СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторская педагогическая разработка Байкальский дайвинг- сафари "Золото Колчака"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены, как одно из условий реализации основной образовательной программы общего образования. Современные развивающие программы общего образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.

Содержательная новизна методической идеи: создание  проекта, конструкторского решения  «Как поднять золото Колчака с Байкала?!»

Дидактическая новизна методической идеи: обучение учащихся на факультативном курсе  «Прикладная физика» средствами компьютерных технологий, личностно – ориентированное обучение и ТРИЗ.

Интегративность, метапредметность и межпредметность.

Предлагаю использовать методические материалы разработки факультативного занятия курса «Прикладная физика». Тема:  «Как поднять золото Колчака с Байкала?!», в которой рассматривается спектр предметов истории родного края, географии, физики, математики и решение конструкторских задач.

Учащиеся получат возможность научиться самостоятельно работать с физическим оборудованием, решать конструкторские задачи глобального характера, проводить исследования, решать задачи.

Планируемые  результат занятия:

Изобретательство.

Уметь рассчитывать подъемную силу, знать формулы силы Архимеда, веса тела; находить в интернете необходимую информацию, выделять главное, вносить своё изобретение в общую конструкцию группы; работать в группах, работать с оборудованием.

Обоснование достижимости результатов посредством реализации предлагаемой методической идеи

Цели занятия:

Образовательная: научиться рассчитывать подъёмную силу тел, находящихся в воде или газе.

Развивающая:  развитие технического интеллекта через формирование поисково-исследовательских навыков у обучающихся.

Воспитательная: воспитание культуры пространственного мышления; формирование умений осуществлять взаимосотрудничество, взаимоконтроль и взаимопомощь

Задачи обучения:

1. вызвать объективную необходимость повторения темы «Сила Архимеда»;

2. способствовать овладению знаниями по  теме «Подъемная сила тел»;

3. формировать умения работать в группе;

4. развивать интерес к историческим фактам родной малой Родины, физике; повышать мотивацию к успеху.

Обоснование оптимальности выбора ресурсного обеспечения, необходимого для практической реализации идеи

Оборудование:  ноутбук с выходом в интернет, листы А-2, карандаши, линейка, фломастеры; небольшой аквариум, модель корабля, мензурка, весы с разновесом.

Оптимальность подбора дидактических средств

Ведущая технология: личностно – ориентированное обучение (диалог, развитие, понимание, творчество, изобретение и исследовательский поиск).

Система принципов: последовательность, сознательность и активность, наглядность, доступность, научность, связь теории с практикой.

Вид контроля: защита изобретения с заполнением паспорта; зачет по исследовательской работе.

Воспроизводимость и тиражируемость.

Проведение внеклассного мероприятия, факультативного занятия, урока, составление видеофильма.

Просмотр содержимого документа
«Авторская педагогическая разработка Байкальский дайвинг- сафари "Золото Колчака"»

Методическая разработка занятия факультативного курса «Прикладная физика». Учитель физики: Крячко И.Н.


ТЕМА: Как поднять золото Колчака с Байкала?!


Цели занятия:

Образовательная: научиться рассчитывать подъёмную силу тел, находящихся в воде или газе.

Развивающая: развитие технического интеллекта через формирование поисково-исследовательских навыков у обучающихся.

Воспитательная: воспитание культуры пространственного мышления; формирование умений осуществлять взаимосотрудничество, взаимоконтроль и взаимопомощь

Задачи обучения:

1. Вызвать объективную необходимость повторения темы «Сила Архимеда»;

2. Способствовать овладению знаниями по теме «Подъемная сила тел»;

3. Формирование умения работать в группе;

4. Развитие интереса к историческим фактам родной малой Родины, физике; повышение мотивации к успеху.

Оборудование: ноутбук с выходом в интернет, листы А-2, карандаши, линейка, фломастеры; небольшой аквариум, модель корабля, мензурка, весы с разновесом.

Время: два урока (80 минут)

Ведущая технология: личностно – ориентированное обучение (диалог, развитие, понимание, творчество и исследовательский поиск).

Система принципов: последовательность, сознательность и активность, наглядность, доступность, научность, связь теории с практикой.

Предполагаемый результат занятия:

Занятие – изобретательства.

Уметь: рассчитывать подъемную силу, знать формулы силы Архимеда, веса тела; находить в интернете необходимую информацию, выделять главное, вносить своё изобретение в общую конструкцию группы; работать в группах, работать с оборудованием.

План занятия:

1. Постановка проблемного вопроса (7 минут)

2. Расчет подъемной силы затонувших вагонов с золотом по ходу вопросы для расчета (13 минут).

3. Изобретение конструкций «Как поднять груз из воды» (20 минут)

4. Защита по группам по паспорту изобретения (18 минут)

5 Исследование поведения модели корабля в жидкости, расчет подъемной силы (20 минут)

6. Домашнее задание (1 минута)

7. Рефлексия (1 минута)


Ход занятия

  1. Проблемный вопрос – видеозапись, презентация.


1914 год. Золотой запас Российской империи оценивали более чем в 1690 миллионов рублей. В начале Первой мировой войны казну решили эвакуировать из столицы, и в 1915 году эшелон с золотом направился из Санкт-Петербурга в Казань. Из Казани золото, постепенно уменьшаясь в объемах из-за нужд армии и постоянной борьбы большевиков с Белым движением, переезжало в Самару, затем в Уфу, пока не оказалось в Омске, в распоряжении лидера белого движения — адмирала Александра Колчака.

Александр Колчак, бывший исследователем-океанографом, прославился как политический и военный деятель, лидер Белого движения в период Гражданской войны. Добытое его армией золото было решено разместить в представительстве Госбанка. При пересчете выяснилось, что в распоряжении армии оказалось 505 тонн золота, ценность которого в те времена оценивалась в 650 миллионов рублей.

Адмирал распоряжался запасом очень аккуратно и давал согласие тратить деньги только в случае самой крайней военной необходимости. С его разрешения на фронтовые расходы было потрачено почти 70 миллионов рублей. Еще около 130 миллионов распределили по вкладам в европейских и азиатских банках. В конце 1919 года главнокомандующий поездом направился на Восток и распорядился о транспортировке золота в том же железнодорожном составе. Казну загрузили в 40 вагонов и направили эшелон в Иркутск.

27 декабря 1919 года поезд с драгоценными слитками и главнокомандующим остановили представители Антанты (военно-политический союз России, Великобритании и Франции в годы Первой мировой войны) на станции Нижнеудинск и заставили Колчака отречься от статуса Верховного правителя России. Колчака передали большевикам, он был расстрелян. Состав с золотом взял под контроль Чехословацкий корпус (добровольческое объединение, состоящее, в основном, из пленных чехов и словаков), но вскоре вагоны также оказались в руках красной армии: чехи обменяли золото на беспрепятственный выезд из России. Говорят, к этому моменту в составе не доставало нескольких вагонов с золотом. Вскоре финансисты РСФСР посчитают, что Колчак истратил более 230 миллионов рублей, или около 182 тонн золота. 35 милллионов забрали большевики при обратной транспортировке казны в Казань. Что случилось с оставшимися миллионами?

Золото могло оказаться на Кругобайкальской железной дороге, где случилось крушение и вагоны ушли на дно озера. Существует легенда, что состав был сбит с путей огромным валуном, который спустили со скалы недоброжелатели — вагоны разлетелись, обнаружив золото: некоторую его часть тут же растащили, остальное погрузилось на илистое дно Байкала.

В 2009 году на дне Байкала глубоководные аппараты «Мир» на километровой глубине обнаружили металлические элементы, похожие на вагонный мост. Рядом, в грунтовых породах, были найдены блестящие бруски.

Вагоны оказались очень прочными, на большой глубине. До сих пор вагоны не подняты с Байкала. Как нам с вами помочь дайверам достать золото с Байкала?

Вопрос и данные.

  1. Расчет подъемной силы

Закон Архимеда гласит, что на тело, погруженное в жидкость или газ, будет действовать выталкивающая или подъемная сила, которая равна весу объема жидкости или газа, вытесненного той частью тела, которая погружена в жидкость или газ.

1. Для расчета подъемной силы, что необходимо?

Кто пойдет к доске рассчитывать подъемную силу?

Известные данные: 1 вагона, длина 15,724 м, ширина 2,764 м, высота 3,05 м,

Байкальская вода - минерализация ничтожна, и плотность близка к плотности дистиллированной воды, равна 1000 кг/м3 , так как и среднегодовая температура воды в озере около 4,0° С, т. е. близка к температуре максимальной плотности пресной воды. Плотность воды на дне Байкала, в районе максимальных глубин, на 0,64% больше, чем на поверхности озера.

Масса 4 вагонов вместе с золотом оцениваем (один 26 т, 68 т золота). Всего 26*4+68*4 = (104+272)т =376000 кг. Найти подъемную силу.

2. Как рассчитать силу Архимеда?

Записать формулу для расчета выталкивающей силы Fа = ρж * Vт * g

2. Как рассчитать объем вагонов?

Vодного вагона = l*d*h =15,724м * 2,764м * 3,05 м = 132,5564648 м3 ≈ 132,6 м3;

V=132,6 м3*4=530 м3

Записать формулу на доске.

3. Что еще необходимо знать для расчета подъемной силы? Fпод = Fа – P

4. Как рассчитывается вес вагонов? P = m *g =367000 кг *10 Н/кг = 3670000 Н

Fа = ρж * Vт * g = 1000 кг/м3 *530 м3 * 10 Н/кг = 5300000 Н

Fпод =P– Fа = 5320000 Н - 3040000 Н = 226000 Н = 2,26 МН

  1. Работа в группах

ЗАДАНИЕ: необходимо предложить конструкцию для поднятия вагонов с грузом золота на поверхность Байкала; заполнение таблицы и выполнение рисунка (чертежа) изобретения.

Оборудование: ноутбук с выходом в интернет, листы А-2, карандаши, линейка, фломастеры.

В каждой группе: 2 инженера, дизайнер конструкции, топ-менеджер – представляет конструкцию, лаборант заполняет таблицу.

  1. Защита изобретений

Заполнение паспорта изобретения для защиты

Группа авторов (ФИ, класс)


Название изобретения, устройства


Способ изготовления (как сделано, из чего сделано)


Принцип работы


Достоинства (плюсы)


Недостатки (минусы)




Критерии защиты



Критерии для защиты группового изобретения

Критерии/оценка

5

4

3

Идея конструкции

Интересная, новая, неординарная

Интересная, но уже не новая

Интересная, но не доведенная до конца

Паспорт изобретения

Заполнен полностью

Заполнен с некоторыми замечаниями

Заполнен частично

Рисунок, чертеж

Выполнен

Выполнен с замечаниями

Выполнен частично

Выступление (защита)

Распределение защиты группой оптимально.

Выступление легко

воспринимается

аудиторией.

Члены группы не распределились на защиту проекта,

В основном

выступление

интересно.

Выступление

воспринимается сложно, члены группы не распределились на защиту проекта.



5. Исследовательская работа

Исследование поведения модели корабля в жидкости, расчет подъемной силы (10 минут)

Fпод = P – Fа

Оборудование: весы, мензурка, модель корабля, небольшой аквариум.

Ответить на вопросы:

1. Какие условия необходимы для плавания корабля

- когда корабль плавает на поверхности воды? (объяснить, что такое осадка корабля и ватерлиния).

- когда будет плавать внутри жидкости?

- когда потонет?

2. Какова масса корабля?

3. Каков вес корабля?

4. Каков объем корабля?

5. Какова выталкивающая сила?

6. Какова подъемная сила корабля?

7. Сделать выводы по исследовательской работе (дома)

6. Видеофильм «Плавучесть» (5 минут)

7. Вывод:

Как рассчитывается подъемная сила? Ребята, давайте назовем условия плавания тел.


8. Оценки за занятие.

9. Домашнее задание

1) записать выводы по исследовательской работе, сделать рисунки условий плавания тел в жидкости.

2) задачи по сборнику на расчет подъемной силы №

9. Рефлексия Цветок настроения

Что ж, наше занятие подходит к завершению. В той атмосфере и обстановке, в которой мы сегодня работали, каждый из вас чувствовал себя по-разному. И сейчас мне бы хотелось, чтобы вы оценили, насколько внутренне комфортно ощущал себя на этом уроке, каждый из вас, все вместе как класс, и понравилось ли вам то дело, которым мы с вами сегодня занимались.

Предлагаю вам создать цветок настроения, в котором: розовые лепесток означает, что вам всё понравилось на уроке; желтый – понравилось, но не всё; зелёный – ничего не понравилось

Решать загадки можно вечно.

Вселенная ведь бесконечна.

Спасибо всем нам за урок,

А главное, чтоб был он впрок!

Использованные источники

Золото Колчака. Находка на дне Байкала - Яндекс.Видео (yandex.ru)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!