СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторская образовательная программа литературного объединения «Мой Пушкин» «Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Авторская образовательная программа

литературного объединения «Мой Пушкин»

«Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы».

Просмотр содержимого документа
«Авторская образовательная программа литературного объединения «Мой Пушкин» «Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы».»

МБОУ «Локнянская средняя общеобразовательная школа»







Районный этап конкурса авторских образовательных программ дополнительного образования.



Номинация культурологическая.

Авторская образовательная программа

литературного объединения «Мой Пушкин»

«Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы».



Работу выполнила:

Костина Елена Борисовна (1979г.р.)

учитель русского языка и

литературы МБОУ

«Локнянская средняя

общеобразовательная школа».

Локня, 2011.



Содержание:

  1. Социальный паспорт образовательной программы.

  2. Пояснительная записка.

  3. Основные направления работы литературного объединения «Мой Пушкин».

  4. Содержание программы.

  5. Тематический план.

  6. Методические рекомендации.

  7. Выводы.



































  1. Социальный паспорт образовательной программы:

  1. Литературный клуб «Мой Пушкин».

  2. Разработчик программы: Костина Елена Борисовна, учитель русского языка и литературы МОУ «Локнянская средняя школа».

  3. Актуальность и социальная значимость: Культурное наследие А.С.Пушкина – благодатный источник патриотического, духовно-нравственного воспитания юных граждан Псковщины. Причастность детей и подростков к личности поэта, к образам его героев, к идее служения Отчизне, к идее дружества и верности - это одна из возможностей увидеть образец жизни и деятельности.

  4. Возраст и контингент детей: учащиеся 5-8 классов. Количество детей: 12-20 человек.

  5. Цель: способствовать духовно-нравственному и эстетическому обогащению личности школьника посредством изучения творчества А.С.Пушкина; формировать культуроведческую компетенцию учащихся средствами литературы, живописи, музыки;

  6. Задачи:

  • Развитие познавательных потребностей; расширение кругозора учащихся; развитие потребности в самостоятельной и исследовательской деятельности;

  • Воспитание интереса к творчеству А.С.Пушкина;

  • Воспитание литературно-творческой активности; художественного и литературного вкуса;

  1. Сроки реализации: 1 учебный год (34 часа).

  2. Предполагаемые результаты и социальный эффект:

Предполагается, что в результате реализации программы учащийся будет обладать следующими качествами личности: 1) уметь самостоятельно приобретать новые знания, эффективно применять их на практике; 2) критически и творчески мыслить, генерировать новые идеи; 3) грамотно работать с информацией: уметь собирать необходимые факты, анализировать их, делать необходимые обобщения, формулировать аргументированные выводы, находить решения; 4) быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах; 5) самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культуры.

  1. Основные разделы учебно-тематического плана:

Программа состоит из нескольких блоков:

  • Семья Пушкина. Семья А.С.Пушкина в его творчестве. (4 часа).

  • Лицей и лицейские друзья в жизни Пушкина. Лицейская лирика. Стихи, посвящённые Лицейской годовщине. (8 часов).

  • Мир сказок Пушкина. (5часов).

  • Пушкин и Михайловское. Стихи, написанные в Михайловском. (7 часов).

  • Уроки творчества (10 часов). (Уроки письма; уроки составления сценариев; творческие лаборатории и мастерские; выпуск газет; интегрированные занятия с педагогами дополнительного образования). Итого: 34 часа.

  1. Система контроля за исполнением: диагностические анкетирования, устные и письменные опросы, творческие задания, выставки творческих работ, участие в различных конкурсах, выступления на районном празднике детского творчества «Мой Пушкин».

  2. Заказчик программы: МБОУ «Локнянская средняя общеобразовательная школа»

  3. Дата принятия решения об утверждении программы: 24 августа 2011 год.



  1. Пояснительная записка.

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» ориентирует современного учителя на то, чтобы дети становились участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации. Следовательно, цель учителя – создать условия для развития интеллектуально-творческих способностей учащихся. Однако, только урочных часов для развития у обучающихся творческих способностей, креативного мышления и навыков исследовательской деятельности недостаточно. Замечательную возможность расширения и углубления знаний по предметам, развития любознательности, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний, несомненно, даёт внеклассная работа. Она позволяет работать с учащимися, интересующимися предметом, не ограничиваясь рамками учебной программы.

Так в нашей школе в 2000 году был создан Пушкинский зал, на базе которого вот уже восьмой год работает литературное объединение «Мой Пушкин». Почему снова Пушкин? Ответ прост. Пушкин – особая вершина в русской литературе, в нашей духовной жизни. История внеклассной работы по его творчеству насчитывает более полутора веков. И хотя многим кажется, что мы уже всё знаем о Пушкине, хорошо изучили его творчество, - всё это лишь иллюзия «изученности» писателя. Таким образом, внеклассная работа - один из путей, ведущих ребят в мир Пушкина – благодатный источник патриотического, духовно-нравственного воспитания юных граждан. Литературное объединение «Мой Пушкин» работает в соответствии с программой курса «Псковское пушкиноведение», целью которого является развитие личности гражданина Псковщины, способного к культурному самоопределению, к духовно-нравственной самореализации через ценности пушкинского творческого наследия.





  1. Основные направления работы литературного объединения «Мой Пушкин»:

1. Работа школьного научного общества. Изучение жизни и творчества Пушкина; (Выступления лекторских групп с докладами; читательские конференции по произведениям Пушкина; работа над рефератами по пушкинской тематике; исследовательская работа по творчеству Пушкина).

2. Проведение традиционных мероприятий: участие в месяце русского языка и литературы; проведение дней памяти Пушкина.

3. Творческая деятельность участников объединения: встречи с интересными людьми; инсценировка произведений А.С.Пушкина; конкурсы рисунков; литературные вечера; конкурсы чтецов; заочные и очные экскурсии по местам, связанным с жизнью и творчеством Пушкина; выпуск газет к дням памяти Пушкина;

Таким образом, система внеклассной работы предполагает взаимодействие следующих видов художественной деятельности учащихся:

  • Приобретение знаний по теме:

обогащение представлений о судьбе, личности писателя, его эпохи, освоение пушкинского краеведения (чтение художественной литературы, научно-популярной, мемуарной и т.д.)

  • Восприятие художественных произведений:

внепрограммное (внеклассное) чтение сочинений писателя; знакомство с интерпретациями произведений А.С.Пушкина другими видами искусств.

  • Исполнительская и творческая деятельность учащихся:

детская интерпретация произведений А.С.Пушкина



  1. Содержание программы.

В Программе курса «Псковское пушкиноведение» говорится, что курс 5-8 классов предусматривает вариативность деятельности как учителя, так и ученика и предоставляет возможность индивидуального выбора пушкинского материала и форм его интерпретации в каждом классе. Так как литературное объединение посещают учащиеся разного возраста, образовательную программу я разрабатываю, учитывая возраст и контингент учащихся. Поэтому, отбор изучаемых тем проводится с учётом психолого-педагогических особенностей учащихся 5-8 классов.

  • Семья Пушкина. Семья А.С.Пушкина в его творчестве. (4 часа).

  • Лицей и лицейские друзья в жизни Пушкина. Лицейская лирика. Стихи, посвящённые Лицейской годовщине. (8 часов).

  • Мир сказок Пушкина. (5часов).

  • Пушкин и Михайловское. Стихи, написанные в Михайловском. (7 часов).

  • Уроки творчества (10 часов). (Уроки письма; уроки составления сценариев; творческие лаборатории и мастерские; выпуск газет; интегрированные занятия с педагогами дополнительного образования). Итого: 34 часа.



  1. Тематический план.

№ занятия,

число

Тема занятий

Виды деятельности

1.

Встреча с А.С.Пушкиным.

Урок-представление. Творческий отчёт. Рефлексия.


Семья Пушкина.


2.

Детство А.С.Пушкина. Дарования маленького поэта.

Урок-путешествие в страну Пушкинского детства. Доклады, презентации.

3.

Семья А.С.Пушкина. «Моя родословная».

Работа по группам.

4.

«Наперсница волшебной старины…».

Няня в жизни А.С.Пушкина.

Исследовательская работа. Работа в группах.

5.

Знакомство с книгой А.Слонимского «Детство».

Урок-погружение. Чтение и обсуждение фрагментов повести А.Слонимского «Детство».

6.

Подготовка творческого проекта «Страна Пушкинского детства».

Урок творчества.

7.

«Страна Пушкинского детства». Представление творческого проекта.

Выпуск литературной газеты. Иллюстрации.


Лицей и лицейские друзья в жизни Пушкина.



8.

История Царскосельского Лицея.

Урок-исследование (заочная экскурсия). Работу представляют учащиеся 7-8 классов.

9.

А.С.Пушкин – лицеист.

Урок-презентация.

10.

«Святое братство». Лицейские друзья Пушкина. Судьбы лицейских друзей Пушкина.

Урок-исследование. Групповая работа.

11.

Творчество лицеистов.

Составление сборника стихов, посвящённых лицейским годам, друзьям, годовщинам.

12.

Чтение и обсуждение повести А.Слонимского «Юность».

Урок-погружение. Чтение и обсуждение фрагментов повести А.Слонимского «Юность».

13.

Чтение и обсуждение рассказа Ю. Нагибина «Царскосельское утро».

Урок-погружение. Чтение и обсуждение фрагментов рассказа Ю. Нагибина «Царскосельское утро».

14.

Образ Пушкина-лицеиста в изобразительном искусстве.

Творческие презентации (Пушкин-лицеист в творчестве Н. Рушевой); рисунки учащихся. Доклады.

15.

Урок поэзии. Урок творчества.

(«Творческая лаборатория»).

Чтение наизусть. Выразительное чтение.

Презентация собственных произведений.

16.

Представление творческого проекта «Лицей, который не кончается».

Подведение итогов творческой работы. Выпуск литературной газеты.


Мир сказок Пушкина.


17.

«Пушкинская сказка - прямая наследница сказки народной». (С.Я.Маршак)

Урок-представление. Викторина. Готовят урок учащиеся 7-8 классов.

18.

Устное народное творчество и сказки Пушкина (традиции, особенности, сходство и различие).

Урок-исследование. Исследовательская работа, групповая работа.

19.

Любимые герои сказок Пушкина.

Творческие презентации. Иллюстрации.

20.

Сказки Пушкина в изобразительном искусстве.

Творческие презентации.

21.

Мир сказок Пушкина глазами детей.

Урок творчества.

22.

Творческий проект «В сказочном Лукоморье…».

Подведение итогов творческой работы. Выпуск литературной газеты.


Пушкин и Михайловское.


23.

«Живая природа Пушкиногорья».

Урок-погружение. Чтение и обсуждение рассказов С.С.Гейченко о природе Пушкинского Гор.

24.

История села Тригорского.

«Приют, сияньем муз одетый…».

Заочная экскурсия. Урок-исследование. Исследовательская работа в группах.

25.

Петровское. «Почтенный замок Ганнибалов».

Урок-путешествие.

26.

Михайловское в жизни и творчестве Пушкина. Михайловская ссылка.

Заочная экскурсия. Урок-исследование. Исследовательская работа в группах.

27.

Встреча с друзьями в Михайловском (1824-25 гг.)

Урок-исследование. Исследовательская работа, групповая работа.

28.

Произведения, написанные в разные периоды жизни в Михайловском.

Урок-исследование. Работа с текстами Пушкина. Анализ поэтического текста.

29.

Творческий проект «Тот уголок земли…»

Подведение итогов творческой работы. Выпуск литературной газеты.


Уроки творчества.


30.

Урок письма. Пушкин учит нас писать письма.

Урок-беседа. Урок творчества (развития речи).

31.

«Я к вам пишу…».

Творческая мастерская. Пишем пером. (Проводит специалист ЦДО).

32.

Пишите письма.

Урок- конкурс на лучшее письмо. Сотрудничество с «Музейной почтой».

33.

Создание рукописной книги.

Творческая мастерская. Сотрудничество со специалистом ЦДО.

34.

Подведение итогов года.

«У каждого свой Пушкин».

Рефлексия. Отчётные выступления учащихся.



  1. Методические рекомендации.

Все занятия построены так, что учащиеся постоянно вовлечены в творческие и исследовательские (поначалу «маленькие») проекты. Постепенно члены литературного объединения готовятся к написанию научной работы: учатся составлять библиографию, план исследования, собирать и обобщать материал, писать статьи, доклады, тезисы, аннотации, выступать с докладами и оппонировать.

Так, на первом занятии «Встреча с Пушкиным», учащиеся только что вступившие в объединение «Мой Пушкин», узнают о работе нашего объединения. На этом занятии выступают те учащиеся, которые в предыдущие годы уже участвовали в работе литературного объединения. Урок проходит в форме творческого отчёта, где представляются лучшие проекты, читаются наизусть любимые стихи поэта и о нём.

«Новички» же в свою очередь делятся на группы и получают задания творческого, исследовательского характера для следующих занятий. Например, подготовить доклады на темы: «Семья А.С.Пушкина», «Детство Пушкина в Москве», «Дарования маленького Пушкина», «Взаимоотношения Пушкина с братом и сестрой». Учащиеся 6-8 классов готовят презентации с видами Москвы, рисуют родословную таблицу. Те, кто любят рисовать, получают индивидуальное задание. Например, сделать иллюстрации к строчкам из стихотворений А.С.Пушкина («Подруга дней моих суровых…», «Дай, Никита, мне одеться…», «Дяде, назвавшему сочинителя братом…» и т.д.). Таким образом, реализуется личностно ориентированный подход к учащимся с учётом их индивидуальных способностей.

Формы последующих занятий разнообразны – это уроки-исследования, уроки-представления, уроки-путешествия, уроки-погружения, творческие мастерские, уроки-творчества. Все они требуют критического и творческого мышления, навыков работы с научно-популярной литературой, навыков обработки информации – всё это навыки проектно-исследовательской деятельности, которые делают ребят участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации.

В тематическом блоке «Семья Пушкина», члены литературного объединения не только получают информацию о детстве поэта, о его родителях и близких людях, но и самостоятельно готовят доклады, презентации, делают иллюстрации, составляют кроссворды, викторины по теме «Детство А.С.Пушкина». Учащиеся 7-8 классов выступают в роли наставников, помощников. Заключительным этапом данного тематического блока является выход на творческий проект «Страна Пушкинского детства».

Разнообразен по формам организации уроков и тематический блок «Лицей и лицейские друзья в жизни Пушкина». На уроках-исследованиях учащиеся выступают с докладами, рефератами, презентациями об истории Царскосельского Лицея, о лицейских друзьях Пушкина и их судьбах; на уроках – погружениях читают и анализируют произведения разных писателей о Лицее, о Пушкине-лицеисте; а на уроках-концертах, уроках – творчества читают наизусть и выразительно стихотворения, посвящённые лицейским годам, друзьям, годовщинам. Самостоятельно готовят сценарии внеклассных мероприятий, викторин, интерактивных игр по теме «Лицей в жизни Пушкина» (каждый год разные сценарии и темы). В итоге, выходят на творческий проект «Лицей, который не кончается». Данные мероприятия проходят в рамках общешкольного месяца русского языка и литературы, вовлечённость детей 100%.

В этом учебном году хорошая организация работы по данным двум блокам позволила учащимся стать участниками регионального конкурса «Пушкин – твой одноклассник», организованного Псковской областной библиотекой для детей и юношества им. В.А.Каверина. На конкурс было отправлено 12 работ, 5 из которых стали победителями данного конкурса. (4работы имеют Дипломы 1 степени и одна работа – Диплом 2 степени).

Тематический блок «Мир сказок Пушкина», казалось бы, больше подходит для пятиклассников. Однако и учащиеся 6-7 классов делают для себя открытия в этой теме. Так, одна из участниц литературного объединения отметила, что не всё в сказках Пушкина понятно современному школьнику («увидела проблему»), провела анкетирование среди школьников и окончательно в этом убедилась; сформулировала тему, поставила перед собой цель: создать иллюстрированный словарь устаревших слов из сказок Пушкина. С данной исследовательской работой ученица вышла на районный творческий праздник детского творчества «Мой Пушкин», где заняла 1 место.

Ученица 5 класса, «новичок» нашего литературного объединения, уже в этом году выступила со своим маленьким творческим проектом «У Лукоморья. И каждая строка рисунком хочет стать…» на районном празднике детского творчества «Мой Пушкин», по-своему интерпретировав пролог к поэме «Руслан и Людмила». Ученица не только сделала построчные иллюстрации, но и видеоролик, который может быть использован учителями начальных классов и учителями литературы, как на уроках литературы, внеклассного чтения, так и во внеклассной работе.

Кроме того члены литературного объединения объявляют конкурсы рисунков для учащихся младших классов, проводят для них викторины и творческие мастерские. Одна из них творческая мастерская «У Лукоморья», на которой учащиеся могут испытать себя как в роли художника-оформителя декораций, так и в качестве актёра, исполняющего роль любого героя сказочного Лукоморья Пушкина.

Не менее интересно реализуется изучение четвёртого блока «Пушкин и Михайловское». Основные формы работы - заочные и (по возможности) очные экскурсии. Как правило, заочные виртуальные экскурсии готовят учащиеся 7-8 классов. Учащиеся 5-6 классов делают построчные иллюстрации к стихотворениям А.С.Пушкина, оформляют сборники стихотворений, написанных Пушкиным в Михайловском.

Нужно отметить, что ежегодно мы стараемся посетить места, связанные с жизнью и творчеством А.С.Пушкина. Мы не раз бывали в Михайловском, Петровском, Тригорском. В сентябре 2011года посетили деревню Бугрово и Водяную мельницу, где радушный мельник насыпал нам свежемолотой муки. Дома мы напекли блины и, загадывая желания, с удовольствием их ели на вечернем классном чаепитие. Кроме того, мы стали участниками «Урока письма» в НКЦ Пушкинских Гор.

Развитию творческих и креативных навыков способствуют уроки творчества. В прошлом учебном году на одно из занятий была приглашена педагог дополнительного образования Румянцева Е.В. Она провела творческую мастерскую «Я к вам пишу…», где учащиеся узнали об истории письма, а также попробовали писать гусиными и стальными перьями. Чуть позже информация, полученная на этом занятии, помогла ребятам стать участниками конкурса на лучшее письмо, объявленного «Музейной почтой» Государственного музея-заповедника «Михайловское». Восемь участников стали победителями этого конкурса. Дипломы победителям и благодарности участникам вручались на поляне села Михайловского 4 июня, во Всероссийский Пушкинский праздник поэзии. Но члены литературного объединения работу на этом не закончили, и в этом учебном году оформили её как творческий проект «Я к вам пишу…». Ими была сделана рукописная книга писем, которую они представили на районном празднике детского творчества «Мой Пушкин» и стали победителями в номинации «Творческий проект».

  1. Выводы.

Таким образом, организация работы литературного объединения «Мой Пушкин» как направление внеклассной работы является важным способом развития учащихся. Такие занятия для учащихся – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве – первооткрывателя, исследователя. Все это дает возможность им развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике. Предполагается, что в результате реализации программы учащиеся будут обладать следующими качествами личности:

1) уметь самостоятельно приобретать новые знания, эффективно применять их на практике;

2) критически и творчески мыслить, находить рациональные пути преодоления трудностей, генерировать новые идеи;

3) грамотно работать с информацией: уметь собирать необходимые факты, анализировать их, делать необходимые обобщения, формулировать аргументированные выводы;

4) быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах;

5) самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культуры.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!