СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторская разработка:Обобщение и систематизация знаний по теме "Имя существительное"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Закрепление знаний об имени существительном, как части речи, лексическом значении, грамматических признаках и роли в предложении, одушевленных и неодушевленных существительных. Упражнения в распознавании рода, числа имен существительных.

Обогащение словаря учащихся, развитие навыка употребления имен существительных в речи, в частности сочинении-миниатюре.

Просмотр содержимого документа
«Авторская разработка:Обобщение и систематизация знаний по теме "Имя существительное"»

Тема: обобщение и систематизация знаний об имени существительном.

Цель: Закрепление знаний об имени существительном, как части речи, лексическом значении, грамматических признаках и роли в предложении, одушевленных и неодушевленных существительных. Упражнения в распознавании рода, числа имен существительных.

Обогащение словаря учащихся, развитие навыка употребления имен существительных в речи, в частности сочинении-миниатюре.


  1. Словарь: Летом бродит без дороги

Между сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос.


2.Я черный, красный, желтый, синий

С начинкой твердой в древесине

Я с острым ножичком дружу

И, что хочу, изображу.


3.Висит за окошком

Кулек ледяной,

Он полон капели,

И пахнет весной


4.Каждый год я к вам лечу-

Зимовать у вас хочу.

И еще красней зимой

Ярко красный галстук мой.


5.Ни зверь, ни птица,

А нос, как спица,

Летит-кричит,

Кто его убьет,

Свою кровь прольет.


6.Кто без ног и без свирели,

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней?

Кто же это?


7.Мальчик, который учится в школе?


8.Человек, который выполняет в порядке очереди какие-либо обязанности, например, следит за чистотой в классе.



  1. Вспомним, что ты знаешь об имени существительном:

А) Что обозначает имя существительное и на какой вопрос отвечает?

Б) Как оно изменяется?

В) каким членом предложения обычно является?


  1. Прочитай текст. Найди слова, обозначающие предмет. Какой частью речи они являются?

Затем запишите, подчеркивая имена существительные.


Запылились деревья при дорогах. Тухнет от летнего солнца зелень, и желтые листья появляются в вершинах берез. Приятно пахнут травы в лесу. Воздух напоен ароматом садов, плодов, пасек, скирд, стогов. Кончается жатва.

(Д. Зуев)



  1. Выпишите в одну колонку одушевленные имена существительные (которые отвечают на вопрос кто?), в другую колонку неодушевленные существительные, (которые отвечают на вопрос что?) Имена существительные выписываемой в начальной форме.


У каждого дела запах особый:

В булочной пахнет тестом и сдобой.

Мимо столярной идешь мастерской –

Стружкою пахнет

И свежей доской.

Пахнет маляр

Скипидаром и краской.

Пахнет стекольщик

Оконной замазкой.

Куртка шофера

Пахнет бензином.

Блуза рабочего –

Маслом машинным.

Пахнет кондитер орехом мускатным.

Доктор в халате –

Лекарством приятным.

(Д. Родари)


Ответ: Кто?

Маляр, стекольщик, шофер, рабочий, кондитер, доктор.


Что?

Дело, запах, булочная, тесто, сдоба, мастерская, стружка, доска, скипидар, краска, замазка, куртка, бензин, блуза, масло, орех, халат, лекарство.

Как называется стихотворение? Кто автор? В каком классе изучали?


  1. Проверь себя, умеешь ли ты правильно произносить эти существительные.

Портфель, инструмент, километр, свекла, шофер, случай, договор, столяр, изобретение, молодежь, документ, гражданство, ходатайство.


Запишите слова, обозначая ударение, произнесите их.

Средства, добыча, центнер, партнер, приговор, комбайнер, мастерство.


  1. Прочитайте текст. Укажите имена существительные не имеющие множественного числа и единственного числа. К какой группе по значению относятся?


Летом 1977 г. в Москве впервые в истории состоялся Международный детский фестиваль. Всемирный детский форум обратился к людям земли: «сделайте все, чтобы нигде и никогда не рвались бомбы и снаряды, чтобы все дети ходили в школу».


Единственное число.


Лето (нариц.)

Москва (собст. Географическое название)

Земля (собст.)


Множественное число:

Люди (нариц.)



  1. От данных имен существительных образуйте сначала Им. п. мн. ч., затем Р.п. мн. ч. Запишите образованные формы слов.


Арбуз – арбузы, арбузов.

Яблоко – яблоки, яблок.

Абрикос – абрикосы, абрикосов.

Мандарин – мандарины, мандаринов.

Гектар – гектары, гектаров.

Километр – километры, километров.

Килограмм – килограммы, килограммов.



Томат – томаты, томатов.

Носок – носки, носков.

Рельс – рельсы, рельсов.

Соловей – соловьи, соловьев.

Удалец – удальцы, удальцов.

Чулок – чулки, чулок.

Помидор – помидоры, помидоров.



  1. Определи по (орфографическому словарю) род имен существительных. Составь с ними словосочетания «прилаг. + существительное).


(Известный) имя

(Знакомый) фамилия

(прифронтовой) госпиталь

(Запасной) деталь

(Светлый) лазурь

(Белый) изморозь

(красногрудый) снегирь

(хищный) рысь


2 молодежь

Сотрудничество

Невежество


  1. Прочитай, определи, какую форму глагола следует выбирать, если речь идет о лице ж. пола. Спиши, раскрывая скобки.

  1. Врач (осмотрел, осмотрела) больного.

  2. Профессор (говорил, говорила) о своем изобретении.

  3. Режиссер (представляла, представлял) свою картину.

  4. Дирижёр (была взволнована, был взволнован).


10. Повторение пройденного с помощью линокарт.


1) Мы были на стадионе.

2) В журнале много интересного о жизни животных.

3) Мы стояли у калитки.

4) Все бежали к площади.

5) Спит орешник у лесной сторожки.

6) Сердце Пети сжалось.

7) Любовь к Родине побеждает.

8) Друг познается в опасности.

9) И от радости слезы бывают.



11. Работа с сигнальными карточками

Приехать на взморье ( в. п. 2 скл.)

е

и


Жить в Прикарпатье (п.п 2 скл)

и

е


Быть в движении (п.п. )

е

и


Отдыхать в приозерье (п.п. 2 скл).

е

и


В лунном сиянии ( п.п. на-ие)

е

и


Мечта о счастье ( п.п. 2 скл.)

и

е




12. Внимательно прочитай и определи, в каком падеже стоят зависимые существительные. Определи, какая из этих форм (является книжной) употребляется в книжной речи.


а) Кусок сыру - кусок сыра;

Чашка чаю - чашка чая;

Стакан лимонаду - стакан лимонада;

Плитка шоколаду - плитка шоколада;

Килограмм сахару - килограмм сахара.


Ответ: Обе формы являются нормами литературного языка. Они обозначают часть от целого.

При этом формы на - а, -я чаще употребляются в письменной (книжной) речи, формы на -у, -ю - разговорные.


13. Прочитай и озаглавить текст. К такому типу речи ты отнесешь его. Спиши, подчеркивая существительное. Проведи разбор выделенных слов.


Осенью лес молчит. Такая тишина! За сто шагов слышно, как убегает мышь по сухим листьям. В предчувствии холодов умолкли птицы. Ни звука В такую пору особую радость приносит рабочая музыка дятла. Кажется, не по дереву, а по тугой струне стучит костяной молоток.

( По В. Пескову)


14. Фонетический разбор.

Лес 1- 1 слог

Л [л'] - согл.зв.

е [э'] - согл. глух.

с [с'] - согл. глух.

3б. 3 зв.


15. Морфологический разбор.

Лес 3

1) Лес - сущ. (что?)

2) Н.ф. лес, нариц, неодуш.,м.р., 2 скл, в им. п. ед. ч.

3) Молчит (что?) лес.


16. Морфологический разбор.

Тишина 3


1) Тишина - сущ. (что?)

2) Н.ф тишина, нариц, неод, ж.р., 1 скл., им. п., ед. ч.

3) Такая (что?) тишина.


17. У каких существительных на конце слова после шипящих пишется "ь", а у каких не пишется? Определите род существительного.


ж.р.

м.р.

Помощь

Товарищ

Полночь

Плащ

Вещь

Калач

Глушь

Борщ

Тишь

Обруч

Мышь




18. Игра "Какое слово я задумала?"


1 Имя сущ. ср. р., 2 скл. - название напитка - вино.


2 часть: Имя сущ. м.р., 2 скл. обознач. один из видов атмосферных осадков. - град.


Целое слово. Сложное имя сущ. м.р. 2 скл, являющееся названием растения с сладкими крупными ягодами - виноград (м.р.).


2. Корень такой же, как в слове подъезд; приставка, как в слове побежал, суффикс и окончание, как в слове ёлка (поездка).


3. Это слово однокоренное со словом перелетать, суффикс одинаковый со словом одуванчик (летчик).

4. Корень найдешь в слове написать, приставку и суффикс в слове заморозки, окончание в слове бумага (записка).


19. Сочинение -миниатюра на тему : "Весна".




20. Подведении итогов, обобщение (заполнить таблицу).


Что обозначает?

Вопрос

Имеет постоянный род

Изменяется по

Роль в предложении

Предмет

Кто? Что?

ж.р.

м.р.

ср.р.


Числам и падежам

Подлежащее, дополнение











Рефлексия

21. Итог урока: Чем занимались?

Что особенно запомнилось? Что показалось интересным?

Какие пробелы в знаниях увидели? Какие задания показались сложными?

22. Оценивание




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!