СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторская разработка, посвященная 305-летию М.В.Ломоносова

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Авторская разработка в виде сценария проведения внеклассного вероприяти, посвящённого 305-летию Михаила Васильевича Ломоносова, которое отмечалось в ноябре 2016года

Просмотр содержимого документа
«Авторская разработка, посвященная 305-летию М.В.Ломоносова»

Гордость Русской науки.

К 305-летию Михайло Ломоносова посвящается.

На экране 1 слайд: «Жалею только о том, что не мог я совершить всего того, что предпринял я для пользы Отечества, для приращения наук и для славы Академии» -таковы предсмертные слова М.В.Ломоносова.

Вед.: О каких же несовершённых делах сожалел этот российский Геракл, ведь список его открытий и подвигов столь велик, что современный человек с трудом может вместить их в пределы одной короткой – 54 года – жизни, из которых отдано науке всего-то около тридцати.

На экране 2 слайд: Фотография М.В.Ломоносова, на фоне которой звучат стихи Н.А.Некрасова:

Ну, пошел же, ради бога!

Небо, ельник и песок -

Невеселая дорога...

- Эй, садись ко мне, дружок!


Ноги босы, грязно тело,

И едва прикрыта грудь...

Не стыдися! что за дело?

Это многих славный путь.


Вижу я в котомке книжку.

Так учиться ты идешь...

Знаю: батька на сынишку

Издержал последний грош.


Знаю: старая дьячиха

Отдала четвертачок,

Что проезжая купчиха

Подарила на чаек.


Или, может, ты дворовый

Из отпущенных?.. Ну, что ж!

Случай тоже уж не новый -

Не робей, не пропадешь!


Скоро сам узнаешь в школе,

Как архангельский мужик

По своей и божьей воле

Стал разумен и велик.


Не без добрых душ на свете -

Кто-нибудь свезет в Москву,

Будешь в университете -

Сон свершится наяву!


Там уж поприще широко:

Знай работай, да не трусь...

Вот за что тебя глубоко

Я люблю, родная Русь!


Не бездарна та природа,

Не погиб еще тот край,

Что выводит из народа

Столько славных то и знай, -


Столько добрых, благородных,

Сильных любящих душой,

Посреди тупых, холодных

И напыщенных собой!


На экране 3 слайд, иллюстрирующий текст.

Вед.: Славный муж Российской Императорской Академии наук, химии профессор, господин Михайло Васильевич Ломоносов родился 8(19) ноября 1711 года в Архангельской губернии Куростровской волости в деревне Мишанинской в семье помора. Его уму, острому, живому, пытливому, всё вокруг казалось чудным и дивным. Сколько спит, столько молчит.


Выступление 5 класса.

- Татка, у солнца свет самородный?

- На солнце риза царская и корона. То и светит.

- А звёзды? Маменька сказывала: лампады ангельские…

- Ну да! Звезда бы на Холмогоры пала, весь бы город покрыла!

- А молния?

- Это бог тянет лук крепко и стреляет метко. Где увидишь дерево или камень грозой обожжённые, там в песках стрелу ищи.

- А край земли близко ли? А пошто немцы говорят несходно с нами?

- Ужо в грамоту тебя отдам учиться. Там и толкуй, что откуль. Порато ты у меня любопытен.

- Ну и сын у тебя, Василий Дорофеевич! – дивился сельский дьячок. –Сколько учится, столько меня учит. Неладно-де называть «собака», надо – «солбака». Бог-де человека создал, и не понравилось, что лоб велик… Лишек от лба отнял и в том собаку сделал. Потому собака и умна, что со лба… Филолог!


Вед.: Шли годы. Михайло перечитал все церковные книги, что были под рукой

На экране 4 слайд, иллюстрирующий текст.

Ломоносов: У мужиков разговор: «Почём хлеб, да почём рыба?» У баб: «Кто где женился, богату ли взял?». А книга моя беседует мне: «Разумей читать книги природы, живую грамоту. Подивися , как из малого семени вырастает великий дуб. Поразмысли чудное устройство тела твоего: глаз, орган тончайший хрупкого стекла, безопасно прибран в чашку костяную. И ресницами от пыли загорожен; и бровями от поту со лба защищён».


Вед.: Новые мысли, новые вопросы рождались в молодом уме. Михайло начал пытать у многограмотных людей, нет ли таких книг, где бы протолковано было о дубах и семенах, о звёздах и о теле человека. Городские грамотеи отвечали, что о звёздах и о небе трактует наука астрология. А человеческим телом ведает антропология купно с медициною.


На экране 5 слайд, иллюстрирующий текст.

Вед.: Михайлушко любил природу, его интересовало всё, он уже знал, что материна самопрялка крутится не так просто, а по законам науки – механики и физики. Он пристрастился делать модели кораблей и мельниц, смастерил стенные часы с боем. Михайле исполнилось 19 лет. Осенью 1730 года он упал отцу в ноги.


Выступление 8 класса:

- Государь мой, татенька, Василий Дорофеевич, пусти в Москву учиться!

-Люди меня давно ума доводили и мне говорили: сын взгляду отцова должен бояться, от взгляда с ног падать. А у вас-де с сыном дружба-приятство… Добра-де не жди. Так и вышло: думал с сыном век вековать, а приходит: век горевать.

- Татенька! Ужели ты произволяешь детищу своему лучше быть враг, нежели друг?

- Как это враг? А для кого я потом кровавым дом и всё богатство наживал? Для тебя! Кому оставлю? Тебе! Миша, погляди-ко, руки-те отцовы… как крюки! Сколько я на веку работы снёс! Ужели отцовы труды людям под ноги бросишь?

- Татенька, Василий Дорофеевич, государь, благослови в Москву учиться.

- Ну, сын, воля твоя… Люди-те, люди-те что скажут: «У Василия Дорофеевича сын по миру пошёл скитаться…»

- Татенька не плачь! Воля твоя…

- Нет, сын, ты с отца волю снял!


На экране 6 слайд, иллюстрирующий текст.

Вед.: Той же зимой Михайло ушёл из дома с рыбным обозом. Снёс на себе шубу да кафтан, да три рубля денег. В Москве он отыскал земляка холмогорца. Тот и привёл его в славяно-греко-латинскую Академию. Впоследствии отец архимандрит, ректор академии удивлялся:


На экране 7 слайд, иллюстрирующий текст

Ректор: Преудивительно! У нас ребята от учения как от заразы бегают. Дубьём не можем приневолить, а этот ради наук с Белого моря прибежал!


Вед.: Михайло ног под собой не чуял от радости. Низшие классы он прошёл в один год. Через год умел уже сочинять латинские верши – стихи. Михайло быстро одолевал класс за классом. Был первым в богословии и в философии, в красноречии и в поэзии. Но в Москве не оказалось тех наук, ради которых он сюда прибежал. Ни физика, ни механика, ни астрономия, ни иные науки, объясняющие природу и её явления в школе не преподавались.

Дальше последовала Петербургская Академия Наук. Уже несколько лет правительство отыскивало подходящих, знающих людей для научно-приисковой экспедиции в Сибирь. Не хватало химика, знающего горное дело.


На экране 8 слайд, иллюстрирующий текст.

Единственный знаток горного дела профессор Генкель во Фрейберге, в Германии посоветовал: «Пошлите ко мне студента посмышлёнее. Я обучу его горному делу и металлургии». Ломоносов поплыл за границу. Это случилось в 1736 году.

Иногда наш прокурат вспоминал отца, Родину. Тогда шёл в тихий домик ротмана Цильха. Старик, ежели не заседал в ратуши, клевал носом над Библией. Дочка Лизхен вязала, шила, гладила, крахмалила… Михайлушко помолчит и спросит:


Выступление 6 класса.

- Для чего гладите Вы это белое, столь нарядное платье?

- Я глажу это нарядное платье для того, чтобы надеть в воскресенье, если к нам придёт в гости господин Ломоносов. Но я выгладила ещё много маленьких белых платочков.

- Для чего гладите многие белые платочки?

- Я утираю ими слёзы радости, когда слышу об успехах господина Ломоносова в науках.


Вед.: В феврале 1739 года М.В.Ломоносов женился на Елизавете-Христине Цильх. Весной был получен вызов из России, и на первых кораблях, по распуте, поплыл счастливец в Россию.


На экране 9 слайд, иллюстрирующий текст.

Вед.: При Академии Ломоносов устроил физическую и химическую лабораторию. Не было приборов, не было посуды для опытов.


Выступление 10 класса.

Лаборатория Ломоносова. Прохор – слуга, земляк Ломоносова – вытирает стол.

- Кажись всё в порядке, Михайло Васильевич – человек простой и по натуре добрый, но беспорядка не прощает.

Входит Ломоносов.

- Жив ещё Прхор Иванович?

- А что со мной могло поделаться, Михайло Васильевич?

- Я вот думаю над причинами нашей последней неудачи по окраске стекла и составил новый рецепт.

- Но ведь мы с Вами сделали уже более трёх тысяч опытов.

- Что же поделаешь, возможно, и ещё три тысячи сделать придётся

- Зачем же мы тратим на них столько времени, денег и энергии, когда можно поехать в Германию и купить там готовые рецепты.

- Нет, дорогой мой, покупать рецепты в чужих землях было бы чистым безумием. К тому же не только об окраске стекла идёт речь в сём случае. Наши опыты должны раскрыть науке тайну образования окрасок вообще.


На экране 10,11,12 слайды, иллюстрирующие текст, на их фоне слова ведущего: Изготовляя цветное стекло на заводе, Ломоносов вспоминал виденные им на стенах древних киевских церквей прекрасные мозаичные иконы.


Вед.: А сейчас давайте заглянем на одну научную конференцию, посвящённую наследию ломоносова.


На сцене участники конференции, перед каждым табличка, возле председателя – графин и стакан с водой. Общий гул.


Председатель: Внимание. Послушаем выступления участников конференции.

Астроном (на экране 13 слайд):

Я утверждаю, что Ломоносов был астрономом. Он навсегда утвердил своё имя в нашей науке, открыв атмосферу на Венере. Он сконструировал однозеркальный телескоп нового типа и так называемую ночезрительную трубу для видения в темноте.

Художник (на экране 14 слайд):

Ломоносов создал не только великолепное панно «Полтавская баталия», но и один из наиболее выразительных портретов Петра 1. Смотрите сами.

Лингвист(на экране 15 слайд):

Разрешите две цитаты: «Языка нашего небесна красота…» и о русском языке: «В нём великолепие испанского, живость фламандского, крепость немецкого, нежность итальянского, … краткость греческого и латинского». Ломоносов составил «Российскую грамматику», выдержавшую 14 изданий и не потерявшую своего значения и сейчас. Итак, заявляю, Ломоносов – лингвист!

Металлург (на экране 16 слайд):

Позвольте, а как же металлургия без Ломоносова?! Посмотрите, вот обложка его знаменитой книги «Первые основания металлургии, или рудных дел». Сколько поколений отечественных металлургов учились по этой книге!

Демограф (на экране 17 слайд):

Минуточку! Не меньшей известностью пользовалось вышедшее в 1760 году сочинение «Краткая Российская летопись с родословием». Кстати, здесь большое внимание обращено на борьбу с детской смертностью и расширением медицинской помощи населению.

Географ (на экране 18 слайд):

Однако, прошу вас не забывать, что официально с 1758 года Михаил Васильевич Ломоносов возглавлял именно Географический департамент Академии наук, в котором готовили русских картографов и геодезистов.

Поэт (на экране 19 слайд):

Разрешите мне. Послушайте:

…в средине жаждущего лета.

Когда томит протяжный день,

От знойной теплоты и света

Прохладна покрывает тень

Даже научные труды он часто излагал стихами. Белинский называл Ломоносова «Отцом русской поэзии»

Вед.: Поверьте, каждому из них есть что сказать. Но сам Ломоносов, когда речь заходила о его профессии, отвечал, не задумываясь: «Химик». До Ломоносова химию считали не наукой, а лишь химическим искусством. После же его работ искусством её не называл никто.

История этой науки открывается золотой страницей, имя которой – ЛОМОНОСОВ.

Ломоносов – это гений, талант, энциклопедист.

Пётр Великий говорил: «Я предчувствую, что россияне когда-нибудь пристыдят самые просвещённые народы успехами своими в науках, неутомимостью в трудах и величеством твёрдой и громкой славы».


На экране 20 слайд:

Звучит голос Ломоносова:

О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовет от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!