СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторская методика «Гарденотерапия в работе с детьми с ограниченными возможностями»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из приоритетных и наиболее трудных задач современной системы социального обслуживания является социальная адаптация и реабилитация детей с ограниченными возможностями. Гарденотерапия - особое направление психосоциальной, трудовой и педагогической реабилитации при помощи приобщения детей с ОВЗ к работе с растениями.

Просмотр содержимого документа
«Авторская методика «Гарденотерапия в работе с детьми с ограниченными возможностями»»

Авторская методика

«Гарденотерапия в работе с детьми

с ограниченными возможностями»


Пояснительная записка


«Наличие природы в нашей жизни очень важно,

особенно, когда мы живем и работаем в

архитектурной среде»

профессор психологии Ричард Райан


Одной из приоритетных и наиболее трудных задач современной системы социального обслуживания является социальная адаптация и реабилитация детей с ограниченными возможностями. Понятие «дети с ограниченными возможностями» охватывает категорию лиц, жизнедеятельность которых характеризуется какими-либо ограничениями или отсутствием способности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста. 

Психологические характеристики детей с ограниченными возможностями здоровья рассматривались многими авторами (И. А. Коробейников, В. И. Лубовский, 1981; Н. Я. Семаго, 2001; А. Н. Корнев, 1982, 1992 и др.). Общим в своеобразии всех психических функций и процессов является замедленный темп развития и быстрая истощаемость, низкая продуктивность и произвольная регуляция. Дети с отклонениями в развитии оказываются лишены доступных их здоровым сверстникам каналов получения информации: скованные в передвижении и использовании сенсорных каналов восприятия, дети не могут овладеть всем многообразием человеческого опыта, остающегося вне сферы досягаемости. Они также лишены возможности предметно-практической деятельности, ограничены в игровой деятельности, что негативно сказывается на формировании высших психических функций. Исследования у данной категории детей зрительного восприятия выявили низкую активность восприятия в целом.

В исследованиях состояния психомоторики указывается на большое количество отклонений в развитии двигательной сферы:

- нарушения активности;

- трудности переключения, координации и автоматизации движений;

- наличие синкинезий;

- выраженная быстрая истощаемость.

Особенности памяти детей с ограниченными возможностями здоровья характеризуются:

- низкой активностью и целенаправленностью;

- замедленной скоростью;

- сниженным объемом, точностью и прочностью. Процесс воспроизведения характеризуется неточностью, неполным объемом и нарушением порядка воспринятого материала, воспроизведением несущественных деталей. Наглядная память преобладает над словесной.

Наиболее ярко мыслительную деятельность детей с особенностями в развитие характеризует инертность, низкая продуктивность. Нередко мышление детей данной категории тесно связано с конкретной ситуацией, а значит, что творческое мышление находится на начальной стадии своего формирования. Отмечая неравномерность развития различных сторон интеллектуальной деятельности среди детей с особенностями в развитии, исследователи выделяют ряд общих особенностей деятельности детей данной категории. К ним относятся:

• низкий уровень мотивации познавательной деятельности;

• недостаточность организованности и целенаправленности;

• выраженная быстрая истощаемость, импульсивность;

• большое количество ошибок.

У детей с ограниченными возможностями здоровья нарушено формирование саморегуляции в деятельности. Этому способствуют их личностные особенности:

- неадекватная самооценка;

- слабость познавательных интересов;

- низкий уровень притязаний и мотивации.

Самоконтроль у детей с особенностями в развитие также не сформирован. Это проявляется в отсутствии потребности и навыка самопроверки, неосознании допущенных ошибок.

Характеризуя особенности деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, нельзя не сказать о низком развитии у них процесса внимания, который отличается крайней неустойчивостью, слабостью распределения и концентрации, плохим переключением и быстрой истощаемостью.

Таким образом, в силу своих особенностей в развитии, дети с ограниченными возможностями нуждаются в особых формах педагогического воздействия. Реабилитация детей-инвалидов — это комплекс мероприятий и условий, позволяющих адаптироваться детям в стандартных социокультурных ситуациях: заниматься посильной работой, находить и использовать нужную информацию, расширять свои возможности интеграции в обычную социокультурную жизнь. Этому способствует гарденотерапия - особое направление психосоциальной, трудовой и педагогической реабилитации при помощи приобщения детей к работе с растениями.

Эффект гарденотерапии обычно проявляется в четырех сферах - интеллектуальной (когнитивной), социальной, эмоциональной (психологической) и физической.

В интеллектуальной сфере – это развитие разных видов памяти и словарного запаса; пробуждение любопытства; улучшение внимания, наблюдательности; улучшение способности планировать и принимать решения; получение новых навыков.

В социальной сфере – это улучшение навыков общения. Ребята учатся общаться друг с другом для достижения общей цели, уважать право каждого на свое мнение, разделять ответственность, развивать лидерские качества. Это и взаимодействие за пределами группы, общение в социуме; передача навыков и эмоций другим людям.

В психо-эмоциональной сфере – это усиление чувства собственного достоинства и веры в себя, становление адекватной самооценки. Чувство гордости за успех, так же, как и чувство ответственности, приведшее к успеху, влекут за собой повышение самооценки. Дети понимают, что от них зависят живые существа - растения. Полив цветов, посадка растений и другие виды работ приводят к улучшению самоконтроля через перераспределение энергии. У детей наблюдается формирование позитивного взгляда в будущее, они интересуются, что произойдет с растениями на следующей неделе, в следующем году.

В физической сфере – это развитие и улучшение основных моторных навыков. Улучшение мышечной координации и тренировка всех групп мышц; пребывание на свежем воздухе при уходе за садом улучшает общее состояние организма, так как растения выделяют фитонциды; происходит стимулирование и развитие не доминантных систем восприятия (дети слушают тишину, различают пение птиц, запахи растений, многообразие цветовой палитры).

 Гарденотерапия опирается на взаимодействие ребенка c ограниченными возможностями с природой. Для ребенка с нарушениями развития возможность пребывания на природе крайне необходима для расширения жизненного пространства, развития, получения экологических знаний и оздоровления. Природа является богатейшей средой для развития сенсорных систем ребенка (слуха, зрения, обоняния, осязания, вкуса). Освоение природных ландшафтов эффективно развивает у детей восприятие пространства и учит без боязни перемещаться и ориентироваться во внешней среде. Общение с природой дает множество положительных эмоций, так необходимых ребенку с тяжелыми нарушениями здоровья.

В ней соединяются положительное воздействие работы на свежем воздухе и благотворное влияние красоты растений на психику ребенка. Ухаживая за цветами, дети преодолевают замкнутость, неуверенность в себе и просто радуются жизни. Наблюдая за разными красками растений, ландшафтом родного края, ощущая запахи цветов, ребенок формирует образ мира, в котором он живёт и развивается.


Целевая группа:

В соответствии с Государственными Стандартами, предоставляемых социальных услуг, и программой дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» Екжановой Е.А., Стребелевой Е.А. «Гарденотерапия» изучается с детьми с отклонениями в развитии в возрасте от 4 до 7 лет по два часа в неделю. Общий объём учебного времени в год составляет 87 часов. Особое место занимают экскурсии и практические работы. Их необходимый минимум определён по каждому разделу программы. Экскурсии включают наблюдения, практические работы: наблюдения, опыты, измерения, работу с природным материалом.


Цель:

улучшение физического и психического состояния ребенка.  


Задачи:

-развитие познавательной активности;

-коррекция эмоциональной сферы;

-расширение функциональных возможностей кистей рук;

-развитие элементов трудовых навыков;

- привитие трудолюбия;

- воспитание бережного отношения к природе

Направления деятельности:

В ее содержание входят такие разделы:
1. «Комнатное цветоводство»

Основные понятия: Виды комнатных растений, произрастающих в группе. Названия комнатных растений. Характерные особенности комнатных растений. Условия жизни комнатных растений. Правила ухода за комнатными растениями. Упражнения в узнавании комнатных растений по внешним признакам. Части растений. Назначение частей растения. Различия и сходство между комнатными растениями. Семена. Комнатные лекарственные растения. Комнатные ядовитые растения.

Дидактические игры: «Найди, О Чем Расскажу», «Узнай Растение», «Что Изменилось?»,

«Найди По Описанию Растение», «Магазин Цветов», «Где Растут Цветы», «Найди Такой Же», «Где Спряталась Матрешка», «Чего Не Стало?»

Тематические таблицы: «Помощь растениям»

2. Растения на участке

Основные понятия: Виды деревьев, кустарников, культурных и дикорастущих травянистых растений. Растения сада, огорода. Названия овощей, фруктов. Характерные признаки деревьев, кустарников, культурных и дикорастущих травянистых растений. Особенности строения (корень, ствол, стебель, ветки, листья, цветы, семена) и назначение всех органов деревьев, кустарников, культурных и дикорастущих травянистых растений. Правила ухода и выращивания рассады. Высадка садовых растений в грунт. Особенности жизнедеятельности растений на участке в разные времена года. Семена часть растения, необходимая для размножения. Лекарственные растения в саду. Правила сбора, хранения и применения лекарственных растений. Ядовитые растения в саду.

Дидактические игры: «Вершки-корешки», «Что за чем»

Тематические таблицы: «Кому нужны деревья», «Этажи леса», «Деревья. Кустарники. Травы»

3. «Букеты и приветы»

Основные понятия: Художественный труд с природным материалом. Прогулки с целью сбора желудей, шишек, веток, семян и других частей растений. Рассматривание собранного материала. Знакомство с технологией и видами аппликаций из листьев и других частей растения. Аранжировки из цветов, листьев, веток, семян, оттиск листом, сюжетные инсталляции из природного материала и другие виды творческой рукотворной деятельности.

Тематические таблицы: «Правила работы с ножницами», «Правила работы с клеем»

Изготовление поделок требует от детей ловких действий, и если вначале неточным движением руки они нередко повреждают игрушки, то впоследствии, в процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. В процессе изготовления поделок постепенно образуется система специальных навыков и умений. В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!