Авторская методика
«Гарденотерапия в работе с детьми
с ограниченными возможностями»
Пояснительная записка
«Наличие природы в нашей жизни очень важно,
особенно, когда мы живем и работаем в
архитектурной среде»
профессор психологии Ричард Райан
Одной из приоритетных и наиболее трудных задач современной системы социального обслуживания является социальная адаптация и реабилитация детей с ограниченными возможностями. Понятие «дети с ограниченными возможностями» охватывает категорию лиц, жизнедеятельность которых характеризуется какими-либо ограничениями или отсутствием способности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста.
Психологические характеристики детей с ограниченными возможностями здоровья рассматривались многими авторами (И. А. Коробейников, В. И. Лубовский, 1981; Н. Я. Семаго, 2001; А. Н. Корнев, 1982, 1992 и др.). Общим в своеобразии всех психических функций и процессов является замедленный темп развития и быстрая истощаемость, низкая продуктивность и произвольная регуляция. Дети с отклонениями в развитии оказываются лишены доступных их здоровым сверстникам каналов получения информации: скованные в передвижении и использовании сенсорных каналов восприятия, дети не могут овладеть всем многообразием человеческого опыта, остающегося вне сферы досягаемости. Они также лишены возможности предметно-практической деятельности, ограничены в игровой деятельности, что негативно сказывается на формировании высших психических функций. Исследования у данной категории детей зрительного восприятия выявили низкую активность восприятия в целом.
В исследованиях состояния психомоторики указывается на большое количество отклонений в развитии двигательной сферы:
- нарушения активности;
- трудности переключения, координации и автоматизации движений;
- наличие синкинезий;
- выраженная быстрая истощаемость.
Особенности памяти детей с ограниченными возможностями здоровья характеризуются:
- низкой активностью и целенаправленностью;
- замедленной скоростью;
- сниженным объемом, точностью и прочностью. Процесс воспроизведения характеризуется неточностью, неполным объемом и нарушением порядка воспринятого материала, воспроизведением несущественных деталей. Наглядная память преобладает над словесной.
Наиболее ярко мыслительную деятельность детей с особенностями в развитие характеризует инертность, низкая продуктивность. Нередко мышление детей данной категории тесно связано с конкретной ситуацией, а значит, что творческое мышление находится на начальной стадии своего формирования. Отмечая неравномерность развития различных сторон интеллектуальной деятельности среди детей с особенностями в развитии, исследователи выделяют ряд общих особенностей деятельности детей данной категории. К ним относятся:
• низкий уровень мотивации познавательной деятельности;
• недостаточность организованности и целенаправленности;
• выраженная быстрая истощаемость, импульсивность;
• большое количество ошибок.
У детей с ограниченными возможностями здоровья нарушено формирование саморегуляции в деятельности. Этому способствуют их личностные особенности:
- неадекватная самооценка;
- слабость познавательных интересов;
- низкий уровень притязаний и мотивации.
Самоконтроль у детей с особенностями в развитие также не сформирован. Это проявляется в отсутствии потребности и навыка самопроверки, неосознании допущенных ошибок.
Характеризуя особенности деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, нельзя не сказать о низком развитии у них процесса внимания, который отличается крайней неустойчивостью, слабостью распределения и концентрации, плохим переключением и быстрой истощаемостью.
Таким образом, в силу своих особенностей в развитии, дети с ограниченными возможностями нуждаются в особых формах педагогического воздействия. Реабилитация детей-инвалидов — это комплекс мероприятий и условий, позволяющих адаптироваться детям в стандартных социокультурных ситуациях: заниматься посильной работой, находить и использовать нужную информацию, расширять свои возможности интеграции в обычную социокультурную жизнь. Этому способствует гарденотерапия - особое направление психосоциальной, трудовой и педагогической реабилитации при помощи приобщения детей к работе с растениями.
Эффект гарденотерапии обычно проявляется в четырех сферах - интеллектуальной (когнитивной), социальной, эмоциональной (психологической) и физической.
В интеллектуальной сфере – это развитие разных видов памяти и словарного запаса; пробуждение любопытства; улучшение внимания, наблюдательности; улучшение способности планировать и принимать решения; получение новых навыков.
В социальной сфере – это улучшение навыков общения. Ребята учатся общаться друг с другом для достижения общей цели, уважать право каждого на свое мнение, разделять ответственность, развивать лидерские качества. Это и взаимодействие за пределами группы, общение в социуме; передача навыков и эмоций другим людям.
В психо-эмоциональной сфере – это усиление чувства собственного достоинства и веры в себя, становление адекватной самооценки. Чувство гордости за успех, так же, как и чувство ответственности, приведшее к успеху, влекут за собой повышение самооценки. Дети понимают, что от них зависят живые существа - растения. Полив цветов, посадка растений и другие виды работ приводят к улучшению самоконтроля через перераспределение энергии. У детей наблюдается формирование позитивного взгляда в будущее, они интересуются, что произойдет с растениями на следующей неделе, в следующем году.
В физической сфере – это развитие и улучшение основных моторных навыков. Улучшение мышечной координации и тренировка всех групп мышц; пребывание на свежем воздухе при уходе за садом улучшает общее состояние организма, так как растения выделяют фитонциды; происходит стимулирование и развитие не доминантных систем восприятия (дети слушают тишину, различают пение птиц, запахи растений, многообразие цветовой палитры).
Гарденотерапия опирается на взаимодействие ребенка c ограниченными возможностями с природой. Для ребенка с нарушениями развития возможность пребывания на природе крайне необходима для расширения жизненного пространства, развития, получения экологических знаний и оздоровления. Природа является богатейшей средой для развития сенсорных систем ребенка (слуха, зрения, обоняния, осязания, вкуса). Освоение природных ландшафтов эффективно развивает у детей восприятие пространства и учит без боязни перемещаться и ориентироваться во внешней среде. Общение с природой дает множество положительных эмоций, так необходимых ребенку с тяжелыми нарушениями здоровья.
В ней соединяются положительное воздействие работы на свежем воздухе и благотворное влияние красоты растений на психику ребенка. Ухаживая за цветами, дети преодолевают замкнутость, неуверенность в себе и просто радуются жизни. Наблюдая за разными красками растений, ландшафтом родного края, ощущая запахи цветов, ребенок формирует образ мира, в котором он живёт и развивается.
Целевая группа:
В соответствии с Государственными Стандартами, предоставляемых социальных услуг, и программой дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» Екжановой Е.А., Стребелевой Е.А. «Гарденотерапия» изучается с детьми с отклонениями в развитии в возрасте от 4 до 7 лет по два часа в неделю. Общий объём учебного времени в год составляет 87 часов. Особое место занимают экскурсии и практические работы. Их необходимый минимум определён по каждому разделу программы. Экскурсии включают наблюдения, практические работы: наблюдения, опыты, измерения, работу с природным материалом.
Цель:
улучшение физического и психического состояния ребенка.
Задачи:
-развитие познавательной активности;
-коррекция эмоциональной сферы;
-расширение функциональных возможностей кистей рук;
-развитие элементов трудовых навыков;
- привитие трудолюбия;
- воспитание бережного отношения к природе
Направления деятельности:
В ее содержание входят такие разделы:
1. «Комнатное цветоводство»
Основные понятия: Виды комнатных растений, произрастающих в группе. Названия комнатных растений. Характерные особенности комнатных растений. Условия жизни комнатных растений. Правила ухода за комнатными растениями. Упражнения в узнавании комнатных растений по внешним признакам. Части растений. Назначение частей растения. Различия и сходство между комнатными растениями. Семена. Комнатные лекарственные растения. Комнатные ядовитые растения.
Дидактические игры: «Найди, О Чем Расскажу», «Узнай Растение», «Что Изменилось?»,
«Найди По Описанию Растение», «Магазин Цветов», «Где Растут Цветы», «Найди Такой Же», «Где Спряталась Матрешка», «Чего Не Стало?»
Тематические таблицы: «Помощь растениям»
2. Растения на участке
Основные понятия: Виды деревьев, кустарников, культурных и дикорастущих травянистых растений. Растения сада, огорода. Названия овощей, фруктов. Характерные признаки деревьев, кустарников, культурных и дикорастущих травянистых растений. Особенности строения (корень, ствол, стебель, ветки, листья, цветы, семена) и назначение всех органов деревьев, кустарников, культурных и дикорастущих травянистых растений. Правила ухода и выращивания рассады. Высадка садовых растений в грунт. Особенности жизнедеятельности растений на участке в разные времена года. Семена часть растения, необходимая для размножения. Лекарственные растения в саду. Правила сбора, хранения и применения лекарственных растений. Ядовитые растения в саду.
Дидактические игры: «Вершки-корешки», «Что за чем»
Тематические таблицы: «Кому нужны деревья», «Этажи леса», «Деревья. Кустарники. Травы»
3. «Букеты и приветы»
Основные понятия: Художественный труд с природным материалом. Прогулки с целью сбора желудей, шишек, веток, семян и других частей растений. Рассматривание собранного материала. Знакомство с технологией и видами аппликаций из листьев и других частей растения. Аранжировки из цветов, листьев, веток, семян, оттиск листом, сюжетные инсталляции из природного материала и другие виды творческой рукотворной деятельности.
Тематические таблицы: «Правила работы с ножницами», «Правила работы с клеем»
Изготовление поделок требует от детей ловких действий, и если вначале неточным движением руки они нередко повреждают игрушки, то впоследствии, в процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. В процессе изготовления поделок постепенно образуется система специальных навыков и умений. В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».