СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторская программа Хубецовой Дианы

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Новизна. Данная программа представляет собой разработанный дополнительный образовательный курс художественной и естественно-научной направленности. На уроках учащиеся получают лишь основные, можно сказать, ознакомительные знания в различных областях культуры, искусства и экологии. Данная программа объединяет все эти направления.

Новизной является то, что программа тесно связанны с природой Родного края.

Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных художественно-эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, определяющихся как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение и реализуя свой замысел, находя средства для его воплощения.

Характерной особенностью данной программы является то, что она помогает воспитанникам в течение короткого промежутка времени, сделать осознанный выбор в пользу того или иного вида декоративно-прикладного творчества (ДПТ), то есть само реализоваться и самоопределиться.

Цель программы.Основная цель программы - создавать условия для формирования  интеллектуальной, эстетически развитой творческой личности; опираясь на интегрированный подход.Содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды ДПТ.Знакомство с работой из зерен и круп, бумажной пластики, вышивания, вязания, аппликации из природных материалов, изготовления мягкой игрушки.

  • Программа раскрывает перед ребенком многогранные возможности ДПТ;
  • приобщает к большому и разнообразному миру искусства;
  • удовлетворяет потребности детей в общении со своими сверстниками, а также в желании реализовать свои лидерские и организаторские качества;
  • позволяет организовать досуг учащихся в системе интересно и с пользой для себя и окружающих.

Задачи для достижения цели.

Обучающие:

  • обучение приемам работы с различными материалами;
  • обучение детей владеть различными инструментами и приспособлениями;
  • обучение приемам самостоятельной разработки поделок;
  • обучение правилам оформления выставочных работ;
  • знакомство детей с историей изучаемых видов рукоделия.

Развивающие:

  • развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
  • развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
  • развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;
  • развитие у детей памяти, внимания, мышления, эстетического вкуса, мелкой моторики рук, глазомера.

Воспитательные:

  • формирование основ культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России и принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
  • формирование основ морали - осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укрепление у школьника позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма;
  • формирование основ нравственного самосознания личности (совести) - способности школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
  • формирование отношения к семье, почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
  • формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;
  • осознание школьником ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности в пределах своих возможностей;

Просмотр содержимого документа
«Авторская программа Хубецовой Дианы»






ОГЛАВЛЕНИЕ





1.Пояснительная записка …………………… 3стр.

2.Содержание ……………………………………



Первый год обучения ………...……………… 8 стр



Второй год обучения ………………………. 13 стр



3.Список литературы ………………………… 18 стр.































































  1. Пояснительная записка

Новизна. Данная программа представляет собой разработанный дополнительный образовательный курс художественной и естественно-научной направленности. На уроках учащиеся получают лишь основные, можно сказать, ознакомительные знания в различных областях культуры, искусства и экологии. Данная программа объединяет все эти направления.

Новизной является то, что программа тесно связанны с природой Родного края.

Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных художественно-эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, определяющихся как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение и реализуя свой замысел, находя средства для его воплощения.

Характерной особенностью данной программы является то, что она помогает воспитанникам в течение короткого промежутка времени, сделать осознанный выбор в пользу того или иного вида декоративно-прикладного творчества (ДПТ), то есть само реализоваться и самоопределиться.

Цель программы. Основная цель программы - создавать условия для формирования интеллектуальной, эстетически развитой творческой личности; опираясь на интегрированный подход. Содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды ДПТ. Знакомство с работой из зерен и круп, бумажной пластики, вышивания, вязания, аппликации из природных материалов, изготовления мягкой игрушки.

  • Программа раскрывает перед ребенком многогранные возможности ДПТ;

  • приобщает к большому и разнообразному миру искусства;

  • удовлетворяет потребности детей в общении со своими сверстниками, а также в желании реализовать свои лидерские и организаторские качества;

  • позволяет организовать досуг учащихся в системе интересно и с пользой для себя и окружающих.

Задачи для достижения цели.

Обучающие:

  • обучение приемам работы с различными материалами;

  • обучение детей владеть различными инструментами и приспособлениями;

  • обучение приемам самостоятельной разработки поделок;

  • обучение правилам оформления выставочных работ;

  • знакомство детей с историей изучаемых видов рукоделия.

Развивающие:

  • развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

  • развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;

  • развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;

  • развитие у детей памяти, внимания, мышления, эстетического вкуса, мелкой моторики рук, глазомера.

Воспитательные:

  • формирование основ культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России и принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;

  • формирование основ морали - осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укрепление у школьника позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма;

  • формирование основ нравственного самосознания личности (совести) - способности школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

  • формирование отношения к семье, почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

  • формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;

  • осознание школьником ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности в пределах своих возможностей;

  • воспитание аккуратности усидчивости, трудолюбия, целеустремленности, терпения, положительного отношение к труду, доброго отношения к товарищам, бережливости.

Методы обучения и их формы. При определении методов и форм обучения за основу взята классификация методов обучения:

Объяснительно-иллюстрированный метод, с него, как правило, начинается обучение. Суть его состоит в предъявлении учащимся информации разными способами - зрительным, слуховым, речевым и др. Возможные формы этого метода: сообщение информации (рассказ, лекции), демонстрация разнообразного наглядного материала, в том числе презентаций с использованием компьютерной медиатеки. Этот метод направлен на усвоение знаний.

Репродуктивный метод - направлен на формирование навыков и умений, то есть умений многократно воспроизвести (репродуцировать) действия. Его формы многообразны: упражнение, беседа, повторение описания наглядного изображения объекта. Репродуктивный метод допускает применение тех же средств, что и объяснительно-иллюстрированный: слово, средства наглядности, практическая работа.

Использование этих методов на занятиях осуществляется с учетом специфики, задач, содержания занятия.



Механизм контроля за реализацией программы:

  1. Тесты.

  2. Выполнение определенного задания (в начале и в конце года) с целью отслеживания динамики усложнения выполненной работы.

  3. Фиксация результатов участия в различных выставках-конкурсах.

Характеристика ожидаемых результатов:

  • самоопределение и самореализация личности; успешная социализация в обществе;

  • выбор жизненного пути;

  • организация содержательного досуга; здоровый образ жизни , бережное отношение к природе и более глубокое познание в области экологии.



Ожидаемые результаты реализации программы:

В результате обучения в кружке в течение 1-го года обучения уч-ся должны получить знания:

  • о материалах, инструментах;

  • о правилах безопасности труда и личной гигиене при обработке материалов;

  • о видах декоративно - прикладного искусства (лепка, шитье и т .п.)

  • о народных промыслах;

  • о композиции, формообразовании;

  • об особенностях лепных игрушек;

  • о способах аппликации в народном искусстве (ткань, бумага);

  • сочетание аппликации с вышивкой.

умения:

  • работать нужными инструментами и приспособлениями;

  • последовательно вести работу ( замысел, эскиз, выбор материала);

  • о правилах безопасности труда и личной гигиене при обработке материалов;

  • декоративно - прикладное искусство ( лепка, шитье и т .п.)

  • об особенностях лепных игрушек;

  • о способах аппликации в народном искусстве (ткань ,бумага)

  • сочетание аппликации с вышивкой.


В результате обучения в творческом объединении 2-го года обучения по данной программе предполагается, что дети должны получить знания:

- о сезонных явлениях в природе;

- о лекарственных растениях и их полезных свойствах;

- о режиме правильного питания и его пользе;

- о декоративно – прикладном искусстве (лепке и бисероплетении);

- влияние человека на жизнь растений и животных;

- правила поведения человека в природе и меры по охране природы;

- о способах обработки природного материала;

- природоохранные зоны в Северной Осетии;

- об особенностях лепных изделий;

- о роли декоративно – прикладного искуcства в жизни человека;.

- основные традиционные блюда осетинского народа;

- об истории и культуре питания;

должны приобрести умения:

- уметь изготавливать кормушки для птиц;

-участвовать в охране природы своего края;

- уметь вести фенологические наблюдения;

- собирать, сушить, хранить и применять лекарственные растения;

- применять различные способы лепки;

- самостоятельно проводить опытническую работу;

- владеть основными навыками работы в бисероплетении;

- освоить технику бумагопластики (квиллинг);


































Тематический план 1года обучения (144 часа)

п/п

Тема

Количество часов

Всего

теория

практика

экскурсии

Вводное занятие

2

1

11


Поделки из природного материала

22

4

16

2

Аранжировка из сухих растений

20

4

114

2

Картины из зерен и круп

18

4

112

2

Лепка. Соленое тесто

16

2

114


Лепка. Пластилин

18

4

114


Мягкая игрушка

18

4

114


Работа с бумагой и картоном

20

4

114

2

Вышивание

10

2

6

8


Итого:

144

29

199

16

    1. Содержание программы.


1. Вводное занятие (2 часа). Знакомство с планом работы на учебный год., Материалы, инструменты, приспособление применяемые в работе.

Основные теоретические сведения (1час)

Правила техники безопасности. Беседа. Знакомство с кружком. Станция юных натуралистов. Ознакомление с интересами и увлечением детей в областях декоративно- прикладного искусства.

Практическая работа(1час)

Выполнение рисунка «Волшебный баран».


2. Поделки из природного материала (22 часов)


Основные теоретические сведения .4ч

Способы заготовки материала. Место и время сбора. Методы сушки цветов и листьев. Хранение засушенного материала. Объемное засушивание. Растительный мир водоемов, полей и лугов. Декоративные растения леса, сада, поля, водоемов ,лугов и гор. Условия сохранения цвета и формы растений. Распределение материала по цветовой гамме. Техника составления композиций, панно, орнамента. Формы букетов и композиций. Вспомогательные средства.

Экскурсия в парк с целью сбора природного материала. (2часа)

Практические занятия. 16ч.

Сушка собранного материала. Создание рисунка с помощью листьев и красок. На биологические викторины. Композиция на коре. Композиция в высоких вазах. Аппликации из природного материала . Виды аппликаций . Основные приемы изготовления аппликаций из семян, засушенных листьев, цветов. Создание эскизов. Приемы изготовления основы для работы. Создание поделок из желудей , крылатки клена, веточки деревьев, каштана, перьев, початок кукурузы, семян яблока, сосновых шишек, еловых шишек, горошины черного перца. Поделки «Лошадь», «Золотой петушок», «Цапля», «Уточка моя», «Маленький волчонок».


    1. Аранжировка из сухих листьев. (20 часов).


Основные теоретические сведения (4 часа).

Краткая история аранжировки. Ассортимент растений для букетов и композиций. Сушка прессование и другие виды обработки для сухих букетов и их хранение. Сушка на воздухе, в песке, манной крупе, вате. Прессование растений, сушка горячим утюгом. Окраска сухих растений и их хранение. Букеты, композиции из сухих цветов и сухого природного материала.

Практическая работа(14 часов).

Обработка сухих растений. Композиция в свободном стиле. Абстрактная композиция Линейный стиль. Цветочные сочетания.

Экскурсия «Сбор цветов, листьев и веток» (2часа)


    1. Картины из зерен и круп.(18 часов)

Основные теоретические сведения 4ч.

Знакомство с разнообразием зерен и способами их окраски. Научиться подбирать нужные зерна для работы. Демонстрация учебных наглядных пособии, ,готовых детских работ. Технология их изготовления.

Практическая работа. (12часов)

Картины: «Чудеса из семян», крупяное панно «Новогодняя елка», панно «Снежинка», «Вазочка», «Ваза с цветами», «Птичка певчая». Изготовление из тыквенных, кофейных зерен и зерен риса, пшена .гречневой крупы и манки.

Экскурсия.(2 часа)тема : «Зимующие птицы»

    1. Лепка. Соленое тесто (16 часов).

Основные теоретические сведения. (4 часа).

Из истории соленого теста. Состав теста. Инструменты и приспособления . Технология изготовления: (лепка, сушка, покраска).

Практические занятия 8ч( Плоскостные композиции.)

Приемы лепки. Скатывание в шар , в цилиндр вдавливание .раскатывание ,вырезание по шаблону и др. Стилизация форм. Создание эскизов. Беседа (особенности композиции изображения разнообразие технических приемов ). Картины и натюрморты : «Семья», «В гостях у бабушки», «Лесовичек»».

Объемные композиции(4часов)

Беседа. Приемы выполнения объемной композиции ,лепка фигуры человека и

животных.


    1. Лепка. Пластилин.(18часов)


Основные теоретические сведения. (3часа).

Подготовка рабочего места и приёмы работы . Инструменты для работы: деревянная доска ,тряпка для рук , стакан с водой и стеком.

Практические занятия(1Зчасов)

Изготовление базовых элементов : шар, валик, конус, лепешка. Изготовление фигур «Медведь», «Лягушка», «Воробей», «Дерево», «Лапы и хвост».

Экскурсия (2 часа) Весенние явления в природе.


    1. Мягкая игрушка ,(18часов)

Основные теоретические сведения.

Подготовка рабочего места и приемы работы. Инструменты для работы : ткань, ножницы, пуговицы, набивка, иголки и нитки.

Практические занятия.

Правила кроя и соединительные швы. Приемы набивки. Простейшие сувениры: полу объёмная мягкая игрушка, тряпичная кукла.


    1. Работа с бумагой и картоном. (20часов)

Основные теоретические сведения.

История возникновения бумаги. Инструменты и вспомогательные средства для работы с бумагой: ножницы, клей, кисточки дырокол, циркуль, карандаш и т.д. Комбинирование приемов вырезания и приемами обрывания. Знакомство с техникой аппликации народных мастеров. Исследование свойств бумаги : сгибание, сминать, обрывание ,вырезание , складывание .скручивание. Из истории Папье-маше (жевательная бумага).

Практические занятия.

Обучение основным приемам работы с бумагой. Упражнение: скручивание бумажной ленты в завиток с помощью подручных средств.

Работа со скрученными полосками бумаги (квиллинг). Открытие новых свойств бумаги как художественного материала: нарезание, скручивание. Беседа «История возникновения квиллинга ». Работы: «Рябиновый рай» и т.д.

Торцевание. Приемы выполнения. Инструменты и приспособления. Беседа . Работа: «Волшебный баран», «Цветочный рай». Традиционные способы техники вырезания. Работы: «Волшебный сад», открытка «Лисичка», открытка «Вишенки», коробочка «Звездочка» , панно «Силуэт», панно «Скалистый берег».



9. Вышивание (10 часов)

Основные теоретические сведения. 2ч.

Из истории вышивания, беседа. Подготовка рабочего места. Инструменты : иголки, копировальная бумага, калька, нитки (мулине, ирис и шелк), и пряжа.

Практические занятия. 8ч.

Выполнение работы простыми свободными швами. Простые правила. Вышивка крестом. «Сочная клубника». Стебельчатый шов «Полевая ромашка».

Вышивка разными швами «Колокольчик», « Платочек маме». Свободная тема. Экскурсия ” Летний парк”.





















Тематический план 2 года обучения

п/п

Тема

Количество часов

Всего

теория

практика

экскурсии

Вводное занятие

2

1

1

-

Осенние явления природе

12

4

6

2

Лекарственные растения

12

4

6

2

Кулинарные фантазии

16

6

8

2

Зимние явления в природе.

10

4

5

1

Бумагопластика. Квиллинг.

20

6

14

-

Бисероплетение.

30

8

20

2

Весенние явления в природе.

12

6

4

2

Лепка из глины.

30

8

20

2


Итого:

144

47

84

13




















  1. Водное занятие (2 часа)

Ознакомление с программой второго года обучения. Выборы старосты Распределение обязанностей членов кружка.

Основные теоретические свойства.

Инструктаж по П.Б.Т. с правилами поведения на дорогах и в лесу. Повторение пройденного материала на тему: Сбор, сушка и хранение природного материала. Способы хранения.

2. Осенние явления в природе. (всего 10 часов)

Основные теоретические сведения.

1.Осенние явления в жизни растений. Растения – основной источник витаминов. Охрана редких растений и животных - “ Красная книга “. Растения и окружающая среда. Человек и природа. Насекомые и птицы летом и осенью. Осенние заботы животных. Викторина “Осень”.

Практические занятия.

Рисунок ” Краски осени “. Поделка: рамка из шапок желудей.

3. Лекарственные растения (всего 12 часов)

Основные теоретические сведения.

Береза и бузина. Василек синий и мята перечная. Зверобой продырявленный. Крапива двудомная. Лук репчатый. Одуванчик лекарственный. Подорожник большой. Рябина и другие лекарственные растения. Аптека на окне.

Практическая работа.

Cушка и хранение, собранной травы. Способы изготовления настоев из трав. Эксперимент - исследовать подорожник и его свойства. Сушка ягод рябины, способы.

Экскурсия на тему: Сбор лекарственных трав.(2часа)

  1. Кулинарные фантазии. (всего16 часов)



Основные теоретические сведения.

Продукты разные нужны. Режим питания. Значение правильного питания для здоровья человека. Энергия пищи. Правильно ли мы едим, что мы едим. Технология приготовления пищи. Кухни разных народов. Как питались Осетины – Осетинская кухня. Пословицы и поговорки о еде.

Практические занятия.

“Осенние фантазии” - салат из редиски с листьям. Салат – “Витаминный”. Изготовление осетинского кефира. Приготовление коктейля .

Экскурсия” в огород “.



.

5 .Зимние явления в природе (всего 12 часов).

Основные теоретические сведения.

Жизнь зимующих птиц, и роль человека в ней. Жизнь диких животных зимой. Зимние краски природы.

Практические занятия.

Изготовление кормушек для зимующих птиц. Наблюдение за погодой и изменением в природе. Календарь природы. Изготовление снежинок из бумаги. Конкурс пословиц и поговорок на тему “Зима”.

Экскурсия в парк .(1 час).



6.Бумагопластика. Квиллинг(всего 20часов).

Основные теоретические сведения.

Из истории возникновения квиллинга. Техника безопасности. Инструменты для работы, клей и бумага. Техника квиллинга. Основные формы “Глазик, ”Капля”, ”Долька”. Фигуры: ” треугольник”, ” квадрат”, ” прямоугольник”, ” круг “, ”овал» и другие формы.



Практические занятия.

Вырезание полосок для квиллинга.

Цветок ромашка. Виды и формы листьев. Открытка на Новый год. Гирлянды. Панно “ Утренний букет”. Панно ” Сказка”. Корзинка с цветами. Рамка для фотографий.



7. Бисероплетение . (всего 30часов)

Основные теоретические сведения.

Наращивание и закрепление нити. Техника низания. Бусы и цепочки в одну нить. Простейшая цепочка из двух бисеринок. Цепочки в крестик в полтора ряда. ‘’Сороконожка”. “Двухрядная цепочка”. Цепочка “зигзаг” или “змейка”.

Цепочки в “цветочек”.

Практические занятия.

“Цветочки из шести лепестков”. “Цветочки из восьми лепестков”. Цепочка из десяти лепестков. Цепочка в семь бусинок.

Метод плетения “Коралл”.

Ажурные цепочки – сеточки.

Конкурс на лучшую работу.

Экскурсия в музей.



8. Весенние явления в природе (всего12часов).

Основные теоретические свойства.

Прилет птиц. Пробуждение природы. Живая и неживая природа. Поведение животных весной. Кто и как весну встречает. Земля наш общий дом. Планета наша - Земля. Природа Северной Осетии. Охрана лесов. Состояние экологии в республике. Как можно повлиять и улучшить природу нашего Края.

Практические занятия.

Слушать и распознавать голоса птиц. Акция “Посади дерево”.

Экскурсия в парк.(2 часа)

9 . Лепка из глины. (всего 30 часов)

Основные теоретические сведения.

Из истории возникновения лепки. Глина и ее свойства. Подготовка к лепке из глины, инструменты для работы. Техника рисование глиной для изготовления керамического панно. Изготовление керамических изделий. Техника лепки сувениров. Конкурс на лучшую работу из глины.

Практические занятия.

Исследовать свойства глины. Керамическое панно ” Oгород”. Панно “ Калина красная”. Панно ” Куст ежевики”. Цветочек “ ромашка”. Цветок “роза”. Сувенир” Царевна лягушка”. Сувенир “бабочка”, Сувенир” Медведь. ” Курица с цыплятами”. Панно” летний букет”.

Экскурсия в музей.(2 ч)













































ЛИТЕРАТУРА.



1. Конвенция о правах ребенка

2. Фрумэн Н. Д., Эльпонин Б. Д. "Образовательное пространство как пространство развития", "Вопросы психологии" №1 - 93.

3. "Дополнительное образование детей - фактор развития творческой личности (тезисы и материалы Всероссийской научно-практической конференции)".

4."Проблемы становления и развития образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей". Спб., 2004г.

5. Беляев В. С., Василевская С. Д. "Изучаем природу родного края". М.: Просвещение, 2002г.

6. Пелевин В. И. "Охрана природы". М.: Наука, 2001г.

7. Болусловская Л.К.: Здоровьесберегающие технологии в начальной образовании. – Белгород. ИПК НИУ «БелГУ»,2011г.

8. Панарков М. А. "Школьные походы в природу". М.: Просвещение, 2005г.

9. Дроздов Н. Н. "Определитель птиц Фауны России". Просвещение, 2000г.

10. Склеревский Л. Я., Губанов Н. А. "Лекарственные растения в быту". М.: Наука, 2002г.

11. Гладков И. А., Рустамов А. К. "Животные культурных ландшафтов". 5.М.: Мысль, 2006г.

12.Блиев М.М, Бзаров Р.С. История Осетии с древнейших времен. М.: Вентана – Граф,2005г.

13. Лебедева Е. Г. Простые поделки из бумаги и пластилина - М: Айрис – пресс ,

2007г.

14.Лохова И.А. Лепим, фантазируем, играем. М.:ТЦ Сфера ,2001. «Вместе с детьми».

15.Бычкова Е.Р. Лепим из соленого теста. АСТ . Полиграф издат . 2010г.

16.Проснякова Т.Н. «Уроки мастерства», «Федоров», 2010 г.

17.Фирсова А. Чудеса из соленого теста. Изд .: Айрис-Пресс 2008г

18. Аполозова А.Г. Бисероплетение. М - .:Культура и традиции . 2000г.

19. Базулина Л.В. Новикова И.В. Бисер – Ярославль .Академия развития ,2000г.

20.Еременко Т. ,Лебедева Л. Стежок за стежком. Альбом по вышиванию .-Малыш,1985г

21. Любович Б.М. Учитесь вышивать. Минск: Госиздат БССР,1956г.

22. Хессайон Д. Книга «Все об аранжировке цветов» Изд. Кладезь,2010г.

23. Кучма В.Р.: Гигиена детей и подростков. - М.:ГЭОТАР-Медиа,2008г.








1




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!