СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторская разработка открытого мероприятия ко Дню учителя

Нажмите, чтобы узнать подробности

жщпо уждор длкрлоаи лоурвалопвлоау луорлоырвлравлрыво раывлралвыо рав лаопалоплапло пловплыовр лоплоыврп сло рпслор слорфыловпс

Просмотр содержимого документа
«Авторская разработка открытого мероприятия ко Дню учителя»

Конспект открытого урока по истории России в 6 классе

Тема урока

"Нашествие с Востока".

Тип урока

Изучения нового материала.

Образовательные ресурсы

  • Презентация урока "Нашествие монголо-татар на Русь".

  • Кейсы№1, 2.

  • Видео «Битва на Калке»

  • Сообщения обучающихся

  • Тест

  • Учебник Данилов А.А. История России. С древнейших времен до конца XVI века. 6 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений-М., 2013

План урока

1.Монгольская империя Чингисхана.

2.Сражение на Калке.

3.Походы Батыя на Русь

4. Подведение итогов

5. Рефлексия

Цели и задачи урока

  • Цель: познакомить обучающихся с началом монголо-татарского нашествия на Русь, битвой на реке Калке  1223 года, причинами поражения русских войск.

  • Задачи:

Образовательные: создание условий для знакомства учащихся с ходом монгольского нашествия, определения причины поражения русских княжеств от войск Чингисхана;

формирование умений самостоятельно работать с учебным материалом, анализировать его и делать выводы.

Развивающие: развитие познавательных процессов, памяти, мышления; развитие наблюдательности, внимания, способности анализировать, делать выводы; развитие умения высказывать и доказывать свои утверждения, навыков устной речи; коммуникативных навыков работы; развитие интереса школьников к изучению истории.

Воспитательные:

- воспитание чувства патриотизма и гордости за подвиги своих предков;

- содействие рациональной организации труда;

- воспитание уважения к мнению одноклассников и умения слушать другого;

- формирование у учащихся положительной мотивации к учению.

Формы и методы, технологии обучения

Методы: проблемная беседа, проблемный вопрос, кейс - стадии, составление опорного конспекта, тесты, индивидуальные задания, наглядный метод.

Формы: общеклассная, групповая, индивидуальная

Технология: проблемно-развивающая технология обучения.

Приемы: вопросно-ответное взаимодействие преподавателя и учащихся, которое основано на системе вопросов (проблемных, информационных), подсказок, указаний, монологических вставок.

Основные даты, понятия и термины

1223 г. - битва на реке Калке

1237 г. – разорение Рязанского княжества монголами

1238 г. – разорение Владимирского княжества монголами и взятие города Торжка Новгородской губернии

1238 г. - сражение у небольшой крепости Козельск

1240 г. – захват Киева

Планируемые образовательные результаты

Научатся находить достоверную информацию в исторических источниках, необходимую для решения учебных задач.

Научатся представлять информацию в опорном конспекте.

Умение работать в группе.

I. Организационный (2 -3минуты)

Знакомство с темой, задачами деятельности, мотивационная настройка;

-Здравствуйте, садитесь. Ребята, сегодня у нас вами непростой урок. Сегодня на уроке у нас присутствуют гости.

(стук в дверь и входит глашатай, и зачитывает отрывок из летописи 13 века) (3 минуты)

  • Погружение в проблемную ситуацию.

-Здравствуйте, ребята, спешу сообщить вам весть. Послушайте!

«О, светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская! Многими красотами прославлена ты: озерами, реками и источниками местночтимыми, горами, крутыми холмами, чистыми полями, дивными зверями, бесчисленными городами великими, селениями славными, садами монастырскими, храмами божьими и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими. Всем ты преисполнена, земля Русская!»

«Погибло огромное количество людей, множество было уведено в плен, навсегда исчезли с лица земли могучие города, уничтожены драгоценные рукописи, великолепные фрески, утрачены секреты многих ремесел..." Подумайте же, о чем говорится здесь?

Учитель: - Ребята, как вы думаете, о каком важном событии в истории Русского государства мы будем с вами сегодня говорить?

  • Знакомит с темой занятия.

«Нашествие монголо-татар на Русь». (Слайд)

Сформулируйте цели нашего учебного занятия. В этом нам помогут слова: (Слайд)

  • Узнать…о монголо-татарах и их нашествии на Русь

  • Определить…причины поражения киевской Руси

  • Создать…опорный конспект

II. Основной (25минут)

1. Создание державы Чингисхана. Сражение на Калке и походы Батыя на Русь.

- Сегодня мы с вами будем работать в творческих группах. И Вы все сегодня являетесь исследователями истории. Каждой группе даны документы - кейсы. Вам нужно изучить документ № 1 и найти ответы на поставленные вопросы. На работу у вас 3 минуты.

Кейс№1.1 В начале XIII в. в Центральной Азии возникло новое государство - Монгольская империя. Объединение монгольских племен в немалой степени было вызвано изменением климатических условий местности, где проживали монголы. XI и XII вв. были благоприятными для монголов. Длительный период влажных лет в восточной степи привел к тому, что умножились стада, а, следовательно, одна и та же территория могла прокормить больше людей. Произошло увеличение населения в Монголии. Однако в конце XII в. климат стал постепенно меняться в сторону ухудшения, стал более засушливым. Кочевое скотоводство стало малопродуктивным, в степи стало много избыточного населения. Началась обычная в таких условиях борьба с соседями за пастбища, а также вторжения на земли соседей-земледельцев.

Вопрос: что заставило монголов покинуть места проживания? Укажите две причины. ( изменения климата, перенаселенность)

Кейс № 1.2. Огромную роль в создании Монгольской империи сыграл Темуджин. Железная воля, властолюбие и целеустремленность позволили Темуджину собрать монголов в единое политическое целое и спаять общество на основе т. н. закона Чингисхана - Яссы. На съезде монгольской знати (курултае) в 1206 г. создатель империи Темуджин (Темучин) был провозглашен великим ханом всех монголов и принял имя Чингисхан. Монгольская империя оказалось исключительно боеспособной и жизнеспособной. Чингисхан силой объединил под своей рукой всех монголов, некоторые соседние племена и на основе родового признака создал войско, которому в XII - XIII вв., в среднеазиатских государствах, на Руси и в Европе равных не было. В последующие годы монгольские отряды подчинили себе окрестные народы, беспощадно уничтожая всех непокорных. В середине 20-х гг. XIII в. в состав монгольского государства вошли Северный Китай, Средняя Азия, Северная Индия.

Вопрос: какова роль Темучина-Чингисхана в создании империи Монголов? (объединил, создал войско, расширил территорию)

Кейс № 1.3.Рядовой единицей монгольского войска была десятка - семья, ближайшие родственники одной юрты, одного аила. Потом следовала сотня, в нее входили люди одного рода. Тысяча могла объединять два или три аила, далее шла тьма - десятитысячный отряд. В войске Чингисхана действовала Ясса: если в бою кто-то из десятки побежит от врага, то казнили всю десятку; если в сотне побежит десятка, то казнили всю сотню, если побежит сотня и откроет брешь врагу, то казнили всю тысячу. Основную ударную силу монголов составляла конница. Каждый воин имел два-три лука, веревочный аркан, топор, хорошо владел саблей. Лошадь воина покрывалась шкурами для защиты. Голову, шею и грудь воина защищали железный или медный шлем, панцирь из кожи. Монгольская конница на своих низкорослых выносливых конях могла проходить в сутки до 80 км, а с обозами, стенобитными, огнеметными орудиями - до 10 км.

Вопрос: назовите условия высокой боеспособности монгольской армии (четкое разделение и подчинение, дисциплина, хорошее вооружение)

Кейс № 1.4 К 1211 г. монголы завоевали землю бурят, якутов, киргизов и уйгуров, т.е. подчинили себе практически все основные племена и народы Сибири, обложив их данью. В 1211 г. Чингисхан приступил к завоеванию северного Китая, которое было завершено лишь к 1234 г. Монголы в процессе завоевания заимствовали у китайцев различную военную технику, а также научились осаждать крепости при помощи стенобитных и осадных машин. Китайцы передали монголам и важную науку дипломатии. Монголы одними из первых стали придерживаться принципа неприкосновенности послов, беспощадно карая народы за нарушение этого принципа.

Вопрос: какие преимущества дало монголам завоевание Китая? ( военную технику, дипломатию) Дипломатия — деятельность глав государств, правительств и специальных органов внешних сношений по осуществлению целей и задач внешней политики государств, а также по защите интересов государства за границей

Кейс № 1.5. В 1218 г. татаро-монголы покорили всю Корею. После этого Чингисхан устремил свой взгляд на богатейшие государства Средней Азии. Цель Чингисхана - покорение городов Бухары, Самарканда, Мерва, Ургенча и других. Всё завоевание было совершено за 3 года - 1219-1221 гг. Хорезмшах Мухаммед недооценил силу Чингисхана, вследствие чего вынужден был спастись бегством. В погоню было отправлено несколько туменов под руководством военноначальников Джебе и Субэдея. Монголы огнем и мечом прошли по Северному Ирану, вышли на Кавказ, разрушили несколько древних и богатых городов, разбили грузинские войска, проникли через Ширванское ущелье на Северный Кавказ и столкнулись с половцами. В это время состоялась первая встреча русских воинов с новым врагом и произошла (1223 г.). К концу жизни Чингисхана (1227г.) монголы подчинили огромные территории от Тихого океана на востоке до Каспийского моря на западе.

Вопрос: Какие территории подчинили монголы до вторжения на русские земли? (Среднюю Азию, Кавказ, Северный Иран)

Учитель:- Группы вы готовы? Теперь отвечаем на вопросы.

Учитель: - Итак, мы определились с особенностями армии и империи Чингисхана, посмотрите какое это огромное и сильное государство.

Учитель: - Теперь приступаем к заданию 2. У каждой группы есть Кейс № 2, вам его нужно прочитать и определить 4 качества монголо-татар которые давали им преимущества перед другими народами и странами.

  • Кейс № 2 Причины успехов монголов состояли в следующем: Первая причина - Китай, Средняя Азия и Иран переживали в то время период феодальной раздробленности и не смогли организовать коллективного отпора монголам. Вторая причина - это великолепная военная и политическая подготовка вторжения. Проведя разведку, монголы стравливали народы и раздували междоусобицы. Если удавалось, то монголы занимали ключевые военные посты в армии намеченной жертвы (Хорезм). Тактика завоеваний была отточена до совершенства. По возможности, избегая фронтальных сражений, кочевники разбивали противника по частям, предварительно измотав его непрерывными стычками и налетами.

На доске выстраиваем опорный конспект из преимуществ монголов.

  • Дисциплина

  • Новая техника

  • Единство

  • Военная подготовка

Учитель: -Запишите себе эти причины в листы маршрута.

Учитель: - Теперь мы видим, в чем была сила монголо-татар. А теперь давайте с вами немного отдохнем.

4. Физ. минутка для глаз

5. Битва на Калке

Учитель: - Покорив много стран и территорий, в 1223 году моголы оказались рядом с Древнерусским государством, напали на половцев и те попросили помощи у русских князей. Итогом стала битва на Калке. ( На доске запись 1223 год-запомните эту дату! Битва на Калке) (Слайд)

Учитель: - Просмотрите фрагмент видеофильма «Битва на реке Калке» и определите качества русских воинов. (видео) (3 минуты)

На доске выстраиваем опорный конспект из сильных сторон русских ратей.

Учитель: - Какими же качествами обладали русские воины?

На доске дополняется опорный конспект. Раздел «Сила русских ратей»

- мужество

- героизм

- бесстрашие

- храбрость;

Учитель: -Ребята, почему наши храбрые и бесстрашные русские войска проиграли монголам?

Причины поражения:

- предательство половцев

- славолюбие князя

- разобщенность (записывается на доске под Битвой на Калке) (Слайд)

Учитель: - А как вы думаете, почему же князья были разобщены?

Обучающиеся: у них не было единства из -за раздробленности страны.

Учитель: -Правильно, так получается, что главная сила государства в единстве!

Вот что сказал о единстве Генрик Сенкевич «Благодаря согласию растут малые государства, из-за раздора гибнут великие державы», а Серхио Ортега подкрепил эту мысль высказыванием: «единый народ никогда не будет побежден». Наша сила в единстве!

6. Представление заданий по группам и инсталляция.

Учитель: -А теперь мы с вами переходим ко второй части урока. Каждой группе было дано индивидуальное задание, подготовить сообщение. Давайте проверим, как вы справились с этим заданием.

1 группа. Сообщение (Рязанское княжество)

В декабре 1237г. послы хана потребовали от рязанцев дать десятину, встретив отказ, хан приказал начать вторжение. 21 декабря после пятидневной осады пала Рязань.  Согласно преданию Рязанский боярин Евпатий Коловрат собрал дружину и смело вступил в сражение с войском Батыя. Смельчаки с честью пали на поле боя. Их подвиг поразил татарских военачальников. Взяв Коломну, завоеватели вступили в пределы Владимиро-Суздальского княжества. Захвачены города: Москва, Владимир (7 февраля), Суздаль, Ростов, Ярославль, Переяславль, Юрьев, Галич, Дмитров, Тверь и др. В 1238 году произошло ещё одно сражение – битва на реке Сить, в которой участвовал и белозерский князь Василько.

2 группа. Владимир. В начале февраля 1238 г. Войско Батыя подошло к Владимиру. Князь Юрий оставил столицу и отправился собирать рать. Город закрыл ворота и готовился к отпору. Но слишком, не равны были силы. Татары плотно окружили Владимир, осыпая его стрелами, камнями из катапульт, пустили в ход стенобитные орудия. Чтобы подорвать боевой дух защитников, захватчики согнали под стены города множество окрестных жителей: женщин, стариков, детей. Их, нагих и босых, в январские морозы стали показывать владимирцам. Но город не сдавался. Враг пошел на штурм со всех сторон, и столица Северо-Восточной Руси оказалась в его руках. Княжеское семейство, бояре, духовенство и жители пытались укрыться в храме, который осаждавшие подожгли. Все находившиеся там погибли.



Учитель: - Ребята встаньте около своих мест.

7. Физ.минутка

Влево наклонись, вправо наклонись,

Вниз опустись — вверх поднимись.

А теперь чуть-чуть попрыгай:

Влево, вправо наклонись

И тихонечко садись.


3 группа. Торжок. После опустошения Владимира воины Батыя устремились к Новгороду. Две недели потратил Батый, чтобы овладеть упорно защищавшимся небольшим городом Торжком, он в 100 верстах находился от Новгорода. Жители Торжка запросили помощи. Но богатый и многолюдный Новгород не помог Торжку.

Батый мечтал захватить Торжок, чтобы пополнить запасы зерна, которые хранились в его закромах. Взять город с ходу не удалось, город был хорошо укреплен, на его стенах и воротах защитники наморозили ледяной панцирь. Много дней татары били по стенам Торжка, много раз монголы с гиком и шумом бросались на штурм, гоня перед собой в качестве заслона беззащитных русских пленников. И, наконец, через две недели обессиленный Торжок пал. Однако город был в огне, и закрома тоже горели.



4 группа. Сообщение (Сражение под Козельском).

25 марта 1238 г. Передовой отряд подошел к городу Козельску.

Козельск стоял на круче, омываемой двумя речками. Город надежно укрывали деревянные крепостные стены с башнями и ров глубиной 25 метров. Перед приходом орды козельцы успели наморозить слой льда на стенах и входных воротах.

Татары применили свою излюбленную хитрость. После очередного неудачного штурма они имитировали паническое бегство. Осажденные козельцы, чтобы завершить свою победу, сделали всеобщую вылазку, но были окружены превосходящими силами противника и все перебиты.

5 группа. Киев

В лето 1240г. Пришел Батый к Киеву с великой силой и окружил город, и обнес его частоколом, и был горд в великом стеснении. И нельзя было слышать друг друга в городе от скрипа телег, рева верблюдов, от звука труб …от ржания стад конских и от крика и вопля бесчисленного множества людей. Поставил Батый стенобитные орудия подле городских ворот. Орудия били беспрестанно день и ночь и пробили стены. А горожане устремились на встречу им. И можно было видеть, как ломались копья и разбивались щиты в щепки, не видно было неба за стрелами, всюду лежали мертвые, и текла кровь, как вода. И наступила ночь. Горожане построили новую стену около церкви Святой Богородицы. Наутро же пришли, татары и была злая сеча. И стали изнемогать люди. И вбежали они на церковные своды со своими пожитками, и церковные стены от тяжести рухнули. И взят был город татарами в 6-й день декабря.

Учитель: -Выслушав все выступления групп, можно сделать вывод, что на Руси установилось татаро-монгольское иго.

8. Работа с текстом учебника.

Учитель: -А теперь откройте учебники на стр. 37 и прочитайте пункт «Причины поражения Руси от монголов». Через 2 минуты проверяем задание.

«Причины поражения Руси от монголов» (Слайд)

-Отсутствие единства

-Отсутствие союзников

-Техническая отсталость


Учитель: - Завершая урок, мы можем сказать что, когда Русь боролась с монголо-татарскими завоевателями, она все равно сохранило свое значение – это подвиги, преданность и любовь к Родине.

Учитель: -А сейчас каждый получает индивидуальное задание в виде теста.

7. Закрепление полученных знаний.

1 вариант

  1. Сражение на берегу р.Калка произошло в:

А. 1237г.

Б. 1223г.

В. 1240г.

  1. Первый удар в 1237г. был нанесен по:

А. Новгородской земле

Б. Владимирскому княжеству

В. Рязанскому княжеству

  1. О ком сказал Батый: «Сильно ты повредил мне своей малой дружиной»:

А. о воеводе киевском Дмитрии

Б. об Евпатии Коловрате

В. О половецком хане Котяне



2 вариант


  1. В 1223г. произошло сражение на берегу реки:

А. Калки

Б. Днепра

В. Клязьмы


  1. Первый удар монголы нанесли по Рязанскому княжеству. Это произошло:

А. 1237г.

Б. 1236г.

В. 1238г.


  1. Евпатий Коловрат выступил на защиту:

А. Владимирского княжества

Б. Киевского княжества

В. Рязанского княжества

8.Рефлексия

Сегодня на учебном занятии мы:

Узнали … о монголах, начале нашествия на Русь.

Определили… причины поражения Руси, преимущества монгольской армии.

Создали …опорный конспект урока, который поможет нам при подготовке домашнего задания.

9.Выставление оценок.

10. Параграф 10.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!