СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторская дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Курс подготовки шахматистов"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Авторская дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Просмотр содержимого документа
«Авторская дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Курс подготовки шахматистов"»

Департамент образования мэрии города Новосибирска

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города Новосибирска

«Центр внешкольной работы «Галактика»




Утверждаю:

Директор МБУДО ЦВР «Галактика»


Н. П. Агапова


« » 20 г.





Авторская

дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Курс подготовки шахматистов»

физкультурно-спортивной направленности

творческого объединения

«Ладья»





Возраст учащихся: 7 – 18 лет

Срок реализации: 5 лет





Автор-составитель:

Шмаков Вячеслав Юрьевич,

педагог дополнительного образования








г. Новосибирск, 2017



ПРОГРАММА

Рассмотрена и одобрена на малом педагогическом совете спортивно-технического структурного подразделения Центра внешкольной работы «Галактика».

Протокол № ____ от «____» _______________ 2017г.


Выписка из решения:

Рекомендовано принять авторскую дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Курс подготовки шахматистов» за основу образовательно-воспитательной деятельности творческого объединения «Ладья» педагога дополнительного образования Шмакова Вячеслава Юрьевича.


Заведующий структурного подразделения Юрлова ЕА.


ПРОГРАММА

Рассмотрена и одобрена на заседании методического объединения спортивно-технического структурного подразделения Центра внешкольной работы «Галактика».

Протокол № ____ от «____» _______________ 2017г.


Выписка из решения:

Рекомендовано принять авторскую дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Курс подготовки шахматистов» за основу образовательно-воспитательной деятельности творческого объединения «Ладья» педагога дополнительного образования Шмакова Вячеслава Юрьевича.


Руководитель МО Шмаков В.Ю.


ПРОГРАММА

Рассмотрена на педагогическом совете Центра внешкольной работы «Галактика».

Протокол № ____ от «____» _______________ 2017г.

Выписка из решения:

Рекомендовано принять авторскую дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Курс подготовки шахматистов» за основу образовательно-воспитательной деятельности творческого объединения «Ладья» педагога дополнительного образования Шмакова Вячеслава Юрьевича.


Секретарь педагогического совета Вальщикова М.В.



Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»


Введение

В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать ее и делать логические выводы. Шахматы пользуются огромной популярностью, по ним проводятся турниры и соревнования по всему миру. Система дополнительного образования даёт возможность учащимся получить профессиональные навыки и умения, благодаря которым, учащийся может не только выбирать профессию, связанную с шахматами, но и решать другие жизненно важные для себя вопросы (образование, работа, карьера).

Заслуга самих шахмат в воспитании детей и подростков огромна. Шахматы позволяют организовать творческий отдых учащихся в виде внеклассного обучения во взаимодействии с шахматами, формируют эстетические и духовные ценности детей и подростков. Шахматы обладают универсальными конструктивно-техническими характеристиками, разнообразными интеллектуальными возможностями, открывающими перед шахматистами большие творческие перспективы. Умение играть в шахматы всегда считалось одним из главных элементов воспитания умного, грамотного, образованного и культурного человека. Шахматы учат усидчивости и концентрации внимания, умению оценивать ситуацию и найти за короткое время единственно правильное решение, развивают самостоятельность, спокойствие, память, логическое мышление, логику, волю к победе, целеустремленность, помогают общению и взаимопониманию, доставляют радость и удовольствие человеку.


Направленность (профиль) программы

Авторская дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Курс подготовки шахматистов» имеет четко выраженную физкультурно-спортивную направленность.

Вместе с тем, данная программа, прежде всего, направлена на гармоничное интеллектуальное, творческое развитие и воспитание детей и подростков..


Актуальность программы

Актуальностью авторской программы является то, что:

1. данная программа предусмотрена для самого широкого круга учащихся;

2. данная программа предусматривает интеллектуальное развитие;

3. в процессе обучения идет интенсивное развитие разнонаправленных возможностей человека;

4. занятия шахматами очень популярно и не требуют больших затрат на обучение, что делает шахматы очень доступными;


Отличительные особенности программы

Отличительные особенности программы заключаются в компетентностном подходе к обучению, творческом переосмыслении существующих систем и методик преподавания шахмат, современных технологий в сочетании с личным практическим опытом педагога и методическим сопровождением программы. Учебно-методический комплекс программы включает в себя интересный шахматный теоретический материал, практические позиции и комбинации по шахматам, а также дидактический материал. комплексный характер, который предполагает изучение всех компонентов шахматного искусства в их взаимосвязи


Адресат программы

Авторская программа «Курс подготовки шахматистов» рассчитана на детей младшего, среднего и старшего школьного возраста, от 7 до 18 лет без предварительного отбора.


Объем и срок освоения программы

Авторская программа обучения игре в шахматы рассчитана сроком на 5 лет.

Уровень освоения программы

Уровень освоения данной программы – базовый


Формы обучения

Обучение игре в шахматы по данной программе проводится в очной форме.

В программе предусмотрено включение в процесс обучения заданий для самостоятельной работы, таких как:

  • решение позиций и задач на компьютере для самостоятельной работы;

  • анализа сыгранных партий учащимся как самостоятельная работа.


Особенности организации образовательного процесса

Творческое объединение «Ладья» сформировано как объединение по интересам: шахматы. Набор в учебные группы осуществляется в начале учебного года. Группы в творческом объединении «Ладья» сформированы в группы учащихся разных возрастных категорий (разновозрастные группы от 7-18 лет), являющиеся основным составом объединения. Состав групп в творческом объединении «Ладья» постоянный и регулируется нормами в образовательном учреждении в соответствие с требованиями СанПиН.


Формы организации образовательного процесса

Основной формой организации образовательного процесса являются групповые занятия. В процессе обучения формы занятий могут варьироваться и совмещаться для достижения оптимального результата в обучении.


Виды занятий

Теоретические занятия:

Практические занятия:


Цель и задачи программы


Цель – создание благоприятных условий для личностного самоопределения, самореализации и развития творческих способностей детей и подростков средствами шахматного творчества.


Задачи:

Образовательные (предметные)

Личностные

Метапредметные:

Познавательные

Коммуникативные:

Регулятивные:



Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»


Календарный учебный график

Календарный учебный график – это составная часть авторской дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Курс подготовки шахматистов», содержащая комплекс основных характеристик образования и определяющая:

  • даты начала и окончания учебных периодов/этапов,

  • количество учебных недель или дней,

  • сроки контрольных процедур, организованных выездов, экспедиций и т.п.;

Календарный учебный график является обязательным приложением к авторской дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Курс подготовки шахматистов» и составляется для каждой учебной группы.


Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение программы
  • учебный кабинет;

  • шахматный инвентарь;

  • шахматные часы;

  • демонстрационная доска с фигурами;


Информационное обеспечение

Для успешной реализации авторской программы «Курс подготовки шахматистов», организованная совместная деятельность педагога с детьми должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием аудио и видеозаписей партий гроссмейстеров.


Кадровое обеспечение

Занятия по программе «Курс подготовки шахматистов» проводит педагог, имеющий специальное (профильное) физкультурно-спортивное высшее образование.


Формы аттестации

Поскольку образовательная деятельность в системе дополнительного образования предполагает не только обучение детей предметным УУД, но и развитие личностных качеств, поэтому в системе диагностики учитываются три группы показателей:

1. Учебные УУД,

2. Личностные УУД,

3. Метапредметные результаты,


Цель диагностики – выявление качества педагогического процесса и результатов освоения настоящей программы «Курс подготовки шахматистов» конкретным ребенком в его индивидуальном развитии.


Методические материалы

Особенности организации образовательного процесса

Творческое объединение «Ладья» сформировано как объединение по интересам: шахматы.


Методы обучения и воспитания


Методы обучения

Авторская программа предполагает использование таких методов обучения: (словесный, наглядный практический; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично- поисковый, исследовательский проблемный; игровой, дискуссионный, проектный и др.).

Методы воспитания

Методы убеждения.

Методы стимулирования.

Методы поощрения.

Методы мотивации.

Средства обучения

  • предметные;

  • практические;

  • интеллектуальные.

  • эмоциональные.


Педагогические технологии

Формы организации образовательного процесса

Основные дидактические и педагогические принципы


Алгоритм учебного занятия

Важной составной частью здоровьесберегающей работы педагога является рациональная организация самого занятия. Для успешного решения проблемы сохранения здоровья учащихся в рамках учебной деятельности, педагог уделять должное внимание грамотному построению каждого учебного занятия.


Список литературы



Педагог дополнительного образования __________ Шмаков В.Ю.

подпись)


10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!