Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Арская средняя общеобразовательная школа №7»
Арского муниципального района РТ
Авторская программа кружка
«Занимательная математика»
по интеллектуальному направлению
внеурочной деятельности
Шайхиева Венера Нуретдиновна
учитель начальных классов
Программа «Занимательная математика» предназначена для внеурочной деятельности с учащимися начальных классов и рассчитана на 4 года обучения (135 учебных часов). Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут (в 1 классе), 1 раз в неделю по 45 минут во 2-4 классах. 1 класс – 33 часа, 2-4 классы по 34 часа. Программа построена с учетом возрастных особенностей младших школьников (6,5-10 лет).
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь положительную мотивацию к изучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Программа составлена с учётом требований ФГОС нового поколения и соответствует возрастным особенностям младших школьников. С этой целью в программе предусмотрено увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамическую деятельность.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предлагаемый курс предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Содержание курса «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации.
Курс «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры. Предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия. Передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями).
Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.
Цель программы: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.
Задачи программы:
расширить кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
развивать краткости речи;
умело использовать символики;
правильно применять математическую терминологию;
уметь отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений, сосредоточивая внимание только на количественных;
уметь делать доступные выводы и обобщения;
обосновывать свои мысли.
Ценностными ориентирами содержания курса являются:
формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
освоение эвристических приемов рассуждений;
формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Особенностью программы «Занимательная математика» является организация деятельности младших школьников, основанной на принципах научности, доступности, занимательности, наглядности, сознательности и индивидуального подхода к каждому ребёнку.
Содержание программы
1 год обучения
(33 часа, 1 час в неделю).
№ п/п | Название темы (раздела) | Количество часов |
Из истории о математике. | 4 |
| Зачем нужна математика? | 1 |
| Как люди научились считать? | 1 |
| Из истории линейки. | 1 |
| Возникновение математических знаков «+» и «-». Числа в пословицах и поговорках. | 1 |
Весёлый счёт. | 7 |
| Числа от 1 до 10. | 1 |
6. | Числа от 1 до 10. | 1 |
7. | Игра соревнование «Весёлый счет от 1 до 10». | 1 |
8. | Числа от 10 до 20. | 1 |
9. | Числа от 10 до 20. | 1 |
10. | Игра соревнование «Весёлый счет от 10 до 20». | 1 |
11. | Числовые головоломки: соединение чисел знаками действий так, чтобы в ответе получилось задуманное число. | 1 |
Математические ребусы. | 6 |
12. | Числовые головоломки. | 1 |
13. | Числовые головоломки. | 1 |
14. | Разгадывание математических ребусов. | 1 |
15 | Разгадывание математических ребусов. | 1 |
16. | Составление простейших математических ребусов. | 1 |
17. | Составление простейших математических ребусов. | 1 |
Мир занимательных задачек. | 8 |
18. | Загадки математического содержания. | 1 |
19. | Задачи-шутки. | 1 |
20. | Задачи-шутки. | 1 |
21. | Считалочки. Математические пословицы и поговорки. | 1 |
22. | Комбинаторные задачи. | 1 |
23. | Комбинаторные задачи. | 1 |
24. | Задачи на сообразительность. | 1 |
25. | Задачи на сообразительность. | 1 |
Геометрическое ассорти. | 8 |
26. | Путешествие точки. | 1 |
27. | Танграмм: древняя китайская головоломка. | 1 |
28. | Танграмм: древняя китайская головоломка. | 1 |
29. | Танграмм: древняя китайская головоломка. | 1 |
30. | Конструирование многоугольников из деталей танграма. | 1 |
31. | Конструирование многоугольников из деталей танграма. | 1 |
32. | Конструирование многоугольников из деталей танграма. | 1 |
33. | Симметрия. | 1 |
Планируемые результаты освоения программы
1 класс.
Личностные результаты
осознание роли математики в жизни людей;
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом; работать по предложенному учителем плану;
сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений дляработы с числовыми головоломками;
анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
Познавательные УУД
осознавать познавательную задачу; уметь слушать, извлекая нужную информацию;
осуществлять поиск и выделение необходимой информации;
высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;
воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям. Коммуникативные УУД
слушать и понимать речь других;
работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества.
Предметные результаты
понимать, как люди учились считать;
работать с пословицами, в которых встречаются числа;
выполнять интересные приёмы устного счёта;
находить суммы ряда чисел;
решать задачи, связанные с нумерацией, на сообразительность, задачи- шутки, задачи со спичками;
разгадывать числовые головоломки и математические ребусы;
находить в окружающем мире предметы, дающие представление об изученных геометрических фигурах;
выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;
проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);
ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;
составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции;
выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
2 год обучения
(34 часа, 1 ч в неделю)
№ п/п | Название темы (раздела) | Количество часов |
Из истории о математике. | 4 |
| Из истории учебника «Арифметика». | 1 |
| Нумерация древних римлян. | 1 |
| Упражнение в записи чисел римскими цифрами. | 1 |
| Из истории счета и десятичной системы счисления. | 1 |
Весёлый счёт. | 8 |
| История одной копейки. Русские счеты. | 1 |
6. | Занимательные задания с римскими цифрами. | 1 |
7. | Занимательные задания с римскими цифрами. | 1 |
8. | Интересные приемы устного счета. | 1 |
9. | Интересные приемы устного счета. | 1 |
10. | Задачи, связанные с нумерацией. | 1 |
11. | Приемы, упрощающие сложение и вычитание. | 1 |
12. | Магические квадраты. | 1 |
Математические ребусы. | 6 |
13. | Числовые головоломки. | 1 |
14. | Числовые головоломки. | 1 |
15. | Разгадывание математических ребусов. | 1 |
16. | Разгадывание математических ребусов. | 1 |
17. | Составление простейших математических ребусов. | 1 |
18. | Составление простейших математических ребусов. | 1 |
Мир занимательных задачек. | 8 |
19. | Задачи, имеющие несколько решений. | 1 |
20. | Обратные задачи и задания. | 1 |
21. | Старинные задачи. | 1 |
22. | Логические задачи. | 1 |
23. | Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. | 1 |
24. | Комбинаторные задачи. | 1 |
25. | Задачи на сообразительность. | 1 |
26. | Решение задач международного математического конкурса «Кенгуру». | 1 |
Геометрическое ассорти. | 8 |
27. | Путешествие точки. | 1 |
28. | Танграмм: древняя китайская головоломка. | 1 |
29. | Танграмм: древняя китайская головоломка. | 1 |
30. | Танграмм: древняя китайская головоломка. | 1 |
31. | Конструирование многоугольников из деталей танграма. | 1 |
32. | Конструирование многоугольников из деталей танграма. | 1 |
33. | Конструирование многоугольников из деталей танграма. | 1 |
34. | Симметрия. Что такое симметрия? | 1 |
Планируемые результаты освоения программы
2 класс.
Личностные результаты
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
чувство сопричастности и гордости за свою Родину, язык, историю. Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
различать способ и результат действия;6
адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, одноклассников, родителей;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения учебных и коммуникативных задач;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; оценивать правильность выполнения действия;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Познавательные УУД
применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
установление причинно-следственных связей, построению логической цепи рассуждений;
осуществление расширенного поиска информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет.
Коммуникативные УУД
работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы.
Предметные результаты
понимать нумерацию древних римлян;
знать некоторые сведения из истории счёта и десятичной системы счисления;
выделять простейшие математические софизмы;
пользоваться сведениями из «Книги рекордов Гиннесса»;
понимать некоторые секреты математических фокусов;
использовать интересные приёмы устного счёта;
применять приёмы, упрощающие сложение и вычитание;
разгадывать и составлять простые математические ребусы, магические квадраты;
решать задачи на сообразительность, комбинаторные, с геометрическим содержанием, задачи-смекалки;
находить периметр составных фигур.
3 год обучения
(34 часа, 1ч в неделю)
№ п/п | Название темы (раздела) | Количество часов |
Из истории о математике. | 4 |
| Великие математики. | 1 |
| Сравнение римской и современной письменных нумераций. | 1 |
| Крылатые высказывания великих людей о математике и математиках. | 1 |
| Преобразование неравенств в равенства, составленные из чисел, сложенных из палочек в виде римских цифр. | 1 |
Весёлый счёт. | 8 |
| «Числовой» конструктор. | 1 |
6. | В царстве «Смекалки». | 1 |
7. | Интеллектуальная разминка. | 1 |
8. | Интересные приемы устного счета. | 1 |
9. | Интересные приемы устного счета. | 1 |
10. | Задачи, связанные с нумерацией. | 1 |
11. | Приемы, упрощающие сложение и вычитание. | 1 |
12. | Магические квадраты. | 1 |
Математические ребусы. | 6 |
13. | Числовые головоломки. | 1 |
14. | Числовые головоломки. | 1 |
15. | Разгадывание математических ребусов. | 1 |
16. | Разгадывание математических ребусов. | 1 |
17. | Составление простейших математических ребусов. | 1 |
18. | Составление простейших математических ребусов. | 1 |
Мир занимательных задачек. | 8 |
19. | Задачи, имеющие несколько решений. | 1 |
20. | Обратные задачи и задания. | 1 |
21. | Старинные задачи. | 1 |
22. | Логические задачи. | 1 |
23. | Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. | 1 |
24. | Комбинаторные задачи. | 1 |
25. | Задачи на сообразительность. | 1 |
26. | Решение задач международного математического конкурса «Кенгуру». | 1 |
Геометрическое ассорти. | 8 |
27. | Путешествие точки. | 1 |
28. | Танграмм: древняя китайская головоломка. | 1 |
29. | Танграмм: древняя китайская головоломка. | 1 |
30. | Танграмм: древняя китайская головоломка. | 1 |
31. | Конструирование многоугольников из деталей танграма. | 1 |
32. | Конструирование многоугольников из деталей танграма. | 1 |
33. | Конструирование многоугольников из деталей танграма. | 1 |
34. | Симметрия. | 1 |
Планируемые результаты освоения программы
3 класс
Личностные результаты
осознание необходимости самосовершенствования на основе сравнения «Я» и хороший ученик;
стремление к самоизменению - приобретению новых знаний и умений.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы.
Познавательные УУД
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи, аналогии; строить рассуждения.
Коммуникативные УУД
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Предметные результаты
различать имена и высказывания великих математиков;
работать с числами – великанами;
пользоваться алгоритмами составления и разгадывания математических ребусов;
понимать «секреты» некоторых математических фокусов;
преобразовывать неравенства в равенства, составленные из чисел, сложенных из палочек в виде римских цифр;
решать нестандартные, олимпиадные и старинные задачи;
использовать особые случаи быстрого умножения на практике;
находить периметр и площадь окружающих предметов;
разгадывать и составлять математические ребусы, головоломки, фокусы;
моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи;
моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.
4 год обучения
(34 часа, 1ч в неделю)
№ п/п | Название темы (раздела) | Количество часов |
Из истории о математике. | 4 |
| Из истории чисел. Применение различных цифр и чисел в современной жизни. | 1 |
| Пословицы, поговорки, фразеологизмы с числами. | 1 |
| Числа-великаны. | 1 |
| Числовые головоломки. | 1 |
Весёлый счёт. | 8 |
| Математический марафон. | 1 |
6. | Целые и дробные числа. | 1 |
7. | Целые и дробные числа. | 1 |
8. | Сравнение дробей. | 1 |
9. | Многозначные числа. | 1 |
10. | Решение уравнений. | 1 |
11. | Решение уравнений. | 1 |
12. | Магические квадраты. | 1 |
Математические ребусы. | 6 |
13. | Числовые головоломки. | 1 |
14. | Числовые головоломки. | 1 |
15. | Разгадывание математических ребусов. | 1 |
16. | Разгадывание математических ребусов. | 1 |
17. | Составление простейших математических ребусов. | 1 |
18. | Составление простейших математических ребусов. | 1 |
Мир занимательных задачек. | 8 |
19. | Задачи, имеющие несколько решений. | 1 |
20. | Обратные задачи и задания. | 1 |
21. | Решение задач с помощью уравнений. | 1 |
22. | Решение задач с помощью уравнений. | 1 |
23. | Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. | 1 |
24. | Комбинаторные задачи. | 1 |
25. | Задачи на сообразительность. | 1 |
26. | Решение задач международного математического конкурса «Кенгуру». | 1 |
Геометрическое ассорти. | 8 |
27. | Путешествие точки. | 1 |
28. | Танграмм: древняя китайская головоломка. | 1 |
29. | Танграмм: древняя китайская головоломка. | 1 |
30. | Танграмм: древняя китайская головоломка. | 1 |
31. | Конструирование многоугольников из деталей танграма. | 1 |
32. | Конструирование многоугольников из деталей танграма. | 1 |
33. | Конструирование многоугольников из деталей танграма. | 1 |
34. | Симметрия. | 1 |
Планируемые результаты освоения программы
4 класс
Личностные результаты
внутренняя позиция обучающегося на уровне понимания необходимости учения;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Регулятивные УУД
самостоятельно формулировать проблему исследовательского проекта;
составлять план решения учебной проблемы, работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
осуществлять контроль за собственной деятельностью, вносить необходимые коррективы;
вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия.
Познавательные УУД
строить рассуждения в форме связей простых суждений об объекте, его строении и свойствах;
пользоваться различными источниками информации;
обобщать, т. е. выводить общность для целого ряда или класса единичных объектов;
создавать и преобразовывать модели и схемы;
строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные УУД
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
правильно использовать речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач.
Предметные результаты
проводить вычислительные операции площадей и объёма фигур;
конструировать предметы из геометрических фигур;
разгадывать и составлять простые математические ребусы, магические квадраты;
применять приёмы, упрощающие вычисления;
выполнять упражнения с чертежей на нелинованной бумаге;
решать задачи на противоречия;
анализировать проблемные ситуаций во многоходовых задачах;
работать над проектами;
моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.
Список литературы:
Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007.
Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996.
Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995.
Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
Быкова Т.П. Нестандартные задачи по математике: 2 класс/Т.П.Быкова.-4-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательство «Экзамен», 2012.
Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002.
Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс, сост. Е.В. Языканова.-М.: Издательство «Экзамен», 2012.
Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002.
Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Задания на развитие внимания
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.
Сложи узор.
Составьте дорожку или узор из фигур (начинайте с трех-четырех элементов, когда ребенок освоится с такими заданиями, увеличьте количество). Попросите его посмотреть на дорожку (узор), потом отвернуться. Измените расположение одной фигуры (потом двух-трех). Попросите ребенка восстановить первоначальное расположение фигур на дорожках (узорах).
Усложненный вариант: уберите дорожку (узор) с поля. Предложите восстановить самостоятельно. Можно ещё раз убрать узор и предложить ребенку восстановить его с закрытыми глазами на ощупь.
Угадай, что исчезло.
Цель игры: развитие внимания и памяти.
Выложить перед малышом 3 – 4 игрушки. Попросите его посмотреть, а потом отвернуться. Убрать или добавить одну игрушку и попросить ребёнка угадать, что исчезло или появилось. Постепенно количество игрушек увеличивать. В 6-ти – 7-ми летнем возрасте ребёнок должен легко запоминать до 10 предметов.
Обезьянки.
Цель игры: развитие внимания, координации движений, памяти.
Оборудование: кирпичики (кубики) одного или нескольких цветов (у всех детей и ведущего наборы должны быть одинаковыми), можно использовать счетные палочки, спички и т.д.
Ход игры: ведущий предлагает детям: «Давайте мы с вами сегодня «превратимся» в обезьянок. Лучше всего обезьянки умеют передразнивать, повторять все, что видят». Ведущий на глазах у детей складывает конструкцию из кирпичиков (или из того материала, на котором проводится игра). Ребята должны возможно точнее скопировать не только конструкцию, но и все его движения.
Вариант: построенную на глазах у детей конструкцию закрывают листом бумаги или коробкой и им предлагается сложить ее по памяти (потом результат сравнивается с образцом).
Очередь. Вариации предыдущей игры.
Взять карточки-картинки, или какие-нибудь предметы и посадить их вместе с ребёнком в очередь, например к зубному врачу, парикмахеру и так далее.
Попросить ребёнка отвернуться и кого-то убрать, спросить ребёнка: «Кто убежал из очереди?». Снова попросить ребёнка отвернуться, поменять карточки местами и спросить: «Кто перепутал очередь?». Перевернуть карточки и спросить: «Где сидит бабочка? Где сидит Слоник?» и так далее.
Задания, развивающие память
В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Задания на развитие и совершенствование воображения
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;
- дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
- выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
- вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
- выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
- выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выяв¬ления замаскированного рисунка;
- деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).
Задания, развивающие мышление
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).
В конце каждого занятия ученики получают домашнее задание. В зависимости от сложности изучаемой темы домашние задания носит индивидуальный характер. Проверка домашнего задания оценивается с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика.