СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторская программа дополнительного образования детей "Без прошлого нет настоящего и будущего"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время краеведение заняло прочное место  в образовании и воспитании школьников.

         История каждого края по-своему уникальна. Выявление особенностей истории, культуры, экономики родного края, определение их взаимосвязей с более глобальными и естественными процессами – задача краеведов.

         Краеведение сегодня - не только эффективный метод обучения истории родного края, но и мощное средство нравственного воспитания. Сюжеты из местной истории не только интересны, занимательны и поучительны, они еще и помогают выявить особенности и специфику русской провинциальной жизни, её взаимосвязь с историей российской.

         Знания учащихся о прошлом родного края – важная составляющая школьного исторического образования. Познание своего края – один из путей воспитания любви к Родине.

Актуальность данной программы обусловлена необходимостью решения проблем, связанных с воспитанием гражданственности, патриотизма, нравственности, духовности как основных качеств личности

Просмотр содержимого документа
«Авторская программа дополнительного образования детей "Без прошлого нет настоящего и будущего"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Алгасовская средняя общеобразовательная школа

Моршанский район Тамбовская область

Утверждена

методическим советом МБОУ Алгасовская СОШ

Протокол от г. Директор школы

_________И.И.Степанникова







Программа дополнительного образования детей


«БЕЗ ПРОШЛОГО НЕТ

НАСТОЯЩЕГО И БУДУЩЕГО»



образовательная программа для детей в возрасте от 12-17 лет;

срок обучения 3 года



Составитель:

Ирина Ивановна Щипцова,

педагог дополнительного образования







Алгасово

2015 г.

Пояснительная записка

В настоящее время краеведение заняло прочное место в образовании и воспитании школьников.

История каждого края по-своему уникальна. Выявление особенностей истории, культуры, экономики родного края, определение их взаимосвязей с более глобальными и естественными процессами – задача краеведов.

Краеведение сегодня - не только эффективный метод обучения истории родного края, но и мощное средство нравственного воспитания. Сюжеты из местной истории не только интересны, занимательны и поучительны, они еще и помогают выявить особенности и специфику русской провинциальной жизни, её взаимосвязь с историей российской.

Знания учащихся о прошлом родного края – важная составляющая школьного исторического образования. Познание своего края – один из путей воспитания любви к Родине.

Актуальность данной программы обусловлена необходимостью решения проблем, связанных с воспитанием гражданственности, патриотизма, нравственности, духовности как основных качеств личности.

Краеведение предполагает воспитание патриотов в подрастающем поколении, что является приоритетной задачей образования и воспитания.

По цели обучения программа познавательная, дающая углубленные знания по истории своего края, села, развивающая интеллектуальные способности, расширяющая кругозор.

Наряду с важнейшими задачами приобщения учащихся к отечественной истории, духовным ценностям посредством изучения родного края, воспитания гражданских и патриотических чувств, развития творческих способностей, данная программа преследует ещё одну важнейшую цель:

оказание помощи учащимся в организации краеведческого поиска во всех его формах.

Работа с архивными документами, с периодической печатью, сбор газетных материалов о людях и событиях родного края, встречи с участниками и очевидцами исторических событий, переписка с земляками, проживающими за пределами села, района, области; овладение методикой краеведческого исследования, в том числе интервьюирование, беседы с местным населением, фотографирование участников событий, других знатных людей края, а также памятников и иных исторических объектов, сбор предметов материальной и духовной культуры – вот то, чем может овладеть каждый школьник.

Программа по краеведению направлена на решение следующих задач:

  • Познавательные – развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся, приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям.

Развивающие – развитие личностного самообразования детей, самостоятельности, общения.

Воспитательные – создание условий для формирования общественной активности, реализация в социуме.

Обучающие – формирование специальных знаний, умений и навыков, удовлетворение образовательных потребностей.

Обучение обучающихся осуществляется посредством различных методов, соответствующих содержанию данной программы и стимулирующих познавательную деятельность учащихся. Это методы изложения и объяснения учебного материала (беседа, рассказ, лекция) и методы самостоятельной работы учащихся (наблюдение, работа с документами, письмами, практическая работа).

Приемы обучения непосредственно связаны с методами обучения: демонстрация музейных экспонатов, предметов быта, запись воспоминаний, демонстрация мультимедийных презентаций и видеозаписей, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся, углубленному усвоению ими учебного материала.

Урок, практическая работа, экскурсия, - основные формы организации учебного процесса.

Срок реализации программы рассчитан на три года обучения из расчета один час в неделю, возраст детей от 12-17 лет.

Изучение программы в основном осуществляется на практических занятиях, закрепление знаний и умений происходит при выполнении самостоятельных практических и исследовательских работ, создании мультимедийных презентаций.

По уровню освоения программа общеразвивающая, так как направлена на:

-формирование общей культуры школьника, расширение знаний об окружающем мире, о своем прошлом;

-сохранение и приумножение культурных традиций своего народа;

-развитие познавательного интереса.

По форме организациикомплексная, соединяющая отдельные разделы в единое целое.

Педагогические технологии ориентированы на сотрудничество с воспитанниками, на создание ситуаций успешности, поддержки, взаимопомощи в преодолении трудностей – то есть на все, что способствует творческому самовыражению.

Данная программа предполагает:

  • воспитывать школьников на традициях нашего народа;

  • развивать стремление внести свой вклад в решение проблем человечества, в защиту окружающей среды;

  • вооружить учащихся знаниями о развитии нашего села;

  • развитие навыков краеведческой работы, умение пользоваться источниками информации: учебниками, атласами, словарями, справочниками, музейным материалом.

30% учебного времени планируется использовать на практические занятия, экскурсии, поисковую деятельность, выступление лекторских групп, написание исследовательских работ, оформление материала для школьного краеведческого музея.

В процессе обучения используется:

  • литературный материал;

  • музейный материал;

  • архивные материалы;

  • работа с письмами, документами.


Разделы программы:

- Краеведческое исследование.

- Заселение села, крестьянский быт.

- Культура села.

- История школы.

- Наши знаменитые земляки.

- Медицина села.

- Наш край в годы Великой Отечественной войны.


Предполагаемые результаты обучения


Учащиеся должны знать:

  • историю заселения своего села, обычаи наших предков.

  • культурную жизнь села;

  • историю своей школы;

  • кем гордится село;

  • медицинское обслуживание населения;

  • боевой вклад алгасовцев в борьбу с немецко-фашистскими захватчиками (1941-1945 годы);

  • социально-экономическое развитие села на рубеже XX – XXI веков.


Уметь:

  • работать с архивными и музейными документами;

  • составлять связанный рассказ по изученным темам;

  • оформлять материал поисковой деятельности;

  • пользоваться справочниками, учебниками, словарями.


Результативность программы определяется диагностическими исследованиями, которые проходят в три этапа:

  1. Начальная диагностика проводится в начале первого года обучения. Её результаты позволяют определить уровень развития практических навыков и использовать личностно-ориентированный подход в процессе учебного занятия.

  2. Контрольная диагностика проводится в конце первого и второго годов обучения и позволяет проследить динамику развития практического навыка.

  3. Итоговая диагностика проводится в конце третьего года обучения. По её результатам определяется уровень мастерства, которого достигли воспитанники за время обучения.

С целью стимулирования познавательной деятельности детей проводятся конкурсы исследовательских работ, выставки, научно-практические конференции.

По итогам диагностического исследования, анализа творческой активности детям выдаются грамоты, дипломы.





































Учебно-тематический план.

Первый год обучения


п/п

Наименование раздела и темы программы

Кол-во теоретич.

часов

Кол-во практич.

часов

Всего часов

1.

Введение

1

1

2

1

Знакомство с термином «краеведение». Диагностика ЗУМ

1

-

1


Экскурсия в комнату истории села Алгасова

-

1

1

2.

Краеведческое исследование

6

1

7

2.1.

Основные источники изучения истории родного края.

2

-

2

2.2.

Методика краеведческого исследования.

2

-

2

2.3

Русские пословицы и поговорки.

1

-

1

2.4

Охрана исторических памятников.

1

-

1

2.5.

Практическая работа. Работа со словарями, справочниками, документами.

-

1


1

3.

История возникновения и формирования села

5

3

8

3.1

Старинное село на севере Тамбовской области – Алгасово.

3

-

3

3.2

Экскурсия. Знакомство с расположением села.

-

1

1

3.3

Свидетельства старожилов о родословной села, о ярких событиях, о преданиях, местные суеверия.

1

-

1

3.4

Установление Советской власти в селе Алгасове.

1

-

1

3.5

Операция «Поиск». Сбор материалов о прошлом села.

-

1

1

3.6

Практическая работа. Оформление материала по экскурсии.

-

1

1

4.

Крестьянский быт

2

1

3

4.1

Село на рубеже веков XIX – XX.

1

-

1

4.2

Памятники архитектуры, культуры.

1

-

1

4.3

Экскурсия. Алгасовская Ильинская церковь.

-

1

1

5.

Почва. Экология села

2

-

2

5.1

Характеристика плодородия почв. Экология села.

1

-

1

5.2

Знаменитые народные мастера и умельцы.

1

-

1

6.

Культурная жизнь села

5

4

9

6.1

Культурная программа на селе.

4

-

3

6.2

Районная газета «Пламя».

1

-

1

6.3

Экскурсия. Встреча с работниками культуры.

-

1

1

6.4

Практическая работа. Оформление собранного материала.

-

1

1

6.5

Практическая работа. Создание мультимедийной презентации «Культура села Алгасова».

-

2

2

7.

Работа с музейными документами

2

3

5

7.1

Подготовка лекторской группы с материалами исследований по истории села Алгасова.

2

-

2

7.2

Практическая работа. Написание заметки в газету «Согласие».

-

1

1

7.3

Подготовка литературно-музыкальной композиции «Алгасово – старинное русское село».

-

1

1

7.4

Выступление перед учащимися школы с литературно-музыкальной композицией «Алгасово – старинное русское село».

-

1

1


Итого:

23

13

36

Содержание программы первого года обучения

(36 ч, 1 ч в неделю)


Введение (2 ч)

Вводное занятие. Диагностика ЗУН. Знакомство с термином «краеведение». Для чего изучают историю своего края.

Экскурсия в комнату истории села Алгасова.


1-й раздел. Краеведческое исследование (7 ч)

Основные источники изучения истории родного края. Методика краеведческого исследования.

Русские пословицы и поговорки. Охрана исторических памятников.

Практическая работа

Работа со словарями, справочниками, музейными документами.

2-й раздел. История возникновения и формирования села (8 ч)

Старинное село на севере Тамбовской области – Алгасово. Происхождение названия села. Заселение края. Условиях жизни крестьян, бежавших от помещечьего гнета. Первопоселенцы: занятия, имена, природные условия, территория. Экономическое развитие села: население, хозяйство.

Свидетельства старожилов о родословной села, о ярких событиях, о преданиях, местные суеверия.

Основная, наиболее распространенная фамилия села. Название улиц.

Установление Советской власти в селе Алгасове. Коллективизация. Первые колхозы. Алгасовский район. Почетные граждане села Азарсков И.Д. и Бычков (Лаут) С.В.

Экскурсия

Знакомство с расположением села.

Практические работы

Операция «Поиск». Сбор материалов о прошлом села. Оформление материала по экскурсии. Рассказ о своей семье, своей родословной.


3-й раздел. Крестьянский быт ( 3 ч )

Село на рубеже веков XIX – XX:

- занятия, быт, труд;

- торговля, кустарные промыслы;

- уровень образования;

- уровень культуры.

Предметы быта. Памятники архитектуры, культуры (церкви, часовни, курганы).

Экскурсия

Алгасовская Ильинская церковь.



4-й раздел. Почва. Экология села ( 2 ч )

Характеристика плодородия почв. Экология села. Цветоводство, садоводство, рыболовство. Знаменитые народные мастера и умельцы.


5-й раздел. Культурная жизнь села ( 9 ч )

Культурная программа на селе. Рабфаковцы на селе. Открытие нардома. Участники самодеятельности. Д.И.Карельский – руководитель хора. Политпросветучреждения. Районная библиотека. Активисты сельского дома культуры. Районная газета «Пламя».

Экскурсия

Встреча с работниками культуры.

Практически работы

Оформление собранного материала.

Выступление лекторской группы.

Создание мультимедийной презентации «Культура села Алгасова»


6-й раздел. Работа с музейными документами ( 5 ч )

Подготовка лекторской группы с материалами исследований по истории села Алгасова.

Практические работы

Написание заметки в газету «Согласие». Подготовка литературно-музыкальной композиции «Алгасово – старинное русское село».

Выступление перед учащимися школы с литературно-музыкальной композицией «Алгасово – старинное русское село».





















Учебно-тематический план.

Второй год обучения.


п/п

Наименование раздела и темы программы

Кол-во теоретич.

часов

Кол-во практич.

часов

Всего часов

1.

Образование в дореволюционной России. Первая Советская школа 2-й ступени.

5

1

6

1

Алгасовская школа Ведомства Министерства народного просвещения.

1

-

1


История Алгасовской СШ 1918 – 1923 гг. Первая советская школа на территории села.

1

-

-

1.3

Первые учителя, учащиеся, директор школы, их судьбы.

2

-

-

1.4

Создание пионерской, комсомольской организации. Ликвидация неграмотности на селе.

1

-

1

1.5

Практическая работа. Работа с музейными материалами.

-

1

1

2.

Развитие советской школы. 1924 – 1935 гг..

5

1

6

2.1

Алгасовская семилетка.

3

-

3

2.2

Литературные чтения «Родимая сторонка».

1

-

1

2.3

Спортивная и культурно-просветительская работа в школе.

1

-

1

2.4

Практическая работа. Работа с музейными документами.

-

1

1

3.

Школа-десятилетка. 1936-1941 гг.

3

1

4

3.1

Открытие десятилетки в селе.

1

-

1

3.2

Первые выпускники десятилетки.

2

-

2

3.3

Практическая работа. Работа с музейными документами.

-

1

1

4.

Школа в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945 гг.

4

2

6

4.1

Организация учебно-воспитательного процесса.

1

-

1

4.2

Выпускники школы – участники Великой Отечественной войны.

2

-

2

4.3

Выпускники школы - Герои Советского Союза.

1

-

1

4.4.

Практические работа. Написание исследовательской работы «Педагоги школы - участники Великой Отечественной войны».

-

2

2

5.

Школа во второй половине XX века. 1946- 1986 гг.

3

3

6

5.1

Школа после войны.

3

-

3

5.2

Экскурсия. Встреча с выпускниками школы разных лет. Встреча с учителями – пенсионерами.

-

1

1

5.3

Практическая работа. Создание мультимедийной презентации «Ими гордится школа»

-

2

2

6.

Выпускники школы – выдающиеся деятели науки, культуры, образования, медицины.

5

3

8

6.1

Заслуженные выпускники школы.

4

-

4

6.2

Практическая работа. Знакомство с письмами выпускников школы разных лет.

-

1

1

6.3

Практическая работа. Создание мультимедийной презентации «Заслуженные выпускники школы».

-

1

1

6.4

Литературно-музыкальная композиция «Наша школа – юбиляр» (к 90-летию открытия в селе Советской школы 2–й ступени).

-

1

1

6.5

Заключительное занятие.

1

-

1


Итого:

25

11

36

Содержание программы второго года обучения

(36 ч, 1 ч в неделю)


1-й раздел. Образование в дореволюционной России. Первая Советская школа 2-й ступени. (6 ч )

Алгасовская школа Ведомства Министерства народного просвещения.

История Алгасовской СШ 1918 – 1923 гг. Первая советская школа на территории села.

Первые учителя, учащиеся, их судьбы. Первый директор школы Конобеевский Н. П., автор первого букваря для взрослых, многих работ по руководству обучением и воспитанием подростков, применению наглядности в обучении. Переписка первого выпускника школы Васильева с работниками школы в 80-х годах XX века.

Создание пионерской, комсомольской организации. Участие школы в ликвидации неграмотности на селе.

Практическая работа

Работа с музейными материалами.


2-й раздел. Развитие советской школы. 1924 – 1935 гг.. (6 ч)

Алгасовская семилетка. Выпускники Алгасовской семилетки, их судьбы. Переписка с семьями наших земляков.

Литературные чтения «Родимая сторонка».

Спортивная и культурно-просветительская работа в школе

Практическая работа

Работа с музейными документами.


3-й раздел. Школа-десятилетка. 1936- 1941 гг. ( 4 ч )

Открытие десятилетки в селе. Первые выпускники десятилетки - 1939 г. Их судьбы. Встреча с выпускниками 1939 г. (в честь 40-летия средней школы) и с выпускниками 1941 г. Учителя-пенсионеры Алгасовской СШ.

Практическая работа

Работа с музейными документами.


4-й раздел. Школа в годы Великой Отечественной войны.

1941-1945 гг. ( 6 ч )

Великая Отечественная война. Организация учебно-воспитательного процесса. Выпускники школы военных лет. Выпускники школы – Герои Советского Союза - Коробов Г.Е., Чинин Н.С., Ермаков АП.И., Ксынкин А.Н.. Работники школы – участники войны.

Практическая работа

Написание исследовательской работы «Педагоги школы - участники Великой Отечественной войны».




5-й раздел. Школа во второй половине XX века. 1946- 1986 гг. ( 6 ч )

Школа после войны. Трудовое обучение. Выпускники школы, их биографии.

Выпускники школы – золотые и серебряные медалисты. Биографии учителей. Учителя школы – орденоносцы. Отличники народного просвещения.

Экскурсия

Встреча с выпускниками школы разных лет. Встреча с учителями – пенсионерами.

Практическая работа

Создание мультимедийной презентации «Ими гордится школа»


6-й раздел. Выпускники школы – выдающиеся деятели науки, культуры, образования, медицины. ( 8 ч )

Заслуженные выпускники школы – художники, писатели, врачи, лесоводы, геологи, кандидаты наук, профессора, лауреаты различных премий.

Открытие мемориальной доски заслуженным выпускникам на здании школы.

Литературно-музыкальная композиция. «Наша школа – юбиляр» (90 лет)

Практические работы

Знакомство с письмами выпускников школы разных лет.

Создание мультимедийной презентации «Заслуженные выпускники школы»

Литературно-музыкальная композиция «Наша школа – юбиляр» (к 90-летию открытия в селе Советской школы 2–й ступени).

.


















Учебно-тематический план.

Третий год обучения.

п/п

Наименование раздела и темы программы

Кол-во теоретич.

часов

Кол-во практич.

часов

Всего часов

1.

Народная медицина

6

4

10


Дореволюционное лечение населения.

1

-

1


История открытия Алгасовской участковой больницы.

1

-

1

1.3

Медицина в 30-40-е годы. Алгасовский райздравотдел.

2

-

2

1.4

Медицина в годы Великой Отечественной войны.

1

-

1

1.5

Медицина в 50-60-е годы и во второй половине XX века.

1

-

1

1.6

Экскурсия. Встреча с медицинскими работниками. Сбор краеведческого материала.

-

2

2

1.7

Практическая работа. Работа с музейными документами. Оформление собранного краеведческого материала.

-

1

1

1.8

Выступление лекторской группы

-

1

1

2.

Село в годы войны

5

3

8

2.1

Начало войны. Мобилизация.

1

-

1

2.2

Алгасовцы на фронтах войны.

1

-

1

2.3

Помощь селян фронту.

1

-

1

2.4

Участие комсомольцев в войне.

1

-

1

2.5

Женщины на фронте и в тылу.

1

-

1

2.6

Экскурсия к памятнику, обелиску «Мы память павших чтим».

-

1

1

2.7

Практическая работа. Уточнение списков живых фронтовиков.

-

1

1

2.8

Практическая работа. Написание статьи в газету «Согласие» «Алгасовские комсомолки на фронтах Великой Отечественной войны».

-

1

1

3.

Герои Советского Союза

4

2

6

3.1

Герой Советского Союза Коробов Г.Е.

1

-

1

3.2

Герой Советского Союза Ксынкин А.Н.

1

-

1

3.3

Герой Советского Союза Чинин Н.С.

1

-

1

3.4

Герой Советского Союза Ермаков А.И.

1

-

1

3.5

Практическая работа. Создание мультимедийной презентации «Слава Героям!»

-

2

2

4.

Участники Великой Отечественной войны

8

4

12

4.1

Участники Великой Отечественной войны.

7

-

5

4.2

Интеллектуальная игра «Умники и умницы».

1

-

1

4.3

Литературно-музыкальная композиция «Поклонимся великим тем годам».

-

1

1

4.4

Практическая работа. Написание рукописной книги об участниках войны. Написание статьи в районную газету «Согласие» «Мой дед- участник Великой Отечественной войны».

-

1

1

4.5

Экскурсия. Встреча с участниками Великой Отечественной войны

-

1

1

4.6

Практическая работа. Уход за памятником, обелиском. Возложение цветов к обелиску, памятнику.

-

1

1


Итого:

23

13

36

Содержание программы третьего года обучения

(36 ч, 1 ч в неделю)

Не сотрутся из памяти даты,

Хоть все дальше и дальше война.

Сколько вас не вернулось, солдаты!

Память сердца хранит имена.


1 раздел. Народная медицина (10 ч )

Дореволюционное лечение населения. Алгасовский медпункт. Аптека в селе.

История открытия Алгасовской участковой больницы. Медицина в 30-40-е годы. В.Г.Мельников – известный хирург

Алгасовский райздравотдел.. Медицина в годы Великой Отечественной войны.

Медицина в 50-60-е годы. Медицина во второй половине XX века.

Экскурсия

Встреча с медицинскими работниками.

Практические работы

Работа с музейными документами. Сбор краеведческого материала. Оформление собранного краеведческого материала. Выступление лекторской группы.

2-й раздел. Село в годы войны (8 ч )

Начало войны. Мобилизация воинов. Алгасовцы на фронтах войны. Помощь селян фронту. Участие комсомольцев в войне. Женщины на фронте и в тылу.

Экскурсия к памятнику, обелиску

Мы память павших чтим.

Практические работы

Уточнение списков живых фронтовиков.

Написание статьи в газету «Согласие»: «Алгасовские комсомолки на фронтах Великой Отечественной войны».


3-й раздел. Герои Советского Союза (6 ч )

Герои Советского Союза – выпускники Алгасовской средней школы: Коробов Г.Е., Ксынкин А.Н., Чинин Н.С., Ермаков А.И.

Практическая работа

Создание мультимедийной презентации «Слава Героям!»


4-й раздел. Участники Великой Отечественной войны (12 ч )

Участники Великой Отечественной войны. Воины – орденоносцы. Алгасовские гвардейцы. Мой дед–участник войны.

Встреча с ветеранами. Ветераны – почетные гости.

Интеллектуальная игра «Умники и умницы». Литературно-музыкальная композиция «Поклонимся великим тем годам».

Экскурсия. Встреча с участниками Великой Отечественной войны. Практические работы


Работа с документами. Уход за памятником, обелиском. Возложение цветов к обелиску, памятнику. Написание рукописной книги об участниках войны. Написание статьи в районную газету «Согласие» «Мой дед- участник Великой Отечественной войны».

Оформление собранного материала.





































МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНЕИ ПРОГРАММЫ

«БЕЗ ПРОШЛОГО НЕТ

НАСТОЯЩЕГО И БУДУЩЕГО»

Направления работы:

  1. Исследовательская работа:

а) отбор и обработка собранного материала;

б) составление литературной композиции;

в) написание исследовательской работы в форме рефератов, докладов;

г) участие в конкурсах исследовательских работ на уровне района, области.

  1. Просветительская деятельность:

а) проведение встреч, праздников, экскурсий и т.д. по содержанию составленных литературных композиций;

б) участие в областных, районных конкурсах сочинений, проектов, краеведческих чтениях, презентациях школьных музеев и т.п.;

в) сотрудничество с районной газетой «Согласие».

3. Оформительская работа:

а) составление альбомов, докладов – отчетов, рефератов, папок;

б) оформление выставок, стенгазет, альбомов-раскладушек;

в) оформление витрин, экспозиций для школьного музея;

г) создание мультимедийных презентаций.

4. Изучение опыта работы по краеведению:

а) посещение областных конференций;

б) посещение комнат, музеев, выставок

в) знакомство с новейшими методическими рекомендациями по поисково-краеведческой работе;

г) переписка.


В школе имеется соответствующая материально-техническая база:

- компьютер, видеокамера, фотоаппарат;

- методическая и учебная литература;

- альбомы, ватманы, гуашь, фломастеры, клей, бумага.

В комнате истории села Алгасова при МОУ Алгасовская СОШ накоплен богатейший краеведческий материал по истории родного края. Большой фактический материал о событиях, происходивших в нашем селе, содержится в анкетах, предложенных сельчанам учащимися Алгасовской СОШ на встречах с ними. Учащимися школы написаны рукописные книги, сочинения, рефераты, исследовательские работы по краеведению по различным разделам музея.

Имеются музейные документы, архивные материалы, переписка с выпускниками школы разных лет, личные вещи известных земляков-односельчан, предметы быта 19-20 веков. Большое число фотоматериалов оформлено в альбомы и тематические папки.



Литература для педагога


  1. Ашурков В.Н. Историческое краеведение. – М., 1980.

  2. Гордеев Н., Плешаков В. Тамбовская тропинка к Пушкину. – Воронеж, 1978.

  3. Кочетов Н.В.Очерки о земле Моршанской. – Шацк, 2003.

  4. Кот М.Г., Абрамова Г.А. Формирование гражданственности и патриотизма школьников средствами музейной педагогики. – Тамбов, 2006.

  5. Одежда крестьян Тамбовской губернии конца XIX - начала XX в. – Тамбов, 1979.

  6. Орлова А. Фотолетопись Алгасова. – Алгасово, 2007.

  7. Памятники природы Тамбовской области. – Воронеж, 1983.

  8. Праздникова Г.З. (составитель) Краеведение как основа воспитания гражданина и патриота. – Тамбов, 2002

  9. Рязанов В.Е. Край наш Тамбовский – Воронеж, 1974.

  10. Солдаты Победы. – Тамбов, 1995.

  11. Туристические маршруты по Тамбовской области. – Тамбов, 1961.

  12. Школьные краеведческие викторины. – Тамбовское книжное издательство, 1968.


Литература для обучающихся


  1. Алленов А.Н. и др. Историческое краеведение: история Тамбовского края, 7-9 классы. – Тамбов, 2007.

  2. Дубасов И.И. Очерки из истории Тамбовского края. – Тамбов, 1993.

  3. Исследовательские работы учащихся МОУ Алгасовская СОШ по краеведению:

- Болтышева М. «Алгасово в годы Великой Отечественной войны». – Алгасово, 2003

- Байбулатова Л. «Дети Победы». – Алгасово, 2005.

- Байбулатова Л. «Алгасовские гвардейцы» (о гвардейцах, участниках ВОВ). – Алгасово, 2006.

- Ибадулаев П. Рассказы «Огненная молодость» (об участниках Великой Отечественной войны». - Алгасово, 2005

- Ибадулаев П. «Верность родной земле» (о заслуженном художнике РСФСР Е.В.Рябинском). – Алгасово, 2005.

- Комарова О. «Жизнь под названием работа» (о В.А. Сложеникине – почетном гражданине Моршанского района). - Алгасово, 2005.

- Комарова О. «В нас прорастают все корни Отечества…» (о заслуженном машиностроителе РСФСР А.В.Ранневе). – Алгасово, 2006.

- Комарова О. «Жизнь, отданная людям» (об Игнатове М.Н., участнике ВОВ). – Алгасово, 2007.

- Мячикова К. «Спасибо жизни и судьбе… « (о В.Е.Щербакове, Н. Стручковой, Н.Климове). – Алгасово, 2006.

- Непряхина О. «История Алгасовской средней школы». – Алгасово, 2002.

- Хорева О. «Мои земляки». – Алгасово, 2002

- Шебалкина К. «Здоровье во все времена» (о медицине села Алгасова). _ Алгасово, 2007.

-Шебалкина К. «След на земле» (о заслуженном лесоводе РСФСР А.В.Холеве). – Алгасово, 2008.

- Щипцова И.И. «Летопись Алгасова». – Алгасово, 1999.

- Щипцова И.И. «Не забывать своих наставников» (об учителях – пенсионерах). – Алгасово, 2004.

  1. Книга Памяти. – Тамбов, 1995.

  2. Мизис Ю.А. Рассказы по истории Тамбовского края. – Тамбов, 1992.



































Диагностические материалы


1 год обучения

Начальная диагностика

Тест 1.

1. Когда было основано село Алгасово и где оно расположено?

Село Алгасово было основано в 1648 году. Расположено оно на реке Вопша.


2. Что обозначает название села Алгасова?

Название села происходит от мордовского слова «алгакс», что означает «внизу», «низина», «понизу».


3. Рынком каких товаров славилось Алгасово?

В Алгасове было распространено столярное мастерство. Делали тут столы, сундуки, рамы для икон и многое другое.


4.Алгасово – родина четырех Героев Советского Союза. Назовите их фамилии.

Коробов Григорий Ефимович, Чинин Николай Степанович, Ксынкин Алексей Николаевич, Ермаков Афанасий Иванович.


5.В каком году в Алгасове впервые был построен памятник участникам Великой Отечественной войны?

В 1965, в честь 20-летия Победы, на том месте, где впервые люди услышали сообщение о начале войны с Германией.


6.Сколько церквей было построено в нашем селе?

Две. Св.пророка Илии, а другая во имя великомученика Димитрия Солунского построенная в 1656 году.


7.Какие улицы села носят названия городов и государств?

Москва I-ая и II –ая, Петроград, Рязань, есть даже Голландия.


8.Когда в селе была открыта Алгасовская школа, в которой могли обучаться все дети?

Алгасовская Советская школа 2-ой ступени (девятилетка) была открыта в 1918 году.


9.Назовите имя заслуженного художника РСФСР, выпускника Алгасовской средней школы.

Евгений Владиславович Рябинский.


10. В каком году в селе Алгасове построена Алгасовская участковая больница?

В 1910 году.

Первый год обучения.

Тест 2.

1. Кто был первым поселенцем села Алгасова?

Первым поселенцем был вытчик из села Долгинина Рязанского уезда Иван Лазаревич Глагазин с детьми: Григорием, Кленой и Макаром, и внуком Данилой.


2.Соотнесите названия улиц и фамилий.

1.Лопята

2.Попята

3.Клеменята

4.Коробята

5.Сучата


2

5

1

3

4

1.Клейменовы

2.Лапины

3.Коробовы

4.Сучковы

5.Поповы


3.Какая улица считалась главной улицей села Алгасова?

Главной улицей считалась Большая Дорога. Улица и в самом деле была большой и проходила через неё дорога, ведущая на Москву.


4.Какие почвы в селе Алгасове?

Почвы в Алгасове абсолютно разные. На одной улице через каждые 100м почва меняется: то чернозем, то сыпучий песок, то тяжелая глина.


5.Соотнесите термины и определения.

1.Рубель




2

1.Часть столового прибора, предмет, которым наливают или едят жидкости, накладываю или едят полужидкую, рассыпчатую пищу.

2.Ступа

5

2.Деревянная доска с вырубленными поперечными желобками для катания белья, накатки кож.

3.Безмен

4

3.Плетёная обувь из лыка или верёвок, охватывающая со всех сторон ступню ног.

4.Лапоть

3

4.Рычажный или пружинный прибор для определения веса тел без помощи гирь.

5. Ложка

1

5.Металлический или тяжёлый деревянный сосуд, в котором размельчают, толкут что-нибудь пестом.


5. Перечислите самое основное, что входило в хозяйство каждой крестьянской семьи и во что одевались женщины.

В хозяйство каждой алгасовской семьи входило деревянное корыто, различные чугуны с ухватами и глиняная посуда. В обычные дни на хозяйке можно было увидеть длинную черную юбку и кофту. По прическе можно было судить о её положении: с одной косой – незамужняя девушка, с двумя - женщина.


6.Когда в селе Алгасове была провозглашена Советская власть?

Советская власть в Моршанском уезде была провозглашена официально на 1-ом крестьянском уездном съезде в январе 1918 года. В июле 1918 года в Алгасове была организована сельскохозяйственная коммуна.


7.В каком году создан первый на селе колхоз и кто был первым председателем?

В марте 1928 года был создан колхоз «Победа», объединивший 30 хозяйств. Председатель Цыкин Григорий Семёнович.


8. Заполните пропуски.

В 1950 году произошло укрупнение колхозов. В Алгасове образовалось 3 колхоза: _________________________________________________________.

До этого в Алгасовском районе было 43 колхоза, после укрупнения осталось 19 хозяйств. В марте 1959 года Алгасовский район был соединён с _______________ районом, а в 1961 году с ________________районом. В сентябре 1959 года колхоз «Новая жизнь» объединился с колхозом им. Сталина (Темяшево) и стал называться колхоз __________________________.

В феврале 1960 года колхоз реорганизован в совхоз «Путь к коммунизму».


9.Назовите почетных граждан села Алгасова?

Лаут-Бычков С.В. и Азарсков И.Д.


10. В каком году и кем была организована первая изба-читальня? Какие кружки там работали?

В 1918 году была организована первая изба-читальня. Книг в ней было около 4 тысяч. Организовал её первый комсомолец села Сложеникин Михаил Дементьевич. При избе-читальне были организованы музыкальный, хоровой и другие кружки. Затем был открыт Нардом.












Второй год обучения.

Тест 3.

1. Назовите дату открытия в селе Алгасове государственной школы и сколько учеников в ней обучалось?

1 мая 1843 года в селе Алгасово открылась школа для обучения детей государственных крестьян. Содержалась школа на средства общественного сбора. В момент открытия школы в ней было 24 ученика.


2.В каком году открылась Алгасовская школа Ведомства Министерства народного просвещения и сколько учеников в ней обучалось?

В 1895 году открылась Алгасовская школа Ведомства Министерства народного просвещения, построенная на средства Алгасовского общества. В ней было 174 ученика.


3.Определите, когда происходило описываемое событие:

1) в 19 веке; 2) до 1918 года; 3) после 1918 года.

« . . . Грамотность в нашем селе, как и в абсолютном большинстве деревень России, была крайне низкой. Вот, например, на улице Московской – средней проживало 18 семей, из них только в двух семьях были грамотными. Бывало, пришлют кому-нибудь письмо, бегут к Яшке Ведерникову (называю по-уличному):

- Милый, прочитай, что тут написано, не останусь в долгу, - милостиво просили соседи Яшку или его отца.

Такая же картина наблюдалась почти на всех улицах, кроме «центра»…» (из воспоминаний бывшего ученика школы Зиновия Кичатова).


4.Когда происходило описываемое событие

1.С 1918 по 1925 годы

2.С 1925 по 1935 годы


3.С 1936 по 1985 годы

4.С 1986 по настоящее время

4

3


1

2

1.В Алгасове была десятилетняя школа

2.В Алгасове была одиннадцатилетняя школа

3.В Алгасове была семилетняя школа

4.В Алгасове была девятилетняя школа



5. В 1939 году состоялся первый выпуск школы в количестве:

1) 28 учеников; 2) 20 учеников; 3) 30 учеников?


6. Допишите предложение:

Выпускниками Алгасовской средней школы являются четыре Героя Советского Союза: __________________________________________________

(Коробов Григорий Ефимович, Чинин Николай Степанович, Ермаков Афанасий Иванович, Ксынкин Алексей Николаевич).


7.Прочитайте отрывок из Учительской газеты от 27 августа 1983 года и ответьте на вопрос:

О каком событии идет речь в этом письме?

« . . . Мы прожили долгую, трудную, но богатую жизнь. Один из нас, полковник-инженер запаса Петр Николаевич Васильев, имея за плечами МВТУ им. Н.Э.Баумана и Военную академию бронетанковых войск, был вузовским педагогом, инженером, служил в Советской Армии. Доктор экономических наук Степан Федорович Горкин окончил Московский институт народного хозяйства им. Г.В.Плеханова. Выпускник Воронежского университета Дмитрий Петрович Яковлев стал специалистом в области инженерной геологии. Эммануил Федорович Сычев, выпускник МГУ, защищал Сталинград, сражался на Курской дуге, освобождал Румынию, Югославию, Венгрию.

И вот теперь, на склоне лет, оглядываясь назад, мы, старые члены КПСС, понимаем, как много дала нам Алгасовская школа, которую мы окончили 60 лет назад. Ей мы обязаны и знаниями, и социальными навыками, и высокими нравственными понятиями.

….И мы, первые выпускники Алгасовской школы 2-й ступени, очень бы хотели, чтобы Алгасовская средняя школа носила имя Н.П.Конобеевского. Пусть память об организаторах-энтузиастах народного образования в нашей республике будет вечной».

Переписка П.Н.Васильева от имени первых выпускников школы с роно Моршанского района, Тамбовским облисполкомом, Тамбовским отделом культуры о присвоении школе имени Н.П.Конобеевского.


8. Перечислите заслуженных выпускников школы.

Пяткина Нина Григорьевна – заслуженный учитель школы РСФСР.

Рябинский Евгений Владиславович - заслуженный художник РСФСР, член корреспондент Академии художеств РФ, лауреат премии имени Репина, почетный гражданин г.Тамбова.

Раннев Александр Владимирович - заслуженный машиностроитель РСФСР. Холев Александр Васильевич – заслуженный лесовод РСФСР.

Сучков Вячеслав Николаевич – заслуженный геолог республики САХА (Якутия).

Сложеникин Михаил Алексеевич – заслуженный механизатор РСФСР. Мельников Вячеслав Владимирович – заслуженный металлург РСФСР. Берштейн Альберт Ефимович – заслуженный рационализатор РСФСР, заслуженный шахтер Российской Федерации.


9. В каком году в Алгасовской средней школе открылся краеведческий музей? К какому событию было приурочено его открытие?

31 августа 1983 года в Алгасовской средней школе открылся краеведческий музей села Алгасова в честь 60-летия первого выпуска школы 2 ступени (девятилетки).


10. Заполните пропуски: «Яркий сентябрьский день. Солнечный и теплый. Он с самого утра стал необычным для алгасовцев. Школьный звонок позвал в классы учащихся. Начали свой путь в страну знаний первоклассники. Спешили к школе в этот день и взрослые. Здесь состоялось большое событие – торжественный митинг по случаю открытия мемориальной доски ______________________________________________. Все они когда-то окончили здесь среднюю школу, затем в числе двух тысяч алгасовцев ушли защищать Отчизну от вероломно напавшего на нашу землю врага . . . » (Из газеты «Коммунист» от 16 сентября 1983 года).

Третий год обучения.

Тест 4.


1.В каком году была построена Алгасовская больница? Кто был первым заведующим больницей?

Алгасовская больница, рассчитанная на 18 коек, была построена в 1910 году по типовому проекту. Волков Константин Степанович.


2.Кто такой Мельников В.Г.? В чем заключается уникальность его врачебной деятельности?

В.Г. Мельников работал заведующим Алгасовской райбольницей и заведующим пунктом переливания крови. Мельников В.Г. – талантливый хирург, делал многочисленные операции на брюшной полости, пластические операции по коррекции внешности, костные операции, был хирургом – новатором. В сельской больнице он делал операции, которые можно было назвать уникальными для села. Его врачебная деятельность поднимала уровень медицины гораздо выше, чем земской больницы.


3 .В каком году произошли события?

1. В зоне села Алгасова, т.е. в Алгасовском районе, был

создан врачебный участок. В него вошли: с.Рыбное,

с.Кадыковка, д.Канада, с.Дьячи, с.Самодуровка,

с.Вановье, с.Темяшево, с.Рысли и с.Чернитово.


1937 г.


2. Алгасовский район объединили с Ракшинским

районом, затем образовался один - Моршанский

район. В связи с этим Алгасовская райбольница

перешла в ранг участковой.


1959 -1960 г.


3. В больнице открыты в больнице койки сестринского

ухода, на которых пребывают пожилые и старые

люди, одинокие, которые дома не могут находиться

из-за отсутствия ухода. Часть коек больницы несет

уже не лечебную, а социальную функцию.


2004 г.


4. Сколько жителей села Алгасова было отправлено на фронт в первый день Великой Отечественной войны?

В первый день было отправлено на фронт 124 человека.


5. Вместо ушедших на фронт мужчин выходили на работу их жены и сестры. Назовите имена женщин-трактористок, комбайнеров.

Дуся Негодяева, Поля Бородулина, Таня Бравикова, Анна Крылова, А.А.Романцова, Н.А.Мокачева, В.Е.Прохорова, А.С.Проворнова, А.Л.Крючкова, К.П.Захарова и другие.


6. Многие алгасовцы награждены орденами и медалями Родины за добросовестные ратные дела, назовите известные вам имена орденоносцев.

Н.Ф.Сучковнагражден орденом Отечественной войны, П.Я.Бугров награжден орденом Красной звезды, И.Н.Ломовцев - орденом Славы, П.И.Буканчиков за защиту Ленинграда награжден орденом Красной звезды, Г.Я.Комаров награжден орденом Красной звезды, И.С.Асосков награжден орденом Славы III степени, имеет также орден Красной звезды, Ф.Г.Нагибин – орденом Отечественной войны II степени, А.В.Бирюков - орден Красной звезды, Н.К.Кузьмич награжден орденом Красной звезды, А.И.Новиков награжден орденом Славы III степени, И.Ф.Перфилов награжден орденом Отечественной войны II степени, А.С.Дубровский – орденом Отечественной войны II степени, А.П.Шубин награжден орденом Знак почета.


7.Каким образом увековечена память о Великой Отечественной войне в нашем селе?

В 1965 году построен памятник участникам Великой Отечественной войны на том месте, где впервые жители села услышали об объявлении войны с Германией.

В 1989 году построен мемориал погибшим воинам на деньги жителей села Алгасова и средства совхоза «Путь к коммунизму».


8.Сколько жителей села погибло годы Великой Отечественной войны?

В «Книгу памяти» занесено 586 фамилий наших односельчан не вернувшихся с фронта живыми.


9. Обозначьте цифрами, о каком Герое Советского Союза идет речь в тексте:





1.Ермаков 2.Коробов 3.Ксынкин 4. Чинин

Афанасий Григорий Алексей Николай

Иванович Ефимович Николаевич Степанович


4


С 28 сентября по 6 октября 1943 года под огнем противника он на лодке сделал 18 рейсов через Днепр севернее Киева и перевез более 200 солдат и офицеров. Удостоен звания Героя Советского Союза за форсирование Днепра.

2


13 сентября 1944 года Президиум Верховного совета присвоил всем 11 воинам высшую степень отличия – звание Героя Советского Союза за взятие Днестра, Золотая Звезда, орден Ленина, орден Славы III за взятие в плен пулеметчика (он находился на чердаке 2-х этажного дома, уничтожал наших солдат), медаль «За отвагу» – за разведку украсили грудь ___________?

3


В ночь с 28 на 29 сентября 1943 года с однополчанами он форсировал Днепр, в бою заменил погибшего командира. Сам был дважды ранен, однако поле боя не покинул, воины удержали рубеж до подхода подкреплений.


1

Он уничтожил 300 немцев и победил. А в следующем бою пулемётчик расстрелял целый эскадрон румынской кавалерии.

С орденом Ленина и Золотой звездой на груди принимал участие в Сталинградской битве, был ранен, освобождал Ростов-на-Дону, прошёл с боями через всю Украину, форсировал Днепр и закончил войну в Германии.



Тест 5.

1.Перечислите известные вам методы краеведческого исследования.

Работа с архивными документами, с периодической печатью, сбор газетных материалов о людях и событиях родного края, встречи с участниками и очевидцами исторических событий, интервьюирование, беседы с местным населением, фотографирование участников событий, других знатных людей края, а также памятников и иных исторических объектов.


2.Назовите предметы, уже чтимые вашей семьей как реликвии, как память о важнейших событиях и предках (реликвии могут храниться как несколько поколений, так и быть «реликвиями первого поколения»).

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


3.Для чего необходимо изучать историю своего села, района, области, нашего Отечества?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



27


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!