«Нейропсихологические приемы в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»
Детская нейропсихология очень молодая, но быстроразвивающаяся наука, которая дает ответы на многие вопросы вокруг детского поведения и восприятия. Особенность детской нейропсихологии состоит в том, что мозг очень пластичен у детей до 11 лет. На раннем этапе проще решить проблемы, а если их оставить «как есть», надеясь на то, что «само пройдет», то они будут только укореняться и наслаиваться одна на другую.
В своей работе я активно применяю нейропсихологические приемы и упражнения. Это эффективнейшая методика, позволяющая без использования медикаментов, помочь детям с ОВЗ при различных видах нарушений, в том числе и речевых. Для детей подобная методика полностью безопасна, не вызывает никаких нежелательных проявлений. При правильном и квалифицированном подходе удается достичь высоких результатов.
Примеры простых нейропсихологических упражнений для развития мозга, которые можно использовать на занятиях с детьми с ОВЗ:
- Рисование в воздухе попеременно то правой, то левой руками контуров предметов, фигур, букв, цифр, слов, в зависимости от возраста. Затем одновременно двумя руками.
Например, я предлагаю детям встать и нарисовать в воздухе цифру 1 или фигуру «круг» сначала правой рукой, затем левой. А потом одновременно правой и левой руками изобразить две цифры 1, два круга.
- Рисование, обводка, разукрашивание на бумаге попеременно то правой, то левой руками, затем одновременно двумя руками фигур, предметов, изображений.
- «Комочки-листочки» - сминание – распрямление бумаги.
Детям предлагаю взять тетрадный или альбомный лист и порвать его пополам, младшим дошкольникам предлагают уже готовые половинки листочков. Ребенок берет по половинке в каждую руку (упражнение делать стоя, важно чтобы локти ничего не касались) и одновременно двумя руками сминает их в комочки, чтобы оба листа спрятались в кулаках. Затем ему нужно спокойно, медленно и одновременно эти листочки выпрямлять. Каждая рука должна работать независимо и не помогая одна другой.
Чем полезно упражнение: когда работают пальцы обеих рук-активизируются различные участки головного мозга. Лист каждый раз сминается по разному, соответственно пальцам рук необходимо работать каждый раз по-разному.
Доказано, что существует взаимосвязь между координацией движений человека и работой головного мозга! Так как головной мозг через нервные импульсы управляет работой всех органов и конечностей человека. Более того, головной мозг осуществляет тонкую координацию деятельности человека, связанную с равновесием. Специалисты также заметили, что когда человек после регулярных тренировок осваивает танцы, ходьбу по канату, длительно стоять на одной ноге, то у него чудесным образом улучшается работа головного мозга.
- Корректурная проба.
Нахождение, вычеркивание или подчеркивание, или обводка. На листе бумаги произвольно расположены ряды из предметов, фигур, цифр, букв. Ребенок должен найти и вычеркнуть или обвести, или подчеркнуть заданную фигуру, предмет, букву, цифру. Лучше брать те предметы или фигуры, которые ребенок плохо запоминает или путает. Очень полезное упражнение еще и для развития внимания.
- Чтение стихотворения под хлопки. Взрослый читает и одновременно прохлопывает стихотворение. Голосом и хлопками выделяются ударные слоги (в тексте эти слоги помечены ударением). Метод прохлопывания стихотворения полезен при заучивании любых стихов наизусть, так как к работе подключается левая височная доля мозга (речь, текст стихотворения) и правая височная доля (ритм, мелодика).
- Hoc — пол — потолок.
Взрослый показывает рукой на свой нос, затем на потолок, затем на пол, одновременно называя их. Ребёнок повторяет. Затем взрослый, увеличивая скорость, начинает путать ребёнка, показывая одно, а называя другое. Ребёнок должен показывать, то что называет взрослый, игнорируя его показывание.
- Запоминалочка.
Развитие концентрации внимания, умения следовать инструкции, расширение объёма слухового восприятия и кратковременной памяти
Один из игроков придумывает слово. Затем каждый участник добавляет по одному слову, повторяя фразу целиком. Слова можно вставлять в начало фразы, в середину, в конец. Постепенно фраза становится всё длиннее. Проиграл тот, кто не смог правильно повторить всю фразу.
- Окошко.
Развитие целостного зрительного восприятия и образного мышления. Большую, насыщенную деталями картинку прикрываю листом бумаги с окошком. Передвигая лист, показывают предметы не целиком, а только их часть (например, половину часов). Ребёнок должен узнать и назвать предметы, которые видит через окошко. А потом представить и описать всю картинку. Например, на картинке изображена комната, в зелёном кресле сидит девочка, из-под стола выглядывает котёнок.
Рекомендуемый формат картинки А4 или А5. Размер листа с окошком должен быть в два раза больше картинки. Размер окошка 2 х 2 см.
- Упражнения с мячиками:
- Имитация действий жонглера – одной рукой подбрасывать мячик, а другой его ловить. После серии тренировок можно усложнить упражнение и ловить мячик с закрытыми глазами.
- Нужно подбрасывать мячик снизу одной рукой, а сверху хватать другой. Руки чередовать между собой.
- Мячик перебрасывать из одной руки в другую перед собой и за спиной.
- Передавать мячик за лопатками с разных сторон. Постепенно увеличивать темп движений.
На сегодняшний день доказана польза нейропсихологических упражнений для детей разного возраста с ОВЗ. Они способствуют активации мозга, а именно высших психических функций: восприятия, внимания, памяти, мышления, речи. Таким образом, ребенок учится преодолевать неадаптивные особенности своего развития, у него пропадают детские поведенческие проблемы и трудности в саморегуляции, а соответственно и в школьном обучении.