Департамент образования мэрии города Новосибирска
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города Новосибирска
«Центр внешкольной работы «Галактика»
| Утверждаю: Директор МБУДО ЦВР «Галактика» Н. П. Агапова « » 20 г. |
Авторская
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Курс подготовки шахматистов»
физкультурно-спортивной направленности
творческого объединения
«Ладья»
Возраст учащихся: 7 – 18 лет
Срок реализации: 5 лет
Автор-составитель:
Шмаков Вячеслав Юрьевич,
педагог дополнительного образования
г. Новосибирск, 2017
ПРОГРАММА
Рассмотрена и одобрена на малом педагогическом совете спортивно-технического структурного подразделения Центра внешкольной работы «Галактика».
Протокол № ____ от «____» _______________ 2017г.
Выписка из решения:
Рекомендовано принять авторскую дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Курс подготовки шахматистов» за основу образовательно-воспитательной деятельности творческого объединения «Ладья» педагога дополнительного образования Шмакова Вячеслава Юрьевича.
Заведующий структурного подразделения Юрлова ЕА.
ПРОГРАММА
Рассмотрена и одобрена на заседании методического объединения спортивно-технического структурного подразделения Центра внешкольной работы «Галактика».
Протокол № ____ от «____» _______________ 2017г.
Выписка из решения:
Рекомендовано принять авторскую дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Курс подготовки шахматистов» за основу образовательно-воспитательной деятельности творческого объединения «Ладья» педагога дополнительного образования Шмакова Вячеслава Юрьевича.
Руководитель МО Шмаков В.Ю.
ПРОГРАММА
Рассмотрена на педагогическом совете Центра внешкольной работы «Галактика».
Протокол № ____ от «____» _______________ 2017г.
Выписка из решения:
Рекомендовано принять авторскую дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Курс подготовки шахматистов» за основу образовательно-воспитательной деятельности творческого объединения «Ладья» педагога дополнительного образования Шмакова Вячеслава Юрьевича.
Секретарь педагогического совета Вальщикова М.В.
Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»
Введение В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать ее и делать логические выводы. Шахматы пользуются огромной популярностью, по ним проводятся турниры и соревнования по всему миру. Система дополнительного образования даёт возможность учащимся получить профессиональные навыки и умения, благодаря которым, учащийся может не только выбирать профессию, связанную с шахматами, но и решать другие жизненно важные для себя вопросы (образование, работа, карьера).
Заслуга самих шахмат в воспитании детей и подростков огромна. Шахматы позволяют организовать творческий отдых учащихся в виде внеклассного обучения во взаимодействии с шахматами, формируют эстетические и духовные ценности детей и подростков. Шахматы обладают универсальными конструктивно-техническими характеристиками, разнообразными интеллектуальными возможностями, открывающими перед шахматистами большие творческие перспективы. Умение играть в шахматы всегда считалось одним из главных элементов воспитания умного, грамотного, образованного и культурного человека. Шахматы учат усидчивости и концентрации внимания, умению оценивать ситуацию и найти за короткое время единственно правильное решение, развивают самостоятельность, спокойствие, память, логическое мышление, логику, волю к победе, целеустремленность, помогают общению и взаимопониманию, доставляют радость и удовольствие человеку.
Направленность (профиль) программы Авторская дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Курс подготовки шахматистов» имеет четко выраженную физкультурно-спортивную направленность.
Вместе с тем, данная программа, прежде всего, направлена на гармоничное интеллектуальное, творческое развитие и воспитание детей и подростков..
Актуальность программы Актуальностью авторской программы является то, что:
1. данная программа предусмотрена для самого широкого круга учащихся;
2. данная программа предусматривает интеллектуальное развитие;
3. в процессе обучения идет интенсивное развитие разнонаправленных возможностей человека;
4. занятия шахматами очень популярно и не требуют больших затрат на обучение, что делает шахматы очень доступными;
Отличительные особенности программы Отличительные особенности программы заключаются в компетентностном подходе к обучению, творческом переосмыслении существующих систем и методик преподавания шахмат, современных технологий в сочетании с личным практическим опытом педагога и методическим сопровождением программы. Учебно-методический комплекс программы включает в себя интересный шахматный теоретический материал, практические позиции и комбинации по шахматам, а также дидактический материал. комплексный характер, который предполагает изучение всех компонентов шахматного искусства в их взаимосвязи
Адресат программы Авторская программа «Курс подготовки шахматистов» рассчитана на детей младшего, среднего и старшего школьного возраста, от 7 до 18 лет без предварительного отбора.
Объем и срок освоения программы Авторская программа обучения игре в шахматы рассчитана сроком на 5 лет.
Уровень освоения программы Уровень освоения данной программы – базовый
Формы обучения Обучение игре в шахматы по данной программе проводится в очной форме.
В программе предусмотрено включение в процесс обучения заданий для самостоятельной работы, таких как:
Особенности организации образовательного процесса Творческое объединение «Ладья» сформировано как объединение по интересам: шахматы. Набор в учебные группы осуществляется в начале учебного года. Группы в творческом объединении «Ладья» сформированы в группы учащихся разных возрастных категорий (разновозрастные группы от 7-18 лет), являющиеся основным составом объединения. Состав групп в творческом объединении «Ладья» постоянный и регулируется нормами в образовательном учреждении в соответствие с требованиями СанПиН.
Формы организации образовательного процесса Основной формой организации образовательного процесса являются групповые занятия. В процессе обучения формы занятий могут варьироваться и совмещаться для достижения оптимального результата в обучении.
Виды занятий Теоретические занятия:
Практические занятия:
Цель и задачи программы
Цель – создание благоприятных условий для личностного самоопределения, самореализации и развития творческих способностей детей и подростков средствами шахматного творчества.
Задачи:
Образовательные (предметные)
Личностные
Метапредметные:
Познавательные
Коммуникативные:
Регулятивные:
Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
Календарный учебный график
Календарный учебный график – это составная часть авторской дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Курс подготовки шахматистов», содержащая комплекс основных характеристик образования и определяющая:
даты начала и окончания учебных периодов/этапов,
количество учебных недель или дней,
сроки контрольных процедур, организованных выездов, экспедиций и т.п.;
Календарный учебный график является обязательным приложением к авторской дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Курс подготовки шахматистов» и составляется для каждой учебной группы.
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение программы
Информационное обеспечение Для успешной реализации авторской программы «Курс подготовки шахматистов», организованная совместная деятельность педагога с детьми должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием аудио и видеозаписей партий гроссмейстеров.
Кадровое обеспечение Занятия по программе «Курс подготовки шахматистов» проводит педагог, имеющий специальное (профильное) физкультурно-спортивное высшее образование.
Формы аттестации
Поскольку образовательная деятельность в системе дополнительного образования предполагает не только обучение детей предметным УУД, но и развитие личностных качеств, поэтому в системе диагностики учитываются три группы показателей:
1. Учебные УУД,
2. Личностные УУД,
3. Метапредметные результаты,
Цель диагностики – выявление качества педагогического процесса и результатов освоения настоящей программы «Курс подготовки шахматистов» конкретным ребенком в его индивидуальном развитии.
Методические материалы
Особенности организации образовательного процесса
Творческое объединение «Ладья» сформировано как объединение по интересам: шахматы.
Методы обучения и воспитания
Методы обучения
Авторская программа предполагает использование таких методов обучения: (словесный, наглядный практический; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично- поисковый, исследовательский проблемный; игровой, дискуссионный, проектный и др.).
Методы воспитания
Методы убеждения.
Методы стимулирования.
Методы поощрения.
Методы мотивации.
Средства обучения
предметные;
практические;
интеллектуальные.
эмоциональные.
Педагогические технологии
Формы организации образовательного процесса
Основные дидактические и педагогические принципы
Алгоритм учебного занятия
Важной составной частью здоровьесберегающей работы педагога является рациональная организация самого занятия. Для успешного решения проблемы сохранения здоровья учащихся в рамках учебной деятельности, педагог уделять должное внимание грамотному построению каждого учебного занятия.
Список литературы
Педагог дополнительного образования __________ Шмаков В.Ю.
подпись)
10