СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторская программа внеурочной деятельности "Моя малая родина"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Авторская программа внеурочной деятельности "Моя малая родина"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение Петропавловская средняя общеобразовательная школа Павинского муниципального округа Костромской области







Авторская программа

внеурочной деятельности

«Моя малая родина»









Автор работы: Подобина Вера Михайловна,

учитель русского языка и литературы, родного языка,

родной литературы

МОУ Петропавловская СОШ





"Изучение своей Малой Родины –тема, которая никогда не утратит актуальности,

поскольку в обществе во все времена было престижно знать свои корни,

историю своего города или села..."

Образовательная программа «Моя малая родина» была создана для того, чтобы через систему дополнительного образования помочь детям лучше узнать свой край, глубже понять особенности его природы, истории, культуры, познать традиции своих предков, их говор и обычаи, приобрести навыки самостоятельного исследовательского поиска в области краеведения, культурологии, а также сохранить и преумножить опыт наших предков, передать другому поколению собранные материалы о малой родине.

Актуальность данной программы:

Изучение своей Малой Родины – это тема, которая никогда не утратит своей актуальности, поскольку в обществе во все времена было престижно знать свои корни, историю своего города или села. Об этом говорил и академик Лихачёв Д.С.: «Воспитание любви к родному краю - задача первостепенной важности, и нет необходимости — это доказывать. Она начинается с малого и переходит в любовь к своему государству, затем ко всему человечеству» или «Любовь к родному краю, знание его истории – это основа, на которой только и может осуществиться духовный рост всего общества. Краеведение - это и школа познания, и школа воспитания культурой. Основа культуры - память, поэтому можно говорить о воспитании историей».

 Программа является актуальной ещё и из-за того, что решаемые с ее помощью задачи способствуют реализации требований, обозначенных в Указе Президента РФ от 29. 05.2017г. №240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства», в Плане основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года, утверждённом Правительством РФ от 23.01.2021г. (раздел III «Всестороннее развитие, обучение, воспитание детей», п.56 «Реализация мер по развитию  туристско-краеведческой  деятельности, в том числе реализация программы Всероссийского туристско-краеведческого движения учащихся Российской Федерации "Отечество". В данном пункте даны указания: на приобщение детей к историко-культурному наследию, природным ценностям регионов России.

 

В соответствии с приоритетными направлениями по обновлению содержания и технологий дополнительного образования детей, утвержденными Экспертным советом Министерства просвещения Российской Федерации по вопросам дополнительного образования детей и взрослых, данную программу также можно считать актуальной. Программа соответствует такому приоритетному направлению программ туристско-краеведческой направленности, как «Туризм (социальный, культурно-познавательный, образовательный, активный)», «Музейная педагогика, воспитание и развитие личности», «Экспедиционная деятельность (геология, археология, экология и т.д.)».

 

Актуальность программы определяется и Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года (выдержки): п.5 «Приоритеты обновления содержания и технологий по направленностям»): «В рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ по туристско-краеведческой направленности необходимо создать условия для вовлечения детей в туристскую и краеведческую деятельность в целях изучения как малой Родины, так и России в целом посредством организации походно-экспедиционных, экскурсионных, проектно-исследовательских и других профильных форм работы (походы, экспедиции, слеты, выездные школы и профильные смены и др.)».

 

Отличительная особенность программы: в своей статье «Краеведение как наука и как деятельность» академик Лихачёв Д.С. писал: «Краеведение не только наука, но и деятельность!», поэтому работа в рамках программы не ограничивается только изложением готовых знаний о своём крае, селе, деревне, взятых из различных источников информации, но и включает непосредственное участие детей в поисково-исследовательской деятельности по изучению родного края, общение со старожилами нашего края, сбор из их уст информации и оцифровывание её для передачи потомкам. Учащиеся ходят на экскурсии в природу, участвуют в экспедициях по родному краю, посещают музеи школ, районов и области. Особое внимание по программе уделяется краеведческой работе с использованием местного исторического материала: рассказов сторожил деревень нашего населённого пункта.  Учащиеся работают с краеведческой литературой, документами, архивными материалами, с материалами периодической печати, с картами, с краеведческой литературой.  Учащиеся, занимающиеся по программе, пишут проекты и выполняют исследовательские работы по краеведению, участвуют в экологических акциях, конкурсах, конференциях, профильных сменах разного уровня. Собранный в рамках программы краеведческий материал передается для хранения в школьный музей МОУ Петропавловская СОШ и используется педагогами для проведения занятий в последующие годы. Создано несколько книг по материалам исследований, все книги напечатаны в типографии.

 

Новизна программы заключается в подборе тем, отражающих историю и современность петропавловской стороны. В Павинском муниципальном округе подобной программы не существует. Программа содержит много информации ( о населенных пунктах Петропавловского сельского поселения, людях и их традициях и обычаях, о говоре людей) , с которой учащиеся могут ознакомиться только в рамках данной программы, так как нигде больше она не встречается и не хранится (была собрана, обработана самими учащимися в разные годы обучения).

 

В кабинете для занятий оформлена передвижная выставка работ учащихся «Находки петропавловской сторонушки» по материалам, собранным учащимися в ходе краеведческих исследований.

 

Педагог вместе с учащимися планируют в дальнейшем создать канал «Петропавловская сторонушка» на YouTube, где будут размещаться авторские проекты, видеоролики, знакомящие посетителей с историей и природой Петропавловского поселения с древнейших времен до сегодняшних дней. Уже обработано много материалов про колхозы в поселении, жителей деревень, их труд и др.

 

При разработке программы использована модульная технология построения программ.

  

ПРЕПОДАВАТЕЛИ

Подобина Вера Михайловна– учитель русского языка и литературы, родного языка, родной литературы высшей квалификационной категории, педагог дополнительного образования.

Образование: ШПУ, учитель русского языка и литературы.

Педагогический стаж: 25 лет.


Учащиеся педагога являются победителями и призёрами таких конкурсов, как: 


 Уровень конкурса

Название конкурса

ФИ участника

Результативность


муниципальный

«Без истока-нет реки»

Кузнецов Никита

2 место


«Моя земля-моё богатство»

Огаркова Ксения

2 место


«Моя земля-моё богатство»

Подобин Иван

1 место


«Моя земля-моё богатство»

Кулаков Егор

1 место


«Моя малая родина: природа, культура, этнос»

Кузнецов Никита

1 место


Конкурс чтецов «У каждого в душе своя Россия»

Лавров Дмитрий

2 место

межмуниципальный

Филологическая конференция «Филологическая наука в 21 веке. Взгляд молодых»

Кузнецов Никита

1 место


Филологическая конференция «Филологическая наука в 21 веке. Взгляд молодых»

Подобин Иван

1 место


Филологическая конференция «Филологическая наука в 21 веке. Взгляд молодых»

Кулаков Егор

1 место


Филологическая конференция «Филологическая наука в 21 веке. Взгляд молодых»

Цымлякова Анна

1 место


Филологическая конференция «Филологическая наука в 21 веке. Взгляд молодых»

Огаркова Ксения

1 место


Филологическая конференция «Филологическая наука в 21 веке. Взгляд молодых»

Лавров Дмитрий

1 место

Региональный

«Моя малая родина: природа, культура, этнос»

Кулаков Егор

1 место


«Моя малая родина: природа, культура, этнос»

Подобин Иван

1 место


«Моя малая родина: природа, культура, этнос»

Кузнецов Никита

1 место


«Моя малая родина: природа, культура, этнос»

Горохова Елена

1 место


«Герои Отечества-наши земляки»

Цымлякова Анна

2 место

всероссийский

«Моя малая родина: природа, культура, этнос»

Кулаков Егор

2 место


«Моя малая родина: природа, культура, этнос»

Подобин Иван

2 место


Всероссийская олимпиада «Хочу всё знать»

Кузнецов Никита

3 место


Всероссийская конференция «Первые шаги в науке»

Кузнецов Никита

1 место

Международный

«Творческий поиск»

Кузнецов Никита

3 место



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Учебный план 1-го года обучения (1 час в неделю) (34 часа в год):

 

1-ый Модуль «Социальный заказ»:

  1. Введение в краеведение - 2 часа.

  2. Населенный пункт, в котором я живу - 2 часа.

  3. История возникновения и развития деревень Петропавловского сельского поселения- 3 часа.

  4. Организации, предприятия, учреждения Петропавловского сельского поселения- 4 часов.

  5. Население Петропавловского сельского поселения. Культура, искусство, творчество и традиции - 5 часов.

  6. Природа петропавловской стороны- 2 часа.

2-ой Модуль «Муниципальное задание»:

  1. Исследовательская и проектная деятельность - 14 часов.

  2. Итоговое занятие - 2 часа.

 

Учебный план второго года обучения на 1 час в неделю (34 часа):


1-ый Модуль «Социальный заказ»:

  1. Край, в котором я живу - 10 часов.

  2. Природа Новосибирской области - 4 часа.

  3. Я шагаю по родному краю - 6 часов.

 

2-ой Модуль «Муниципальное задание» (1 час в неделю, 36 часов в год):

  1. Экскурсионная и исследовательская деятельность - 16 часов.


Задачи 1-го года обучения:

Личностные:

  • формировать интерес к изучению истории, культуры, природы родного края;

  • формировать бережное отношение к плодам труда, опыту предшествующих поколений.

 Метапредметные:

  • развить познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности средствами краеведения;

  • развить наблюдательность, воображение;

  • развить самостоятельность.

 Предметные:

  • познакомить с понятием «краеведение» и его видами;

  • познакомить с символами района, области;

  • познакомить с основными достопримечательностями области, района;

  • познакомить   с историей возникновения и развития деревень Петропавловского поселения;

  • изучить вклад односельчан в Великую Отечественную войну;

  • познакомить с основными достопримечательностями современного Павина;

  • выяснить происхождение названий сёл и деревень;

  • выявить основные экологические проблемы своего населённого пункта;

  • познакомить с бывшими и современными крупными предприятиями Павинского района и изучить их роль в жизни района и области;

  • сформировать знания о природных особенностях малой родины;

  • расширить сведения о живой природе малой родины;

  • научить определять местные растения;

  • познакомить с Памятниками Природы;

  • изучить состав населения Павинского района, его особенности, традиции, народные промыслы;

  • изучить биографию известных людей области, деревень;

  • сформировать умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;

  • научить выполнять исследовательские работы или проекты.


Задачи 2-го года обучения:

Личностные:

  • формировать интерес к изучению истории, культуры, природы родного края.

 

Метапредметные:

  • развить познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности средствами краеведения;

  • развить наблюдательность, воображение;

  • развить самостоятельность.

 

Предметные:

  • познакомить с особенностями Костромской области, Павинского района (география, климат, площадь, население);

  • изучить города и районы области;

  • изучить достопримечательности области и района , в том числе Памятники Природы;

  • расширить знания о природе Павинского района;

  • научить разрабатывать туристические маршруты;

  • отработка навыков использования личного и группового снаряжения

  • отработка навыков ориентирования;

  • изучить состав походной аптечки

  • научить приёмам оказания доврачебной помощи;

  • познакомить с творчеством писателей Павинского района;

  • обучить основам экспедиционной деятельности;

  • продолжить формировать навыки ведения самостоятельного поиска, анализа, отбора информации, ее преобразования, сохранения, передачи и презентации с помощью технических средств и информационных технологий.


РЕЗУЛЬТАТ ПРОГРАММЫ

Планируемые результаты 1-го года обучения:

У учащихся будут сформированы следующие личностные результаты:

  • будет сформирован интерес к изучению истории, культуры, природы родного края;

  • будет сформировано бережное отношение к плодам труда, опыту предшествующих поколений.


 

У учащихся будут сформированы следующие метапредметные результаты:

  • будут развиты  познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности средствами краеведения;

  • будут развиты наблюдательность, воображение;

  • будет развита самостоятельность.

 

У учащихся будут сформированы следующие предметные результаты:

  • познакомятся с понятием «краеведение» и его видами;

  • будут знать символы области и района;

  • будут знать основные  достопримечательности области и района;

  • будут знать  историю возникновения и развития сёл и деревень Петропавловского поселения;

  • будут знать вклад павинцев в Великую Отечественную войну;

  • будут знать происхождение названийсёл и деревень Петропавловского сельского поселения;

  • будут знать основные экологические проблемы современного Павинского района;

  • будут знать бывшие и современные крупные предприятия Петропавловского поселения и узнают их роль в жизни района и области;

  • будут сформированы знания о природных особенностях малой родины;

  • будут расширены сведения о живой природе малой родины;

  • научатся определять местные растения;

  • будут знать Памятники Природы;

  • изучат состав населения Петропавловской стороны, его особенности, традиции, народные промыслы;

  • изучат биографию известных людей области, Павинского района;

  • будут сформированы умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;

  • выполнят исследовательскую работу или проект.

 

Планируемые результаты 2-го года обучения:


У учащихся будут сформированы следующие личностные результаты:

  • будет сформирован интерес к изучению истории, культуры, природы родного края.

 

У учащихся будут сформированы следующие метапредметные результаты:

  • будут развит познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности средствами краеведения;

  • будут развиты наблюдательность, воображение;

  • будет развита самостоятельность.

 

У учащихся будут сформированы следующие предметные результаты:


  • познакомятся с особенностями Костромской области, Павинского района (география, климат, площадь, население);

  • изучат города и районы области;

  • изучат достопримечательности области и района , в том числе Памятники Природы;

  • расширят знания о природе Павинского района;

  • научаться разрабатывать туристические маршруты;

  • отработают навыки использования личного и группового снаряжения

  • отработают навыки ориентирования;

  • изучат состав походной аптечки

  • научатся приёмам оказания доврачебной помощи;

  • познакомятся с творчеством писателей Павинского района;

  • обучатся основам экспедиционной деятельности;

  • продолжат формировать навыки ведения самостоятельного поиска, анализа, отбора информации, ее преобразования, сохранения, передачи и презентации с помощью технических средств и информационных технологий.



МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА

Учебное помещение:

  • Для реализации программы «Моя малая родина» имеется учебный кабинет (кабинет русского языка и литературы), который соответствует всем предъявляемым требованиям и нормам.

  • Учебный кабинет зонирован: рабочая зона, игровая зона, выставочные стенды, информационно-познавательная зона.

  • Оформление кабинета соответствует содержанию программы и   постоянно обновляется. 

  • Санитарно-гигиенические условия: оптимальная    температура    в    кабинете    +18+20. С; освещение    достаточное; классная доска темно-зеленого цвета подобрана правильно; размеры парт соответствуют росту учащихся.

Материально-техническое обеспечение:

  1. Учебная мебель (столы ученические, стол педагога, ученическая доска, стулья);

  2. Шкафы для хранения дидактических пособий и учебных материалов;

  3. Информационные и тематические стенды;

  4. Оборудование, необходимое для проведения занятий (фотоаппарат для фиксации объектов изучения во время экскурсий и во время проведения исследовательских работ/проектов);

  5. Технические средства обучения (компьютер/ноутбук, мультимедиа – проектор, экран);

Информационное обеспечение:

  1. Методические пособия по краеведению;

  2. Путеводители по области и району;

  3. Инструкции по технике безопасности;

  4. Слайд - программы, мультимедийные презентации о Костроме, Павине, дервнях и районах области;

  5. Картографический  материал   (атласы,         карта   региона,         карта территории муниципального образования, карта – схема поселения);

  6. Видеоматериал (фильмы, очерки, интервью, репортажи, видео-экскурсии, видеосъёмка из экспедиций и туристических поездок);

  7. Виртуальные экскурсии по районам и области;

  8. Творческие проекты и исследовательские работы учащихся прошлых лет;

  9. Учебно-методическая и познавательная литература (энциклопедии, сборники, серии книг для школьников);

  10. Тесты, анкеты, опросники;

  11. Литература (стихи, легенды, рассказы о природе, пословицы и поговорки, документальные очерки костромских писателей и путешественников).





















Результативность реализации программы:

На протяжении многих лет по программе «Моя малая родина» мною реализуются образовательные маршруты:




Исследовательская и проектная деятельность имеет свою результативность. Ежегодно ребята принимают участие в различных конкурсах, смотрах муниципального, регионального и всероссийского уровней. Занимают призовые места. Отрадно и то, что дети с увлечением изучают местный материал, с удовольствием общаются со старожилами, записывают аудио встречи с ними, а затем оформляют всё это в книги.




Некоторые работы детей приведены ниже:








































Материал, собранный у старожилов по диалектам Павинского района Костромской области собран в книгу «Голос ушедшей деревни», которая напечатаны в типографии г. Шарья


Также создана книга об исчезнувших и исчезающих деревнях, людях, проживающих в них, их обычаях и быте. Книга напечатана в типографии г. Шарья, имеет тираж 5 экземпляров.




Ежегодно мои ученики принимают участие во Всероссийском конкурсе «Моя малая родина: природа, культура, этнос». На региональном уровне ребята неоднократно занимали призовые места.

В 2021 году учащиеся победители и в федеральном этапе. На суд жюри они представили работы:








Ребята по литературному краеведению, которое они с увлечением изучают на внеурочных занятиях под моим чутким руководством, имеют высокую оценку жюри разных конкурсов. Результативность представлена ниже:
















Конечно же, невозможно учить и увлекать детей каким- то делом, не повышая свой профессиональный уровень и не участвуя с наработанным в данном направлении в конкурсном движении. Поэтому в 2022 году я приняла участие во всероссийском конкурсе «Калейдоскоп идей» в номинации «Передовой опыт» с педагогическим проектом «Внеурочная деятельность по литературе родного края» и результат меня обрадовал.


Наша совместная деятельность с детьми отмечена на федеральном уровне.

В 2023 году ребята активно изучали жизнь и творчество А.Н. Островского. Ими созданы уникальные проекты по творчеству писателя и изумительные продукты к проектам, это и презентации, и путеводитель по местам Островского, и фильм про его усадьбу и памятным местам в Костроме.














22



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!