ученику (выучить стихотворение) (Приложение 2) После прочтения стихотворения организую групповую работу с проблемными заданиями и вопросами для определения темы урока с помощью терминов и определений. Ребята, я предлагаю вам послушать стихотворение и ответить на вопросы: Что же такое Религия? Какие характерные черты лежат в основе определения сущности религии? Знаете ли вы такие понятия как: Атеизм, Теизм? (слайд 4) Так, как же мы назовем тему нашего урока? Уточняю и записываю тему урока на доске. Правильно. Тема нашего урока – Религия (слайд 5) | Выполняют задания. Показывают результаты, сопоставляют с целью Учащиеся вспоминают ранее изученный материал, определяют его значимость, высказывают свои мысли и точку зрения Работа в группе. Чтение стихотворения Предлагают версии, составляют план деятельности Групповая формулировка ответа на данные вопросы и определение темы урока На оценочные листы заносят результаты своей деятельности | Иметь представление о духовной сфере общества, знание признаков «Духовной сферы общества», ее ключевых понятий Умение работать в группе, взаимодействовать друг с другом, участвовать в дискуссии, вести диалог, высказывать свою точку зрения | Уметь правильно и осознанно организовывать свою учебно- познавательную деятельность, от постановки цели до получения результата Уметь публично выступать, следуя всем этическим нормам и правилам введения диалога. Способность решать разные познавательные задачи на оценку своих достижений |
Постановка учебной задачи Цель. Умение определять и формулировать проблему ,цель и тему для изучения | Создаю условия для формулирования проблемы и цели для выявления знаний, которые не хватают для решения проблемы. Давайте подберем слова, которые подходят к пониманию слова «религия»? Предлагаю выполнить небольшое задание, чтобы ответить на этот вопрос Использую метод смыслового чтения: «Знаю. Хочу узнать. Узнал» Предлагаю учащимся написать на листочках слова-ассоциации, связанные с религией (устаиваю «Мозговой штурм») Работа в группе Учащиеся группируют похожие понятия и называют признаки, по которым их объединили. Ребята работают у доски, пишут все идеи, которые у них появились Затем, они заполняют таблицу на рабочих листах, которые раздала до начала урока (Приложение 3) (слайд 6) Потом предлагаю учащимся выявить вопросы, на которые они хотели бы получить ответы в ходе урока Я говорю, что это и будут наши цели нашего урока. Определяем задачу: Зачитываем вопросы, что дети поставили в графе «Хочу узнать» и вместе определяем Задачи урока: 1.Узнать о функциях и роли религии в жизни общества. 2.Дать определение религии, его сущности 3.Раскрывать основные термины и понятия по теме 4.Дать оценочные суждения о религии и атеизму | Ставят проблему, обозначают области знания и незнания Работают в группе. Учащиеся пишут на листочках слова-ассоциации, связанные с религией Группируют понятия по: Обряды Правила поведения Символы Влияние на общество Религиозные направления Отношение к религии Делают записи на доске Другие учащиеся дополняют Заполняют таблицу Составляют список вопросов Остальные дополняют На оценочные листы заносят результаты своей деятельности | Способность взаимодействовать друг с другом в ходе групповой работы, умение вести дискуссию и диалог со сверстниками, аргументировать свою точку зрения и отстаивать свою позицию | Способность планировать и свои действия, формулировать учебную задачу с помощью учителя; уметь определять область знания и незнания Правильно излагать свою точку зрения Учитывать позиции других участников Умение плодотворно взаимодействовать и общаться в процессе деятельности Уметь оценивать свою работу и работу группы |
Решение учебной задачи (открытие нового знания) Цель. Открытие нового знания о религии как одной из форм культуры | Создаю ситуацию решения учебной задачи 1. Даю определение понятию «Религия» (слайд 7 ), даю детям записать в тетради два определения. Сравниваем понятия и анализируем в ходе беседы, даем обобщенное понятие религии, раскрываем ее смысл и сущность. Разбираю с детьми понятия теизм, атеизм, тотемизм, фетишизм, анимизм (понятия на слайде) 2.Заранее дала опережающее задание нескольким ученикам по теме «Мировые религии»: 1 ученик выступает с сообщением по теме «Христианство» 2 ученик – «Ислам» 3 ученик – «Буддизм» 3. Функции религии Даю детям заполнить таблицу. (Работа с учебником). Таблица у них уже есть в рабочих листах (Приложение 4) (слайд 8) 4.Формы религии. Предлагаю учащимся просмотреть видеоролик дать определения понятиям теизм, атеизм, тотемизм, фетишизм, анимизм, мифология, культ и записать в тетради 5. Признаки религии Предлагаю детям работу в паре. В ходе работы направляю детей | Осуществляют поиск необходимой информации Записывают в тетради понятия Сравнивают понятия и анализируют Дают определение религии, ее смысла и сущности Записывают понятия в тетради Делают сообщения Вступают в дискуссии Отвечают на вопросы учителя Задают друг другу вопросы Самостоятельно работают с учебником, извлекая нужную информацию Заполняют таблицу и одновременно и графы в другой таблице «Узнал», « Хочу узнать» Смотрят видеоролик и делают записи в тетради Работают в паре Анализируют полученную информацию в ходе урока, сопоставляют, анализируют и делают выводы, записывают в тетради На оценочные листы заносят результаты своей деятельности | Умение искать и находить необходимую информацию в различных источниках, правильно ее использовать, анализировать и делать из всего найденного выводы. Знание основных норм и нравственных понятий, а также, понимание их роли как регуляторов общественной жизни | Способность правильно и рационально планировать свою учебно- познавательную деятельность. распределять свое время. Умение выполнять задания на излечение и поиск необходимой информации по заданному вопросу в различных источниках, перевод информации из одного русла и системы в другую. Уметь правильно оценивать свою деятельность, давать оценку своим достижениям. |
Первичное закрепление Цель. Умение выполнять задания по заданному алгоритму | Разноуровневые задания с самопроверкой У детей на столе лежат конверты с заданиями из которых надо выбрать задания для себя. Заранее говорю, что если дети хорошо разобрались с темой и готовы выполнить задания повышенного уровня, пусть берут задание на красном листе; (слайд 9 -10) если они изучили материал в рамках школьного учебника – пусть берут задание на белом листе; Если детям еще трудно работать с терминами по данной теме – пусть берут задание на зеленом листе. (слайд11) Подписывают листы и выполняют работу, отмечая ответы. Проверяем ответы по слайду (слайд 12) | Выполняют тестовые задания на выбор Осуществляют взаимопроверку На оценочные листы заносят результаты своей деятельности | Уметь анализировать, сравнивать, подводить итоги. Уметь прогнозировать результат Умение внести изменения в план в случае несоответствия с эталоном (коррекция) Определение и осознание усвоенного Способность преодолевать препятствия (саморегуляция) | Умение осуществлять классификации Устанавливать причинно - следственные связи Структурирование информации |
6. Включение новых знаний в систему знаний и повторение Цель. Обобщение знаний и способов действий, повторение ранее усвоенных ЗУНов | Даю детям выполнить задания на повторение и закрепление изученного материала Учащимся предлагаю прочитать текст на рабочих листах после прочтения провожу блиц - опрос (слайд 13) Затем, предлагаю обсудить поговорку (слайд 14) | Выполняют задания Самостоятельная работа Самопроверка по критериям Блиц - опрос по критериям Блиц-опрос. После обсуждения отвечают на вопросы На оценочные листы заносят результаты своей деятельности | Уметь анализировать, сравнивать, подводить итоги. Уметь прогнозировать результат Умение внести изменения в план в случае несоответствия с эталоном (коррекция) Определение и осознание усвоенного Способность преодолевать препятствия (саморегуляция) | Умение выполнять задания на оценку своих учебных достижений |
7. Рефлексия Цель. Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | Провожу дискуссию для осмысления учащимися полученных результатов по изучению темы, способов достижения, соотношения целей урока с полученным результатом и личного вклада в коллективную работу. Какие вопросы мы раскрыли в ходе урока? На все ли вопросы мы смогли ответить? Какие вопросы остались без ответа? Где можно найти ответы на эти вопросы? Что помешало работать более продуктивно? А что помогло достичь результаты? Чему научились на этом уроке? Что больше всего понравилось на уроке? В чем вы видите полезность и важность полученных результатов? (слайд 15) Хочу закончить урок строками из стихотворения: Поймите! Бог – не ритуал, Не словоблюдье, песнопенья, Бог –состояние Любви! Любви ко всем, без Исключений! (слайд 16) Я вас благодарю за активную и плодотворную работу на уроке! | Беседуют с учителем Анализируют, осмысливают и проговаривают свои достижения Если остались неясные, нераскрытые вопросы - проговаривают Выявляют, что помогло и помешало достичь желаемого результата на уроке Проводят анализ оценочных листов | Понимают значение знаний для человека и принимают его. Прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала Обнаруживают и формулируют выводы | Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения Формирование способности к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме (отношение к религии и атеизму, осознание своего конституционного права на свободу совести, осознание своего места в поликультурном мире) Отношение к человеку, его правам и свободам как высшей ценности |
8 . Домашнее задание | Прочитайте параграф 20 по учебнику Задание на выбор: Задание 3 на стр.75 Сообщения, доклады по теме «Современные религиозные обряды» 3.Подготовить презентацию по теме: «Виды религии» (Слайд 17) | Выбирают задания по уровню сложности | Умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой информации | Определение сущностных характеристик изучаемого явления, поиск и извлечение нужной информации по заданной теме из различных источников, перевод информации из одной знаковой системы в другую |
Лист оценивания ученика (цы) 8 кл Ф.И.О.__________________________________________________ Тема____________________________________________________