СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторская программа «Развитие речи учащихся на основе полимодального подхода на уроках русского языка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Авторская программа  адресована учителю начальных классов, который ищет новые подходы в формировании коммуникативной компетенции учащихся 1 — 4 классов.

Просмотр содержимого документа
«Авторская программа «Развитие речи учащихся на основе полимодального подхода на уроках русского языка»»

Частное общеобразовательное учреждение

«Православная гимназия в честь

Казанской иконы Божьей Матери»




Авторская программа

Развитие речи учащихся на основе полимодального подхода на уроках русского языка


(Рецензент доктор филологических наук, зав. кафедрой русского языка и методики его преподавания Нижневартовского гуманитарного университета С.И. Щербина)


Образовательная область: «Филология»

Учебная дисциплина: « Русский язык»

Вид программы: интегрированная


Класс обучающихся: 1 – 4 класс

Ступень образования: I ступень


Автор программы: Шмелева Татьяна Васильевна

учитель начальных классов

ЧОУ «Православная гимназия в честь

Казанской иконы Божьей Матери»



г. Нижневартовск

2019 г.


Содержание

  1. Паспорт программы.

  2. Информационная справка.

  3. Пояснительная записка.

  4. Раздел 1. Тематическое планирование.

    1. Учебный план.

    2. Учебно-тематический план.

5. Раздел 2 .Содержание программы.

5.1. Модуль 1. Эффективность использования риторических и лингвистических игр для развития речи в 1 классе на уроках обучения грамоте.

    1. Модуль 2. Развитие речи учащихся при написании сочинений, мини-сочинений на основе ведущих сенсорных систем на уроках русского языка во 2 классе.

    1. Модуль 3. Развитие речи учащихся на основе полимодального подхода при запоминании правил в 3 классе. Использование учебно-методического пособия «Русский язык в пиктограммах».

5.4. Модуль 4. Развитие речи учащихся с учётом репрезентативных систем по теме «Текст» на уроках русского языка в 4 классе.

6. Раздел 3. Аппарат контроля.

6.1. Требования к обще-учебным умениям и навыкам.

6.2. Специальные знания и умения по модулям программы.

6.3. Формы контроля и система оценивания.

6.4. Мониторинг.

7. Условия реализации программы.

8. Литература, необходимая для усвоения программы.

9. Список использованной литературы.

10.Приложение.

  1. Эффективность работы учителя.

  2. Рецензия на программу.

  3. Учебно-методическое пособие «Русский язык в пиктограммах».

  4. Научно-исследовательская работа.

  5. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка..








1. Паспорт программы


«Развитие речи учащихся на основе полимодального подхода на уроках русского языка».



Наименование программы:

«Развитие речи на основе полимодального подхода на уроках русского языка».


Основание для разработки программы:


  1. Федеральный государственный стандарт начального общего образования (приказ МОиН №363 от 06 октября 2009, зарегистрирован Минюст № 17785 от 22.12.2009);

  2. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2020/2021 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 2885 от 27.12.2016 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2017/2018 учебный год»;

  3. Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4  классы, УМК «Школа России» в 2 ч. Ч. 1. – 2-е изд., доработанное. – (Новый стандарт начального образования), рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации;

  4. Авторская программа  курса «Русский язык» 1-4 классы В.П. Канакина Сборник «Программы общеобразовательных учреждений. Начальная  школа. 1 – 4 классы. УМК «Школа России» Издание 2-е, дораб. Москва:  2019.)

  5. Учебный план образовательного учреждения на 2020/2021 учебный год.



Заказчик программы:

Административный совет ЧОУ «Православная гимназия в честь Казанской иконы Божьей Матери».

Разработчик программы:

Шмелева Татьяна Васильевна, учитель начальных классов ЧОУ «Православная гимназия в честь Казанской иконы Божьей Матери».

Цель программы:

Развитие речи, литературного творчества и коммуникативных навыков детей по русскому языку в школе I ступени на основе полимодального подхода.

Задачи программы:


  1. Способствовать активизации мыслительно-лингвистических функций ребенка для развития памяти, мышления, восприятия и творчества через индивидуализацию и дифференцированный подход к обучению.

  2. Содействовать развитию речевого творчества и коммуникативных навыков детей с учетом индивидуальных особенностей личности с использованием информационно-коммуникационных технологий.

  3. Создать условия для развития речевого творчества, культуры общения в адаптационный период в 1 классе.

  4. Способствовать формированию положительной мотивации к учебной деятельности.

  5. Обучить взаимодействию друг с другом через самостоятельную работу во всех её вариантах: коллективную, групповую, парную.

  6. Подготовить выпускников I ступени к освоению программы II ступени.

  7. Обеспечить положительную динамику развития речи по русскому языку в начальной школе.

Количество часов освоения программы:

33 академических часа.


Разделы программы:

Раздел 1: Тематическое планирование.

Раздел 2: Содержание программы.

Раздел 3: Аппарат контроля.

Ожидаемые конечные результаты:


  1. Сформированные общеучебные и специальные умения и навыки по развитию речи учащихся начальной школы.

  2. Овладение коммуникативными навыками.

  3. Успешная адаптация обучающихся к школе I и II ступеней и дальнейшая ориентация на позитивную социализацию.

  4. Положительная мотивация на уроке.

  5. Умение взаимодействовать друг с другом через разные формы самостоятельной работы: коллективной, групповой, парной.

  6. Положительная динамика развития речи по русскому языку в начальной школе.


Система отслеживания программы развития:



7. Мониторинг успеваемости и качества по русскому языку.

  1. Мониторинг развития речи учащихся.

  2. Смотри «Приложение».

2.Информационная справка.

ФИО:

Шмелева Татьяна Васильевна
























Образование:

высшее, окончила Ишимский государственный педагогический институт в 1990 г.

Квалификация:

учитель начальных классов

Категория:

Награды:

высшая

Почётный работник общего образования РФ

Стаж работы в образовании:

37 лет


Стаж работы в данном учреждении:

11 лет


Нагрузка:

20 учебных часов

Класс:

4 класс




Методическая тема:

«Развитие речи учащихся начальной школы на основе полимодального подхода на уроках русского языка».


Публикации:

Русский язык в пиктограммах. // Учебно-методическое пособие по русскому языку для 1-4 классов (из опыта работы). – Нижневартовск, издательство «Фаст-Принт», 2019г.


3.Пояснительная записка к программе

«Развитие речи учащихся на основе полимодального подхода на уроках русского языка»


Современная модернизация образования строит тенденции к новым ценностным парадигмам качества образования. Идея ценностных ориентаций строится на методологических и культурологических аспектах в трудах М.А.Богуславского, З.И.Ривкина, Е.В.Бондаревского и других.

Процесс развития и формирования личности школьника детерминирован условиями воспитательно-образовательного процесса, социально-ценностной ментальностью семьи и интеллектуально-личностными возможностями самого ребёнка. В данном контексте речь школьника является показателем его интеллектуального и социокультурного развития, если «речь» рассматривать как способ выражения личностной идентификации в понимании мира.

Проблема, продиктованная практикой работы с детьми, заключается в том, что поступающий первоклассник зачастую имеет уровень речевого развития ниже возрастной нормы. (Так, например, в классе, с которым в настоящий момент работаю, более 50% детей имели недостаточный уровень речевого развития.) Учебные программы, обеспечивающие динамику развития речи учащихся начальной школы, не предусматривают разноуровневый полимодальный подход к образовательным стандартам.


Основанием для разработки программы послужили следующие нормативно-правовые акты

и программы:




  1. Федеральный государственный стандарт начального общего образования (приказ МОиН №363 от 06 октября 2009, зарегистрирован Минюст № 17785 от 22.12.2009);

  2. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2017/2018 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 2885 от 27.12.2016 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2017/2018 учебный год»;

  3. Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4  классы, УМК «Школа России» в 2 ч. Ч. 1. – 2-е изд., доработанное. – (Новый стандарт начального образования), рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации;

  4. Авторская программа  курса «Русский язык» 1-4 классы В.П. Канакина Сборник «Программы общеобразовательных учреждений. Начальная  школа. 1 – 4 классы. УМК «Школа России» Издание 2-е, дораб. Москва:  2019.)

  5. Учебный план образовательного учреждения на 2020/2021 учебный год.



Актуальность программы:


Сегодня общество нацеливает школу на развитие учащихся. Социально-экономическое положение в России определяет необходимость воспитывать людей творчески мыслящих, готовых к решению нестандартных жизненных задач. Эта генеральная цель детализируется в более конкретном виде при преобразовании содержания изучаемого материала, методов и приёмов обучения, призванных развивать творческое и критическое мышление.

Новизна программы:


Определяется тем, что разноуровневый (полимодальный) подход с использованием информационно-коммуникационных технологий рассматривается как подготовка к личностно ориентированному взаимодействию учащихся, обеспечивая личностный рост, поднимая уровень рефлексии, осознавая себя субъектом познания и мышления, повышая уровень учебных возможностей, актуализируя потребность в самореализации и саморазвитии.

Значимость программы:


Технология обучения построена таким образом, что учитывает свойства, присущие любой личности, даёт возможность развить индивидуальность ученика, создаёт условия для его саморазвития, самовыражения, появляется возможность себя реализовать. В такой программе в центре учебного процесса оказывается личность ученика.

Цель программы:


Развитие речи, литературного творчества и коммуникативных навыков детей по русскому языку в школе I ступени через использование принципа учета, доминирующей репрезентативной системы с применением информационно-коммуникационных технологий.


Реализация данной программы определила постановку и решение следующих задач:


  1. Активизировать мыслительно-лингвистические функции ребёнка для развития памяти, мышления, восприятия и творчества через индивидуализацию и дифференцированный подход к обучению, применяя информационно-коммуникационные технологии.

  2. Содействовать развитию речевого творчества и коммуникативных навыков детей с учетом индивидуальных особенностей личности с использованием информационно-коммуникационных технологий.

  3. Создать условия для развития речевого творчества, культуры общения в адаптационный период в 1 классе.

  4. Способствовать формированию положительной мотивации к учебной деятельности.

  5. Обучать взаимодействию друг с другом через самостоятельную работу во всех её вариантах: коллективную, групповую, парную.

  6. Подготовить выпускников I ступени к освоению программы II ступени.

  7. Обеспечить положительную динамику развития речи по русскому языку в начальной школе.

Особенность программы:


Своеобразие программы заключается в ориентации на свойства личности, её формирование, её развитие не по чьему-то заказу, а в соответствии с природными способностями. С помощью личностно-ориентированной технологии в интеграции с информационно-коммуникационными технологиями мы определяем приёмы, средства и условия обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребёнка.

Данная программа разработана на основе авторских программ:

«Обучение грамоте и развития речи 1 класс» (В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин);

Русский язык 1-4 класс» (П.В. Канакина) и является учебно-методическим сопровождением курса с применением стратегии ведения урока в системе уровневого обучения с учетом репрезентативной системы учащегося:

  • аудиал;

  • визуал;

  • кинестет.

Личностная индивидуальность рассматривается с позиции ведущих репрезентативных систем ребёнка, то есть способа интерпретации и презентации информации полученной через сенсорику. Дети имеют разные ведущие репрезентативные системы (Р.Гриндер, Д.Бэндлер), которые лежат в основе их способности воспринимать информацию.

Мы исходим из гипотезы Р.Гриндера, что сенсорных систем три:

1. Визуальное (В) - восприятие информации через зрительную сенсорную систему, образные представления и визуально-образное конструирование.

2. Аудиальная система (А) - доминирующее восприятие и воспроизведение информации, полученной через слуховые сенсорные каналы.

3. Кинестетическая (К) система - двигательно-чувственная информация из внешнего мира (тактильные ощущения, запахи, двигательная память, вкус, память эмоциональных переживаний).

Таким образом, информация для ребёнка должна поступать одновременно в три сенсорные канала: визуальный, аудиальный, кинестетический, то есть с учётом полимодального подхода.

Содержание программы включает основные разделы учебной дисциплины «Русский язык» и рассчитано на 33 академических часа:


1 класс – 10 часов;

2 класс – 8 часов;

3 класс – 10часов;

4 класс – 5 часов.

Программа заверена МО учителей начальных классов ЧОУ «Православная гимназия в честь Казанской иконы Божьей Матери». При разработке программы автор руководствовался следующими принципами:

  • Параллельности.

  • Индивидуальности учебного процесса.

  • Напряженных умственных и духовных усилий.

  • Дифференциации.

  • Соответствия.

Согласно технологии личностно-ориентированного обучения на основе полимодального подхода выделяются три типа людей по типу усвоения учебного материала. Исходя из этого, необходимо обеспечить принцип параллельности, то есть одновременного воздействия на все субмодальности обучаемого.

  • Принцип индивидуальности учебного процесса – признание всеобщей талантливости, уникальности каждого ученика и создание условий для самоопределения, самовыражения, самореализации личности.

  • Принцип напряжённых умственных и духовных усилий. Соблюдение данного принципа сочетает не только воспитание, но и развитие её способностей.

  • Принцип дифференциации – учитываются потенциальные возможности ученика.

  • Принцип соответствия возможностям и потребностям возраста с учётом зон актуального и ближайшего развития и саморазвития личности.

Роль и место программы «Развития речи учащихся на основе полимодального подхода на уроках русского языка».

Программа реализуется за счёт федерального компонента и предназначена для развития речи учащихся, памяти, мышления, восприятия через индивидуализацию и дифференцированный подход с применением информационно-коммуникационных технологий.

Программа рассчитана на учащихся с разным уровнем речевого развития и с разной доминирующей репрезентативной системой (аудиал, визуал, кинестет) и является учебно-методическим сопровождением курса развития речи в 1-4 классах.

Основные технологии развития речи:


  • Личностно ориентированная технология, основанная на полимодальном подходе в интеграции с информационно-коммуникационными технологиями.

Личностно ориентированная технология на основе полимодального подхода в интеграции с информационно-коммуникационными технологиями помогает раскрытию потенциальных возможностей ученика и становлению личностно значимых способов познания.

Данные технологии в интеграции создают благоприятные условия для эффективного восприятия, понимания желаемого изменения в себе, делают акцент на равнопропроциональное введение информации на аудиальные, визуальные, кинестетические системы, что значительно эффективнее в сравнении с традиционной дидактикой.

Доминирующими методами развития речи по данной программе, являются методы полимодального подхода:


  • визуальной подачи;

  • аудиальной подачи;

  • кинестетической.

Визуальная подача информации происходит на наглядном уровне, через зрительные анализаторы.

Аудиальная подача осуществляется на слуховом уровне, через слуховой анализатор.

Кинестетическая подача - на чувственном уровне, через чувственную систему восприятия.

Основными формами организации развития речи учащихся, используемыми в рамках реализации данной программы являются традиционные уроки:

Статья I.урок-сочинение;
  • урок-изложение;

  • урок изучения нового материала;

  • урок закрепления пройденного материала.






В программе используются приемы:


  • позиционные переходы;

  • подстройка и ведение;

  • раппорт;

  • прием ВАК.

Позиционные переходы – «Я» в позиции другого.

Подстройка и ведение – быстрое нахождение взаимопонимания.

Раппорт – установление атмосферы доверия, гармонии и сотрудничества.

ВАК – подача информации в трех сенсорных системах (визуальной, аудиальной, кинестетической).

Формы работы:


  • фронтальная;

  • групповая;

  • индивидуальная;

  • парная.

Итоговая форма контроля:


  • контрольное изложение;

  • контрольное сочинение;

  • тесты по темам.












Формы организации учебной деятельности учащихся.


Форма организации учебной деятельности учащихся.


Основные формы развития речи учащихся


Доминирующий метод развития речи учащихся.


Текущий контроль.






Традиционные уроки:

- уроки – сочинения;

- уроки – изложения;

- уроки изучения нового материала;

- уроки закрепления пройденного материала.



Методы полимодального подхода:

- визуальной подачи (образные представления и визуально – образное конструирование);

- аудиальной подачи (восприятие и воспроизведение информации через слуховые каналы);

- кинестетической (двигательно-чувственная информация).


- домашнее задание;

- написание сочинений;

- мини – сочинений;

- изложений;

- участие в олимпиадах, конкурсах.







Творческая работа с учебной литературой.


Художественно – речевое творчество.


«Личный учебник»

в мини–варианте.


Сборник собственных стихов.

Ф

Формы творческих работ учащихся.

ормы
творческих работ учащихся.

Раздел 1.

Тематическое планирование.

4.1.Учебный план.

№ п/п

Модули программы

Форма урока

урок объяснения нового

материала

урок закрепления пройденного материала

урок-сочинение; изложение

1.

Эффективность использования риторических и лингвистических игр для развития речи на уроках обучения грамоте в 1 классе.

5

5


2.

Развитие речи учащихся при написании сочинений, мини-сочинений на основе ведущих сенсорных систем на уроках русского языка во 2 классе.



8

3.

Развитие речи на основе полимодального подхода при запоминании правил по русскому языку в 3 классе (Применение учебно-методического пособия «Русский язык в пиктограммах» с использованием информационно-коммуникационных технологий.).

10



4.

Развитие речи учащихся с учетом репрезентативных систем по теме «Текст» на уроках русского языка в 4 классе.

5



Всего:

33 академических часа.

20

5

8


4.2. Учебно – тематический план.

п/п

Тема урока




Форма урока

Модуль1.

Эффективность использования риторических и лингвистических игр для развития речи на уроках обучения грамоте в 1 классе (10 ч.)

Цель применения.

1.

Звуки [н]-[н’].

Буквы «Н, н».


Урок объяснения нового материала.

  1. Дыхательная гимнастика.



Подготовка речевого аппарата к уроку; развитие дикции, развитие аудиального канала. Умение сочинять чистоговорки.


  1. Игра «Настроение».


Знакомит с системой органов чувств, позволяющих понимать окружающий мир. Установление ассоциаций между словами.

2.

Звуки [н]-[н’].

Буквы «Н, н».


Урок закрепления пройденного материала.


  1. Игра «Учимся работать дружно».

Развитие коммуникативных навыков детей и их речевой культуры. Составление рассказов, опирающихся на ассоциацию цвета.


  1. Игра «Чуткие руки».

Успешная адаптация и социализация учащихся в 1 классе; развитие кинестетического канала. Взаимодействие друг с другом.

3.







4.

Звуки [с]– [с’].

Буквы «С, с».






Звуки [с]– [с’].

Буквы «С, с».




Урок объяснения нового материала.






Урок закрепления пройденного материала.

  1. Фонетическая зарядка. (Работа со скороговоркой)


Развитие аудиального, визуального, кинестетического канала. Развитие речи через уместное использование тона, жестов, мимики.

  1. Игра «Доброе утро».


Формирование положительной мотивации. Умение вычленять новые функции предметов.

  1. Психотехника

«Я в позиции другого».


Формирование учебных возможностей с учетом индивидуальности школьника. Умение одушевлять предметы и явления.

  1. Игра «Мои друзья».

Развитие речи учащихся через создание доброжелательной атмосферы при взаимодействии друг с другом.

5.

Звуки [к]– [к’].

Буквы «К, к».

Урок объяснения нового материала.




  1. Игра «Учимся понимать друг друга».

Умение взаимодействовать друг с другом. умение вести диалог. Учить сочинять четверостишия.


  1. Игра «Жесты».


Развитие невербальной стороны общения, позволяет лучше ориентироваться в различных ситуациях общения. Учить сопровождать стихи имитационными движениями.

6.

Звуки [к]– [к’].

Буквы «К, к».

Урок закрепления пройденного материала.


  1. Игра «Доброе слово».

Формирует у детей бережное отношение к слову. Учить обобщить по однородным параметрам (значение, свойство, функция)

7.

Звуки [т]– [т’].

Буквы «Т, т».

Урок объяснения нового материала.




  1. Речевая гимнастика.


Развитие репрезентативных систем. Учить сочинять загадки.

  1. Игра «Мои помощники: глаза, уши, нос, язык, кожа».


Развитие навыков учебного сотрудничества, взаимодействия, коммуникативных способностей. Развивать слуховое и зрительное сосредоточение.

8.

Звуки [т]– [т’].

Буквы «Т, т».

Урок закрепления пройденного материала.

  1. Игра «Эхо».

  2. Психотехника «Я и буква «т»».

Расширение словарного запаса в области чувств и эмоций; создание предпосылок для групповой сплочённости класса.

9.

Звуки [л]– [л’].

Буквы «Л, л».

Урок объяснения нового материала.




  1. Гимнастика для глаз.

  2. Игра «Варежки».

Развитие визуального канала. Взаимодействовать друг с другом.

10.

Звуки [л]– [л’].

Буквы «Л, л».





Урок закрепления пройденного материала.

  1. Игра «Я и одноклассники».

Создание благоприятных условий для формирования навыков учебного сотрудничества, эмоционального комфорта у первоклассников в адаптационный период.

  1. Упражнение «Для чего ходят в школу».

Осуществление оценки своей деятельности.

п/п

Тема урока.




Форма урока.

Модуль 2. Развитие речи учащихся при написании изложений, сочинений, мини – сочинений на основе ведущих сенсорных систем на уроках русского языка во 2 классе (8ч.)

Цель применения.


11.

Сочинение «Я был(а) дождиком».

Урок: сочинение – повествование.


Приём «Я в позиции другого».

Развитие монологической речи, фантазии, творчества. Обучать образным сравнениям.


12.

Коллективное сочинение по заранее нарисованным круглым предметам.

Урок: коллективное сочинение.

Игра «Чудесные превращения».

Развитие наблюдательности, метафорического мышления, речевого творчества. Взаимодействие в группе, в коллективе.

13.


Сочинение «Кошка».


Урок: сочинение – описание.

Игра – упражнение

«Цветные рассказы».

Развитие аудиального, визуального, кинестетического канала, ассоциативного мышления.


14.


Сочинение по картине

С.Куприянова «Ранняя весна».

Урок: сочинение по картине.

Игра «На что похожи проталины».

Умение метафорически мыслить, творить.

Развитие воображения. Умение исследовать возможности слов.

15.

Сочинение «Что мне рассказал пенал».

Урок: сочинение – повествование.

Прием «Оживление предметов» (одушевление предметов окружающей действительности)

Развитие метафорического мышления. Активизировать образное восприятие. Учить сочинять веселые истории.

16.

Сочинение «Почему снег загрустил».

Урок: сочинение – рассуждение.

Прием «Эмпатийное рассказывание» (проникновение в состояние героя).

Учить проникновению, вчувствованию в переживания другого объекта. Овладение спектром человеческих чувств, эмоций. Учить словесному иллюстрированию. Учить сопровождать прозу звуковыми имитациями.

17.

Изложение «Ёжик» по плану, составленному в виде опор-пиктограмм.

Урок: изложение.

Игра «Пиктограммы».

Учить умению воспроизводить рассказ по пиктограммам-опорам.

18.

Сочинение «Моя бабушка».

Урок: сочинение – описание.

Прием «Словесное иллюстрирование» (описание собственного рисунка «Портрет бабушки»)

Учить словесному иллюстрированию. Умение словесно оформлять результаты сравнения.


п/п

Тема урока.

Модуль 3. Развитие речи учащихся на основе полимодального подхода при запоминании правил по русскому языку в 3 классе. Использование учебно-методического пособия «Русский язык в пиктограммах» с применением информационно-коммуникационных технологий. (10ч.)

Цель применения.


19.


Правописание безударных гласных, проверяемых ударением.

море-моря


Развивать поисковую деятельность.

Развитие речи учащихся с учётом особенностей личности.

20.





Правописание звонких и глухих согласных.




зуб-зубы

Совмещение словесных описаний и неречевых средств выразительности.

Вооружить рациональным способом запоминания.


21.




Правописание разделительного «Ъ» знака.



подъезд

Умение придумывать код к правилу.

Появляется возможность легко повторить материал.

Умение работать с компьютером.

22.




Правописание разделительного «Ь» знака.



вьюга

Умение выявлять закономерности и связи между объектами.



23.




1 склонение существительных.



Галя папа

Использование пособия при написании сочинений, изложений, при выполнении домашних заданий.


24.



2 склонение существительных.


поле

Распознавание эмоциональных состояний.


25.

3 склонение существительных.

рожь

Умение проявлять инициативу.

Создание положительной мотивации на уроке.

26.

Падежи.

Умение объяснять, рассуждать.

27

Безударные падежные окончания существительных 1, 2, 3 склонения.

Осмысление операциональности деятельности (словесное рисование кадров). Умение придумывать код к правилу.

28.

Правописание «Ь» на конце существительных после шипящих.

мышь врач

Умение вести ролевые диалоги неодушевленных предметов. Умение создавать «личный учебник» в мини-варианте с использованием компьютера.

п/п

Тема урока.

Модуль 4. Развитие речи учащихся с учетом репрезентативных систем по теме «Текст» на уроках русского языка в 4 классе. (5ч.)

Цель применения.

29.

Текст. Тема текста.

  1. Приём упражнения: «калибровка, состояния класса».


Создание положительной мотивации на уроке.

Развитие мыслительных операций: узнавание, понимание.



  1. Игра – упражнение «Цветные рассказы».

Развитие фантазии, творчества, ассоциативного мышления. Умение сочинять рассказы с опорой на цвет.



  1. Приём «ВАК».


Развитие речи через ведущую сенсорную систему. Развивать умение понимать стихи.



  1. Игра «Цветные рассказы»

(коллективное сочинение)

Развитие коллективизма, творчества.

30.

Части текста.

  1. Приём упражнения «подстройка».

Развитие аудиального, визуального, кинестетического каналов.



  1. Игра «На что похоже?»

Развитие метафорического мышления.



  1. Упражнение «Ассоциации».

Развитие речи, ассоциативного мышления.

31.



Текст – рассуждение.



  1. Упражнение «Ассоциации».


Развитие речевого творчества.




  1. Упражнение«Разбивка».


Способность делать умозаключение. Развивать мыслительные операции: анализ, синтез.



  1. Игра «Пиктограммы».

Развитие репрезентативных систем. Умение сочинять рассказ по опорам-пиктограммам.



32.

Текст – описание.

  1. Приём «Калибровка».

Положительная мотивация. Обучать эмпатийному рассказыванию.



  1. Игра «Угадай».



Умение сотрудничать друг с другом, самостоятельно ставить цель изучения информации.



  1. Игра «Цветовая гамма».

Развитие умения фантазировать, сочинять сказки.

33.

Текст – повествование.

Типы текстов.

  1. Игра «Разные вопросы».


Способность делать умозаключения, осуществлять самооценку своей деятельности.



  1. Игра «Подсказка».

Развитие речевого творчества, умения сочинять рассказы.


















Раздел 2.

5. Содержание программы.

5.1.Модуль 1. Эффективность использования риторических и лингвистических игр для развития речи в 1 классе на уроках обучения грамоте. Статья II.Формы реального и условного общения людей друг с другом; словесные и несловесные формы общения. Статья III.Роль знаково-символических средств общения. Статья IV. Диалоги, отражающие характер героев. Статья V.Жесты, мимика, движения, интонация в общении людей. Статья VI. Звуковое обозначение предмета. Статья VII.Составление устных описаний-загадок, четверостиший о любимых игрушках, необычных вещах и простых предметах. Статья VIII.Условное общение с миром природы, с миром вещей. Статья IX.Рассказы, составленные с опорой на цветовую гамму.
  • Опыт общения ребенка со сверстниками.

  • Сценки, разыгранные детьми, из воображаемой жизни вещей.

  • Ассоциации со словами.


5.2.Модуль 2. Развитие речи учащихся при написании сочинений, мини-сочинений на основе ведущих сенсорных систем на уроках русского языка во 2 классе.

  • Метафоры.

  • Образное восприятие и образные сравнения.

  • Результаты сравнения и сопоставления.

  • Небылицы, нелепицы, перевертыши, словесные оговорки , фантастические рассказы, веселые истории.

  • Сочинения: описание; повествование; рассуждение.

  • Рассказ, составленный по опорам, коллективный рассказ.

  • Человеческие чувства, эмоции.

  • Возможности слов.

  • Скрещивание слов.

  • Словесное иллюстрирование.

  • Звуковые имитации и имитационные движения.

  • Текст, пересказанный по пиктограммам.

  • Приглашение, поздравление.

  • Информационное сообщение.

  • План. Виды планов: вопросный, назывной, тезисный, план – опорная схема, комбинированный.


5.3.Модуль 3. Развитие речи учащихся на основе полимодального подхода при запоминании правил в 3 классе. (Применение учебно-методического пособия «Русский язык в пиктограммах» с использованием информационно-коммуникационных технологий.)

Статья X.Обозначение речи рисунками, жестами схемами. Статья XI.Серии картинок, рисунков, озвученные детьми. Статья XII.Намерения, мысли человека, распознаваемые по его позе, движениям, жестам. Статья XIII.Картинно – синтетическое письмо. Статья XIV.Эмоциональное состояние героя. Статья XV.Различные знаки, символы. Статья XVI.Рассказы в картинках, составленные детьми. Статья XVII.Ролевые диалоги, озвученные детьми. Статья XVIII.Знаки – символы, использованные в учебно-познавательной деятельности. Статья XIX.Код к правилу, знак – символ к словарному слову. «Личный учебник» в мини-варианте, написанный пиктографическим способом.


5.4.Модуль 4. Развитие речи учащихся с учетом репрезентативных систем по теме «Текст» на уроках русского языка в 4 классе.

  • Мыслительные операции узнавание, понимание, воспоминание, рефлексия, дифференциация, анализ, синтез.

  • Рассказы, основанные на основе эмоциональных состояний. Мини- спектакли с эмпатийным рассказыванием (проникновение в состояние героя).

  • Самосовершенствование.

  • Стихи, сказки, тексты, типы текстов.

  • Тема, заголовок, основная мысль текста.

  • Начальное и конечное предложение текста, как яркие признаки смысловой цельности текста.

  • Значимые слова.

  • Творческие вопросы.

  • Метафоры.

  • Исследования.

  • Цель изучаемой информации.

  • Аннотация, рецензия.

  • Опорный конспект услышанного, прочитанного в форме таблицы, схемы, с использованием символов, рисунков.

  • Библиографическое описание.

Раздел 3.

Аппарат контроля.


6.1. Требования к обще-учебным умениям и навыкам.

Одной из проблем современной школы является формирование ключевых компетенций в сфере учебной деятельности.

Под формированием ключевых компетенций подразумеваются обще-учебные умения и навыки, специальные способы учебной деятельности по отдельным предметам.

Обще-учебные умения и навыки, основанные на различных сферах учебной деятельности, классифицируются на учебно-информационные, учебно-комммуникативные, учебно-организационные, учебно-интеллектуальные.

Учебно-информационные

Учебно-коммуникативные

Учебно-организационные

Учебно-интеллектуальные

Классификация обще-учебных умений и навыков, основанных

на различных сферах учебной деятельности.














В процессе освоения программы «Развитие речи учащихся начальной школы на основе полимодального подхода в системе личностно – ориентированного обучения» учащиеся должны расширить и закрепить следующие учебно-информационные обще-учебные умения и навыки:

  • уметь находить нужную информацию по теме в источниках различного типа (справочники, словари, энциклопедии);

  • уметь упорядочить информацию по алфавиту;

  • уметь передавать содержание информации адекватно поставленной цели.

Учебно-информационные




уметь находить нужную информацию по теме в источниках различного типа (справочники, словари, энциклопедии)

уметь упорядочить информацию по алфавиту

уметь передавать содержание информации адекватно поставленной цели








К учебно-коммуникативным навыкам относится:

  • владение монологической и диалогической речью;

  • умение ставить вопросы;

  • умение рассуждать;

  • умение отвечать на вопросы.


Учебно-коммуникативные

владение монологической и диалогической речью

умение ставить вопросы

умение рассуждать

умение отвечать на вопросы








В процессе освоения программы расширяются основные учебно-организационные умения:

  • написание изложений, сочинений, отзывов;

  • составление схем, опор;

  • умение пользоваться учебником;

  • выделение главной мысли.








Учебно-интеллектуальные:

  • умение сравнивать, сопоставлять, классифицировать;

  • умение выделять главное;

  • умение действовать по алгоритму;

  • умение систематизировать.

Учебно-интеллектуальные




6.2. Специальные умения и навыки по программе «Развитие речи учащихся на основе полимодального подхода на уроках русского языка»

1.

Эффективность использования риторических и лингвистических игр для развития речи в 1 классе.

  • сформированность обобщенных понятий;

  • умение выявлять свойства, качества предмета;

  • замена предмета словесным обозначением;

  • обобщение по однородным параметрам (значение, свойство, функция);

  • сочинение загадок, четверостиший, чистоговорок;

  • одушевление предметов и явлений;

  • составление рассказов, опирающихся на ассоциацию цвета;

  • взаимодействие учащихся друг с другом;

  • воображаемая реализация собственных ситуаций;

  • развития речи через двигательный анализатор и подражание;

  • уместное использование тона, жестов, мимики;

  • установление ассоциаций между словами;

  • развитость слухового и зрительного сосредоточения.


2.

Развитие речи учащихся при написании сочинений, мини–сочинений на основе ведущих сенсорных систем во 2 классе.

  • умение аргументировать свой ответ;

  • развитость метафорического мышления;

  • активизация образного восприятия;

  • поиск образных сравнений;

  • умение словесно оформлять результаты сравнения, сопоставления;

  • сочинение небылиц, нелепиц, перевёртышей, словесных оговорок, фантастических рассказов, веселых историй;

  • самостоятельное составление рассказа по опорам;

  • межличностное взаимодействие;

  • овладение спектром человеческих чувств, эмоций;

  • умение исследовать возможности слов;

  • умение придумывать новые слова (путем скрещивания слов);

  • словесное иллюстрирование;

  • сопровождение стиха, прозы звуковыми имитациями или имитационными движениями;

  • взаимодействие в группе, в коллективе;

  • умение пересказывать текст по пиктограммам;

  • умение составить приглашение;

  • написание поздравления.


3.

Развитие речи при запоминании правил на основе полимодального подхода (применение учебно-методического пособия «Русский язык в пиктограммах» 3 класс с использованием информационно-коммуникационных технологий).

  • осмысление операциональности деятельности;

  • совмещение словесных описаний и неречевых средств выразительности;

  • ассоциативное мышление;

  • прогностическое (расчленяющее) мышление;

  • поисковая деятельность;

  • умение выявлять закономерности и связи между объектами;

  • распознавание эмоциональных состояний;

  • осознание ребенком своей личностной позиции, индивидуальности;

  • прогнозирование, экспериментирование;

  • умение проявлять инициативу;

  • умение объяснять, рассуждать;

  • умение вести ролевые диалоги неодушевленных предметов;

  • умение придумывать код к правилу;

  • умение создавать «личный учебник» в мини-варианте;

  • умение составлять рецензию;


4.

Развитие речи учащихся на основе ведущей сенсорной системы по теме «Текст» в 4 классе.

  • мыслительные операции: узнавание, понимание, воспоминание; анализ, синтез, дифференциация, рефлексия;

  • составление рассказов на основе анализа эмоциональных состояний;

  • разыгрывание мини – спектаклей;

  • эмпатийное рассказывание (проникновение в состояние героя);

  • умение намечать пути самосовершенствования;

  • умение понимать стихи, сказки;

  • сочинять стихи; сказки;

  • умение ставить к тексту творческие вопросы;

  • метафорическое мышление;

  • наличие исследовательских навыков;

  • осуществление оценки результатов своей деятельности;

  • умение самостоятельно ставить цель изучения информации;

  • умение писать аннотацию.



6.3. Формы контроля и система оценивания.


Основные методы учёта оценки результатов учащихся:

  • самооценка;

  • тестирование;

  • входной, промежуточный и итоговый контроль.


Самооценка – умение ученика оценивать свои результаты, сравнивать их с эталонными, видеть ошибки, знать требования к работам разного вида.


Тестирование – стандартизированные методики проверки успеваемости. Они дают точную количественную характеристику уровня достижений по предмету, уровень общего развития.


Входной контроль – проверка результатов на первых этапах обучения.

Цель входного контроля – наметить пути формирования знаний, умений учащихся.


Промежуточный контроль заключается в проверке усвоения материала по каждой теме.


Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за четверть, полугодие, год.


В 1 классе, в течение всего учебного года, безотметочная система обучения.

Отметка как цифровое обучение вводится со 2 класса.

В начальной школе существует четырёхбальная система цифровых оценок (отметок).


Нормы оценки изложений и сочинений.

Отметка «5» ставится, если:

- содержание работы полностью соответствует теме;- фактические ошибки отсутствуют;

- мысли изложены последовательно;

- работа отличается богатством словаря, точностью словоупотребления, разнообразием синтаксических конструкций;

- текст выдержан по стилю и выразителен.

В работе допускается один недочёт в содержании и один - два речевых недочёта.

Отметка «4» ставится, если:

- содержание работы в основном соответствует теме, хотя и имеются незначительные отклонения;

- основное содержание произведения передано, но в работе есть одна - две фактические ошибки;

- в последовательности изложения мыслей встречаются незначительные нарушения;

- лексический состав и грамматический строй достаточно разнообразны;

- стиль письменной работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В работе допускается не более двух недочетов в содержании и не более четырёх речевых недочётов.



Отметка «3» ставится, если:

- в работе допущены существенные отклонения от темы;
- точно передаются только основные мысли, последовательность изложения иногда нарушена;
- словарь беден, синтаксические конструкции однообразны, словоупотребление не всегда правильно;
- стиль письменной работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В работе допускается не более четырёх недочётов в содержании, не более пяти речевых недочётов и четырёх грамматических ошибок.


Отметка «2» ставится, если:

- работа не соответствует теме;
допущено много фактических неточностей;
- нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними;
- словарь крайне беден, работа написана короткими однотипными предложениями, связь между ними слабо выражена. Часты случаи неправильного словоупотребления;

- нарушено стилевое единство текста.

В работе допускается не более шести недочетов в содержании, до семи речевых недочетов и до семи грамматических ошибок.

Примечание. На оценку сочинения влияет самостоятельность и оригинальность работы. С учетом этого качества отметка за содержание повышается на один балл.



6.4. Мониторинг.

Уровень обученности учащихся по русскому языку.



В 1 классе за 2018-2019 учебный год

В 2 классе за 2019-2020 учебный год

Статья XX.Успеваемость

100%

100%

Качество

76%

80%





В 3 классе за 2020-2021 учебный год

В 4 классе за 2021-2022 учебный год

Статья XXI.Успеваемость

100%

100%

Качество

82%

87%





1.Умение вычислять новые функции предметов.


Класс \ аттестация

Входная

Промежуточная

Исходная

1 класс

0%

16%

44%

2 класс

48%

64%

72%


Примечание: Проценты определяются количеством обученных учащихся по данным показателям.

1.Умение вычислять новые функции предметов.


Класс \ аттестация

Входная

Промежуточная

Исходная

3 класс

68%

72%

84%

4 класс

84%

92%

100%


Примечание: Проценты определяются количеством обученных учащихся по данным показателям.

2. Одушевление предметов и явлений.


Класс \ аттестация

Входная

Промежуточная

Исходная

1 класс

0%

20%

28%

2 класс

28%

44%

60%


Примечание: Проценты определяются количеством обученных учащихся по данным показателям.

2. Одушевление предметов и явлений.


Класс \ аттестация

Входная

Промежуточная

Исходная

3 класс

56%

68%

80%

4 класс

80%

92%

100%


Примечание: Проценты определяются количеством обученных учащихся по данным показателям.

3. Составление рассказов, опирающихся на ассоциацию цвета.


Класс \ аттестация

Входная

Промежуточная

Исходная

1 класс

0%

12%

28%

2 класс

32%

48%

64%


Примечание: Проценты определяются количеством обученных учащихся по данным показателям.

3. Составление рассказов опирающиеся на ассоциацию цвета.


Класс \ аттестация

Входная

Промежуточная

Исходная

3 класс

48%

60%

72%

4 класс

78%

84%

100%


Примечание: Проценты определяются количеством обученных учащихся по данным показателям.

4. Установление ассоциаций между словами.


Класс \ аттестация

Входная

Промежуточная

Исходная

1 класс

0%

20%

32%

2 класс

36%

60%

72%


Примечание: Проценты определяются количеством обученных учащихся по данным показателям.

4. Установление ассоциаций между словами.


Класс \ аттестация

Входная

Промежуточная

Исходная

3 класс

60%

84%

92%

4 класс

92%

100%

100%


Примечание: Проценты определяются количеством обученных учащихся по данным показателям.

5. Сочинения небылиц, нелепиц, стишков и тд.


Класс \ аттестация

Входная

Промежуточная

Исходная

1 класс

0%

8%

32%

2 класс

40%

48%

56%



Примечание: Проценты определяются количеством обученных учащихся по данным показателям.

5. Сочинения небылиц, нелепиц, стишков и тд.


Класс \ аттестация

Входная

Промежуточная

Исходная

3 класс

44%

56%

64%

4 класс

68%

84%

100%



Примечание: Проценты определяются количеством обученных учащихся по данным показателям.

6. Взаимодействие в паре, группе, коллективе.

Класс \ аттестация

Входная

Промежуточная

Исходная

В паре

В группе

В коллективе

Раздел XXI.1В паре

В группе

В коллективе

В паре

В группе

В коллективе

1класс

0%

0%

0%

40%

20%

44%

68%

40%

52%

2 класс

68%

40%

72%

84%

64%

80%

92%

68%

84%












Примечание: Проценты определяются количеством обученных учащихся по данным показателям

6. Взаимодействие в паре, группе, коллективе

.

Класс \ аттестация

Входная

Промежуточная

Исходная

В паре

В группе

В коллективе

Раздел I.1В паре

В группе

В коллективе

В паре

В группе

В коллективе

3 класс

84%

64%

60%

88%

80%

72%

92%

92%

80%

4 класс

92%

92%

84%

100%

100%

96%

100%

100%

100%

























Примечание: Проценты определяются количеством обученных учащихся по данным показателям



7. Условия реализации программы «Развитие речи учащихся на основе полимодального подхода на уроках русского языка».


Для реализации программы имеются следующие условия:


  1. Учебное оснащение программы:

  2. 1. Горецкий В.Г.Русская азбука, учебник для 1 класса начальной школы / В.Г.Горецкий, Н.А.Федосова.- М.: «Просвещение», 2019

  3. 2. Канакина В.П. Русский язык, учебник для 1 класса четырёхлетней начальной школы / В.П.Канакина. – М.:. «Просвещение», 2019

  4. 3. Канакина В.П. Русский язык, учебник для 2 класса четырёхлетней начальной школы / В.П.Канакина. – М.:. «Просвещение», 2019

  5. 4. Канакина В.П. Русский язык, учебник для 3 класса четырёхлетней начальной школы / В.П.Канакина. – М.:. «Просвещение», 2019

  6. 5. Канакина В.П. Русский язык, учебник для 4 класса четырёхлетней начальной школы / В.П.Канакина. – М.:. «Просвещение», 2019

Т. Н. Ситникова Русский язык. 1 класс. Поурочные разработки к УМК В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого – Москва «Просвещение», 2020.

Т. Н. Ситникова Русский язык. 2 класс. Поурочные разработки к УМК В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого _– Москва «Просвещение», 2019.

Т. Н. Ситникова Русский язык. 3 класс. Поурочные разработки к УМК В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого _– Москва «Просвещение», 2019.

Т. Н. Ситникова Русский язык. 4 класс. Поурочные разработки к УМК В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого _– Москва «Просвещение», 2019.



  1. Антонова Л.Г. Развитие речи. Популярное пособие для педагогов. – Ярославль: Академия развития, 2019. – 224с.

  2. Воробьёва В.И. Сочинения по картинам в начальных классах: Пособие для учителя / В.И.Воробьёва, С.К.Тивикова. – Тула «Родничок», 2020. – 224с.



  1. Дидактическое оснащение программы:

а) памятки:

- план анализа стихотворного произведения;

- как составить план:

      • вопросный;

      • назывной;

      • тезисный;

      • план - опорная схема;

      • комбинированный;

- план анализа сказки;

- план анализа басни;

- план анализа рассказа;

- план характеристики героя;


б) алгоритмы:

- написания изложений;

- написания сочинений:

      • сочинение – описание;

      • сочинение – рассуждение;

  • сочинение – повествование.

- информационного сообщения;

- библиографического описания;

- рецензии;

- аннотации;

- приглашения;

- поздравления.


в) тесты по русскому языку (начальная школа);


г) контрольные и проверочные работы по русскому языку (1 – 4 классы);

д) изложения и сочинения по русскому языку (1 – 4 классы).
















3. Материально–техническое оснащение программы:


а) учебный кабинет, общей площадью 47,9 метров квадратных;

б) моноблок;

в) компьютер;

г) медиапроектор;

д) магнитофон.






8. Литература, необходимая для освоения программы.


Для учащегося:


Обязательная:

1. Горецкий В.Г.Русская азбука, учебник для 1 класса начальной школы / В.Г.Горецкий, Н.А.Федосова.- М.: «Просвещение», 2019

2. Канакина В.П. Русский язык, учебник для 1 класса четырёхлетней начальной школы / В.П.Канакина. – М.:. «Просвещение», 2019

3. Канакина В.П. Русский язык, учебник для 2 класса четырёхлетней начальной школы / В.П.Канакина. – М.:. «Просвещение», 2019

4. Канакина В.П. Русский язык, учебник для 3 класса четырёхлетней начальной школы / В.П.Канакина. – М.:. «Просвещение», 2019

5. Канакина В.П. Русский язык, учебник для 4 класса четырёхлетней начальной школы / В.П.Канакина. – М.:. «Просвещение», 2019




Дополнительная:

1. Афанасьев С.П. Триста творческих конкурсов / С.П.Афанасьев, С.В.Коморин.М.: АСТ-ПРЕСС СКД, 2018.- 256с.

2. Воробьёва Т.А. Мяч и речь / Т.А.Воробьёва, О.И.Крупенчук.- СПб.: Дельта, 2020.- 96с.

3. Гатанов Ю.Б. Развиваю воображение / Ю.Б. Гатанов – СПб.: Издательство «Питер»,2019.- 144с.

4. Грудцына Н.Г. Риторические игры на уроках риторики, русского языка, - М.: Флинта, Наука,2019.- 72с.

5. Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения для детей./ Козлв Н.И. Екатеринбург: - Издательство АРД ЛТД.2019.- 144с.

6. Нефёдова Е.А. Справочное пособие по русскому языку для учащихся начальных классов / Е.А.Нефёдова, О.В.Узорова.- М.: «Аквариум», 2019. – 272с.

7. Узорова О.В. Самый полный справочник для младших школьников по написанию сочинений и изложений на уроках русского языка: 1 – 4 класс / О.В.Узорова, Е.А.Нефёдова.- М.: Астрель:АСТ: Профиздат, 2019. - 58с.




Для преподавателя:


Обязательная:

1. Антонова Л.Г. Развитие речи. Популярное пособие для педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 2019. – 224с.

2. Белобрыкина О.А. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов. / А.О.Белобрыкина.- Ярославль: «Академия развития», 2019.- 224с.

3. Бадалев А.А. Личность и общение. / Избранные труды. М.: Педагогика, 2018.- 271с.

4. Бордовский Г.А. Развивающие возможности аудиальных средств обучения. / Педагогика. №4, 2019.- с.40 – 43.

5. Библер В.С. «Школа диалога культур» (О психолого–педагогической концепции автора школьной и экспериментальной программы «Школа диалога культур»). Педагогика.2019, №11, с.29 – 40.

6.Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Издательство МГУ, 2018.- 222с.

7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 2019.- 168с.

8. Воробьёва В.И. Сочинения по картинам в начальных классах: Пособие для учителя / В.И.Воробьёва, С.К.Тивикова. – Тула «Родничок», 2020. – 224с.

9. Т. Н. Ситникова Русский язык. 1 класс. Поурочные разработки к УМК В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого – Москва «Просвещение», 2019.

10. Т. Н. Ситникова Русский язык. 2 класс. Поурочные разработки к УМК В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого _– Москва «Просвещение», 2019.

11. Т. Н. Ситникова Русский язык. 3 класс. Поурочные разработки к УМК В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого _– Москва «Просвещение», 2019.

12. Т. Н. Ситникова Русский язык. 4 класс. Поурочные разработки к УМК В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого _– Москва «Просвещение», 2019.

12. Лёвушкина О.Н. Словарная работа в начальных классах: Пособие для учителя.- М.: Гуманит. «ВЛАДОС», 2019.- 96с.

13. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей: Популярное пособие для педагогов.- Ярославль «Гринго», 2019.- 240с.

14. Падалко А.Е. Букварь изобретателя.- М.: Рольф, 2017.- 208с.

15. Пилипко Н.В. Здравствуй, школа! Адаптационные занятия с первоклассниками: Практическая психология учителю / Н.В.Пилипко, Т.В.Громова, М.Ю.Чибисова.- М.: УЦ «Перспектива», 2012.- 64с.

16. Физиология сенсорных систем / Под ред. А.С.Батуева.- Л.,1996. с.208 – 224.

17.Якиманская И.С. Личностно – ориентированное обучение.- М., 2014.




Дополнительная:

1. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 2019.- 235с.

2.Братченко С.Л. Личностный рост и его критерии. / Психологические проблемы самореализации личности. Спб. 2017.- с.38 – 46.

3. Ершов А.А. Взгляд психолога на активность человека. М., 2014.- 263с.

4. Искусство разговаривать и получать информацию. М., 2020.- 311с.

5. Корчак Я. Как любить ребёнка. М., 2016.- 375с.

6. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. М., 2014.- 154с.



Рецензия


на программу курса

«Развитие речи у учащихся на основе полимодального на уроках русского языка»

Автор программы Т.В. Шмелёва, учитель начальных классов ЧОУ «Православная гимназия в честь Казанской иконы Божьей Матери»

г. Нижневартовск


Актуальность рецензируемой программы обусловлена существующими в наше время требованиями к современному деловому человеку. Имеющиеся в стране предпосылки для развития творческой инициативы и широкий простор для выражения различных мнений, убеждений, оценок предполагает развитие коммуникативных возможностей человека. Человек, обладающий языковыми знаниями и навыками культурной речи, чувствует себя уверенно в самых различных ситуациях бытового, социального и делового общения. Такому человеку легче установить контакт и найти взаимопонимание со знакомыми и незнакомыми людьми, подчиненными и начальством, а это очень важно для успеха в любом деле.

В соответствии с требованиями времени Т.В. Шмелёва формулирует основную задачу курса: способствовать формированию навыков и умений рационального речевого поведения.

Программа адресована учителю начальных классов, который ищет новые подходы в формировании коммуникативной компетенции учащихся 1 — 4 классов. Она охватывает дидактические, методические и психологические аспекты. Важность этих аспектов подтверждается универсальностью языкового образования в рамках начальной школы: без сформированной языковой компетенции невозможен образовательный процесс в целом.

Очевидно, что развитие речевого творчества младших школьников -задача весьма сложная: многие вопросы ещё только разрабатываются учёными, нет новых программ, методических пособий, учебников, построенных на коммуникативной основе. В связи с этим основной целью данной программы является:

  • максимальное сближение разных областей педагогического
    процесса: предметного (на современном уровне филологической
    науки), форм и методов педагогического воздействия на ученика,
    учёта психологических характеристик учащихся и педагога;

  • оказание помощи учителю в организации содержательной стороны
    заявленного курса и в выборе методических приёмов, адекватных
    'учебному материалу.

Учитель далеко не всегда имеет возможность самостоятельно освоить тот разнообразный материал, который отражает изменения, происшедшие в современной педагогической теории, поэтому, в связи с удалённостью школы от крупных научных центров, получение информации может оказаться весьма проблематичным. Предлагаемая программа призвана, в первую очередь, заполнить информационные лакуны, а именно: - знакомство с программой курса:

  • систематизация сведений о действующих программах, их концептуальной основе, содержании и структуре;

  • обоснование взаимодействия возможных дисциплин на уроках по формированию языковой компетенции;

  • развитие у учащихся навыков владения языком как средством передачи информации, общения и расширение общегуманитарного кругозора;

  • одуцирование связных, правильно построенных монологических текстов на разные темы в зависимости от целей говорящего и ситуации
    общения;

  • участие в диалогических и полилогических ситуациях общения,
    установление контакта, обмен информацией с другими членами языкового коллектива.

Не вызывает сомнения, что реализация предложенной программы реально и потенциально на продвинутом этапе будет способствовать формированию таких навыков и умений, как:

  • понимание явлений, характеризующих систему языка и его
    функционирование;

  • умение вести анализ языковых единиц в функциональном, семантическом и формальном аспектах;

  • особенности использования языка в разных сферах деятельности
    человека;

  • умение работать с различными типами словарей;

  • умение на основе полученных знаний комментировать различные
    социолингвистические явления.

Исходя из того, курс успешно апробирован, достигнуты хорошие результаты, программа курса «Развитие речи учащихся на основе полимодального на уроках русского языка» Т.В. Шмелёвой может быть рекомендована к использованию в учебном процессе.





С.И. Щербина


Рецензент

д октор филологических наук,

зав. кафедрой русского языка

и методики его преподавания

НВГУ

23 апреля 2020 г.



2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!