СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторская методическая разработка урока обществознания в 10 классе «ИСКУССТВО И ЕГО ФУНКЦИИ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Авторская методическая разработка представляет собой конспект урока обществознания в 10 классе «Искусство и его функции». Урок  направлен на развитие эстетических, коммуникативных, нравственных качеств личности, имеет чёткую структуру, логику построения. Учитель использует различные педагогические методы и приёмы.

Межпредметные связи (обществознание, история, литература, музыка) делают урок насыщенным информацией, активизируют обучающихся, повышают их интерес к предмету.

Просмотр содержимого документа
«Авторская методическая разработка урока обществознания в 10 классе «ИСКУССТВО И ЕГО ФУНКЦИИ»»

14


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 1 г.Вельска»









«ИСКУССТВО И ЕГО ФУНКЦИИ»

Авторская методическая разработка

урока обществознания в 10 классе







Автор:

Ефремова Ирина Юрьевна,

учитель обществознания

МБОУ «СШ № 1 г.Вельска».

Телефон: 8 921 971 5165







Вельск

2019



Содержание





  1. Пояснительная записка …………………………………………………...3



  1. Методическая разработка урока «Искусство и его функции» ………. 4

  2. Библиографический список …………………………………………...... 14

  3. Приложения

Приложение 1. Виды искусства …………................................................... 15

Приложение 2. Виды искусства (иллюстрации) ……………………......... 16

Приложение 3. Когда грохочут пушки, музы не молчат …..................... .. 17

Приложение 4. «Священная война» - песня победителей ………………. 18

Приложение 5. Крис Сфирис - композитор, музыкант ………………….. 19

Приложение 6. Музыканты «Титаника» ………………………................ 20

Приложение 7. Людвиг ван Бетховен. «К Элизе»…………...................... 21

Приложение 8. Функции искусства ……………………………………..... 22

Приложение 9. Проверочные задания …………………………………… 23













Пояснительная записка

Искусство как значимый институт духовной сферы общества всегда интересовал и интересует историков, социологов, психологов. Программа курса обществознания в школе отводит теме «Искусство» определённое количество учебных часов в основной и средней школе. Что такое искусство? Когда оно возникло? Каковы его виды и функции? Обсуждение этих вопросов расширяет кругозор обучающихся, формирует их мировоззрение и эстетический вкус, повышает интеллект и общую культуру. Особенно актуальна тема искусства в современном мире, когда вкусы молодёжи формируются под воздействием массовой культуры, которая, порой, мешает отличить настоящее искусство от псевдоискусства, называет искусством примитивные и даже вредные для формирования личности творения. Задача школы - научить обучающихся различать прекрасное и безобразное, повышать их культурный уровень.

Методическая разработка урока «Искусство и его функции» предназначена для 10 класса. Основные функции искусства предлагается рассмотреть на примере одного из самых распространённых и понятных для 10-классников видов искусства - музыки; в качестве иллюстраций используются исторические факты, поэтому по форме урок можно считать интегрированным. Урок построен с учётом уже изученного по теме «Искусство», а также возрастных особенностей и интересов обучающихся. Эффективности урока способствуют личностно-ориентированная технология, технология сотрудничества, технология интегрированного урока, а также доверительная творческая обстановка, способствующая повышению активности обучающихся на уроке.

Урок требует предварительной подготовки старшеклассников: они готовят сообщения, находят материалы для видеопрезентации.



Методическая разработка урока обществознания

«ИСКУССТВО И ЕГО ФУНКЦИИ»

«Искусство есть такая потребность для человека, как есть и пить. Потребность красоты и творчества, воплощающего её, - неразлучна с человеком, и без неё человек, может быть, не захотел бы жить на свете»
Ф.М. Достоевский



Цели урока:

Развитие эстетической и общей культуры обучающихся посредством приобщения их к разговору о сущности и функциях искусства.

Задачи:

  1. повторение понятия, сущности и видов искусства;

  2. расширение представлений обучающихся о значении искусства в жизни общества;

  3. выявление функций искусства через анализ исторических фактов;

  4. развитие навыков поиска и анализа информации, навыков устной коммуникации.

Ход урока

Звучит спокойная музыка. На экране эпиграф урока -

слова Ф.М. Достоевского

Учитель зачитывает высказывание Достоевского об искусстве. Ребята, как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?

Ученики: На уроке речь пойдёт об искусстве и его значении в жизни человека и общества.

Учитель: Вы правы. Это очень интересная и важная тема, которую мы уже затрагивали. Как вы считаете, на какие вопросы мы можем сегодня постараться дать ответы?

Ученики: Мы можем вспомнить понятие искусства, его особенности и виды. Выяснить, какие функции искусство исполняет в обществе.

Учитель: Действительно, данные вопросы мы рассмотрим, и я надеюсь, что вы будете активны, а наша встреча будет плодотворной и интересной. Итак, что же такое искусство?

Ученики: Искусством принято назвать специфическую форму общественного сознания и человеческой деятельности, которая представляет собой отражение окружающей действительности в художественных образах.

Учитель: Правильно, в основе искусства как одного из способов эстетического освоения мира лежит воспроизведение действительности в художественных образах. Именно создание художественного образа является отличительной чертой искусства. Вспомните, что является предметом искусства?

Ученики: Предмет искусства – человек, его отношения с окружающим миром.

Учитель: А что является формой бытия искусства?

Ученики: Формой бытия искусства является художественное произведение.

Учитель: Ранее мы уже говорили, что различают разные виды искусства. Что является основанием для такого различия?

Ученики: Виды искусства различают в зависимости от того, какими средствами и способами создаётся художественный образ.

Учитель: Правильно. Давайте вспомним виды искусства, проведя небольшую проверочную работу. На экране будет даваться характеристика, а вы записывайте на листочках виды искусства, соответствующие ей. (Приложение 1)

Выполнение работы с последующей проверкой. (Приложение 2)

Учитель: Искусство сопровождало человека на протяжении всей его истории, начиная с наскальных рисунков, ритуальных танцев, примитивных музыкальных инструментов. Ещё античные мыслители отмечали его воздействие на человека. И это воздействие не ослабевает. Искусство выполняет важнейшие социальные функции. Какие? Постараемся ответить на этот вопрос, обратившись к одному из самых ранних и замечательных видов искусства - музыке.

9 августа 1942 года. Уже миновала первая, самая страшная блокадная зима, когда тысячами свозили на кладбище погибших от голода и болезней ленинградцев. Стало чуть легче, но блокада продолжалась. Фашисты всё ещё хвастливо кричали по радио, что вот-вот ленинградцы не выдержат, сдадутся. А Ленинград готовился к премьере Седьмой симфонии Шостаковича. 9 августа к семи часам вечера к зданию филармонии шли, вернее, брели, едва передвигая опухшие ноги, ленинградцы. Так как оркестр филармонии уже не существовал (многие пошли на фронт, многие умерли), для исполнения симфонии были собраны все музыканты, оставшиеся в осаждённом городе. Их было пятнадцать. (Приложение 3)

И симфония прозвучала в героическом городе, где она была создана, которому была посвящена. А фашисты в тот день не начали свой традиционный артобстрел - их огневые точки молчали. Конечно, не из преклонения перед великим творением искусства, а потому, что наши артиллеристы, зная от командования о концерте, подавляли своим огнём позиции врага. Рискуя жизнью, бойцы принимали огонь на себя, поливали огнём вражеские укрепления. Один час двадцать минут звучит симфония. Два часа двадцать минут не умолкали наши батареи. Отзвучала симфония, и раздались аплодисменты. Руки сидящих в зале еле двигались, аплодисменты напоминали сухой шелест, но это была овация в честь автора симфонии, в честь героев-музыкантов.

Слушание Прелюдии к Седьмой симфонии Д. Шостаковича

Учитель: Музыка ясным напевом рисует мир, покой, счастье. И вдруг…

Видеофрагмент исполнения симфоническим оркестром 1 части симфонии - - «Нашествие»

Учитель: Что вы услышали?

Ученики: - Музыка обретает выразительность в мелодии, ритме, тембре: сухое постукивание барабана, жёсткие механические звуки.

- Монотонная мелодия фашистского марша назойливо повторяется;

- Звучание инструментов режет слух; представляешь тупые, бесчувственные лица врага, каски, танки, автоматы…

- Слышен лязг железа. Фашисты нагло идут по нашей земле, хочется дать отпор, бить их…

Учитель: Молодцы, вы увидели созданный звуками образ фашизма. Вот какими словами выразил своё впечатление от этого фрагмента деятель культуры Роман Петрушанский: «В эту мирную, чуть наивную музыку постепенно, исподволь, словно шуршание змеи, вползает зловещий и тихий рокот малого барабана, а за ним писк флейты-пикколо, однообразный, нарастающий, неумолимый. Позже этот рокот и писк назовут темой нашествия, а другие, взметнувшиеся им навстречу волны звуков, - темой протеста, борьбы». Послушаем отрывок из финала Седьмой симфонии.

Слушание фрагмента финала Седьмой симфонии Шостаковича

Учитель: Писатель Евгений Петров так передал своё восприятие Седьмой симфонии Шостаковича: «… она (мелодия) обрастает железом и кровью. Она сотрясает мир. Что-то железное идёт по человеческим костям, и вы слышите их хруст. Вы сжимаете кулаки. Вам хочется стрелять в это чудовище с цинковой мордой, которое неумолимо и методично шагает на вас. На предельном напряжении оркестра простая и замысловатая, шутовская и страшная тема войны заменяется всесокрушающей музыкой сопротивления». И сопротивление действительно было, и Великая Победа наступила. Какие функции искусства демонстрирует торжествующий победный финал симфонии, написанной задолго до окончания войны?

Ученики: Музыка говорит о том, что будет. Она утверждает, что враг будет разбит, наступит праздник Победы.

Учитель: Правильно. Эта функция искусства называется прогностической. А поскольку музыка Шостаковича призывала ленинградцев держаться, делать всё для победы, о какой функции искус ства на примере Седьмой симфонии можно ещё сказать?

Ученики: Искусство способно сплотить, призывать к чему-либо, объединять людей.

Учитель: Правильно. Эту функцию назовём мобилизующей. Седьмой «Ленинградской» симфонии предпослан эпиграф: «Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, нашему родному Ленинграду». 75 лет прошло с того дня, когда была окончательно снята блокада Ленинграда. И «симфония всепобеждающего мужества» (так называют Седьмую симфонию Шостаковича) внесла свой вклад в победу.

Какие ещё музыкальные произведения выполняли и выполняют те же функции, что и Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича?

Ответы учеников..

Учитель: Молодцы. среди других примеров вы назвали песню «Священная война». Давайте послушаем о ней. (Приложение 4)

Подготовленный ученик: «Священная война» - это песня, которая помогла победить в Великой Отечественной войне. Маршал Георгий Жуков назвал её бессмертной. Её написали поэт Лебедев-Кумач и композитор Александров за одну ночь - сразу после объявления о нападении Германии на СССР. Песней 26 июня 1941 года солдат и добровольцев провожали на фронт с Белорусского вокзала. «Священная война» - гимн народа-освободителя.

Прослушивание 1 куплета песни «Священная война». На экране иллюстрация.

Учитель: Думаю, вы согласитесь, что и Ленинградская симфония, и песня «Священная война» выполняли и выполняют и воспитательную функцию, воздействуя на патриотические чувства и мировоззрение людей. Нельзя не отметить и ценностно-ориентирующую функцию, т.к. то содержание, которое несёт искусство, ориентирует людей в системе общественных ценностей, даёт возможность выбрать для себя жизненные ориентиры.

Как вы думаете, можно ли считать Седьмую симфонию Шостаковича и песню «Священная война» произведениями для отдыха - пришёл в филармонию, наслаждаешься, отдыхаешь?..

Ученики: Конечно, нет. Не каждое произведение искусства выполняет функцию психологической разгрузки (рекреационную), создано для отдыха.

Учитель: Верно. А какие произведения искусства помогают вам отдохнуть?

Ученики называют произведения разных видов искусства.

Учитель: Я думаю, вы согласитесь, что по-настоящему искусством не стоит считать примитивные произведения, в которых сложно уловить какой-либо смысл, порой даже вредные для здоровья человека. На заре тяжёлого рока существовали группы, которые несли агрессию. Только представьте себе, как на сцене под рёв инструментов и зрителей музыканты разбивают гитары, ломают микрофоны, разрывают на глазах публики доставаемых из ящика птенцов и т.п.

Ученики: Такое «искусство» не несёт благо: калечит психику, развивает в обществе жестокость…

Учитель: Действительно, искусством в полном смысле можно считать только такие произведения, которые своей гармонией влияют на внутреннюю гармонию личности, способствуют сохранению и восстановлению её психического равновесия, - т.е. искусство выполняет утешительно-компенсаторную функцию и не менее важную - эстетическую, т.е. формирует эстетические вкусы и потребности человека, пробуждает в личности желание творить по законам красоты, желание созерцать прекрасное.

Сегодня я хочу сделать вам подарок - познакомить с творчеством моего любимого композитора и мультиинструменталиста Криса Сфириса. Он начал писать музыку для гитары ещё подростком, был вдохновлён духовной и народной музыкой родной Греции и других стран, а также классической и поп-музыкой. Часто в свои произведения Сфирис включает звуки природы - самые лучшие звуки на Земле. Мне особенно нравятся его электронные композиции, помогающие успокоиться, повысить настроение.(Приложение5)

На экране портрет Криса Сфириса. Слушание одного из произведений композитора.

Учитель: Вы очень внимательно слушали. Надеюсь, музыка Криса Сфириса вам понравилась и будет приносить вам радость и наслаждение. Это пример искусства, выполняющего функцию отдыха.

А сейчас снова обратимся к историческому факту.

Подготовленный ученик: Когда представляешь последние минуты терпящего в 1912 году бедствие лайнера «Титаник», перед глазами встаёт картина: вода уже заливает шлюпочную палубу, сотни людей борются за то, чтобы сесть в последние две складные шлюпки, которые вода вот-вот смоет, а музыканты, даже не пытаясь как-то спастись, играют последнюю мелодию в своей жизни. Никто из них не спасётся, и после этой ночи они все войдут в историю. На «Титанике» было восемь музыкантов: Уоллес Хартли (33 года)  - скрипка (руководитель оркестра), Джон Хьюм (21) - скрипка, Джон Кринс (23) - скрипка, Перси Тейлор (32) - альт, Джон Уизли Вудворт (32) - виолончель, Рожер Брику (28) - виолончель, Джон Кларк (30) - контрабас, Теодор Брейли (24) - фортепиано. Спасшиеся пассажиры вспоминали, что последними их произведениями была музыка Бетховена, которая, согласно известному высказыванию, «высекает огонь из человеческой души». Именно эта музыка помогла в страшные минуты: обезумевшие от ужаса люди стали более организованными и благородными. Она мобилизовала их на достойное поведение перед лицом смерти. (Приложение 6)

Учитель: Действительно, сильная музыка сильного человека (Бетховен продолжал писать даже когда потерял слух) помогла и помогает многим людям в сложных жизненных ситуациях. Но Бетховеном написаны не только сложные по форме и очень серьёзные по содержанию произведения. Пожалуй, не найдётся никого, кто бы хоть раз в жизни не слышал спокойную фортепианную пьесу Людвига ван Бетховена «К Элизе». Оригинальная партитура этой мелодии не сохранилась, поэтому уже много лет музыканты и биографы композитора не могут прийти к единому мнению, кому же на самом деле было посвящено его самое трогательное произведение. (Приложение 7)

Подготовленный ученик: Известно, что Бетховен был влюблён в Терезу и даже в 1810 году сделал ей предложение, которое она отвергла, предпочтя богатого дворянина. Людвиг Ноль интерпретировал надпись на нотах пьесы так: «Элизе от Л. Бетховена». Дело в том, что у композитора был ужасный почерк, поэтому биограф решил, что адресатом являлась Тереза, но оригинал названия исправлять не стал. Эта версия считалась единственной вплоть до 2009 года, пока британский музыковед Мартин Копитц не предположил, что «К Элизе» была посвящена Элизабет Рёкель, младшей сестре друга композитора. Она называла себя только Элизой. Композитор познакомился с ней, когда ей было 13 лет, а ему - 36. Бетховен за ней трогательно ухаживал. Незадолго до своей кончины в 1827 году Людвиг ван Бетховен подарил Элизабет Рёкель прядь своих волос и перо, которым писал свои творения.

Учитель: Сегодня уже никто не скажет достоверно, кому же композитор посвятил свою пьесу, но «К Эдизе» является одной из самых узнаваемых и любимых произведений композитора. Наверное, не столь важно, кому на самом деле посвящена замечательная музыка. Ясно одно: она своим языком - языком звуков - передаёт чувства автора. Как можно назвать эту функцию искусства?

Ученики: Транслирующая функция, т.к. композитор передаёт, транслирует свои чувства.

Учитель: Давайте послушаем пьесу «К Элизе» Бетховена, которая является классическим образцом музыки, передающей высокие чувства.

Слушание «К Элизе». На экране - фото Бетховена и предполагаемых адресатов пьесы.

Учитель: Итак, мы определили самые важные функции искусства в обществе. Попробуйте перечислить их. Составим в тетрадях таблицу «Функции искусства»..

Ученики перечисляют функции искусства, пробуя сформулировать объяснение функций, учитель помогает. Запись таблицы в тетрадях. (Приложение 8)

Учитель: Выделяют и другие функции искусства, но мы назвали основные.

Итак, мы пришли к выводу, что искусство полифункционально, т.е. выполняет в обществе разные и важные функции. Как вы считаете, надо ли человеку приобщаться к искусству? Если да, то зачем и каким образом?

Ученики: - К искусству необходимо приобщаться. Оно помогает понимать свой внутренний мир и внутренний мир других людей. Понимающий искусство человек обладает широким мировоззрением.

- Искусство развивает человека, делает его сильным духом, интеллектуальным, способным анализировать действительность, отличать прекрасное от безобразного.

- Искусство делает жизнь человека интересней, насыщенней, осмысленней.

- Приобщаться к искусству мы можем посредством чтения книг, посещения учреждений культуры, использования возможностей СМИ, в частности, Интернета.

Учитель: Вы совершенно правы. Вы практически повторили слова Дмитрия Сергеевича Лихачёва. В его «Письмах о добром и прекрасном» говорится о том, что искусство формирует его нравственность человека. Для понимания произведений искусства необходима эстетическая культура, которую развивать надо в течение всей жизни. Искусство освещает жизнь человека, т.е. отображает действительность и делает жизнь более яркой и человечной. Искусство связано с понятием добра. Оно так же, как и добро, несёт всё самое хорошее: радость, пользу, тепло.

Заканчивая наш урок, я хочу пожелать вам приобщаться к настоящему искусству, понимать и любить его. Как говорил Максим Горький, «идите к свету, разуму, правде и красоте».

Домашнее задание выполните на карточках (Приложение 9). Спасибо за работу.

 















































Библиографический список

  1. Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Кинкулькин А.Т. Обществознание, 11 класс. – М.: 2008..

  2. В. Я. Хуторской. Обществознание. Термины и понятия. – М.: 2006.

  3. Кравченко А.И. «Обществознание», 11 класс. – М: «Русское слово», 2011.

  4. Обществознание: 10-11 кл.: Школьный словарь-справочник/ В.В. Барабанов, И.П. Насонова. – М.: ООО «Издательство ACT»: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Транзиткнига», 2004.

  5. https://kulturologia.ru/blogs/120217/33439/

  6. https://www.philharmonia.spb.ru/compositions/about/8476/

  7. https://www.culture.ru/materials/51666/pisma-o-dobrom-i-prekrasnom

  8. https://live-imho.livejournal.com/392766.html
















Приложение 1

ВИДЫ ИСКУССТВА



1.

Вид искусства, который представляет собой систему Архитектура (зодчество) зданий и сооружений, формирующих пространственную среду для жизни человека

Архитектура (зодчество)

2.

Вид искусства, произведеня которого представляют собой отображение жизни на определённой поверхности при помощи цвета

Живопись

3.

Вид изобразительного искусства, произведения которого имеют физически материальный, предметный объём и трёхмерную форму, размещённую в реальном пространстве

Скульптура

4.

Вид искусства, непосредственно связанный с бытовыми нуждами людей (изделия из глины, дерева, стекла, камня, металла).

Декоративно-прикладное искусство

5.

вид искусства, отражающий действительность в словесно-письменных образах

Литература

6.

вид искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актёра перед публикой

Театр

7.

Искусство акробатики, эквилибристики, гимнастики, пантомимы, жонглирования. фокусов, клоунады, музыкальной эксцентрики, конной езды, дрессировки животных

Цирк

8.

Вид искусства, содержание которого раскрывается в танцевально-музыкальных образах

Балет

9.

Вид искусства, произведения которого создаются с помощью киносъёмки реальных, специально инсценированных или воссозданных средствами мультипликации событий

Кино

10.

Вид искусства. отражающий действительность в звуковых художественных образах

Музыка



Приложение 2

Виды искусства (иллюстрации)

Живопись Скульптура


Архитектура Балет


Музыка Литература

Приложение 3

Когда грохочут пушки, музы не молчат



В осаждённом Ленинграде Д. Шостакович пишет

Седьмую симфонию

Трагедия ленинградцев Музы не молчат

Поэтесса Ольга Берггольц Театр продолжал работать

Приложение 4



«Священная война» - песня победителей







Пусть ярость благородная вскипает, как волна.

Идёт война народная, священная война!



Приложение 5

Крис Сфирис - композитор, музыкант









Приложение 6

Музыканты «Титаника»





Приложение 7



Людвиг ван Бетховен. «К Элизе»







Людвиг ван Бетховен и Элизабет Рёкель



Людвиг ван Бетховен и Малфатти

Приложение 8



ФУНКЦИИ ИСКУССТВА



Общественно-преобразовательная функция

проявляется в том. что искусство. оказывая идейно-эстетическое воздействие на людей, включает их в направленную деятельность по преобразованию общества

Воспитательная функция

отражает роль искусства в формировании целостной человеческой личности, чувств и мыслей людей; формируется внутренний мир человека

Познавательная функция

проявляется в способности искусства быть одним их средств познания людьми окружающего мира; искусство - источник информации о мире и человеке

Эстетическая функция

Искусство позволяет человеку понять и осознать законы красоты, формирует эстетический взгляд на окружающий мир; формирует понятие о прекрасном

Социальная функция, мобилизующая

Искусство оказывает прямое давление на людей, преобразуя тем самым социальную реальность. Искусство может призывать к чему-то

Прогностическая функция


Искусство прогнозирует события, развитие социальных настроений

Рекреационная функция

Искусство помогает душевному отдыху, развлечению, психологической разгрузке



Приложение 9

Проверочные задания

Задание 1. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из приведённого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Искусство - это особая форма духовной _________(1) человека и _______(2), проявляющаяся в различных видах - живописи, архитектуре. Скульптуре, литературе, музыке, танце, театральных или кинопостановках, декоративно-прикладном искусстве и пр. Искусство является важнейшим способом _____(3) осознания мира. В его основе лежит отражение и ________(4) в художественных образах. Художественные образы в искусстве создаются различными ______(5). Так, в литературе художественное отображение действительности происходит с помощью ______(6), в живописи - через зртьельные образы, в скульптуре и архитектуре - через объёмно-пространственные формы, в музыке - через звуковые формы».





А) эстетическое г) общественные отношения ж) преобразование реальности

Б) деятельность д) художественное творчество з) мораль

В) средство е) общество и) слово



Задание 2. Прочитайте текстД.С. Лихачёва (1906-1999, литературовед, академик Российской академии наук).

Жизнь - самая большая ценность какой обладает человек. Если сравнить жизнь с драгоценным дворцом со многими залами, которые тянутся бесконечными анфиладами, которые все щедро разнообразны и все не похожи друг на друга, то самый большой зал в этом дворце, настоящий «тронный зал»,-это зал, в котором царствует искусство. Это зал удивительных волшебств. И первое волшебство, которое он совершает, происходит не только с самим обладателем дворца, но и со всеми в него приглашенными на торжество.

Это зал бесконечных празднеств, которые делают всю жизнь человека интереснее, торжественнее, веселее, значительнее… Я не знаю какими эпитетами еще выразить свой восторг перед искусством, перед его произведениями, перед той ролью, которую оно играет в жизни человечества. И самая большая ценность, которой награждает человека искусство, - это ценность доброты. Награжденный даром понимать искусство, человек становится нравственно лучше, а следовательно, и счастливее. Да, счастливее! Ибо награжденный через искусство даром доброго понимания мира, окружающих его людей, прошлого и далекого, человек легче дружит с другими людьми, с другими культурами, с другими национальностями, ему легче жить.

Богатства, которые дает человеку понимание произведений искусства, невозможно отнять у человека, и они всюду, их надо только увидеть.

Искусство освещает и одновременно освящает жизнь человека. И снова повторяю: оно делает его добрее, а следовательно, счастливее

Но понимать произведения искусства далеко не просто. Этому надо учиться- учиться долго, всю жизнь. Ибо остановки в расширении своего понимания искусства не может быть. Может быть только отступление назад- в тьму непонимания. Ведь искусство сталкивает нас все время с новыми и новыми явлениями, и в этом громадная щедрость искусства. Открылись нам во дворце одни двери, за ними черед открыться другим.

(Лихачев Д.С Письма о добром и прекрасном /Понимать искусство, М., 1989, с. 130-132) .

Ответьте на вопросы: 1. Назовите главные мысли фрагмента. 2.Как вы понимаете выражение «..Искусство освещает и одновременно освящает жизнь человека?» 3. Что такое доброта? В чем вы видите связь понимания искусства и доброты? 4 Как вы думаете служит ли понимание искусства радостям общения?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!