СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторская программа кружка «Занимательная математика» по интеллектуальному направлению внеурочной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа «Занимательная математика» предназначена для внеурочной деятельности с учащимися начальных классов и рассчитана на 4 года обучения (135 учебных часов). Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут (в 1 классе), 1 раз в неделю по 45 минут во 2-4 классах. 1 класс – 33 часа, 2-4 классы по 34 часа. Программа построена с учетом возрастных особенностей младших школьников (6,5-10 лет).

Просмотр содержимого документа
«Авторская программа кружка «Занимательная математика» по интеллектуальному направлению внеурочной деятельности»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Арская средняя общеобразовательная школа №7»

Арского муниципального района РТ













Авторская программа кружка

«Занимательная математика»

по интеллектуальному направлению

внеурочной деятельности









Шайхиева Венера Нуретдиновна

учитель начальных классов








Программа «Занимательная математика» предназначена для внеурочной деятельности с учащимися начальных классов и рассчитана на 4 года обучения (135 учебных часов). Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут (в 1 классе), 1 раз в неделю по 45 минут во 2-4 классах. 1 класс – 33 часа, 2-4 классы по 34 часа. Программа построена с учетом возрастных особенностей младших школьников (6,5-10 лет).

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь положительную мотивацию к изучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

Данная программа позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Программа составлена с учётом требований ФГОС нового поколения и соответствует возрастным особенностям младших школьников. С этой целью в программе предусмотрено увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамическую деятельность.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предлагаемый курс предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Содержание курса «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации.

Курс «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры. Предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия. Передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями).

Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.

Цель программы: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.

Задачи программы:

 расширить кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

 развивать краткости речи;

 умело использовать символики;

 правильно применять математическую терминологию;

 уметь отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений, сосредоточивая внимание только на количественных;

 уметь делать доступные выводы и обобщения;

 обосновывать свои мысли.

Ценностными ориентирами содержания курса являются:

  • формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

  • освоение эвристических приемов рассуждений;

  • формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

  • развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

  • формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;

  • формирование пространственных представлений и пространственного воображения;

  • привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Особенностью программы «Занимательная математика» является организация деятельности младших школьников, основанной на принципах научности, доступности, занимательности, наглядности, сознательности и индивидуального подхода к каждому ребёнку.

Содержание программы

1 год обучения

(33 часа, 1 час в неделю).

п/п

Название темы (раздела)

Количество часов

Из истории о математике.

4

Зачем нужна математика?

1

Как люди научились считать?

1

Из истории линейки.

1

Возникновение математических знаков «+» и «-». Числа в пословицах и поговорках.

1

Весёлый счёт.

7

Числа от 1 до 10.

1

6.

Числа от 1 до 10.

1

7.

Игра соревнование «Весёлый счет от 1 до 10».

1

8.

Числа от 10 до 20.

1

9.

Числа от 10 до 20.

1

10.

Игра соревнование «Весёлый счет от 10 до 20».

1

11.

Числовые головоломки: соединение чисел знаками действий так, чтобы в ответе получилось задуманное число.

1

Математические ребусы.

6

12.

Числовые головоломки.

1

13.

Числовые головоломки.

1

14.

Разгадывание математических ребусов.

1

15

Разгадывание математических ребусов.

1

16.

Составление простейших математических ребусов.

1

17.

Составление простейших математических ребусов.

1

Мир занимательных задачек.

8

18.

Загадки математического содержания.

1

19.

Задачи-шутки.

1

20.

Задачи-шутки.

1

21.

Считалочки. Математические пословицы и поговорки.

1

22.

Комбинаторные задачи.

1

23.

Комбинаторные задачи.

1

24.

Задачи на сообразительность.

1

25.

Задачи на сообразительность.

1

Геометрическое ассорти.

8

26.

Путешествие точки.

1

27.

Танграмм: древняя китайская головоломка.

1

28.

Танграмм: древняя китайская головоломка.

1

29.

Танграмм: древняя китайская головоломка.

1

30.

Конструирование многоугольников из деталей танграма.

1

31.

Конструирование многоугольников из деталей танграма.

1

32.

Конструирование многоугольников из деталей танграма.

1

33.

Симметрия.

1


Планируемые результаты освоения программы

1 класс.

Личностные результаты

 осознание роли математики в жизни людей;

 внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

 определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;  высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом;  работать по предложенному учителем плану;

 сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

 моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;

 применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений дляработы с числовыми головоломками;

 анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.

Познавательные УУД

 осознавать познавательную задачу; уметь слушать, извлекая нужную информацию;

 осуществлять поиск и выделение необходимой информации;

 высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;

 воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

 осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

 устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

 проводить сравнение и классификацию по заданным критериям. Коммуникативные УУД

слушать и понимать речь других;

работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества.

Предметные результаты

 понимать, как люди учились считать;

 работать с пословицами, в которых встречаются числа;

 выполнять интересные приёмы устного счёта;

 находить суммы ряда чисел;

 решать задачи, связанные с нумерацией, на сообразительность, задачи- шутки, задачи со спичками;

 разгадывать числовые головоломки и математические ребусы;

 находить в окружающем мире предметы, дающие представление об изученных геометрических фигурах;

 выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;

 проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);

 ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».

 анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;

 составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции;

 выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.

2 год обучения

(34 часа, 1 ч в неделю)

п/п

Название темы (раздела)

Количество часов

Из истории о математике.

4

Из истории учебника «Арифметика».

1

Нумерация древних римлян.

1

Упражнение в записи чисел римскими цифрами.

1

Из истории счета и десятичной системы счисления.

1

Весёлый счёт.

8

История одной копейки. Русские счеты.

1

6.

Занимательные задания с римскими цифрами.

1

7.

Занимательные задания с римскими цифрами.

1

8.

Интересные приемы устного счета.

1

9.

Интересные приемы устного счета.

1

10.

Задачи, связанные с нумерацией.

1

11.

Приемы, упрощающие сложение и вычитание.

1

12.

Магические квадраты.

1

Математические ребусы.

6

13.

Числовые головоломки.

1

14.

Числовые головоломки.

1

15.

Разгадывание математических ребусов.

1

16.

Разгадывание математических ребусов.

1

17.

Составление простейших математических ребусов.

1

18.

Составление простейших математических ребусов.

1

Мир занимательных задачек.

8

19.

Задачи, имеющие несколько решений.

1

20.

Обратные задачи и задания.

1

21.

Старинные задачи.

1

22.

Логические задачи.

1

23.

Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий.

1

24.

Комбинаторные задачи.

1

25.

Задачи на сообразительность.

1

26.

Решение задач международного математического конкурса «Кенгуру».

1

Геометрическое ассорти.

8

27.

Путешествие точки.

1

28.

Танграмм: древняя китайская головоломка.

1

29.

Танграмм: древняя китайская головоломка.

1

30.

Танграмм: древняя китайская головоломка.

1

31.

Конструирование многоугольников из деталей танграма.

1

32.

Конструирование многоугольников из деталей танграма.

1

33.

Конструирование многоугольников из деталей танграма.

1

34.

Симметрия. Что такое симметрия?

1


Планируемые результаты освоения программы

2 класс.

Личностные результаты

 внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

 учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

 чувство сопричастности и гордости за свою Родину, язык, историю. Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

 принимать и сохранять учебную задачу;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

различать способ и результат действия;6

адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, одноклассников, родителей;

учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения учебных и коммуникативных задач;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; оценивать правильность выполнения действия; 

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Познавательные УУД

применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

установление причинно-следственных связей, построению логической цепи рассуждений;

осуществление расширенного поиска информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет.

Коммуникативные УУД

 работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);

 понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы.

Предметные результаты

 понимать нумерацию древних римлян;

 знать некоторые сведения из истории счёта и десятичной системы счисления;

 выделять простейшие математические софизмы;

 пользоваться сведениями из «Книги рекордов Гиннесса»;

 понимать некоторые секреты математических фокусов;

 использовать интересные приёмы устного счёта;

 применять приёмы, упрощающие сложение и вычитание;

 разгадывать и составлять простые математические ребусы, магические квадраты;

 решать задачи на сообразительность, комбинаторные, с геометрическим содержанием, задачи-смекалки;

 находить периметр составных фигур.






3 год обучения

(34 часа, 1ч в неделю)

п/п

Название темы (раздела)

Количество часов

Из истории о математике.

4

Великие математики.

1

Сравнение римской и современной письменных нумераций.

1

Крылатые высказывания великих людей о математике и математиках.

1

Преобразование неравенств в равенства, составленные из чисел, сложенных из палочек в виде римских цифр.

1

Весёлый счёт.

8

«Числовой» конструктор.

1

6.

В царстве «Смекалки».

1

7.

Интеллектуальная разминка.

1

8.

Интересные приемы устного счета.

1

9.

Интересные приемы устного счета.

1

10.

Задачи, связанные с нумерацией.

1

11.

Приемы, упрощающие сложение и вычитание.

1

12.

Магические квадраты.

1

Математические ребусы.

6

13.

Числовые головоломки.

1

14.

Числовые головоломки.

1

15.

Разгадывание математических ребусов.

1

16.

Разгадывание математических ребусов.

1

17.

Составление простейших математических ребусов.

1

18.

Составление простейших математических ребусов.

1

Мир занимательных задачек.

8

19.

Задачи, имеющие несколько решений.

1

20.

Обратные задачи и задания.

1

21.

Старинные задачи.

1

22.

Логические задачи.

1

23.

Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий.

1

24.

Комбинаторные задачи.

1

25.

Задачи на сообразительность.

1

26.

Решение задач международного математического конкурса «Кенгуру».

1

Геометрическое ассорти.

8

27.

Путешествие точки.

1

28.

Танграмм: древняя китайская головоломка.

1

29.

Танграмм: древняя китайская головоломка.

1

30.

Танграмм: древняя китайская головоломка.

1

31.

Конструирование многоугольников из деталей танграма.

1

32.

Конструирование многоугольников из деталей танграма.

1

33.

Конструирование многоугольников из деталей танграма.

1

34.

Симметрия.

1


Планируемые результаты освоения программы

3 класс

Личностные результаты

 осознание необходимости самосовершенствования на основе сравнения «Я» и хороший ученик;

 стремление к самоизменению - приобретению новых знаний и умений.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

 самостоятельно формулировать тему и цели занятия;

 составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;  работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

 в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;

 проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

 адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы.

Познавательные УУД

 перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

 осуществлять анализ и синтез;

 устанавливать причинно-следственные связи, аналогии;  строить рассуждения.

Коммуникативные УУД

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Предметные результаты

 различать имена и высказывания великих математиков;

 работать с числами – великанами;

 пользоваться алгоритмами составления и разгадывания математических ребусов;

 понимать «секреты» некоторых математических фокусов;

 преобразовывать неравенства в равенства, составленные из чисел, сложенных из палочек в виде римских цифр;

 решать нестандартные, олимпиадные и старинные задачи;

 использовать особые случаи быстрого умножения на практике;

 находить периметр и площадь окружающих предметов;

 разгадывать и составлять математические ребусы, головоломки, фокусы;

 моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи;

 моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.

4 год обучения

(34 часа, 1ч в неделю)

п/п

Название темы (раздела)

Количество часов

Из истории о математике.

4

Из истории чисел. Применение различных цифр и чисел в современной жизни.

1

Пословицы, поговорки, фразеологизмы с числами.

1

Числа-великаны.

1

Числовые головоломки.

1

Весёлый счёт.

8

Математический марафон.

1

6.

Целые и дробные числа.

1

7.

Целые и дробные числа.

1

8.

Сравнение дробей.

1

9.

Многозначные числа.

1

10.

Решение уравнений.

1

11.

Решение уравнений.

1

12.

Магические квадраты.

1

Математические ребусы.

6

13.

Числовые головоломки.

1

14.

Числовые головоломки.

1

15.

Разгадывание математических ребусов.

1

16.

Разгадывание математических ребусов.

1

17.

Составление простейших математических ребусов.

1

18.

Составление простейших математических ребусов.

1

Мир занимательных задачек.

8

19.

Задачи, имеющие несколько решений.

1

20.

Обратные задачи и задания.

1

21.

Решение задач с помощью уравнений.

1

22.

Решение задач с помощью уравнений.

1

23.

Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий.

1

24.

Комбинаторные задачи.

1

25.

Задачи на сообразительность.

1

26.

Решение задач международного математического конкурса «Кенгуру».

1

Геометрическое ассорти.

8

27.

Путешествие точки.

1

28.

Танграмм: древняя китайская головоломка.

1

29.

Танграмм: древняя китайская головоломка.

1

30.

Танграмм: древняя китайская головоломка.

1

31.

Конструирование многоугольников из деталей танграма.

1

32.

Конструирование многоугольников из деталей танграма.

1

33.

Конструирование многоугольников из деталей танграма.

1

34.

Симметрия.

1

Планируемые результаты освоения программы

4 класс

Личностные результаты

 внутренняя позиция обучающегося на уровне понимания необходимости учения;

 развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Регулятивные УУД

 самостоятельно формулировать проблему исследовательского проекта;

 составлять план решения учебной проблемы, работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

 осуществлять контроль за собственной деятельностью, вносить необходимые коррективы;

 вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;

 самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия.

Познавательные УУД

 строить рассуждения в форме связей простых суждений об объекте, его строении и свойствах;

 пользоваться различными источниками информации;

 обобщать, т. е. выводить общность для целого ряда или класса единичных объектов;

 создавать и преобразовывать модели и схемы;

 строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД

 высказывать и обосновывать свою точку зрения;

 принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

 правильно использовать речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач.

Предметные результаты

 проводить вычислительные операции площадей и объёма фигур;

 конструировать предметы из геометрических фигур;

 разгадывать и составлять простые математические ребусы, магические квадраты;

 применять приёмы, упрощающие вычисления;

 выполнять упражнения с чертежей на нелинованной бумаге;

 решать задачи на противоречия;

 анализировать проблемные ситуаций во многоходовых задачах;

 работать над проектами;

 моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.

































Список литературы:

  1. Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007.

  2. Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996.

  3. Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995.

  4. Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.

  5. Быкова Т.П. Нестандартные задачи по математике: 2 класс/Т.П.Быкова.-4-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательство «Экзамен», 2012.

  6. Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002.

  7. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс, сост. Е.В. Языканова.-М.: Издательство «Экзамен», 2012.

  8. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002.

  9. Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004

  10. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004.




ПРИЛОЖЕНИЕ


Задания на развитие внимания

К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.

Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.

Сложи узор.

Составьте дорожку или узор из фигур (начинайте с трех-четырех элементов, когда ребенок освоится с такими заданиями, увеличьте количество). Попросите его посмотреть на дорожку (узор), потом отвернуться. Измените расположение одной фигуры (потом двух-трех). Попросите ребенка восстановить первоначальное расположение фигур на дорожках (узорах).

Усложненный вариант: уберите дорожку (узор) с поля. Предложите восстановить самостоятельно. Можно ещё раз убрать узор и предложить ребенку восстановить его с закрытыми глазами на ощупь.

Угадай, что исчезло.

Цель игры: развитие внимания и памяти.

Выложить перед малышом 3 – 4 игрушки. Попросите его посмотреть, а потом отвернуться. Убрать или добавить одну игрушку и попросить ребёнка угадать, что исчезло или появилось. Постепенно количество игрушек увеличивать. В 6-ти – 7-ми летнем возрасте ребёнок должен легко запоминать до 10 предметов.

Обезьянки.

Цель игры: развитие внимания, координации движений, памяти.

Оборудование: кирпичики (кубики) одного или нескольких цветов (у всех детей и ведущего наборы должны быть одинаковыми), можно использовать счетные палочки, спички и т.д.

Ход игры: ведущий предлагает детям: «Давайте мы с вами сегодня «превратимся» в обезьянок. Лучше всего обезьянки умеют передразнивать, повторять все, что видят». Ведущий на глазах у детей складывает конструкцию из кирпичиков (или из того материала, на котором проводится игра). Ребята должны возможно точнее скопировать не только конструкцию, но и все его движения.

Вариант: построенную на глазах у детей конструкцию закрывают листом бумаги или коробкой и им предлагается сложить ее по памяти (потом результат сравнивается с образцом).

Очередь. Вариации предыдущей игры.

Взять карточки-картинки, или какие-нибудь предметы и посадить их вместе с ребёнком в очередь, например к зубному врачу, парикмахеру и так далее.

Попросить ребёнка отвернуться и кого-то убрать, спросить ребёнка: «Кто убежал из очереди?». Снова попросить ребёнка отвернуться, поменять карточки местами и спросить: «Кто перепутал очередь?». Перевернуть карточки и спросить: «Где сидит бабочка? Где сидит Слоник?» и так далее.


Задания, развивающие память

В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.

Задания на развитие и совершенствование воображения

Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;

- дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;

- выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;

- вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);

- выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;

- выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выяв¬ления замаскированного рисунка;

- деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;

- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.

Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).

Задания, развивающие мышление

Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).

В конце каждого занятия ученики получают домашнее задание. В зависимости от сложности изучаемой темы домашние задания носит индивидуальный характер. Проверка домашнего задания оценивается с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!